Розенбаум бард краткая биография. Александр яковлевич розенбаум биография

Александр Розенбаум – автор песен, исполнитель, поэт и композитор, музыкант, работающий в нескольких жанрах: авторская и эстрадная песня, джаз, рок, романс, шансон. Розенбаум получил статус Заслуженного артиста РФ, а затем и Народного артиста.

Александр Яковлевич Розенбаум родился в советском Ленинграде в семье студентов-медиков, которые после окончания института по распределению переехали в Зыряновск, расположенный в Казахстане. Здесь родился младший брат Саши – Владимир. Отец Яков Шмарьевич Розенбаум со временем стал главным врачом городской больницы, специализируясь на урологии, а мать Софья Семеновна Миляева была врачом-гинекологом.


Через 6 лет семья вернулась в Ленинград. Александр учился в средней школе с углубленным изучением французского языка, а параллельно посещал музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки. Самостоятельно занимаясь дома, освоил игру на гитаре.

Помимо музыки, Саша увлекался спортом. В раннем детстве посещал секцию фигурного катания, а с подросткового возраста серьезно занялся боксом в младшей группе при «Трудовых резервах».


После окончания школы Розенбаум поступил в Первый ленинградский медицинский институт, так как парень решил пойти по стопам родителей. В результате Александр стал врачом-терапевтом. Работал в отделении скорой помощи, а параллельно учился в вечернем джазовом училище при Дворце культуры имени Кирова. Получив диплом музыканта-аранжировщика, музыкант встал перед выбором – оставаться и далее врачом, наращивая уже полученный опыт, или пойти по стезе новой профессии. И Александр Розенбаум выбирает музыку.

Музыка

Первые песни начал писать будучи студентом института. В основном это были блатные зарисовки на тему бабелевских «Одесских рассказов» или медицинские истории. После окончания музыкального училища выступал в маленьких залах, которые были в ведомости Ленконцерта, как участник коллективов «Пульс», «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых». На большую сцену в качестве сольного исполнителя Розенбаум вышел в первой половине восьмидесятых годов.

Удивительно, что работая в жанре авторской песни, которая в то время находилась в подполье, Александр Розенбаум достаточно быстро стал участником большинства главных эстрадных концертов от «Шире круг» до «Песни года». Но наибольшую славу принесла исполнителю поездка в Афганистан и ряд выступлений перед воинами-афганцами. В этот период песни воровской тематики практически исчезают из репертуара, сменяясь темой войны и истории России. Также в сюжетах стихов Розенбаума присутствуют цыганская и казачья тема, философская лирика, психологическая драма.

В 1986 году в фильме «Боль и надежды Афганистана» в качестве звуковой дорожки звучит песня «В горах Афгани» в исполнении Розенбаума. Через несколько лет песня музыканта «Вальс-бостон» становится всесоюзным хитом. Эта песня звучит в фильмах «Друг» и «Любовь с привилегиями».

В 1991 году выходит фильм «Афганский излом», музыкальной темой которого становится «Монолог пилота «Черного тюльпана» Розенбаума. Тема войны в Афганистане появляется и в других песнях музыканта: «Дорога длиною в жизнь», «Караван».

Военная тематика продолжает оставаться характерной для творчества Александра Розенбаума, но чаще музыкант обращается к теме Великой Отечественной войны или к морской тематике: «Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…», «38 узлов», «Песня старого миноносца» и другие.

После распада Советского Союза Александр Розенбаум продолжил свои выступления, но в его репертуаре все чаще стали появляться песни, посвященные народу Израиля. Так певец отдавал дань уважения предкам по линии отца.

В 1996 году музыкант впервые получил премию «Золотой граммофон». Награду Розенбауму принесла песня «Ау».

В 2002 году песня Розенбаума «Начальник из сыскной» звучит в культовом криминальном сериале «Бригада». В этом же году Розенбаум получил второй «Золотой граммофон» за песню «Мы живы», а через год первую премию «Шансон года» за композиции «Глухари» и «Казачья». С этого момента музыкант получал премию «Шансон года» ежегодно, за исключением 2008 года. Чаще всего номинировались и выигрывали сразу две песни музыканта.

В 2005 году песня музыканта появляется в популярном мелодраматическом сериале «Две судьбы». В мелодраме играет композиция «Заходите к нам на огонек…». Эта песня попадает в мир кино не в первый раз, композиция уже играла в комедии «Трам-тарарам, или Бухты-барахты» 1993 года.

В 2012 году Розенбаум получил третий и пока последний «Золотой граммофон» за песню «Любовь на бис», исполненную в дуэте с .

В 2014 году музыкант начал работать над новым альбомом. Релиз пластинки «Метафизика» состоялся 11 декабря 2015 года. Всего творческая биография Александра Розенбаума насчитывает более трех десятков альбомов, некоторые из которых выпущены в соавторстве с другими популярными музыкантами. В своей творческой деятельности Розенбаум не раз записывал песни в дуэте с другими исполнителями, например, с , Братьями Жемчужными, .

Розенбаум чаще всего выступает или с 6-струнной, или с 12-струнной гитарой. У него собственная насыщенная манера игры, так как артист часто использует спаренные струны, придавая звуку яркую окраску.

Александр Розенбаум практически не снимает клипы на свои песни, поэтому музыкальные видео, которые можно найти на официальном канале музыканта на YouTube , – это съемки с концертов. Но у певца есть как минимум один красивый и профессиональный клип: видео на песню «Вечерняя застольная», исполненную вместе с Григорием Лепсом и Иосифом Кобзоном. Клип выложен на официальном канале Лепса.

Личная жизнь

В первый раз Александр Розенбаум вступил в брак, когда еще учился в медицинском институте. Но этот студенческий союз просуществовал всего девять месяцев.

Но буквально через год Александр создает новую семью, женившись снова на студентке медицинского института Елене Савшинской, с которой живет до сих пор. В 1976 году у Александра и Елены рождается дочь Анна, которая будет единственным ребенком в семье Розенбаума. Девочка была ослабленным, болезненным ребенком, и родителям пришлось уделять очень много внимания ее здоровью. Когда Анна выросла, она вышла замуж за израильского спортсмена-пловца Тиберио Чаки. Супруги живут в Санкт-Петербурге. Дочь подарила Розенбауму четверых внуков.


Певец очень любит собак. У него живет бультерьер по кличке Лаки.

Помимо музыкальной деятельности, Александр Розенбаум - успешный коммерсант. Он является владельцем ресторана «Белла Леоне» и совладельцем петербургской сети пивных "Толстый Фраер". Кроме того, он является почетным президентом еврейского спортивного общества «Маккаби» и вице-президентом компании «Великий город», которая занимается поддержкой молодых начинающих исполнителей.

Александр Розенбаум сейчас

В апреле 2017 года Розенбаум стал гостем передачи-интервью «Звезда на «Звезде».

Весной этого же года музыкант на концерте в Саратове. Выяснилось, что у Розенбаума сломаны три ребра, из-за чего музыкант перенес следующий концерт в Волгограде на конец мая.


Александр Розенбаум продолжает выступать на регулярной основе. 9 мая 2017 года артист дал посвященный Дню Победы концерт в Санкт-Петербурге, а далее появился в Сочи, Краснодаре и Новороссийске.

Избранная дискография

  • 1983 - Посвящение посвящающим
  • 1986 - Эпитафия
  • 1987 - Нарисуйте мне дом
  • 1987 - Дорога длиною в жизнь
  • 1988 - Анафема
  • 1994 - Вялотекущая шизофрения
  • 1996 - На плантациях любви
  • 1999 - Транссибирская магистраль
  • 2001 - Старая гитара
  • 2007 - Попутчики
  • 2011 - Берега чистого братства
  • 2015 - Метафизика

Александр Яковлевич Розенбаум (13 сентября 1951) – известный российский певец, автор-исполнитель, поэт и литературный деятель. С 1996 года является Заслуженным артистом Российской Федерации, а в 2001 году получил звание Народного артиста.

Детство

Александр Яковлевич родился 13 сентября в Ленинграде. Его отец и мать познакомились друг с другом, еще будучи студентами 1-го Медицинского института. Сразу после окончания учебного заведения они сыграли свадьбу и спустя некоторое время уехали в город Зыряновск, располагавшийся в Восточном Казахстане. Там, будучи медиками, они устроились на работу в городской госпиталь: отец на должность врача-уролога, а мать ─ на акушер-гинеколога. Именно там, в Зыряновске, на свет появился старший брат Александра – Владимир Розенбаум.

Спустя шесть лет стабильной работы в госпитале семья Розенбаумов решает перебраться в Ленинград, так как больница потихоньку начинает пустеть и надобности в большом количестве специалистов уже нет. Понимая, что рано или поздно они попадут под сокращение, родители Александра переезжают в Ленинград, где у них рождается второй сын – будущий певец и автор-исполнитель.

Музыкальные способности и талант Александра стали проявляться еще в пятилетнем возрасте. Параллельно с общеобразовательной школой он записывается в музыкальную, где учится игре на фортепиано. Его педагогами становятся видные преподаватели того времени, поэтому уже спустя год под руководством Ларисы Иоффе и Марии Глушенко Розенбаум начинает показывать невероятные музыкальные способности, участвуя в многочисленных конкурсах. Кроме того, он учится и игре на гитаре у своего соседа – талантливого Михаила Александровича Минина, который по просьбе родителей берется за обучение юного гения всем азам.

Юность

После младшей школы Александра Яковлевича переводят в учебное заведение на Витебском проспекте, так как его родители хотят, чтобы их сын обучился языкам. Так Розенбаум оказывается в школе с углубленным изучением французского языка, который, к слову, так и не дался ему из-за увлеченности музыкой. Александр часто пропускал занятия, а находясь в классе, сидел и сочинял собственные композиции, не обращая абсолютно никакого внимания на преподавателей.

В это же время в жизни юного Саши появляется спорт. По совету друзей он записывается в секцию фигурного катания, из которой уходит уже спустя месяц, а затем – в секцию бокса «Трудовые резервы», но и там он не задерживается, предпочитая любому занятию музыку. К этому моменту о том, что Александр обладает поистине огромными музыкальными способностями уже знают все: друзья певца, его школьные учителя и даже соседи. Он играет на гитаре дома, в гостях, во дворе, на вечерах самодеятельности и школьных конкурсах, а о себе заявляет, что «буквально родился с гитарой в руках».

Однако музыка долгое время оставалась для Розенбаума только лишь хобби и приятным времяпрепровождением. По настоянию родителей в 1968 году он поступает в 1-й Медицинский институт в Ленинграде. Закончить образование с первого раза у талантливого парня не выходит: его отчисляют спустя год, и то случайно (его путают с другим студентом, не сдавшим вовремя сессию). Когда ошибка выясняется, уже слишком поздно заново подавать документы, так как Александру приходит повестка из военкомата.

Но, к счастью, в армию его так и не берут из-за небольших проблем со зрением, поэтому спустя год молодой человек восстанавливает документы в институт и продолжает обучение вплоть до 1974 года. Заканчивает высшее учебное заведение он со специальностью врача-терапевта и практически сразу после института идёт работать на Первую подстанцию, располагающуюся неподалеку от учебного заведения.

Музыкальная карьера

Несмотря на тот факт, что на момент поступления в институт Розенбаумом уже были созданы песни собственного сочинения, профессионально он решил посвятить себя музыке лишь в 1980 году. В разное время он участвует в таких ансамблях, как «Аргонавты», «Адмиралтейство», «Пульс» и «Шестеро молодых», везде выступая под псевдонимом «Аяров» (от своих инициалов). Однако ни в одном из музыкальных коллективов Розенбаум не находит того, чего искал, идя в мир музыки, поэтому долго он не задерживается ни в одном из ансамблей.

В качестве сольного исполнителя Александр Яковлевич начал выступать уже в 1983 году, активно участвуя в городских музыкальных мероприятиях, большинство из которых проводились в Доме культу МВД имени Держинского. Там он впервые исполняет такие композиции, как «Романс генерала Черноты», «Песня коня цыганских кровей», «На Дону, на Доне», «Вещая судьба», «Ах, если было бы можно…», «Я часто просыпаюсь в тишине» и многие другие.

Народное признание пришло к Розенбауму в это же время. Его песни носили разный смысл и были посвящены абсолютно различным тематикам. Алекандр Яковлевич живо интересовался послереволюционной Россией XX-го века, посвящал композиции цыганским обычаям и казачеству, писал философские и лирические песни, а также композиции, поддерживающие военнослужащих. К слову, Розенбаум нередко выступал с благотворительными концертами в военных частях и даже ездил несколько раз в Афганистан.

Музыкальный стиль

На сегодняшний день Александра Яковлевича Розенбаума знают миллионы слушателей по всему миру, и этот успех был достигнут не только благодаря таланту певца, но и оригинальному музыкальному стилю, который остаётся с ним с самого начала профессиональной карьеры на сцене.

Розенбаум всегда исполнял свои песни на русской семиструнной (разновидность гитары, в которой отсутствует пятая струна, благодаря чему она получила название OPEN G). Исключением являлось лишь одно из выступлений Александра с братьями Жемчужными, когда он использовал для выступления двенадцатиструнную гитару. В остальное же время автор-исполнитель использует лишь яркую и эффектную игру на русской семиструнной с несколькими ритмами боя. К слову, Александр Яковлевич является одним из немногих музыкантов, который не использует медиатор во время выступления, что делает композиции более живыми, а звук – в разы насыщеннее.

Личная жизнь

Семейная жизнь началась у Розенбаума очень рано. Как и его родители, он встретил свою первую любовь, еще будучи студентом 1-го Медицинского института. Однако в отличие от прошлого поколения, молодые не стали дожидаться окончания учебного заведения и сыграли свадьбу спустя 2 месяца после знакомства.

В итоге через девять месяцев брак распался, а Александр влюбился в коллегу по работе – Елену Викторовну Савшинскую – врача-рентгенолога на Первой подстанции, куда Розенбаум пошел работать сразу после окончания медицинского института. В 1976 году у Александра и Елены родилась дочка Анна.

Александр Розенбаум – человек, слава которого по праву идет впереди него. О нем уже давно составили свое впечатление, как поклонники, так и газеты. Но, по всей видимости, самого Розенбаума это волнует меньше всего, иначе бы он просто не смог нести на своих плечах такую широкую известность. Все популярные люди несколько абстрагированы от пересудов их личности, по-другому в мире бурлящего шоу-бизнеса не выжить…

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Розенбауму

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Розенбауму – сейчас автору песен и исполнителю шестьдесят пять лет. Рост Александра 174 сантиметра, а вес семьдесят три килограмма. Он был рожден в культурной столице Российской Федерации – Ленинграде, прекрасном городе на Неве. Оттуда начиналось и его победное шествие, сначала как маленького ребенка, потом юноши, а дальше взрослого мужчины. Примечательно, что мальчик воспитывался в семье медиков, которые на тот момент были студентами, в итоге его отец стал работать в урологии, а мать — врачом-гинекологом.

Чуть позже семья переехала в Казахстан. Надолго в чужой стране семья мальчика все же не задержалась, спустя шесть лет они уехали обратно в Ленинград. Тут мальчик начал ходить в школу, посещая еще и уроки музыки, он самостоятельно освоил гитару. Чуть позже перед ним станет жизненная развилка: быть доктором, либо все-таки начать развиваться в музыке. В итоге он решается на риск и начинает свое восхождение в музыке.

Биография и личная жизнь Александра Розенбаума

Биография и личная жизнь Александра Розенбаума – ознаменована датой 13 сентября 1951 года. По знаку Зодиака он Дева. Писать первые свои песни, юноша начал, еще обучаясь в стенах института, да пусть они были сразу не такие складные, не в рифму, но со временем мастерство только оттачивалось, становилось рафинированным. Пробиться на большую сцену Александр сумел в первой половине 80-х. В те времена, стезя именно авторских песен была в неком подполье, однако Розенбауму, трудившемуся, исключительно в таком жанре, везло, у него получалось довольно такие шустро продвигаться в своем развитии.

Кроме того, он умудрялся быть среди участников большого количества самых важных и главенствующих концертов, что проводились на тот момент в России, например в той же: «Песни года». Но, волею судьбы, наиболее успешное его выступление было во время поездки в Афганистан, где он пел перед воинами-афганцами. Конечно, как и любой другой исполнитель, со временем Александр, рос и его творчество, начинало меняться. Менялся стиль написания его песен, а также их тематика. Среди его наиболее популярных песен: «Друг», «Дорога длиною в жизнь», «Черный тюльпан», Вальс-Бостон», «Караван». В 2001 году певец получил почетное звание: Народный Артист России.

Семья и дети Александра Розенбаума

Семья и дети Александра Розенбаума – глава, являющаяся заполненной до краев. Помимо родительской семьи, которую ценил Александр, будучи ребенком, и своих родителей, которые вложили в него по максимуму знаний и любви, мужчина успел создать свою собственную. Не только создать, но также и сохранить, пронести союз двух сердце сквозь годы и разные перипетии жизни. У певца и актера не только имеются дети, но еще и целых четыре внука! Замечательный набор! Однозначно, можно сказать, что тот путь, по которому довелось пройти и до сих пор идти Александру, привел его ни к одной вершине. Благодарить он может за это в основном лишь себя, но также и нужных, правильных людей, которые так вовремя попадались на его жизненном пути.

Дочь Александра Розенбаума — Анна Савшинская

Дочь Александра Розенбаума Анна Савшинская родилась в браке с его настоящей супругой Еленой в 1976 году 20 октября. Анна – единственный и неповторимый ребенок в семье Розенбаума. Но, с самого детства малышка была ослаблена, много болела, так, что Александру пришлось приложить немало сил и терпения, чтобы выходить кроху, а потом прочно поставить её на ноги в этом мире. Не передать словами, сколько лет довелось день за днем родителям девочки уделять внимание её состоянию здоровья, следить за её анализами. Старания были вознаграждены, когда Анна выросла, то выйдя замуж за гражданина Израиля Тибирео Чаки, сумела подарить своему отцу четверых вкучат, все они мальчишки, и зовут их: Дэвид Чаки-Розенбаум, Александр Ники Чаки-Розенбаум, Дэниэль и Энтони.

Жена Александра Розенбаума — Елена Викторовна Савшинская

Жена Александра Розенбаума Елена Викторовна Савшинская – стала его спутницей жизни с 1975 года, именно тогда они решили соединить свой союз клятвами верности. Однако до этого у Александра были отношения брачного характера с девушкой, с которой он обучался в медицинском институте, они продлились всего девять месяцев и молодые люди разбежались. Елена же по профессии доктор-рентгенолог, познакомились они Александром тоже в стенах медицинского института. Как видим, вторая попытка создать семейное гнездышко, полное уюта и обоюдной любви получилось удачной на все сто процентов. Сейчас, когда вся семья собирается вместе, Розенбаум чувствует себя как никогда счастливым. А, еще певец несказанно обожает собак, потому дома у него обитает бультерьер по Лаки.

Инстаграм и Википедия Александра Розенбаума

Инстаграм и Википедия Александра Розенбаума – всегда являются открытыми. Потому, всегда можно при большом желании посетить страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Розенбаум,_Александр_Яковлевич). Вы удивитесь, сколько нового можно узнать, посетив страницу в этой всемирной библиотеке, какие мелкие факты, например такой: певческий голов у Александра – баритон. Личная страница в Инстаграм, (https://www.instagram.com/rozenbaumalex/?hl=ru) у Розенбаума тоже имеется. Но, она, правда, она закрыта, а фотокарточек там нет. Но, даже ради своего личного интереса, посетить страницу, все же, наверное, стоит. Артист, продолжает свою концертную деятельность, и по сей день, неустанно трудясь.

Бард Александр Розенбаум оказался в центре обсуждения после недавнего странного происшествия - в четыре утра в Москве его с ножевым ранением «Скорая помощь» доставила в Склиф.

Я был свидетелем всего, что случилось, - рассказал нам приятель Розенбаума. - Мы с друзьями собрались на небольшую вечеринку в знаменитом доме на Котельнической набережной. Был бард Олег Митяев с женой, я и еще несколько человек. Присоединился к компании и Саша Розенбаум. Его на своей машине Nissan Murano привезла подруга, она и была за рулем. Мы выпили, пели песни. Саша стал открывашкой вскрывать банку с соленьями, но открывашка сломалась. Он взял нож и принялся им откупоривать железную крышку. Рука дрогнула, нож сорвался, и лезвие прошлось по левой руке, чуть выше кисти. Была задета вена, пошла кровь. Саша пытался - он же медик - остановить кровотечение. Но его подруга, волнуясь за него, все же настояла на вызове «Скорой». Вот и вся история.

- А что за девушка сопровождала певца?

Эта девушка давно с ним дружит. Ее зовут Инна, она бизнесмен, директор крупной компании по производству макаронных изделий. Я ее знаю именно как подругу Розенбаума. Но в душу не лезу, чего там у них...

Как говорят, Александр Яковлевич в последнее время в столице бывает больше, чем в Питере. Даже купил квартиру в Москве - знакомые судачат, быть может, чтобы чаще видеться с Инной?

С Розенбаумом мы познакомились необычно, - рассказал «КП» один бывший сотрудник ФСБ. - Я ехал в поезде, Саша был в соседнем вагоне СВ вместе со своей директрисой Беллой, эффектной дамой. И на одной станции произошло ЧП - кто-то запустил в стекло их купе камнем. Стекло - вдребезги. Проводница принялась искать им свободные места. Я ехал в СВ один. Розенбаум просил меня пересесть в другое купе - ему с Беллой хотелось ехать вместе. Но я отмахнулся - уже разделся. Дама поворчала, но удалилась. А мы с Розенбаумом заказали водки. Всю ночь Саша играл на гитаре, мы пели, пили. А потом он разоткровенничался и сказал, что у него есть жена и еще две возлюбленные. И вроде как все ему дороги... Наутро к нам в купе стучала Белла. Увидев несколько помятого после бессонной ночи подопечного, ему выговаривала. Мы оба, уставшие от многочасовых возлияний - перепить Розенбаума вряд ли кому по силам, да и перепеть тоже! - еле-еле выползли из вагона.

Саша Розенбаум - увлекающийся человек. Мне казалось, что ему нравится его продюсер Белла, женщина яркая, интересная. Она занималась организацией его гастролей. Вместе они работают больше десяти лет, - рассказал «КП» один знаменитый певец, попросивший не называть в газете его имени. - Но появление в жизни певца московской бизнесменши Инны могло сказаться на отношениях с Беллой. В тусовке говорили, что Белла бросила Розенбаума и ушла работать к певцу Трофиму. Что-то происходило между Розенбаумом и Беллой, но чем все закончилось, мне неизвестно: чужая душа - потемки.

Мы дозвонились Белле Михайловне с расспросами.

Я не обижена на Александра Яковлевича. Просто теперь работаю сразу с двумя артистами - Розенбаумом и Трофимом, - ответила продюсер.

- Говорят, Александр Яковлевич разводится из-за возлюбленной девушки?

Нет, не разводится. Ничего про девушку не знаю! - категорично ответила дама.

Как говорят, жена певца - женщина мудрая. Некоторые из знакомых Розенбаума в последнее время заговорили, будто Саша не живет в семье. Но его тесть эту информацию не подтверждает - уверен, в семье его дочери все в порядке.


БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков