От чего умер режиссер балабанов. Мир мог бы увидеть ещё много интересных фильмов, если бы в судьбу Балабанова не вмешалась преждевременная смерть. Главные фильмы режиссера Алексея Балабанова

Алексей Балабанов скончался

Режиссер Алексей Балабанов скончался на 55-м году жизни днем в субботу, 18 мая, в Ленинградской области. Автор фильмов «Брат» и «Брат-2» умер в санатории, расположенном в поселке Солнечное под Петербургом. Алексей Балабанов умер после приступа, сообщил журналистам продюсер и сценарист Сергей Сельянов.

Алексей Балабанов в санатории работал над сценарием нового фильма. Его последний день начинался как обычно, и ничто не предвещало беды. Около 12 часов дня он сходил на обед, а после сел за сценарий. Около 16 часов ему стало плохо, и он упал в обморок. Жена Балабанова, находившая рядом с ним, позвала врачей санатория. Медики пришли сразу, но режиссер уже скончался.

Алексей Балабанов: причина смерти

Причиной смерти Алексея Балабанова, как установили прибывшие врачи «скорой помощи», стала острая сердечная недостаточность. Медики санатория в то же время высказывали мысль, что режиссер умер из-за эпилептического приступа. Сейчас специалисты не могут сказать, из-за чего конкретно режиссеру стало плохо – по словам родных, Балабанов страдал из-за множества болезней.

Один из друзей Балабанова сообщил журналистам, что у режиссера давно диагностировали некое тяжелое заболевание. Об этой болезни знали только самые близкие люди. По некоторым данным, у Алексея Балабанова был рак, чего именно, неизвестно. Сам режиссер часто жаловался на боли в печени и почках. Продюсер Сергей Сельянов после смерти своего друга сообщил СМИ, что страшный диагноз режиссеру поставили около полугода назад.

Алексей Балабанов, последний фильм

Алексей Балабанов, несмотря на болезнь, вел активную деятельность. В 2012 году на экраны вышел последний фильм режиссера – кинолента «Я тоже хочу». В картине рассказывается о мистической колокольне, к которой едут герои фильма. Алексей Балабанов в фильме «Я тоже хочу» сыграл небольшую роль – его персонаж по ходу действия умирает.


Сам Алексей Балабанов во время съемок последнего фильма говорил, что ему поставили страшный диагноз. «А мне сказали полгода назад, что я умру. Потом, когда я не умер, главный врач больницы сказал: «Если бы не Ваше сибирское здоровье, то Вас бы уже не было». И сейчас я думаю, что умру, потому что здоровье уже не такое», - говорил режиссер.

Вместо того, чтобы лечь в больницу, он начал готовиться к съемкам очередной киноленты. В его планах значилась картина о молодых годах Иосифа Сталина, в которые тот грабил банки. В январе 2013 года Балабанов говорил, что предложил снимать фильм Эмиру Кустурице.

Алексей Балабанов, последнее интервью

Последнее интервью Алексея Балабанова вышло в день его смерти в газете «Вечерняя Москва». Журналист издания пообщался с режиссером за день до его кончины. Во время беседы Балабанов позволил себе несколько высказываний, которые кажутся пророческими.

В последнем интервью Балабанов говорит о том, что, вероятнее всего, зрители больше не увидят его новых фильмов. «Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой», - говорил режиссер. Также Балабанов говорил, что хочет попасть в рай на встречу со своим отцом. «Я папу хочу увидеть. Вы свинку морскую любили, а я папу любил. И ради папы я готов поскучать в раю», - сказал он. С текстом последнего интервью Балабанова можно ознакомиться на сайте газеты .

Алексей Балабанов: панихида, похороны

Похороны Алексея Балабанова, скорее всего, пройдут в Петербурге. Пока что дата похорон не назначена, неизвестно и место захоронения режиссера. Сейчас родственники Балабанова обсуждают эти вопросы. В настоящее время известно лишь, где пройдет гражданская панихида по известному культурному деятелю.

Прощание с Алексеем Балабановым запланировано на вторник, 21 мая. Церемония прощания состоится в первом павильоне киностудии «Ленфильм». Пока что время начала панихиды не объявлено.

Скончался Алексей Балабанов

Алексей Балабанов (1959-2013) за свою жизнь успел снять несколько фильмов, которые стали культовыми. Режиссер родился в Свердловске (ныне Екатеринбург), где сперва поучился в пединституте, а после утроился ассистентом режиссера на Свердловскую киностудию. В возрасте 31 года он окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. Он учился в экспериментальной мастерской «Авторское кино». По окончании курсов режиссер перебрался в Петербург.

Алексей Октябринович Балабанов. Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) - умер 18 мая 2013 года в Сестрорецке (Санкт-Петербург). Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Постановщик фильмов «Про уродов и людей», «Брат», «Война», «Груз 200».

В 1976 году окончил среднюю школу в Свердловске.

В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.

В 1981-1983 годах служил офицером в Советской Армии - в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в Витебске, летал в страны Африки и Азии. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии.

В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров, экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера.

В 1987 году снял свой первый игровой фильм. Съемки проходили на Урале. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов.

С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.

Фильм «Счастливые дни» стал событием кинематографа начала 90-х. Герой фильма - человек без имени и места жительства. Единственное, чем он владеет, - немного денег, калоши и шляпа, которую он никогда не снимает. Этот фильм стал первой большой совместной работой Балабанова и . Актер позже появлялся практически во всех фильмах режиссера, а картинам других придавал "балабановский дух". Сухоруков вспоминал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: "Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: "У меня ноги мерзнут..." А он: "Ничего-ничего, потерпи..." Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались".

Широкую известность ему принёс фильм «Брат» , вышедший в 1997 году. Картина рассказывает историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии.

Балабанов говорил, что фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: "Денег не было снимать интеллектуальные фильмы... В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел "Антикиллер" Корецкого и решил снять фильм про бандитов - модно было".

Данила Багров - улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знает "в чем правда", и вершит справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим. Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего. Балабанов не раз признавался, что без Бодрова фильм и герой получился бы другим, неприятным, отталкивающим: "Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова - к тому времени я уже видел "Кавказского пленника", где он сыграл одну из главных ролей, немного представлял, какой Сережа в жизни. Какой он? Обаятельный. И совсем не актер... Он просто органично существует в пространстве".

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» - сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» (2002), местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».

В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики - фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи - картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм.

В этой стилизованной черно-белой драме режиссер показывает крайности человеческого уродства, физического и морального, которое, конечно, еще ужаснее. Конец XIX–начало XX века, главный герой - фотограф Иоганн, владелец студии, в подвальном помещении которой снимают порнографическое фото. В первоначальном варианте фильм назывался «Ехать никак нельзя», потом «Уроды и люди», а для Балабанова он стал логическим продолжением короткометражки «Трофимъ» о крестьянине, убившем собственного брата. Главные роли в обеих лентах сыграл .

Балабанов говорил: "Герой Сергея Маковецкого не есть воплощение зла. Он делает свое дело с увлечением и растлевает, не осознавая этого. В результате он сам оказывается жертвой". "У каждого режиссера есть только один хороший фильм. Мне «Про уродов и людей» нравится", - отмечал Алексей Балабанов.

В 2005-м на экраны вышла криминальная комедия в стиле нуар «Жмурки» , в которой главные роли сыграли и . Начало 90-х годов ХХ века. Эпоха "стрелок", малиновых пиджаков, кровавых разборок, нарядов от Версаче и шестисотых мерсов. Если «Бумер» расставался с ней на полном серьезе, то «Жмурки» прощаются смеясь. Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу - главному местному авторитету, который контролирует незаконные перемещения наркотиков, либо распрощаются с жизнью. Два молодых беспредельщика знают только один способ конкурентной борьбы - выстрел в голову.

Алексей Балабанов с Дмитрием Дюжевым и Алексеем Паниным

В 2007 году на экраны вышел фильм «Груз 200» , в котором автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине и расколол российское киносообщество. Во многих городах России лента была снята с проката. Публика тоже реагировала неоднозначно, что неудивительно, показанная в фильме история вряд ли может вызвать какие-то чувства, кроме отвращения.

Балабанов о фильме «Груз 200» говорил: "Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина... Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране - момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким".

В последней своей картине 2012 года «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. По сюжету музыкант, бандит, приятель бандита со стариком отцом и проститутка едут по России в поисках Колокольни Счастья, которая есть где-то под Питером. Но Колокольня принимает не всех. Оказавшись на месте герои видят сотни трупов так и не добравшихся до счастья людей и "режиссера, члена европейской академии".

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных. Фильмы режиссера всегда вызывали противоречивые оценки, кто-то хвалил его за то, что он чувствовал время, кто-то, напротив, ругал за чрезмерное насилие и "чернуху". Но равнодушным его работы не оставляли никого. Балабанов как-то сказал: "Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру - узнаю".

Балабанов выступил режиссёром нескольких видеоклипов. Снял 3 клипа группы «Наутилус Помпилиус»: 1988 - «Взгляд с экрана», 1992 - «Чистый бес», 1997 - «Во время дождя» (саундтрек к фильму «Брат»). В 1989-м - клип группы «Настя» («Стратосфера»). В 2000-м совместно с режиссёром Валерием Макущенко клип группы «Би-2» - «Полковнику никто не пишет» (саундтрек к фильму «Брат 2»).

Смерть Алексея Балабанова

Умер 18 мая 2013 года около 16 часов дня, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга) от сердечного приступа. Он умер дома, на руках у родных - упал в обморок и больше не пришел в сознание. Режиссер был тяжело болен и свой последний фильм «Я тоже хочу» сам называл прощанием. И тем не менее не хотел останавливаться, продолжал работать.

Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище.

Смерть режиссера остановила реализацию и завершение ряда проектов. В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов. Также, одну из ключевых фигур должен был исполнить музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой «Ленинград» был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, но в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес. В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел, и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чернокожего боксёра , но этот проект он не успел завершить.

В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости . Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина. Для этого Балабанов собирал о нём факты, неизвестные широкой общественности.

Балабанов работал над фильмом, который должен был называться «Мой брат умер», но не успел закончить его сценарий. Олег Гаркуша и Рената Литвинова были кандидатами на роли в данной картине.

Личная жизнь Алексея Балабанова:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина. В браке родился сын Фёдор (1989 г.р.), стал экономистом.

Вторая жена - Надежда Васильева, художник по костюмам «Ленфильма». Их познакомил в коридоре «Ленфильма» продюсер фильма «Счастливые дни». Вдова режиссера вспоминала: "Леша сказал мне: «Давайте работать вместе». Потом мы разговорились, и он заявил, что ему очень нравится, что я в юбке, а не в брюках. С этого все началось".

О своем супруге Надежда рассказывала: "Леша был всегда неполиткорректен, но я за это в него и влюбилась, с первого взгляда! Ему было плевать, если скажут, что надо обязательно прийти в белой рубашке и галстуке, – муж надевал тельняшку. Его особенность: Леша никогда никуда не опаздывал. Если говорил, что придет в 5.37, то ровно во столько и приходил. И считал это очень важным качеством для мужчины. Часто повторял: «Главное – не балаболить»... А еще Леша считал, что плохое всегда побеждает хорошее, что и продемонстрировал в своем фильме «Про уродов и людей»: по сюжету там новые и сильные герои победили хороших и слабых".

В браке в 1995 году родился сын Пётр.

Фильмография Алексея Балабанова:

1995 - Прибытие поезда (киноальманах) - помощник режиссера
2000 - Как снимался Брат-2 (документальный)
2010 - Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный)
2011 - Где ты, брат? (документальный)
2012 - Я тоже хочу - режиссер
2013 - Андрей Панин. Всадник по имени Жизнь (документальный)

Режиссерские работы Алексея Балабанова:



1989 - О воздушном летании в России (документальный)

1991 - Счастливые дни
1994 - Замок

1997 - Брат
1998 - Про уродов и людей
2000 - Брат-2

2002 - Война

2005 - Жмурки
2006 - Мне не больно
2007 - Груз 200
2008 - Морфий
2010 - Кочегар
2012 - Я тоже хочу

Продюсерские работы Алексея Балабанова:

1995 - Откровения незнакомцу (Confidences a un inconnu)

Сценарии Алексея Балабанова:

1987 - Раньше было другое время (короткометражный)
1988 - У меня нет друга (короткометражный)
1989 - Настя и Егор (документальный)
1991 - Счастливые дни
1994 - Замок
1995 - Прибытие поезда (киноальманах)
1997 - Брат
1998 - Про уродов и людей
2000 - Брат-2
2002 - Река (короткометражный)
2002 - Война
2003 - Американец (не был завершен)
2005 - Жмурки
2006 - Мне не больно
2007 - Груз 200
2010 - Кочегар
2012 - Я тоже хочу

Призы и награды Алексея Балабанова:

За фильм «Счастливые дни»:

1991 - Приз «Грёзы Парижа» на кинофестивале в Заречном;
1991 - Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» на кинофестивале в Заречном;
1992 - Приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Дебют» в Москве

За фильм «Замок»:

1994 - Приз жюри киноклубов на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1995 - Специальный приз жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине;
1995 - Премия им. Г. Козинцева на конкурсе профессиональных премий киностудии «Ленфильм»;
1995 - Приз «Золотой гвоздь» в номинации «Киноманифест» Международного кинофестиваля молодого кино «Кинофорум» (Суздаль)

За фильм «Прибытие поезда»:

1995 - За лучший фильм года - приз кинопрессы;
1996 - Приз «Кентавр» Международного кинофестиваля «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге;
1996 - Приз FIPRESCI на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1996 - Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Брат»:

1997 - Специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 - Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 - Гран-при «Золотая медаль» Международного кинофестиваля в Триесте;
1997 - Специальный приз жюри Международного кинофестиваля молодого кино в Турине;
1997 - Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля молодого кино в Турине;
1997 - Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Про уродов и людей»:

1998 - Гран-при «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге;
1998 - Специальный приз жюри «За режиссёрский профессионализм и цельное стилевое решение» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1998 - Гран-при - премия «Золотой Овен»;
1998 - За лучший игровой фильм - премия «Ника»;
2007 - Главный приз «Золотая роза» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Груз 200»:

2007 - Премия Российской гильдии кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр»

За фильм «Кочегар»:

2010 - Приз «Сталкер» за лучший игровой фильм на Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер»

За фильм «Я тоже хочу»:

2012 - Приз «Лучший режиссёр» на Санкт-Петербургском международном кинофестивале



Выдающийся отечественный кинорежиссёр Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Детство Алексея прошло в родном городе, будущий мастер ничем не отличался от своих сверстников и не проявлял особого интереса к искусству. Как и многие дети, Балабанов мечтал о неизведанных дальних странах и путешествиях - возможно, именно этим объясняется его увлечение иностранными языками, знание которых он рассчитывал применять в будущих странствиях.

После школы юноша поступает в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где осваивает профессию переводчика. В 1981 году, после окончания института, биография Алексея Балабанова перемещается в ряды Советской армии.

Находясь в течении двух лет на посту офицера военно-транспортной авиации, Алексей получает жизненный опыт, который впоследствии воплотится в его кинематографических работах. С одной стороны, сбылась детская мечта о путешествиях: в составе своей воинской части офицер Балабанов выполняет различные задачи в странах Азии и на Африканском континенте. С другой стороны, Алексею довелось лично поучаствовать в афганской войне.


Противоречивые события, свидетелем которых становится будущий режиссёр, а также истории и армейские легенды, услышанные в кругу сослуживцев, позже лягут в основу одной из самых тяжёлых для восприятия зрителем картин Балабанова «Груз 200». В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Октябрин Сергеевич Балабанов в то время работал на Свердловской киностудии. Будучи по образованию научным журналистом, он занимал должность главного редактора объединения научно-популярных фильмов. Отец устраивает сына на киностудию в качестве ассистента режиссёра.


В то время Свердловск переживает расцвет андерграундной культуры. Находясь на достаточном удалении от столицы и властных кругов, в городе появляется своя особая школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с группой «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива будет сопровождать многие картины великого режиссёра, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова, ставшей памятником эпохи в кинематографе.

Фильмы

Четыре года Балабанов работал на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина, снятая совершенно спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал великий режиссёр, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с очень ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, в котором снял своих друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, в котором происходило действие картины.


К моменту окончания учёбы в 1990 году у Балабанова уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашённых звёзд музыкантов Свердловского рок-клуба. Его первая профессиональная работа называется «Раньше было другое время». В 1990 году Алексей Балабанов переезжает в Санкт-Петербург, увлеченный мечтой о серьёзном кинематографе.

В 1992-ом биография Алексея Балабанова пошла по большому режиссерскому пути. Совместно с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию “СТВ”, благодаря которой и снял большинство фильмов.


В 1991 году он снимает фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплощаются некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины - человек без имени, сыгранный , скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.


К середине 90-х Алексей Балабанов уже стал весьма известной фигурой в творческих кругах Петербурга. Всенародную известность ему приносит снятый в 1997 году фильм «Брат», получивший Гран-при фестиваля “Кинотавр” и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. В фильме снимались (главная роль), Виктор Сухоруков, и др.


Следующая работа мастера под названием «Про уродов и людей», в которой Балабанов пробует новую для себя смысловую плоскость, изначально не задумывалась для широкой аудитории. Несмотря на это, получившийся фильм был удостоен премии «Ника» и получил статус культового кино на постсоветском пространстве. В 2000 году Алексей Балабанов снял фильм, повествующий о дальнейшей судьбе главного героя фильма « ». Если первая картина является артефактом эпохи, то вторая лента под названием «Брат 2» выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.


Фильм “Война” (2002 г.) вызвал обвинения Балабанова в неполиткорректности, действия проходят на Северном Кавказе во время Второй чеченской войны. Дальнейшие крупные работы режиссёра выполнены в более лёгкой, ироничной манере. В 2005 году он снимает чёрную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивает прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат выходит мелодрама с «Мне не больно», отмеченная критикой и получившая главные кинопремии страны.


Алексей Балабанов на съемках фильма "Жмурки"

В следующем году Алексей Балабанов выпускает свой наиболее сложный фильм «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса и прославленный .


В 2013 году режиссёр работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в Российской провинции. В этой картине Балабанов снимается в роли себя самого, режиссёра, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня, увиденная Балабановым на острове в Вологодской области, обрушилась через сорок дней после смерти режиссера.

Личная жизнь

Алексей Балабанов был дважды женат. От первой жены Ирины у него родился сын Фёдор. Личная жизнь Алексея Балабанова со второй супругой Надеждой Васильевой взяла начало во время работы над фильмом «Замок», где она была художником по костюмам.


В 1994 году у них родился сын Пётр. Вторая жена Алексея Балабанова была рядом с ним до последних дней его жизни.

Смерть

18 мая 2013 года в санатории «Дюны» сердце великого мастера . Причиной смерти Алексея Балабанова названа острая сердечная недостаточность. Отпевание Алексея Балабанова состоялось в Санкт-Петербурге в Князь-Владимирском соборе 21 мая. На похоронах присутствовали около 200 человек - родные, коллеги и поклонники режиссера.


За свою творческую биографию режиссёру удалось создать образ героя постсоветской эпохи с его легендами, желаниями и противоречивой судьбой. Фильмы Алексея Балабанова навсегда зафиксировали образ давно ушедшего времени, войдя в число лучших отечественных кинокартин.

Фильмография

  • Раньше было другое время
  • Настя и Егор
  • Счастливые дни
  • Замок
  • Брат 2
  • Война
  • Жмурки
  • Груз 200
  • Я тоже хочу

Алексей Балабанов - талантливый российский режиссер, сценарист и продюсер.

Биография Балабанова Алексея

Балабанов родился в Свердловске (Екатеренбург) в 1959 году 25 февраля. В 7 лет, как и все пошел в обычную среднюю школу. После окончания школы поступил в Горьковский педагогический институт. Здесь он освоит профессию переводчика.

В детстве Алексей мечтал о дальних путешествиях. Хотел смотреть мир, узнать как живут люди в других странах. Изучать иностранные языки ему нравилось. Институт был окончен в 1981 году. Получив диплом Алексей оказался в рядах советской армии. Служил в военно-транспортной авиации. Совершал полеты на разные континенты, побывал во многих странах. В эти же году участвовал в войне в Афганистане. События тех лет лягут в основу фильма «Груз - 200».

После окончания военной службе Балабанов возвращается домой, живет в Свердловске. Активно общается с Вячеславым Бутусовым. Музыка группы Nautilus Pompilius, лидером который был Вячеслав станет саундрекам ко многим знаменитым фильмам Балабанова. В 1987 году 26 летний Алексей снимет свой первый фильм. Съемки проходят в ресторане, бюджет крайне ограничен. Актерами будут в том числе посетители заведения и друзья парня.

Идея снять фильм - помощь для знакомого оператора, который сдавал выпускную работу для ВУЗа. В 1990 году Балабанов закончил Высшие курсы сценаристов и режисеров в мастерской «Авторское кино».

Алексей Балабанов - режиссер

В 1992 году партнерстве с Сергеем Сельяновым, колеги открыли кинокомпанию «СТВ». «СТВ» работает по сей день, занимаясь съемками серьезных картин. В начале своего творческого пути компания снимает такие фильмы как: «Счастливые дни», «Замок». Позже были картины «Война»,«Жмурки»,«Груз 200»,«Кочегар» «Мне не больно». Последней работой режиссера стал фильм «Я тоже хочу». В этой ленте автор рассуждает о уходе человека из жизни. Балабанов всячески намекает на свою скорую смерть.

Алексей Балабанов режиссер фильма «Брат» и «Брат-2»

В 1997 году Балабанов приобрел широкую известность, народную любовь и интерес к своему творчеству. Алексей выставил в роли режиссера культового фильма «Брат». Лента получилась по-истине шикарной, ее растащили на цитаты, а сандреки из фильма до сих пор играют в машинах. Главную роль в «Брате» играет великолепный Даниил Бодров - младший. Антураж фильму придает и участие Виктора Сухоруква с Андреем Краско.

В 2000 году режиссер снял продолжение картины. Фильм назывался «Брат-2». Вторая часть фильма имела такой же успех как и первая. Убойные сандреки, емкие и остроумные диалоги, интересный сюжет, патриотические мотивы. В этом фильме прекрасно все.

После «Брата» После выхода «Брат-2» Балабанов продолжал снимать фильмы. Интерес к творчеству режиссера был на пике. В 2002 году он снимает фильм «Война» с молодым Алексемм Чадовым. На «Кинотавре» картина получила «Золотую розу». Спустя пять лет на экраны выйдет фильм «Груз - 200». Это тяжелая лента про события в Афганистане. Зритель разделился на две категории: одним фильм очень понравился, другие - были в ужасе.

Какие фильмы снял Балабанов

Творчество режиссера

Алексей Балабанов снимает фильмы про 80-ые и 90-ые годы Российской действительности. Показывает людей того времени, их проблемы. Балабанов социальный консерватор, он находится в поиске морали, которая так нужна обществу. Это роднит его творчество с творчеством знаменитого Достоевского. Герои Балабанова, люди, которых жестокая реальность выбросила на обочину жизненного пути. Но они не сдаются, они сильные, и цепляются за возможность вернутся на дорогу.

Балабанов фото

Личная жизнь

Два раза Алексей Балабанов был женат. От первого брака с Ириной есть сын Федор. Он экономист. Вторую жену зовут Надежда. Она работала художником по костюмам в «Ленфильме». Познакомились они во время съемок картины «Замок». В 1995 году у пары родился сын - Петр.

Дата и причина смерти

Талантливый режиссер скончался 18 мая 2013 года. Причина смерти Балабанова - сердечный приступ.

  • В 2007 году Балабонов в лице компании «СТВ» объявил конкурс. Молодым людям было предложено снять на камеру небольшой ролик и прислать в компанию. Режиссер хотел выбрать из всех роликов лучшие и объединить их сюжетом. В итоге было прислано 3000 роликов, из которых режиссер выбрал один. Так как объединять было нечего, проект закрыли.
  • Балабанов мечтал снять фильм про молодого Сталина. Он активно собирал малоизвестные факты из биографии «Вождя». Проект реализовать не удалось.
  • Балабанов очень хотел вместе с Сргеем Бодровым снять фильм про инопланетян. Но дальше разговоров дело не продвинулось.

Режиссер знал о скорой смерти, но не собирался менять образ жизни в связи с обострившейся болезнью

Незадолго до кончины знаменитого режиссера на экраны страны вышел фильм «Я тоже хочу», ставший последней кинолентой Балабанова. Еще на съемках друзья неоднократно слышали от Алексея Октябриновича опасения, что он, возможно, скоро умрет, но внимания этому не придали. Даже когда Балабанов решил сыграть в картине самого себя — режиссера, члена европейской киноакадемии, умирающего на ступенях «Колокольни счастья»... Все списали на мистический характер нового фильма, герои которого отправляются на поиски этой колокольни, затерявшейся на бескрайних просторах России, где-то между Петербургом и Угличем. «Мама моя сильно плакала на премьере, говорила, что этот фильм пророческий. Ей очень не понравился его финал, потому что он настоящий», — говорил тогда Балабанов. А несколько месяцев спустя кинорежиссера не стало. В мае прошлого года его похоронили на Смоленском кладбище Петербурга.

О том, почему Балабанов так часто говорил о собственной скорой смерти, по какой причине не захотел снимать «Брата-3» по сценарию, написанному Виктором Сухоруковым, и каким образом незадолго до смерти оказался в санатории в Дюнах, корреспонденту «МК в Питере» рассказал Александр Чернощеков, скульптор и близкий друг семьи Балабановых. Возможно, именно по его проекту скоро на Смоленском кладбище установят бронзовую скульптурную композицию — скамейку с сидящим на ней Балабановым. Так что любой желающий сможет присесть рядом с кинорежиссером.

«Колокольня счастья» забрала Балабанова

— Для вас смерть Балабанова связана со съемками фильма «Я тоже хочу»?

— Проблемы с печенью у него обострились как раз во время поисков натуры для этого фильма. Как все случилось? Выпивали, усугубляли… Недалеко от колокольни его и прихватило. Пришлось вызывать скорую, везти в город.

— Говорили, что именно тогда Балабанову поставили диагноз «рак».

— Рака не было, просто печень больная. Когда Алексею стало плохо, жена рядом была. И для Надежды его болезнь открытием не стала. Она и прежде говорила, что муж выпивает. Но Балабанова выводили из этого состояния. О том, что приступ возле колокольни станет последним, никто не думал.

— При этом сам Балабанов говорил, что снял себя в этом фильме, потому что ждал скорой смерти.

— Ерунда все это. Он не знал, что скоро умрет. Балабанов был из тех людей, которые всю жизнь говорят о смерти. Но он не был уверен в том, что болен смертельно. В разговорах, конечно, часто проскакивало: «Вот когда я умру…» Или: «Я умру, а вы останетесь. Жизнь будет течь своим чередом, но уже без меня». Но ничего менять в своей жизни он не хотел, и это касалось не только алкоголя. Он был мистиком и фаталистом, все время попадал в полумистические ситуации.

— Обрушение «Колокольни счастья» на сороковой день его смерти тоже мистика?

— Ничто не предвещало обрушения. Церковь более двухсот лет назад построили, еще до Наполеона. В середине прошлого века водохранилище затопило окрестности, после этого церковь 60 лет стояла неприступной, потому что до нее не добраться было. А на сороковой день после смерти Балабанова колокольня рухнула. Руины остались. По фильму «Колокольня счастья» отвергла режиссера, не захотела перенести на планету, где есть счастье. А по жизни, выходит, приняла.

В одной коммуналке с Сухоруковым

— Почему Балабанова похоронили на Смоленском кладбище? Он хотел этого?

— Там похоронен его отец. И Балабанову было важно лежать рядом. Он вообще хотел попасть в рай, потому что в раю рассчитывал встретить отца. Во-вторых, в поисках натуры Балабанов далеко от дома не отходил.

— Он жил на Васильевском?

— Практически все время. Когда снимали «Я тоже хочу», много колесили по окрестностям, даже в «Аптеке доктора Пеля и сыновей» на 7-й линии эпизод сняли, потому что аптека близко от квартиры Балабанова. Еще «Брата» снимали у Балабанова дома. Сухоруков с ним жил тогда — классическая питерская коммуналка.

— Как Балабанов и Сухоруков оказались прописаны в одной квартире?

— Изначально это была квартира Виктора Сухорукова и какого-то пьяницы — его соседа. У Балабанова с женой в то время была комната у Московского вокзала. А потом произвели обмен: алкоголика отправили в комнату на площадь Восстания, а Балабанов с семьей переехал к Сухорукову, в квартиру на Малом проспекте — между 3-й и 4-й линиями. Много лет вместе жили.

— Официальный обмен был до съемок «Брата»?

— «Брата» снимали уже в их общей коммуналке. Весь съемочный процесс уложили в шесть дней, потому что финансирования у фильма не было вообще. Даже пальто в картине у Сухорукова не собственное, а с плеча жены Балабанова. Но никто не видит, что застежка на нем — женская. Свою последнюю квартиру — на 14-й линии Васильевского острова — Балабанов купил на гонорары недавно. К тому моменту Сухоруков из коммуналки уже съехал.

Он не любил капитализм

— Почему Балабанов отказался снимать «Брата-3»?

— «Потому что Бодров умер», — так отвечал Балабанов. Но дело-то не в Бодрове! Ситуация в стране была такая, что все ждали «Брата-3». «Нам нужен фильм про сильного героя», — говорил я ему. Сухоруков даже сценарий написал к фильму: привез Балабанову на читку. А тот отказал. Сказал, что не знает времени, описанного в сценарии, но будет не против, если Витя или кто-то другой снимет сам.

— О чем был сценарий?

— Герой Сухорукова бежит из чикагской тюрьмы в Петербург на нефтеналивном танкере. Прячется всю дорогу в бочке с солярой. В порту выныривает из нефтяного пятна — весь в мазуте, но с белозубой улыбкой, и говорит: «Ну, здравствуй, Россия!» Сухоруков Балабанову большие деньги сулил — вроде как в прокате фильм должен был собрать миллионы, но Балабанова деньги не интересовали. После его смерти на сберкнижке осталось не много — сто тысяч рублей или двести.

— А что интересовало Балабанова?

— Национальный вопрос, например. «Как ты относишься к азиатам, к тому, что их полно на улице?» — спрашивал он меня. — «Почему они тебя не раздражают?!»

— Почему Балабанова деньги не интересовали?

— Капитализм не любил. Не хотел тратить жизнь на зарабатывание денег. И не любил людей, которые живут ради денег. Ему Сельянов, продюсер, во всем помогал. Когда заканчивались деньги, Балабанов ему звонил. Такое ощущение, что Сельянов держал деньги у себя, чтобы Балабанов их более рационально тратил.

— Поэтому Сельянов платил за похороны Балабанова?

— Он как близкий друг платил. У жены сил не было.

Умер, стоя на коленях

— Как умер Балабанов? Почему незадолго до смерти он оказался в санатории?

— Он над сценарием работал. Дома сидел с женой и сыном. И вдруг — гости: три бабушки, сын от первого брака. У них постоянно кто-то жил. Условий для работы никаких. Отвлекали сильно. А ему уединения хотелось. Через друзей удалось снять номер в санатории в Дюнах.

— В момент смерти Балабанов находился один?

— Да. Обычно Надежда была рядом, но тогда не сложилось: сын поступал в университет, она помогала ему с документами для поступления. А потом приехала. Когда вошла в номер, Балабанов был уже мертв. Инфаркт. Он стоял на кровати на коленях. Головой упирался в подушку.

— Он понимал, что едет в Дюны умирать?

— Все были уверены, что Алексей закончит в санатории сценарий и вернется. Мыслей о смерти не было вообще. В последний раз мы в апреле виделись, за три недели до смерти. Он только что с кинофестиваля вернулся, был в хорошем настроении. Я собирался его портрет лепить, он позировал для фото. Но кепку не снимал, потому что обгорел: лысина была красной. Хотел хорошо на фотографиях выглядеть, улыбался много.

Прямая речь

Олег Гаркуша, музыкант, исполнитель главной роли в фильме «Я тоже хочу»:

— На съемках последнего фильма Балабанов часто размышлял о смерти. Мог отойти в сторону и подолгу любоваться красотой Христо-Рождественской Запогостской церкви — «Колокольни счастья». Говорил, что для него скоро все закончится. Я удивлялся: откуда у Балабанова такие мысли? Его друзья говорили, что с ним давно что-то неладное происходит: якобы Балабанов винит себя в смерти Сергея Бодрова. Ведь это он посоветовал Бодрову снимать фильм в Кармадонском ущелье. Думаю, съемки фильма «Я тоже хочу» стали для Балабанова своеобразной возможностью очистить душу от вины, тяготившей его после гибели Бодрова. И то, что на сороковой день после его смерти, когда душа покидает земные пределы, «Колокольня счастья», стоявшая столетиями, рухнула, — это фантастика. И свидетельство тому, что своей духовностью Балабанов заслужил прощения.

Кстати

На поминках по Балабанову Ингеборга Дапкунайте рассказала, как едва не погибла на съемках «Войны». В воде на нее неудачно накинули аркан. Балабанов предупреждал: «Если аркан душить будет — кричи». Но в ледяной воде голос у Дапкунайте сел. Ее с трудом откачали.

Фото из архива Александра Чернощекова