Произведения мясковского. Симфоническое и камерное творчество Н.Я. Мясковского (краткое изложеине). Музыканты и композиторы о Николае Мясковском

это исторически ключевая фигура всей нашей музыкальной. Художественная личность, которая сберегла для всех, кто вошел в новую послереволюционную эпоху России, самое лучшее, непреходящее. По времени рождения Николаю Яковлевичу Мясковскому суждено было соединить две эпохи. Не просто разное время - эпохи Царской и Советской России. «История наша сделала такой бросок, что между вчерашним и нынешним оказалась какая-то пустота, психологически болезненная, как раскрытая рана », – писал В. Ходасевич о событиях революции и Гражданской войны. Рану эту можно было залечивать разными способами: низвергнуть искусство «графьев», дворян и «мещанского нытика» , создавать «искусство для пролетариата». А можно было сохранить духовные ценности и приумножить их. В этом, без сомнения, - предназначение Мясковского. Сохранить для нас, потомков Октября, нечто , идущее из прежней жизни, из дореволюционных представлений и ценностей (ценностей вечных ), таким образом сглаживая разрыв между прошлым и настоящим.

Николай Яковлевич имел большое (хотя и не громкое) влияние на атмосферу отечественной музыки. Однако ученик Николая Яковлевича Б. Чайковский говорил, что в воздухе словно висело – «Бей его!». Первые комсомольцы Московской консерватории объявили Мясковского главой «буржуазного направления в музыке», уловив внутренне свободный, независимый дух , присущий большому искусству.

В революционную Россию Николай Яковлевич Мясковский, дворянин с либерально-демократическими взглядами, вошел вполне сложившимся 36-летним человеком (родился 8 апреля 1881 – умер 8 августа 1950). В начале Первой мировой войны Мясковский был мобилизован в саперные войска и попал на австрийский фронт. Испытал «угощение» артиллерийским огнем, смерть друзей, плен. Поймут ли Николая Яковлевича его потомки, узнав, что он имел право на освобождение от мобилизации… Поверят ли, что никогда ничего не добиваясь для себя, он всегда охотно хлопотал за других, старался помочь.

Признание больших художников, если оно не случилось при жизни, идет вслед за их земной жизнью. Но бывает по-иному…

Николай Яковлевич Мясковский (ученик Лядова и ) получил признание при жизни и вошел в историю музыки XX века как крупнейший русский симфонист. Причин несоответствия достоинств музыки Мясковского и весьма скромного места, которое она занимает, вероятно, несколько. Ну хотя бы та, что в творчестве композитора отсутствуют такие жанры, как опера, балет, киномузыка, которые делают композитора более доступным и известным. Широкая аудитория лишена возможности знать музыку композитора.

Сочинения Мясковского обладают глубокой сдержанностью, большой степенью интимности высказывания. Они лишены всего внешне эффектного и, возможно, малопонятны той части публики, которая, по меткому замечанию Б. Асафьева (восторженного ценителя творчества Мясковского), привыкла, «чтобы ей подслащали пилюли». А музыканты… О них тот же Асафьев писал так: «…кто занят самим собой, кто не интересуется сложными концепциями, предпочитая мимолетное… а кто погряз в условностях и не чует ничего живого».

В среде профессионалов (нацеленных во многом на внешнюю новизну) можно встретить равнодушие или даже пренебрежение: старомодно, скучно! К тому же музыкальный язык композитора рождает иногда ложное ощущение, что подобное уже было, ибо стиль Мясковского не ломает, не отвергает традицию, а развивает ее в самобытной форме.

Возможно, причина нашей отдаленности, индифферентности от музы Мясковского еще и в том, что она не спорит, не воюет, не поучает, не развлекает и не оказывает агрессивного психического давления (как это случается в XX веке). Она, как определил ее суть Асафьев, «выделяется крайне острым устремлением к тому, чтобы выяснить самому себе тайны своей душевной жизни…».

Сквозняк конца ХХ века отодвинул от нас сокровенно-хрупкое и чистое творчество Николая Мясковского чем-то «более актуальным» (порой грубым и пошлым). Художественный феномен по имени «Мясковский » оказался сокрытым. Чрезвычайно редко встретишь имя композитора в концертных программах, а ведь раньше в репертуар каждого крупного исполнителя его сочинения входили непременно. Грамзаписи сейчас скорее найдешь у музыкантов старшего поколения. Все симфонии композитора записаны в Англии Евгением Светлановым, но у нас в стране их нет. Большинство программ радио, тем более телевидения, не рискнет обратиться к художнику немодному, не имеющему ажиотажного спроса (разве что когда к его сочинениям обращается крупный исполнитель - Г. Рождественский, В. Гергиев).

Мясковский Н. Я.

Николай Яковлевич (8 (20) IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша - 8 VIII 1950, Москва) - советский композитор, педагог, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших сов. симфонистов, воспитатель мн. сов. композиторов. Муз. дарование М. проявилось рано. Занятия музыкой начал в 10 лет, сочинять - в 17 лет. Формированию его художеств. вкусов способствовало знакомство в юношеские годы с рус. классич. музыкой, к-рая навсегда становится близкой композитору, и с нем. муз. классикой. Благотворную роль в этом отношении сыграло общение М. с семьями известных петерб. пушкинистов М. Л. Гофмана и Б. Л. Модзалевского, в среде к-рых были и проф. музыканты.

По семейной традиции М. получил военно-инженерное образование (отец композитора Я. К. Мясковский был крупным воен. специалистом). Ему пришлось преодолеть большие трудности, чтобы наряду с занятиями в Военно-инженерном уч-ще приобрести необходимые проф. муз. знания. В спец. подготовке М. помогли занятия в Москве с Р. М. Глиэром (1903) и в Петербурге с И. И. Крыжановским (1903-06). Известное влияние на формирование молодого М. оказали Вечера современной музыки, среди постоянных участников и руководителей к-рых был ряд музыкантов и художеств. деятелей модернистской ориентации. "Правда, - писал М., - я не сделался в этом кругу "своим", т. к. и тогда стремление к "последнему слову" музыкальной техники и изобретения не имело для меня самодовлеющей цены. Во всяком случае атмосфера чрезвычайно напряженных музыкальных исканий и строжайшей оценки плодов их не могла как-то меня не заразить". В 1911 М. окончил Петерб. консерваторию; его учителями были А. К. Лядов (класс композиции, гармонии, полифонии), Н. А. Римский-Корсаков (инструментовка), Я. Витол (муз. формы). Углублению интереса к творчеству способствовали и друзья по консерватории - С. С. Прокофьев, дружбу с к-рым М. сохранил до конца жизни, Б. В. Асафьев и др. По окончании консерватории М. сотрудничал в моск. журн. "Музыка", выступая защитником талантливых отечеств. авторов (в т. ч. Прокофьева), поборником рус. и заруб. классич. иск-ва. Особенно примечательна его статья "Чайковский и Бетховен" (1912), написанная в противовес модернистской критике, принижавшей значение великого рус. композитора. Прогрессивная оценка М. общих путей развития симфонизма и симфонизма Чайковского имела большое значение для последующей рус. критич. лит-ры. Лит. деятельность М. продолжалась в 20-е гг. в журн. "К новым берегам", "Музыкальная культура", "Современная музыка", а затем на протяжении всей жизни композитора - в форме бесчисленных консультаций, офиц. отзывов на новые соч. композиторов и музыковедов, переписки и т. п.
Пребывание на фронте (1914-16) в качестве офицера сапёрных войск прервало интенсивную творч. работу композитора, к-рый ко времени мобилизации был уже автором 3 симфоний, 2 симф. поэм, симфониетты, увертюры и соч. др. жанров. В условиях фронтовой жизни им был сделан ряд записей народных песен.
С 1918 до конца жизни М. жил в Москве. Придя к Окт. революции 1917 уже сформировавшимся художником, М. подчинил свои дальнейшие устремления задачам, выдвинутым новым социальным строем жизни. Это стало решающим фактором творч. биографии М. Широко развернулась деятельность М. на разл. участках строительства сов. муз. культуры. Композитор активно содействовал организации Гос. муз. изд-ва (член жюри, редактор, консультант, 1919-30), редактировал произв. рус. муз. классиков, в т. ч. академич. издания. В 1919 М. был избран чл. правления "Коллектива московских композиторов", одноврем. являлся зам. зав. Муз. отделом Наркомпроса РСФСР (1921). После демобилизации с воен. службы в Красной Армии, с 1921, М. - профессор класса композиции Моск. консерватории. Среди учеников М. (ок. 70) композиторы: А. С. Абрамский, И. М. Белорусец, В. А. Белый, Ю. С. Бирюков, Н. П. Будашкин, А. М. Веприк, Ф. Е. Витачек, Г. В. Воробьёв, В. А. Гайгерова, Г. С. Гамбург, Г. Г. Галынин, В. П. Герчик, Б. Д. Гибалин, Б. К. Голубев, Г. Е. Егиазарян, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Киркор, А. Ф. Козловский, В. Н. Крюков, З. А. Левина, А. Л. Локшин, Н. В. Макарова, К. Д. Макаров-Ракитин, Е. И. Месснер, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, И. Надиров, Н. В. Нариманидзе, Ю. С. Никольский, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, С. А. Разорёнов, М. Л. Старокадомский, М. Т. Тулебаев, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян, К. С. Хачатурян, М. А. Цветаев, Б. А. Чайковский, М. М. Черёмухин, В. Я. Шебалин, Б. С. Шехтер, В. П. Ширинский, А. Я. Эшпай, В. М. Юровский. Высокий проф. уровень творческой деятельности учеников М. - одно из отличительных свойств его школы.
Способность мыслить в музыке широкими обобщениями - черта, заметная уже на раннем этапе творчества М. Крупная симф. форма, могущая широко и полно раскрыть концепцию художника, всегда привлекала композитора. Среди ранних произв. М. самым монументальным, представляющим характерные для той поры черты стиля, круг образов, явилась 3-я симфония (1913-14). Пафос страстных порывов, трагич. исход - главное в содержании симфонии. К ней примыкают симф. поэмы "Молчание" (1909-10), "Аластор" (1912-13), 2-я симфония (1910-11), 2-я фп. соната (1912). В кон. 1917 (в Петрограде) М. пишет 4-ю симфонию, связанную с его пребыванием на фронте. Впечатления от фронтовой жизни, от людей, с к-рыми он прошёл войну и встретил революцию, расширили творч. горизонт композитора. Симфонию отличает от предыдущих произв. иная муз. драматургия - "быстрый, восторженно-светлый", по собств. определению композитора, финал. Просветлённый характер носит 5-я симфония (1918), ряд тем к-рой взят композитором из его фронтовых записей. Это первая среди симфоний М., пронизанная колоритными мелодиями нар. песен или близкими к ним. В произв. есть страницы светлой пейзажной лирики, слышатся отголоски грозных дней и праздничная "нота" в финале. Соч. быстро завоевало популярность. 6-я симфония (1921-23) для большого оркестра и хора с особой наглядностью выявила в целом новые черты творчества композитора. Произв. связано с широким кругом жизненных впечатлений тревожного сурового времени Гражд. войны, первых лет революции, личными потрясениями и образами драмы "Зори" Верхарна, рассказом знакомого художника об исполнении революц. песен рабочими Парижа. Рус. раскольнический стих "Что мы видели" (хор) введён в финал симфонии как образ нар. плача (расставание с погибшими). Как символ смерти использован в финале напев из католич. заупокойной мессы "Dies irae". Образам, символизирующим силы рока и смерти, противопоставлены образы борьбы, волевой устремлённости, революционной стихии ("Карманьола", "Зa ira"). Завершается симфония музыкой просветлённого умиротворяющего характера.
Стремление выразить "объективные" настроения, о чём не раз упоминает в своих высказываниях М., выявляется, в частности, в обращении композитора к нар. песне, как творч. сфере, рождённой не узко личным миром собственного "я". Это находит отражение в 7-й симфонии (1922), и ещё более полно в 8-й (1923-25), первоначальный замысел к-рой был связан с образом Степана Разина, в 9-й (1926-27), выявившей заметное тяготение композитора к душевности, теплоте тона высказываний, орк. сюитах на песенно-танц. темы - симфониетте, серенаде, лирическом концертино (все - 1929), в 12-й симфонии (1931-32), посв. социальному преобразованию деревни (к 15-й годовщине Октября). В последней автор следовал такому замыслу: образ старой деревни (1-я часть), борьба за новый уклад жизни (2-я часть), победа колхозного строя (3-я часть). Симфония не принесла самому М. полного удовлетворения; по его мнению, замысел финала был раскрыт "недостаточно убедительно".
Стремление композитора передать в своей музыке "пульс времени" нашло более яркое и цельное воплощение в 16-й симфонии (1935-36), замысел к-рой связан с героич. темой авиации. Мужественный, скорбный траурный марш (3-я часть) служит контрастом к общему активному тонусу соч. В финале использована тема массовой песни М. "Летят самолёты". К широким кругам слушателей обращена 19-я симфония (1939), написанная к 21-й годовщине Красной Армии, - первая в рус. и сов. муз. лит-ре симфония для дух. оркестра. В 18-й (1937), 20-й (1940) симфониях, концерте для скр. с оркестром (1938), композитор обращается с целью демократизации симф. жанра к нар. темам и интонациям. В элегической 21-й симфонии (1940) с её явно выраженным нац. колоритом преобладают лирич. образы; музыка проникнута глубоким, сосредоточенным раздумьем. В этой симфонии явственно обнаруживается эволюция стиля М. Темы её отличаются широтой, певучестью, пластичностью мелодич. рисунка, они как бы "вокализируются", вбирая более широкий круг общезначимых интонаций. Исчезает характерная для раннего творчества композитора прерывистость муз. речи. Вместе с тем ритм (особенно в главных темах сонатного allegro) остаётся активным, действенным. Диатонич. склад мелодики определяет более плавную и неторопливую смену гармоний. Иск-во полифонич. разработки - одна из сильных сторон мастерства композитора. При сохраняющейся полифонич. насыщенности муз. ткань постепенно освобождается от гипертрофии самодовлеющих контрапунктич. приёмов. В оркестровке возрастает роль чистых тембров, солирующих инструментов.
В произв. М. периода Великой Отечественной войны 1941-45 нашла отражение героич. борьба сов. народа. Ясно выраженная программа присуща 22-й симфонии-балладе (1941). В ней (три её части исполняются без перерыва) воплощены образы мирной Родины, нашествия, глубокая печаль и сила преодоления. Различные по характеру 24-я (1943) и 25-я (1945-46) симфонии свидетельствуют о поисках композитором героич. начала. Событиями грозных военных лет навеян и концерт для виолончели с оркестром (1944), в к-ром темы сдержанно-элегич. характера соединяются с мужественными, полными энергии, устремлённости. В 26-й симфонии (1948) образы Родины воплощены средствами жанрово-эпич. симфонизма; в финале этого соч. использованы древнерус. напевы.
27-я симфония (1949) - своего рода итог творч. пути композитора. Суровому драматизму и напряжённой лирич. экспрессии первых двух частей противопоставлен органически увенчивающий симф. концепцию торжественный марш в финале.
Патриотическим характером содержания отличаются крупные вок.-симф. произведения М. Музыка кантаты "Киров с нами" (1942) пронизана интонациями сов. массовой песни, в частности песен Великой Отечеств. войны, с их маршевой поступью, энергичным ритмом, суровым строем. В кантате-ноктюрне "Кремль ночью" (1947) патриотич. тема решена композитором в мягких лирич. тонах.
Значит. место в творчестве М. занимают квартеты - своеобразные камерные симфонии. В них отчётливо проступает нац. песенная мелодич. основа, своеобразие колорита нар; ладов, диатоника, мастерски обогащённая хроматикой. Первые три квартета, относящиеся к консерваторскому периоду (1907, 1909, 1909-10) уже обнаруживали характерные черты творчества М.: мастерство лепки крупной формы, масштабность мышления, верность реалистич. традициям, восходящим, с одной стороны, к А. К. Глазунову (элементы жанровой картинности), с другой - к П. И. Чайковскому (тяготение к лирико-драм. концепции). В квартетах зрелого периода (30-40-е гг.) отчётливо выявилось стремление к демократизации жанра, к воплощению общительной проникновенной лирики, чувствам мужественным, светлым. Вершинами квартетного жанра М. стали квартет No 5 (1938-39), No 9 (1943) лирико-героич. характера и последний квартет No 13 (1949), подобно 27-й симфонии (1949), воплотивший в наиболее совершенной художеств. форме идейно-творч. устремления композитора. К камерным ансамблям относятся также 2 сонаты для виолончели и фп. и соната для скрипки и фп. К наиболее зрелым соч. М. принадлежит 2-я соната для виолончели и фп. Бё отличает высокое мастерство, искренность настроений, светлый порыв и возвышенная лирика.
Фп. наследие М. включает 9 сонат и св. 100 небольших пьес, сгруппированных (за небольшим исключением) в циклы и сборники. Они стали для композитора и своеобразной лабораторией муз. тематизма (многие послужили непосредственным источником тем симфоний или этюдным материалом). Эволюция стиля М. особенно заметна в сонатах, к-рые отличаются масштабностью содержания, монументальностью форм - романтически-патетической 1-й (1907-09), трагедийных одночастных 2-й (1912) и 3-й (1920), драматически-скорбной и динамичной 4-й (1924-25) и, отчасти, в Песне и Рапсодии (1942), объединённых общим тематическим материалом. Фп. пьесы М. наследуют и продолжают направление психологич. реализма (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), программности и нац. характерности ("Могучая кучка", А. К. Лядов); ощутима связь фп. пьес М. с рус. песенностью.
М. - автор св. 100 романсов. В ранних вок. соч. композитор обнаружил склонность к настроениям индивидуалистич. плана. Но и здесь M. удавалось преодолевать субъективистский характер поэтич. текстов (З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванов, К. Д. Бальмонт) и создавать эмоционально правдивые произв. ("Внезапно", "Заклинания", сл. Гиппиус), отмеченные драматизмом образов, интонационной выразительностью вок. партии. К лучшим образцам ранней лирики М. относится цикл "Размышления" (сл. Е. А. Баратынского, 1907), из более поздних - цикл на сл. М. Ю. Лермонтова (1935-36), включающий ряд популярных романсов - "Выхожу один я на дорогу", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Они любили друг друга", лирич. миниатюры "В альбом", "К портрету".
Основные даты жизни и деятельности
1881. - 8 IV. В крепости Новогеоргиевск (г. Модлин), близ Варшавы, в семье воен. инженера Я. К. Мясковского родился сын Николай.
1890. - Начало занятий музыкой под руководством тётки Еликониды Константиновны.
1893. - Зачисление в Нижегородский кадетский корпус (интернат).
1895. - Перевод в Петерб. кадетский корпус после переезда семьи в Петербург. - Уроки фп. у А. С. Стунеева; одноврем. обучение игре на скрипке в кадетском корпусе. - Участие в корпусном оркестре.
1896. - "Потрясающее впечатление" от 6-й симфонии и баллады "Воевода" Чайковского (исп. под упр. А. Никита), послужившее, по признанию М., "последним толчком к музыкально-творческим устремлениям".
1898. - Первые опыты соч. музыки (фп. прелюдии).
1899. - Поступление в Военно-инженерное уч-ще.
1902-1903. - Окончание уч-ща. - Служба в воен. частях Зарайска, Москвы. - Встреча с С. И. Танеевым. - Занятия гармонией с Р. М. Глиэром. - Знакомство и дружба с театр. и муз. критиком В. В. Яковлевым. - "Сильнейшее впечатление" от оперы Римского-Корсакова "Кащей бессмертный".
1903-1905. - Возвращение в Петербург. - Занятия полифонией, фугой, инструментовкой с И. И. Крыжановским, учеником Н. А. Римского-Корсакова. - Знакомство с ведущими деятелями и участниками "Вечеров современной музыки" поэтами С. М. Городецким, М. А. Кузминым, Вяч. И. Ивановым.
1906-1911. - Годы учения в Петерб. консерватории (классы А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Я. Витола). - Зарождение творч. связей с С. С. Прокофьевым, Б. В. Асафьевым. - Знакомство с организаторами моск. "Вечеров современной музыки" дирижёром К. С. Сараджевым, издателем журн. "Музыка" В. В. Держановским, его женой певицей Е. В. Копосовой-Держановской.
1911-1914. - Публикации статей в журн. "Музыка". - Первые исп. в Москве симф. поэм "Молчание" (31 V 1911) "Аластор" (5 XI 1914) и 2-й симфонии (11 VII 1912); в Павловске - 1-й симфонии (20 V 1914).
1914-1917. - Служба в действующей армии. - Назначение на Юго-зап. фронт. - Участие в осаде крепости Перемышль. - Контузия. - Служба в Двинске, затем в Ревеле (Таллин). - Отрицательное отношение к войне, рост демократич. убеждений под влиянием революц. событий 1917. - Солдаты посылают М. в полковой комитет своим представителем. - Назначение в Военно-морской генеральный штаб (Петроград). - Замысел оперы "Идиот" по Достоевскому; работа над либретто с П. П. Сувчинским.
1918. - Переезд в Москву в связи с переводом Военно-морского генерального штаба из Петрограда.
1919. - Участие в моск. муз. жизни. - Начало деятельности в Гос. муз. изд-ве (чл. жюри и ред. Художеств. отдела), Коллективе моск. композиторов, Муз. отделе Наркомпроса и Художеств. секции Гос. учёного совета. - Начало дружеств. отношений с П. А. Ламмом, одним из организаторов Гос. муз. изд-ва, профессором Моск. консерватории. - Муз. вечера у Держановских и Ламма. - Встречи с художником Лопатинским (у Держановских), послужившие толчком к созданию 6-й симфонии.
1920. - Первое исп. в Москве 5-й симфонии (18 VII).
1921. - Демобилизация с воен. службы в Красной Армии. - Приглашение на пост профессора класса композиции Моск. консерватории (занимал эту должность до конца жизни с перерывом в 1948).
1923. - Выступления в журн. "К новым берегам", "Музыкальная культура", "Современная музыка". - Участие в организации Ассоциации совр. музыки.
1924. - Первое исп. 6-й симфонии в Москве (4 V).
1925. - Исп. 5-й симфонии в Ленинграде и Лондоне, в Лондоне - симф. поэмы "Аластор". - Первое исп. 7-й симфонии в Москве (8 II).
1926. - Поездка в Варшаву (вместе с Б. Л. Яворским) на открытие памятника Ф. Шопену и в Вену в связи с подготовкой там к изд. партитур 7-й и 8-й симфоний (единственная поездка М. за границу). - Исп. в Праге 6-й и 7-й симфоний; в Вене - 7-й симфонии; в Филадельфии и Нью-Йорке - 5-й; первое исп. 8-й симфонии в Москве (23 V). - Присвоение звания засл. деят. иск-в РСФСР (в связи с 60-летием Моск. консерватории).
1928. - Первое исп. в Москве 9-й (29 IV) и 10-й (7 IV) симфоний.
1931. - Выход из состава Ассоциации совр. музыки (вместе с группой композиторов - В. Я. Шебалиным, А. А. Шеншиным, Д. Б. Кабалевским, М. Л. Старокадомским и др.).
1932. - Избрание М. в состав оргкомитета Союза сов. композиторов. - Первое исп. в Москве 12-й (к 15-й годовщине Октября), т. н. "Колхозной" симфонии (1 VI).
1933-1939. - Многосторонняя муз. обществ. деятельность. Активное участие в художеств. советах Радио, филармонии, Комитета по делам иск-в при Совете министров СССР, Комитета по присуждению Гос. пр. СССР (до 1948), в жюри разл. конкурсов.
1940. - Присуждение степени доктора искусствоведения без защиты диссертации. - Участие в работе редколлегии журн. "Советская музыка" (до 1948). - Первое исп. 21-й симфонии в Москве (16 XI).
1941. - Присуждение Гос. пр. СССР за 21-ю симфонию. - Эвакуация в г. Нальчик в связи с начавшейся Великой Отечеств. войной 1941-45. - Переезд в Тбилиси.
1942. - Первое исп. 22-й симфонии-баллады (Тбилиси, 12 I). - Первое исп. 23-й симфонии (Москва, 20 VII). - Переезд во Фрунзе. - Замысел оперы "Царь Фёдор" (по трагедии А. К. Толстого).
1943. - Награждение орденом Ленина. - Возвращение в Москву. - Первое исп. 9-го струн. квартета (Москва, 30 X), 24-й симфонии (Москва, 8 XII).
1944. - М. - пред. юбилейного комитета по проведению торжеств в честь 100-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова.
1945. - Первое исп. концерта для виолончели с орк. (Москва, 17 III).
1946. - Присвоение почётного звания нар. арт. СССР. - Присуждение 2 Гос. пр. СССР - за 9-й квартет и за концерт для виолончели с оркестром.
1947. - Первое исп. 25-й симфонии (Москва, 6 III).
1948. - Первое исп. в Москве 26-й симфонии (28 XII).
1949. - Уточнение и редактирование, а также переложения предыдущих соч.; приведение в порядок личного архива.
1950. - Переработка ранних романсов, уточнение партитур и переложений 26-й и 27-й симфоний. - Развитие болезни. - Операция. - 8 VIII. Смерть композитора. - 10 VIII. Похороны на Новодевичьем кладбище. - 21 X. Первое исп. 13-го квартета в Малом зале Моск. консерватории Квартетом им. Бетховена. - 9 XII. Первое исп. 27-й симфонии в Колонном зале Дома Союзов.
Сочинения : для хора и голосов с орк. - поэма-кантата Киров с нами (к 25-й годовщине Октябрьской, революции, сл. Н. С. Тихонова, 1942), кантата-ноктюрн Кремль ночью (к 30-й годовщине Октябрьской революции, сл. С. А. Васильева, 1947); для орк. - симфонии No 1 (c-moll, 1908; 2-я ред. 1921), No 2 (cis-moll, 1910-11), No 3 (a-moll, 1913-14), No 4 (e-moll, 1917-18), No 5 (D-dur, 1918), No 6 (es-moll, по желанию - с хором, 1921-23; 2-я орк. ред. 1947), No 7 (h-moll, 1922), No 8 (A-dur, 1923-25), No 9 (e-moll, 1926-27), No 10 (f-moll, по гравюре А. Н. Бенуа "Медный всадник" и по поэме А. С. Пушкина, 1926-27), No 11 (b-moll, 1931-32), No 12 (g-moll, к 15-й годовщине Октября, 1931-32), No 13 (b-moll, 1933), No 14 (C-dur, 1933), No 15 (d-moll, 1933-34), No 16 (F-dur, 1935-36), No 17 (gis-moll, 1936-37), No 18 (к 20-летию Октябрьской революции, C-dur, 1937), No 19 (к 21-й годовщине Красной Армии, Es-dur, для духового орк., 1939), No 20 (E-dur, 1940), No 21 (fis-moll, 1940; Гос. пр. СССР, 1941), No 22 (симфония-баллада, h-moll, 1941), No 23 (симфония-сюита на темы песен и танцев народов Сев. Кавказа, a-moll, 1941), No 24 (f-moll. 1943), No 25 (Des-dur, 1945-46), No 26 (на др.-рус. темы, C-dur, 1948), No 27 (c-moll, 1949; Гос. пр. СССР, 1951, посмертно); симфониетты - A-dur (1910-11; 2-я ред. 1943), h-moll (для струн. орк., 1929), a-moll (для струн. орк., 1945-46), симф. притча Молчание (по Э. По, 1909-10), симф. поэма Аластор (по П. Шелли, 1912-13); увертюры - (1909; 2-я ред. 1949), Приветственная (1939), Драматическая (для духового орк., 1942), Патетическая, к 30-летию Сов. Армии (1947), Славянская рапсодия (увертюра-фантазия на старослав. темы, 1946), Серенада (1929), Лирическое концертино (для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струн. орк., 1929), Звенья (6 набросков для симф. орк., 1944), Дивертисмент (1948); концерты для инструментов с орк. - для скр. (1938), для влч. (1944; Гос. пр. СССР, 1940); для духового орк. - марши: Торжественный (1930), Драматический (1930), Героический (1941), Весёлый (1941); камерно-инстр. ансамбли, струн. квартеты; No 1 (1929-30), No 2 (1930), No 3 (1910; 2-я ред. 1930), No 4 (1909-10; 2-я ред. 1937), No 5 (1938-39), No 6 (1939-40), No 7 (1941), No 8 (1942), No 9 (к 20-летию квартета им. Бетховена, 1943; Гос. пр. СССР, 1945), No 10 (1907; 2-я ред. 1945), No 11 (Воспоминания, 1945), No 12 (1947), No 13 (1949; Гос. пр. СССР, 1951, посмертно); для скр. и фп. - соната (1946-47); для влч. и фп. - 2 сонаты (1911, 2-я ред. 1930; 1948, Гос. пр. СССР, 1950); переложения симф. и камерных произв. М.: для фп. - автора (13-я симфония); для фп. в 4 руки - автора (большинство симфоний и др. симф. произв., 3-й, 7-9-й квартеты), Д. Б. Кабалевского (6-я, 12-я, 18-я симфонии), А. А. Винклера (8-я симфония), В. Н. Крюкова (10-я симфония), А. П. Долуханяна (24-я симфония), К. А. Сорокина (25-я симфония, Звенья No 1-5); для 2 фп. в 8 рук - П. А. Ламма (все симф. произв.); для духового орк. - И. В. Петрова (18-я симфония); для струн. орк. - В. В. Держановского (2 части из 11-й и 12-й симфоний); для фп. - сонаты: No 1 (1907-09), No 2 (1912), No 3 (1920; 2-я ред. 1939), No 4 (1924-25; 2-я ред. 1946), No 5 (по старым эскизам, 1907-08; 2-я ред. 1917; 3-я ред. 1944), No 6 (по старым эскизам, 1908; 2-я ред. 1944), No 7 (1949), No 8 (1949), No 9 (1949); 94 пьесы, часть из к-рых вошла с последующей ред. в сб.: Причуды (6 набросков, 1917-22), Воспоминания (6 пьес, 1927), Пожелтевшие страницы (6 незатейливых вещиц, 1928), Десять очень лёгких пьес (1938), Четыре лёгкие пьесы в полифоническом роде (1938), Простые вариации (лирическая сюита, 1937), Стилизации (9 пьес в форме старых танцев, 1946), Из прошлого (6 импровизаций, 1946), Полифонические наброски (2 тетр., 1948); романсы: на сл. К. Д. Бальмонта - Из юношеских лет (12 романсов, в т. ч. Колыбельная песня, Побледневшая ночь, Цветок, 1903-06), Мадригал (сюита из 5 романсов, 1908-09); Е. А. Баратынского - Размышления (6 романсов, в т. ч. - Муза, Наяда, Очарованье красоты в тебе, 1907), В борьбе с тяжелою судьбою, Все мысль да мысль (1908); Р. Бёрнса (в пер. М. А. Мендельсон, 1946); А. А. Блока (1921); В. Я. Брюсова (1906); З. Н. Гиппиус (1904-08, 1905-08, 1913-14); А. А. Голенищева-Кутузова (1903); А. А. Дельвига (1926); Джамбула (1936); А. Ф. Ерикеева (в пер. С. Липкина, 1935); Вяч. И. Иванова (1908); Л. М. Квитко (в пер. С. В. Михалкова, 1938); А. В. Кольцова (1901); А. Лахути (в пер. Ц. Бану, 1936); М. Ю. Лермонтова - 12 романсов, в т. ч. Выхожу один я на дорогу, Нет, не тебя так пылко я люблю, К портрету, Они любили друг друга (1935-36); А. Н. Майкова (1906); М. А. Мендельсон (1946); Микельанджело (в пер. Ф. И. Тютчева, 1909); Э. По (в пер. К. Д. Бальмонта, 1908); Т. С. Сикорской (1936); А. К. Толстого (1903); Ф. И. Тютчева (1921); A. А. Фета (1908); С. П. Щипачёва - Из лирики Степана Щипачёва (10 романсов, в т. ч. Русый ветер, Мне кажется порой. Легко, любимая, с тобой, 1940), и др.; хоры и хоровые песни: на сл. H. H. Асеева (1931); К. Д. Бальмонта (1909); B. В. Винникова (1934); М. В. Исаковского (1941); С. И. Кирсанова (1932); С. Г. Острового - Наливались тополи, Партизанская комсомольская (1934); И. Н. Строганова - Летят самолеты (1931); А. А. Суркова - Ленинская (1932), Походная (1934); И. Я. Френкеля (1931); эскиз к гимну РСФСР (1946); песни для голоса с фп.: на сл. А. И. Безыменского (1930); В. В. Винникова (1941); М. А. Светлова - Песня (1939), Боец молодой (1941), и др.; переложения произв. др. композиторов - Б. В. Асафьева (вступление и отрывки из балета "Белая лилия", для фп. в 2 руки), Д. М. Мелких (симф. поэма "Аладина и Паломид", для 2 фп. в 8 рук), М. П. Мусоргского (муз. картина "Иванова ночь на Лысой горе", для фп. в 4 руки), С. С. Прокофьева (музыка к спектаклю "Египетские ночи", для фп. в 4 руки; симф. сюита "1941 год", для фп. в 4 руки; эскиз "Осеннее", для 2 фп. в 8 рук), М. О. Штейнберга (3-я симфония, для фп. в 4 руки; симф. картина "Принцесса Мален", для 2 фп. в 8 рук), Ф. Э. Баха (2-я ч. концерта D-dur для 4 виол, флейты и фп.), А. П. Бородина (романсы "Морская царевна", "Песня тёмного леса", каватина Кончаковны из оперы "Князь Игорь", переложение аккомпанемента для струн. квартета) и др. произв. Литературные сочинения : Игорь Стравинский. "Жар-птица", сказка-балет, "Музыка", 1911, No 45; Петербургские письма (I-XVI). там же, 1911, No 49, 51, 53; 1912, No 57, 61, 63, 67, 69. 101, 103; 1913, No 113, 118, 125, 156, 160; 1914, No 171, 178; "Петрушка", балет Игоря Стравинского, там же, 1912, No 59; Чайковский и Бетховен, там же, 1912, No 77; С. Прокофьев. Ор. 2. 4 этюда для фп., там же, 1912, No 94; H. Метнер. Впечатления от его творческого облика, там же, 1913, No 119; Сергей Прокофьев. Ор. 4. "Воспоминание"; "Порыв"; "Отчаяние"; "Наваждение". Ор. 11. Токката для фп., там же, 1913, No 151; О "Весне священной" Игоря Стравинского, там же, 1914, No 167; С. Прокофьев. Ор. 10. Первый концерт для фп. с оркестром, там же, 1914, No 194; С. Прокофьев. "Мимолетности". Ор. 22, "К новым берегам", 1923, No 1 (подписано - А. Версилов); Сергей Прокофьев. Третья соната ("Из старых тетрадей") для фп. Ор. 28, там же, 1923, No 3; Автобиографические заметки о творческом пути, "СМ", 1936, No 6, и др. Письма : С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Письма, М., 1956, 1961; Н. Я. Мясковский. Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна, М., 1959-60 (т. 1 - Статьи. Письма. Воспоминания, т. 2 - Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы), 1964 (т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, т. 2 - Литературное наследие. Письма. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы); Н. Я. Мясковский - Д. М. Мелких, "СМ", 1960, No 8; Н. Я. Мясковский - Б. В. Асафьеву (1909-1917), там же; В. В. Держановский - Н. Я. Мясковскому, в кн.: Б. Яворский. Воспоминания. Статьи. Письма, т. 1, М., 1964, 1972; Н. Я. Мясковский - Б. Л. Яворскому, Б. Л. Яворский - Н. Я. Мясковскому, там же; Б. В. Асафьев - Н. Я. Мясковскому, Я. К. Мясковский - Н. Я. Мясковскому, в кн.: Иконников A., Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Кунин И., Н. Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах, М., 1969; Н. А. Малько - Н. Я. Мясковскому, Н. Я. Мясковский - Н. А. Малько, в сб.: Н. А. Малько. Воспоминания. Статьи. Письма, Л., 1972. Литература : Среди печати (о первом исп. 2-й симфонии М.), "Музыка", 1912, No 93, 1913, No 138; Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), "Аластор" Мясковского, "Музыка", 1914, No 198; его же, Петроградские куранты. О творческом пути Н. Мясковского, там же, 1915, No 219, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Мясковский как симфонист, "Современная музыка", 1924, No 3; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Сонаты Мясковского, "Современная музыка", 1926, No 12; его же, Николай Яковлевич Мясковский, в сб.: Советская музыка, вып. 2, M.-Л., 1944; то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Не заключение, а пролог, там же; его же, Симфония, там же; его же, Пути развития советской музыки, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, М., 1947, то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Николай Яковлевич Мясковский, "СМ", 1955, No 8; Беляев В., Русская симфония и симфоническое творчество H. Я. Мясковского, "Современная музыка", 1924, апрель; его же, Н. Я. Мясковский, там же, 1925, No 8; его же, Николай Яковлевич Мясковский, М., 1927; Шебалин В., Мясковский - учитель, "СМ", 1941, No 4; его же, Учитель и друг, там же, 1961, No 4; Яковлев В., В юные годы (к 75-летию со дня рождения M.), "CM", 1956, No 5; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; Pере Вл., Московская консерватория в 20-е годы, "СМ", 1958, No 11; его же, Наш учитель - Николай Яковлевич Мясковский, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Кабалевский Д., Николай Яковлевич Мясковский (к 70-летию со дня рождения), "СМ", 1951, No 4; его же, Чудесная дружба (о переписке М. с С. С. Прокофьевым), там же, 1961, No 4; то же, в его кн.: Избр. статьи о музыке, М., 1963; Келдыш Ю., 12-я симфония Мясковского и некоторые проблемы советского симфонизма, "СМ", 1934, No 2; Иконников A., H. Я. Мясковский, "СМ", 1941, No 4; его же, Н. Я. Мясковский, М., 1944; его же, Мясковский - художник и гражданин, "СМ", 1957, No 11; его же, Мясковский и современность, там же, 1964, No 3; его же, Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Житомирский Д., К изучению стиля Н. Я. Мясковского, "СМ", 1941, No 4; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; Васина-Гроссман В., Русский романс конца XIX - начала XX века, в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, кн. 1 (1895-1907), М., 1968; Шлифштейн С., Мясковский и оперное творчество, "СМ", 1959, No 5; Шостакович Д., Творческие итоги 1943 г., "Информационный сборник ССК СССР", 1945, No 7-8; Скребков С., Симфонический тематизм Мясковского, "СМ", 1946, No 4; Данилевич Л., Н. Я. Мясковский (к 75-летию со дня рождения), в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 2, М., 1956; Очерки советского музыкального творчества. Сб. статей, M.-Л., 1947; Ливанова T. H, H. Я. Мясковский. Творческий путь, М., 1953; Виноградов В., Справочник-путеводитель по симфониям H. Я. Мясковского, M., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Хачатурян A., Из воспоминаний (к 75-летию Н. Я. Мясковского), "СМ", 1956, No 5; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Н. Я. Мясковский (к 80-летию со дня рождения), "СМ", 1961, No 4; Бэлза И. Ф., Двадцать первая и двадцать седьмая симфонии Н. Я. Мясковского, М.-Л., 1960; Тараканов М., О симфонизме Н. Я. Мясковского, "СМ", 1961, No 4; Белецкий И., Скрипичные и виолончельный концерты Н. Я. Мясковского, М., 1962; Боганова Т., Принципы полифонии в творчестве Н. Я. Мясковского, в сб.: Музыкально-теоретич. проблемы советской музыки, М., 1963; Раабен Л., Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; его же, Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Ярустовский Б., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Филатова М., О роли гармонии в симфониях Мясковского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Moренов В., Трактовка тонической функции в гармонии Мясковского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Николаева Н., Н. Я. Мясковский (к 90-летию со дня рождения), "МЖ", 1971, No 9; Карклиньш A., Гармония Н. Я. Мясковского, М., 1971; Ершова Е., К изучению камерного творчества Н. Я. Мясковского, в сб.: Вопросы музыковедения, вып. 2, М., 1973 (Труды Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных); Гаук А. В., Н. Я. Мясковский, в сб.: А. В. Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников, М., 1975; Светланов Е., Николай Мясковский, в сб.: Музыка сегодня, М., 1976; Milhaud, Neuste russische Musik (Myaskowski N.), "Anbruch", 1923, April, S. 118-19; Laux K., Der Meister der 27. Sinfonien. Vor fьnf Jahren starb. Nikolai Mjaskowski, "Musik und Gesellschaft", 1955, No 11, S. 10-12; С. П. (Peтров Ст.), Н. Я. Мясковски (по случай 75 годин от рождениетому), "Българска музыка", 1956, No 6, с. 33-40.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Н. Мясковский - старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. «Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», - писал Б. Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его «духовной летописью». Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. 27 симфоний Мясковского - это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой. Помимо симфоний Мясковский создал, 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную Сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (ок. 100), кантаты, вокально-симфоническая поэме «Аластор».

Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая «была очень умной и доброй женщиной... но ее тяжелая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах», - писали впоследствии сестры Мясковского, который, по их словам, был в детстве «очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным».

Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. - во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты - фортепианные прелюдии - относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. «Из всех закрытых военно-учебных заведений - это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», - писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... «с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации - на Могучую кучку». Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским.

В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», - так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? - писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».

Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шенберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов - появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.

В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», - пишет Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую!»

После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев: ...«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность.

С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает в журнале «Современная музыка».

После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.

От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Асафьев характеризовал как «два течения - самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Сам Мясковский писал о симфониях, «что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые». Примером первых может служить Десятая, которая «явилась ответом... на давно мучившую... идею - дать картину душевного смятения Евгения из „Медного всадника“ Пушкина». Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии - вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского - один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность» (Асафьев).

Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

О. Аверьянова

Советский композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Родился в семье военного инженера. Образование получил в кадетском корпусе. С детства обучался музыке. В 1899-1902 годах учился в Военно-инженерном училище, затем состоял на военной службе в Москве и Петербурге (до 1908 года). Одновременно занимался музыкально-теоретическими предметами под руководством Р. М. Глиэра и И. И. Крыжановского. В 1911 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова ). В консерватории началась большая дружба Мясковского с С. С. Прокофьевым, продолжавшаяся до конца жизни. Тогда же произведения Мясковского начали исполняться в концертах и издаваться (1-я симфония, 1908; симфониетта, 1910; симфоническая притча "Молчание", 1909; 2 струнных квартета, соната и др. пьесы для фортепиано, ряд вокальных сочинений). С 1911 года выступал как музыкальный критик в московском журнале "Музыка". Особенно большое значение имела его статья "Бетховен и Чайковский" (1912). В начале 1-й мировой войны 1914-1918 годов был мобилизован, находился на передовых позициях. По признанию композитора, впечатления войны послужили к "просветлению" его музыкальных мыслей (4-я и 5-я симфонии, 1918). После Великой Октябрьской социалистической революции Мясковский работал в Морском генеральном штабе, в 1921 году был демобилизован и жил в Москве. Один из авторитетнейших русских музыкантов, Мясковский с первых лет Советской власти трудился на пользу нового общества. С 1919 года он работал в Наркомпросе, музыкальном издательстве; в 1932-1948 годах был членом оргкомитета Союза советских композиторов. С 1921 года профессор Московской консерватории, воспитавший более 80 композиторов, среди которых - В. Я. Шебалин , А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Фере, Г. Г. Галынин.

Николай Яковлевич Мясковский - один из крупнейших симфонистов современности, автор 27 симфоний и ряда др. сочинений для симфонического оркестра. Для творчества Мясковского характерны: самостоятельное претворение классических традиций, многообразие содержания при воплощении тем, образов и эмоций современной действительности, сложность и серьёзность музыкального мышления, неустанные поиски нового, неоднократное обращение к народным образцам при весьма свободной их трактовке, высокое художественное мастерство. Почти каждая симфония ставит новую творческую задачу. Особенно выделяются песенные образы 5-й симфонии, трагические - 6-й (1923), героические - 16-й (1936), лирические - 21-й (1940; Государственная премия СССР, 1941), 27-й (1950; Государственная премия СССР, 1951) симфоний; 19-я симфония (1939) написана для духового оркестра. Мясковский - автор ряда камерных ансамблей, прежде всего 13 струнных квартетов (в том числе 9-й - Государственная премия СССР, 1946, и 13-й - Государственная премия СССР, 1951). В тесной творческой связи с советскими исполнителями созданы Мясковским концерты с оркестром - для скрипки (1938) и для виолончели (1944; Государственная премия СССР, 1946).

«Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском»

Б. Асафьев.

Николай Мясковский родился 20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевск близ Варшавы, в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (Петраковой), которая также происходила из семьи военных. Первые семь лет жизни Николая прошли в Новогеоргиевске, где родились его старший брат Сергей, а также младшие сёстры Вера и Валентина. В 1888 году семья переехала в Оренбург, а в 1889-м — в Казань, где родилась третья сестра Николая — Евгения. После родов умерла Вера Николаевна, оставив сиротами пятерых детей. Сестра отца, Еликонида Константиновна, взяла на себя опеку над детьми. Именно она стала первой учительницей музыки для Николая. Наиболее сильным музыкальным впечатлением в этот период жизни было услышанное им попурри из оперы Моцарта «Дон Жуан», а опера «Жизнь за царя» Глинки произвела на него, по его собственным словам, ошеломляющее впечатление.

В 1893, по окончании двух классов реального училища, Николая Мясковского, вслед за Сергеем, определили в закрытое учебное заведение — Нижегородский кадетский корпус. Начались годы учения и военной муштры. Для музыки оставалось совсем мало времени, да и обстановка была не самая благоприятная: старшие воспитанники отгоняли от рояля — сосредоточиться было трудно. Потребность в музыке можно было удовлетворять только участием в кадетском хоре.

В 1895 Мясковского перевели в петербургский Второй кадетский корпус: это было связано с назначением Якова Константиновича преподавателем Петербургской Военно-инженерной академии и с переездом всей семьи в столицу. Праздничные дни и каникулы теперь можно было проводить дома среди сестёр (старший брат умер), слушать игру и пение тётушки и принимать участие в домашнем музицировании. По настойчивой просьбе Николая был приглашён домашний учитель музыки, с которым они переиграли в четыре руки симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, пьесы Шуберта.



Когда в доме на некоторое время поселился двоюродный брат Карл Богданович Брандт — скрипач, игравший в одном из петербургских любительских оркестров, — Мясковский исполнял с ним пьесы и даже скрипичные сонаты Моцарта и Бетховена: это привило ему навыки ансамблевой игры. Только одно лето Николай учился играть на скрипке, но этого ему было достаточно, чтобы осенью записаться в симфонический оркестр кадетского корпуса. Возможно, это уже тогда дало ему возможность почувствовать для себя наибольшую притягательную силу именно симфонической музыки. В декабре 1896 Мясковский побывал на концерте, где знаменитый Артур Никиш дирижировал Шестой симфонией Чайковского. Высокий драматизм и трагедийные образы симфонии потрясли юношу. Мясковский начал брать уроки гармонии у Казанли, руководителя оркестра кадетов, и сделал первые попытки сочинять, позже оценённые им самим как «довольно косноязычные».

Окончание кадетского корпуса и почти автоматический перевод в Военно-инженерное училище определили дальнейший этап в военной карьере Мясковского. Николай пытался внушить отцу свою уверенность в том, что его призвание — музыка, но Яков Константинович уговаривал сына не бросать военное образование, приводя в пример Бородина, Кюи, совмещавших служение музыке с далекой от неё деятельностью, и обещал всячески помогать развитию склонности сына.

В 1902 году Мясковский окончил курс обучения и получил ди плом военного инженера. После недолгого пребывания на службе в сапёрной част и в Зарайске его перевели в Москву. Перед отъездом на место назначения Мясковский обратился к Римскому-Корсакову с просьбой порекомендовать кого-нибудь в Москве для занятий композицией. Тот, отлично помня свой трудный путь к любимому искусству, незамедлительно ответил на письмо молодого инженера, порекомендовав обратиться к Танееву. Мясковский постеснялся показать Танееву свои сочинения, назвав их «бреднями». Не имея возможности определить степень подготовки молодого человека, Танеев решил, что надо начать с азов, и направил его для занятий гармонией к Глиэру. С января по май 1903 Мясковский занимался с Глиэром и прошёл весь кур с гармонии. Это был период напряжённейшего труда: посвятив несколько часов музыке днём, Николай Яковлевич потом ночами сидел над служебными заданиями. 6 мая 1903 на последний урок по гармонии Мясковский наконец принёс Глиэру свои сочинения.

Хлопоты генерала Я. К. Мясковского о переводе сына поближе к дому увенчались успехом: в начале 1904 Николай Яковлевич получил назначение в 19-й сапёрный батальон под Петербург. Но решение готовиться к поступлению в консерваторию, хотя бы вольнослушателем, было принято им твёрдо, и это определило весь уклад жизни молодого инженера. Занятия теорией Мясковский, по совету Глиэра, продолжал под руководством И. И. Крыжановского, ученика Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай Яковлевич черпал опыт от обеих композиторских школ — московской и петербургской, одновременно. Три года Мясковский изучал у Крыжановского контрапункт, фугу, форму и оркестровку.

Летом 1906 Мясковский решился втайне от военного начальства сдавать экзамены в Петербургскую консерваторию. В качестве экзаменационного сочинения он представил до-минорную Сонату. Его экзаменаторами были Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов — позже они стали его учителями.

В первый же год обучения в консерватории завязалась дружба Мясковского с юным Сергее м Прокофьевым (он был на 10 лет моложе), покорившим его тем, что умел бойко читать с листа. Началось их регулярное совместное музицирование. Вскоре Прокофье в стал показывать Мясковскому все свои новые сочинения, просил высказывать своё мнение о темпах и разных других тонкостях, а также придумывать пьесам названия. Их дружба, завязавшаяся в годы обучения в консерватории, продолжалась до последних дней Николая Яковлевича.

Весной 1907 Мясковский подал прошение об отставке и через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходимого лечения, он уже почувствовал себя почти профессиональным музыкантом. Первыми сочинени ями стали романсы на стихи Гиппиус. В консерваторские годы состоялся творческий дебют Мясковского-симфониста: Первая симфония для небольшого оркестра, написанная в 1908, впервые прозвучала 2 июня 1914 года.

За симфонией последовала оркестровая сказка «Молчание» (1909) по Эдгару По. Начиная работу, Мясковский писал Прокофьеву: «Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты — Мрак и Ужас» . Очень близка к ней по настроению и симфоническая поэма «Аластор», созданная через три года после «Молчания». Сказку «Молчание» Асафьев считал первым зрелым произведением Мясковского, а в «Аласторе» отмечал яркую музыкальную характеристику героя, мастерство разработки и исключительную выразительность оркестра в эпизодах бури и смерти.

Николаю Мясковскому исполнилось тридцать лет, когда он в 1911 году «тихо», по собственному определению, закончил консерваторию, показав Лядову два квартета. Весной того же года состоялось знакомство Николая Яковлевича с дирижёром К. С. Сараджевым, который стал первым исполнителем многих его сочинений и сыграл большую роль в жизни композитора. 12 июня 1911 года на летней эстраде в Сокольниках состоялось первое исполнение «Молчания».

В августе 1911 началась музыкально-критическая деятельность Мясковского. Он принимал самое активное участие журнале «Музыка», выходившем в Москве под редакцией В. В. Держановского. На страницах журнала за три года было напечатано 114 его статей и заметок, посвящённых музыкальной жизни Петербурга и новинкам российской и европейской музыки. Держановский и его жена, певица Копосова-Держановская — прекрасная исполнительница романсов Мясковского — стали его очень близкими друзьями.

Начавшаяся мировая война надолго отвлекла Мясковского от творческих планов. В первые месяцы войны он был призван в армию и два года провёл в чине поручика сапёрной роты на передовых позициях австрийского фронта. Он пережил и наступательные операции, и «стремительное обратное бегство через Галицию в Польшу», и «жуткое продвижение через Полесье». В 1916, после контузии под Перемышлем, Мясковский был переведён на строительство крепости в Ревель (ныне Таллин). Пребывание на фронте, общение с людьми, с которыми он прошёл войну и встретил Октябрьскую революцию, дали ему новые художественные впечатления, которые нашли выражение в Четвёртой и Пятой симфониях, сочинённых за три с половиной месяца — с 20 декабря 1917 года по 5 апреля 1918-го.

В 1918 Мясковского перевели в Москву, где он с тех пор жил постоянно. В армии Николай Яковлевич прослужил до конца Гражданской войны (1921). В 1919 он был избран в бюро «Коллектива московских композиторов» и параллельно работал в Музсекторе Государственного издательства, а в 1921 стал профессором класса сочинения в Московской консерватории, где работал до конца жизни.

Круг московских знакомых Мясковского расширялся. С 1919 он стал постоянным участником «музыкальных бдений» у Ламма. Даже в самые трудные годы у него дома устраивались домашние концерты, для которых Павел Александрович мастерски делал фортепианные переложения произведений. В доме у Ламма в его переложении впервые прозвучали почти все симфонии Николая Яковлевича.



Ни один замысел Мясковский не вынашивал так мучительно и долго, как Шестую симфонию. В начале 1921 он сделал наброски. К лету 1922 они были доработаны, и в Клину, в доме-музее Чайковского, куда Мясковский был приглашён летом 1922 вместе с Ламмом и его семьёй, композитор начал инструментовку симфонии, партитура которой была завершена в 1923. Шестая симфония — самое сложное, многоплановое и монументальное произведение Мясковского. Первое исполнение состоялось 4 мая 1924 в Большом театре под управлением Голованова. Сочинение произвело колоссальное впечатление на музыкальную общественность. Критика тех лет высоко оценила его, отметив значительность и мастерство воплощения замысла.

Во второй половине 1920-х годов Мясковский не раз подвергался резкой критике пропагандистов «пролетарской культуры». В 1926 сторонники «агитационной музыки» в открытом письме обвинили Николая Яковлевича и его коллег в чуждой идеологии, а за рубежом в эти годы его произведения завоёвывают популярность. Леопольд Стоковский, исполнивший Пятую симфонию в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке в январе 1926, берётся сыграть и Шестую. Пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих цюрихских концертов Четвёртую сонату. Кусевицкий, через Прокофьева, просил у Мясковского нотный материал ещё не изданной Седьмой симфонии, так как хотел исполнять её в Париже. 24 января 1926 года в первом симфоническом концерте современной русской музыки в Праге были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковского, причём последняя была премьерой. Дирижёра Сараджева вызывали тогда семь раз, а Шестая симфония произвела такое впечатление, что публика вообще не хотела отпускать его с эстрады. Прокофьев уговоривал Мясковского встать за дирижёрский пульт для исполнения своих сочинений, но он, хотя и начинал брать уроки у Сараджева в 1924, в силу скромности характера и требовательности к себе предпочитал оставаться в тени.




В 1930-е разворачивается общественно-музыкальная деятельность Мясковского. С его именем неразрывно связывается московская школа советских композиторов. Через класс Николая Яковлевича в Московской консерватории прошло более 80 композиторов, среди которых были: Галынин, Кабалевский, А. Ф. Козловский, Мосолов, Мурадели, Пейко, Половинкин, А. И. и К. С. Хачатуряны, Б. А. Чайковский, Шебалин, Эшпай. Мясковский продолжает работать в редколлегии академических изданий русских композиторов-классиков.

После Десятой симфонии (1927), навеянной «Медным всадником» Пушкина, Мясковский стремился к «некоторому просветлению стиля» и, под воздействием окружающей обстановки, пытался работать в жанре массовой песни, что давалось ему нелегко. Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии увидели свет в 1932. В конце 1934 почти одновременно — в Москве (Гинзбург) и в Чикаго (Сток) — прозвучала новая Тринадцатая симфония. Осенью 1935 Шерхен исполнил её в Винтертуре (Швейцария). Четырнадцатую симфонию Мясковский постарался сделать более светлой и динамичной. Сам композитор назвал её «довольно бесшабашной вещицей», но отметил, что в ней есть «современный жизненный пульс». Критика отмечала ведущее значение народно-песенного начала в 14-й и 15-й симфониях, хотя последняя и не содержит ни одной подлинной фольклорной темы. Здесь речь шла о «претворении русской песенности в оригинальных темах автора, о национальном почвенном характере музыки в целом» (Иконников).

Шестнадцатая симфония Мясковского — одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. Прокофьев, присутствовавший на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936 , когда она впервые прозвучала под управлением венгерского дирижёра Эугена Сенкара, писал в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой» .

В творчестве Мясковского наступил необычайно плодотворный период. За четыре предвоенных года было создано пять симфоний, два Струнных квартета, Концерт для скрипки с оркестром, а также фортепианные пьесы, романсы и песни. Мясковский первым из советских композиторов создал симфонию для духового оркестра (№ 19; 1939). Работа над ней шла в постоянном творческом общении с генералом И. В. Петровым. Знакомство с этим замечательным музыкантом — позже начальником Высшего училища военных дирижёров и Главным дирижёром Советской Армии — очень скоро переросло в большую сердечную дружбу, узы которой не слабели до последних дней жизни композитора..

Наибольшее признание получила Двадцать Первая симфония-элегия, «вобравшая в себя, — по словам Шлифштейна, — едва ли не самые характерные черты, присущие авторской индивидуальности». В 1941 году за неё Мясковскому присудили Сталинскую премия 1-й степени. Симфония приобрела популярность во всём мире.

Первыми сочинениями Мясковского в дни войны были два марша для духового оркестра. В августе 1941 года Николаю Яковлевичу пришлось покинуть Москву. С группой композиторов и профессоров Московской консерватории — среди которых были Ан. Н. Александров, Гольденвейзер, Ламм, Прокофьев, Шапорин с семьями — Мясковский был эвакуирован на Северный Кавказ. В Нальчике были написаны Двадцать Вторая симфония и Седьмой квартет и была начата Двадцать Третья симфония (на кабардинские и балкарские темы). Оркестровку этого сочинения Мясковский завершал уже в Тбилиси, куда после приближения линии фронта были эвакуированы деятели культуры.

Мясковский продолжал активно работать. В начале 1942 были написаны Сонатина, Песня и Рапсодия для фортепиано, а также Восьмой квартет и Драматическая увертюра. Подчинившись новому решению правительства, согласно которому эвакуированные из Москвы деятели культуры должны были переехать вглубь страны — в город Фрунзе (ныне Бишкек). Во Фрунзе Мясковский написал героико-патриотическая поэма-кантата «Киров с нами». Здесь до него дошло известие о смерти В. В. Держановского, скончавшегося в сентябре 1942 под Москвой.

Возвратившись в Москву в конце декабря 1942, Мясковский уже больше никогда её не покидал. Культурная жизнь столицы постепенно восстанавливалась. Возобновились занятия в консерватории, возглавить которую было поручено В. Я. Шебалину. В первый год после возвращения из эвакуации были написаны Девятый квартет, посвящённый 20-летию Квартета имени Бетховена, и Двадцать Четвёртая симфония памяти Держановского. Война подорвала здоровье Мясковского — он стал часто болеть. В эти годы он стал обращаться к старым произведениям, пересматривая и редактируя их; сочинил две фортепианные сонаты (Пятую и Шестую) по старым эскизам. Обширный список сочинений военных лет — включающий, помимо прочего, три симфонии и кантату «Киров с нами», — замыкает Виолончельный концерт, написанный осенью 1944 года. Этот концерт, превосходно исполненный замечательным виолончелистом Кнушевицким, прочно вошёл в репертуар многих исполнителей. Ростропович считал, что он входит в десятку лучших виолончельных концертов.



После окончания войны снова появилась возможность проводить летние месяцы на подмосковной даче Ламма (на Николиной Горе): здесь Мясковский работал наиболее плодотворно. Об интенсивности творческого труда композитора можно судить по перечню произведений, написанных в послевоенные годы.

Конец жизни Николая Мясковского пришёлся на один из самых страшных периодов в истории отечественной музыки. Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере В. И. Мурадели “Великая дружба”» от 10 февраля 1948, обвинившее Прокофьева, Мясковского, Шостаковича и нескольких других композиторов в формализме, и последовавшие за этим действия властей нанесли сокрушительный удар по симфонии и другим инструментальным жанрам. Мясковский встретил удар достойно: он не каялся, не признавал своих ошибок, а ответил молчанием и продолжил сочинять. Последние два года жизни он уединённо и напряжё нно работал в своей квартире в Москве (на Сивцевом Вражке) и на даче. В эти годы Мясковский написал несколько фортепианных сонат, Двадцать Седьмая симфония и Тринадцатый квартет, составил сборник вокальных произведений «Из разных лет».


В конце 1949 Николай Яковлевич был уже очень болен, но отложил операцию, на которой настаивали врачи, так как стремился привести в порядок свои последние сочинения и архив. В мае операцию всё-таки сделали, но было уже слишком поздно. Мясковский скончался дома 8 августа 1950 года в возрасте 69 лет, его похоронили на Новодевичьем кладбище недалеко от могил старших коллег — Скрябина и Танеева. На доме № 4 в переулке Сивцев Вражек, где Николай Мясковский прожил двадцать лет, открыта мемориальная доска, а Большой Афанасьевский переулок был переименован в улицу Мясковского (в 1993 возвращено прежнее название).

Симфония №26 (на русские темы) До мажор op. 79

Предпоследняя симфония Мясковского основана на древнерусских мелодиях.

«Сейчас я связался с очень трудной задачей — пытаюсь соорудить симфонию на материале русского демественного пения (XI —XII) в расшифровке В. Беляева. Тем мало, приходится все время досочинять… Содержание песен такое: «плач странствующего», «стих о Рождестве», «стих грозный». Два первых вышли у меня почти плясовыми».