Жизнь и смерть муслима магомаева. Биография муслима магомаева В каком году родился муслим магомаев


Народный артисm СССР, лауреат международных фестивалей

МУСЛИМ МАГОМЕТОВИЧ МАГОМАЕВ

Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь - так он стал полным его тезкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом.

Дед Муслима вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учебы в Грозненской городской школе освоил скрипку. Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где познакомился с Узеиром Гаджибековым; они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. В Горийской семинарии дед научился игре на гобое. Как скрипач и гобоист играл в оркестре, состоявшем из учащихся семинарии, а в 18 лет стал ведущим музыкантом оркестра и заменял дирижера. Впоследствии Магомаев-старший создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись народные песни, произведения популярных жанров и его собственные сочинения, часто выступал как солист-скрипач. С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни: Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижер, оперный композитор, написал две оперы - "Шах Исмаил" и "Наргиз" и стал основоположником азербайджанской классической музыки. В настоящее время его имя носит

У деда Муслима и его супруги Байдигюль было два сына. Младший - , отец Муслима, был очень одаренным человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. От отца Магомет Магомаев унаследовал мужественность, ценил порыв, отвечал за слово, был честолюбив и всегда оставался романтиком - именно такой человек смог бросить все и уйти на фронт. Старший сержант М. М. Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны. От мальчика долго скрывали, что отца уже нет в живых, и только лет в 10 сказали правду.

, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драматическая актриса с многоплановым амплуа. У Айшет был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне - играла в основном характерные роли, а ее музыкальность была дополнением к драматическим способностям. На сцене Айшет Кинжалова была очень эффектна - броская внешность и одаренность, видимо, в большой степени произошли от смешения кровей: ее отец был турок, мать - наполовину адыгейка, наполовину русская. Айшет Ахмедовна родилась в Майкопе, театральное образование получила в Нальчике. С будущим супругом уехала в Баку, где они поженились. Когда Магомет Муслимович ушел на фронт, Айшет Ахмедовна жила в семье Магомаевых, а после его гибели вернулась в Майкоп. Человека неординарного, ее томила жажда к перемене мест.

навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда.Мальчик знал, что для него он был самым близким человеком на свете, а любить дядя Джамал умел. Такое у него было сердце - все там умещалось, и сила, и слабость, а строгость была прикрытием доброты. Инженер по образованию, он имел склонность к точным наукам. Унаследовав от отца музыкальность, играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил: "Играй тихо и с чувством". Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.

Няня тетя Груня часто водила Муслима гулять... Они заходили в православную церковь. Мальчик навсегда запомнил запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма, и русская церковь казалась сказочным теремом. На ночь няня рассказывала ему добрые сказки. Позже, когда Муслим научился читать, он сам прочел сказки Пушкина, узнал о его няне Арине Родионовне. Став постарше, увлекся книгами Жюля Верна. Муслима очень интересовало все, что связано с морем, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома он устроил собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате, где мастерил корабли. В зрелом возрасте Магомаев увлекся фантастикой, но любовь к сказкам осталась навсегда - у знаменитого певца собраны все фильмы Уолта Диснея.

В то время когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром. Сначала Муслима хотели научить играть на скрипке. Как многие дети, он был очень любопытен: ломал механические игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены. Это "техническое творчество" не забылось - Муслим Магометович и сейчас в свободное время тешит себя современными электронными "игрушками". Когда близкие, глядя на него, играющего на компьютере, говорят: "Как мальчишка!.", - он не обижается, так как уверен, что если в человеке исчезает что-то детское, наивное, это значит, что пришла старость. Но тогда от детского любопытства Муслима пострадала дедушкина скрипка: мальчик решил посмотреть, что находится внутри, и инструмент сломался. Его склеили, и в настоящее время реликвия находится в одном из бакинских музеев...

Путь Муслима по дороге деда-композитора решили начать с рояля. был большой, а Муслим маленький, но они ладили: с 3 лет мальчик уже подбирал мелодии, а первую сочинил в 5 лет и запомнил ее на всю жизнь. Впоследствии Муслим Магомаев с поэтом Анатолием Гороховым сделали из нее песню "Соловьиный час".

В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Магомаеву запомнились прекрасные учителя - Аркадий Львович, преподававший географию и английский язык, и Арон Израилевич, который вел музыкальную грамоту. Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи моя радость, усни". Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса - еще детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху. Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность - от Магомаевых. На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.

Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений. Когда Валентина Михайловна оформляла музыкальный спектакль "Анджело" по А. С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья - оттого, что любит музыку, театр с его особым пыльно-сладким запахом, с шорохами и суетой за кулисами, с долгими репетициями.

Интерес к театру вскоре вылился в то, что Муслим увлек ребят идеей организовать кукольный спектакль. К тому времени он уже немного лепил, и сделать кукол для небольшого спектакля "Петрушка" для него не составило труда. Ребята достали почтовую коробку, смастерили из нее сцену, сами написали текст, и марионетки на ниточках разыграли короткий спектакль минут на десять. Детям хотелось, чтобы у них было все, как в настоящем театре: они даже брали за билеты "деньги" - фантики от конфет.

Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у нее появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма , в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые еще не вышли на экран. Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.

Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини. Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии. Брал клавиры и пел все подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам. К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов. Не стеснялся он только одноклассников, показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере.

Тогда еще никто не мог предположить, что именно этот необыкновенный талант пригодится Муслиму в жизни и он блестяще озвучит Сыщика, Трубадура и Цыганку в любимом всеми мультфильме На школьном концерте Муслим спел "Песню нефтяников Каспия" Кара Караева - через 20 лет он снова пел ее как профессиональный певец на правительственных концертах. А тогда, в школе, он пронзительно звонким голосом выводил: "Песня мужества плывет на морском просторе". Это было первое выступление Муслима Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории.

На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. Как представители "верховной власти" двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее "тарзанит", перепрыгивая с дерева на дерево. В детстве Муслим увлекся астрономией. Вместе с Поладом они даже смастерили трубку, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Полад был моложе Муслима и учился в другом классе, но вместе они постоянно оформляли школьную стенгазету: уже тогда Магомаев почувствовал склонность к рисованию.

Вместе с ребятами Муслим создал тайное общество меломанов. Собирались у его друга, Толи Бабеля, страстного поклонника И. С. Козловского и Большого театра, слушали вокальные записи, джазовую музыку. Постепенно от прослушивания перешли к практике. Тогда у Магомаева появилось много музыкальных пристрастий: он любил и классику, и джаз, и эстрадную музыку. Ребята организовали небольшой джаз-банд, играли дома у кларнетиста Игоря Актямова. Муслим собрал кружок струнников и обработал каватину Фигаро в переложении для двух скрипок, альта, виолончели и рояля. Позже, узнав о сочинительских талантах Муслима Магомаева, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.

Когда в школе узнали о том, как Магомаев поет, на уроках музыкальной литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы. Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт, приобретенный на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".

Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешел в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живет в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то ее дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.

Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев. Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим положительным отзывам он предчувствовал успех.

В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах. Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонек" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлевском дворце съездов. Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на русском языке.

30 марта 1963 года в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов, где сообщалось: ". Самый большой, можно сказать, редкий успех достался Муслиму Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист". Пресса очень активно откликнулась на успех Магомаева - восторженные оценки, анализ исполнения, но самым дорогим для певца стал отзыв билетеров Кремлевского дворца, которые написали на концертной программке: "Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся еще услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Муслиму Магомаеву предложили выступить сольно в Концертном зале имени Чайковского. Впоследствии жизнь складывалась так, что певцу часто приходилось что-то делать первым: записывать на фирме "Мелодия" в студии (в здании англиканской церкви на улице Станкевича) оперные арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением Ниязи, со звукорежиссером В. Бабушкиным осваивать цифровую запись.

10 ноября 1963 года к зданию Московской филармонии стеклось множество людей. Только потом Муслиму стало известно, что желающих попасть на его концерт оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль.Начав петь, он успел заметить, что в зале аншлаг и люди стоят в проходах. прошел лучше, чем ожидал певец. Бах, Гендель, Моцарт, Россини, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Гаджибеков. Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном третьем отделении исполнял итальянские и современные песни. Уже выключили свет, а у авансцены все стояла толпа поклонников. Муслим сел за рояль - и наступило время эстрады: "Come prima", "Guarda che Luna", твист А. Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев".Впоследствии Магомаев стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. К симфоническому оркестру присоединялись гитара, ударные и бас - и оркестр превращался в эстрадно-симфонический. Требовательная К. И. Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.". Именно в тот день Муслим Магомаев почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернется юношеская робость.

В 1964 году Муслим Магомаев уехал на стажировку в миланский театр "Ла Скала" вместе с Владимиром Атлантовым, Янисом Забером, Анатолием Соловьяненко и Николаем Кондратюком. Италия - страна несметных сокровищ искусства, родина бельканто, и это не только благотворно сказалось на исполнительских возможностях Муслима, но и существенно расширило его духовный горизонт. Он навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио дель Монако. Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. В Милане у Муслима появился любимый магазин пластинок, где он приобретал записи. Во время стажировки он познакомился с директором театра - синьором Антонио Гирингелли, который относился к молодому певцу с особым вниманием и симпатией. Занятия по вокалу проводил маэстро Дженарро Барра - известный певец, обладавший завидной энергией и жизнелюбием. Педагогом-репетитором по разучиванию оперных партий стал Энрико Пьяцца, в свое время ассистировавший великому Артуро Тосканини. Во время стажировки Муслима он работал в "Ла Скала" консультантом и концертмейстером. Для занятий Магомаев выбрал оперу "Севильский цирюльник".

Незабываемое впечатление у певца оставил спектакль "Девушка с Запада" Дж. Пуччини - в главной партии ковбоя Джонсона выступал молодой и уже знаменитый Франко Корелли. Яркое впечатление оставило и выступление Джузеппе ди Стефано. Именно в Милане Муслим услышал в "Богеме" Миреллу Френи, познакомился с Робертино Лоретти и бывшими итальянскими партизанами, главными среди которых были доктор-стоматолог синьор Пирассо и Никола Мучача. Дружески опекала советских стажеров и гостеприимная семья Луиджи Лонго, сына секретаря Коммунистической партии Италии. Во время второй стажировки в "Ла Скала" Муслим готовил партию Скарпиа в "Тоске" Пуччини. Его коллегами во время поездки стали Владимир Атлантов, Хендрик Крумм, Виргилиус Норейка и Ваган Миракян. 1 апреля 1965 года стажеры выступили с концертом на малой сцене театра - "Ла Пикколо Скала". Муслим спел среди других песен "Вдоль по Питерской". Зал был полон, принимали замечательно. Так на русской ноте под крики итальянского "браво" закончилась его итальянская эпопея. На основе привезенных из Италии пластинок Магомаев сделал цикл передач об итальянских оперных певцах для радиостанции "Юность" и записал с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева целую пластинку старинной музыки с произведениями композиторов XVI-XVIII веков.

Летом 1966 года Муслим Магомаев впервые попал во Францию, где ему предстояли выступления на сцене знаменитого театра "Олимпия" в составе большой группы советских артистов. Газета "Русская мысль" написала: "Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию. Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поет арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться. Затем он садится за рояль и, превосходно аккомпанируя себе, поет по-русски "Стеньку Разина" и "Подмосковные вечера" - две вещи, казалось бы, набившие оскомину даже у французов, но в его исполнении все интересно"... Через 3 года Магомаев , но уже с Ленинградским мюзик-холлом.

Находясь в Баку, Муслим за год окончил консерваторию. Учился легко, прекрасно гармонизировал мелодии, а на экзамен по фортепиано подготовил Сонату до мажор Моцарта в переложении для четырех рук, Прелюдию до-диез минор Рахманинова, первые две части "Лунной" сонаты Бетховена и отыграл программу так, что члены комиссии сказали: "У нас такое ощущение, что мы принимаем экзамен не на вокальном отделении, а на фортепианном факультете". народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева пришло столько людей, что никакой зал не мог вместить всех желающих. Пришлось открыть окна и двери, люди слушали своего кумира с улицы. На своем выпускном экзамене он пел произведения Генделя, Страделлы, Моцарта, Шумана, Грига, Верди, Чайковского, Рахманинова.

Вскоре Муслим Магомаев снова оказался во Франции - в Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ). Муслим участвовал в конкурсе по разделу "Эстрадная музыка". Записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4 с половиной миллиона экземпляров. Певец из СССР получил "Золотой диск". Всего таких дисков у Муслима Магометовича два - второй он получил на 4-м МИДЕМе в начале 1970 года.

В конце лета 1969 года в состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив ее как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал еще раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.

Во время поездок в Польшу Муслим искал могилу отца. И при содействии Общества польско-советской дружбы удалось отыскать братскую могилу в городе Хойна Щецинского воеводства. Через 27 лет после гибели отца сын смог навестить его могилу - это было весной 1972 года. А 17 августа 1972 года друг Муслима Магометовича Роберт Рождественский преподнес ему в день тридцатилетия бесценный подарок - стихотворение "Отец и сын". Позже композитор Марк Фрадкин написал к нему музыку, но Муслим не стал исполнять эту песню - это было личное, не для публики. Отцу он посвятил песню, написанную тоже на стихи своего друга - Геннадия Козловского. вошла в кинофильм "Поет Муслим Магомаев".

Муслиму Магометовичу посвящен еще один фильм - , который снят на основе записи неаполитанских песен. Вместе с А. А. Бабаджаняном они создали прекрасные песни - "Ожидание", "Королева красоты", "Моя судьба". Своими песнями одарил Магомаева и еще один давний друг - О. Б. Фельцман. "Возвращение романса", "С любовью к женщине", "Колыбельная", "Одиночество женщины" запомнились слушателям. Муслиму Магомаеву всегда было интересно придать песням новое звучание. Одним из первых он исполнил на новый лад "Темную ночь", "Шаланды, полные кефали", "Три года ты мне снилась", "Что так сердце растревожено", "Веселый ветер" и "Капитана". Знаменитому певцу довелось работать с замечательнейшими исполнителями. В "Тоске" он пел с Марией Биешу, в "Севильском цирюльнике" - с примадонной Кировского театра Галиной Ковалевой. Когда Магомаев исполнял в Ленинграде Скарпиа, партию Тюремщика пел Е. Е. Нестеренко.

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой живет дух предков. Еще до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с ее участием, дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала ее по телефону в далекой Италии. Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...

У Муслима Магомаева всегда были полноценные зарубежные гастроли. Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. Гастролировали по большим городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Зрители очень тепло принимали артиста. Муслим Магометович часто посещал эту страну и в связи с работой над книгой о легендарном Марио Ланца. Когда он провел на радио цикл из 5 передач, посвященных творчеству этого великого исполнителя, и поделился со слушателями планами написать книгу о нем, откликнулось немало бескорыстных помощников. В 1989 году Муслим Магомаев и Тамара Синявская получили приглашение принять участие в ежегодном вечере, приуроченном к дате кончины певца (7 октября 1959 года). Встретили их необычайно радостно - впервые за 30 лет после смерти Ланца в вечере его памяти участвовали артисты из Советского Союза.

Всю свою любовь к Ланца, великому певцу XX века, Магомаев выразил в , написанной о нем в СССР, которая увидела свет в 1993 году в издательстве "Музыка". После рассказов о Марио Ланца на радио пришло много благодарственных писем от радиослушателей, и было решено продолжить цикл. Вышли передачи о других выдающихся певцах - Марии Каллас, Джузеппе ди Стефано. Через некоторое время Магомаеву предложили сделать то же самое, только для телевидения, - так появился со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". Они рассказывали о Марио дель Монако, Хосе Каррерасе, Пласидо Доминго, Элвисе Пресли, Фрэнке Синатре, Барбре Стрейзанд, Лайзе Миннелли. Последней работой в этом цикле стал рассказ о великом дирижере Артуро Тосканини.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а также 15 компакт-дисков: "Благодарю тебя" (1995), "Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996), "Звезды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее" (2001), "Любовь - моя песня. Страна грез" (2001), "Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия "Звезды, которые не гаснут", 2002), "Муслим Магомаев. Избранное" (2002), "Арии из опер" (2002), "Песни Италии" (2002), "Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002), "Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев" (2002), "С любовью к женщине" (2003), "Спектакли, мюзиклы, кинофильмы" (2003), "Рапсодия любви" (2004), "Муслим Магомаев. Импровизации" (2004), "Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты" (2005).

В свое время Муслим Магомаев отдал предпочтение эстраде и принес в нее новые ритм и стиль. Как это часто бывает у талантливых людей, знаменитый певец одарен разносторонне: он не только прекрасный певец и актер, но и пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, Рисует Муслим Магометович с детства, чаще всего по настроению. Находясь летом в Баку, день за днем писал закаты на море - за мольбертом его душа отдыхает. Муслиму Магомаеву удалось воплотить и еще одну давнюю мечту - создать эстрадный оркестр. Сначала он работал со знаменитым биг-бендом под руководством Л. Мерабова, а потом собрал лучших джазовых музыкантов. У Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра была база в Московском дворце культуры автозавода имени Лихачева - музыканты давали по 20-30 концертов в месяц.

Еще одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов кинорежиссер задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и Самарканде. получился прекрасным - в нем все изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия, философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого соотечественника.

В середине 1980-х годов режиссер Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню, получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио. Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю по мотивам "Слова о полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в августе 1985 года. Спектакль шел не на сцене театра, а у стен Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись "Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.

Муслима Магомаева любят все. В свое время Л. И. Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и теплые отношения долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.

Жизненный принцип Муслима Магомаева - "Не жди, не бойся, не проси". Ко всем прочим достоинствам необходимо причислить еще и то, что душа Магомаева не устает трудиться. Он поддерживает контакт со своими многочисленными поклонниками через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии над записями. К его юбилею в 2002 году вышла коллекция из 14 компакт-дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства великий певец.

Муслим Магомаев гордится своей родиной, любит ее и всегда говорит о том, что Азербайджан - его отец, а Россия - мать. Он никогда не забывал и свой бакинский двор, и бульвар на берегу теплого Каспия. Муслим Магометович часто приезжает в Баку как на святую землю. Для бакинцев их город - это не просто место рождения, это нечто большее. Бакинец - это особый характер, индивидуальность, особый стиль жизни. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в профессии на прекрасной земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова, он совсем молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала его известным и окружила любовью.

Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".

В 1997 г. именем "4980 Magomaev" названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом "1974 SP1".

М. М. Магомаев награжден орденами Почета (2002), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1980), орденами Азербайджана "Истиглал" (2002) и "Шохрат" (1997), почетным знаком "За заслуги перед польской культурой", нагрудным знаком "Шахтерская слава" III степени. В 2004 году награжден орденом М. В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за выдающийся личный вклад в развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра Великого. Является Кавалером ордена , присуждаемого за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры.

"Кто есть кто в современной культуре"
[ Эксклюзивные биографии. - Выпуск 1-2. - М.: МК-Периодика, 2006-2007. ]

Муслим Магометович Магомаев родился 17 августа 1942 в бакинской артистической семье. Его отец Магомет был театральным художником. Через месяц после рождения сына он ушел на фронт и погиб в Берлине за несколько дней до окончания войны. Айшет, мать Муслима Магомаева, была театральной артисткой. После войны она уехала в Россию, а сын остался в Баку со своим дядей Джамалом, который заменил ему и отца и деда.

Муслим учился в школе-десятилетке при Бакинской консерватории, где скоро обратили внимание на его чистый и сильный голос. Интерес к классическому вокальному искусству у мальчика возник после просмотра фильма «Молодой Карузо». Муслим слушал пластинки, которых было много у дяди, смотрел фильмы, брал ноты и пел все подряд. Он настолько увлекся пением, что перешел из музыкальной школы, в которой не было класса вокала, в Бакинское музыкальное училище.

В 1961 году молодой певец начал работать в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Он исполнял арии из опер и эстрадные песни. Через год его отправили в Хельсинки, на VIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Вернувшись из Финляндии, Муслим Магомаев узнал, что в журнале «Огонек» опубликована о нем статья: «Юноша из баку покоряет мир». Вскоре его пригласили выступить на центральном телевидении, а через год Муслим Магомаев принял участие в проходившей в Москве Декаде культуры и искусства Азербайджана. На финальном концерте он исполняет каватину Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». После исполнения зал взорвался аплодисментами. В ложе концертного зала сидели министр культуры СССР Е.А. Фурцева и знаменитый тенор Иван Семенович Козловский, которые вместе со всеми восторженно аплодировали молодому азербайджанцу. На следующий день все газеты страны писали о таланте певца из Баку.

Всесоюзная известность и мировая слава

В 1963 году состоялся его первый сольный концерт в Концертном зале им. Чайковского Московской филармонии. В том же году, Муслим Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964 молодой оперный певец году отправляется на годовую стажировку в знаменитый итальянский театр «Ла Скала».

В 1966 году Муслим Магомаев впервые выступает на сцене легендарного парижского концертного зала «Олимпия». Второе его выступление в «Олимпии» состоялось через три года. После этих гастролей с ленинградским мюзик-холлом, директор «Олимпии» предложил Муслиму Магомаеву контракт. Разрешение на этот контракт нужно было получать в Министерстве культуры СССР. Екатерина Фурцева на запрос из Франции ответила категорическим отказом, а самому Магомаеву по возвращению в СССР запретили выступать на важных концертах. Запрет был снят, когда Ю. В. Андропов, бывший в то время Председателем КГБ, захотел услышать Муслима Магомаева на концерте по случаю годовщины ВЧК/КГБ.

Высшее музыкальное образование Муслим Магомаев получал уже после того, как стал Заслуженным артистом Азербайджанской ССР. В 1968 году на его дипломный концерт в Азербайджанской государственной консерватории пришло такое количество слушателей, что пришлось открыть все окна и двери в зале.

Многогранность творчества

С самого начала творческого пути, Муслим Магомаев исполнял наряду с оперными ариями эстрадные песни. В конце 1960-х годов он дважды выступал на Каннском Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий и оба раза получил «Золотой диск» за несколько миллионов проданных пластинок со своими записями.

В 1969 году Муслим Магомаев выступал на Международном фестивале эстрадной песни в польском городе Сопот и получил главный приз в двух номинациях, что противоречит правилам фестиваля. Для азербайджанского певца организаторы знаменитого фестиваля сделали исключение и единственный раз в своей истории вручили два главных приза одному и тому же артисту.

Среди почитателей творчества Муслима Магомаева было много известных и влиятельных людей. Так, например, Леонид Брежнев очень любил слушать в исполнении Магомаева итальянскую песню «Белла чао».

В репертуаре Муслима Магомаева было несколько сотен арий и более 100 эстрадных песен, многие из которых, такие как «Королева красоты» и «Лучший город земли», благодаря его исполнению остаются популярными и в 2000-х годах. Как композитор, он написал музыку к 32 песням и 6 кинофильмам. На протяжении 14 лет (до 1989 года) Муслим Магомаев был художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра.

Муслиму Магомаеву были присвоены звания «Народный артист Азербайджанской ССР» и «Народный артист СССР». В 2002 году ему был вручен Орден Почета за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Личная жизнь и семья

В последние годы жизни великий артист прекратил выступления, считая, что каждому голосу отведено свое время. Муслим Магомаев умер в Москве 25 октября 2008 и был похоронен в Баку.

Муслим Магомаев был дважды женат. С первой женой – Офелией – он познакомился в консерватории, где они оба учились. У Муслима и Офелии родилась дочь Марина. После окончания учебы, Марина уехала жить в США, но до последних дней отца поддерживала с ним очень теплые отношения.

В 1974 году женой Муслима Магомаева стала оперная певица Тамара Синявская. Она была с ним до последнего его вздоха. Муслим Магометович однажды сказал, что не смог бы жениться на другой, что у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело.

Муслим Магометович Магомаев во всех источниках именуется азербайджанским (и, конечно же, советским) певцом и композитором. Родился прославленный баритон, действительно, в столице Азербайджанской республики, Баку. Но были ли у него вообще предки-азербайджанцы, это большой вопрос.

Происхождение матери

Мама Муслима Магометовича, Айшет Ахмедовна, тоже принадлежала к артистической среде. Она была актрисой, лауреаткой Сталинской премии 1941 года. Сценический псевдоним Айшет Ахмедовны - Кинжалова. Родилась она в столице Республики Адыгея, Майкопе. Отец Айшет Ахмедовны был турком, мать - на 50% русская, на 50% адыгейка.

Феликс Киреев, историк осетинского происхождения, исследовал родословную известного певца и сделал очень любопытный вывод. Дедом Айшет Кинжаловой мог являться осетин Иван Александрович Ханжалов. Он был дворянином высокого происхождения, белогвардейским полковником и начальником Владикавказского военного округа.

Естественно, в советское время «блистать» таким «не рабоче-крестьянским» происхождением известная актриса не могла. Да и сам Муслим Магомаев никогда не упоминал о том, что его прадед был осетином и царским подданным. В имя сохранения жизни своей и своих детей предкам Магомаева пришлось забыть об этой части своей родословной.

Происхождение отца

Отец Магомаева был театральным художником. По официальным данным, по национальности он являлся азербайджанцем. Дед Муслима Магометовича по отцу, Абдул-Муслим, был прославленным азербайджанским и чеченским композитором. Его именем названа филармония в Баку. Но происходил он из старинного чеченского рода, или по-чеченски тейпа, вашендорой. Родился в Грозном, столице современной Чеченской республики.

Сам Муслим Магомаев говорил, что его бабушка по отцовской линии (Багдагуль-Джамал) была татаркой. Вопросов о национальной принадлежности дедушки певец избегал. Но в Чечне отлично знают и его деда, и прадеда. Прадед Муслима Магометовича был чеченским мастером-оружейником, рожденным в селении Старые Атаги. Именно там находится родовое гнездо Магомаевых, и оттуда происходит их фамилия. Таким образом получается, что в роду Муслима Магометовича были русские, осетины, татары, турки, адыгейцы и чеченцы.

Муслим Магомаев — это целая эпоха, самая крупная звезда на культурном небосклоне страны в то время, человек высокого уровня культуры, оперный вокалист, эстрадный певец, незаурядный композитор. До сих пор фанатов интересует биография, годы жизни и причина смерти Муслима Магомаева.

Его жизнь была настолько яркой и наполненной, что вполне возможно, именно по этой причине так рано и оборвалась.

Многие считают, что этот человек был настоящим баловнем судьбы, конечно же, так оно и есть, но в этом есть и его огромная заслуга. Природный талант он приумножил и отполировал своим невероятным трудолюбием, превратив в настоящий редкий бриллиант.

ФОТО: Муслим Магомаев на пике музыкальной карьеры

Мы остановимся в данном материале на самых значимых моментах жизни Муслима Магомаева. Расскажем в кратком описании, основываясь на датах, какой яркой была эта короткая жизнь.

Сразу отметим, что Муслиму Магометовичу посчастливилось родиться в прославленной творческой семье Азербайджана, которая берет начало от его деда, известного самобытного композитора, Магомет Магомаева.

Отец будущего гениального певца и композитора, также был неординарной личностью, он нашел приложение своего творческого потенциала в прикладном искусстве.

Талантливый художник работал в самых известных театрах Баку художником-оформителем, однако, война прервала его творческую жизнь, Магомет Магомаев ушел воевать. Вернуться домой он уже не смог, погиб в Берлине за несколько дней до победы, когда сыну было уже три года.

Родился Магомаев в самое трудное для страны время, шел 1942 год, 17 августа Айшат Магомаева, мама будущей знаменитости, подарила миру неординарную личность.

Надо отметить, что и мама у прославленного певца была также одаренным человеком, талантливая драматическая актриса работала в театре под псевдонимом «Кинжалова», была отмечена и сталинской стипендией, что говорит о ее творческих заслугах.

Почему же природа не поскупилась и одарила будущего вокалиста не только потрясающим голосом, талантом уникального восприятия музыки и умением ее сочинять, но и прекрасными внешними данными.

Пытаясь понять такую природную щедрость, поневоле обращаешь внимание на родословную, и с огромным интересом узнаешь, что в ней оставили свой след несколько народов. Русский, адыгейский, турецкий и татарский народы оказались совсем не чужими для будущего азербайджанского певца.

Однако, уже в зрелом возрасте Муслим Магомаев, с биографией которого мы знакомимся, узнаем о годах жизни и причине смерти, произнес свою знаменитую фразу о том, что «Азербайджан для него – отец, а Россия – мать», выразив всю любовь и преданность этим народам.

Детство

После войны мальчика забрала к себе сторона отца, решив, что в их семье ему будет лучше, брат отца Джамал принял такое решение, с которым была вынуждена согласится и Айшат.

Мама тосковала по сыну, очень сильно его любила, но понимала, что мальчику нужно мужское воспитание и большая семья. Оставшись одна, она решила продолжить свой творческий путь и уехала в Вышний Волочок, где устроилась в местный драмтеатр.

Но любовь к сыну не давала возможности жить полноценной жизнью и Айшат решила тайком забрать его к себе, увезя из Азербайджана. Какое-то время они жили вдвоем, казалось, что жизнь налаживается, она чувствовала, что сын ее тоже очень любит.

А Муслим, которому на тот момент было 9 лет, уже вполне осмысленно знакомился с театральной жизнью и музыкальной ее стороной. Проявлял организаторские способности, с одноклассниками создали свой театр кукол, писали пьесы и сами мастерили персонажи для спектаклей.

Но, через год Джамал настоял на том, чтобы мальчик вернулся в его семью, и на этом была поставлена окончательная точка. Мама стала жить своей жизнью, вышла замуж и родила еще двоих детей, Татьяну и Юрия.

Переехав уже окончательно в Баку, Муслим, который и раньше проявлял музыкальные способности, стал заниматься в музыкальной школе при консерватории, по классу фортепиано.

Семья Джамала была высокоинтеллигентной и принадлежала к элитному бакинскому обществу, дядя давал мальчику все необходимое и стремился развить, очевидный для всех, музыкальный талант ребенка.

Общее образование давалось мальчику с большим трудом, его полностью поглощала музыка, особенно было сильно стремление заниматься вокалом. Так, в 1956 году четырнадцатилетний Муслим стал студентом бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа.

Началась уже вполне взрослая жизнь, наполненная смыслом, любимое увлечение музыкой захватывало полностью. Первое выступление на публике произошло тайно от всех, в 1957 году Муслим Магомаев выступил на сцене бакинских моряков.

Это выступление захватило его полностью, вероятно тогда он принял твердое решение навсегда связать свою жизнь со сценой. Опасения преподавателей и дяди, касающиеся мутации голоса не оправдались и перед певцом открывались огромные перспективы.

Стремительное начало творческого пути

В 1959 году Муслим закончил музучилище, продолжал выступать на различных концертах, а еще через два года стал солистом в профессиональном ансамбле песни и пляски при Бакинском военном округе. Концертная деятельность не мешала продолжению профессионального становления молодого артиста, продолжалась филигранная работа по становлению голоса.

Появлялись и первые награды, премии, а в 1962 году Муслим Магомаев отправляется на свое первое выступление на международной площадке в Хельсинки, в составе делегации нашей страны. Слава пришла молниеносно и оглушительно, Муслим стал лауреатом на этом фестивале молодежи и студентов, исполнив потрясающую песню «Бухенвальдский набат».

Старшее поколение нашей страны отлично помнит впечатление от услышанной песни — это был настоящий шок, мурашки бегали по телу, слезы на глазах и ком в горле.

Страна не так давно победившая страшное зло и потерявшая лучших своих сыновей, застыла от такого исполнения — они гордились таким соотечественником.

Сразу после этого невероятного успеха, в том же году, Муслим Магомаев выступает на Кремлевской сцене на фестивале Азербайджанского искусства, и буквально «просыпается» невероятно знаменитым.

Муслим Магомаев с советскими руководителями того времени

Магомаев буквально ворвался в музыкальную жизнь страны, покорил ее не только голосом, но и особой манерой держаться с огромным достоинством, при этом демонстрируя природную скромность и интеллигентность.

Все в то время только и говорили о Магомаеве и о полете Гагарина в космос, это было два практически равнозначных события.

Жизнь, как яркая комета

Муслим Магомаев — ни дня без музыки

1960 году Муслим Магомаев, как известно из его биографии, при ознакомлении с годами жизни и причиной смерти, женился на однокурснице, о которой известно лишь, что звали ее Офелия. Через год пришлось расстаться, брак не спасло даже рождение дочери Марии.

Развод Муслим перенес легко, захватывала стремительно набирающая обороты жизнь вместе с музыкой, да и у женщин певец всегда пользовался невероятной популярностью.

Награды буквально сыпались на Муслима Магомаева

Творчество приносило все больше удовольствия, способствуя дальнейшему росту мастерства, и в 1963 году у Муслима Магомаева уже проходит первый сольный концерт на одной из главных площадок страны – концертный зал имени П.И.Чайковского. Продолжается и профессиональный рост в камерном искусстве, Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова.

В 1964 году Магомаев стажируется за рубежом, оттачивая свое оперное мастерство в Италии, в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала». После Италии Магомаев гастролирует по стране со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска», успех просто оглушительный, вся интеллигенция страны побывала на его спектаклях.

Закономерным итогом успеха стало приглашение к работе в труппе Большого театра, но Магомаев выбрал творческую свободу и разностороннюю музыкальную деятельность.

Успешное выступление в 66-ом году на сцене парижской «Олимпии» оценили и французы, Магомаеву поступило предложение о заключении контракта на год.

Однако, в те времена никто не мог принимать самостоятельно решения о работе за границей, даже такие великие и популярные артисты. А чтобы было более доходчиво, против Магомаева развернулась целая компания, с привлечением гос.органов, стоящих на страже социалистической законности.

Магомаев проявил мудрость и не пошел против системы, оставаться за границей навсегда, как ему предлагали «советские диссиденты», он также не стал, будучи безусловным патриотом своей малой родины Азербайджана и страны в целом.

Муслим Магомаев — кратковременный отдых

В 1969 году, когда закончилась компания по его дискредитации, Муслим Магомаев, согласно его биографии, знакомясь с которой, мы изучаем его годы жизни и причину смерти, вновь смог выступить на сцене «Олимпии».

Надо сказать, что 1968-1969 годы были особенно удачными в творческой карьере, награда в Каннах «Золотой диск» и первая премия на Международном фестивале в Сопоте.

Новый этап, как в личной жизни, так и в музыкальной карьере.
В 1972 году произошло знаменательное событие в личной жизни певца, он встретился со своей будущей женой Тамарой Синявской в Баку, на фестивале русского музыкального искусства.

Молодыми людьми овладело чувство притяжения, объединяло многое, оба были невероятно популярны и признаны как обществом, так и властью, молоды и красивы, но главное это, конечно же, музыка.

Магомаев был свободным человеком, хотя и избалован женским вниманием, а вот Синявская решила не менять своего статуса незамужней женщины и уехала на стажировку в Италию, с твердым намерением все забыть.

Как следует из ее рассказа, каково же было ее удивление, когда она узнала, что ее и Магомаева, на тот момент также оказавшегося в Милане, поселили в один номер. Инцидент конечно же был исчерпан, но Синявская решила, что это знак судьбы и не стала противиться нахлынувшему чувству с новой силой.

Сама итальянская атмосфера и музыка еще крепче соединили этих двух талантливейших людей. По рассказам Пахмутовой и Добронравова, за эту пару переживали многие, специально к ситуации была написана песня «Орфей», ставшая гимном их совместного счастья. В 1974 году они поженились, прожили вместе до самого конца великого артиста, не смотря на то, что отношения были непростыми.

А пока все складывалось невероятно удачно, 73 год стал особенно знаменательным в биографии Муслима Магомаева, в его годы жизни, перед смертью присвоено самое высокое звание «Народный артист СССР». Надо понимать, 70-е годы — это просто фантастическая популярность артиста, как в стране, так и за рубежом.

Продолжая гастролировать по стране, Магомаев не покидает республику и в 1975 году создает там эстрадно-симфонический оркестр. Став художественным руководителем созданного оркестра, он остается им на долгие годы, вплоть до 1989 года. В те времена, без участия Муслима Магомаева не проходило ни одного праздничного концерта в стране, он приглашается на все правительственные мероприятия.

Бурная творческая жизнь не давала расслабиться ни на минуту, Магомаев выступает с разными музыкальными произведениями, он одинаково хорош, как в опере, так и на эстраде, арии, симфонии, сменяются романсами и эстрадными композициями.

Даже представить невозможно, насколько плотно была заполнена его жизнь музыкой. Москва все больше притягивала и не хотела отпускать, так 1989 году Магомаев, устав от постоянных переездов, поселяется в Москве окончательно.

Жизнь становится менее наряженной, да и любимая женщина всегда рядом, но напряженная жизнь дает о себе знать. Проблемы с сердцем и сосудами уже не позволяют работать как раньше, Муслим Магомаев все реже появляется на концертах, не пропуская еще самых престижных.

Но через 4 года, в возрасте 60 лет Магомаев решает покинуть концертную деятельность, но он по-прежнему активен и не бросает работу. Вместе с Тамарой Синявской они больше уделяли времени отдыху, путешествовали, но сил оставалось все меньше. Через 6 лет Магомаев скончался от ишемического приступа, рядом с ним была его муза и любовь всей его жизни.

Любимого артиста не стало, но о нем еще очень долго будут помнить с удивлением от такой яркой и талантливой личности, и огромной благодарностью. Муслим Магомаев и его биография, яркие годы жизни, трагическая причина смерти — навсегда останутся в наших сердцах.

Советский эстрадный певец, композитор.
Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1964).
Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР.
Народный артист Азербайджанской ССР (1971).
Народный артист СССР (1973).
Заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики.

Родился 17 августа 1942 года в Баку (Азербайджан).
Отец - Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы.
Мать - Айшет Магомаева (в девичестве - Кинжалова), драматическая актриса.
Его дед - Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония.

С детства увлекался живописью и скульптурной лепкой.

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции.

Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию по классу вокала Шовкет Мамедовой (1968).

В 1960-1961 гг. - солист Грозненской Государственной филармонии.

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.
Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в концертном зале имени Чайковского.

С 1963 по 1968 годы - Магомаев солист Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.
В 1964-1965 годах - он стажировался в миланском театре «Ла Скала», но по окончании стажировки он отказался от работы в труппе Большого театра.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис хотел получить Магомаева ещё на один год и предложил ему контракт, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В 1973 году в возрасте 31 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

С 1975 по 1978 годы - Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
В концертном репертуаре Магомаева более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами»(1982) и «Поёт Муслим Магомаев», «Москва в нотах».

В 1978-1987 годах - солист Бакинского оперного театра.

Семья.
Первая жена - Офелия (женился в 18 лет, прожил с ней один год). Есть дочь Марина и внук Аллен.
Вторая жена - Тамара Ильинична Синявская (прожили вместе почти 34 года), певица, народная артистка СССР.

В 1997 году его именем 4980 Magomaev названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

Ушёл из жизни в субботу 25 октября 2008 года в 06:49 утра в своей московской квартире от ишемической болезни сердца.

призы и награды

Орден Почёта (17 августа 2002) - за большой вклад в развитие музыкального искусства.
Орден «Независимость» (Азербайджан, 2002) - за большие заслуги в развитии азербайджанской культуры.
Орден «Слава» (Азербайджан, 1997).
Орден Дружбы народов (1980).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Почётный знак «За заслуги перед польской культурой».
Нагрудный знак «Шахтёрская слава» III степени.
Орден «Сердце Данко», присуждаемый за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры.
В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию,
а в Каннах в 1968 и 1970 годах - «Золотой диск» за миллионные тиражи грамзаписей.