Как построить рассказ о событии. Мастерская текста

Любое дело, в том числе и создание рассказа, требует определенной последовательности действий. Если вы хотите создать что-то стоящее не стоит пренебрегать подготовительным периодом. Сегодня вы узнаете, как сдвинуться с мертвой точки в написании рассказа.

О рассказе на нашем сайте мы говорили уже много. О том, как сделать рассказ интересным можно почитать в статье . Ответ на вопрос можно найти в соответствующей статье. Любители фантастических рассказов также найдут для себя полезную информацию . мы уже тоже обсудили, а теперь узнаем, с чего следует начинать, чтобы сэкономить время.

Идея

Об идее рассказа можно говорить бесконечно. В рамках рассказа за идеей следует понимать главную мысль автора, зачем он все-таки отвлек читателя от зомби-ящика, бутылки пива, серфинга в интернете? У писателя есть какая-то мысль, которую он с помощью литературных инструментов должен доказать читателю. Если идеи нет, т.е. голова пуста, то не стоит и начинать работу над рассказом.

Выбор темы

Тему произведения не следует путать с идеей. Тема это поле, на котором разворачивается во всей красе идея. Так, примерами тем могут быть: образование, полет в космос, школа, семья и т.д. Уже на основе темы мы создаем возможность идее раскрыться. Тема – почва, идея – цветок.

Успешный выбор темы помогает писателю полнее и доступнее донести до читателя мысли, заложенные в рассказ. Поэтому, подумайте, в какой обстановке идея вашего рассказа будет наиболее яркой, конфликтной, острой и смело начинайте её проработку.

Герои

Рассказ предполагает сжатый объем. Количество героев должно быть также ограниченно. Они должны быть емкими и конкретными. Один герой должен нести положительную идею автора, условно положительный герой. Другой герой его противник, носитель противоположной идеи.

Борьба противоположностей создает отличный рассказ. Отнеситесь с любовью к своим героям. Пусть они будут яркими, запоминающимися и понятными для читателя. При прочтении рассказа очень мало времени для раскрытия персонажа. Читайте Чехова, Хемингуэя и учитесь, но лучше чем внимательное отношение к поведению людей ничего не бывает. В живых людях можно найти самые интересные детали для литературного персонажа.

Сбор информации

Как только вы определились с идеей, темой и героями следует сразу переходить к сбору информации. Компетентность автора, достоверность, мелкие бытовые детали это то, что делает рассказ шедевром. Более подробно о том, как собирать информацию можно прочитать в нашей статье .

Обработка информации

Писать рассказ непросто, тем более это делать сложнее, когда, пройдя все предварительные этапы, у вас в голове накопился огромный материал для работы. От наполненности сознания творческой мысли не остается места. Мозг полностью заполнен и ему требуются усилия, чтобы удержать всю информацию об идее, героях, теме и т.д. Помогите своему разуму открыться. Это просто сделать с помощью интеллект карт.

Интеллект карты прекрасная возможность, во-первых освободить разум для творчества, во-вторых они помогут структурировать информацию, в-третьих это прекрасная возможность внести что-то важное в рассказ, что вы упустили на предыдущих этапах.

Более подробно о методе работы с интеллект картами можно узнать в книге Майнд-менеджмент Сергея Бехтерева. Эта книга прекрасная возможность организовать писательскую работу максимально эффективно. Всем настоятельно рекомендую её приобрести.

Сегодня мы подняли интересную тему. Из статьи вы узнали, что важно придумать идею, найти форму для её реализации, внести в рассказ носителей идей, а также собрать информацию для истории и эффективно структурировать её. Надеюсь, статья будет сигналом для действия, и вы напишете свой долгожданный рассказ.

Прошу оставить ваше мнение о статье ниже. Будем обсуждать.

Как рассказывать истории так, чтобы слушатели не заскучали? Талант рассказчика был востребован во все времена, начиная с глубокой древности. Ошибаются те, кто полагает, что с этим умением люди рождаются. Приложив определенные усилия, любой человек способен развить навыки интересной речи. Что же для этого необходимо?

С чего начать

Как рассказывать истории, чтобы их с удовольствием слушали? Начать стоит с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не произведет впечатления на аудиторию, если человек, ее излагающий, проглатывает окончания слов, нечетко выговаривает звуки. Проблему решает регулярное выполнение упражнений, которые улучшают подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить на большой скорости скороговорки.

Словарный запас рассказчика играет столь же важную роль. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не ленясь уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, научиться структурировать свою речь помогает ведение дневника. В тетради можно фиксировать основные события дня, стараясь делать записи краткими, отражающими главное.

Упражнения

Как рассказывать истории, чтобы окружающие жадно внимали им? Для начала стоит сделать своим слушателем зеркало, ведя перед ним монологи, затрагивающие разнообразные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Желательно пользоваться при этом диктофоном, записывая произносимые монологи. Прослушав записи, легче понять минусы и плюсы своих рассказов.

Существует и другое упражнение, дающее великолепные результаты. Нужно выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, к примеру, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказывать об этом предмете мебели. В роли слушателя по-прежнему может выступать зеркало. Упражнение развивает фантазию, к тому же в процессе его выполнения рассказчик учится структурировать собственные истории.

Как рассказывать истории: правильное начало

Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало - залог успеха всего рассказа. Как рассказывать истории, способные заинтересовать слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно вводить аудиторию в суть рассказа, однако не затрагивать основную интригу.

Допустим, человек желает посвятить друзей в смешную историю, которая приключилась с ним во время отдыха. Ему не стоит начинать рассказ с предупреждения о том, что сейчас последует забавная история. Правильный вариант - безотлагательный переход к сути. К примеру, первое предложение может прозвучать так: «Как-то раз я врезался в яхту на гидроцикле». После этого слушателям обязательно захочется узнать подробности, которые рассказчик им изложит в основной части собственной истории.

Нарастание напряжения

Как рассказывать истории интересно, заставляя аудиторию ловить каждое слово? Слишком поспешный переход к кульминации - распространенная ошибка, которую допускают многие неопытные рассказчики. Небольшое введение только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину истории, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.

Затягивать с самой интересной частью рассказа также не рекомендуется. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Здесь пригодится умение структурировать историю, выделять самое главное и отбрасывать лишнее. О том, как его развить, написано выше.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать минут. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создание образов

Как рассказывать истории друзьям так, чтобы заслужить репутацию превосходного рассказчика? Рассказы, порождающие в сознании яркие образы, всегда пользуются большим успехом у аудитории. Нужно учиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. К примеру, в этом поможет добавление в свою историю описания местности, где она произошла. Однако не стоит делать его пространным, достаточно нескольких метких характеристик.

Исследования показали, что люди практически всегда отдают предпочтение рассказам, которые ведутся от первого лица. Приключилась ли история с рассказчиком или с кем-то из его знакомых, лучше всего сделать себя ее главным героем. В этом случае можно рассчитывать на сопереживание аудитории, от которого многое зависит.

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину - вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Уверенность - залог успеха

Слушатели моментально потеряют интерес к истории, какой бы необычной она ни была, если ее автор не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как запинки, блуждающий взгляд, излишне длинные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно сохранять зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком уверенности. Не стоит также резко обрывать историю, заметив, что окружающим она совершенно неинтересна. Лучше вместе посмеяться над этим, а затем уже перевести разговор на другую тему.

Избавиться от ненужного волнения поможет регулярная практика. Скажем, можно отрабатывать навыки рассказчика на близких родственниках или делиться короткими историями с незнакомцами - продавцами, попутчиками, соседями по очереди.

Иностранные языки

Как рассказывать истории на английском так, чтобы они неизменно имели успех у аудитории? Актуальны все вышеперечисленные рекомендации, помогающие сделать рассказ живым и интересным. Если же советы не работают, не исключено, что проблема заключается в такой «мелочи», как произношение рассказчика. Как и в случае с плохой дикцией, неправильное произношение может сделать историю слишком сложной для восприятия. Помочь справиться с проблемой могут аудиоуроки английского, просмотр фильмов без перевода, общение с носителями языка.

Если вы мастер рассказывать интересные случаи из жизни и различные истории, то, возможно, стоит задуматься о написании рассказа. Большинство новоиспеченных авторов начинают свою литературную карьеру с этого жанра произведений. Это не значит, что абсолютно все без исключения достигают определенных успехов в этом деле. Некоторые прекращают свой литературный труд, едва начав, скорее всего, потому что не знают всех правил написания интересного рассказа. Так давайте попробуем разобраться, как правильно начать рассказ, пользующейся популярностью у читателей.

Творения неопытного литератора чаще всего сыроваты и незакончены в плане стиля и содержания рассказа. Тем не менее, подобные ошибки можно исключить или исправить, если владеть некоторыми секретами.

Выбор аудитории для рассказа

Как начать писать рассказ? Нужно сначала определиться с возможной аудиторией читателей. То есть, нужно решить, для кого вы будете писать, кого ваше творение заинтересует. Однако не стоит стремиться угодить всем и каждому, ведь это, к сожалению, невозможно. Нужно постараться найти своего читателя.

Выбираем тему рассказа

Далее необходимо выбрать тему. Здесь не стоит заниматься изобретением велосипеда, но и гениальной темы ждать нет смысла, так как это займет немало часов, а может, и дней. Не исключено, что пока Вы заняты выбором, какой-нибудь другой автор напишет рассказ на ту тему, над которой думаете Вы. Не стоит терять драгоценные минуты, начинайте писать о том, что Вас интересует.

Главные секреты написания рассказа

Перед тем, как начать рассказ, раз и навсегда запомните главное правило: у читателя нужно вызвать интерес. Чтобы этого добиться, необходимо учесть при написании произведения три момента:

  • Интрига
  • Стиль
  • Недосказанность

При наличии всех этих элементов в достаточном количестве рассказ будет пользоваться популярностью.

Сюжет

Рассказ нельзя назвать рассказом, если в нем отсутствует сюжет. Ваша основная задача - заставить читателя заинтересоваться произведением, привлекая, например, постепенно раскрывающейся интригой. Если читатель заскучал при прочтении, то велика вероятность, что до конца произведения он не дойдет. Всё же не следует отказываться от описания окружающего мира или мыслей героя, однако злоупотреблять ими тоже не стоит

Стиль

Порой встречаются авторы, которые портят гениальный сюжет некачественным изложением. Подобные творения практически никто не читает, а если и читают, то абсолютно не понимают, что в нем написано, и откладывают рассказ в дальний ящик стола. Потому обязательно следите за стилем изложения, он должен быть понятным читателю.

Недосказанность

Одним из самых сложных правил при написании рассказа является соблюдение недосказанности. Правильно написанное произведение заставляет читателя размышлять о возможном жизненном пути героев, даже после того как произведение было прочитано. Однако здесь нет определенных правил и потому сам автор должен добиться необходимого эффекта.

Вышеописанные правила работают для всех видов произведений. Хотите написать порно-рассказ? Начало такого рассказа обычно ничем не отличается от классического. Поэтому наша статья поможет Вам и в этом случае!

Привет, друзья.
Я запускаю новую серию: «Как написать рассказ».

Сейчас в издательстве мой сборник из рассказов и публицистики. А также есть написанный рассказ, который вышел в сборнике «Притчи ХХI века». Всего у меня написано более 30 самых разных рассказов, теперь работаю над их изданием.

Если быть честным, то создавать рассказы в разы сложнее, чем роман. Это признают многие. Но недаром многие писатели признают, что искусство рассказа намного более сложное, чем искусство романа.

Если в крупном произведении есть слабые места – они с лихвой окупаются сильными местами. Главное, чтобы их не было много. Знаете, это как девочки читают «Войну и мир»? Войну пролистывают, а мир читают. Потому что есть слабые места даже в таком великом романе, как «Война и мир». В романе можно возить воду, а вот в рассказе – никогда.

Но тем рассказ и прекрасен, что если у вас получится создать сильное произведение, сильный рассказ – то вы сразу вырастаете на несколько порядков.

Причем в своих глазах, а не в глазах других. И правда – лучшее соревнование, это с самим собой. И осознание, что сегодня ты лучше, чем вчера самое прекрасное в саморазвитии.

И уметь создать рассказ, потом написать его, а затем издать – это то, что обязательно должен уметь каждый, кто пишет.

И еще обещаю, что не буду писать ерунду – то, что самому неинтересно. Например, происхождение рассказа, история рассказа это не всегда интересно, даже литературным критикам, как мне кажется.

Приступим!

В этой серии я точно планирую 10 частей с подробными примерами:

  1. Основы рассказа (вот она)
  2. Трехактная структура + композиция
  3. Конфликт
  4. Персонажи
  5. Кульминация
  6. Зачин
  7. Стиль
  8. Деталь
  9. Публикация

Особенностью прошлых серий было то, что я не только теорию рассказывал, но и показывал конкретные примеры сильных текстов. Так будет и в этот раз.

Требования к рассказу. Составляющие

На самом деле сложность рассказа в том, что нужно не только знать в теории, что включает в себя рассказ.

Но важно отпрактиковать это. Сделать своей ежедневной практикой.

Минимум, что должен включать в себя рассказ

  • Продуманность построения
  • Лаконичность
  • Высокое напряжение сюжета
  • Интересные герои
  • Острый конфликт.
  • Недосказанность. Это сложно.

Именно об этом я и буду говорить в каждой из частей, только подробнее.

Типичные ошибки при создании рассказа

Начинающие часто допускают типичные ошибки

  1. Недостаток подготовки.

Думаю, это главная ошибка пишущих. Особенно новичков, но и опытные иногда недостаточно готовятся.

Для начала стоит обдумать план рассказа, что вы хотите сказать. А только потом уже.

Нужно продумать все детали, конфликт, портрет каждого героя. И только затем начинать сам рассказ.

  1. Самомнение

«Мне не нужно учиться», «я справлюсь» — типичные мысли писателя с самомнением

Нужно трудиться, работать так много, сколько потребуется, чтобы текст получился, чтобы мысли в тексте были именно такими, как нужно.

  1. Нет страсти

Старое правило писателей гласит: «Что без страсти написано – без страсти будет прочитано».

Многие пишут потому, что хочется писать. Графоманство чистой воды. И этот этап проходят все. Но когда вы уже осознаете, что так делать не стоит – значит, внутри у вас есть внутренняя сила не графоманить больше.

Учитесь писать сильно. Учитесь писать продуманно. Не спешите,

Одни определяют рассказ местом и временем. Единство места и времени. ТО есть то, что происходит в определенный промежуток времени и в определенном месте. Тогда «Улисс» Джойса – это рассказ, просто растянутый.

Но есть рассказы, когда это правило не соблюдается, и всё равно это рассказ.

Лучше всего рассказ определяется объемом до 45 листов. Почему именно эта цифра?

Проза, которая длиннее 45 страниц – это уже повесть. А если присутствует несколько сюжетных линий – то и вовсе роман.

Работа над рассказом — как в столярной мастерской.

Перед началом создания рассказа нужно продумать его структуру.

Я использую 5 элементов для каждого рассказа. Сегодня я поделюсь ими коротко, но в будущем будет целая статья, посвященная этой составляющей рассказа.

  1. Идея

Какую идею я хочу заложить в рассказ. Например

  • Кролик хочет жить, но его отправляют на кухню, как основное блюдо вечера.
  • Заботиться о женщине – это честь для каждого мужчины.
  • Иметь детей – это счастье

То есть идея – это простое убеждение, которое вы хотите раскрыть. Причем может быть два рассказа, в котором прямо противоположные идеи.

Например, первый рассказ напишет любящий муж: «Заботиться о женщине – это честь для каждого мужчины.». А второй рассказ напишет мужчина, который только что развелся, и его идея будет: «Женщины – самые подлые существа». Именно потому мы любим разных авторов – ценности у каждого свои.

  1. Основной конфликт. Изюминка, которая будет двигать.

Возьмем идею вторую. Представим, что наш герой-мужчина любит свою жену. А она попала в аварию.

Его размышления, его желания, мысли и главное, действия и помощь жене – это будет тело рассказа. И чем сложнее его жене, тем острее конфликт.

  1. Герои . Особенности, которым я сострадаю, сопереживаю.

Молодежь – всегда спешит, наушники в ушах.

Старики – брюзгливы.

Бизнесмены – богаты, недовольны жизнью.

Это очень простой и примитивный взгляд на жизнь, и такие рассказы выглядят плоско и читаются без интереса.

Ваши герои должны быть интересны. Посидите в кафешке хотя бы час. Вы там встретите хотя бы двух одинаковых людей? Один громко говорит, другой спокоен, третий имеет привычку грызть ногти. В реальном мире все мы отличаемся.

Так почему же в рассказе мы делаем людей однообразными и скучными.

  1. Трехактная структура + композиция

Все серьезные фильмы и книги обычно имеют три основных акта:

— завязка. Около 20% рассказа.

— развитие конфликта. Здесь мы подаем основное развитие конфликта и всей ситуации. Обычно в среднем это 60% рассказа.

— развязка. Это 20% всего объема.

Я напишу об этом подробнее позже, как и обещал, в одной из частей серии.

  1. Кульминация

Это главное в любом произведении. Можно идеально продумать и проработать всю структуру книги, а затем затупить концовку и все смажется.

Именно после кульминации и развязка остается послевкусие.

  1. Сильный слог

Слова, которые цепляют, которые интересно читать. У каждого состоявшегося автора свой стиль, который чувствуется.

Вы увидите это в примерах рассказов Зощенко, Хэмингуэя, Чехова, которые я прилагаю бонусом. А также в рассказе Зощенко, который вы сможете прочесть прямо в этой статье.

Примеры сильных рассказов. Рассказ Зощенко

Михаил Зощенко — мастер малой прозы, рассказов

В приложении вы сможете скачать 3 коротких рассказа, которые я считаю очень сильными.

А здесь хочу разобрать один рассказ. В нем всё есть – идея, структура, сильный слог.

Это Михаил Зощенко — мастер коротких рассказов, от которых катаешься по полу от смеха.

ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА


Кончено. Баста! Никакой жалости к людям не осталось в моем сердце.
Вчера еще до шести часов вечера сочувствовал и уважал людей, а нынче не могу,
ребятишки. До последней точки докатилась людская неблагодарность.
Вчера, извольте видеть, за мою жалость к ближнему человеку отчаянно пострадал и,
может, даже предстану перед народным судом в ближайшем будущем.
Баста. Зачерствело мое сердце. Пущай ближние больше на меня не рассчитывают.
А шел я вчера по улице. Иду я вчера по улице и вижу — народ будто стоит, скопившись подле ворот. И кто-то отчаянно охает. И кто-то руками трясет, И вообще вижу — происшествие. Подхожу. Спрашиваю об чем шум.
— Да вот, говорят, тут ногу сломал один гражданин. Идти теперь не может..,
— Да уж, говорю, тут не до ходьбы.
Растолкал я публику и подхожу ближе к месту действия. И вижу — какой-то человечишко действительно лежит на плитуаре. Морда у него отчаянно белая и нога в брюке сломана. И лежит он, сердечный друг, упершись башкой в самую тумбу и бормочет:
— Мол, довольно склизко, граждане, извиняюсь. Шел и упал, конечно. Нога—вещь
непрочная.
Сердце у меня горячее, жалости к людям много и вообще не могу видеть гибель
человека на улице.
. — Братцы, говорю, да, может, он член союза. Надо же предпринять тем не менее.
И сам, конечно, бросаюсь в телефонную будку. Вызываю скорую помощь. Говорю: нога сломана у человека, поторопитесь по адресу.
Приезжает карета. В белых балахонах сходят оттеда четыре врача. Разгоняют публику и укладывают пострадавшего человека на носилки.
Между прочим, вижу — этот человек совершенно не желает, чтобы его положили на носилки. Пихает всех четырех врачей остатней, здоровой ногой и до себя не допущает.
— Пошли вы, говорит, все четыре врача туда-сюда. Я, говорит, может, домой тороплюся.
И сам чуть, знаете, не плачет.
— Что, — думаю, — за смятение ума у человека.
И вдруг произошло некоторое замешательство. И вдруг слышу — меня кличут.
— Это, говорят, дядя, ты вызывал карету скорой помощи?
— Я, говорю.
— Ну, так, говорят, придется тебе через это отвечать по всей строгости
революционных законов. Потому как зря карету вызвал — у гражданина искусственная
нога обломилась.
Записали мою фамилию и отбыли.
И чтобы я после этого факта еще расстраивал свое благородное сердце—ни в жисть! Пущай убивают иа моих глазах человека — ни по чем не поверю. Потому — может, для киносъемки его убивают.
И вообще ничему теперь не верю, — время такое невероятное.

Без лишних слов.

Идея есть.

Конфликт – есть.

Стиль – шикарен. Надо сказать, что в 20-е годы ХХ века был расцвет рассказа, появились Зощенко, Бабель, Грин. И на стыке жаргона, тюремной лексики, военной и разговорной появился стиль Зощенко. Как по мне – гениально.

Структура — есть. Неважно, кратко или нет.

Герои — просты и понятны.

Кульминация — неожиданна

Как написать рассказ. Первые выводы

Создать рассказ – это труд. Мне нравится, как Юрий Олеша, писатель 20-30 годов ХХ века сравнил писательство с шахтерским трудом. Действительно, адски устаешь от мыслительных процессов. Иногда хочется просто выдохнуть, тогда я беру книгу, сажусь на балконе и читаю адский труд другого. Умиляюсь, особенно, когда вижу серьезные усилия других писателей.

И окончив эту серию, вы будете иметь весь необходимый минимальный арсенал для создания сильного рассказа.

И обещанный подарок: одни из лучших рассказов Зощенко, Хэмингуэя и Чехова.

Коротко обо мне: Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Пишу с 1999 года, Зарабатываю текстами с 2013-го года. Давайте дружить в соцсетях.

Начало – в рассказе, повести или романе – очень важная часть. Именно читая начало истории, мы понимаем, заинтересует она нас или нет, захотим ли мы узнать, что будет дальше, или скользнем взглядом по тексту и, заскучав, закроем книгу.

Функция начала – зацепить читателя, заинтриговать, заставить листать страницу за страницей, узнавая историю, знакомясь с героями и открывая для себя новый мир. И автору очень важно сделать начало истории интересным и запоминающимся. И не наломать по незнанию дров, избежав грубых ошибок.

Какие ошибки таятся в первых главах начинающих авторов?

Самая распространенная ошибка – это плохой текст, так называемое косноязычие и огрехи. Но это поправимо. Плохо писать начинают практически все, что объяснимо. Любому автору необходимо «расписаться» – привыкнуть выражать мысли письменно, почувствовать слово и войти в рабочий режим. Но, повторюсь, это поправимо.

Практикум «Вкусный текст»

Для тех, кто хочет писать ярко, образно, стильно. Приходите, если в ваших текстах есть такие проблемы:
… скучно читать;
… тексты похожи на информационный справочник;
… есть повествование, но нет эмоций
… текст безличный и серый, в нем нет яркости, зато много повторов и канцеляризмов.

Когда работа над черновиком закончена, начальные главы вычитываются, редактируются и частично переписываются, урезаются или дополняются – другими словами, «причесываются».

Однако если вы не хотите переписывать все начало – несколько глав целиком, – то обратите внимание на информацию, которую излагаете. Именно в изложении – подаче информации и кроются самые неприятные ошибки.

Основные ошибки начальных глав

1. Переизбыток данных. В первую очередь, это касается таких жанров как и фантастика.

Новая история – новый мир, и начинающие авторы зачастую пытаются впихнуть в первые две-три главы все, что успели придумать: и географию, и историю, и экономические связи, и политические интриги, и биографии героев. А читатель теряется – куда он попал, зачем ему знания о восьми континентах фэнтезийного мира во втором абзаце первой главы, да еще и с подробностями о флоре и фауне? Автору кажется, что так читатель быстрее проникнется новым миром, а у читателя вместо этого в голове образуется каша, и мир совсем не видится и не чувствуется.

Что делать?

Заранее разбейте всю информацию на блоки так, чтобы в каждом было по одному-двум фактам из каждой категории – географии, истории, биографии героев и т.д. Блоки рассортируйте по степени важности – о чем необходимо сказать в первую очередь, о чем – потом. И вплетайте факты по мере необходимости – блоками, разбавляя их диалогами или монологами. Да, мозгу читателя надо отдыхать. 🙂 Блок важного – блок о красоте голубого неба, чтобы полученные знания усвоились.

2. Подробная биография главного героя. Здесь же – длинные описания погоды, природы и «простыни» размышлений о непростой судьбе королевства (на которое опять орки зарятся, будь они неладны…).

Поставьте себя на место читателя. Вам интересно читать двадцатистраничное «я, такой-то и такой-то, родился тогда и у тех-то, а родители мои, такие-то и такие-то, а жизнь моя – такая-то и такая-то»? Думается, что нет. Началу необходим экшен, драйв, искорка, активность, желательно – двигательная.

Что делать?

Если не знаете, как иначе представить , а действие ведется от первого лица, то хотя бы втравите его в заварушку. А уже потом, выбравшись из оной, пускай он сидит в таверне и размышляет о своей непростой судьбе. Опять же – блоками. И, вполне возможно, рассказ о родителях получится совместить или со случайной встречей, или с изгнанием героя из родных краев.

То же самое касается и непростой судьбы королевства, и удивительно хорошей погоды. Если не получается экшен, сойдет и загаданная загадка (ага, куда делось кольцо всевластья и как убили Темного Властелина, да и убили ли?). И каждому – каждому! – информационному блоку нужна повествовательная подводка (что заставило героя вдруг вспомнить свои 15 лет?) и элементы действия. Опять, же не забываем между фактами вставлять «разгрузочные» абзацы.

3. Неприятности главного героя/героев/мира и переизбыток тайн.

Начинающие авторы любят в начале истории напустить туману – якобы так читатель быстрее проникнется детективной атмосферой и вперед героя рванет разгадывать загадки и проходить квесты. И очень часто в немыслимое количество неприятностей.

Так, буквально за десять страниц текста несчастный: а) срывает задание и оказывается в должниках у гильдии воров; б) его трижды зачем-то пытаются убить в темных подворотнях; в) бросает любимая; г) выгоняют из квартиры опять же за долги; д) самого обворовывают и крадут семейную реликвию, которую срочно надо вернуть, ибо завтра мама приедет; е) отправляют спасать мир, потому как луна покраснела, и настало время пророчества, да.

Избыточный пример? 🙂 И весьма. Но среди текстов начинающих подобный ход – явление нередкое. Опять же – чтобы заинтриговать читателя. Но читатель вместе с героем впадает в ступор и не понимает, куда бежать и за какое дело хвататься. А ведь он должен предвидеть возможные ходы героя. У него должен складываться план будущих действий и четкое видение ситуации.

Помните: переизбыток действий – так же плох, как и описание погоды на десять страниц.

Что делать?

Неприятности должны расти как снежный ком – постепенно, событийно и обоснованно. Желательно – неприятности должны вытекать одна из другой, еще желательнее – чтобы в итоге из них получилась Одна Большая Неприятность (тот самый снежный ком), из которой герой будет мужественно выкарабкиваться. А еще желательнее – чтобы неприятности вытекали из интриги и идеи произведения, а не красоты ради расписывались.

То же самое касается избытка загадок и тайн. Для начала хватит и одной интересной тайны, разгадывая которую герой будет находить и ответы на вопросы прошлого, и скелеты в чужих шкафах, и новые небольшие загадки. Разумеется, желательно, чтобы все это работало хотя бы на развитие сюжета.

4. Отсутствие завязок на интригу и идею. И – отсутствие интереса.

Тоже распространенное явление. Герой откуда-то и куда-то идет, на него непонятно зачем нападают, он отбивается и раненым отлеживается у лесной ведьмы, чтобы снова куда-то пойти. Куда? С какой целью? Чем герой так интересен, почему читатели именно за ним должны наблюдать? А нападают разбойники или наемники, ибо герой кому-то очень мешает? И кто, в конце концов, эта ведьма, почему она, молодая и красивая, живет в лесу одна?

Если начало вашей истории примерно таково, и вы с трудом представляете себе, что будет дальше, что лежит в основе интриги, какова идея, а ваш герой бредет по миру, как ежик в тумане… Тогда хотя бы памяти его лишите и окружите загадочными событиями! К примеру, он бредет по дороге пешком, а одет как аристократ, и кольцо на пальце загадочное, и родинка на щеке знак напоминает, и из глаз в ярости огонь хлещет. 🙂 Это и начало оживит, и « » станет, и читательский интерес пробудит. И выступит завязкой для интриги – кто же герой такой и почему потерял память?

Что делать?

Задавайте вопросы – герою, ситуации, окружающему миру. И отвечайте предельно развернуто и честно. «А потому что я так хочу/вижу» – подход дилетанта и графомана, которому важно писать, но неважно, насколько логичным и интересным получится произведение.

Главное, о плохом текстовом начале – сложностях в стилистике – всерьез не печальтесь. Напишите черновик, закончите его полностью, наберитесь опыта и почувствуйте слово. Отредактировать косноязычный текст куда легче, чем переписывать заново несколько глав, добавляя упущенную важную информацию по сюжету и мотивам героя.