Как нарисовать балалайку карандашом поэтапно

Играй, гусляр!
Русские гусли являются одним из наиболее древних струнных щипковых музыкальных инструментов. Музыканты, именуемые гуслярами, играют на гуслях сидя или стоя. Известно всего двенадцать способов настройки этого музыкального инструмента!

Музыка / Альбом "ГУСЛИ РУССКИЕ."

При упоминании о гуслях, в памяти всплывают забытые картинки из детских сказок, и сердце отзывается как-то по-особому. Кто знает, может быть, это реакция генетической памяти на забытый, но такой родной образ…

Многие герои былинных эпосов играли на гуслях: Добрыня Никитич, Садко, Соловей Будимирович. Боян из «Слово о полке Игореве» также был гусляром-сказителем. Изображения этого старинного музыкального инструмента и упоминания о гуслярах есть в Служебнике XVI в. и Макарьевской Четье-Минее XVI в.

Интересно, что в других странах тоже играли на гуслях. Например, в Китае аналог гуслей называется гуцинь. Другие названия инструментов, схожих с русскими гуслями: gosle (Словения), housle (Чехия), гусле (Сербия и Болгария), gusli, guzla, gusle (Хорватия), guslic (Польша). Считается, что гусли являются прародителями арфы, кифары, лиры, кантеле, псалтыря и многих других.

Виды гуслей.

Различают два вида гуслей:

Крыловидные (их часто именуют в народе звончатыми);
Шлемовидные.
Корпус гуслей состоbт из нескольких дощечек. Внутри корпуса - специальная полость. Также к основным составным относятся колки и струны. Высота звучания струн регулируется силой их натяжения. Игра на крыловидных гуслях своеобразна: по всему ряду струн проходятся пальцами правой руки, а левой заглушают нежелательные, лишние звуки. А шлемовидные гусли нуждаются в ином подходе - струны защипываются обеими руками. Нередко, гусельная доска наличествует около десятка струн, а то и несколько десятков. Некоторые старые «экземпляры» на аукционах стоят весьма недешево.

Гусли - очень мелодичный инструмент, его использовали и на торжествах и в быту. Неизменным атрибутом репертуара являлась игра «под пляску», «под песни», «под драку». В настоящее время, гусли обязательно входят в русские народные оркестры, а сольные выступления гусляров проходят всё чаще, собирая полные залы.


Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Вам понадобится

  • Брусок хорошо просушенного дерева длиной 1м, диаметром 35-40см. Это должно быть "звучащее" дерево: клен, ель, кедр, сосна. Понадобятся также инструменты для работы с деревом: стамески, молоток, дрель, топор, наждачная бумага.

Инструкция

Возьмите подготовленный брусок и расколите его пополам при помощи клиньев и .
Нарисуйте на заготовке контур гуслей, выберите стамеской середину, имея в виду боковые (1 см) и концевые (2,5 см) отступы. Получается нечто вроде корыта, ширина которого 3-8см, а толщина дна 1-1,5 см. Тщательно отшлифуйте заготовку наждачной бумагой.

Установите внутри корпуса несколько деревянных пружин (узких длинных планок) которые будут поддерживать деку, упрочнять корпус.

Из дощечек толщиной 3 мм изготовьте деку гуслей. Склейте дощечки по всей длине. Приклейте деку на корпус гуслей поверх деревянных пружин.

Простучите деку пальцами, в месте наиболее глухого и низкого звука вырежьте отверстие диаметром 3 см - резонатор. Он влияет на качественные звука и будет придавать им объем.

На концевых (торцевых) отступах установите и струнодержатель (металлическую трубочку). Колки можно изготовить из небольшого стержня, а можно их деревянными. Проделайте в них сбоку отверстия для крепления . Вклейте в корпус гуслей колковую планку из более твердого и вбейте в нее колки. Их количество равно количеству струн гуслей.

Струнодержатель укрепляется на другой стороне корпуса гуслей между двух брусочков, приклеенных к деке.
Натяните струны (можно взять гитарные струны). Настройте их высоту и тон, натягивая струны и поворачивая колки. Теперь можно приступить к урокам игры на гуслях.

Видео по теме

Совет 2: К каким музыкальным инструментам относятся гусли

Гусли – старинный многострунный щипковый инструмент, распространенный на территории России. Со времен Киевской Руси упоминания о гуслях встречаются в летописях, сказаниях и записках иностранных путешественников. Сейчас гусли входят в состав оркестров народных инструментов.

Инструкция

Существовали различные этого народного инструмента: лирообразные, шлемовидные, крыловидные гусли. Лирообразные гусли или гусли с игровым окном, вероятно, являются самой разновидностью инструмента. Археологи находили подобные гусли в слоях 11-13 века. На лирообразных гуслях с тыльной стороны имеется окошко, в которое помещается левая рука гусляра. При игре такие гусли держат вертикально, а струны приглушают пальцами левой руки.

Шлемовидные гусли редко встречаются среди археологических находок. В настоящее время разновидности шлемовидных гуслей можно увидеть у некоторых народов Поволжья. Корпус такого инструмента напоминает по форме шлем. На таких гуслях могло быть от 11 до 30 струн. Играли на шлемовидных гуслях сидя, при игре струны защипывались пальцами обеих рук.

Крыловидные гусли были популярны в северо-западных регионах. До сих пор в некоторых новгородских и псковских можно найти настоящие крыловидные гусли. Струны на таком инструменте натянуты веерообразно, корпус инструмента по форме напоминает крыло. На крыловидных гуслях может быть натянуто от 5 до 17 струн. Существуют различные способы настройки таких гуслей. Как правило, нижние крайние струны настраиваются как бурдонные, эти струны постоянно звучат во время игры. На крыловидных гуслях играют сидя. Пальцы левой руки располагают между струнами и в процессе игры глушат ненужные струны. Правая рука ударяет по всем струнам, при этом удар может идти сверху вниз и вверх. Самый распространенный прием игры на крыловидных гуслях – это бряцание. Иногда гусляры могут использовать прием выщипывания звуков. На крыловидных гуслях чаще всего играют традиционные плясовые наигрыши, такие мелодии отличают резким и четким ритмическим . На таких гуслях и под песни, но такая игра будет отличаться плавностью и мелодичностью.

Технология изготовления традиционных гуслей достаточна проста. Гусли чаще всего делают из цельной сосновой или еловой доски. Первоначально струны для инструментов делали из жил . Звук такого инструмента был очень мягким. Колки для гуслей раньше вытачивались из дерева, чаще всего используют металлические струны и колки.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • Гусли

Гусли являются старинным русским народным инструментом. Упоминания о них можно встретить в древних рукописях о Руси. Во многих сказаниях и былинах присутствуют гусляры, которые развлекали народ и провожали воинов на поле битвы.

История инструмента

Первые записи о гуслях относятся к 591 году. Согласно рассказу историка Феофилакта Симокатты, греки захватили в плен прибалтийских славян и именно у них они увидели музыкальный инструмент, по описанию похожий на гусли.

У гуслей есть сходство с древнегреческой кифарой, армянским каноном и иранским сантуром.

Со времен Киевской Руси о гуслях пишут довольно часто. Летописцы рассказывали об известных гуслярах-сказителях, о значении этого щипкового инструмента в жизни народа. Сохранилось множество сказаний и баллад, в которых фигурируют древние славянские игроки на гуслях.

Часто встречается в старинных записях такой термин, как «гудебный сосуд». Раньше на Руси так называли струнные инструменты, включая гусли-погуды.

По мнению историков «гусли» - изначально русское слово. В старославянском языке гудеть означало извлекать звуки из струн. «Гусль» - это название одной струны, а «гусли» - совокупность струн.

В старину гусли часто звучали на Руси. Гусляры развлекали простой люд, играли и пели на богатых пирах, участвовали в народных обрядах и провожали мужчин на войну.

Играли на гуслях двумя руками, поставив инструмент вертикально на колени или положив его горизонтально. Правильно настроенные гусли звучали мягко, но достаточно громко.

Из народных сказаний известно, что на гуслях играли герои русских былин: Садко, Баян, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и другие.

Археологические находки

Самой ценной археологической находкой считаются настоящие гусли первой половины XII века, которые были найдены во время раскопок вблизи Новгорода.

Их корпус сделан из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Такие орнаменты говорят о языческих культах древнего Новгорода.

Также в Новгороде были найдены небольшие гусельки, украшенные резьбой и рисунками.

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо видна надпись «Словиша». Это слово происходит от «славии» и означает «соловей».

По другой версии «Словиша» – это собственное имя инструмента. Но в любом случае, очевидно, что гусли принадлежали славянину. Сейчас этим именем называют различные коллективы и школы, где обучают игре на гуслях.

Разновидности гуслей

Первое точное описание гуслей появилось в XVIII веке. Существуют следующие разновидности гуслей: шлемовидные, крыловидные, лирообразные, стационарные, щипковые, клавишные.

У шлемовидных гуслей более глубокий корпус из тонких досок древесины хвойных пород (сосна, ель). Своей формой их корпус напоминает шлем.

Нижняя сторона инструмента прямая или спинкой вогнутая внутрь, а верхняя сделана в виде правильного овала.

Шлемовидные гусли достигают в длину 800 – 1000 мм, в ширину – около 500 мм, а в высоту – 100 мм.

Струны у инструмента расположены параллельными рядами, вверху – дискантовые, а внизу – басовые. Общее количество струн насчитывается от 11 до 30.

Однако шлемовидные гусли быстро вышли у славян из обихода. В старину ими пользовались в основном народы Поволжья.

Крыловидные гусли были больше распространены в северо-западных районах, расположенных на границе с Прибалтикой, Карелией и Финляндией.

Их делали в форме крыла из древесины клена, березы или ели. Размеры крыловидных гуслей колеблются в следующих пределах: длина 550 – 650 мм, ширина в узком конце 70 – 100 мм, в открылке 200 – 300 мм, а высота боков 30 – 40 миллиметров.

Струны у сохранившихся до нашего времени старинных гуслей металлические. Самое малое количество струн, исторически зафиксированное на гуслях – пять, а максимальное – 66. Однако пятитоновому ладу исконно русской песни лучше всего подходят именно пятиструнные гусли.

Во время исполнения гусляр сидит, прижимая инструмент к животу: узкая сторона гуслей обращена вправо, а широкая - влево.

Пальцами одной руки или чаще всего специальным приспособлением (щепка, перо или кость) музыкант бряцает по всем струнам одновременно, а пальцами другой руки, касаясь струн, глушит ненужные звуки.

В былинах крыловидные гусли называют звончатыми. Историки считают, что такое название они получили из-за чистого и громкого звука.

Лирообразные гусли еще называют гуслями с игровым окном. Они были распространены на территории Древней Руси и в Польше в XI-XIII веках. Самые ранние археологические находки были сделаны в Новгороде и в польском городке Ополе, которые датировались XI веком.

У гуслей с игровым окном есть проём в верхней части инструмента. Данный признак роднит их с другими лирообразными инструментами. Скорее всего, в игровое окно помещалась левая рука музыканта, и он пальцами производил специальные манипуляции со струнами.

Правой рукой гусляр ударял по струнам, которые находились ближе к струнодержателю. Гусли при игре держали вертикально, нижним краем упирая в колено или в пояс. При игре стоя или прямо на ходу инструмент мог для удобства упираться в бедро.

Стационарные гусли, как и столообразные, клавироподобные и прямоугольные имеют схожий хроматический звукоряд. Инструмент был создан в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Его использовали как переносной инструмент, который клали горизонтально на колени гусляра. Но чаще всего стационарные гусли были неподвижным инструментом с количеством струн около 55-66. Использовались данные гусли в домах богатых горожан, в том числе среди православного духовенства, поэтому их часто называли поповскими.

Щипковые и клавишные гусли также называют академическими или концертными. Звучание щипковых гуслей такое же, как и у клавишных, но техника игры у них более сложная. Защипывание струн гусляр делает обеими руками: при этом левая создаёт оригинальный аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны на щипковых гуслях натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма «Ля мажор», а в нижней плоскости - остальные звуки.

Клавишные гусли были сделаны Н. П. Фоминым в 1905 году на базе прямоугольных гуслей. Они применяются в оркестрах русских народных инструментов чаще всего как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой музыкант нажимает на клавиши, а правой он защипывает струны при помощи специального медиатора.

В истории православия существует интересный момент – отношение церковников к гуслям. Казалось бы, как безобидный музыкальный инструмент мог вызвать гнев священнослужителей, но это правда.

В XII веке любого человека, который был замечен в колдовстве, рассказывании сказок или гудении на гуслях, ожидали бесконечные «посмертные муки».

Что примечательно, на исповеди батюшка в числе прочих задавал один вопрос: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях?».

Во время царствования Алексея Михайловича у населения массово изымали и сжигали гусли. Историки считают, что ненависть к инструменту была основана на связи гуслей с языческими верованиями и обрядами.

Существовало поверье, что гусляры-сказители обладали особой магической силой. Поэтому перед любым важным делом или дальним походом глава семьи приглашал гусляра, чтобы послушать его песни и тем самым приманить удачу.

Что примечательно, до сих пор не существует массового фабричного производства гуслей. Есть небольшие мастерские, в которых мастера практически вручную создают этот чудесный народный славянский инструмент.

Поэтому каждый экземпляр таких гуслей является уникальным творческим образцом.

Самым известным былинным певцом - сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, был Баян.

В знаменитом «Слове о Полку Игореве» сказано, что струны на гуслях Баяна были, как будто живые и людям казалось, что инструмент в руках гусляра вещал сам.

Гусли в современном мире

Сейчас гусли есть практически в каждом оркестре народных инструментов. Чаще всего это щипковые гусли – столовидные или более поздняя, усовершенствованная модель – клавишные.

Этот старинный инструмент способен наполнить любую мелодию оригинальным колоритом древних гусельных звонов.

Под аккомпанемент гуслей до сих пор исполняются сказания и былины, в частности такая эпическая вещь как, например, «Слово о полку Игореве».

В интернете можно найти большое количество роликов, демонстрирующих профессиональную игру на гуслях. Воссозданием традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители. При желании можно обратиться к мастеру, который изготовит для вас персональные гусли, и пройти обучающие курсы игры на этом интересном инструменте древних славян.

Севинч Мамедова
Конспект занятия по рисованию русского народного инструмента - гуслей

Рисование русского народного инструмента гусли

Цель: обобщение представлений детей о русских народных музыкальных инструментах. Развивать у детей интерес к народной культуре, народной музыке через изображение музыкального инструмента гусли.

Задачи:

Познакомить с русским народным музыкальным инструментом;

Воспитывать культуру поведения во время непосредственно

образовательной деятельности, доброжелательность;

Развивать внимание, мышление, воображение, эмоциональную

отзывчивость;

Формировать коммуникативные качества дошкольников.

Предварительная работа:

1. Знакомство с музыкальной сказкой "Садко", рассматривание иллюстраций к ней.

Планируемые результаты: дети проявляют интерес к русским народным музыкальным инструментам, проявляют желание самостоятельно изображать на бумаги с помощью нетрадиционной техники рисования гусли.

Материалы и оборудование:

Народный музыкальный инструмент: гусли.

Мультимедийное оборудование (проектор, экран, нетбук);

Музыкальный центр;

Диск с аудиозаписью рус. народных песен, оперы «Садко»

Вступление.

Воспитатель: Ребята здравствуйте! У нас сегодня будет необычное занятие, мы сегодня немножко окунемся в мир русского фольклора.

Что же такое фольклор? это русское народное творчество.

Я с вами ребята хочу вспомнить сказку "Садко", о которой мы уже с вами беседовали. Садко жил в Новгороде. Не был он богатырем, как Илья Муромец, не совершал подвигов, и все таки сложил о нем русский народ былину.

Расскажите мне, пожалуйста, какой в сказке звучит инструмент, которому народ приписывает волшебную силу?

(тихо звучит муз. фрагмент в исполнении гуслей)

Дети: гусли

Воспитатель: Гусли инструмент струнный (показать). Древний человек натянул струны на доску и получился музыкальный инструмент.

У разных народов в разное время возникли похожие инструменты

(арфа, гитара- показать их изображение. (Поставить запись муз произведений на арфе и гитаре)

Название гусли происходит от древнеславянского "густы" - гудеть; т. е. гусли это гудящие струны. Звук извлекается рукой (показать, позже звук извлекали не рукой, а специальной пластиной, которая называется медиатор (показать).Отчего он стал звонче, поэтому гусли стали звончатые.

Дети слушают " Ой ты мати темная дубравушка" 1я песня Садко.

Воспитатель: Правда красивое звучание. Так же наш русский народ любил петь. Пение для русского человека стало неотъемлемой частью его жизни. И конечно же песня была разная. Сегодня я с вами еще хочу поговорить о плясовой песней. Русский народ её очень любил.

Темы этих песен самые разные. Но всегда в них все заканчивается благополучно. Все эти песни веселого и бодрого характера и они заряжают энергией. Плясовые песни исполнялись под гармошку и другие русские народные инструменты.

Основная часть.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Вы видите на них лист картона, карандаш, гуашь, кисточку, клей и манную крупу на тарелочке. Сейчас каждый из вас будет рисовать гусли. Напоминаю вам правила рисования манной крупой:

1. Сначала рисуем на картоне карандашом рисунок.

2. Обрисовываем наш рисунок клеем ПВА.

3. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесённым клеем.

4. Когда клей немного засохнет, необходимо стряхнуть лишнюю манку.

5. Даем немного времени, чтобы крупа приклеилась и раскрашиваем методом тычка рисунок (по крупе).

Всё понятно? Тогда давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра. Угощенье гномов

Стали гномы гостей приглашать. (Манящие движения обеими руками.)

Стали гномы гостей угощать. (Несколько раз пожать руки: попеременно то правая, то левая рука сверху.)

Каждому гостю досталось варенье. (Указательный палец правой руки «намазывает» воображаемое варенье на пальцы левой руки: от основания до кончиков.)

Пальчики склеило то угощенье. (Последовательно, начиная с мизинчиков, соединить подушечки одноименных пальцев обеих рук.)

Крепко прижалась ладошка к ладошке, (Соответственно.)

Гости не могут взять даже ложки! (Взрослый проверяет, как сильно «склеились» ладошки малыша и тянет его за локотки в стороны.)

А теперь приступайте… (дети рисуют).

Молодцы! Посмотрите, какие замечательные музыкальные инструменты у вас получились. Незнайке они очень понравятся.

Рефлексия

Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей.)

А давайте сейчас немного потанцуем. Вставайте в круг.

Под музыку «Если нравится тебе, то делай так» дети танцуют.

Публикации по теме:

Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора «Культурное развитие дошкольника, средствами русского народного фольклора». Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям,.

Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма» Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма. Задачи: Образовательные Познакомить с элементами русского.

Фотоотчёт русского народного праздника "Пасха" Зубкова Надежда Викторовна. Фотоотчёт в подготовительной группе "Пасхальные забавы". Цель:.

Зашла на свою страницу на МААМ и увидела в ленте очень много фотоотчётов о проделанной работе. И задала себе вопрос, неужели у меня за.

Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В гости к сказке. Встрече ребёнка со сказкой.

    Хороши здесь уже нарисованы гусли! А вс же хочется ещ одни нарисовать.

    Форма гуслей бывает, можно сказать, произвольной. Разные мастера ищут свои секреты акустики и приходят иногда к совершенно неожиданным разрешениям. Я изберу гусли, несколько смахивающие на треугольник. Но с более округлнными углами, чем мы наблюдаем в треугольниках на уроках геометрии.

    Вот такие, например:

    Ну, а дальше, благодаря тому, что гусли - не такой уж сложнейший музыкальный инструмент, нам останется изобразить отверстие, натянуть на гусли несколько струн, нарисовать места, к которым эти струны прикрепляются к самим гуселькам. И приладить ремень.:

    В общем - ничего сложного. Силуэт деки - достаточно произвольный, несколько вытянутый. Отверстие резонатора - может быть цветком, может набором разнокалиберных отверстий, может - гитарной дыркой.

    Колки - обязательно.

    Ремень и антабки - доп. опции.

    Я предлагаю нарисовать вот такие гусли карандашом поэтапно:

    А нарисовать их совсем несложно:

    1) Сначала рисуем контур инструмента;

    2) Затем рисуем подставку и струнодержатель;

    3) Рисуем струны;

    4) Прорисовываем металлические колодки;

    5) Детализируем изображение и раскрашиваем.

  • Уважаемая Звенка!

    Это тот случай когда можно отделаться словесным описанием процесса срисовывания гуслей с фотографии. Однако подобные вопросы эадаются детьми. А им сложно срисовывать с фотографии. Им даже сложно срисовывать с рисунка. Им проще рисовать по примеру. Т.е по поэтаной схеме или пошаговому уроку. Поэтому я привожу вам таковую схему. С ней ваш вопрос полезнее для посетителей. И те 380 просмотров в месяц, которые соберет ваш вопрос, будут нам благодарны.

    Вариантов гуслей множество. Это от сплошной грубой резной доски с гвоздикамии для струн, до сложного музыкального инструмента с резонатором и колками. Я нарисовал вот так.

  • Гусли - струнный музыкальный инструмент, распространенный в России.