Все о профессии историк. Профессия историк — плюсы и минусы выбора

Историки — учёные, изучающие историю, исторический процесс, литературу и культуру.

Профессиональные историки работают в университетах, в академических центрах и музеях, школах и других учреждениях среднего общего образования.

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.

В зависимости от сферы интересов история и специалисты делятся на следующие кафедры и дисциплины:

Всеобщая история - изучение истории современных народов, со времени образования письменности

Древний мир - изучение истории Древней Греции и Рима, Эллинистического периода, история Древнего Египта (вместе с востоковедами)

История раннего и позднего Средневековья

История Нового времени

Изучение Новейшей истории

История Древнерусского государства и отечественной истории (до Петра Великого)

Отечественная история от времен царствования Петра I и до Великой Октябрьской революции

Новейшая история России (с конца 19 в - по 2000 гг)

Археология

Этнография

Источниковедение

Вспомогательные исторические дисциплины

История искусства

История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени. Основной работой историка является сбор и интерпретация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст. установить автора, адресата, дату написания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным. В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Уровень общения в работе историка минимальный при исследовательской работе и достаточно интенсивный при исследовательской деятельности.

Специфика профессии: интересный, но очень кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в зарубежные командировки. Эта профессия привлекает и мужчин, и женщин.

Области применения: Работают в учебных заведениях различного профиля, в архивах, библиотеках, музеях.

Доминирующая профессиональная направленность: На работу со знаковыми системами (тексты, числа, формулы и т. п.), а также на работу с людьми.

Личные качества историка

Склонность к гуманитарным наукам,

Аналитический склад ума,

Хорошая память на даты, факты, имена и события,

Усидчивость, готовность к рутинной работе.

Места работы - обычно научно-исследовательские институты, музеи, архивы, крупные библиотеки и мемориальные комплексы.

Среди профессиональных заболеваний выделяют болезни глаз и позвоночника.

Уровень заработной платы обычно не высокий.

В чем суть профессии Историк?

Историки обеспокоены передачей и представлением истории человечества с целью документирования, передачи и принятия приемлемого прошлого. Они работают, например, в редакционной области, в управлении выставками, в сфере связей с общественностью или в области науки и образования.

От выставочной деятельности и управления культурой до связей с общественностью

В выставочном, культурном и художественном управлении историки разрабатывают концепции для выставок и экскурсий, организуют и покупают, например, исторические коллекционные объекты. Если они в основном участвуют в мемориальном образовании, историки разрабатывают, например, экскурсии по объектам, посвященным тем или иным событиям, в том числе трагическим (например, мемориалы жертвам национал-социализма).

В издательствах историки ищут авторов, корректируют и редактируют рукописи. Как журналисты, они исследуют исторические и культурно-исторические темы и пишут, например, технические комментарии или отчеты. Для деятельности в журналистике, обычно, в дополнение к завершенному высшему образованию необходима стажировка или практическая журналистская квалификация.

Если историки работают в сфере образования для взрослой аудитории, то они организуют и проводят лекции или семинары по историческим и культурно-историческим темам.

В центрах документации, библиотеках и архивах историки заботятся и поддерживают Исторические Отделы, создают медиа- и информационные-коллекции.

В области связей с общественностью историки, например, подготавливают пресс-интервью и пресс-конференции и пишут пресс-релизы.

Управленческие должности часто требуют степени магистра.

Историки в науке и образовании

Исследование, документирование и сохранение - это термины, используемые для обобщения большинства видов деятельности историков. Как правило, они специализируются на такой теме, как экономическая и социальная история, правовая и конституционная история, конкретный регион, такой как восточноевропейская или муниципальная история, особая эпоха, такая как древность, средневековье, новое время или новейшая история. Историки собирают, исследуют и анализируют хроники, письма, газеты, предметы раскопок или историческую одежду, а также проводят интервью с очевидцами, например, периода национал-социализма. Историки не получают никаких инструкций для настоящего из прошлого, но они могут дать рекомендации и тем самым способствовать более дифференцированному пониманию истории и настоящего. И последнее, но не менее важное: их работа защищает и сохраняет культурные ценности всех видов.

Историки записывают результаты исследований в журналах или книгах, делая их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о полученных выводах. В лекциях они передают знания учащимся, контролируют научную работу и принимают экзамены.

Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра или докторская степень.

Тут речь пойдет, конечно, не об абстрактном историке, а о конкретном человеке, исследователе, точнее о том, как я представляю себе историка, его предназначение, значение, функции, инструментарий и рабочее место.

Как-то всего очень много получилось. Начнем по порядку, и постараемся сделать поменьше букаф и побольше картинок, чтобы было приятно читать:)

Как и когда я стал историком?

Вспоминаю один случай из своего детства, мне было лет 12, на уроке истории учитель рассказал о святителе Филиппе Колычеве и о том, как он был убит Малютой Скуратовым в Тверском монастыре.

Рассказ был в детективных подробностях: «Малюта подошел к митрополиту и попросил благословения, святитель призвал его не кощунствовать, а делать то, зачем пришел. Тогда Малюта взял подушку и задушил преподобного, позвал монахов и сказал, что Филипп угорел в своей келье. Через несколько часов святитель был похоронен а Малюта Скуратов вернулся к Иоанну Грозному, шедшему с войском на Новгород».

Я поднял руку: «Скажите, раз в келье были только двое, откуда мы знаем подробности беседы?»

Учитель был поставлен в тупик таким вопросом. Ведь ясно как день, что Малюта Скуратов никаких мемуаров не писал, «жучков» в келье не было, да и быть не могло. Если факт убийства оспаривать трудно (приезд известного опричника, неожиданная смерть святого, неприязнь к нему Иоанна Грозного, тут же произведенное погребение), то сам разговор был явно выдуман позднее. И этот факт (я не хвалюсь вовсе) мною был замечен. Тогда я еще не знал, что такое внутренняя и внешняя критика источника, как ею пользоваться (да и сейчас представляю лишь в общих чертах), чем достоверные источники отличаются от недостоверных, и почему вторые, ИМХО, также ценны, как и первые.

Итак, историк, по моему скромному мнению, это исследователь, который должен отделить пшеницу от плевел, а если это не возможно, то хотя бы попытаться. Главное, не забыть перед Уходом прикрепить к своей работе ярлык, типа: "Покрашено", или "Не разобрано", или, "Ждет своего критика".

Историк - это кирпич, он видит кирпичную стену (историческую науку), берет стремянку, лезет на самый верх, укладывается поудобнее, и обильно смазывает себя цементом. Цемент не успевает просохнуть - следующий кирпич уже на подходе. Иногда, бывают кирпичи покрупнее, они необязательно ползут наверх, а часто предпочитают лечь где-то рядом со стенкой. Есть третий вид кирпичей, чаще всего они передвигаются группами, правда их появление - большая редкость. Они разбивают добрую часть стены, занимая собой целую секцию. Правда, подобное уродство мало кого устраивает, поэтому спустя какое-то время прежнюю стенку восстанавливают, а эту группу наглецов скидывают в одну, никому не нужную, кучу.

Метафора может кому-то не понравиться, но поверьте, я действительно так себе все это представляю.

Если с предназначением историка вопросов не возникает, идем дальше. Значение историка. ЗНАЧЕНИЕ... ЗНАЧЕНИЕ...

Как бы выразиться красиво, и в то же время, не слишком длинно и банально.

Полагаю, что история – это форма коллективной памяти общества. Представьте себе, что произойдет с человеком в большом городе, если он вдруг потеряет память (полностью или частично). Наверное – ничего хорошего. Нечто подобное произойдет и с обществом. Это если кратко, а так тут можно не одну книгу написать...

Функции историка широки. Очень широки.

Историк - учитель. Преподает подрастающему поколению уроки из нашего "Славного и не очень" прошлого, формирует из индивида - личность (иногда не получается...)

Историк - политик. Все эти договоры, пакты, соглашения, сговоры и перемирия. В голове историка укладываются очень комфортно и всегда готовы к использованию.

Историк - экскурсовод. Кто, как ни он, интересно, в захватывающих подробностях, о которых не знали даже современники, расскажет туристам о знаменитой битве или великой личности.

Историк - ... Впрочем, это список Вы лучше сами продолжите.

Об инструментарии, наверное, говорить не надо, лично я использую только руки и голову... шутка. Если серьезно, то историк не мыслим без источника (это материал историка), к которому он применяет определенные методы. Самый любимый - анализ. Синтез любят меньше (наверное, потому собрать что-то гораздо труднее, чем разобрать). Кстати, голова - это, действительно, самый главный инструмент историка, впрочем как и представителей многих других профессий.

Еще я очень люблю дифференцировать. Не знаю почему, но однокурсники надо мной в связи с этим подшучивали...

37.4

Для друзей!

Справка

Василий Татищев, Николай Карамзин, Сергей Соловьёв, Василий Ключевский, Лев Гумилёв… Что может объединять этих, известных нам, но живших в разное время людей? Каждый из них внёс свой вклад в изучение истории и зовётся историком. Историк - это специалист, который занимается исследованием документов, предметов, мест, имеющих отношение к прошлому человечества.

Одним из первых историков считается Геродот. Он самостоятельно собирал материалы, проверял их точность и составлял из них хорошо упорядоченные рассказы. Знаменитый римский государственный деятель и оратор Цицерон прозвал Геродота «отцом истории».

В наше время задача историков по-прежнему заключается в сборе информации, её анализе и составлении грамотных пересказов событий прошлого. Именно благодаря им известно, что происходило много лет назад.

Описание деятельности

Историк участвует в поиске информации для исследований. Искать такой материал ему доводится не только в архивах, хранилищах, музеях, но и во время археологических раскопок, этнографических экспедиций, зарубежных командировок. Исследуя источники, он определяет их авторов, даты создания, анализирует содержание. Этот наблюдательный специалист устанавливает связи между уже известными данными и добытыми им сведениями.

Как правило, историки занимаются изучением отдельных областей: история древнего мира, средневековья, нового времени и т.д.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Главная задача историка - исследование прошлого. В связи с этим он является частым посетителем библиотек, архивов, музеев, мест археологических раскопок. Специалисты, занимающиеся историей конкретных народов, ездят в этнографические экспедиции. Те, кто посвятил себя изучению истории других стран, выезжают в специальные командировки. Однако большая часть работы историка не столь динамична: он должен много времени проводить за изучением различных исторических источников. Итог его работы - написанные им статьи или книги. Некоторые специалисты не только ориентируются на опыт предшественников, но и предлагают новые способы исследования. Учителя и преподаватели среди историков, кроме занятия научной деятельностью, ведут учебные занятия, соответственно, в школах, ссузах и вузах.

Особенности карьерного роста

Историки могут трудиться в самых разных сферах: это и образовательные, и научные, и государственные, и культурные учреждения. Уровень их востребованности на рынке труда во многом будет зависеть от того, насколько значимыми для науки окажутся их достижения.

История изучает развитие мира с момента его появления, и сегодняшняя деятельность историков практически не отличается от таковой в древние времена. За исключением, пожалуй, того, что информация стала более доступной из-за глобальной интернетизации. Однако, интернет сыграл с историческим сообществом одновременно и злую шутку: ведь теперь каждый, кто прочел хоть немного исторических трудов, мнит себя как минимум доцентом исторического факультета.

XX век, и без того проблемный, оброс домыслами и гипотезами, иногда совершенно выходящими за грани здравого смысла. Виной всему те, кто пишут историю под личиной напускного патриотизма, удовлетворяя запросы верхушки государственного правления. Эти люди без зазрения совести перевирают события и подтасовывают факты так, чтобы создать для прошлого государства ауру непобедимости и гордости. При этом тщательно укрываются в архивах весьма мрачные события, виной которым были все те же самые непобедимые «верхи». Ибо «негоже прошлое ворошить».

Кто такой историк

В зависимости от выбранной специализации, человек с образованием в области истории может быть:

  • археологом или антропологом;
  • геральдистом;
  • этнографом;
  • работником музея или галереи;
  • преподавателем истории в ВУЗе или в школе.

Помимо этого, в трудовые обязанности историков может входить:

  • написание научных или публицистических статей, основанных на анализе того или иного источника;
  • участие в этнографических экспедициях или археологических раскопках;
  • разработка новых исследовательских методик и улучшение текущих, для повышения достоверности имеющейся информации;
  • прогнозирование событий будущего, на основе проведенного изучения и анализа исторических источников.

Как стать историком

Каким же должен быть настоящий историк — знаток своего дела и достаточно смелый человек, чтобы не идти на поводу у государства? И где этому можно научиться?

Основными качествами современного знатока истории являются:

  • хорошая память. Это самое важное, так как придется работать с большими массивами данных в виде дат, названий, географических локаций, имен, титулов, должностей;
  • аналитический склад ума. Важно не только запомнить даты, но и проанализировать события, понять, что послужило их причиной, и
  • как они связаны с вещами, которые происходят у нас в настоящем;
  • готовность к монотонной работе. Большая часть работы историка, за исключением командировок, заключается в изучении огромного количества исторических трудов. Здесь важны усидчивость и умение сосредотачиваться;
  • желательно знание одного или нескольких иностранных языков. Это поможет как при изучении мировой истории, так и поможет посмотреть под другим углом на прошлое своего государства, изучая зарубежные источники.

Учиться на историка можно в любом вузе, где есть исторический факультет. Список специальностей довольно велик — это и археология, и этнография, и культурология, и архивная практика, и история искусств. Каждый может найти себе профессию по предпочтению.