Регент - это тот, кто управляет на самом деле. Церковные профессии: регент

16.11.2016

Дмитрий Васянович уже десять лет возглавляет архиерейский хор Красноярска. В преддверии Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви мы побеседовали с ним о нюансах именно регентского мастерства. Почти полностью исчезнувшее в советский период, сегодня оно возрождается по всей России, но появляются и новые опасности. Д. Васянович делится своими размышлениями о том, насколько это искусство сегодня востребовано в Красноярской епархии и почему не следует давать в храмах «духовные концерты».

В чем главная задача церковного хора – создание «молитвенной атмосферы» в храме, эстетическое оформление пространства во время богослужения?..

– Мне кажется, что задача – в соединении того и другого. Все же одного без другого не бывает. В храм приходят разные люди: те, у кого воспитан музыкальный слух, будут отвлекаться от молитвы в случае, если хор будет петь не слаженно, если же человек простой пришел, а хор выводит помпезные рулады, он может попросту растеряться. Задача хора – совместить эстетику и молитвенность.

И еще есть одна важная деталь – это помощь священнику в совершении Таинств. Например, хору приходится просчитывать длительность молитвословия для того, чтобы не создавать паузы, которые могут вызывать недоумения у молящихся. То есть мы находимся на соединении нескольких линий – священнодействия, музыкальной эстетики и молитвы каждого находящегося в храме.

Вы регент архиерейского хора. Служба, возглавляемая митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, отличается чем-то от обычных богослужений?

– Да, конечно. Владыка Пантелеимон любит простое пение, монастырские распевы, распевы Киево-Печерской или Троице-Сергиевой лавры. И поэтому во время богослужений архиерейским чином я зачастую отказываюсь от композиторских молитвословий в пользу распевов монастырских.



Некоторые люди говорят, что сложно молиться, когда хор начинает давать «оперу»… Как Вы относитесь к своевременным церковным композиторам?

– Да, я согласен с этим суждением. Хор действительно может отвлекать от молитвы чрезмерной эмоциональностью при исполнении песнопений. И ведь «по-оперному» можно петь не только современные сочинения.

Церковные композиторы разные, и пишут они разную музыку. К примеру, Владимир Ковальджи – современный композитор, регент, его церковные произведения не выходят за рамки простоты и молитвословия. У него молитвенные песнопения, без премудростей, я их очень люблю. Мы исполняем его музыку наряду с монастырскими распевами, церковным обиходом, и они гармонично вливаются в богослужение.

Но от сочинений некоторых композиторов мы отказываемся. Слишком пышные «духовные концерты», или попытка внести современные «терпкие» гармонии в церковную музыку, действительно, отвлекают и вызывают, как минимум, недоумение.

Кстати, был интересный случай. Один знакомый побывал в Енисейске, помолился в храме и поделился тем, как странно стоять на службе, когда одновременно звучат протяжный знаменный распев и торжественное партесное пение. Возникло ощущение, что пение его как бы «раздваивало», выбивало из молитвенной колеи. По отдельности и то, и другое может быть благодатно, а в соединении произвело вот такой эффект.

Я думаю, что нужно составлять богослужение в едином стиле, чтобы не вносить разлад в души прихожан. К выбору исполняемых песнопений следует подходить рационально и не превращать молитвословие в пышное песнопение ради показа голосов или красивых гармоний.

В кафедральном соборе и на выездных службах Вы все контролируете? Можете ли Вы повлиять на выбор регентов в других храмах, когда богослужение совершает владыка?

– У каждого регента – свой взгляд на то, что должно звучать на богослужении. Мне кажется, многие допускают ошибку, когда думают, что раз к ним приехал архиерей, то надо блеснуть профессиональными навыками, изловчиться исполнить нечто помпезное. Я с этим не согласен, но другим регентам не могу указывать, все же это их «монастырь», и я туда со своим уставом не полезу. Если меня зовут руководить службой, я выполняю выбор исполняемых песнопений, другой регент выбирает то, что ближе именно ему. Вот владыка или настоятель вправе указать регенту всегда, что им нравится, а что – нет.

Как Вы относитесь к практике, которая сейчас все чаще встречается в наших храмах, когда всю литургию поют прихожане вместе с хором и духовенством. Или дело прихожан – вдумчиво молиться, а не следовать за хором?

– Я все же за то, чтобы прихожане пели определенные песнопения, несложные в музыкальном плане – «Отче наш», «Верую», «Честнейшую херувим…», «Тело Христово...». Конечно, если пение литургии прихожанами в традиции какого-то храма, где ведутся занятия, где это воспитывается – другое дело, я даже порадуюсь. Но это ведь не должно быть стихийно, неуправляемо, над этим действительно нужно работать.

Помню, когда я был в Псково-Печерском монастыре в праздник Крещения Господня, там вместо запричастного концерта в исполнении хора выходил иеромонах и вместе с народом разучивал тропарь Богоявления. Он повторял каждую строчку, объяснял значение, пропевал, и после уже всем приходом тропарь этот исполнялся многажды, пока в алтаре шла подготовка к Причастию.

Мне кажется, это тоже вопрос «ладности» и эстетики: люди, которые не имеют музыкального слуха и настойчиво поют вместе с хором все подряд, тоже отвлекают молящихся. Я это сравниваю с тем, как если бы человек подошел к иконе и посчитал, что он имеет право в ней что-то дорисовать. Я, приходя в другой храм, никогда не подпеваю хору. Нужно обладать большим самолюбием и самомнением, чтобы так поступать, думая, что ты украшаешь собой звучание клироса.

Бывает, священники приглашают в храм на клирос людей с музыкальным образованием, но не верующих. Как у вас с этим обстоит дело? Есть вообще такая проблема?

– Думаю, что каждый священник или регент сам принимает решение. Когда ко мне приходят новые певчие, я, конечно, разговариваю по душам, спрашиваю, крещеный ли, православный ли, согласен ли подходить ко Причастию, на помазание, участвовать в Таинствах Церкви. Я слежу за тем, чтобы мои певчие причащались.

Вспоминается ситуация, когда профессиональный музыкант захотел петь в нашем хоре, но назвал себя буддистом. Я сказал: «Извините, мы с Вами не сможем вместе трудиться, если Вы не предполагаете пересмотреть свои взгляды». Случалось даже готовить к Таинству Крещения человека, который пришел прослушиваться в хор. Ведь это просто нечестно – петь в храме и не быть причастным к происходящему в нем.

– Мы редко выступаем. Я не очень люблю концерты, для меня это исполнение духовного песнопения, лишенное места и смысла. В богослужении оно несет определенный смысл в определенном месте службы, а во время концерта молитва превращается в демонстрацию красивых созвучий и звучания голосов. Может, я не прав, но мне не очень близка концертная деятельность. Свое регентство я воспринимаю как служение. Надеюсь, что и мои хористы тоже воспринимают так свое пение на службе. Не могу за них отвечать, но мне кажется, что мы в этом единодушны.

А вообще возможно ли некое внутреннее совмещение и молитвы, и пения? У вашего хора, в частности, это гармонично происходит?

– В идеале – да, но на деле мы не всегда можем контролировать молитвенность своего состояния. Во время молитвы в храме случается поймать себя на том, что отвлекся.

И у регента такое случается, когда он собирается спеть песнопение и проследить при этом, чтобы оно легло на определенный ход священника. Это кажется чисто техническим процессом (рассчитать движения иерея и соотнести со звучанием молитвы), но я себя понуждаю и слежу за ребятами, чтобы они тоже находились в молитвенном состоянии. Меня очень радует, если мои певчие во время ектеньи крестятся, например.

Насколько мастерство регента востребовано в Красноярской епархии?

– Я точно знаю, что открывается много храмов, и туда требуются регенты. Очень часто ко мне обращаются священники с просьбой найти псаломщика или певчих, знающих службу. Я развожу руками: кадров пока дефицит. Мне кажется, можно открыть регентские курсы, и это было бы очень своевременно.

Беседовал Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

Материал предоставлен порталу «Приходы»
пресс-службой Красноярской епархии

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

«Ты послушай, как поют! Словно ангелы с небес спустились!» А я и слушаю. Льется с высоты, заполняя весь храм, Херувимская… Хор саратовского храма Покрова Божией Матери сегодня по праву считается одним из лучших в епархии. В конце прошлого года регентом хора стал Михаил Толчин.

Он как сейчас помнит свою первую службу в Покровском храме — это был праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

— За себя не боялся, но все-таки переживал: как хор меня примет? — вспоминает Михаил. За его плечами — высшее профессиональное музыкальное образование (дирижерско-хоровое отделение Саратовской консерватории), немалый и певческий, и регентский опыт. Петь в церковном хоре он начал еще в родном Новороссийске, в кафедральном соборе. Потом приехал в Саратов, поступил в консерваторию. Как сам признается, никогда не думал, что будет регентом — учился-то в светском заведении, видел себя руководителем большого хорового коллектива. Но вот что примечательно: в качестве дипломной работы Михаил выбрал произведение Римского-Корсакова «Сказ об Алексее, Божием человеке»… Параллельно учебе в консерватории развивалась и его православная певческо-регентская профессиональная биография. Пел в хоре храма во имя Серафима Саровского, через некоторое время его поставили там регентом. Потом перешел в храм Рождества Пресвятой Богородицы, затем пел в Архиерейском мужском хоре. После этого пригласили регентом хора в Покровский храм.

Если говорить точнее, то сегодня Михаил является регентом двух хоров храма: правый хор поет в дни церковных праздников, левый — в будни. Оба хора вместе — это 40 человек. В основном студенты областного училища искусств, консерватории, возраст достаточно молодой. Встречаются среди хористов и представители старшего поколения: как правило, это вокалисты из оперного театра. И неизвестно что сложнее: работать с молодежью, пока еще только получающей профессиональные азы, или со сформировавшимися профессионалами с устоявшейся манерой пения, тем более что концертное исполнение отличается от церковного.

— Переучиваться всегда сложнее, чем учиться, что называется, с чистого листа,— считает собеседник,— молодой ты или маститый, есть опыт или нет — хор должен петь как один человек. Вот именно такого звучания я и добиваюсь.

Я попросила Михаила конкретизировать, каким же всё-таки по его мнению должно быть в идеале пение церковного хора: по звуку, по динамике исполнения. Ведь общеизвестно, что традиция церковного пения разнится не только по городам, но даже по отдельным храмам. Где-то она ближе к концертно-академической, а, например, в Воронежской области мне довелось на литургии услышать непривычное для нашего слуха практически народное пение так называемым «белым» голосом.

— Для меня идеал церковного пения — это простота звучания,— говорит регент.— Песнопения недопустимо «украшать» вольной фразировкой, замедлениями темпа, излишней динамикой. Экспрессия, безусловно, должна присутствовать — но она должна быть внутренняя, сдержанная. Я от музыкантов хора требую исполнительской сосредоточенности и погруженности в музыкальный материал. Ну, а самое главное — я стараюсь добиться от хора молитвенности в песнопениях.

Сегодня даже не верится, что еще меньше года назад перед регентом Михаилом стояли отнюдь не задачи творческого плана. Потому что в первую очередь новому регенту пришлось привнести во вполне сформировавшийся хоровой коллектив свое видение дисциплины рабочего процесса. Его девиз: «Чтобы в хоре был порядок». Педантичный и пунктуальный сам, он не терпит недисциплинированности, необязательности. Музыканты — люди творческие, в рамки дисциплины их поставить трудно… Но уже через месяц после начала работы такое явление, как случаи опоздания на спевку, кануло в лету. Интересуюсь, что за репрессивные методы применялись — может, штрафы?

— Нет, до штрафов дело не дошло,— улыбается Михаил.— А вот предупреждения были. Оказалось, таких мер вполне достаточно. Но главное не это. Сейчас я вижу: людям интересно работать. Поначалу, помню, на спевке (а она должна длиться два часа) просили: а давайте без перерыва, в полтора часа управимся — и по домам быстрее! Ну, а теперь наоборот: просят — может, отдохнем, а потом еще позанимаемся. Никто домой пораньше уже не торопится.

Строг регент и в отношении внешнего вида своих подчиненных, неукоснительно добиваясь того, чтобы прекрасная половина хора приходила на работу только в юбках и с покрытой головой. Все разговоры новеньких хористок на тему «да нас и не видно, в чем мы там поем» Михаил прекращает на корню:

— Видно, не видно — суть-то не в этом. Я всегда в таких случаях говорю: в храм вы не ко мне приходите, а к Богу. Да и для прихожан вы уже «люди храма», так что будьте добры соответствовать! Как правило, второй раз к этой теме возвращаться не приходится. И знаете, я заметил: чем дольше человек в хоре, тем меньше в нем этой «светскости» становится. Он и внешне, и внутренне меняется. Многие приходят к вере, принимают крещение. Такие случаи есть и среди наших хористов.

Основа репертуара хора — русская церковная классика (Чесноков, Бортнянский, Калинников), монастырские напевы… Где достать ноты? Сегодня эта проблема не стоит так остро, как несколько лет назад. Регенты обмениваются музыкальной литературой между собой, с недавнего времени нотные сборники поступают на епархиальный склад. С благодарностью говорят саратовские регенты и о Владыке Лонгине, который заботится о пополнении нотных библиотек епархии.

— Я хорошо помню времена, когда такого количества и разнообразия репертуара церковной хоровой музыки просто не было,— рассказывает Михаил,— а значит, и у регентов было гораздо меньше возможностей. Ведь служба — это не просто круг определенных песнопений. Регент должен подобрать их так, чтобы они и друг к другу, и к характеру службы подходили. Праздничная литургия требует более торжественного музыкального оформления, постовая служба — аскетичности и углубленности тональных и гармонических средств выражения.

Может быть, для кого-то это окажется новостью, но музыку для церковных служб (не путать со светскими музыкальными произведениями на церковные сюжеты!) пишут и современные композиторы. Мне было интересно, как относится к современной церковной музыке собеседник. Оказалось, со своим «теоретическим» вопросом я опоздала: в практике регента Михаила Толчина уже есть опыт включения «Стихиры на освящение воды» нашего современника — московского композитора Печенкина — в крещенскую службу. Это произведение написано в традиционной манере, и вряд ли рядовые прихожане смогли выделить его из череды остальных. Те же, кто хорошо знает церковную музыку, это репертуарное приобретение хора оценили с самой положительной стороны. Если же говорить о веяниях современности в целом, то уверена: больше всего достижениям технического прогресса радуются именно регенты. Сегодня, когда есть компьютер и ксерокс, даже страшно вспомнить, как регенты прежних времен готовились к службе без этих незаменимых помощников. Ведь надо было не только переписать, но и размножить в достаточном количестве все нотные партии. Одна толстая папка с нотами — на пюпитре у регента, и еще как минимум по такой же папке нужно приготовить на хористов по партиям: бас, альт, тенор, сопрано… Как рассказал Михаил, к каждой службе сегодня он готовит как минимум девять комплектов, а для спевок их требуется еще больше.

Покровский храм — единственный, пожалуй, в Саратове, где хор поет не внизу, на клиросе, а на специальном высоком балконе на противоположной от алтаря стене — хорах. Такое местосторасположение невидимых прихожанам хористов только усиливает эффект поистине ангельского пения, льющегося с небес. Храмовая акустика творит чудеса: как рассказал Михаил, при пении на хорах «скрадываются» все исполнительские погрешности, звучание получается удивительно чистым и благородным. Кстати, именно по этой причине спевки на хорах проводить не рекомендуется, ведь во время рабочего процесса регент должен услышать и убрать все «грязные» ноты. О нотах: не сразу, но Михаилу удалось уйти от светской практики пения стихир, тропарей и ирмосов по нотам. Сегодня все хористы в Покровском знают церковные гласы наизусть.

Как я уже говорила, в хоре много студентов. Понятно, что, получив диплом, кто-то хор покидает. Становится ли это проблемой для регента?

— Да, поначалу это тормозило процесс, надо было спешно искать замену,— вспоминает Михаил.— Но сегодня такой проблемы, в общем-то, уже и нет. Бывшие студенты разъезжаются из Саратова, уходят в декрет, и это естественный процесс. Но их место недолго остается вакантным: претенденты на него сами к нам обращаются, и я уже выбираю — подходят они нам или нет. При этом для меня одинаково равны как профессиональные качествахороший голос, умение читать хоровую партию с листа, так и человеческие — ответственность, коллективизм, доброжелательность.

Лето — пора каникул и отпусков, и церковные хоры не исключение. Что же делать, чтобы качество звучания хора не страдало? У регента Покровского храма всё под контролем: графики летних отпусков обязательно согласовываются заранее, а с 15 августа хор приступает к работе в полном составе: впереди ответственные службы в праздники Преображения и Успения.

…Хористы уже собрались на спевку, наш разговор с Михаилом пора было заканчивать. Напоследок я задала традиционный вопрос о профессиональных планах.

— В этом году хотелось бы выступить на концертной площадке,— поделился задуманным Михаил.— Еще полгода назад говорить об этом было бы преждевременно. Но сейчас, когда хор, по признанию специалистов, вышел на новый уровень исполнительства, очень бы хотелось показать широкому слушателю и наш коллектив, и красоту церковной музыки.

Маргарита Крючкова

Моя должность в храме называется регент (от лат. управляющий), т. е. руководитель церковного хора, который является уставщиком над певчими, задает им тон и подает знаки рукой (или руками) для согласного пения.

Раньше это место занимал головщик, который никогда не дирижировал, он первым начинал пение, задавая тем самым и тон, и темп, и характер звучания песнопения, а хор вступал со второй фразы, продолжая пение головщика.

Почему я не головщик?

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Что я считаю важным в церковном пении

В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:

  • стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
  • характер, манера исполнения песнопений;
  • внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.

В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».

О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его».
В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу. Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».

Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял. Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.

О дисциплине в церкви

Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону. В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.


В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе. Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.

С любовью ваш регент»

А вообще клирос у нас очень дружный.

Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение .
Вот это стихотворение:

«Любимому клиросу посвящается…»

Эпиграф:
«Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)
«Надеюсь, регент мне поставит плюс!» (автор)

Вы послушайте, ребята,
Сей папирус вам поведает
Про наш прекрасный клирос:
С чувством юмора у всех у нас в порядке,
Потому что начинаем день с зарядки.
Не с зарядки белого смартфона
И не пресловутого айфона,
А с зарядки голоса и слуха,
Чтобы не страдало чьё-то ухо,
И простим неправильную ноту,
(Если вдруг медведь вам наступил на «что-то»),
Ну, а если вдруг придется туго, —
Бережно плечо подставим другу.
Есть у нас диван, электрочайник,
Ну, а если в пении вы «чайник», —
Подливать не будем кипяточку…
Вот ещё б найти для рифмы строчку!
Ах, друзья мои, люблю вас очень!
Станислава Пронькина, короче.*

*«Сие слово зде допущено для рифмы пущей» (А.С.Пушкин)

В дальнейшем на своей страничке планирую поговорить о том, что такое богослужебное пение, что включает в себя это понятие и почему вообще в храме необходимо пение.

Пение является и работой. Вернусь опять же к О. Шведову: «“Работа” - это, собственно говоря, и есть рабство, то есть вынужденное служение (физическое и духовное) кому-либо или чему-либо (Богу, иному человеку, себе, своему рту, истукану, вымыслу и т. п.). Труд очень скоро становится работой - так наряду с тяготой появляется и зависимость, то есть обязательства перед другим человеком» 3 .

«Высшее же дело людей - прославлять Творца своего, благоговеть и возносить жертву хвалы. Все другие дела из этого исходят и этим питаются, а ежели не так, то они злы и делами именоваться не могут. Будем помнить, что дело Христово столь же трудно, сколь и опасно в этом мире - апостол Епафродит “за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь…” ().

Имеем страшное прещение за небрежение к делам Господним - “Проклят, кто дело Господне делает небрежно… ” (). Заветы апостольские веровать во Иисуса Христа - это дело Божие, осуществимое в человеке». 4

Итак, из приведенных определений видно, что пение в церкви является и трудом, и работой, и делом. А значит должно и вознаграждаться соответственно. Но почему же так много сомневающихся в этом? И ладно еще, когда это люди далекие от Церкви, которые вообще восстают против Церкви в целом и священства в частности. Но ведь таких немало и в среде тех, которые постоянно ходят в храм, среди священства, да и сами певчие, нередко считают постыдным брать плату за свой труд, считая это вынужденной мерой. Тот же Олег Шведов (священник и преподаватель Московской Духовной Академии) считает, что хористы должны петь бесплатно, что якобы зазорно брать плату за пение (смотри первую цитату - 2-й абзац статьи). Сплошь и рядом по храмам певцы поют «во славу Божию» и это считается нормой. Да и регентская зарплата далека от того, чтобы обеспечить достойное пропитание. Нередко и регент вынужден думать о дополнительных формах заработка.

Должны ли хористы петь бесплатно? Зазорно ли брать плату за пение?

Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос, обратившись к истории, для начала - к библейской.

Во Второзаконии говорится о том, что Господь избрал одно из колен Израилевых - левитов на служение Себе. «Потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой» () и «Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему» (). И в книге Неемии: «И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего» ().

Как видим, на заре организации церковного пения Богом установлено, что певцы служат только Богу и никаким другим трудом не занимаются, а живут как и священники с десятины, которая приносится всем народом в храм. Единственно, что в отличие от священников, левиты должны были с получаемой ими части, отдавать десятину священникам.

Но так было в Ветхом Завете. В христианской же Церкви ситуация изменилась. По свидетельству писателя I века, Филона иудея: «христиане во время бдений своих, все возстав, разделялись на два лика посреди храмины, мужи с мужами, жены с женами, и на обоих ликах был свой искусный запевала; потом они пели Богу песни, состоящие из разных стихов, то поодиночке, то попеременно, с различными припевами» . То есть в первые века христианства, не было как таковых церковных певцов, а пело всё собрание верующих. Но хочется напомнить, что первые христиане еще имели и дар языков, то есть могли разговаривать на разных языках, специально этому не учившись. А также, что в первые века христианства происходит только становление новозаветного пения равно как и христианского Богослужения. Тогда еще не было того обилия песнопений, которое появилось на несколько веков позже.

Миланский эдикт (313 г.) святого императора Константина Великого превратил христианство из религии гонимой в религию общедозволенную. А немного позже, при императоре Феодосии (379-395) она стает официальной и государственной. Именно в эту эпоху происходит усовершенствование богослужения и богослужебного пения, которое начинает принимать в это время всё более сложные формы. По-видимому, простому народу было уже не под силу стройно и благолепно исполнять некоторые части богослужения; поэтому в некоторых церквах, уже в начале установления чина литургии учреждаются отдельные певцы (псалты), обязанные выполнять богослужебное пение. Певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. В отличие от поющего народа они представляли собой некую организацию со своим начальством и подчинением. 5

В IV веке начинают возникать певческие школы. При больших церквах составляются многочисленные певческие хоры. В Софийском храме Константинополя при императоре Юстиниане по штату было положено состоять 25 певцам, с которыми разделяли эту должность 100 отдельных чтецов. Достоверно неизвестно платилось ли в то время содержание певцам и в каком размере, но мне кажется, что слова «по штату» как раз указывают на то, что певцы содержались при Софийском храме, то есть получали содержание из церковной казны.

Григорий Двоеслов - Папа Римский (590-604) чтобы обеспечить судьбу введенной им системы церковного пения, названного впоследствии григорианским, основал большую школу близ Рима (Schola Cantorum), которая являлась одновременно и хором, и учебным заведением. В ней обучались музыке и пению дети бедных родителей. Они получали здесь содержание из церковных сумм. Школа, устроенная Григорием, в свое время пользовалась большой известностью и по ее образцу были построены другие в меньших городах. Каноническое пение, введенное Григорием, несмотря на свою строгость и однозвучность, на отсутствие модуляций, было до такой степени трудно для изучения и исполнения, что самые трудолюбивые и способные ученики его школы, за десять лет едва усваивали правила этого пения .

Хочу обратить Ваше внимание, что получали содержание из церковных сумм не за то, что пели, а за то, что обучались церковному пению на протяжении многих лет.

Начиная с Крещения Руси в 988 г. постепенно развивается Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Однако, о первом периоде истории русского богослужебного пения мы имеем очень скудные данные. В. М. Металлов пишет, что с «царицей» Анной (дочь византийского императора Романа II, ставшая супругой Великого Князя Владимира) прибыл в Киев целый штат греческих клириков и греческих певцов («клирос»), который назывался «Царицыным хором».

Далее мы не находим никаких данных о содержании певцов вплоть до основания хора Государевых певчих дьяков при Великом Князе Василии III (1505—1533), сыне (1462—1505). Положение государевых певчих дьяков было обеспеченным; они получали от царя жалование деньгами и натурой: продуктами, одеждою, материей. Государевы певчие дьяки, бывали переорганизовываемы, переименованы в течение последующих столетий и просуществовали как церковный хор Государей более 400 лет, вплоть до 1917-го года, когда при советской власти прекратилась их церковно-певческая деятельность.

При учреждении патриаршества в 1589-м году был учрежден патриарший двор по образцу царского двора; подобно корпорации государевых певчих дьяков по её образцу была учреждена корпорация Патриарших дьяков и поддьяков, подчиненных не светской, а духовной власти - патриарху. Содержались патриаршие певчие дьяки за счет патриаршей казны и получали годовое жалованье, кроме того их жаловал и царь. Хор патриарших певчих дьяков просуществовал 328 лет, и лишь в 1917-м году он перестал существовать как церковный хор.

В XVI-XVII веке церковному пению как обязательному общеобразовательному предмету учатся дети всех сословий «начиная с грамотного земледельца и восходя к первому боярину и самому царю». Такое обучение церковному пению, наравне с общей грамотой, уменьем читать и писать, причем чтение проходилось по богослужебным книгам, было необходимо, так как в богослужебном пении принимали участие и цари, и вообще многие «предстоящие и молящиеся», а группы певцов исполняли то, чего не могли исполнять «предстоящие и молящиеся».

Как видим, певцы получали содержание (жалованье). Но во всех ли храмах? Какой был размер подобного жалованья? Остается неизвестным, история об этом замалчивает, поскольку даже сведения о самом церковном пении очень скудны.

В конце XIX века положение регентов и певчих было тяжелым и зависело от старосты и настоятеля храма, от их общей и церковной культурности. Случалось, что малокультурный, но властный староста из богатых членов прихода в общем щедро заботился о храме своего прихода, жертвовал на его благолепие, но смотрел на «нанятого» им регента почти как на своего слугу, который обязан был равняться по его, старосты, вкусу. При этом подобные старосты не считались ни с чем. И если почему-либо такой староста бывал регентом недоволен, то он просто-напросто отказывал ему, не считаясь ни с положением самого регента, ни с нуждами или положением хора, и на место «прогнанного» регента договаривал нового, более ему подходящего.

Для многих старост имели значение только доходы церкви. Далеко не все из них понимали, что хорошее пение привлекает молящихся, в особенности, если в других церквах города пение хорошо. Случалось, что прижимистый староста требовал от профессионального хора, чтобы он пел бесплатно, и отказал хору только потому, что певцы-профессионалы - церковные хористы - не могли на это согласиться. Бестактности некоторых старост и игнорирование ими прав певчих на вознаграждение привели даже к настоящим забастовкам церковных хоров, причем профессиональные хоры прекращали «работу» во время самого богослужения. Одна из таких забастовок церковного хора была вызвана тем, что церковный староста не хотел выплатить хору заслуженный хором гонорар и требовал, чтобы хор пел дополнительные службы без гонорара.

Для обсуждения общественных вопросов в области церковного пения и улучшения правового и материального положения профессиональных церковных хоровых певцов, а также для урегулирования положения церковных регентов, их взаимоотношений со старостой прихода - «работодателем» и с хористами, - с наступлением XX века стали время от времени устраиваться в разных городах России съезды регентов и церковно-хоровых деятелей. С благотворительной целью возникали общества для помощи церковным хористам и союзы церковных хористов. Эти общества и союзы принимали меры к предотвращению и устранению злоупотреблений в отношении церковных хористов. особенно же в отношении мальчиков-певчих.

Общества взаимопомощи церковных певчих стали оказывать помощь больным или оказавшимся почему-либо неработоспособными членам-певчим церковных хоров и находились в контакте с наблюдательным над церковными хорами Москвы комитетом.

Какая она зарплата регента и хористов?

Размеры гонорара, получаемого регентами небольших приходских хоров в разных местах России в начале XX века, позволяют до некоторой степени судить о положении регентов частных приходских хоров. Как масштаб можно взять жалованье учителя сельской школы; оно в рассматриваемое время выражалось в сумме 30 рублей в месяц при готовой квартире. В селе такой суммы было совершенно достаточно. Чтобы судить об этом, приведем здесь цены на продукты в селе в хлебородных губерниях. Так, пуд ржаной муки (приблизительно 20 килограммов) стоил 1 рубль; 10 яиц - 5-7 копеек и т. д. Конечно, в городах цены были выше. Но при готовой квартире на 30 рублей в месяц одному можно было вполне прожить; в большом городе это было уже трудновато.

Что касается гонорара певчих, то он был очень различен. Певчие мальчики в частных хорах, не имевших для мальчиков-певчих общежитий, и которые рекрутировались из церковно-приходских или городских школ или не получали вовсе никакого гонорара за пение в хоре, или же получали весьма различный гонорар - от 50 копеек до 5 рублей в месяц.

Средства для содержания хора собирались посредством тарелочного сбора в храме. Деньги передавались старосте, который вел им учет и периодически рассчитывался с регентом. Иногда церковный приход добавлял к сбору из других сумм приходского бюджета или же тарелочный сбор служил дополнением к определенному месячному гонорару хора; к гарантированному минимуму прибавлялась еще собранная за богослужением сумма. Сумма эта колебалась в зависимости от разных факторов: в праздники, а особенно в Великий Пост, сбор этот бывал больше, в обыкновенные воскресные дни - меньше. Немалое значение при этом имело и качество хора, и его репертуар - насколько он соответствовал вкусу щедрых жертвователей.

Известный дополнительный доход для певчих, не поддающийся сколько-нибудь регулярному учету, доставляло некоторым хорам славленье у наиболее почетных прихожан в день Рождества Христова и Пасхи. Весь хор или части его посещали, иногда со священником, иногда и без него, дома некоторых прихожан, пели тропарь и кондак праздника и еще какое-нибудь песнопение, например какой-нибудь концерт, или вообще что-нибудь, любимое хозяином дома и подходящее к празднику. Заканчивалось такое славленье многолетием. Хозяин одаривал певчих деньгами, а в некоторых домах предлагалось еще небольшое угощение со своего стола.

О тогдашнем положении певчих читайте также статью из журнала «Хоровое и регентское дело» (1909 год) .

Но всё же для большей ясности давайте попробуем выяснить размер зарплаты в переводе на теперешние цены: ржаная мука в настоящее время стоит 5-10 гривен за килограмм, десяток яиц 7-12 гривен. Таким образом, если регент получал зарплату 30 гривен, а пуд (20 кг) ржаной муки стоил рубль (5 коп. за кг), то на свою зарплату он мог купить 600 кг муки и 428-600 десятков яиц. Если мы умножим настоящие цены на это количество, то получаем от 3000 до 7000 гривен (или от 375 до 875 долларов). Зарплата же певчих была, как видим, мизерной от 50 копеек до 5 рублей, то есть в переводе на наши цены 70-1200 гривен в месяц.

На просторах Интернета довелось увидеть Зарплата регента в нем равняется 150 рублей. Для сравнения: медицинская сестра без стажа получала в то время 80 рублей, учитель средней школы 90-120 рублей, цены на мясо - 2 рубля, масло - 2,5 рубля, хлеб - 0,13-0,28 рубля (за 400-500 г). В перерасчете на наши цены получаем приблизительно такой же размер зарплаты регента от 3000 до 5000 гривен. В к нему приводится зарплата певчего в размере 60 рублей (приблизительно 1200 — 2000 гривен).

О теперешних размерах регентской зарплаты и зарплаты хористов вы можете узнать на различных форумах, это проблема в Интернете поднимается уже не первый раз. Мне лично известны зарплаты регентов от 500 до 3000 гривен. Слышала так же, что бывают варианты, когда регент получает оклад в размере 1000 гривен и дополнительно, как певчий за каждый выход. Хористам обычно платят 50-100 гривен за выход. В московских храмах ставка регента 1000—1500 рублей за выход считается небольшой. Хористам платят ставку от 500 до 800 рублей. Зарплаты очень разнятся в разных городах и приходах, и не всегда зависят от материальных возможностей прихода, очень часто от отношения настоятеля к пению в целом, и к хористам в частности.

Предлагаю также ознакомиться с статьей Алёны Семёновой на эту же тему:

Относительно же самого термина зарплаты хочу опять процитировать О. Шведова: «То, что называется заработной платой в учреждениях, организациях и предприятиях, в религиозных учреждениях часто называлось жалованьем. Поскольку доходы религиозных учреждений имеют жертвенное происхождение, то никто не может претендовать на “собственную” долю от жертвы - она вся целиком принадлежит Богу. …Церковь может пожаловать милостью своего труженика и одарить его частью из того, что составляло жертву в её материальном виде.

Приходскому Совету Храма во имя Преображения Господня приходилось отстаивать эту идею в реальном планировании затрат на оплату труда служащих Храма. Приходилось убеждать работников в том, что в Церкви никто никому не должен, никто не смеет просить “своего”, но должен довольствоваться той долей, которую Церковь может выделить для оплаты труда так, чтобы не страдало всякое иное внутрицерковное дело.

Этот “утопизм” был мало понятен моим сотрудникам, и поэтому почти все требовали не “жалованья”, а “заработной платы”. Тот, кто требует заработанного, требует справедливого, тем самым заявляет о своем рабстве социальным условиям бытия, но не о рабстве Богу «6 .

Если вы настоятель храма, то подумайте: «В самом ли деле у вас нет финансовых возможностей содержать хор или повысить зарплату хористам? Или возможности есть, но приоритеты другие - ремонт, роспись… Всё же, хорошо пропеть службу может и трио хористов, и их содержание обойдется не так уж дорого. Соизмеряйте получаемую хористами зарплату с ценами, а не только с прочими зарплатами (ведь они сейчас в основном у всех близки к минимальной и, не для кого не секрет, что законодательно установленный прожиточный миним далек от фактического прожиточного минимума. Для тех кто незнаком с потребительской корзиной — предлагаю )».

Если вы регент, то отстаиваете перед своим настоятелем права ваших хористов. Если нет возможности ежемесячно платить зарплату и хор поет бесплатно, то попросите у настоятеля вознаграждения для ваших певцов хотя бы к празднику Пасхи (или Пасхи и престольного праздника).

Если вы хористы, то помните, что ответственность на вас лежит большая в любом случае, и если вам она не под силу, лучше честно отказаться. Если вы получаете плату за свой труд, то благодарите Бога, и не забывайте платить десятину, если плата маленькая, то по возможности защищайте свои права перед настоятелем, но делайте это с уважением к священническому сану. Если все же приходится петь бесплатно, то приходится только ожидать награды небесной, которая нам всем очень-очень нужна.


1 Москва «Ковчег», 2003, стр. 279. 2 Там же, стр. 25. 3 Там же, стр. 30. 4 Там же, стр. 51. 5 Здесь и далее использованы данные приведенные Б. Б. Лебедевым в книге «История богослужебного пения. Учебное пособие», Полтавская епархия, г. Комсомольск, 2004 г. 6 Энциклопедия церковной жизни, стр. 393.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».

19 комментариев »

спасибо большое, очень интересно, информативно, разложено по полочкам.

Елена Анатольина в ответ:
февраля 21, 2013 at 12:10 дп

Юлия! Приветствую Вас на блоге «В помощь регенту» и поздравляю Вас с первым комментарием. Жаль, что не успела подготовить обещанный подарок. Очень приятно знать, что статья была интересной — не зря старалась.

февраля 20, 2013 | 9:38 пп

мая 3, 2013 | 12:39 дп

Что сказать... Статья написанная Вами весьма правдиво отражает status quo. Улыбнула чеканная формулировка о.Олега о бесплатном пении, сам он по-видимому преподает и служит за идею. А вообще Вам, не хуже чем мне известны финансовые бесчиния отдельно взятых настоятелей, вкупе с карманными церковными советами и «откатанными» архиереями. Беда в том, что случаи эти не единичны, а превалирующи. Пою в Церкви 1989 года,и поверьте — ВСЕ ПОПЫ ЭКОНОМЯТ НА ПЕВЧИХ, даже на весьма небедных приходах, а тех, кто платит деньги на которые можно существовать, не бегая по трем работам — ЕДИНИЦЫ... Как-то в начале 2000-х заикнулись вместе с регентом хоть о минимальном повышении жалования, в ответ — разгоню хор и поставлю четырех бабулек, хай скрипят!.. Ладно, спасибо, благословите-простите и т.д. И когда какой-нибудь младостарец, едва вышедший из семинарии начинает рассуждать об алчности певчих, о том что мы — наемники а не делатели, лично у меня этот бред не вызывает уже никаких эмоций, даже отрицательных ибо не от большого ума сии глаголы. Знаю одного — приехал на приход, глаза горят, 6-ти часовые службы закатывал... Сейчас — четыре машины, и перевод в налик квартир, завещанных экзальтированными прихожанками... Перехватили в общем бизнес у свидетелей иеговых))) Ну а правильные слова с амвона говорить — это хоть сто порций, поучать — не мешки таскать. Вы абсолютно правы, говоря о Небесной Награде, без которой теряется весь смысл нашей доксологической деятельности, ведь наше пение, Богу, собственно ни к чему — Там поют Ангелы, и наше комариное пищание никогда и близко не сравнится с Их Воспеванием Творца. Но когда многократными обещаниями отделываются, лишь бы не дать кусок хлеба — девальвируется сам смысл высоких слов, делая их чем-то расхожим, далеким и непонятным для большинства певчих, большая часть которых — люди, как Вы правильно подметили, — семейные и обременены земными заботами.

З.Ы. Все вышесказанное — всего лишь моя точка зрения на процессы, затронутые Вами в статье. С уважением, Serge.

Елена Анатольина в ответ:
июня 28, 2013 at 4:47 пп

Сергей! Благодарю за комментарий! Совершенно с Вами согласна. Именно поэтому и решила написать столь подробную статью. Ведь если хористы должны постоянно думать на какие средства жить, то понятно — они не будут, при всем своем даже большом желании, тратить много времени на репитиции. Результат: мозги хористов во время богослужения постоянно заняты мыслями о том как бы правильно попасть в ноты и прочесть слова (хорошо если еще на хоре имеется достаточное количество экземпляров нот и текста, а то бывают еще ряд ошибок вызванных элементарным «не увидел». Ни о какой молитве и речи быть не может. А как известно молитвенное настроение певчих передается и всем стоящим в храме. Поэтому как говорил первый президент Украины Леонид Кравчук «Маємо, що маємо».

И ладно еще когда приход бедный, и настоятель сам постоянно в поисках «хлеба насущного», а в остальных случаях — действительно обидно. А что касается народного хора, то на просторах интернета уже давно появилась басня о жадных настоятеля и любительских «хорах».

июня 25, 2013 | 4:03 пп

Как все это, к сожалению, верно. Я много лет пела во славу Божию. Приход бедный. Это было как раз в 90-е годы. Да и опыта было совсем мало. Не претендовала ни на что, лишь бы на клиросе терпели. Но прошло много лет. Сама теперь регент. Батюшка новый, молодой. Храм наш разрушенный востановил. О чем мы даже мечтать и не смели. И ни о какой плате даже не заикались. Храм восстанавливался очень интенсивно. Кругом нужны деньги. Параллельно строил и себе дом. Тоже понятно, жить где-то надо. Машину хорошую купил. Тоже понятно, семья, разъезды по делам. Но когда он купил белый джип, тут я сломалась... О стройке своего дома я уже молчу. Там одни ворота с золотыми павлинами чего стоят. В общем возмутилась я, правда не перед батюшкой, потому как не посмела бы, а перед певчими. Но батюшке в уши вложили. Стал он мне тайком давать в руку когда 25, а когда и меньше. А когда на праздник гостей много, то может и вовсе забыть. Тогда как мальчик-пономарь строго за каждую службу получал по 40 гривен. Да плюс внутриклиросные проблемы, в которые батюшка как настоятель не хочет вмешиваться. Разбирайся, мол, сама. Хор хорошо звучит и Аминь! Хочу уйти в другой храм. Просто певчей. Я об этом мечтаю. И не за деньгами. Хочется мира в душе. Но не могу никак решиться, а четкого благословения на это не надеюсь получить. Что делать? И есть ли на этот счет какие-либо правила в Уставе. Очень надеюсь получить ответ.

Елена Анатольина в ответ:
сентября 17, 2013 at 5:43 дп

Людмила, благодарю за комментарий. Да, ситуация у Вас в принципе типичная, но у каждого она переживается своей личной болью. И главная проблема, к сожалению, заключается в нас самих: мы не умеем, когда нужно отстаивать свои права, права своих подчиненных - хористов, мы, как правило, терпим до последнего и еще чуть-чуть, а потом еще чуточку. И всё боимся сказать то, что нужно сказать. Почему? Потому, что нас никто этому не научил. Терпеть научили, а вот выражать свои чувства, отстаивать свои права - не научили. Лично я никогда в Уставе не встречала никаких правил, которые бы возбраняли регенту уйти на другой приход. А вот забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме входит в обязанности настоятеля согласно Устава.

Прежде чем уходить в другой храм - взвесьте все «за» и «против». Уход в другой храм не гарантирует мира в душе, даже если быть просто певчей. Прежде всего нужно поговорить с настоятелем, а для этого нужно сначала договориться о конкретном дне и времени беседы. Желательно письменно подготовить все вопросы, которые Вам необходимо обсудить с настоятелем. Так же заранее подумайте возможные варианты ответов на Ваши вопросы. Какие компромиссы для Вас приемлемы? На какие условия Вы могли бы согласиться? Вся беда состоит в том, что регентом Вы работаете, а

Но вы привели пример где Богоматерь давала деньги за пение. Тогда уж тем более хористы прочитав сей пример, скажут — Ну если и сама Богоматерь давала деньги, то почему же и нам на брать плату за пение в хоре?

Тогда как человек захочет подражать святым и кому? Если все приведенные вами святые, получали деньги?

Я могу понять атеистов, в хорах. А с ними я знаком. С них спрос совсем другой. Они ходят как на концерт. Сегодня поют на сцене, а завтра в Церкви. Церковь для них как очередной зал или сцена.

Но как же с верующими. Для которых Бог-Все. Жизни Подателю... А мы на столько мелочные, что за молитву, как за подвиг ради веры, как за добродетель и жертву, берем деньги.

В принципе статья хорошая. Но она, не хочу сказать лицемерная — но двойственная. Типа — брать деньги — ничего страшного, и не брать — то же самое. И то и то хорошо. И Богу служить, и Маммоне — оказывается можно одновременно. Таково мое впечатление. Конкретики нет.

admin в ответ:
декабря 30, 2015 at 7:54 пп

Евгений, статья вовсе нелицемерная и не двойственная, как Вы пишите. Главная мысль статьи заключается в том, что брать деньги за пение вовсе не страшно, каждый человек достоин пропитания, страшно, если человек добывает себе пропитание незаконным путем: обманом, воровством, грабежом, ростовщичеством и прочими средствами, что называется «неправедным приобретением». Поэтому Богом было установлено со времен Ветхого Завета, а именно со времени переселения иудеев в землю обетованную, при разделе земли все колена Израильские получили в удел землю, кроме Левиина колена. Левиты должны были служить в храме и кормить их должны были все прочие 12 колен, отдавая деситину от всего дохода, от урожая зерна, плодов, овощей, от шерсти, от стад. В Новом Завете лишь было подтверждено это установление. Но, учитывая тот факт, что многие приходы только восстанавливаются, что настоятелю порой не просто найти спонсора, чтобы хотя бы крышу залатать, а большинство прихожан о десятине едва ли слышали, а платят так и вообще единицы, то совершенно очевидно, что многие хористы вынуждены петь во славу Божию. Последствия такого пения очевидны: не получается посещать все богослужения, которые совершаются в храме, собрать на спевки полный состав, также не получается, поэтому о благолепия пения говорить не приходится. Но хористы вовсе не обязаны петь бесплатно. Чаще всего это их добровольный шаг, обычно размышляют при этом так: «Я много лет в храм вообще не ходил, да и сейчас грехов хватает, десятину тоже не плачу, так буду хотя бы что-то делать по силе для храма, ну, например, петь».

По Вашей же логике, Евгений, получается, что брать деньги за пение грешно. Но тогда и священники должны в храме служить бесплатно — ведь их служение — это и есть молитва. Тогда за какие средства они будут жить? Или будут ходить на работу в других учреждениях и там получать зарплату, а в свободное время заниматься богослужением? Да, мы знаем, что хотя, Христос и заповедовал апостолам кормиться от своих чад, но апостол Павел, например, старался ни у кого ничего не брать, а благовествовать безвозмедно, зарабатывая себе на жизнь шитьем палаток. Также известен пример архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), который будучи архиереем, продолжал работать хирургом. Но это ведь исключения из правила, которые всего лишь подтверждают наличие правила, а не отменяют его.

Каждый сам для себя решает, как заработать себе спасение души (хотя это настолько великий дар, что его невозможно заслужить никакими трудами, и все мы надеемся лишь на милость Божью) бесплатным пением, или же милостыней, или же борьбой со своими грехами, или же всем вместе по чуть-чуть. А работа Маммоне — это совсем о другом, это о том, когда человек целью своей жизни видит только постоянно увеличение богатства. Человека же который не заботится о своем пропитании сочтут скорее всего безумным или как раньше это называли — тунеядцем. А это — тоже грех.

Евгений в ответ:
января 30, 2016 at 8:51 пп

Интересно почему все, и в частности Вы используете именно этот стих -"Трудящийся достоин пропитания", в качестве ответа?

Вы сами написали, что Ап. Павел зарабатывал шитьем палаток. Вот и ответ. Служение Богу — бесплатно, а «...трудящийся достоин пропитания» — это о труде своими руками, на работе, а не в храме петь. Вот о каком труде говорил Павел. А не от служения нашему Отцу брать деньги.

Ведь мы не требуем денег от матери, когда говорим ей — Спасибо за вкусный обед. А за слова — «Благодарю Господи» в храме-мы почему-то должны брать деньги. И не стыдно?

А почему не вспоминаете слова — «То что даром получили, даром и отдавайте?»

Ведь мы получили ДАРОМ от Бога талант петь, но «возвращая» его Богу, то есть прославляя Его, Его же даром (талантом), мы требуем деньги. Не эгоизм случайно?

Вы написали — что и священники должны служить бесплатно, иначе на какие деньги они будут существовать?

Так все сие ДАВНООО сказано, показано и дано в пример будущим священникам, в Библии. Святая десятина. Все Апостолы платили десятину.

Да, Вы правы, что многие из прихожан не слышали о десятине. Как говорят — каков поп таков приход. Что ему мешает учить народ? А что мешает народу самому взять Библию и прочитать? Главное о том, через какое плечо свечку передавать знают, и какому Святому о болезнях почек молиться тоже знают. А слова Бога нашего в глаза не видели. Но суть не в том.

Пусть священники введут Святую десятину, и все встанет на свои места. И забудут они как брать деньги за крещение, бракосочетание и т. д. Одна симония.

Бог даром нам дал ВСЕ, и мы ДАРОМ должны отдавать, и Ему и людям.

Мы получили знания о Христе даром? Получили. Вот и отдавать его, мы должны другим людям даром. То есть проповедовать.

Священники получили благодать ДАРОМ благословлять и бракосочетать людей? Да. Тогда пусть и не берут деньги. Бог им дал Святаго Духа, Благодать, Совершать Таинства, а они продают Благодать за деньги. Вам сии моменты ничего из Библии не напоминают?

Вы написали, что работа Маммоне — когда человек целью своей жизни видит ТОЛЬКО постоянное увеличение богатства — Тут вы не правы. Иисус сказал, что не возможно служить Богу и Маммоне. (там стоит союз «И») То есть, который пытается служить и Тому и другому, а не ТОЛьКО одному Маммоне как Вы указали.

Так что можно быть и священником и примерными мирянином, и пытаться служить Маммоне.

И еще с чем не согласен.

Вы пишете.

«Человека же который не заботится о своем пропитании сочтут скорее всего безумным или как раньше это называли - тунеядцем.»

Вы называете человека не заботившегося о пропитании — тунеядцем.

А Иисус Христос, говорит прямо противоположное Вам.

Мф.6:25 «Посему говорю вам: НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ для души вашей, что вам ЕСТЬ и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.»

Какое мне дело за кого меня мирские люди сочтут? Мы не от мира сего. 1Кор. 3:19

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...»

Так что Ваши слова меркнут пред Словом Нашего Отца.

Прежде же ищите Царствия Божия, и не заботьтесь о еде и питье, все сие нам даст Господь. На Него надо рассчитывать.

1Петра. 5:7 «Все ЗАБОТы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.»

Нигде Бог нас не призывает заботится о еде, одежде и питье. А Вы говорите, что такой человек тунеядец.

Вы уж простите, просто я сам давно не могу решить сей вопрос. И совесть очень терзает. А ответ ОДИН не могу получить. Один священник — «Не бери ни в коем случаем». Другой — Можешь и брать, мы же берем. А кому верить-то???

А Истина-то одна. У Бога нет двух мнений. Или Правда или ложь, или Убивать или не убивать. Или блуд-или чистота. Нету такого-"аааа можно и так и так."

Спаси нас всех Христос!!!

Славу Возсылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу.

admin в ответ:
февраля 5, 2016 at 10:25 дп

Евгений, видимо Вы не совсем внимательно читали статью, раз у Вас остались неясности.

«Трудящийся достоин пропитания» сказано Христом своим ученикам не о работе, а о деле евангельской проповеди. В статье я писала, что в Ветхом завете было отделено колено Левита на служение Богу. Этому колену не была дана в удел земля, если не считать 10 городов в разных коленах, которые принадлежали левитам. Левиты должны были полностью себя посвятить служению Богу, а питаться должны были от десятины, которую должны были платить все колены Израилевы. То есть от десятины питались не только священники, потомки Аарона, а все левиты, и певцы, и сторожа, и служащие при храме. Но левиты из своей доли должны были также отделять десятину непосредственно священникам. Это установление позволяло им всё свое время посвящать служению Богу.

Приводя в пример ап. Павла, я говорила о том, что это исключение, ведь за других апостолов не говорится о том, что они ничего не брали от учеников и жили своими трудами. Также стоит заметить, что ап. Павел был девственником, а значит у него не было семьи. Думается, не стоит объяснять, что отдельно взятому человеку для пропитания требуется на много меньше, чем для семьи.

Священное Писание неоднозначно, иначе не было бы столько сект. Поэтому пытаясь понять Слово Божие, мы обращаемся к толкованию св. отцов. Можете посмотреть как они толкуют приведенные Вами стихи и .

Что касается лично Вас, то здесь дело Вашей совести. Хотите петь бесплатно, пойте во славу Божию. Ведь мы и сами десятину не всегда платим, так хоть потрудимся во славу Божию. А если берете плату за пение, то — не испытывайте никакого чувства вины по этому поводу, так как это установление Божие. Тем более недопустимо бегать из одного храма в другой, потому что там платят больше — вот это как раз будет служение маммоне. А, вообще-то, все недоумения относительно духовной жизни нужно решать со своим духовным отцом.

декабря 19, 2015 | 1:10 пп

Екатерина:

января 13, 2017 | 8:21 пп