Кустодиевские женщины. Пышнотелые русские красавицы бориса кустодиева. Русские красавицы Кустодиева

05.03.2018 18:00

Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему „русскому“ - это было всегда единственным „сюжетом“ моих картин

Кустодиев Б.

7 Марта исполняется 140 лет со дня рождения Бориса Кустодиева. Образы созданных им русских красавиц, наверное, самые известные. Им мы посвящаем сегодня выставку, приуроченную к 8 марта.

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту - наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности - тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

«Красавица» Кустодиева

Из отзывов и воспоминаний современников

Кустодиев К.Б., сын художника

В апреле 1915 года мы переехали на Введенскую, где была мастерская с двумя большими окнами, выходящими на улицу...

Вскоре отец принялся здесь за работу над картиной "Красавица", явившейся своеобразным итогом исканий собственного стиля, начатых еще в 1912 году.

Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш). С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама подарила отцу в день рождения.

Он работал над картиной ежедневно, начинал в шесть-семь часов утра и работал весь день.

В десятых числах мая мои мать и сестра уехали в "Терем", и мы остались вдвоем. Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке. Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу - на черном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался и этим мотивом для yзоров на сундуке, хотя цвет и изменил.

Анализ искусствоведов

Из монографии В.Володарского

В том же 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной "Красавица". Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. Полусидя, полулежа на постели, она, подобно "Венере Урбинской" Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель. Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического. Кустодиев с наслаждением передал сходство нежной и гладкой розовой кожи своей модели с цветом и гладкостью атласного одеяла, обшитого кружевами, сопоставляя крупные округлые формы женского тела с мягкостью пуховых подушек и складок одеяла. Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте - цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда.

Из монографии В.Круглова

Задачи синтеза волновали автора в картинах "Красавица" и "Русская Венера", отмеченных гипертрофией форм и цвета, в равной степени серьезных и ироничных. Дебелая, золотоволосая, ясноглазая после сна "красавица", стыдливо прикрывающая грудь, изображена покидающей мягкую перину на расписном кованом сундуке. Пышнотелая, со свежей кожей и красивыми волосами, она спокойно взирает на мир, воплощая народное представление о здоровой красоте, о том, какой должна быть купчиха. Интерьер с мебелью, нежно-розовым одеялом и кружевными наволочками, дорогой сундук, нежно-голубые обои с букетами и гирляндами роз воплощают народное представление о достатке. В этом произведении, как и в работе "Русская Венера", мастер силой таланта создал новую, живущую по своим законам художественную реальность, отмеченную чертами неоромантизма, также похожую и непохожую на жизнь, как похожи и не похожи на живые цветы букеты на сундуке и стене. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии. Тонко и изысканно написанная картина богата по фактуре, бесконечно интересна для глаза в том, как искусно переданы различные, наполняющие комнату материалы и самая большая драгоценность - тело женщины.

Из монографии И.В.Раздобреевой

В 1915 году художник свою знаменитую "Красавицу" (неоднократно повторяемую).

Ирония наряду с прославлением красоты ощутима во всех вариантах "Красавицы" Кустодиева.

Пухлая молодая женщина, только что нежившаяся на пуховой перине, еще, кажется, не совсем преодолевшая сонливость, откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как "зефир", тело. И цветастый балдахин, и расписной сундук, на котором она изволила почивать, и украшения на комоде, и обои в "пукетах" - все кричит в цвете, все говорит о "роскоши" и совершенно чудовищном безвкусии хозяйки. Бессмысленная, бездумная животная жизнь восхитительной блондинки, весь интерьер опочивальни - предел мечтаний обывательского мещанства. Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония сплетены здесь в один неразрывный узел. В искусстве Кустодиева восхищение и ирония тонко балансируют на чашах весов.

Художественная галерея, №43

Художественное направление, к которому принадлежал Кустодиев в 1910-е годы, условно можно назвать "неоклассицизмом". Оно предполагало ориентацию на великие образцы прошлого - с учетом новейших художественных веяний. Это своеобразный "пассеизм" - как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии "Мира искусства"), - но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра - как, к слову, и в названии написанной десятилетием спустя "Русской Венеры", продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских "красавиц"). "Оглядка" на прошлое - в данном случае - мотивировалась и еще двумя вещами. Первая (личная) мотивировка - тяжелейшая болезнь художника, лишившая его "внешних" впечатлений. Ему приходилось жить в мире фантазии, одним из "стержневых" образов которого и является эта "красавица". Вторая (объективная) - война, разрушившая единое художественное пространство. Живописцы оказались отрезанными друг от друга, и поэтому обращение к старым мастерам (в "Красавице" можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело "концептуальным" актом. Кстати, "Красавица" была любимой картиной А. М. Горького, получившего в подарок из рук художника один из ее вариантов.

Купчихи и красавицы - это "ноу-хау" Кустодиева. Они демонстрируют зрелую манеру мастера, одновременно являясь зримым выражением его представлений о человеческой красоте. Да, это выражение несколько шаржировано, но подобная ироничность часто выступает лишь средством защиты от слишком "рафинированной" критики. Отсюда же - и некоторый эпатаж, с которым Кустодиев представляет свою героиню, помещая ее в центр полотна и выдвигая на первый план. Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера "красавицы"). Вся картина - это мечта о красоте, которая - как знать? - вдруг действительно спасет мир. Это мечта, это греза. Это сон о небывалой России. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то "незнакомому городу" (чтобы не обвинили в придумывании), и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. "Эстеты" усмехаются: "Ну разве же это красота?" "Эстетство" всегда отличается узостью. В действительности красота бывает разной. Идеал красоты подвижен и меняется в зависимости от географии, эпохи, социальных условий жизни. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. У Кустодиева свой идеал. И он действительно идеален, иначе бы не волновал своим странным изяществом уже несколько поколений любителей живописи.

Идеал красоты:

Яркие цветы на обоях, равно как и цветы, которыми расписан сундук, ассоциируются с цветущим возрастом здоровой красивой женщины. Все героини Кустодиева этого ряда глядятся сестрами - они молоды, здоровы, "финансово достаточны".

Лицо "красавицы" таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого ряда (или, если угодно, "цикла"). Оно безмятежно и вместе с тем лукаво; героиня глядит на зрителя, ничуть не смущаясь своей наготы, словно понимая, что главная драгоценность здесь - это она.

Пуховое нежно-розовое одеяло (и чистые кружевные наволочки на подушках) - примета купеческого мира, любящего уют, комфорт и тепло. Таким образом, в социальном смысле героиня полотна атрибутируется без труда.

Формам тела "красавицы" свойственна округлость - в героине полотна, в отличие от многих других персонажей тогдашней живописи, нет ничего резкого, изломанного, кричащего. Причем это, если можно так выразиться, гибкая округлость - обратите внимание на неестественно согнутую в локте руку. Вообще, несколько неуклюжая поза "красавицы" "рифмуется" с целомудренной чистотой.

Любовно выписанные крохотные ступни - в сочетании с полным телом и определенной "дебелостью" - рождают ощущение хрупкости героини, что еще больше "идеализирует" ее образ, которому свойственны странная грация и неповторимая прелесть.

Весь интерьер - и, прежде всего, огромный кованый и ярко расписанный сундук - является своеобразной "рамой" для героини, свидетельствуя о достатке, устойчивости и размеренности ее существования.

ГТГ. 2008

В своей самой известной картине Кустодиев сумел соединить образы национально-романтического направления в искусстве с совершенством неоклассических форм. По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески, игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы». Народный идеал приобрел в произведениях Кустодиева особую монументальность, его купчихи – своеобразные богини, олицетворяющие народные представления о счастье, сытости и достатке. Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. Он обращается к редкому в истории русского искусства жанру обнаженной натуры. Сомлевшая от сна купчиха, появляется из-под атласного одеяла, как Афродита из перламутровой раковины. В картине каждая деталь – метафора, все служит иллюстрацией народных представлений о женской красоте – пшеничные волосы, алые губки-вишенки, щеки как румяные яблочки, лебединая шея, холеное, гладкое тело – «кровь с молоком». В образе своей красавицы Кустодиев совмещает взгляд наивного художника и утонченный эстетизм русского Серебряного века.

И частной коллекции в России соответственно.

История и создание

Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи - другой. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют» . На этот раз он пригласил талантливую исполнительницу чеховских пьес, одну из ведущих актрис, приму Московского Художественного театра Фаину Шевченко . Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова , «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем» . Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина , к которому он делал декорации, и увлёкся ею . В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца , тридцати лет, так и сыплющую перлами - типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины . После премьеры, состоявшейся 3 декабря, Кустодиев зашёл в актёрскую гримёрку, и на скромную просьбу позировать ему Шевченко ответила согласием. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула - «Ну что вы! Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!» После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского . Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли .

Карандашный набросок Кустодиева «Одеяло», этюд к «Красавице» «Натурщица. Правая нога, левая ступня»

В Москве Кустодиев сначала сделал карандашный рисунок с натуры, а уже по возвращении домой в Петербурге приступил к написанию основного полотна . Сын художника, Кирилл Кустодиев, вспоминал :

В апреле 1915 года мы переехали на Введенскую улицу (дом 7, квартира 50), где была мастерская с двумя большими окнами, выходящими на улицу. На другой стороне улицы - сквер, окружавший Введенскую церковь . Вскоре отец принялся здесь за работу над картиной „Красавица“, явившейся своеобразным итогом исканий собственного стиля, начатых ещё в 1912 году. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной , сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш.). С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама подарила отцу в день рождения. Он работал над картиной ежедневно, начинал в шесть-семь часов утра и работал весь день. В десятых числах мая мои мать и сестра уехали в „Терем“ , и мы остались вдвоём. Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовых фигурки, купленных на Сытном рынке . Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу - на чёрном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался этим мотивом для узоров на сундуке, хотя цвет и изменил.

По словам сына, «в начале августа он [Кустодиев] закончил „Красавицу“. Позднее я слышал от отца, что в этой картине он наконец-то нашёл свой стиль, так долго ему не дававшийся. Вспоминая П. А. Федотова , малых голландцев , которые его восхищали, он стремился, как и они, увлечь зрителя, заставить его остановить внимание на красноречивых деталях. Но основой картины служил русский лубок , вывески, игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы» . Картина отличается от карандашного наброска разницей в чертах лица, а также ироничностью и утрированием женского образа, теперь уже не имевшим ничего общего с реальной Шевченко .

Композиция

Оригинал 1915 года - 141 × 185,5 см , масло на холсте ; справа внизу подпись : «Б. Кустодиевъ/1915» . Вариант 1918 года - 81 × 93 см , масло на холсте; слева внизу подпись: «Б. Кустодиевъ/1918» . Вариант 1919 года - 75,5 × 102 см , масло на холсте; подписан . Вариант 1921 года - 72 × 89 см , масло на холсте; справа внизу подпись: «Б. Кустодиевъ/1921» .

В своей самой знаменитой картине Кустодиев соединил национально-романтические образы с совершенством неоклассических форм, опиравшихся на традиции классического искусства и академической живописи, которыми для него, по-видимому, являлись полотна Тициана и Рубенса . Идя вразрез с господствующим в то время модернизмом , но учитывая новые художественные веяния, он противопоставил вальяжность своих пышнотелых и полнокровных красавиц анемичным и рафинированным жеманницам с полотен представителей декаданса .

В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры - роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину; наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик , можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской » Тициана - алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело - как «кровь с молоком». В народных представлениях это и есть женская красота, она сродни пуховым розовым подушкам и расшитому кружевами одеялу в чехле зефирного цвета, округлостью форм и складками так похожему на свою хозяйку .

Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами - красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Она смотрит на зрителя с загадочным выражением лица, нисколько не смущаясь своей наготы, с некоторой безмятежностью, но одновременно и сладостным ожиданием кого-то или чего-то. В картине каждая деталь является метафорой, а красавица как бы стала плодом взгляда наивного художника и утончённого эстетизма Серебряного века русской культуры .

Критика и судьба

«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве , организованных Константином Кандауровым . Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу» - в 4 тысячи рублей; четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи . На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова; модель заметила - «Очень толстая!», художник ответил - «Какая есть» - и поцеловал её руку . Отзывы о картине были разнообразными и противоречивыми : одни критики называли её «печальным недоразумением», а некоторые нашли, что образ Красавицы пропитан «тонкой иронией»; между тем коллекционер живописи Степан Крачковский в письме Кустодиеву признался, что «ваша „Красавица“ - гвоздь всех выставок» . Она просто с ума свела одного митрополита , который после посещения выставки признался, что «видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои» . «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову , которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым , созданную в 1922 году и названную соответственно - «Купчиха и домовой» .

Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве . Одну он подарил Максиму Горькому , а другую написал специально для Фёдора Шаляпина , изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым) . Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж , в эмиграцию . Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука») , в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине , где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу - Данаей Ярославской . Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sotheby"s в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов) .

«Красавица» 1918 года
(Тульский музей изобразительных искусств)
«Красавица» 1919 года
(частная коллекция)
«Красавица» 1921 года
(Государственная Третьяковская галерея)

Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее . До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года . Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств , является гордостью коллекции отдела русского искусства , куда был передан в качестве дара от Г. П. Маликова в 1959 году . В Третьяковке также хранится и уменьшенный вариант 1921 года, отличающийся абсолютным повторением композиции 1915 года .

Возможная подделка

В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christie’s была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 × 50 см ), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1,5 млн фунтов стерлингов (2,9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз . Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг , а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях . По данным аукционного дома Christie’s, картина находилась в частной коллекции российского эмигранта Лео Масковского до 1989 года, когда она была выставлена его вдовой на аукцион, продана, а затем пропала из виду до новой продажи, то есть до 2005 года . В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка!», будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи , Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря . Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы» . Сразу после ознакомления с экспертизой Вексельберг отослал картину обратно и потребовал возвращения своих денег, чего, однако, не случилось, после чего в 2010 году он подал иск в Высокий суд Лондона на аукционный дом Christie’s, инициировавший собственное расследование и заказавший новую экспертизу в Великобритании . Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году : спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева, и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christie’s и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги .

В искусстве

Комментарии

Примечания

  1. Юон К. Поэт живописец . - Журнал «Огонёк ». - Издательство «Правда», 25 мая 1952. - № 22 (1303). - С. 24. - 33 с.
  2. , с. 163.
  3. Красавица (неопр.) . Государственная Третьяковская галерея
  4. , с. 191.
  5. , с. 62.
  6. , с. 254.
  7. Кустодиевские красавицы (неопр.) . Музеи России (28 декабря 2003). Дата обращения 17 апреля 2017.
  8. Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева (неопр.) . Kulturologia.ru. Дата обращения 17 апреля 2017.
  9. Мария Чеховская. Кустодиев: "Все хотят жить, даже тараканы" (неопр.) . Правда.Ру (7 марта 2013). Дата обращения 17 апреля 2017.
  10. Ксения Ларина, Ксения Басилашвили, Анна Бенидовская. Художник Борис Кустодиев и его картина «Красавица» (неопр.) . Эхо Москвы (24 февраля 2008). Дата обращения 17 апреля 2017.
  11. Мария Микулина. Предстал в новом цвете. Кустодиев: когда созидательное важнее физического (неопр.) . Частный корреспондент (23 сентября 2015). Дата обращения 30 апреля 2017.
  12. В семейном кругу. Из коллекции «открытых писем» (неопр.) . Российская государственная библиотека . Дата обращения 17 апреля 2017. (недоступная ссылка)
  13. , с. 22.
  14. Фаина Васильевна Шевченко (неопр.) . Московский Художественный театр . Дата обращения 17 апреля 2017.
  15. "Красавица" Кустодиева (неопр.) . Журнал «Культурная столица» (19 апреля 2016). Дата обращения 17 апреля 2017.
  16. Радостные полотна Бориса Кустодиева (неопр.) . Новости культуры (27 мая 2005). Дата обращения 17 апреля 2017.
  17. Надежда Дунаева. Как Фаина Шевченко разбила сердце Федору Шаляпину (неопр.) . Вечерняя Москва (7 ноября 2012). Дата обращения 17 апреля 2017. (недоступная ссылка)
  18. , с. 149.
  19. Антон Беляков. Красавицы и музы: великие и прекрасные (неопр.) . Glamour (15 декабря 2015). Дата обращения 17 апреля 2017.
  20. , с. 289.
  21. , с. 290.
  22. , с. 215.
  23. , с. 192.
  24. , с. 94.
  25. Belle (Krasavitca). Kustodiev, 1919 (неопр.) . Sotheby"s (21 мая 2003). Дата обращения 29 июня 2017.
  26. , с. 217.
  27. «Красавица» Кустодиева (неопр.)
  28. , с. 154.
  29. Б. М. Кустодиев. Красавица. 1915 (неопр.) . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . Дата обращения 17 апреля 2017.
  30. , с. 150-152.
  31. , с. 26.
  32. , с. 21-22.
  33. , с. 164.
  34. , с. 164-165.
  35. , с. 150.
  36. Биография Кустодиева (1878-1927) (неопр.) . Kustodiev-Art.ru. Дата обращения 17 апреля 2017.
  37. , с. 301.
  38. , с. 239.
  39. Татьяна Маркина. Новый миллионер русского искусства (неопр.) . Коммерсантъ (26 мая 2003). Дата обращения 17 апреля 2017.
  40. Александр Кан. На Sotheby"s продают архив Шаляпина (неопр.) . BBC Russian (20 мая 2003). Дата обращения 17 апреля 2017.
  41. , с. 210.
  42. Г. К. Лукомский . Кустодиев и Грабарь. (Выставка на Унтер-ден-Линден). // Накануне . - 3 ноября 1922. - № 176. - С. 5. - 8 с.
  43. Жар-птица . - 1922. - № 9. - 36 с.
  44. "Красавица" Кустодиева продана за рекордную сумму - 1 млн 200 тыс. долларов (неопр.) . NEWSru.com (21 мая 2003). Дата обращения 17 апреля 2017.
  45. Екатерина Дранкина. Музей частных амбиций (неопр.) . Коммерсантъ (19 апреля 2004). Дата обращения 20 апреля 2017.
  46. Красавица (1915) (неопр.) .
  47. Красавица (1918) (неопр.) . Государственный каталог Музейного Фонда Российской Федерации . Дата обращения 21 марта 2018.
  48. Отдел русского искусства (неопр.) . Тульский музей изобразительных искусств . Дата обращения 17 апреля 2017.
  49. Красавица. 1921 (неопр.) . Art-Catalog.ru. Дата обращения 17 апреля 2017.
  50. Русская "Одалиска" продана в Лондоне за 2,5 миллиона долларов (неопр.) . Lenta.ru
  51. "Одалиска" Кустодиева ушла с молотка за 2,7 млн долларов (неопр.) . NEWSru.com (1 декабря 2005). Дата обращения 3 августа 2017.
  52. «Одалиска» предстанет перед британским судом (неопр.) . Сноб (20 сентября 2010). Дата обращения 3 августа 2017.
  53. Роман Соболь. Международно-художественный скандал (неопр.) . НТВ
  54. Роман Должанский, Татьяна Маркина. Виктору Вексельбергу изменила "Одалиска" (неопр.) . Коммерсантъ (19 июля 2010). Дата обращения 3 августа 2017.
  55. Вексельберг судится с Christie"s из-за картины-подделки (неопр.) . РИА Новости (19 июля 2010). Дата обращения 3 августа 2017.
  56. Odalisque (Kustodiev) (неопр.) . Christie’s . Дата обращения 3 августа 2017.
  57. Валерий Игуменов. Почему фонд Виктора Вексельберга судится с Christie’s? (неопр.) . Forbes (29 октября 2010). Дата обращения 3 августа 2017.
  58. Картина Бориса Кустодиева, проданная на Christie’s за 3 миллиона долларов, вошла в «Каталог подделок» (неопр.) . ArtInvestment.ru (9 мая 2009). Дата обращения 3 августа 2017.
  59. Плохие экспертизы ослабили русский арт-рынок (неопр.) . Lenta.ru (23 апреля 2009). Дата обращения 3 августа 2017.
  60. Полина Ольденбург. Мир живописи снова потряс скандал (неопр.) .