Мартин лютер краткая биография. Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика. Тезисов. диспут о прояснении действенности индульгенций

Лютер Мартин (1483-1546), богослов и политический деятель, глава Реформации в Германии, основоположник немецкого протестантизма (лютеранства).

Родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебане (Саксония). Выпускник Эрфуртского университета и магистр свободных искусств, Лютер в молодые годы неожиданно для многих оставил стезю светского учёного и постригся в монахи. Сделал он это, будучи уверенным в своей крайней греховности и устрашившись Божьего гнева. Лютер принял постриг в ордене августинцев, известном, с одной стороны, большой строгостью устава, с другой - богословскими «вольностями», частыми расхождениями с официальной церковной доктриной.

Лютер, человек талантливый, образованный и ревностный в вере, быстро выделился в среде братии. Став священником, он вскоре вернулся к научным занятиям - теперь уже теологическим. В 1512 г. доктор теологии Лютер занял профессорскую кафедру библейской истории в университете города Виттенберга. Упадок веры и дисциплины в Церкви, политика Папы Джованни Медичи (Льва VII), стремившегося прежде всего к власти над Италией и личному обогащению, вызывали у Лютера гнев. В конце концов он разочаровался в папской власти и возложил надежду в реформе Церкви на светских правителей. Кроме того, богословские занятия привели его к убеждению в ложности католического вероучения.

Лютер отверг доктрину благодати Церкви, возможность спасения через добрые дела. По его мысли, все люди равны перед Богом в силу первородного греха. Деяния святых были избыточны и не нужны для спасения, духовенство не имеет никаких преимуществ. Люди спасаются лишь силой искренней веры, которая сама есть дар Бога.

Лютер отвергал поклонение святым, иконам, реликвиям, требовал строгости и «дешевизны» Церкви, подчинения её светской власти.

Массовый выпуск Львом VII индульгенций (грамот, отпускающих грехи за деньги) дал Лютеру повод к открытому выступлению. В 1517 г. он написал 95 тезисов, в которых обвинил корыстного Папу в ереси. Вызов в Рим Лютер проигнорировал, а папскую буллу, отлучившую его от Церкви, сжёг при большом стечении народа на одном костре с ворохом индульгенций (1520 г.).
С этого момента он стал признанным вождём Реформации - движения за преобразование Церкви.

Отвергнув папскую власть, Лютер заручился поддержкой германских князей. Тем было на руку его стремление подчинить Церковь светским властям, передав в их волю назначение епископов.

Новый Папа Климент VII (Джулио Медичи), занятый войной за Италию с императором Карлом У, остался безучастен к немецким делам. Тяжесть борьбы с Реформацией пала на самого Карла - врага Папы, но истового католика.

В 1530 г. примкнувший к Реформации, однако близкий и к «людям Возрождения» немецкий теолог Меланхтон создал вместе с Лютером Аутсбургское исповедание веры. Император отверг его, что стало началом религиозной войны в Германии.

Масштаб разразившегося конфликта беспокоил Лютера. Он резко реагировал на появление новых лидеров Реформации, таких, как У. Цвингли, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин.

Лютер призывал союзных князей к расправе над этими «еретиками», возглавившими массовые восстания против существующего строя. К тому же Папа Павел III, вступивший на престол в 1534 г. при содействии Карла, взялся за борьбу с Реформацией всерьёз.

Лютер умер в родном городе 18 февраля 1546 г.
Гражданская война в Германии бушевала ещё почти десятилетие.

Этот человек знаменит прежде всего тем, что, даже не подозревая об этом, положил начало преобразованию, реформации религиозного мировоззрения германского народа в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Эти шаги привели Мартина Лютера, а именно о нем идет речь, к созданию абсолютно обособленной ветви христианства – протестантизму - которая сегодня исповедуется по всему миру. Будучи крестьянским сыном, он тяжело трудился, потому пошел учиться, но в один переломный момент понял, что его стезя – путь веры. Давайте разберемся, что это был за человек, как сложилась его судьба и какое наследие он оставил после себя потомкам.

Реформатор Мартин Лютер: биография сына крестьянина, ставшего рудокопом

Главный основоположник такого течения, как лютеранство (немецкий протестантизм), с ранних лет был человеком одаренным и творческим. В среде бюргеров (зажиточных жителей города) было принято давать детям образование. Отец будущего священника после изнурительного труда в медных шахтах разжился и стал считаться обеспеченным. Лютер начал светское обучение, которое закончилось для него принятием монашеского пострига (обета). В будущем он не только ревностно осуществлял все свои обязательства перед Господом, но даже получил сан священника. Все это случилось прежде, чем развращённое католичество, во главе с «первым ростовщиком» папой, стало ему глубоко ненавистным.

В возрасте десяти лет сам будущий монах Мартин Лютер, а также его приятели из горного городка Мансфельда, нашли способ не отправляться на шахты, чтобы подзаработать. Обладая чистыми мальчишескими голосами, они устраивали религиозные песнопения под окнами у зажиточных горожан и в имениях аристократов.

Кратко о немецком благословителе Реформации

С ранних лет Лютер понимал, что все его будущее зависит от Всевышнего. Его вера была чиста и непорочна, как первый снег. Именно потому, он выбрал своей стезей не светскую науку, а именно религиозное учение – теологию. Сперва он активно включился в изучение трудов святого Августина в Виттенбергском университете, одновременно стараясь получить степень доктора.

Поворотным моментом в карьере будущего реформатора стала командировка в Рим. Он отправился туда, даже не представляя себе, чем это может закончиться. Католический клир со всей своей развращенностью и стремлению к обогащению предстал перед ним во всей красе. На то время, кто такой Мартин Лютер, не знал еще практически никто, но вскоре его имя прогремело по всему миру.

В семнадцатом году шестнадцатого века папа Лев Х выпустил специальную буллу о продаже индульгенций (грамота с отпущением грехов), чего молодой монах уже не мог вынести. Он открыто выступил с жесткой критикой понтифика. Это вызвало в религиозной верхушке разброд умов, а закончилось преданием ученого анафеме (отлучение от церкви).

Возможно, проведенные в нищете и лишениях годы в ордене Августина, отложились в душе Лютера. Он призывал полностью отказаться от поклонения иконам, реликтам, святым и отверг доктрину Благодати. Более того, он не побоялся откровенно обвинить папу в ереси, за что и схлопотал самое страшное на то время наказание.

Всей своей жизнью этот расстрига-инок (он женился, вопреки обету) оказал такое влияние на христианство в целом, что последствия этого потомки видят сквозь прошедшие годы. Европа разделилась на два лагеря, там возникла альтернатива «загнивающему» католицизму, и это было, как глоток свежего воздуха после затхлых подземелий.

Семья будущего монаха

Отец реформатора, Ганс Лютер, родился в одной из немецких деревенек в семье крестьянина в пятьдесят девятом году пятнадцатого века. Семейство было многодетным и чрезвычайно бедным, потому из двенадцати ребятишек выжил лишь один. Обнищав до крайности, выбившись из сил, его родители решили перебраться в городок Лютерштадт-Айслебен в земле Саксония-Анхальт. Там были старые медные рудники и считалось, что каждый может заработать в шахтах на всю жизнь.

Труд был адский, условий никаких, проживать приходилось в бараках, а питаться как придётся, зато платили действительно по-королевски. Вскоре повзрослевший Ганс женился на простой и спокойной девушки Маргарите, которая десятого января 1483 года произвела на свет младенца. Мальчик был назван в честь деда по отцовской линии Мартином, тем более что на следующий день отмечался праздник одноименного святого.

После рождения малыша семейство решило переехать в небольшой, но живописный городок Мансфельд, где Лютер уже считался зажиточным человеком (бюргером). Заработанный собственными руками достаток отложился на самом Гансе, его супруге, а также маленьком Лютере. Праздность никогда не была в чести в этом семействе. Мальчишка, собрав таких же, как и сам сорванцов, ходил петь церковные хоралы для тех, кто готов был расплачиваться звонкой монетой за их ангельские голоса.

Детство и юность немецкого богослова

Ранняя характеристика Мартина Лютера свидетельствует о его склонности интересоваться вопросами религии и веры. В возрасте четырнадцати лет подростка решено было определить в школу, но не куда-нибудь, а в столицу земли Саксонской – город Магдебург. Там он поступил в школу францисканского ордена, который славился своим аскетизмом и воздержанностью. Через четыре года обучение было завершено, но родители настояли, чтобы сын отправился в Тюрингию в город под названием Эрфурт, где базировался университет. Отец желал видеть отпрыска юристом, не беспокоящимся о завтрашнем дне.

Прежде чем получать знания в правоведении, каждый абитуриент должен был пройти так называемый курс семи вольных искусств или наук. Они рассматривались, как подготовительная подоплека для постижения более серьезных дисциплин. Обучение включало в себя логику (диалектику), астрономию, физику, риторику, а также геометрию, и длился ровно четыре года.

К юридическим знаниям удалось подступиться только в пятом году шестнадцатого века. Приблизительно в то же время близкий приятель Лютера, Иоганн фон Штаупиц, стал викарием в Августинском ордене. Это произвело на парня неизгладимое впечатление. К огромному удивлению родителей, вскоре их сын тоже принял монашество, чем разочаровал отца до глубины души. Через год его пожаловали саном священника и окончательно должен был быть потерян для мира.

Конфликт с посредниками Бога: правдивый рассказ про Мартина Лютера

Этому человеку не было свойственно останавливаться на половине пути или возвращаться с намеченной дороги. Он решил посвятить жизнь изучению вопросов религии и веры и выполнил это, даже вопреки воле родителей. В восьмом году молодого священника командировали в Галле-Виттенбергский университет, который сегодня носит его имя, для преподавательской работы. Там он впервые с превеликим интересом ознакомился с трудами того самого святого Августина, в честь которого и был наречен орден. Он преподносил вечные истины студентам, но в то же время учился сам, приобретая новый багаж знаний, а заодно понимание несовершенства мира и собственной греховности.

Стоит узнать

В 1511 году священника, будущего доктора теологических наук и богослова, Мартина Лютера, послали в средоточие веры – древний город Рим. Он отправился туда решить организационные вопросы, но в итоге был просто поражен тем, что увидел. Духовенство высшего «эшелона» погрязло в разврате, чревоугодии, мздоимстве и прочих смертных грехах, да так, что и «макушки иных уже не торчали наружу». Согласно запискам самого Лютера в 95 положениях, все это свидетельствовало о разложении католицизма изнутри.

Индульгенции, суть тезисов и неминуемая анафема

С октября семнадцатого года папа Лев Десятый решил выстроить новый, помпезный и роскошный храм, но средства на это из собственного кармана тратить ему не очень хотелось. Потому он придумал действительно гениальный ход – выпустить специальную буллу (папский указ со свинцовой печатью), в которой разрешает продажу индульгенций (прощение грехов) за деньги. Фактически это было возможно и ранее, но не так откровенно, с дополнительными епитимьями (длительными молитвами, постами).

Это не могло не «взбесить» истинно религиозного персонажа. Что сделал Мартин Лютер, увидев такое вопиющее пренебрежение канонами веры? В октябре того же года он изложил все свои соображения по поводу происходящего на бумаге в 95 тезисах и даже отправил их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, а те уже «донесли» папе.

Это было не в новинку, индульгенции многие критиковали, однако тут священник вменял в вину понтифику не только нарушение законов человечности, но и прямой срыв церковных догм. В своих записях он говорил, что таинство прощения и отпущения грехов не может быть ограничено причастьем, а длится всю человеческую жизнь. Именно этими тезисами он подстегнул скорейший раскол христианства на романский католицизм и германский протестантизм. Реакция не замедлила проявиться – спустя три года папа Лев Х своим высочайшим указом отлучил Лютера от церкви, предав анафеме.

Борьба с папским засильем

Чтобы лучше разобраться, кем был Мартин Лютер, следует выяснить, как он отреагировал на это действительно страшное, а для многих и смертельное событие. Папскую буллу Exsurge Domine он публично сжег, разведя огромный костер во дворе родного Виттенбергского университета. Он откровенно шел на любой диалог, посетил организованный ради него Лейпцигский диспут, а затем и инициированный королем Карлом V Габсбургом Вормсский рейхстаг, где откровенно делился собственными богословскими взглядами.

  • Основными принципами спасения священник считал только Писания, веру и истинную благодать (sola fide, sola gratia et sola Scriptura). Он первым объявил, что человеку для общения с Богом не нужны никакие посредники (епископы, церкви), а также призвал божью благодать и на мирские дела, а не только на религиозные. Главным можно считать посыл, что спасение может быть дано исключительно через веру, но никак не через церковь.
  • После рейхстага у короля, Лютера признали еретиком, но потом, по пути оттуда, его выкрали и заперли в замке Вартбург. Там он начал собственный перевод Библии на немецкий язык, не без помощи друга и соратника Каспара Круцигера. Считается, что мужчинам в этом огромном старинном сооружении являлся (мерещился?) сам Сатана.
  • К этому же и более позднему периоду относится составление немецкого репертуара протестантов для религиозных песнопений. Ведь не важно, на каком языке проводится богослужение, главное, чтобы исходили мотеты (лат. motetus) и хоралы из самых глубин сердца.
  • Регулярно можно было услышать выступления Лютера, идущие вразрез с антагонистами Реформации. К примеру, он часто бывал в Йене. Там весной тридцать второго он произнес горячую речь в храме святого Михаила, адресованную врагам.

Громкий, рокочущий и не терпящий никаких отговорок протест Мартина Лютера, реформатора и подвижника, до неузнаваемости изменил старую Европу, разделив ее на две противоборствующие части. Великий немецкий историк, социолог и философ, мастер политэкономии Максимилиан Карл Эмиль Вебер утверждал, что именно проповедь этого человека дала толчок зарождению капитализма и Нового времени, что стало связующим звеном меж Средневековьем и Новейшей историей.

Примечательно, что, согласно социологическим опросам, именно Лютер стоит на втором месте в рейтинге самых великих немцев, чуть уступив федеральному канцлеру двадцатого века Конраду Аденауэру и слегка обогнав идеолога коммунизма Карла Маркса. Нельзя обойти вниманием и еще один момент – антисемитизм Мартина, который многие нашли в его труде «О евреях и лжи». Некоторые считают, что это было просто веянием времени, но другие, к примеру, известный немецкий писатель и социолог Даниель С. Грубер, называют этого человека чуть ли не теологом Холокоста. Даже Адольф Гитлер печально известную «Ночь разбитых витрин» («Хрустальную ночь») посвятил Мартину Лютеру.

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги - это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

Родился известный христианский богослов и реформатор 10 ноября 1483 года в семье крестьянина, Ганса Лютера, в Айслебене, Саксонии. Отец тяжело работал на медных рудниках, чтобы прокормить семью, но после рождения первенца, перевез родных в Мансфельд, где стал по-настоящему зажиточным бюргером (горожанином).

Мартин Лютер начинает свое обучение в 14 лет (в 1497 году), поступив в францисканскую школу в Магдебурге . Подрабатывал пением под окнами набожных вельмож. В 1501 году поступает в университет в Эрфурте по наставлению родителей – в те времена поколение бюргеров пытались дать детям лучшее образование. В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра свободных искусств , которая открыла бы ему путь к изучению юриспруденции по желанию отца, однако, ослушавшись его воли, пошел в агустинский монастырь.

Основоположник лютеранства (немецкого протестантизма) был человеком талантливым с юных лет, но выбор карьерного пути охарактеризовал, как осознание своей греховности, от которой был ему помог избавиться Августинский орден. В 1506 году принял монашеский обет, а через год высветился в священники. В 1508 году по направлению ордена начал преподавать в Виттенберском университете. Изучал работы святого Августина. Параллельно получал степень доктора теологии. В 1511 году поехал по поручению в Рим, после чего взгляды его кардинально изменились. Увидев развращенность католического клира, задумался об ощущении греха, переживает духовный кризис. К оформившемся в последствии взглядам Мартина Лютера привела работа и внутренние поиски.

Читает курс лекций:

  • o О «Сентенциях» Петра Ломбарского (1509 год);
  • o О псалмах (153-1515 гг.);
  • o О послании к Римлянам (1515-1516 гг.);
  • o О посланиях к Галатам и Еврепям (1516-1518 гг.);

Детальное изучение Библии дало Мартину Лютеру возможность пересмотреть послание апостола Павла, после чего сформировалась почти что миссия Реформации: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством веры в Бога и тем, что Господь оправдывает нас посредством самой веры».

В 1517 году , после выпуска папы Левом Х буллы об отпущении грехов и продаже индульгенций, остро критикует католическую церковь. Отвергает доктрину Церкви о благодати, поклонение святым, реликтам, иконам. Возможно, именно нищенский Августинский орден и неприязнь к нововведениям Рима синтезировались в простоту богослужения.

В 1517 году выдал 95 публичных тезисов, обвинив Папу в ереси : «Священники – лишь посредники между человеком и Богом. Они должны направлять, показывать пример истинных христиан. Человек спасается не через церковь, а через веру». Получает буллу отлучения от Церкви, которую привселюдно сжег на одном костре с кипой индульгенций в 1520 году. В 1519 году озвучил согласие с тезисами Яна Гуса , чешского реформатора. В 1520 призывает общественность к борьбе с папской властью. В последующие годы Реформация Мартина Лютера не была активной из-за изменения политической обстановки, однако остался на идеях христианской свободы, как свободы духовной.

Подвергается гонениям со стороны Рима – скрывается в Саксанском замке в Вартбурге. В 1525 году берет в жены монахиню , которая в последствие родила ему 6 детей. В 1530 к движению примкнул теолог Меланхтон, близкий людям возрождения деятель. Движение быстро распространялось, возникали новые центры под руководством Ж. Кальвина, У. Цвингли, Т. Мюнцера, которых Мартин Лютер не признавал и обращался к князьям-союзникам, призывая расправиться с неверующими, которые подымали массовые восстания.

В 1534 году началась серьезная борьба с Реформацией после вступления на престол Папы Павла III при содействии короля Карла. Мартин Лютер умер 18 февраля 1546 года в родном городе. Несмотря на неоднородность Реформации, по мнениям исследователей (Макс Вебер) именно она послужила толчком к зарождению капитализма, определив Новое Время. Лютеранская проповедь и дух Возрождения, гармонично соединились в деятели культуры, Мартене Лютере, расширив образование, музыку, общественные интересы после многовекового «папизма» и грубого католицизма.

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

470 лет назад умер родоначальник Реформации, изменившей западный мир, – Мартин Лютер

1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 – 18 февраля 1546 г.) – родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов.В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

3.Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации – Людер (Luder или Luider). Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого – «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование. Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума - ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, - то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».

Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн – как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два таинства – Крещение и Причастие, которые оно понимает лишь как символические действия, «возгревающие веру». При этом лютеране в Евхаристии видят в хлебе и вине напоминание о Голгофской жертве, но пресуществление Святых Даров отрицают. Они говорят только о невидимом присутствии Спасителя в Таинстве Евхаристии «в хлебе, с хлебом и под хлебом» (Лат.in pane, cum pane et usb pane, «Формула согласия»).

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.

Как пишет протоиерей Максим Козлов в книге «Западное христианство: взгляд с Востока»,«Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он в силу логической необходимости, отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем святых отцов и Вселенских соборов, то есть отверг все вселенское Священное Предание. Отвергнув же во имя личной свободы весь авторитет Церкви, Лютер тем самым дал полный произвол в делах веры, что привело к разделению и отпадению от Римской Церкви. Дав народу Библию на немецком языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место.

На заставке картина Антона фон Вернера. Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».

Кто такой Мартин Лютер? Что известно об этом человеке? Он перевел Библию на немецкий язык, основал лютеранство. Пожалуй, это все, что может сказать тот, кто не обладает глубокими познаниями в истории. В этой статье приведены не сухие сведения из биографии Мартина Лютера, а интересные факты из жизни богослова, изменившего сознание немцев более пятисот лет назад.

Происхождение

Мартин Лютер родился в 1483 году. Его отец — сын и внук крестьянина — трудился в поте лица, дабы прокормить семью. Ганс Лютер, будучи отроком, перебрался из деревни в город. Начал свой трудовой стаж с работы на медных рудниках.

После рождения сына 23-летний Ганс решил поменять обстановку - вместе с женой и ребенком он уехал в Мансфельд. В этом саксонском городе было немало рудников, но отец будущего реформатора начал жизнь с белого листа. О том, чем занимался Лютер-старший в Мансфельде, точных сведений нет. Но известно, что он сколотил солидное для выходца из крестьян состояние - более тысячи гульденов. Этим он обеспечил безбедное существование своим детям. А главное - смог дать в дальнейшем хорошее образование старшему сыну.

Несостоявшийся юрист

Мартин Лютер окончил францисканскую школу, после чего поступил в университет Эрфурта. К тому времени его отец уже принадлежал к третьему сословию — сословию зажиточных бюргеров. Представители этого социального слоя в начале XVI века стремились дать своим сыновьям неплохое образование и, желательно, юридическое. Не отличался от прочих бюргеров и Ганс Лютер. Сын непременно должен был стать юристом, полагал он.

По тем временам, прежде чем приступить к изучению права, следовало пройти курс С этим Мартин Лютер без труда справился. В 1505 году, после получения степени магистра искусств, он начал изучать право. Но юристом так и не стал. Произошла история, которая радикально изменила его планы.

Монах

Прошло всего несколько месяцев после поступления в университет, и Мартин неожиданно разочаровал отца. Вопреки его воле он поступил в монастырь, расположенный в том же городе, что и университет. Что послужило причиной столь неожиданного решения? Есть две версии.

Согласно первой, молодой Мартин Лютер страдал от ощущения своей греховности, что его в конечном счете и вынудило вступить в Августинский орден. Согласно второй версии, однажды с ним произошел случай, который нельзя назвать невероятным - человек, изменивший историю христианской церкви, попал под обычную грозу и, как ему тогда показалось, чудом выжил. Так или иначе, в 1506-м Мартин Лютер принял обет, а спустя год стал священником.

Доктор теологии

Августинцы не проводили дни и ночи исключительно в молитвах. Это были люди по тем временам очень образованные. Мартин Лютер, дабы соответствовать ордену, в который его приняли, продолжил образование в Виттенбергском университете. Здесь он познакомился с трудами Блаженного Августина - христианского философа, богослова, одного из самых влиятельных христианских проповедников.

Прежде чем получить степень доктора теологии, Лютер занимался преподаванием. В 1511 году он уехал в Рим по поручению ордена. Эта поездка произвела на него неизгладимое впечатление - в Вечном городе он впервые узнал о том, насколько греховными могут быть католические священники. Именно в эти дни будущему доктору теологии пришла в голову идея о реформации церкви. Но до издания знаменитых тезисов Мартина Лютера было еще далеко.

В 1512 году Лютер получил степень доктора, после чего занялся преподаванием теологии. Но ощущение греховности и слабости в вере его по-прежнему преследовало. Он находился в постоянном поиске, а потому беспрестанно читал труды проповедников и кропотливо изучал Библию, пытаясь познать тайный смысл между строк.

Теория Лютера

С 1515 года он уже не только преподавал - под его контролем находилось одиннадцать монастырей. Кроме того, Лютер регулярно читал проповеди в церкви. На его мировоззрение оказало сильное влияние Послание Апостола Павла. Истинную суть этого послания он познал, уже став доктором теологии. Что же он понял из слов "первоверховного" апостола? Верующий получает оправдание благодаря своей вере, божественную милость - такая мысль посетила Мартина Лютера в 1515 году. И именно она легла в основу "95 тезисов". Мартин Лютер разрабатывал свою теорию около четырех лет.

В октябре 1517 года Папа Римский выпустил документ о продаже индульгенции. Составление "95 тезисов" и их обнародование позволили выразить критическое отношение к булле Льва X Мартину Лютеру. Кратко суть его идеи можно изложить так: религиозная доктрина способна погубить веру, а потому католическая церковь нуждается в реформации. С написания этого документа начинается история протестантизма.

Долгое время считалось, что Мартин Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге. Однако эту версию опроверг немецкий историк Эрвин Изерло.

При написании "95 тезисов" Лютер еще отождествлял себя с католичеством. Он выступал как поборник очищения церкви и защитник римского папы от недобросовестных исполнителей.

Покаяние не ограничивается отпущением грехов, оно заканчивается с восхождением в Царствие небесное - такая мысль изложена в одном из первых тезисов. Римский папа, по мнению Мартина Лютера, вправе прощать наказания, но только те, что он наложил своей властью на человека. В иных случаях он должен подтверждать прощение именем Бога. При этом реформатор полагал, что покоряться священнику - это обязательное условие, которое следует соблюдать для отпущения грехов.

Основатель протестантизма оправдывал папу, утверждая, что главные нарушения исходили от епископов и священников. В своей критике он первоначально пытался не задевать интересов папства. Более того, в одном из своих тезисов Мартин Лютер сказал, что тот, кто пойдет против главы католической церкви, будет предан анафеме и проклят. Однако со временем он начал выступать и против папства, за что навлек на себя немало бед.

Вызов католической церкви

Мартин Лютер критиковал христианские аспекты учения, но особенного осуждения с его стороны заслужили, конечно, индульгенции как средство от избавления грехов. Слухи о его тезисах распространились молниеносно. В 1519 году Мартина Лютера вызвали в суд. Незадолго до этого расправу совершили над идеологом чешской реформации Яном Гусом. Несмотря ни на что, Лютер демонстративно выразил сомнения в правильности католического папства.

Лев X, недолго думая, предал его анафеме, что по тем временам было страшным наказанием. Тогда Лютер нанес ответный удар - публично сжег папский документ, в котором говорилось о его отлучении от церкви, и объявил, что отныне борьба с католическими священнослужителями стала главным делом немецкого народа.

Папу поддержал Карл V. Испанский король вызвал Мартина Лютера на заседание рейхстага, где тот спокойно заявил, что не признает авторитета ни соборов, ни пап, потому как они противоречат друг другу. Следует привести знаменитую цитату основателя протестантизма. "На сем стою и не могу иначе" - это слова из речи Мартина Лютера.

Перевод Библии

В 1521 году был издан указ, согласно которому католическая церковь признала его еретиком. Он вскоре пропал и некоторое время считался погибшим. Позже оказалось, что его похищение организовали придворные Фридриха Саксонского. Они захватили реформатора в то время, как он направлялся из Вормса, а после заключили в крепость, расположенную вблизи Айзенаха. Когда Лютер вышел на свободу, он поведал своим единомышленником, что во время заточения к нему являлся дьявол. А затем, дабы спастись от нечистой силы, приступил к переводу Библии.

До Мартина Лютера главная книга в истории человечества доступна была не всем немцам, потому как далеко не каждый умел читать на латыни. Основатель протестантизма сделал Библию доступной для представителей всех социальных слоев.

Проповеди

В биографии Мартина Лютера, конечно, немало белых пятен. Известно, что он неоднократно бывал в Йене - немецком городе, который славится своими университетами. Есть версия, что он останавливался в 1532 году в одной из гостиниц инкогнито. Но подтверждений этой версии нет. Известно лишь, что в 1534-м он выступал с проповедью в Церкви святого Михаила.

Личная жизнь

Мартин Лютер был личностью неординарной. Много лет он посвятил служению Богу, но полагал, что на продолжение своего рода имеет право каждый. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. Они поселились в заброшенном монастыре августинцев. У Лютера было шестеро детей, но об их судьбе ничего не известно.

Роль Мартина Лютера в истории

Немецкий социолог Макс Вебер полагал, что лютеранские проповеди не только привели к реформации церкви, но и послужили толчком к зарождению капитализма. В историю Германии Мартин Лютер вошел и как основатель протестантизма, и как деятель культуры. Его реформы коснулись образования, языка и даже музыки. В 2003 году в Германии был проведен опрос, согласно результатам которого Мартин Лютер занимает второе место в списке величайших немцев. Первое занял

Стоит сказать, что перевод Библии стал важным вкладом в развитие немецкого языка. Ведь в XVI веке Германия представляла собой раздробленное государство, не имеющее единой культуры. Жители разных земель с трудом понимали друг друга. Мартин Лютер утвердил нормы немецкого языка, тем самым объединил соотечественников.

Исследователи нередко говорят об антисемитизме реформатора. Но понимают историки взгляды Мартина Лютера по-разному. Одни полагают, что нелюбовь к евреям была личной позицией этого человека. Другие называют его "теологом холокоста".

В начале своей деятельности Лютер не страдал антисемитизмом. Один из памфлетов он назвал "Иисус Христос родился евреем". Однако позже в речах Мартина Лютера появились обвинения в адрес иудеев за отрицание Троицы. Он начал призывать к изгнанию евреев и разрушению синагоги. В гитлеровской Германии отдельные изречения Лютера приобрели широкую популярность.

Память

Мартин Лютер умер в 1546 году в Айслебене. О нем написано множество книг и снято немало фильмов. В 2010 году немецкий художник Оттмар Херль создал скульптуру в память о Мартине Лютере. Она установлена на Главной площади Виттенберга.

Первый фильм об основателе протестантизма вышел в 1911 году. В 20-е годы в Германии была снята первая кинолента, посвященная Мартину Лютеру. Последняя картина об этой исторической фигуре вышла в 2013-м. "Лютер" - совместный проект США и Германии.

Мартин Лютер Кинг

Истории известен проповедник, чье имя созвучно с именем немецкого реформатора. Однако Мартин Лютер Кинг не имеет никакого отношения к происхождению протестантизма. Этот человек родился в 1929 году в США. Он был сыном пастора баптистской церкви. Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за права афроамериканцев.

Он при жизни был ярким оратором, после смерти стал иконой американского прогрессивизма - общественного движения, которое зародилась в США в первой половине XX века. В 1963 году он произнес речь, в которой выразил надежду на то, что когда-нибудь белокожие и чернокожие люди будут иметь равные права. Это стало важным событием в истории США. Речь называется «У меня есть мечта». Мартин Лютер Кинг был убит в марте 1968 года.