Борьба чувств и разума аргументы из литературы. Пример сочинения по направлению "разум и чувство"

Официальный комментарий:
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
М.М.Пришвин
Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.
Лукреций
Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.
Карл Маркс
Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце.
Ф.Ларошфуко
Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.
У. Шекспир

Методические рекомендации:
Диалектическое единство разума и чувства - центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей - художников душ человеческих.
История русской литературы, представленная сменой одного литературного направления другим, показала различное соотношение понятий «разум» и «чувство».
В эпоху Просвещения разум становится ключевым понятием, определяющим мировоззрение человека того времени. Это естественным образом отразилось и на представлениях писателей о литературном творчестве, о том, какими должны быть герои их произведений и система ценностей личности. Чувства и личные интересы отодвигались на второй план, уступая первенство долгу, чести, служению государству и обществу. Это не означало, что герои лишены страстей, эмоций - зачастую это весьма пылкие юноши, способные искренне любить. Для классицизма важнее другое - насколько герои способны побороть свои личные интересы и с холодным рассудком исполнить чувство долга перед Отечеством.
Прекрасными примерами будут служить комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума». Беседы Стародума и Правдина, Стародума и Милона о долге, чести человека, о его важнейших духовных и нравственных качествах, которые диктуют его поступки, сводятся в конечном итоге к превознесению рассудка над чувствами. Или же преданность Александра Андреевича Чацкого своим идеалам и убеждениям, связанным с осознанием необходимости искоренения старых порядков фамусовской Москвы, с изменением общества и сознания молодого поколения - свидетельство его рационального подхода к себе и окружающей действительности.
Таким образом, в эпоху господства классицизма в литературе безусловное первенство отдается разуму, поступки продиктованы взвешенными решениями, жизненным опытом, на первый план выходят проблемы социального звучания.
На смену классицизму приходит сентиментализм, а позже и романтизм с кардинальным поворотом к категории «чувство».

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» героиня руководствуется испытываемыми чувствами искренней чистой любви к своему избраннику Эрасту, что, к сожалению, в конечном итоге приводит к непоправимой трагедии. Обман приводит к крушению надежд, потере смысла жизни для Лизы.
Чувства героя, его страсти и переживания становятся ключевыми аспектами художественного исследования писателями-романтиками. В.А. Жуковский, А.С. Пушкин в своих ранних произведениях, М.Ю. Лермонтов и многие другие русские классики изображали сильные характеры, которые руководствовались стремлением к идеалу, абсолюту, осознавали пошлость окружающей действительности и невозможность найти тот самый идеал в этом мире. Это порождало неизбежный конфликт их с миром, приводило к изгнанничеству, одиночеству, скитаниям, а зачастую и вовсе к смерти.
Чувства любви, тоски по любимому толкают Светлану из одноименной баллады В.А. Жуковского заглянуть в потусторонний мир, чтобы познать свою судьбу и встретить своего избранника. И безграничное чувство страха испытывает героиня, попадая в ту страшную, наполненную демоническими силами реальность.
Не разум, а веление сердца толкают Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова совершить побег из монастыря и вернуться на родину, дабы обрести дом, друзей или хотя бы «могилы родных». А познав себя, природу своей внутренней свободы, герой разумом понимает, что никогда не сможет стать частью мира монастырского, мира «заточения» и тюрьмы, потому и совершает выбор в сторону смерти как вечной свободы.
В период угасания романтизма и прихода на смену ему реализма многие писатели остро ощущали необходимость отразить этот процесс в художественных произведениях. Одним из приемов реализации этого становится столкновение в произведении образов героев, символизирующих собой разные типы личностей - романтиков и реалистов. Классическим примером можно считать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в котором неизбежно сталкиваются две противоположности - «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» - Владимир Ленский и Евгений Онегин. Время романтиков с их мечтаниями и идеалами, как показывает Пушкин, постепенно уходит, уступая место рационально мыслящим, прагматичным личностям (в данном случае уместно вспомнить эпиграф к шестой главе романа, в которой и происходит дуэль между героями - «Там, где дни облачны и кратки, // Родится племя, которому умирать не больно»).

Вторая половина XIX века с господством реализма в русской литературе намного усложнила дихотомию понятий «разум» и «чувство». Выбор героев между ними становится намного сложнее, благодаря приему психологизма данная проблема усложняется, зачастую определяя судьбу литературного образа.
Великолепный пример русской классики - роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности - искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне
Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.
Борьба разума и чувств показана в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Четко продуманная теория Раскольникова не вызывает у героя сомнений в своей правомочности, что и приводит его к совершению убийства. Но муки совести, преследующие Родиона после свершения преступления, не дают ему жить спокойно (особая роль в данном аспекте отводится снам героя). Безусловно, не стоит упускать из виду, что данная проблема усложняется в романе за счет вынесения на первый план религиозного контекста.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке.

Интересное воплощение получают две эти категории в творчестве А.П. Чехова. Например, в «Даме с собачкой», где провозглашается всепоглощающая сила любви, показано, насколько сильно это чувство может повлиять на жизнь человека, буквально перерождая людей к новой жизни. Показательны в этом плане финальные строки рассказа, в которых констатируется, что разумом герои понимали, сколько впереди их ждет препятствий и трудностей, но их это не страшило: «И казалось, что еще немного - и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается». Или противоположный пример - рассказ «Ионыч», в котором герой заменяет духовные ценности - а именно желание любить, иметь семью и быть счастливым - материальными, холодным расчетом, что неизбежно приводит к моральной и духовной деградации Старцева. Гармоничное единство разума и чувства продемонстрировано в рассказе «Студент», в котором Иван Великопольский приходит к осознанию своего предназначения, обретая тем самым внутреннюю гармонию и счастье.

Литература ХХ века представила также множество произведений, в которых категории «разум» и «чувство» занимают одно из первостепенных мест. В пьесе «На дне» М. Горького - символичное воплощение понятий через рациональное реалистическое осмысление окружающей среды, в которой пребывает человек (рассуждения Сатина), и иллюзорные представления о светлом будущем, вселяемые надежды в души героев странником Лукой. В рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова - горькое разочарование Андрея Соколова, прошедшего войну и потерявшего все самое дорогое, что было в его жизни, и роль Ванечки в судьбе главного героя, подарившего ему новую жизнь. В романе-эпопее «Тихий Дон» М.А. Шолохова - моральные терзания Григория Мелехова относительно чувств к Аксинье и долга перед Натальей, диалогизм в выборе власти. В поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского - осознание русским солдатом необходимости победить внешнего врага, слитое при этом с чувством безграничной любви к родине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына - беспощадные условия содержания заключенных, сопровождаемые горьким осознанием объективности реальности, и внутренние интенции Шухова, выводящие на проблему сохранения в подобных условиях в себе человеческого.

Тематическое направление

«Разум и чувства»


Универсальное вступление

  • Чувства – это наша реакция на события внешнего мира, наши внутренние установки. Нравится или не нравится, восхищает или оставляет равнодушным, вызывает страх или уверенность. Разум же - это способность открывать и познавать законы мира.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

  • Нет чувств без разума, и разума без чувств. Как много здесь цветов, тонов, оттенков. «Я Вас люблю» - срывается из уст, А разум с чувствами идут стена на стенку. Они враги, друзья, антитела? Что их роднит, и что их различает? Для разума важней всего дела, А чувства о любви лишь помышляют… Когда они едины – это взрыв. Взрыв счастья, что вокруг всё освещает, А, если врозь - болезненный нарыв, Который, воспаляясь, жить мешает. Все знания без чувств, увы, мертвы. На знаниях нам счастье не построить. Что толку в том, что так разумны мы? Наш разум без любви, так мало стоит!
  • Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…», А разум говорит: «На самом деле Ошибку совершаешь, не спеши! Немного подожди, хотя б неделю…» Так что главней? Всевышний, подскажи… Возможно разум, чудеса творящий, Иль наши чувства, ведь без них, увы, Любви мы не познаем настоящей? Нет чувств без разума и разума без чувств. Цвет белый помогает видеть чёрный. Мир без любви, так неуютно пуст, В нём одинок наш разум непокорный.

Возможные тезисы

  • «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.

(Очень часто возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие.

Иногда, помогая кому-то, приходится нарушать правила, действовать вопреки своим интересам. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.)


Аргументы

Многие писатели обращались к теме милосердия. Так, в рассказе Валентина Петровича Распутина «Уроки французского» рассказывается об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика (игра на деньги)….

В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Юшка» главный герой, именем которого назван рассказ, тоже живёт больше чувствами, нежели руководствуется разумом (почти все заработанные на кузнице деньги – сироте. А сам…)


Возможные тезисы

2. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.

(Иногда случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида, зависть. Охваченный ими, он совершает достойные осуждения поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же таких действий могут быть трагическими)


Аргументы

Обратимся к рассказу Анны Масс «Ловушка», в котором описывается поступок девочки Валентины. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку:…

Рассказ позволяет задуматься над тем, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, так как они могут спровоцировать жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.


Анна Владимировна Масс (1935 г.р)

Её герои ходят в походы, помогают родителям, учатся в школе, много читают, делают уроки, исправляют плохие оценки, влюбляются, ревнуют, ссорятся… Чаще всего повествование идёт от лица девочки-подростка, переживающей пору взросления, становления личности.


Возможные аргументы

3. РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.

( Всегда ли человек должен прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. К сожалению, иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело больным, сразу после приёма врача пришел в аптеку…

Прочитав эту короткую историю, мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру. Порой они имеют весьма трагические последствия.


Аргументы

А в рассказе А.П. Чехова «О любви» мы знакомимся с

грустной историей взаимоотношений главных героев…

. Любовь не может руководствоваться никакими

правилами, однако Алёхин и Анна Луганович

поддавшись зову рассудка, отказываются от своего

счастья, запирают любовь в футляр, и оба глубоко

несчастны

Повесть Альберта Лиханова «Лабиринт».

(Уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка)


Возможные тезисы

4. РАЗУМ И ЧУВСТВА.ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА

(Чувства или разум? Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, в которых нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации)


Аргументы

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Трагедия судьбы пушкинской героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию (Эпизоды встречи Татьяны с Онегиным после замужества))
  • Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (любовь Андрия к прекрасной полячке)

Возможные тезисы

5. «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СУМЕТЬ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.

(Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», например, сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные - нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума)


Аргументы

Так, в рассказе Анны Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке, Ане Горчаковой, которая сумела выдержать непростое испытание…

Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.


Домашнее задание (ко вторнику)

Используя первый тезис, написать сочинение на тему

«Всегда ли совпадают разумное и нравственное?»


Назвать таких книг можно много, но когда литература показывает последствия этой победы, они чаще всего разрушительны, а в некоторых случаях смехотворны. Тема разума в литературе была во многом вдохновлена Эпохой Просвещения, но не только не задержалась, а вызвала острую реакцию и общее разочарование в рационализме в частности и в разуме как таковом. Приведём примеры.

"Преступлении и наказание " - разум подсказывает, что убить старуху рационально, и побеждает, и мы видим, что из этого получилось.

"Франкенштейн " - разум подсказывает, что попробовать сшить идеального человека из кусков трупов рационально. Получилось тоже не очень. Спустя сто лет эту же тему поднимет Уэллс в "Острове доктора Моро ", и примерно с теми же последствиями.

"Уловка 22 " - практически весь абсурдистский бред всей книги творится исключительно исходя из победы формальной логики над всеми человеческими инстинктами.

У Льва нашего Николаевича Толстого в "Войне и мире " - разум подсказывает князю Андрею подождать год со свадьбой, хотя у него есть чёткое ощущение, что делать этого не надо. Ну и вот.

"Дом с мезонином " Чехова можно трактовать как противопоставление разума жестокой Лиды и чувства рассказчика и Мисюсь. Разум побеждает и разрушает отношения последних. Вообще, Чехов конечно много издевается над чувственными натурами, но он их в итоге всегда оправдывает, а разумных не оправдывает никогда.

Победа рационализма отчасти пародируется в "Фаусте " Гёте, когда Фауст слышит звук лопат, и думает что это строят плотину, которая принесёт большую пользу людям - хотя на самом деле это лемуры роют ему могилу.

Огромные объёмы были посвящены воспеванию разума в поэзии 18-го века, что массово откатилось назад к воспеванию чувств, и обратно уже особо не возвращалось.

И так далее. Редкие примеры положительной оценки разума по причине своей теперь уже очевидной наивности - почти все со временем перетекли в раздел детской литературы, хотя первоначально воспринимались на полном серьёзе.

Главным венцом литературы рационализма был в своё время "Робинзон Крузо ". Чтобы оценить степень абсурда происходящего в книге, её действительно стоит перечитать во взрослом состоянии: Робинзон там активно пытается превратить необитаемый остров в английский загородный клуб, всех животных рассылает по вольерам, всё творит по календарю и расписанию, и даже обучает островного попугая английскому языку. Не удивительно, что роман долгое время служил факелом колониального просветительства. К чему это всё привело - мы, опять-таки, можем увидеть. Только уже не в книге, а вполне в жизни.

Таким же наивным выглядит сейчас сюжет "Кораллового острова ", в котором кучка выброшенных на остров английских школьников организует там типичную английскую колонию. Реакцией на этот роман стал небезызвестный "Повелитель мух ", где они в итоге бродят голые по джунглям, а главного рационалиста Хрюшу забивают камнями.

Ну и конечно тут нельзя не вспомнить Айн Ранд, у которой разум оправдывает такие вещи, как изнасилование ("Атлант расправил плечи ") и подрыв готового к заселению жилого комплекса ("The Fountainhead "). Но, как пытается убедить нас Ранд, он при этом везде и кругом прав.

Такие вот апологеты.

Происходит это всё вот почему. Чувства хорошо ошибаются, а разум ошибается очень страшно. Чувства герметичны и непротиворечивы, они просто есть, и они неизбежны - а разум высокомерен и изворотлив, он пытается жить по схеме, а жить по схемам физически невозможно. Поэтому даже когда герои литературы 19-го века в порыве чувств творят какую-нибудь чудовищную херню, как бы ни были трагичны последствия этих действий, мы всё равно тем не менее внутренне ощущаем, что они правы. Ну что бы они, в самом деле, отряхнулись, всё хорошенько обдумали, и решили не бросаться под поезд? Нет, просто вот это так. Это оказывается так не для того чтобы мы поступали именно таким образом, и не для того чтобы слушали голос разума - у тех, кто пробует, всё оказывается ещё хуже - но чтобы воспитать в читателе и другой набор чувств, возможно более эмпатичных, способных разрешить ситуацию каким-то другим образом.

Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Итоговое сочинение по направлению Отцы и дети

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Спор поколений - это извечная тема всего мира. Сколько бы ни насчитывала история человечества, поколения людей никогда не находят общий язык и, в то же время, не могут друг без друга существовать. Культура, традиции и привычки как одного человека, так и всего общества постоянно меняются, появляются новые правила этикета и морали, выстраиваются новые законы жизни в социуме.

Несколько веков и представить было трудно, что, к примеру, женщины начнут занимать посты в правительстве, осуществлять самостоятельную деятельность, открывать бизнес, даже жить независимо ни от кого. Дети начинали очень рано работать, тяжело трудиться и это было нормой. Современность расставляет приоритеты несколько по-разному: женщины борются за своими права наравне с мужчинами, а детей поздно выпускают из гнезда на вольные хлеба и самостоятельную жизнь.

Поколения уживаются вместе постоянно: бабушки и внуки в семье, учителя и маленькие ученики в школе, бывалые тренеры в спортивных секциях и т. д. Примеров есть множество, а взаимный обмен мудростью и опытом между поколениями очень важен. Не зря говорят: "Тот, кто не знает своего прошлого, не может иметь будущего". Эта фраза означает не только важность знаний событий, дат и имен правителей. Опыт прошлых лет и поколений чрезвычайно важен для того, чтобы не совершить ошибок прошлого.

Умный человек учится на своих ошибках, а мудрый - на ошибках других людей, в первую очередь, своих предков.

Спор поколений имеет еще и негативную составляющую: часто между молодежью и людьми постарше случаются конфликты и непонимание. Причиной тому являются именно разные ценности, мировоззрение и понимание вещей. Смотря на мир сквозь призму времени не можешь понять ребенка, разменивающего всего второй десяток.

Поколения должны жить и сотрудничать друг с другом, набираться опыта и приобретать новые знания. Именно благодаря спорам и общему труду многих поколений человечество развивается и живет.


Сочинение по направлению: Отцы и дети.

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети – "двигатели прогресса", стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий – представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова, и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П. Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова: "Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми.

Сочинение по направлению: Отцы и дети
В чём заключается конфликт между поколениями?

Конфликт между поколениями заключается в привычке старших свысока смотреть на подрастающее поколение и в стремлении младших к самоутверждению. Вся вина наших «отцов» лишь в том, что они помнят нас маленькими и беспомощными. Об этом говорит Кристофер Морли так: «Не везёт нам с детьми – из них всегда вырастают взрослые». Чтобы понять, что дети выросли, нужно иметь внутреннюю гибкость, но не каждый может этим похвастаться. Вина «детей» в конфликте поколений заключается в их желании сбросить «отцов» с пьедестала и самим занять это место, часто даже не предполагая, как трудно на нём находиться. Об этом есть такой анекдот: «В детском саду я хотел стать взрослым, а теперь стал взрослым и хочу в детский сад». О трудностях отношений «отцов и детей» написано множество художественных произведений.

В комедии «Горе от ума» А.Н.Грибоедов раскрывает конфликт поколений. Главным героем произведения является Александр Андреевич Чацкий – представитель «детей». Его устами автор отрицает всё, что для поколения «отцов» является незыблемым:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?

Всё происходящее в доме Фамусова подвергается осмеянию и критике со стороны Чацкого. Это вызывает недовольство хозяина дома, который «по-отечески» наставляет:

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших гладя…

На примере этих двух героев комедии мы ясно видим, что молодое поколение отрицает всё, что важно для стариков, потому что жизнь предъявляет новые требования, и воплощать это в жизнь могут только «продвинутые» люди. Старое поколение цепко держится за свои устои, так как не представляют себе жизни, когда они будут вынуждены выпустить из рук «бразды правления».

Такая же проблема поставлена в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Спор представителя «детей», Базарова, и представителя «отцов», Павла Петровича Кирсанова, крутится вокруг неких «принципов», которые для стариков – основа жизни и которые совершенно никакой ценности не представляют для молодых нигилистов. Свою предназначение Евгений Базаров в необходимости «расчистить» жизнь от старого хлама, чтобы появилась возможность строить что-то новое. Это ужасает Кирсанова, так он понимает - он и есть тот самый хлам, от которого намеривается избавить мир молодой и дерзкий нигилист.

На данных примерах мы убеждаемся, что конфликт поколений зиждется на основном законе диалектики - «борьбе и единстве противоположностей». Если существуют противоположные: молодые и старые, значит, они должны находиться в конфликте, только бы они не уничтожали бы друг друга, а приходили бы к единству.


Сочинение по направлению: Отцы и дети.

Спор поколений: как возможно решить конфликт отцов и детей?

Что мы понимаем под словом «поколение»? Поколение – это группа людей, близких по возрасту и, как правило, имеющих сходные представления по основным вопросам бытия. Попробуем разобраться в вопросе «спор поколений», ведь «спор» - это столкновение мнений по какому-либо вопросу.

Предложенная для сочинения тема «Спор поколений: как возможно решить конфликт отцов и детей?» - является актуальной во все времена, так как у каждого поколения есть свои ценности.

Молодому поколению не нравится старый порядок, уклад жизни старших. Молодежь чаще всего недовольна сложившимся положением вещей и ищет способы переустройства, отбрасывает все косное, устаревшее в ее представлении и пытается внести нечто новое, прогрессивное. Так возникает конфликт поколений.

Ярким примером таких отношений стала комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», в которой противопоставлены две эпохи: «век нынешний», выступающий за решительные перемены, и «век минувший» защищающий старые устои.

Представителями «века минувшего» являются Фамусов и лица его круга. Они живут по старинке, поддерживают старые порядки. Фамусов считает службу главным доходом, а еще нужно иметь звание и чин. И не важно, каким образом ты это получишь. Нужно уметь «прислуживать», тем более, что угодничество и низкопоклонство в фамусовском обществе считается почетным. Неслучайно он ставит в пример Максима Петровича, который имел ордена и почет за то, что «подслуживался» перед государыней.

Чацкий как представитель молодого поколения поддерживает изменение порядка и не боится говорить правду в лицо. Вспомним монолог Чацкого «А судьи кто?», в котором он осуждает чинопочитание, невежество, преклонение перед всем иностранным, а главное, их крепостнические взгляды: И честь, и жизнь не раз спасали: вдруг на них он выменял борзые три собаки!!!

Однако Чацкий пал жертвой сплетен. Каламбур, сказанный Софьей: «Вот нехотя с ума свела», - общество понимает дословно: Чацкий – сумасшедший. Чацкий вынужден уехать из Москвы, но он «всполошил» спокойную жизнь фамусовского общества.

Совсем другой спор поколений мы видим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров назван «нигилистом». Аркадий Кирсанов так объясняет это слово: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким вы уважением не был окружен этот принцип». Основным идейным противником Базарова выступает Павел Петрович Кирсанов. Базаров отрицает все ценности аристократа Кирсанова: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», «порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Базаров не может удовлетвориться критикой отдельных недостатков строя, он считает необходимым «место расчистить», освободив общество от бесполезных, но его мнению, устоев.

Однако в мировой литературе есть примеры решения спора отцов и детей. Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого раскрывается «мысль семейная». Мир Ростовых – это мир, нормы которого утверждается Толстым за их простоту и естественность, чистоту и сердечность. Отсюда мы понимаем важную тему – глубокой, неразрывной связи поколений, которая не может осуществляется без принятия и усвоения опыта и знаний о жизни наших предшественников, выработанного ими в сфере социальных и нравственных идеалов, моральных принципов, духовных исканий.

Сегодня напишу навскидку, на основе каких произведений художественной литературы можно раскрыть темы итоговых сочинений на 2017 год.

Сегодняшний пост посвящен первой теме — «Разум и чувство» . Какие книги лучше всего прочитать, что сразу приходит в голову?

Для начала мне бы хотелось отметить, что школьникам очень-очень рекомендовала бы все-таки пересилить себя и прочитать «Войну и мир» или какие-то другие крупные тексты из школьной программы. На их основе можно раскрыть любую тему, если вы владеете содержанием. Ремарка окончена, поехали.

«Разум и чувство».

Данную тему можно раскрыть на основе «Евгения Онегина» . И тут можно давать разные варианты. Например, разум и чувство — это образы Онегина и Ленского, в раскрытии аргумента можно давать разные пояснения, динамику отношений героев и рассказать про то, как все плохо кончилось. Как Онегина подвел разум, а Ленского — чувства.

Или другой поворот — разум и чувство в отношениях Татьяны и Онегина. Вспоминаем зеркальную композицию романа. Условно говоря, поначалу чувства были у Татьяны, а Онегин стал воплощением разума (вспоминаем сцену объяснения), а в финале произведения герои поменялись местами — теперь у Онегина сносит крышу от любви и страсти (чувства), а Татьяна, которая замужем, старается удерживаться на полюсе разума. Данное сочинение будет в целом про то, как преломляется любовь через разум и чувство.

«Отцы и дети». Тему можно раскрывать на основе внутреннего конфликта Базарова. Помним, что в начале перед нами рациональный герой, воплощение разума. Затем начинаются чувства и привносят хаос в рациональный мир Базарова. Столкновение разума и чувств меняет героя. К финалу перед нами предстает практически другой человек.

«Герой нашего времени». Тему можно раскрывать двояко. Здесь тоже есть внутренний конфликт героя, у которого в душе доминирует все-таки разум, которому сложно отдаваться чувствам. Второй вариант — отношения Печорина и княжны Мери. Герой просчитывает свои слова, движения, взгляды, делает все, чтобы влюбить девушку в себя. Сам остается рациональным и холодным. И княжна Мери, которая отдается своим чувствам, не подозревает, что попала в ловушку.

«Война и мир». Здесь вообще открывается масса возможностей. Тему можно раскрывать на основе сравнений героев. Например, холодная Элен Безухова (разум), которая выходит замуж по расчету и т.д., и жизнерадостная Наташа Ростова, которая всегда следует за своими чувствами. Здесь же можно давать внутренние конфликты героев, там очень много про разум и чувство, у того же Пьера или у князя Андрея. Хорошей иллюстрацией темы может стать и динамика отношений между князем Андреем и Наташей. Любовь к Наташе, которая оживляет князя Андрея. Наташа, которая впоследствии вдруг влюбляется в Анатоля, теряет разум, нарушает правила приличия. Здесь постоянные колебания между разумом и чувствами у героев.

«Анна Каренина» . Если кто-то читал — это отличный вариант. Там все очень четко видно, если сравнивать Анну и других женщин романа (например, Бетси Тверская). Или думать о выборе Анны. Думать об Анне и ее муже. Все будет про разум и чувство.

«Мастер и Маргарита». Отношения Мастера и Маргариты — один вариант. Внутренний конфликт Маргариты — другой вариант. Вообще динамика образа Маргариты, которая соглашается на предложение сатаны. Кстати, сюда же подходит линия Иешуа и Понтия Пилата. Булгаков хорошо показывает колебания между разумом (есть заданные условия, политические, статус героя и пр.) и чувствами (симпатия к Иешуа, вина, отмщение и т.д.) у Понтия Пилата, какая внутренняя борьба идет у героя.

«Тихий Дон» . Конфликт в душе Григория Мелехова, когда он мечется между Аксиньей и Натальей — это тоже про разум и чувства.

«Гранатовый браслет» . Столкновение разума и чувства есть в динамике характера Желткова, Веры Павловны.

«Ася» И.С. Тургенева. Эта повесть отлично подходит для раскрытия темы про разум и чувство. Можно даже еще дополнительно почитать статью Писарева про главного героя повести. Писарев подчеркивает рациональность главного героя. Ася и господин N. — это два контрастных героя, воплощающие в себе разум и чувства.

Еще варианты, если на основе коротких произведений.

Пьесы А.Н. Островского . Конфликт разума и чувств можно раскрыть на основе «Грозы» (образ Катерины, динамика образа). Хороший вариант — «Бесприданница». Отношения Паратова и Ларисы построены на этой теме. Им обоим приходится делать выбор между разумом и чувствами. Правда, с Паратовым это не так понятно, но с Ларисой, которая мечется между Паратовым и остальными мужчинами и собирается замуж за Карандышева, все очень ясно показано.

Замятин «Мы» . Книга во многом про разум и чувства. Главный герой, его подход к миру, к жизни, видение себя, его отношения с О. (разум) и его отношения с I (страсть, чувства).

Хороший вариант короткого текста — рассказ «Солнечный удар» И.А. Бунина. Можно раскрыть тему на основе образа главной героини.

Из совсем очевидного — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Тут я даже пояснять не буду.

На самом деле тема очень обширная, ее раскрывать можно не только на любовных конфликтах. Тот же, например, выбор Кутузова в «Войне и мире», чем не конфликт между разумом и чувствами. Главное — включить фантазию.

Про то, как заказать итоговое сочинение, можно почитать .