После бала толстой план. Как составить план рассказа “После бала”

2. Бал у губернского предводителя.

а) Счастливый влюбленный.

б) Танец Вареньки с отцом.

3. Прогулка на рассвете.

а) Наказание беглого татарина.

б) Встреча с отцом возлюбленной.

в) Ужас и переживания героя.

4. Выбор молодого человека.

Рассказ «После бала» относится к поздним произведениям Л.Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что вариантов названий для рассказа у автора было несколько. В начале этого произведения Л.Н. Толстой поднимает вопрос, что нужно человеку для его совершенствования? Влияет ли окружающая среда на этот процесс? Через историю, которой поделился главный герой, Иван Васильевич, писатель пытается ответить на эти вопросы. Почему же рассказ называется «После бала»?

Историю можно разделить на две части: бал и то, что случилось утром. Писатель при построении сюжетной линии использует контраст. На балу – добродушные симпатичные хозяева, зал прекрасный, буфет великолепный и море шампанского. Главный герой, Иван Васильевич переполнен самыми радужными мечтами. Его волнует самая большая любовь в жизни – красавица Варенька. Девушка восхищает его, Ивану Васильевичу дорого даже перышко от веера любимой. Варя затмила всех женщин на балу. Мир кажется прекрасным, и молодого человека переполняют чувства. Ко всем окружающим искренний Иван Васильевич испытывал «восторженно-нежное» чувство.

Танец Вари с отцом играет большую роль в сюжете и служит кульминацией. Иван Васильевич восхищается стройным, крепким стариком и его грациозной дочерью. Толстой подчеркивает детали: у отца Вари старомодные сапоги. Вероятно, он экономит средства, чтобы иметь возможность наряжать и вывозить в свет дочь. Старик показался молодому человеку очаровательным. Юноша возвращается домой, он счастлив. Его «душа пела». Любовь не дает уснуть, и Иван Васильевич отправляется на прогулку.

Противопоставляя бал сцене наказания арестанта, писатель использует яркие художественные детали и эпитеты. Так, мелодия – «неприятная, визгливая», а музыка – «жесткая, нехорошая». Неузнаваем и отец Вари, который командует солдатами. У него «оттопыренная губа», злобный взгляд. Старик бьет по лицу слабосильного солдата. Спина арестанта, которого проводят сквозь строй и бьют, превращается в кровавое месиво. Бедный осужденный татарин корчится, вздрагивает, страдает.

Молодой человек, которому еще пару часов назад мир казался трогательным и прекрасным, потрясен. Писатель огромное внимание уделяет внутреннему миру героя. Теперь уже ужас не дает ему заснуть.

Рассказ называется «После бала» потому, что именно события утра имели решающее значение в судьбе молодого человека, поменяли его планы. Каждый раз, когда молодой человек смотрел на девушку – он представлял себе ее отца на площади. Иван Васильевич не стал заниматься военным делом и не женился на Варе. Тем самым, писатель возлагает ответственность за свою судьбу на самого человека и отвечает на вопрос, поставленный в начале произведения. После бала произошло знакомство молодого человека со страшной действительностью, крушение юношеских надежд. Вместе со своим героем Л.Н. Толстой не понимает, что заставляет человека проявлять жестокость по отношению к другим людям.

2. Герои рассказа на балу и после

В рассказе Льва Толстого «После бала» три главных героя: молодой человек Иван Васильевич, его возлюбленная Варенька, отец девушки Петр Владиславович. Второстепенные персонажи появляются в рассказе на короткое время. С их помощью автор подчеркивает контраст между событиями. Так, хозяйка бала – «добродушная», а кузнец, свидетель наказания, «сердито говорит». Лакея, брата влюбленный Иван Васильевич готов расцеловать.

Повествование идет от первого лица – влюбленного юноши. Этот положительный герой вызывает огромную симпатию. В молодом возрасте он «веселый, бойкий» и богатый. Состарившись, он остается уважаемым всеми. Главный герой описывает события давно минувшие, но оставившие огромный след в его жизни. В молодости герой был полон жизни, не знал зла и был способен только на добрые поступки. Его чувства к Варе – пылкие, восторженные, искренние.

Девушка милая, обаятельная. У нее сияющее с ямочками лицо, веселая улыбка. Особенно нравилась Ивану Васильевичу ее царственная осанка. Даже в 50 лет она осталась красивой. Несмотря на то, что чувства были взаимны – влюбленные расстались.

Иван Васильевич столкнулся с жестокостью отца Вари, которым восхищался еще пару часов назад. Большое внимание уделяется переживаниям героя. Он пересмотрел и свое отношение к девушке, и к планам стать военным. На балу отец Вари вызывал у присутствующих умиление и восторг. Этот очаровательный старик любил свою дочь. Петр Владиславович – «свежий, крепкий» с длинными стройными ногами. Сложен был прекрасно. У него румяное лицо, блестящие глаза, приятная улыбка. Петр Владиславович заслужил уважительное отношение со стороны молодого ухажера своей дочери. Во время танца на балу молодой человек объединил дочь и отца в единое целое. Все изменилось, когда парень встретил отца Вари после бала. Старик следил за наказанием беглого татарина и предстал перед молодым человеком в самом неприглядном свете. Петр Владиславович бьет по лицу малорослого солдата за слабый удар. После этого парень не смог по-прежнему относиться к Варе.

На протяжении всей жизни главный герой так и не понял, как люди могут быть благородными в светском обществе, и одновременно проявлять жестокость по отношению к подчиненным и другим людям. Через главного героя писатель выражает свое непринятие зла и двуличия.

3. Проблемы, которые затрагивает автор в рассказе «После бала»

В произведении «После бала» Л.Н. Толстой поднимает ряд острых социальных проблем. Одна из них – это телесные наказания в армии, которые часто применялись в России во времена писателя. Недаром, в основу произведения легли реальные события, которые в свое время потрясли Л.Н. Толстого. Автор называет это постыдное явление «дурным делом». Он вместе со своим героем удивляется, почему телесные наказания признаются в обществе «всеми необходимым»? У Ивана Васильевича вид окровавленного беглого солдаты вызывает ужас.

Второй вопрос, который писатель освещает в рассказе – это самосовершенствование. Зависит ли оно от среды, в которой человек живет? Какое влияние она оказывает на личность? Главный герой сталкивается с тем, каким разным может быть один и тот же персонаж в светской обстановке на балу и среди подчиненных ему людей. Молодой человек, незнакомый со злом, так и не смог понять, как может жестокий, вспыльчивый военачальник быть любящим отцом и одновременно почтенным гостем бала?

Иван Васильевич сделал свой жизненный выбор в соответствии со своими убеждениями и совестью. Собеседники называют главного героя уважаемым человеком. Он не стал военным и не женился на девушке, которую сильно любил. Настолько сильно потрясло его увиденное после бала. Писатель подчеркивает, что судьба каждого человека зависит от принимаемых им решений.

    • Читая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и […]
    • К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия. Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик - отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: "Отец Вареньки был очень статный красивый, […]
    • Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания […]
    • Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно». Иван Васильевич охарактеризован как «всеми уважаемый» человек, рассказывал он «очень искренно и правдиво». После такого установившегося […]
    • В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с […]
    • На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» - такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек. Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер. Почти все писатели […]
    • Одним из психологических моментов романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокое внимание писателя к чувствам и мыслям героев. Жизненный процесс и становится главной темой описания боя под Аустерлицем. Он показывает здесь личность человека так, что проступают неповторимые и единственные порывы души, которые и есть самое дорогое, и самое истинное в каждом из нас. И поразительнее всего то, что именно из этих многогранных деталей, из характерных подробностей создается реальная картина произошедшего. Жизнь и […]
    • Автор романа – эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстой поднимает очень важные жизненные вопросы: честь, верность родине, любовь, отношения между людьми… Очень важной темой является семья. В своём произведении Толстой раскрывает этот вопрос на примерах трёх семей: Ростовы, Болконские и Куранины. Но Ростовы более приближенны к эталону автора. Семья является фундаментом, основой в жизни человека, ценностью, которой нельзя пренебрегать. Уроки, умения, навыки и знания об окружающем мире мы приобретаем от родителей. […]
    • Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует. Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг. Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
  • План пересказа

    1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь.
    2. Описание бала. Влюбленность героя.
    3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции, жестокости отца Вареньки.
    4. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.

    Пересказ

    Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».

    Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями.

    Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.

    У отца Вареньки, полковника («очень красивый, статный, высокий и свежий старик»), такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.

    Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.

    После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.

    План

    1. Вступление

    2. Восторг

    3. Смятение

    4. Заключение

    Рассказ "После бала" описывает не события и исторические моменты, он раскрывает чувства, эмоции его автора, то, как стремительно могут нарастать и также быстро стихать невероятные душевные волнения главного героя - Петра Васильевича. О том, что жизнь человека, его мировоззрение может в миг изменить лишь один случай.

    Первая часть произведения повествует о бале. Рассказчик, красивый и достаточно состоятельный молодой человек приглашён на бал, где присутствует уже знакомая ему девушка Варенька. Автор описывает её очень восторженно, любая мелочь, будь то розовая лента на поясе, атласные туфли или ямочки на щеках упоминаются с таким обожанием, что улыбка невольно трогает читателя. Каждое её движение, предмет туалета, черта лица настолько трогательно обрисованы, что сомнений не остаётся - Пётр Васильевич не просто влюблён, он окрылён нежнейшим чувством.

    Отец Варвары представлен статным генералом, о нём автор говорит в очень уважительной манере с истинным почтением. Черты лица, стан, мундир, движения-всё в его облике вызывает у Петра неподдельное почитание. Хозяйка бала с "елисаветинским бюстом", лакеи, гости, инженер Ансимов-все кажутся влюблённому юноше лучше и красивее.

    Во второй части рассказа Пётр Васильевич испытывает смятение, отодвинувшее восторг на задний план. Автор становится свидетелем сцены потрясшей его до глубины души. Не только сам факт избиения татарина, его спина, больше похожая на разноцветный лоскут, но и жёсткость генерала, ударившего по лицу солдата, наносившего слабые удары арестанту, стали предметом раздумий главного героя. Теперь уже не перчатка Вареньки, а мольбы "Ребятушки, помилосердствуйте" и гневное "Я тебе помажу"занимают мысли Петра.

    Больше нет трогательного отца, танцующего кадриль, теперь это властный военный. В ушах не звучат аккорды мазурки и вальса, только барабанная дробь и звуки флейты не дают уснуть встревоженному сознанию. Не возможно понять, что более потрясло автора: измождённый татарин с окровавленным торсом; усердие большинства солдат, с которым они безжалостно истязали человека; или бездушие командующего этим трагичным действом. Пётр Васильевич не стал любить Варвару меньше, но душу его уже занимали совсем другие раздумья. Ему казалось, что он не знает чего-то, что позволяет генералу быть таким безжалостным. Именно это чувство недостаточной осведомлённости в тонкостях военного дела навсегда отбивает у него стремление пойти на службу.

    "После бала" заставляет читателя размышлять, но не сцены произведения становятся причиной тому, а собственный опыт. Ведь многим знакомо, насколько кардинально может изменить мировоззрение человека всего одно событие.

    Рассказ “После бала” небольшой, но рассказано в нем много, особенно о том как поражает главного героя резкая метаморфоза Ивана Васильевича.

    План составить можно такой:

    1. Иван Васильевич разговаривает со своими друзьями и гостями.
    2. Главный герой описывает прекрасную и юную Вареньку, которой был очарован с первых минут.
    3. Иван Васильевич танцует с Варенькой, потом она танцует с отцом полковником.
    4. Герой возвращается домой, но после танцев с Варенькой он не может уснуть, он мечтает о встрече.
    5. Рассказчик решает прогуляться, чтобы немного охладить свои чувства.
    6. На улице он видит страшную картину, бравый отец полковник приказывает высечь солдата.
    7. После этой жестокой сцены, чувства героя постепенно сходят на нет.

    Давайте составим небольшой план рассказа Толстого “После бала”, который может пригодится для последующего пересказа в учебном заведении:

    1. Разговор Ивана Васильевича с его собеседниками (друзья или гости).
    2. Иван Васильевич начинает свой рассказ.
    3. Молодость, любовь к Вареньке.
    4. Бал, танцы с Варенькой.
    5. Танец Вареньки со своим отцом полковником.
    6. Ужин, последний танец.
    7. Возвращение домой, не спится.
    8. Прогулка по улице, поле.
    9. Барабаны и флейта – мрачная музыка.
    10. Солдаты и офицер (отец Вареньки).
    11. Жестокое наказание беглого татарина – битье палками.
    12. Полковник бьет молодого солдата по лицу.
    13. Перемены в жизни Ивана Васильевича – отказ от службы, угасание любви к Вареньке.

    Попробуем составить примерный план рассказа Л.Толского “После бала” для пересказа:

    1. Воспоминания о прошлом в кругу друзей Ивана Васильевича.
    2. Описание Вареньки и чувств главного героя во время бала.
    3. Танец Ивана Васильевича с Варенькой и танец девушки с отцом полковником.
    4. Переживания Ивана Васильевича, которые не дают ему уснуть и прогулка.
    5. Ужасная сцена наказания солдата с участием отца Вареньки.
    6. Буря чувств в душе Ивана Васильевича и разочарование в девушке и ее жестоком отце.

    Касаемо плана к расказу Льва Николаевича Толстого- После бала, то лично я составил бы следующий план.

    • Общество друзей и интересные рассказы из жизни.Иван Васильевия начинает свой рассказ.
    • Описание бала и описание Вареньки, прекрасной девушки, дочери полковника. Иван Васильевич явно слегка увлечён Варенькой.
    • Танец Ивана Васильевича с Варенькой и танец Вареньки с отцом. Восхищения окружающих от гармоничности танца старого полковника с его юной дочерью.
    • После бала Ивана Васильевича переполняют эмоции, он не в силах совладать с наплывом чувств, ему не спится и он отправляется прогуляться.
    • Иван Васильевич невольно становится свидетелем ужасной сцены телесного наказания, когда солдата избивают до полусмерти целый строй других солдат.
    • Внезапно рассказчик узнаёт в офицере, который командует этой экзекуцией, полковника, отца Вареньки, танцевавшего с ней только-что на балу.
    • Иван Васильевич потрясён, он прерывает всякие отношения с Варенькой и решает, что никогда не будет служить в армии. Иван Васильевич- достойный человек.

    План рассказа (для пересказа) “После бала” Толстого сделаем так: разделим произведение на части и озаглавим каждую часть:

    1). Разговор о том, что влияет на человека.

    2). Иван Васильевич о воле случая.

    МБОУ «Большеберезниковская общеобразовательная школа»

    Провела: Зевайкина Н.М.

    2015 год

    Цели урока: отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

    Оборудование:

    • Н. Ге «Портрет Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация
    • Ход урока:
    • 1.Создание ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3)
    • - Добрый день, ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4)

    Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву первой фигурой в русской литературе.

    Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником Николаем Ге

    "Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника"

    На рубеже двух эпох Л.Н. Толстой создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был написан в 1903 году, а опубликован уже после смерти писателя в 1911году.

    Сюжетной основой рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем Николаевичем Толстым.

    Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец ее распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

    Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя. В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

    Композиция –

    Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?
    (Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)
    - Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
    Звучит вальс.
    На фоне мелодии
    учитель музыки:
    - В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

    На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

    Какие две сцены противопоставлены?

    В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой мспользует приём «рассказ в рассказе» с плмлщию этого

    Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?
    Ответы детей : торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.
    - Обратимся к тексту рассказа.
    Читается описание бала.
    - Какой танец описан автором более подробно?
    - Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала.
    У
    читель музыки:
    - Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

    Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Начало перекликается с концовкой. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
    Таким образом, в реплике героя как будто определена тема: «А я думаю, что все дело в случае». Такой «случай» и составляет сюжет.

    Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?
    - А зачем писателю понадобилась первая часть?
    - Как называется такой прием?
    (Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция). Экзекуция - порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.

    Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?
    (Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).
    Весь рассказ построен на контрастах - описание событий бала и после, психологическое состояние героев.

    ОБСТАНОВКА
    НА БАЛУ ПОСЛЕ БАЛА
    Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

    Для чего здесь используется этот прием?
    - Что помог передать контраст?
    III. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.
    – Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.
    (Ответы учащихся).
    – Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

    – Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?
    (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).
    – Почему герою все на балу видится в таких радужных красках ?
    (Он счастлив, влюблен).
    – Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
    (Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
    – А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.
    – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?
    – Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?
    – Что они ему несут?
    – Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?
    – Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскалбелых зубов). Что спрятано за этими словами?
    – На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.
    - За что полковник Б. бил солдата по лицу?
    – Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
    Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?
    Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?
    – Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?
    (Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).
    – Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?
    (Божеский).
    – В какой день разворачиваются все события?
    (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
    – Что за праздник Прощеное воскресенье?
    (Надо всех простить, надо покаяться).
    – Почему понедельник называют Чистым?
    (Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).
    – Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?
    («Братцы, помилосердуйте»).
    – Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?
    – Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?
    – Но мог ли полковник при этом поступить иначе?
    –Какие основные мотивы присутствуют в рассказе?
    (Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести)


    Писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев. Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях.
    IV. Подведение итогов урока.
    Какова идея рассказа «После бала»? (человек не может и не дол¬жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что соверша¬ется в мире)
    Что вас сегодня больше всего заинтересовало на уроке?
    Актуальна ли тема в наши дни?
    Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
    Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы.

    5.4. Обобщение.

    Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. (Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

    Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

    Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

    (Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

    5.5. Тест.

    6 . Итог урока.

    - А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

    (Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

    Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

    Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества

    Каждый выбирает для себя

    Женщину, религию, дорогу.

    Дьяволу служить или пророку –

    Каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе

    Слово для любви и для молитвы.

    Шпагу для дуэли, меч для битвы –

    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает по себе

    Щит и латы, посох и заплаты.

    Меру окончательной расплаты

    каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя.

    Выбираю тоже – как умею.

    Ни к кому претензий не имею –

    Каждый выбирает для себя.

    Все мастерство писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к окружающим.

    6. Задание на дом.

    Письменно объяснить название рассказа.