Врач смидович и писатель вересаев. Писатели, которые были врачами, врачи, которые были писателями Вересаев писатель и врач

Викентий Викентьевич Вересаев (1867 – 1945) – русский советский писатель, рассказавший об исканиях и метаниях интеллигенции на переходе от XIX к XX вв., переводчик Гомера, литературовед, создавший философские и документальные работы о русских писателях (Ф. Достоевском, Л. Толстом, А. Пушкине и Н. Гоголе). Редкое творческое долголетие выпало на долю В. Вересаева. Современник М. Салтыкова-Щедрина и , В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был современником , А. Твардовского, Л. Леонова. Викентий Вересаев вошёл в историю, прежде всего как писатель, однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия.


Викентий Вересаев (литературное имя Викентия Викентьевича Смидовича*) родился 16 января 1867 г. в Туле в русско-польской семье. Отец из рода польских дворян (по семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание), был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад. В семье было 8 детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое. Викентий начал рано читать, поскольку в доме была собрана прекрасная библиотека.

Учился В. Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был «первым учеником». Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В 13 лет начал писать стихи.

Учёба на историко-филологическом факультете Петербургского университета

В 17 лет в 1884 году закончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В это время с увлечением участвовал в разных студенческих кружках, «живя в напряжённой атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». Уже на втором курсе в 1885 году в журнале «Модный свет» напечатал своё первое произведение – стихотворение «Раздумье», подписанное никому не известной фамилией В. Викентьев (под таким псевдонимом вначале выступал в печати В. Вересаев). «Раздумье», по мнению самого автора, относилось к эпохе его «байронизма», целиком примыкало к темам и настроениям юношеской поэзии.

В.В. Вересаев – студент Санкт-Петербургского университета, 1885 г.

В. Вересаев много пишет и много читает, стремясь овладеть «секретами» творчества. В гимназические и первые студенческие годы им было написано около 80 оригинальных стихотворений и переведено свыше 40 поэтических произведений И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллера, Т. Кернера, Ф. Горация и др. Время от времени юноша посылал свои стихи в редакции журналов, но неизменно получал отказ, стихи не печатали. Однако первое увидевшее свет стихотворение было одновременно и одним из последних. В. Вересаев ещё 8 мая 1885 года записывает в дневнике: «... Во мне что-то есть, но... это «что-то» направится не на стихи, а на роман и повесть».

Через год вышли первые рассказы молодого писателя «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в это время юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием. Скромный и застенчивый студент Петербургского университета становится писателем.

Учёба на медицинском факультете Дерптского университета

В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В. Вересаев поступает в Дерптский (Тартуский) университет, на медицинский факультет. «...Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов», – так позднее объяснял В. Вересаев своё обращение к медицине («Автобиография»).

В 1892 г., ещё, будучи студентом, он ездил в Екатеринославскую губернию «на холеру» и в одном из участков заведовал бараком на Вознесенском руднике (ныне г. Донецк). Полученные тогда впечатления отразились в первой его повести «Без дороги».

В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу В. Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ » (1893).

В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провёл он 6 лет, занимаясь наукой и литературным творчеством.

В. Вересаев – врач

После окончания Дерптского университета в 1894 году В. Вересаев приезжает в Тулу заниматься врачебной практикой. Убедившись в том, что даже хорошая (по тем временам) теоретическая подготовка не позволяет заниматься самостоятельной врачебной деятельностью, отправляется в Петербург, где устраивается сверхштатным ординатором в барачной больнице для острозаразных больных им. С.П. Боткина. «Сверхштатным» означало много работать и ничего не получать.

Осенью 1894 года заканчивает большую повесть «Без дороги», напечатанную в «Русском богатстве». «Без дороги» – это повесть о поколении, «ужас и проклятие» которого в том, что «у него ничего нет». «Без дороги, без путеводной звезды оно гибнет невидно и бесповоротно…». Повесть написана в форме исповеди-дневника молодого врача Дмитрия Чеканова, тщетно пытавшегося претворить в жизнь свои мечты о служении народу. Он отказался от научной карьеры, от обеспеченного и уютного дома, бросил всё и пошёл на земскую службу. Земское начальство, однако, невзлюбило гордого и независимого доктора, и он «должен был уйти, если не хотел», чтобы ему «плевали в лицо...». Повесть открыла цикл произведений В. Вересаева, посвящённых настроениям русской интеллигенции, – «Поветрие» (1898), «Лизар» (1899) и «На повороте» (1902).

Демократически настроенный писатель начала XX века

В «Русском богатстве» В. Вересаеву было предложено постоянное сотрудничество. Он примкнул к литературному кружку марксистов, поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодёжью.

Он становится активным участником литературного кружка Н. Телешова «Среда», постоянно печатается в сборниках товарищества «Знание», а после выхода «Записок врача» (1901) окончательно входит в среду демократически настроенных писателей начала XX века. С этого времени В. Вересаев целиком посвящает себя литературному творчеству.

Большую известность В. Вересаеву принесли «Записки врача» , опубликованные в журнале «Мир Божий». «Записки врача» – биографическая повесть об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. «Врач – если он врач, а не чиновник врачебного дела – должен, прежде всего, бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Работая над книгой, В. Вересаев штудировал медицинскую литературу и периодику, протоколы научных медицинских обществ, письма врачей, статистические отчёты, материалы врачебных съездов. В итоге была создана впечатляющая объективная картина состояния не только современной медицины, но и общества в целом. Немалое место в ней занимают вопросы обучения профессии, ярко описываются переживания студента-медика. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил – бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. Вскоре после этого Л. Толстой предложил В. Вересаеву стать его лечащим врачом, но Викентий Викентьевич посчитал, что не имеет права лечить такого гениального человека.

Иллюстрация к книге В.В. Вересаева «Записки врача»


Деятельность В. Вересаева обращает на себя внимание властей. В апреле 1901 года у него на квартире производят обыск, его увольняют из больницы, а в июне постановлением министра внутренних дел ему запрещают в течение двух лет жить в столичных городах. В. Вересаев уезжает в родную Тулу, где находится под надзором полиции. Но и там активно участвует в работе местной социал-демократической организации.



В. Вересаев побывал в Ясной Поляне у Л. Толстого. Но не как врач, а как приглашённый молодой писатель. В своих воспоминаниях В. Вересаев рассказывал, что пришлось долго ждать в приёмной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения. Со временем, по словам В. Вересаева, вся муть ощущений и эмоций осела, и он смог увидеть снежную вершину, которая перед ним тогда засияла во всём своём блеске. Один из первых вопросов, который задал Л. Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям В. Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости**.

Когда срок высылки закончился, В. Вересаев переехал в Москву.

В. Вересаев и А. Чехов

Тёплые отношения сложились у В. Вересаева с А. Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда В. Вересаев уехал в Ялту. Местная общественность чествовала его как автора взбудораживших всю Россию «Записок врача».

«Я познакомился с Чеховым в Ялте весною 1903 года. Повёз меня к нему Горький, который был с ним знаком уже раньше.

Кабинет Антона Павловича. Большой письменный стол, широкий диван за ним. На отдельном столике, на красивом картонном щите, веером расположены фотографические карточки писателей и артистов с собственноручными надписями. На стене печатное предупреждение: «Просят не курить».

Чехов держался очень просто, даже как будто немножко застенчиво. Часто покашливал коротким кашлем и плевал в бумажку. На меня он произвёл впечатление удивительно деликатного и мягкого человека. Объявление «Просят не курить» как будто повешено не просто с целью избавить себя от необходимости говорить об этом каждому посетителю, мне показалось, это было для Чехова единственным способом попросить посетителей не отравлять табачным дымом его больных лёгких. Если бы не было этой надписи и посетитель бы закурил, я не представляю себе, чтобы Чехов мог сказать: «Пожалуйста, не курите, – мне это вредно»…» («Из литературных воспоминаний»).

Личное общение В. Вересаева с А. Чеховым продолжилось в активной переписке, где больше затрагивались медицинские вопросы. А. Чехов советовался с В. Вересаевым относительно своего здоровья. И писал, что В. Вересаев – единственный врач, который может чётко и прямо сказать о положении вещей.

В. Вересаев – врач на японской войне

С началом Русско-японской войны (1904) В. Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Вернулся с войны В. Вересаев лишь в начале 1906 года. Был награждён орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.

Впечатления этих лет получили отражение в записках «На японской войне» (1906 – 1907) и в примыкающем к ним цикле «Рассказов о японской войне» (1904 – 1906), которые признаны документами большой впечатляющей силы, по которым современники и потомки изучали кошмарные события войны.

Предреволюционные годы

После демобилизации В. Вересаев живёт в Москве и активно занимается публицистикой, а также пишет повесть «К жизни» (1908), в которой рассказывается о революционерах.

Большой интерес представляет работа о Ф. Достоевском, Л. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (2 части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества – это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся всё выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..». «Не прочь от жизни, а в жизнь, – в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь – вот основа жизни. В. Вересаев считал «Живую жизнь» одним из самых дорогих произведений в своём творчестве. Первая часть – «О Достоевском и Льве Толстом» – вышла в 1910 году, вторая – «Аполлон и Дионис» – в 1914 году. В то время они вызвали большую полемику.

В 1911 году по инициативе В. Вересаева было создано «Книгоиздательство писателей в Москве». В нём он активно выступает не только как писатель, но и как литературовед.

В этом же году в Москве В. Вересаев познакомился с . Но назвать дружественными эти отношения было нельзя. В. Вересаев отдавал должное И. Бунину как писателю, а вот человеческие качества будущего нобелевского лауреата ему совсем не нравились – было странно видеть соединение в И. Бунине «совершенно паршивого человека с непоколебимо честным и взыскательным к себе художником»**.

С увлечением занимался В. Вересаев и переводами. Ещё в гимназические годы он проявил интерес к философии и поэзии древних греков, обострившийся в конце 1900-х годов, что было связано с разрабатывавшейся им тогда теорией «живой жизни». Путешествие в 1910 году по Греции утвердило писателя в мысли, что мироощущение древних греков как раз и воплощало радостное единение человека с окружающей его природой. Он вновь, как и в юности, увлёкся переводами (в 1912 году вышли в свет его переводы «Из Гомеровых гимнов» ) и до конца жизни не расставался с эллинской поэзией.

Когда в 1917 году Россию потряс новый революционней взрыв, В. Вересаев не остался в стороне: он принимает па себя обязанности председателя художественно-просветительной комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве, задумывает издание дешёвой «Культурно-просветительной библиотеки».

Крым

Осенью 1918 года, когда в Москве стало голодно, В. Вересаев уезжает в Крым, на свою коктебельскую дачу, чтобы переждать трудные времена на хлебном Юге. Не тут-то было: Крым переходил из рук в руки и периодически оказывался в полной блокаде. Исчезло горючее, электричество, сено, продукты и промтовары. В. Вересаев кормился врачебной практикой, взимая плату яйцами и овощами. В свои 50 лет он объезжал пациентов на велосипеде.

В 1919 году В. Вересаев становится членом коллегии Феодосийского наробраза, заведует отделом литературы и искусства. Сборник его переводов из греческой поэзии был удостоен высшей литературной награды России – Пушкинской премии Академии наук (1919).

5 мая 1920 года по доносу провокатора, проходившая на даче В. Вересаева подпольная областная партийная конференция большевиков была обнаружена белогвардейцами. В газетах появились сообщения, что В. Вересаев расстрелян белогвардейцами. Но, всё обошлось.

В. Вересаев начинает писать роман «В тупике» (1920 – 1923) – первый роман крупного русского автора о гражданской войне. Роман рассказывал о событиях в Крыму, о зверствах белых и красных.

Москва

Вернувшись в 1921 году в Москву, он много сил отдаёт работе в литературной подсекции Государственного учёного совета Наркомпроса, созданию советской литературной периодики (был редактором художественного отдела журнала «Красная новь», членом редколлегии альманаха «Наши дни»). Его избирают председателем Всероссийского союза писателей. В. Вересаев выступает с лекциями перед молодёжью, в публицистических статьях изобличает старую мораль и отстаивает новую, советскую.

Роман «В тупике» прочли в Политбюро. Автора пригласили в Кремль на праздничный вечер 1 января 1923 года почитать избранные места. На вечере Каменев заявил, что всё написанное – клевета на ЧК и намекнул, что пора познакомить автора с этой организацией поближе. Сталин, имея репутацию ценителя словесности, высказался, что государственному издательству печатать такое неудобно, но в целом-то книга неплохая. Последним выступил Дзержинский: «Вересаев… очень точно, правдиво и объективно рисует как ту интеллигенцию, которая пошла с нами, так и ту, которая пошла против нас. Что касается упрёка, что он будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами – то ли ещё бывало!» ***.

Последний этап творчества. Литературоведение и переводы

После романа «В тупике» начинается последний этап творчества В. Вересаева. И в этот период у него случались неудачи, но никогда раньше он не достигал такой поистине философской глубины в анализе действительности, никогда он не работал столь активно в самых разных литературных жанрах.

В 1926 году он начинает писать «Воспоминания», в которых, как и другие писатели старшего поколения – М. Горький и В. Короленко, рассказывает о значительных событиях начала XX века. Сознательный уход от современности в область прошлого обусловил и переход В. Вересаева к художественной публицистике.

В 20-е и 30-е годы В. Вересаев отдаёт много сил литературоведческой и публицистической работе. Он стремился говорить с самым широким читателем. Статья о мужском эгоизме в семье – «Разрушение идолов» , – напечатанная в 1940 году «Известиями», породила горячую дискуссию. А с заметками «О культурности в быту» и «О культурности на производстве» писатель выступал по радио.

Огромный читательский интерес и жаркие споры среди пушкинистов вызвал «Пушкин в жизни» (1926). В этом своеобразном монтаже свидетельств современников великого поэта В. Вересаев стремился дать представление о «живом Пушкине, во всех сменах его настроений, во всех противоречиях сложного его характера, – во всех мелочах его быта». В. Вересаев писал не монографию о жизни и творчестве A.С. Пушкина, а воссоздавал «пушкинскую легенду», рисующую образ «невыразимо привлекательного и чарующего человека». Строгому анализу биографии великого поэта B. Вересаев посвятил другую книгу – «Жизнь Пушкина» (1936).

В 1933 г. писатель заканчивает ещё один «свод подлинных свидетельств современников» «Гоголь в жизни». Продолжает заниматься и Пушкиным, в 1934 году издаёт «дополнение» к книге «Пушкин в жизни» – «Спутники Пушкина».

В статье «Великим хочешь быть – умей сжиматься» (1939) даёт советы молодым писателям, опираясь на поэтическую практику Пушкина. А когда началась Великая Отечественная война, В. Вересаев в своей антифашистской публицистике широко использует патриотические стихи великого поэта («Пушкин о борьбе за родину» ).

В 1926 году был издан отдельной книгой перевод «Работ и дней» Гесиода, а в 1930 – 1940-е годы писатель перевёл «Илиаду» и «Одиссею» Гомера (8000 строк древнегреческого текста были переведены всего за 4 года). Переводы В. Вересаева получили высокую оценку эллинистов. Академик И. И. Толстой писал в одном из писем: «сделанные В. Вересаевым переводы Сафо, Архилоха, Гесиода и Гомеровых гимнов... я считаю, по точности передачи и стилистическому чувству подлинника, лучшими переводами с древнегреческого во всей нашей русской литературе».


В конце 30-х годов начинают печататься рассказы о детях, как потом оказалось, что это были начальные главы из его воспоминаний, открывавшиеся описаниями детских лет писателя. Последний из рассказов был опубликован в газете «Пионерская правда» буквально за несколько дней до смерти Вересаева.

Последней книгой В. Вересаева, своего рода книгой итогов, стало весьма своеобразное в жанровом отношении произведение, названное им «Без плана». Писатель так и не успел полностью завершить работу над ним. Замысел книги возник в середине 20-х годов. В. Вересаев отдал ей двадцать лет из шестидесяти, посвящённых литературе, и вложил в неё весь свой писательский опыт. «Без плана» – по сути, книга всей его жизни: многие страницы почти дословно воспроизводят заметки из дневников и записных книжек ещё 80 – 90-х годов прошлого века, а последние строки относятся к 1945 году, к году смерти писателя.

Книга должна была состоять из трёх циклов: «Невыдуманные рассказы о прошлом», «Литературные воспоминания» и «Записи для себя». Её жанр определён в подзаголовке так: «Мысли, заметки, сценки, выписки, воспоминания, из дневника и т.п.». Их сотни, сотни документальных новелл и миниатюр – от довольно крупных мемуарных очерков до совсем коротеньких рассказов, просто отдельных наблюдений и замечаний автора порой всего в несколько строк, – спаянных в единое произведение. Появление такого жанра в творческой биографии В. Вересаева вполне логично, больше того – это итог определения писателем своей художнической индивидуальности.

В предисловии к «Невыдуманным рассказам о прошлом» он писал: «С каждым годом мне всё менее интересными становятся романы, повести и всё интереснее – живые рассказы о действительно бывшем...». В. Вересаев стал одним из родоначальников жанра «невыдуманных» рассказов-миниатюр в советской прозе.

«Воспоминания» (о детстве и студенческих годах, о встречах с Л. Толстым, А. Чеховым, В. Короленко, Л. Андреевым и др.), «Записи для себя» (по словам автора, это «нечто вроде записной книжки, куда входят афоризмы, отрывки из воспоминаний, различные записи интересных эпизодов» ). В них отчётливо проявилась та «связанность с жизнью» , к которой В. Вересаев всегда тяготел в своём творчестве.

Осенью 1942 года В. Вересаев писал в дневнике: «Мне кажется, я мог бы быть крупным писателем, если бы имел другой темперамент. По склонности я – кабинетный учёный, мне бы сидеть у себя в кабинете с книгами, больше мне ничего не надо. В жизнь меня не тянет... А писательская моя сила – именно в связанности с жизнью. Часто, когда слушаю рассказы бывалого человека об его жизни... я думаю: «Эх, мне бы это пережить, – что бы я сумел дать!».

Редкая по суровости самооценка!

Вот так, трезво учитывая особенности своего дарования, свои сильные и слабые стороны, В. Вересаев упорно искал собственную дорогу к правде в искусстве. И нашёл её в жесткой документальности изображения.

Несмотря на старость и резкое ухудшение здоровья, последние годы в творчестве В. Вересаева очень продуктивны. Его плодотворная литературная деятельность в 1939 году отмечена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1943-м – присуждением Государственной премии I степени.

Вплоть до дня смерти он поглощён работой: переводит, продолжает заниматься книгой «Без плана», полон новых замыслов.

Упорно доискиваясь правды в вопросах, которые его волновали, В. Вересаев, завершая свой творческий путь, по праву мог сказать о себе: «Да, на это я имею претензию, – считаться честным писателем». 3 июня 1945 года В. Вересаева не стало. Он умер в тот день, когда закончил редактировать «Илиаду». Изданы были переводы уже после смерти писателя: «Илиада» – в 1949, а «Одиссея» – в 1953.

Как-то В. Вересаева спросили: «Если бы никогда не появилось в печати ничего, что вы написали, было бы что-нибудь в нашей жизни хоть немножко иначе, чем теперь?». И он ответил: «Вот перед вами упала капля дождя. И вы спрашиваете: изменилось ли бы что в урожае, если бы этой капли совсем не было? Ничего бы не изменилось. Но весь дождь состоит из таких капель. Если бы их не было, урожай бы погиб» («Записи для себя»).

В. Вересаев всегда был скромен. Лучшие его произведения явились живительной влагой для всех, кто посвятил себя народу и революции. На долгом и трудном писательском пути он порой ошибался, но никогда не лгал, не заключал сделок с совестью, а честно искал правду. В. Вересаев «не произнёс в своих писаниях ни одного лукавого, неверного слова. Правдивостью, искренностью проникнуты все его произведения, и они оказали громадное влияние на формирование сознания дореволюционной молодежи и интеллигенции». Эти строки А. Серафимовича, написанные им в связи с присуждением государственных премий 1943 года, очень точно объясняют, почему такой весомой «капелькой» в русской литературе был Викентий Викентьевич Вересаев.

Вересаев, В. В. Спутники Пушкина: в 2т. Т.2 [Шрифт Брайля] / В. В. Вересаев. – М. : «Репро», 2002. – 12 кн. – С изд.: М.: Советский спорт, 1993.

Аудиокниги на флеш-картах

Аннинский, Л.А. Серебро и чернь: русское, советское, всемирное в поэзии Серебряного века [Звукозапись] / Л.А. Аннинский; читает В. Герасимов. Пушкин в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев ; читает В. Герасимов. Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах / И. Л. Волгин; читает Е. Терновский. Лиля Брик. Жизнь / В. В. Катанян; читает В. Герасимов. Савва Морозов / Т. П. Морозова; читает Л. Ларионова. Сергей Есенин. Воспоминания родных. Стихотворения / читает В. Лебедева. – М. : Логосвос, 2011. – 1 фк., (88 час.50 мин.).

Васильев, Б. Л. Глухомань [Звукозапись] ; Дом, который построил дед. Кн.2 ; Картёжник и бретёр, игрок и дуэлянт; Отрицание, отрицания; Утоли моя печали: романы / Б. Л. Васильев; читает В. Герасимов, Ю. Заборовский. Бегство от Франка: роман / Х. Вассму; читает И. Воробьёва. Записки врача / В. В. Вересаев ; читает Ю. Заборовский. Размышления о Кристи Т. : повесть / К. Вольф; читает Н. Грачёва. – М. : Логосвос, 2013. – 1 фк., (87 час.25 мин.).

Веллер, М. И. Рассказы [Звукозапись] / М. И. Веллер; читает Л. Музырь. Ураган идёт с юга: исторический роман / А.А. Вахов; читает Л. Селезнёва. Живая жизнь: философские иссследования / В. В. Вересаев ; читает Ю. Оборотов. Нашла себе блондина! : роман / Е. Н. Вильмонт; читает Т. Дюпина. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (81 час.11 мин.).

Плоскопечатные издания

Вересаев, В. В. В тупике. Сёстры [Текст] : романы / В. В. Вересаев. – М. : Книжная палата, 1990. – 400 с. Вересаев, В. В. Сочинения: в 4т. [Текст] / В. В. Вересаев. – М. : Правда, 1990.

Вересаев, В. В. Собрание сочинений: в 4т. [Текст] / В. В. Вересаев. – М. : Правда, 1985.

Когда он освоился в медицинской профессии, то написал "Записки врача", которые вызвали грандиозный скандал и повлекли изменение законодательства в России и европейских странах.

Викентий Смидович, сын тульского врача, с детства ощущал присутствие в своей жизни какой-то тёмной силы. Много лет спустя он вспоминал: «Давно уже я заметил, если скажешь: "Я, наверно, пойду завтра гулять", то непременно что-нибудь помешает: либо дождь пойдет, либо нечаянно нашалишь, и мама не пустит. И так всегда, когда скажешь "наверно". Невидимая злая сила внимательно подслушивает нас и, назло нам, все делает наоборот». Ощущение это не покидало Смидовича до последнего вздоха. Не веря в сверхъестественное, он считал эту силу гнездящейся внутри нас и называл её «чувство зависимости». С детства пытался он обмануть её.

В гимназии Витя Смидович показал великолепную память и способности к древним языкам. Но он чувствовал, что злая сила не пустит его просто так ни в литературу, ни в гуманитарное знание. И окончив университет кандидатом исторических наук, не стал писателем, а решил выучиться на врача. Сам себе он объяснил этот манёвр тем, что «специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый». На медицинском факультете Смидович был одним из первых студентов: усердно занимался, в анатомичке не дрожал. Во время холерной эпидемии 1892 года ему доверили заведование бараком на Вознесенском руднике, ныне в черте города Донецка. В других местах докторов тогда били, порой до смерти, но студенту шахтёры доверяли.

Рождение Вересаева

Холера сдалась, и Смидович уже собрался уехать, когда в барак вбежал санитар Степан, взятый из горняков «… растерзанный, окровавленный. Он сообщил, что пьяные шахтёры избили его за то, что он "связался с докторами" и что они толпою идут сюда, чтобы убить меня. Бежать было некуда». Сейчас в этом месте проходит Водолечебная улица Донецка, и кругом возвышаются дома. А тогда до горизонта простиралась голая степь – не спрячешься. «Мы сидели со Степаном в ожидании толпы. Много за это время передумалось горького и тяжелого. Шахтёры не пришли: они задержались по дороге во встречном шинке и забыли о нас».

Злой рок отступил. Наш герой сделал вывод, что ему предстоит некая миссия. Новую жизнь надо начать под новым именем: так возник псевдоним Вересаев. В качестве миссии была избрана ещё незатронутая тема – трагическое положение, в которое врач поставлен самой своей профессией: «Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала… Постараюсь писать все, ничего не утаивая, и постараюсь писать искренне». Жанр самый новаторский – откровенное художественное рассуждение с цитатами, историческими примерами и рассказами из своей и чужой практики. Впоследствии так был написан «Архипелаг ГУЛАГ».

Записки врача

Начинается книга с того, что студентов учат плохо, и молодые врачи набивают руку ценой здоровья пациентов. Вересаев решился рассказать, как лично погубил двух больных – старику-штукатуру выписал по непроверенной новой методе смертельную дозу наперстянки, и неумело сделал маленькой девочке первую и последнюю в своей жизни трахеотомию. Другого пути в медицине нет: он идёт «через горы трупов». Мало того, через эксперименты над больными. Тут Вересаев со знанием дела приводит много примеров.

Профессор Коломнин в 1886 году решил попробовать обезболивание, вводя кокаин в прямую кишку. Больная умерла от отравления. Коломнин «приехал домой, заперся у себя в кабинете и застрелился». Безопасная доза кокаина была ещё неизвестна, она оказалась в 25 раз меньше той, что вводил Коломнин.

Но не все доктора так щепетильны. Иные сознательно ставят опыты на пациентах. Доктор Фосс в Калинкинской больнице решил убедиться, что сифилис передаётся через грудное молоко. Он подкожно ввёл юной проститутке, госпитализированной с уретритом, целый шприц молока сифилитички. Девушка заболела. Фосс уверял, что его жертвы сами дали на опыт своё согласие. Но знала ли та девочка, на что согласилась?

С другой стороны, и общество относится к врачам безобразно. Вот предприниматель обратился к редактору «с просьбою "пропечатать" в газете врача, подавшего на этого знакомого в суд за неуплату гонорара.
- Да отчего вы не заплатили ему? - спросил сотрудник газеты.
- Да так, знаете, - праздники подходят, дачу нанимать, детям летние костюмчики, ну, всё такое прочее...
Врач должен быть бескорыстным подвижником - ну, а мы, простые смертные, будем на его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках».

А между тем врачи гибнут на работе. «От заразных болезней умирает 37% русских врачей вообще, около 60% земских врачей в частности». Из десяти умерших врачей в возрасте от 25 до 35 лет один кончает с собой. Причина в том, что медики плохо живут – большинство получает не более 1000 рублей в год. «Мало есть интеллигентных профессий, труд которых вознаграждался бы хуже». Но пациентам живётся ещё горше. Вересаев из личной практики знал, что на фабриках «рабочему ставится условием не просить по городу милостыни, женщина-работница принуждена у нас отдавать себя мастеру, быть проституткой, за одно право иметь работу». Изменить это положение врачи не в силах, нужно переустройство всего общества.

Сенсация книжной индустрии

Книга вышла в 1901 году и стала сенсацией в России и по всей Европе. Печать обрушилась на Вересаева с обвинениями во лжи. Студенты-медики предложили своим профессорам дискуссию с автором на Высших женских курсах. Очередь за билетами растянулась на квартал, пока желающие не выломали двери, так что диспут пришлось перенести в более просторный зал консерватории.
Позиция автора оказалась неуязвимой: ведь результаты опытов на людях публиковались в научных журналах. Дискуссия привела к тому, что эксперименты по заражению добровольцев запретили в России и других цивилизованных государствах.

Автор же попал под надзор полиции за то, что якобы отдал свои гонорары социал-демократам на революцию. Даже если и так, отдал он не всё. Вересаев разбогател, и на время поверил, что злой рок оставил его. Осенью 1918 года, когда в Москве стало голодно, он уехал в Крым, на свою коктебельскую дачу, чтобы переждать трудные времена на хлебном Юге. Не тут-то было: Крым переходил из рук в руки и периодически оказывался в полной блокаде. Исчезло горючее, электричество, сено, продукты и промтовары. Вересаев кормился врачебной практикой, взимая плату яйцами и овощами. В свои 50 он объезжал пациентов на велосипеде, при этом из одежды на нём была только ночная рубашка, подаренная Ильёй Эренбургом.

В тупике

Он стал писать роман «В тупике» о том, что творилось в Крыму – первый роман крупного русского автора о гражданской войне. Известие об этом произведении достигло Политбюро. Автора пригласили в Кремль на праздничный вечер 1 января 1923 года почитать избранные места. Вересаев описывал зверства белых и красных. Закончилось чтение на главе, в которой положительная героиня бросает своему бывшему другу-коммунисту:
«Когда вас свергнут, когда вы даже сами сгинете на месте от своей бездарности и бессмысленной жестокости, - и тогда… всё вам простят! Что хотите, делайте, омохнатьтесь до полной потери человеческого подобия, - всё простят! И даже ничему не захотят верить… Где же, где же справедливость!»

Каменев заявил, что всё – клевета на ЧК и намекнул, что пора познакомить автора с этой организацией поближе. Сталин, имея репутацию ценителя словесности, высказался, что государственному издательству печатать такое неудобно, но в целом-то книга неплохая. Последним выступил Дзержинский: «Вересаев… очень точно, правдиво и объективно рисует как ту интеллигенцию, которая пошла с нами, так и ту, которая пошла против нас. Что касается упрека, что он будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами - то ли еще бывало!»

Пушкин в жизни

За ужином Дзержинский сидел рядом с Вересаевым и совершенно очаровал его. Он сказал, что бойня, которую устроили в Крыму Пятаков, Землячка и Бела Кун – это ошибка, перегиб и превышение полномочий. Интересовался творческими планами. Вересаев поведал, что собирается написать о Пушкине – это будет совершенно новый жанр: ни одного слова от автора, только впечатления и воспоминания окружавших поэта людей. Пушкин глазами других. Реакция Сталина и Феликса Эдмундовича на этот замысел выглядела обнадёживающе.

Но злая судьба явила Вересаеву свою новую черту: когда берёшь в герои историческое лицо, с тобой начинают происходить те же несчастья, что и с ним. «Пушкин в жизни» начинается с приезда поэта к царю из ссылки. Николай I заверяет Пушкина в полной поддержке и сам собирается стать его цензором, причём весьма доброжелательным. В ответ Александр Сергеевич выжимает из себя нечто верноподданное, ощущая «подлость в каждом члене», а новые, да и старые его вещи цензура пощипывает всё сильней. Это же самое стало происходить с Вересаевым. Даже роман «В тупике» беспощадно кромсали, отвечая наглым смехом на слова «Политбюро одобрило».

Понимая по сюжету «Пушкина», чем это закончится, Вересаев опять обманул злой рок и перестал сочинять. Он решил сделать то, о чём мечтал ещё на историческом факультете – перевести «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. 8000 строк древнегреческого текста были переведены всего за 4 года. Вересаев умер в тот день, когда закончил редактировать свою «Илиаду». Специалисты говорят, что это лучший перевод Гомера на современный европейский язык.

Михаил Шифрин

великий немецкий поэт, был сыном полкового фельдшера. Будущий поэт учился в военной академии сначала на юридическом факультете (к учебе на котором испытывал глубочайшее отвращение), затем - на медицинском. Написал даже диссертацию, которая, впрочем, была отвергнута профессурой. Первую свою поэтическую драму "Разбойники" он писал, работая полковым врачом. Потом медицину совсем забросил.

Владимир Даль.
Русской крови в знаменитом "собирателе русских слов" не было ни капли: отец датчанин (врач, к слову), мать - с французскими корнями, но русский язык он очень любил, хоть свободно владел еще несколькими. Довольно долго был военным врачом. В молодости дружил с Пушкиным, был с ним все время практически с момента роковой дуэли до смерти поэта, присутствовал на вскрытии в качестве врача. Сам тоже писал - кроме знаменитого словаря, выпустил, например, несколько сборников сказок под псевдонимом "Казак Луганский" - родился Владимир Иванович в Луганске.


Франсуа Рабле . Автор знаменитого сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" получил медицинское образование, долго работал врачом и даже преподавал медицину в университете в Монпилье.


Артур Конан Дойл больше 10 лет работал врачом, прежде чем полностью отказался от врачебной практики в пользу литературной деятельности. Доктор Ватсон считается прототипом самого писателя, но им, по утверждению самого Дойла, был его секретарь, Альфред Вуд.


Знаменитый писатель-сатирик Григорий Горин несколько лет работал врачом скорой помощи. На выбор этой профессии повлияло то, что мама писателя тоже была врачом.


Еще один сатирик, Аркадий Арканов , и тоже врач, закончил Первый Московский медицинский институт имени Сеченова.


Станислав Лем в молодости изучал медицину сначала во Львове, затем в Кракове, но практическим врачом так и не работал - то был ассистентом профессора, то подрабатывал в анатомическом театре. А потом стал писать, и понеслось...


Арчибальд Кронин , написавший "Замок Броуди" (мой папа когда-то получил эту книгу за макулатуру) блестяще закончил медицинский университет и работал корабельным хирургом. Защитил диссертацию об аневризмах.


Михаил Булгаков . Закончил то же, что и я - медицинский факультет Киевского Университета имени святого Владимира. Правда, в мое время это уже был Медицинский Институт-Университет имени Богомольца.


Василий Аксенов , корабельный врач.


Викентий Вересаев . Военный врач, автор "Записок врача" и множества других произведений.


Луи Буссенар получил медицинское образование, но врачом поработать не успел - сразу стал писать приключенческие романы.

Сомерсет Моэм семь лет учился медицине. Когда-то был моим любимым писателем, кстати.


Антон Чехов всегда считал литературу хобби, баловством, а медицину - главным делом своей жизни.


Юрий Сенкевич закончил Ленинградскую Военно-Медицинскую академию (как и мой папа), и больше известен нам, как ведущий передачи "Вокруг Света", но он еще и автор очень интересных книг "На "Ра" через Атлантику" и "В океане "Тигрис"". Очень мне в детстве нравились.


Януш Корчак , погибший в газовой камере вместе со своими воспитанниками, в молодости был военным врачом, потом - детским. Известен он как педагог и писатель, и еще - как скромный героический человек.

К списку пишущей медицинской братии скромненько, где-то в хвостике, можно пристроить и меня.
Интересно, что всем пишущим врачам (ну, почти всем) свойственен своеобразный юмор и алкоголизм философский взгляд на вещи. Как и не пишущим, впрочем.

«Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала». В 1901 году увидела свет книга молодого врача-писателя Викентия Викентьевича Вересаева (1867-1945) «Записки врача». Она имела сенсационный успех, выдержала 14 изданий и была переведена на все европейские и на японский языки. Несмотря на то, что предлагаемое издание выпущено всего лищь через год, оно является уже четвёртым по счёту. Сразу после выхода вокруг книги разгорелись жаркие споры. Передовая медицинская общественность, в частности деятели земской медицины, горячо восхищались книгой, одобряли и поддерживали высказывания своего коллеги. Выдающийся ученый и врач В. А. Манассеин, которого называли «совестью русской медицины», отмечая некоторые преувеличения, допущенные автором, указывал, что «Записки врача» написаны«тепло, правдиво, талантливо». Другие, в том числе большинство частно практикующих врачей, резко осуждали книгу, считая, что автор излишне пессимистичен, дискредитирует врачей, предъявляет к ним завышенные требования. Переживания начинающего свою деятельность врача, трудности, доводившие его до отчаяния, несоответствие между тем, к чему его готовили, и тем, что он увидел в жизни, - обо всем этом рассказано в «Записках врача» ярко и откровенно. Сложные проблемы, возникавшиие перед молодымврачом, автор рассматривал не с узкопрофессиональных позиций. Остро, талантливо говорил он о задачах и возможностях медицинской науки, стремился правдиво показатьположение врача в обществе, его взаимоотношения с больными и здоровыми, его моральные обязательства перед ними. Книга заставляла и заставляет думать, искать ответна поставленные в ней вопросы. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство "Типография А. Е. Колинского").

Издательство: "Книга по Требованию" (2012)

ISBN: 978-5-458-23774-1

Викентий Вересаев

Вересаев Викентий Викентьевич

в
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

прозаик, переводчик

Направление:
Награды
Произведения в Викитеке .

Биография

Творчество писателя этого времени - переход от гг. к , от к . В своей автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла на и , велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня… Летом вспыхнула знаменитая ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Викентий Вересаев Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала». В 1901… - ЁЁ Медиа, - 1902
    1614 бумажная книга
    Вересаев В.В. Нашумевшая книга В. В. Вересаева – замечательного русского писателя (1867–1945) –"Записки врача", в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В свое… - Издательство «АСТ», (формат: 60x90/16, 268 стр.) МедБестселлер. 2018
    197 бумажная книга
    Нашумевшая книга В. В. Вересаева - замечательного русского писателя (1867-1945) - "Записки врача", в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В свое… - АСТ, (формат: 60x90/16, 268 стр.) Медицинский бестселлер 2018
    299 бумажная книга
    Вересаев В.В. Нашумевшая книга В. В. Вересаева – замечательного русского писателя (1867 – 1945) – «Записки врача», в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В… - АСТ, (формат: 60x90/16, 268 стр.) Медицинский бестселлер 2019
    224 бумажная книга
    Вересаев В. Нашумевшая книга В. В. Вересаева – замечательного русского писателя (1867–1945) –"Записки врача", в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В свое… - (формат: Твердая бумажная, 288 стр.) 2018
    250 бумажная книга
    Вересаев В.В. Нашумевшая книга В. В. Вересаева замечательного русского писателя (1867 1945)&171;Записки врача&187;, в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В… - АСТ, (формат: 130x210, 288 стр.) Медицинский бестселлер 2018
    182 бумажная книга
    Викентий Вересаев Нашумевшая книга В. В. Вересаева – замечательного русского писателя (1867–1945) – «Записки врача», в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В свое… - Издательство АСТ, (формат: 130x210, 288 стр.) Медицинский бестселлер (АСТ) электронная книга 1900
    164 электронная книга
    Викентий Вересаев Нашумевшая книга В. В. Вересаева – замечательного русского писателя (1867–1945) – «Записки врача», в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В свое… - АСТ, (формат: Твердая глянцевая, 266 стр.) Медицинский бестселлер (АСТ) 2018
    бумажная книга
    Викентий Вересаев Нашумевшая книга В. В. Вересаева – замечательного русского писателя (1867–1945) – «Записки врача», в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В свое… - Эксмо, электронная книга 1895–1900
    89.9 электронная книга
    Викентий Вересаев Нашумевшая книга В. В. Вересаева – замечательного русского писателя (1867–1945) – «Записки врача», в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача. В свое… - Эксмо, 2010
    бумажная книга
    Викентий Вересаев Нашумевшая книга В. В. Вересаева - замечательного русского писателя (1867-1945) -"Записки врача", в которой он открыто и беспристрастно описал случаи из практики и переживания молодого врача - (формат: 130х205 мм, 288 стр.) Медицинский бестселлер 2016
    184 бумажная книга
    Вересаев Викентий Викентиевич В. В. Вересаев (1867-1945) - выдающийся русский прозаик, переводчик, литературовед, критик, лауреат последней Пушкинской премии и Сталинской премии I-ой степени. "Записки врача"-автобиографическая… - Рипол-Классик, 2017
    700 бумажная книга
    В. В. Вересаев В. В. Вересаев - выдающийся русский прозаик, переводчик, литературовед, критик, лауреат последней Пушкинской премии и Сталинской премии I-ой степени. `Записки врача` - автобиографическая повесть… - (формат: 60x90/16, 268 стр.) 2017
    751 бумажная книга
    В. В. Вересаев Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В. В. Вересаев - выдающийся русский прозаик, переводчик, литературовед, критик, лауреат последней Пушкинской… - RUGRAM POD, (формат: 130x210, 288 стр.) - 2018
    771 бумажная книга
    Вересаев В. Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Записки врача. «Записки юного врача» цикл рассказов М. А. Булгакова, опубликованных в 1925 1926 годах в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама» В цикл входят рассказы… … Википедия

    Цикл, состоящий из рассказов «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз» и «Звездная сыпь». Все эти рассказы в 1925 1926 гг. публиковались в московском журнале «Медицинский… … Энциклопедия Булгакова

    Записки юного врача Жанр драма Режиссёр Михаил Якжен Автор сценария Ольга Кравченко Игорь Коловский В главных ролях Ан … Википедия Большая биографическая энциклопедия

    - (1867) псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Р. в гор. Туле в семье врача общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко филологический факультет СПБ. университета и в 1888 получает… … Литературная энциклопедия

    Смидович (Викентий Викентьевич) беллетрист, известный под псевдонимом В. Вересаева. Родился в Туле 4 января 1867 г. в интеллигентной русско польской семье (отец поляк, мать русская). Отец его пользовался как врач широкой популярностью. Поступив… … Биографический словарь

    term1 = Записки врача

    О неизвестном Вересаеве рассказывает заведующая домом-музеем писателя Виктория Ткач.

    Смидовичи черные и белые

    На самом деле он не Вересаев, а Смидович, из рода польских дворян. По семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание, а в фамильном гербе в честь того события появилось изображение охотничьего рога.

    Имя Викентий, которое мало кто из нас может с первого раза написать без ошибки, и даже программа Word неизменно подчеркивает его красным цветом, — также фамильное, польское.

    Отца Вересаева тоже звали Викентием. Сына внучатого племянника Вересаева, Льва Владимировича Разумовского, тоже назвали Викентием.
    Вересаева в семье звали Витей, а папа — Вицей, о чем сам писатель с большим смаком пишет в своих воспоминаниях о детстве.

    В 1830-х годах после восстания, случившегося в Польше, Смидовичи перебрались сначала на Украину, потом в Тулу.

    Вересаев — это персонаж одного из рассказов популярного в то время писателя Петра Гнедича. Он настолько приглянулся юному Викентию Смидовичу, что тот выбрал эту фамилию в качестве своего литературного псевдонима, под ним и вошел в историю.

    По воспоминаниям Викентия Викентьевича, папа его условно разделял большой род Смидовичей на черных и белых.

    У Смидовичей черных было имение в селе Зыбино нынешнего Ясногорского района с замечательным барским домом с колоннами, большим парком, куда Вересаев любил приезжать на каникулы.

    Смидовичи черные отличались не столько по внешнему виду, сколько по характеру. Они казались более энергичными, импульсивными, уверенными в себе, очень любили жизнь.

    Не случайно многие из них потом стали известными революционерами. Например, Петр Гермогенович Смидович, ставший первым советским мэром Москвы. Кстати, в тульском подполье у него и кличка была соответствующая — Дядя Черный.


    Петр Смидович.

    Женой Петра Гермогеновича была Софья Николаевна Луначарская (Черносвитова) — из семьи веневских дворян. Именно в ее честь названа одна из улиц Тулы — ул. Смидович.

    А вот Смидовичи белые — более романтичные, нерешительные, труднее сходились с людьми. Вересаев и сам писал, что он и его сестры более склонны к созерцанию, размышлению, нежели к действию. Одно время он попал под влияние Смидовичей черных, которые оказали воздействие на формирование его характера.


    Всю войну на передовой

    Смидовичи — врачебная династия. Отец Викентий Игнатьевич — основатель Тульской городской больницы и санитарной комиссии, один из создателей Общества тульских врачей. Мать Елизавета Павловна — организатор первого в Туле и в России детского сада.

    Но Вересаев рассматривал профессию врача как ступень к тому, чтобы заниматься литературной деятельностью. Когда он поступил на медицинский факультет Дерптского университета, честно написал потом в автобиографии: «Моей мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии». Хотя как врач он тоже приобрел большую известность.

    Вскоре после окончания университета Вересаев уехал в Юзовку, где свирепствовала эпидемия холеры. И сохранился отзыв одного из владельцев рудника о том, что «благодаря стараниям доктора Смидовича эпидемия холеры пошла на спад».


    Памятник Вересаеву в Туле установили в 1958 году.

    Его «Записки врача», опубликованные в 1901 году и осуждающие эксперименты на людях, вызвали огромный резонанс в обществе. Вскоре после этого Толстой предложил Вересаеву стать его лечащим врачом, но Викентий Викентьевич посчитал, что не имеет права лечить такого гениального человека.

    С началом Русско-японской войны Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Был награжден орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.


    Викентий Вересаев в годы Русско-японской войны 1904-1905 г.г.

    В Первую мировую он был врачом дезинфекционного госпиталя в Коломне. А в Гражданскую уехал из Москвы и занимался медицинской деятельностью в Коктебеле. Где, кстати, познакомился с бедствовавшим Максимилианом Волошиным и оказывал ему существенную поддержку.


    Писатель из Тулы Викентий Вересаев, поэт, художник Максимилиан Волошин и художник-пейзажист Константин Богаевский.

    Собеседник Гомера

    Вересаев считается автором сразу двух литературных жанров — невыдуманных рассказов и романа-хроники. В последнем он опубликовал два больших исследования — «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни», основанных только на воспоминаниях современников.

    Вересаев считал, что любое произведение субъективно, поэтому собрал свод воспоминаний о двух, с его точки зрения, главных литераторах России, а уж читатели должны были сами составить представление о Пушкине, а потом и о Гоголе как писателе и человеке. Поэтому его считали психологом пушкинского творчества.

    Известен Вересаев и по переводам на современный русский язык «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Вообще его очень привлекала солнечная культура Древней Греции. И он писал в дневниках, что с Гомером беседовал, как со своим современником.

    Классики и современники

    Когда в 1901 г. Вересаева за революционную пропаганду выслали из Петербурга в Тулу под надзор полиции, он наконец побывал в Ясной Поляне у Толстого. Но не как врач, а как приглашенный молодой писатель.


    Лев Толстой.

    В своих воспоминаниях он рассказывал, что пришлось долго ждать в приемной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения.

    Один из первых вопросов, который задал Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости.

    Со временем, по словам Вересаева, вся муть ощущений и эмоций осела, и он смог увидеть снежную вершину, которая перед ним тогда засияла во всем своем блеске.

    С другим земляком — Иваном Буниным — Вересаев познакомился в 1911 году в Москве. Но назвать дружественными эти отношения было нельзя.


    Иван Бунин.

    Вересаев безусловно отдавал должное Бунину как писателю, а вот человеческие качества будущего нобелевского лауреата ему совсем не нравились — странно видеть соединение в Бунине «совершенно паршивого человека с непоколебимо честным и взыскательным к себе художником».

    Более теп-лые отношения сложились с Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда Вересаев после высылки в Тулу получил возможность покидать город и уехал в Ялту.


    Антон Чехов.

    Местная общественность чествовала его как автора взбудораживших всю Россию «Записок врача». Личное общение Вересаева с Чеховым продолжилось в активной переписке, где больше затрагивались медицинские вопросы. Чехов советовался с Вересаевым относительно своего здоровья. И писал, что Вересаев — единственный врач, который может четко и прямо сказать о положении вещей.

    Поддерживал Вересаев и тесные отношения с другим знаменитым писателем-врачом — Михаилом Булгаковым.

    Известно, например, что Викентий Викентьевич дважды оказывал автору «Белой гвардии» денежную помощь. В 1925 г., когда Булгаков попал в опалу, Вересаев, побуждая принять ссуду, писал:

    «Поймите, я это делаю вовсе не лично для Вас, а желая сберечь хоть немного крупную художественную силу, носителем которой Вы являетесь. Ввиду той травли, которая сейчас ведется против Вас, Вам приятно будет узнать, что Горький (я летом имел письмо от него) очень Вас заметил и ценит».


    Михаил Булгаков.

    Сам Булгаков тоже очень почтительно относился к Вересаеву. Неудивительно, что эти теплые отношения в конце концов вылились в попытку совместного написания пьесы о последних днях Пушкина. Но вот тут классики разошлись во взглядах. Вересаев хотел показать Пушкина с точки зрения исторической правды, а Булгаков настаивал на большей литературности. Пьесу в итоге дописывал один Булгаков.

    Афиша

    Дом-музей Вересаева приглашает на VI Литературно-краеведческие Вересаевские чтения, посвященные 150-летию со дня рождения писателя, переводчика, пушкиниста, общественного деятеля. Подробнее - .