Звездные войны нестыковки. Пять доказательств, что «Звездные войны» - это религиозное и мистическое послание человечеству. Теория: Дарт Вейдер не такой злодей, скорее трус

Скоро будет уже три года с тех пор, как Расширенная вселенная «Звёздных войн» была объявлена «Легендами», а ей на смену пришёл новый единый канон. По прошествии этих лет автор «Мира фантастики» и давний фанат «Звёздных войн» с горечью констатирует, что новый канон ему, мягко говоря, не по нраву.

Он отправил расширенную вселенную на свалку

Та самая книга

Может, я неправильный фанат «Звёздных войн», но я (и не я один) полюбил далёкую-далёкую галактику не благодаря фильмам, а благодаря книгам. Холодным и мрачным апрельским днём 2001 года я приобрёл в книжном магазине симпатичный чёрный томик с многообещающим названием «Хэн Соло в Звёздном тупике». Я понятия не имел, кто такой Хэн Соло и что такое «Звёздный тупик», но название сулило авантюры и космические приключения, и я купился. Приобрёл одну книжку, следом ещё три, и ещё, и ещё…

Потом уже были кассеты с фильмами, которые в доинтернетную эпоху пришлось искать по всей Москве около года, премьера «Атаки клонов» и «Мести ситхов» в кинотеатрах, игра Star Wars Episode I на PlayStation, первый купленный номер «Мира фантастики» с Дартом Вейдером на обложке… Но началось всё с книг.

Я никогда не разделял Расширенную вселенную и фильмы. Для меня это были две части единого целого. Книги, комиксы и игры поддерживали во мне любовь к «Звёздным войнам» долгие годы после выхода «Мести ситхов», когда казалось, что киноистория «Звёздных войн» кончилась. Поэтому, когда сначала в сериале «Войны клонов», а потом и в новом каноне создатели моей любимой вселенной стали откровенно игнорировать ту её часть, благодаря которой я и полюбил «Звёздные войны», мне стало обидно.

Когда-то Расширенная вселенная была для фанатов таким же каноном, как фильмы. А теперь половины людей на этой картинке как бы не существует

Умом я понимаю, что «легендаризация» Расширенной вселенной была неизбежна. Сотни книг и комиксов, тысячи разработанных сюжетов существенно ограничивали творческий потенциал создателей нового канона. К тому же формально никто не запрещает возвращать элементы Расширенной вселенной в канон, как это сделали, например, с гранд-адмиралом Трауном… И всё же я недоволен.

В своё время Расширенная вселенная спасла «Звёздные войны», снова пробудив в людях интерес к саге. Она заслуживала более уважительного отношения. А фанаты, тридцать лет покупавшие истории по Расширенной вселенной, заслуживали узнать, чем кончатся похождения полюбившихся им героев, что будет дальше с Джейной Соло, Беном Скайуокером и Алланой Соло, каким будет последнее приключение Хана, Люка и Леи - и многое-многое другое.

Он неумело пользуется старым каноном

Старая Расширенная вселенная по-прежнему остаётся не только поставщиком идей и персонажей для нового канона, но и «дойной коровой» для владельцев. Книги и комиксы старого канона продолжают переиздаваться под плашкой «Легенды», некоторые их идеи находят своё отражение в новых книгах, комиксах и даже фильмах. Ну а гранд-адмирал Траун стал самым большим фансервисом за всю историю саги.

Когда Дейв Филони на конвенте Star Wars Celebration в Лондоне объявил о появлении Трауна в третьем сезоне анимационного сериала «Повстанцы», зал просто взорвался аплодисментами. Когда фанаты горевали о потерянной Расширенной вселенной, чаще всего в разговоре всплывало имя синекожего адмирала. Вернув его в канон, Филони одним махом получил новый кредит доверия от фанатов и избавился от главного источника их недовольства.

Вот только… Траун-то не тот!

Траун из мультсериала похож на Трауна из книг только тем, что синий

Формально в «Повстанцах» мы видим точно такого же персонажа, какого описывал Тимоти Зан. Синяя кожа, красные глаза, белая форма, титул, любовь к искусству, считается непревзойдённым тактическим гением… Но по факту за половину третьего сезона Траун так и не показал свою гениальность. С десяток серий он пытается справиться с неуловимой командой «Призрака», а результата нет как нет. Сценаристы «Повстанцев» просто не могут показать Трауна во всей красе - иначе сериал пришлось бы заканчивать уже на первой серии третьего сезона из-за смерти главных героев. Впрочем, невелика была бы потеря.

Он просто скучный!

С отменой Расширенной вселенной далёкая-далёкая галактика разом лишилась тысячелетий истории, сотен планет, рас, героев и событий. Взамен этого… не пришло ничего. Старый канон тоже строился не за один день, но он расширял мир, в нём были десятки историй, никак не связанных с фильмами или связанных лишь косвенно. Эти истории дополняли галактику, делали её живой и разнообразной, а главное - они были интересными!

Книги и комиксы нового канона как правило не расширяют вселенную, а лишь служат дополнениями к главному продукту - фильмам и сериалам. В Расширенной вселенной были приключенческие романы из серии X-Wing о бравых пилотах-истребителях, детективный триллер «Теневые игры», нуарная трилогия «Ночи Корусканта», собственная версия «Сердца тьмы» и «Апокалипсиса сегодня» - «Уязвимая точка», зомби-хоррор «Штурмовики смерти»…

С этих книг началась в своё время Расширенная вселенная

Новый канон ничем подобным похвастать не может. Здесь все книги - это или приквелы к чему-то, или новеллизации, или адаптации, а самостоятельные сюжеты в основном встречаются лишь в комиксах. И то большая часть комиксов посвящена промежутку между четвёртым и пятым эпизодами - эпохе, к которой в Расширенной вселенной обращались раз… пятьсот.

«Трилогия Трауна» Тимоти Зана в своё время заложила основы всего пост-эндорского периода Расширенной вселенной, рассказала о положении дел в галактике, ввела знаковых персонажей и познакомила читателей с одним из величайших злодеев Star Wars. «Последствия» Чака Вендига, которые должны были познакомить фанатов с пост-эндорским периодом в новом каноне, уступают книгам Зана по всем пунктам. Здесь нет ни галактического размаха, ни интересных и проработанных персонажей, ни логического объяснения, почему Альянс одержал победу. «Последствия» скучны и неинтересны, в то время как «Наследник Империи» до сих пор считается одной из лучших книг по «Звёздным войнам».

Он разделил фанатов

Этот значок теперь означает «То, что вы прочитаете, может быть круто, но не имеет значения для вселенной»

Часть фанатов спокойно отнеслась к «легендаризации» Расширенной вселенной, но вот остальные… Одни восприняли смену её статуса как повод объявить джихад новому канону. Они бойкотируют новую продукцию, пишут петиции в интернете и заваливают офисы Lucasfilm и Disney требованиями вернуть РВ в канон. Вторые, напротив, крайне придирчиво изучают в магазине каждую книжку и комикс: а вдруг это не новый канон, а «Легенды» и они случайно купят «напечатанные фанфики»? Для обеих этих категорий каноничность истории внезапно стала важнее её качества, и договориться между собой они не могут.

Он противоречит себе



Решение о «легендаризации» Расширенной вселенной Lucasfilm объяснили стремлением избежать противоречий между различными произведениями в будущем. Чтобы отслеживать противоречия, было создано специальное подразделение - Сюжетная группа. Но у неё ничего не вышло.

Уже в первых работах нового канона Люк дважды «впервые» пользуется телекинезом - в романе Кевина Хирна «Наследник джедаев» и комиксе Джейсона Аарона «Звёздные войны». В той же серии комиксов Люк находит дневники Оби-Вана Кеноби, где тот подробно описывает внешность Йоды, - как же Люк в пятом эпизоде не узнал будущего учителя? В романе Клаудии Грей «Потерянные звёзды» первой целью «Звезды смерти» становится Альдераан. А ведь к тому моменту «Изгой-один» уже находился в разработке, и сюжетная группа должна была знать, что у боевой станции будут и другие цели - Джеда и Скариф. В новеллизации «Мести ситхов» упоминается, что Депа Биллаба перешла на тёмную сторону во время событий романа «Уязвимая точка», а по комиксу «Звёздные войны: Кейнан» Депа до конца войны оставалась на стороне света и погибла после Приказа 66.

Он извратил главных героев саги

Хан и Лея заслуживают приз «Худшие родители Галактики». И приз должен быть в форме Кайло Рена

В Расширенной вселенной герои оригинальной трилогии тоже не идеальны. Лея и Хан потеряли двоих из трёх детей, причём старший сын перешёл на тёмную сторону и захватил власть над частью галактики. А Люк неоднократно терпел неудачи как учитель - на тёмную сторону перешла едва ли не половина его учеников. Но в РВ герои продолжали бороться за свои идеалы и держались друг друга. Да, у Хана был период, когда он тяжело переживал гибель Чубакки и на полгода ушёл из семьи. Но в итоге он вернулся к Лее, и дальше эта пара уже не расставалась.

А что мы видим в «Пробуждении Силы»? Как только запахло жареным, Люк и Хан как последние трусы свалили куда подальше, оставив Лею в одиночку расхлёбывать последствия. Настоящие джентльмены.

В нём есть Кайло Рен

Сценаристы «Пробуждения Силы», по сути, слепили Кайло Рена из трёх персонажей Расширенной вселенной. Падшему джедаю Джейсену Соло дали имя Бена Скайуокера и костюм Дарта Ревана

Я понимаю, зачем создателям был нужен образ Кайло Рена. Если Дуку, Вейдер и Гривус были уже сформировавшимися злодеями, то Рен ещё сравнительно молод, он запутался в жизни, он хочет отмежеваться от прошлого, доказать всем и в первую очередь самому себе, что он достойный внук своего деда.

Вот только подобное поведение оправданно, когда персонажу семнадцать. Кайло Рену, на секундочку, тридцатник. В этом возрасте мужчины, как правило, уже определились с жизненными целями и работают над их достижением. А этот всё ноет и ноет, как эмо-подросток. Нам предлагают посочувствовать сопливому ушастому слюнтяю, которого мы видим впервые в жизни и который только что на наших глазах зарезал лучшего персонажа в истории «Звёздных войн»?

Отчасти эта история позаимствована из Расширенной вселенной, где нам показали падение во тьму Джейсена Соло. Вот только Джейсена мы знали с рождения. Мы следили за его приключениями в буквальном смысле с пелёнок, видели, как он рос, мужал, терял друзей, набирался опыта и становился настоящим героем. Оттого его падение во тьму стало крайне болезненным ударом. К этому персонажу фанаты действительно привязались. А Кайло Рен… Кайло Рен в принципе не способен вызывать положительных эмоций.

Надо отдать должное Адаму Драйверу: он относится к своему персонажу с иронией

* * *

Если бы «легендаризация» Расширенной вселенной была обставлена по-другому, если бы списанию «в запас» подверглись не все элементы старого канона, а только те, что противоречили новым фильмам, новый канон можно было простить. Если бы его создатели предлагали больше интересных, оригинальных и просто хороших историй, к нему было бы гораздо меньше претензий. Однако в таком виде, как сейчас, он портит мою любимую вселенную.

Лучшее, что есть в новом каноне

Надо признать, даже в нынешнем каноне «Звёздных войн» есть несколько действительно стоящих вещей, сохранивших дух далёкой галактики.

«Изгой-один»


Вот такими и должны быть подлинные «Звёздные войны». Гарет Эдвардс идеально передал атмосферу оригинальной трилогии и мастерски вплёл в повествование свою собственную историю. Героев «Изгоя-один» было действительно жалко терять. Мы впервые увидели далёкую галактику такой мрачной, войну - такой жестокой, а повстанцев - такими неоднозначными. И это хорошо.

Удивительно, но написанный для подростковой аудитории роман оказался самым серьёзным и взрослым во всём новом каноне. Здесь есть действительно интересная история двух героев, чьи принципы неоднократно мешали им жить и любить. Здесь есть настоящие эмоции: любовь, обида, ненависть и стремление послужить отчизне. Здесь есть настоящий конфликт, здесь героям есть что терять, и они вынуждены принимать неоднозначные решения. А ещё Грей очень точно передаёт атмосферу далёкой галактики и крайне удачно вписывает свой роман в сюжет оригинальной трилогии.

Кирон Гиллен, Сальвадор Ларокка «Звёздные войны: Дарт Вейдер»


Промежуток между четвёртым и пятым эпизодами был очень подробно освещён в Расширенной вселенной. Однако в издательстве Marvel решили, что, раз старая РВ теперь не канон, можно окунуться в этот период с новыми силами. Из всех линеек Marvel именно «Дарт Вейдер» оказался самым интересным и интригующим дополнением к канону. Мы привыкли видеть Вейдера могущественным, но в этом комиксе он вынужден восстанавливать свои позиции, пошатнувшиеся после уничтожения Звезды смерти. А в этом ему помогает несколько крайне колоритных персонажей - чёрный археолог доктор Афра и пара боевых дроидов, эдакая тёмная версия С-3PO и R2-D2.

Предыстория «Изгоя-один» написана в лучших традициях Джеймса Лусено: это крепко сбитый политический триллер, повествующий о молодости Галена Эрсо и Орсона Кренника. Здесь есть множество интересных деталей и подробностей, а главное, Лусено между делом возвращает в новый канон целые пласты Расширенной вселенной.

Серия фильмов «Звездные войны» легендарна. Многие люди вдохновляются этой историей, видя в ней призыв к борьбе со Злом и несправедливостью, хотят подражать мудрым и сильным джедаям. Считается, что этот фильм подает хороший пример и учит различать, что есть хорошо, а что плохо. Но так ли это на самом деле? Видя эпичные сражения и лихие приключения героев, мы не думаем, для чего все это и к чему в итоге ведёт. Давайте абстрагируемся от зрелищных спецэффектов и захватывающих сюжетов и заглянем глубже, в область смыслов. Для этого проанализируем один из последних (на данный момент) фильмов серии - «Звёздные войны. Последние джедаи» .

Образ семьи

Начнем, собственно, с семейных ценностей и образа семьи . Что мы видим? Ни одной семьи в фильме нет. Да, есть отдельные персонажи, связанные кровными узами, но целостных семей нет. Почти все герои без роду и племени: мы не знаем, кто их родители, есть ли у них семьи, дети - по сюжету это вроде как не важно. Все, кого мы видим, - гордые одиночки, связанные «одной цепью и скованные одной целью». Было бы понятнее, если бы эти люди сражались, защищая свои семьи и близких, все то, что им дорого. Но этого нет. Борьба ради борьбы и абстрактных ценностей. Война дает смысл их пустой одинокой жизни: если борьба закончится, им некуда возвращаться, их никто не ждет. Семья, показанная в фильме, крайне неблагополучная. Лея Органа - лидер Сопротивления повстанцев, ведет борьбу против Первого Ордена, где ее сын Бен Соло занимает одну из ключевых должностей. Бен отрекся от своего рода и сменил имя на Кайло Рен, а также убил отца в предыдущем фильме. И теперь Лея вдова. У нее есть легендарный брат Люк, который ведет уединенную жизнь на далекой планете, отклоняя все просьбы о помощи. Теме семьи уделяется внимание еще в таком аспекте: Рей очень хочет узнать, кем были ее родители, и в итоге приходит к выводу, что это были рабы, которые продали ее ради денег.

Посыл: Друзья и соратники лучше семьи: они более надежные и верные, не предадут и всегда готовы прийти на помощь (в отличие от сомнительных родственников). Если же решаете связать свою жизнь с мужчиной, то детей лучше не рожать: непонятно, кем они вырастут и сколько зла могут принести. Детям же внушается, что им не нужны родители, ведь Рей прекрасно справлялась и без них, а Кайло Рен отрекся от своего рода (эти персонажи наделены Силой и очень привлекательны для подростков, хоть и представляют две разные противоборствующие стороны).

Формирование искаженных женских образов

Во Вселенной звездных войн не осталось женщин. Нет жен, матерей, хранительниц очага, прекрасных муз, зато есть воины, полководцы, механики. По сути, они не отличаются от мужчин. Только тела женские. Кто знает, может, если бы Лея справилась со своими женскими задачами, то ее сын не попал бы под влияние космического злодея Сноука. Тут, конечно, и отец должен был показывать пример, формировать правильные ценности. Но в фильме мы видим сильных воинственных женщин: возглавляет Сопротивление уже пожилая женщина Лея Органа, которой бы внуков нянчить; командир отряда штурмовиков - это женщина Фазма; новый молодой джедай, наделенный Силой - молодая яростная девушка Рей; при травме Леи капитаном становится женщина Эмилин Холдо; развернута сюжетная линия девушки-механика Роуз. Им всем некогда заниматься детьми, у многих женщин их еще нет, и, вероятно, никогда не будет. Им некогда строить отношения с мужчинами (если только это не заклятый враг).

Посыл: самое подходящее и достойное занятие для женщины - это борьба и война. Не стоит тратить свои силы на рождение и воспитание детей, ведь они все равно вырастают неблагодарными. Лучше быть напарником, боевой подругой, чем женой (а то останешься вдовой). Типично женские качества и умения уже устарели.

Отношение к старшим

Отсутствие уважения к старшим не только по возрасту, но и по статусу: учителям, командирам. И это выглядит как норма. Конфликт между Люком Скайуокером и Беном Соло подрывает доверие к учителям. Ближе к концу фильма Люк с призраком Мастера Йоды сжигают библиотеку джедаев как символ отказа от наследия предков и призыв двигаться вперед. Да, в конце фильма показано, что часть этих книг удалось вывезти на корабле, но ведь теперь это богатство больше не принадлежит храму джедаев. Это напоминает реальные исторические моменты с расхищением и поджогами великих библиотек. По Дэмерон постоянно нарушает приказы генерала Леи Органы, действует самовольно, отказывается подчиняться вице-адмиралу Эмилин Холдо, обвиняя ее в измене (хотя измены с ее стороны не было), разворачивает за ее спиной свою кампанию, в результате подставив остатки Сопротивления под удар. Так ведет себя «хороший» герой, которому мы сопереживаем.

В Первом Ордене мы видим воинскую иерархию и подчинение старшим, но об уважении речь не идет: просто подчинение более сильному и дальновидному. А при возможности Кайло Рен убивает лидера Сноука и занимает его место. Но Кайло - неоднозначный персонаж, и зрители тоже ему сопереживают. Таким образом, дисциплина и следование традициям в фильме показаны как что-то отжившее и негативное, ведь эти качества представляют неприятные персонажи Первого Ордена: генерал Хакс и армия штурмовиков. Рей, находясь в храме джедаев, все время так или иначе разрушает постройки. Не специально, но все-таки она это делает.

Посыл: опыт и знания предков уже устарели. Важно уметь действовать самостоятельно, импульсивно, даже если в результате таких решений могут пострадать другие. Две крайности: либо бездумно выполняешь приказы, как безликий штурмовик, либо яркая индивидуальность, которая никому не подчиняется. Говорится об ошибках предыдущего поколения джедаев, их недальновидности, к чему это привело.

Усиление противоречий между мужчинами и женщинами

Все основные противостояния в фильме - между мужчинами и женщинами. 1) Первый Орден, представленный в лице Сноука, Кайло Рена и генерала Хакса - Отряд Повстанцев под предводительством Леи Органы. 2) Те, кто наделен Силой: Кайло Рен и Рей, их взаимодействие, где находится место и борьбе, и сотрудничеству. Люк Скайуокер так и не покинул своего острова: сражаться с Реном он прибыл в астральном теле. 3) Финн, когда он пытается покинуть корабль, - Роуз, желающая предотвратить дезертирство. 4) Финн - Фазма. 5) Эмилин Холдо - По Дэмерон, отказывающийся подчиняться. Женщины в фильме показаны более смелыми, сильными, честными. Повстанцев возглавляет женщина и новый джедай тоже девушка. А на стороне Первого Ордена непонятное существо мужского пола и Кайло Рен, перешедший ко тьме.

Женские персонажи отдают жизни, чтобы спасти союзников (мужчины тоже, но акцент именно на женщинах: сестра Роуз и Эмилин Холдо), механик-женщина более надежная и верная. Мужские персонажи, даже положительные, в фильме выглядят менее надежными: По Дэмерон нарушает приказы, Финн не отличается верностью (испытывает чувства и симпатии к Рей, но в ее отсутствие увлекается Роуз). Предателем в фильме оказывается мужчина (мастер-взломщик). Когда Рей доверяется Кайло Рену, чтобы ему помочь, она в итоге попадает в ловушку.

Посыл: нельзя доверять мужчинам, женщине стоит быть сильной и самодостаточной, уметь самой за себя постоять.

Усиление противоречий между нациями и классами

Ярко показана ненависть обычных солдат к тем, кто разбогател на поставках оружия и живет в роскоши, богатстве. Хорошо известный прием: натравить народные массы на правящую элиту. И решение предлагается простое - все разрушить. «Как бы я хотела камня на камне не оставить от этого гадкого шикарного города», - говорит Роуз (по фильму это как бы благородный персонаж). Нас заставляют сопереживать повстанцам, бедным, рабам. Но все они вдохновлены очень примитивной идеей - разрушить то, что создано не ими. Как они собираются жить после этого, умалчивается. Прослеживается и заметное деление по нациям. Почти все положительные герои явной европейской внешности. Также есть афроамериканец Финн и китаянка Роуз, приключениям которых отведено значительное место в фильме (при просмотре эпизода с поцелуем этих двух персонажей возникает стойкое ощущение, что с политкорректностью в Голливуде явный перебор). Среди «злодеев»: инопланетный Сноук, генерал Хакс, напоминающий немецкого фюрера, а в отталкивающем персонаже предателя-взломщика зрители легко могут разглядеть представителя русской нации. В английской версии фильма он даже бросает слово «каторга» на «чистом» русском языке.

Посыл: существующий порядок плохой и его надо разрушить, нужно дать свободу угнетенным; дискредитация образа представителя русской цивилизации.

Стирание границ между тем, что хорошо, а что плохо

Не всегда в жизни можно однозначно отделить одно от другого, но все же есть ценности и нравственные ориентиры, к которым следует стремиться. Да, в фильме есть вдохновляющие примеры доброты, взаимопомощи, стремления к положительным идеалам. Но есть много моментов, когда положительные герои пользуются нечестными приемами. A la guerre comme a la guerre (на войне как на войне). В сражении Кайло Рена и Рей видно, что они могут свободно пользоваться световыми мечами друг друга. Оба персонажа привлекательны для молодой аудитории, таким образом, показывается, что нет большой разницы между «Светом» и «Тьмой». Да и зовут их очень похоже (девушка-джедай Рей и новый лидер Первого Ордена Рен), что вряд ли является простым совпадением. Эту же мысль подтверждает мастер-взломщик, указывая, что торговцы оружием вооружают не только Первый Орден, но и Повстанцев. Получается, все относительно. И в фильме нет выбора как такового между созиданием и разрушением. Выбор уже сделан за вас и сделан в пользу борьбы. Можно лишь решить, какую сторону принять в этой борьбе. Но в результате такого противостояния конфликт не только не решается, но и усиливается.

Посыл: выбор сводится к тому, на какой стороне сражаться и ради чего умирать. Нужно разрушить существующий несправедливый порядок (каким будет новый порядок, думать не нужно). Вместо созидания нового предлагается путь борьбы и разрушения. Один выход - революция. Либо полностью подчиниться существующему несправедливому порядку. Еще зрителям предлагают сопереживать злодею, показывая, что обстоятельства толкнули его на этот путь. И если в прежних частях злые ситхи и Дарт Вейдер были весьма страшными, то сейчас злодеи очень даже ничего выглядят: весьма привлекательно (кроме погибшего Сноука: он был отталкивающим).

Итого:

Под соусом возвышенных и благородных идей продвигаются и разрушительные ценности. Да, есть в фильме прекрасные идеи, которые вдохновляют. Но они служат привлекательным фоном и вкусным блюдом, в котором есть яд, и он перекрывает положительные моменты. Как ложка дегтя.

  • разрушение идеи семьи, женственности и материнства, искажение семейных ценностей;
  • смешение мужских и женских ролей, стирание различий между полами, идеи феминизма;
  • привлекательное изображение отрицательных персонажей, оправдание их поступков;
  • смешение представлений о том, что хорошо, а что плохо, сомнительные примеры для подражания;
  • направление положительных качеств людей на ложный путь: вместо созидания, распространения положительных ценностей людей призывают к безальтернативной борьбе, сопротивлению существующему порядку. А мы знаем, что в итоге это приводит лишь к усилению самой борьбы. Неважно, будут ваши симпатии на стороне Первого Ордена или же на стороне Повстанцев - это две стороны одной медали. Война, которая не заканчивается. Все новые и новые люди идут в топку этой борьбы. Будут новые джедаи, будет новый «Дарт Вейдер». Но в итоге все то же самое. Так, может, выход где-то в другой стороне?

— седьмая часть киноэпопеи «Звездные войны». Почти за 40 лет существования вселенная, созданная Джорджем Лукасом, стала объектом культа для миллионов поклонников и важнейшим явлением в мировой массовой культуре.

В странах СНГ герои «Звездных войн» не менее популярны, чем за рубежом, однако остаются те, кто-либо вовсе не смотрел фильмов Лукаса, либо смотрел урывками и мало что запомнил. Специально для них перед выходом новой части «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о «Звездных войнах».

Этот текст отвечает на базовые вопросы о шести фильмах Джорджа Лукаса. Он не касается версий, спорных моментов и сюжетных нестыковок, а также не рассматривает расширенную вселенную «Звездных войн».

«Звездные войны» и «Звездный путь» — это разные фильмы?

Правильнее сказать — разные вселенные. Star Wars и Star Trek — две крупнейшие медиафраншизы, и обе в каком-то смысле «про космос». На этом сходства заканчиваются. Если коротко, то «Звездный путь» — про нашу галактику в далеком будущем. События «Звездных войн», напротив, разворачиваются давным-давно в далекой-далекой галактике. «Звездный путь» — история о приключениях отважных исследователей новых планет. «Звездные войны» — эпопея о военном и политическом противостоянии внутри обширного сказочного мира, да еще и с элементами семейной саги. Star Trek — это в более строгом смысле научная фантастика, где главное — технический прогресс. Star Wars — фантастическая эпопея в космических (и не только) декорациях, в основе которой идея о Силе, волшебном по своей природе явлении. В массовой культуре «Звездный путь» и «Звездные войны» часто противопоставляют друг другу. У каждой вселенной масса поклонников, но людей, считающих себя одновременно фанатами обеих, значительно меньше. Вопрос, что лучше, не теряет актуальности на протяжении десятилетий.

А кто с кем воюет? Добрая Республика против злой Империи?

Нет. Галактическая империя — правопреемник Республики (как, например, Россия — правопреемник СССР). В первых трех частях рассказывается как раз о том, как из республики сделать империю: достаточно, чтобы харизматичный последователь культа темной стороны Силы (об этом — ниже) выиграл выборы в республиканский Сенат. Части под номер IV, V и VI (именно они выходили в 1970—1980-х годах) посвящены борьбе повстанцев против ига Империи.

Как могла вторая трилогия выйти раньше первой?

Первая трилогия — классические фильмы, выходившие c 1977-го по 1983-й. В 1999—2005 годах сняли еще три фильма, действие в которых происходит до событий, описанных в первой трилогии. Эпизоды саги пронумерованы по сюжету — то есть три серии первой трилогии получили порядковые номера IV, V и VI. Нынешний фильм, выходящий в конце 2015 года, стал седьмым как по сюжету, так и по порядку выхода.

Кстати, нумерацию эпизодов создатель «Звездных войн» Джордж Лукас придумал не сразу. Самый первый фильм, который по сюжету является IV эпизодом саги, был пронумерован задним числом — спустя четыре года после выхода.


Эпизод II: «Атака клонов» — второй фильм новой трилогии и пятая часть саги о «Звездных войнах» Фото: Lucasfilm Ltd.

А в каком порядке смотреть?

Правильного ответа на этот вопрос нет. Лучше всего — в обоих; по крайней мере, на это уйдет меньше времени, чем на споры, в каком порядке правильнее. Вообще, «Звездные войны» вполне можно оценить, не сильно вникая в сюжет. Знатоки вселенной Лукаса скажут вам, что сюжетных дыр и нестыковок в саге огромное множество, но от этого она не становится хуже. Единственное соображение в пользу просмотра в порядке выхода фильмов — после перегруженных современными спецэффектами приквелов оценить по достоинству олдскульные серии может оказаться немного труднее.

Все фильмы одинаково крутые?

О нет. Довольно популярный тезис: новая трилогия в подметки не годится классической. Это предубеждение разделяют многие поклонники «Звездных войн», в «Медузе» с ним согласны лишь отчасти. Сводный топ редакции выглядит так:

Эпизод V: Империя наносит ответный удар

Эпизод III: Месть ситхов

Эпизод IV: Новая надежда

Эпизод VI: Возвращение джедая

Эпизод I: Скрытая угроза

Эпизод II: Атака клонов

Откуда берется Сила? Кто такие джедаи?

Герои фильмов Лукаса описывают Силу как энергетическое поле, которое «связывает воедино всю Галактику». Источником Силы считаются микроскопические существа, которые содержатся во всех живых организмах. Способность чувствовать Силу определяется их количеством, однако умение контролировать Силу достигается только обучением. Зато она наделяет владельцев множеством полезных навыков — от умения манипулировать собеседником до способности метать молнии из рук. Сила представлена Светлой и Темной сторонами; каждый носитель Силы определяется с выбором стороны самостоятельно. Светлой и Темной сторонам служат, соответственно, два ордена — джедаев и ситхов. Эти организации часто сравнивают с рыцарскими и монашескими орденами средневековья.

А бывают злые джедаи?

Джедаи — это те, кто использует Силу во благо. В фильмах Джорджа Лукаса им противопоставлены ситхи, служители Темной стороны Силы. «Злой джедай» — оксюморон. При переходе на Темную сторону джедай становится ситхом.


Дарт Мол, владыка ситх и главный антагонист в фильме «Скрытая угроза» Фото: Lucasfilm Ltd.

Лазерные мечи — признак Силы? И вообще, зачем в космосе мечи?

Лазерный или световой меч — главное оружие джедаев и ситхов. Каждый рыцарь-джедай и владыка ситх сам создает свой меч в ходе обучения. Теоретически, чтобы размахивать им, сверхъестественных навыков не нужно, однако на практике умение владеть световым мечом достигается тяжелейшими тренировками, которые доступны лишь тем, кто умеет контролировать Силу. И джедаи, и ситхи обоих орденов используют световые мечи и как боевое оружие (считается, что меч «точнее и элегантнее» лазерного пистолета), и как церемониальное. Фактически, световой меч — знак принадлежности к ордену джедаев или ситхов.

Что касается космоса, то большинство схваток (в каждом эпизоде «Звездных войн» есть хотя бы один поединок на световых мечах) происходит либо на поверхности планет, либо на борту звездолетов или космических станций.

Правда ли, что цвет меча обозначает принадлежность к той или иной стороне Силы?

Цвет меча помогает определить принадлежность персонажа к Темной или Светлой стороне: в классических фильмах джедаи вооружены мечами синего и зеленого цвета, а ситхи — красного. Но цветовое деление было придумано исключительно для того, чтобы зрителям было проще следить за ходом поединков. Меч Люка Скайуокера в «Возвращении джедая» изначально тоже должен был быть синим, зеленым его сделали, чтобы он лучше выделялся на фоне неба. Все остальные цвета появились в приквелах. Мейс Винду, герой Сэмьюэла Джексона, получил фиолетовый меч — просто потому, что актеру захотелось быть заметнее.

Дарт Вейдер — главный злодей?

Дарт Вейдер — безусловно, самый узнаваемый персонаж франшизы и один из самых популярных. Вейдер — главный антагонист первой трилогии «Звездных войн» (частей IV, V, VI). Имя «Дарт» и красный цвет меча выдают в нем ситха, и на протяжении всех трех фильмов он разрушает планеты, безжалостно расправляется с нерадивыми подчиненными и внушает трепет всему населению Империи. Саму Империю часто сравнивают с нацистской Германией, а Вейдера с его армией штурмовиков и несколько истеричным характером называют ее фюрером (осторожно, юмор). Тем не менее, главным злодеем Дарт Вейдер все-таки не является. Во-первых, над ним есть император Палпатин, который когда-то и переманил Вейдера на Темную сторону Силы. Во-вторых, внутренняя борьба Дарта Вейдера является по большому счету главным конфликтом всей саги.

Спойлер! Величайший твист в истории Голливуда: в фильме «Империя наносит ответный удар» выясняется, что Дарт Вейдер — отец главного героя, Люка Скайуокера. До перехода на Темную сторону Вейдер был джедаем по имени Энакин. Приключениям Энакина Скайуокера посвящена трилогия-приквел: в ней рассказывается о том, как в результате серии душевных травм и физических увечий юный джедай превратился в закованного в черные доспехи ситха, которого мы все знаем и любим.

А хорошие — кто?

Главные герои первой трилогии — Люк Скайуокер и принцесса Лея Органа, контрабандист Хан Соло и его друг Чубакка (высокий и с ног до головы покрытый косматой шерстью), джедай Оби-Ван Кеноби, а также роботы R2-D2 (немного смахивает на пылесос) и C-3PO (напоминает Железного Дровосека). Харрисон Форд, игравший Хана Соло в классической трилогии, снова появится в этой роли в «Пробуждении Силы» — седьмой части, которая выходит в декабре 2015 года. Из положительных персонажей новой трилогии стоит отметить Джа-Джа Бинкса — хотя бы потому, что бедолагу все ненавидят.

Это омоновцы?


Кадр: Страница Ольги Цыковой / ВКонтакте

Нет. Это — штурмовики, основа армии Галактической Империи и символ ее мощи. Первыми штурмовиками стали солдаты-клоны, составлявшие армию Республики. В рядах имперских штурмовиков на разных этапах служат как клоны разных поколений, так и обычные люди — призывники. Имперский штурмовик — один из самых популярных образов вселенной Джорджа Лукаса.

Почему все джедаи выглядят как люди, а главный джедай похож на Чебурашку?

Вселенную Джорджа Лукаса населяет бесчисленное множество разумных существ. Например, эвоки (их не следует путать с вуки, в честь которых, кстати, назван главный вики-ресурс по «Звездным войнам» — «Вукипедия»). Джедаями и ситхами могут быть представители самых разных рас и видов — даже неизвестных науке, как в случае с магистром Йодой (который весьма отдаленно напоминает Чебурашку). Йода — один из самых могущественных джедаев и глава всего ордена, а в приквелах — еще и военачальник республиканской армии. Несмотря на небольшой рост, он не знает себе равных во владении световым мечом.

Как Хан Соло понимает Чубакку? Можно ли понять, что пищит R2-D2?

Чубакка разговаривает на языке вуки и понимает обычный язык. Хан Соло разговаривает на обычном и понимает язык вуки. Таким образом, говорить каждый может только на своем языке, но способен понимать собеседника. С дроидами сложнее: язык их общения полностью понятен только другим роботам. За исключением редких случаев, когда Люк Скайуокер понимает, что говорит R2-D2, для общения с ним нужен переводчик. Как правило, эту роль исполняет C-3PO.

Когда закончатся «Звездные войны»?

Судя по всему, нескоро. «Пробуждение Силы» задумано как первый фильм новой трилогии, а компания Disney, которая владеет правами на франшизу с конца 2012 года, обещает снимать новые фильмы до тех пор, пока люди готовы покупать билеты. По прикидкам журнала Wired это означает, что люди, успевшие сходить в кино на самые первые «Звездные войны», до финальной серии саги могут и не дожить. С другой стороны — Сила будет с ними всегда.

«Звездные войны» известны одним из самых эпичных сюжетных трюков всех времен. Речь, разумеется, о сцене из эпизода «Империя наносит ответный удар», в которой Дарт Вейдер сообщает Люку, что он его отец. Чтобы представить, какой эффект это произвело на зрителей-современников, можно посмотреть на . Этот сценарий был в «Симпсонах» и застолбил свое место в поп-культуре. За полтора месяца до премьеры седьмого эпизода на появилась фанатская теория, которая способна взорвать мозг не меньше: убедительнейшим образом она доказывает, что никчемный персонаж Джа-Джа Бинкс на самом деле является важнейшим в первой трилогии. Возможно, Джордж Лукас - не великий мастер диалогов вроде Квентина Тарантино (и его героиня в решающий момент без особой выдумки произнесет: «Энакин, я беременна»), но тщательное связывание всех узелков не подвергается сомнению даже критиками. Многие, в том числе писатель Сергей Лукьяненко, над изъянами в сюжетах Лукаса, но если брать во внимание тот факт, что вселенная Лукаса конструируется тщательнейшим образом, обладает огромным бюджетом и в ней ничего не происходит случайно, то многие вещи следует рассмотреть с особенно тщательно. Вот 10 наиболее убедительных фанатских теорий.

Джа-Джа Бинкс - верховный ситх

©LucasArts Entertainment

Джа-Джа Бинкс - это, наверное, самый ненавистный фанатам «Звездных войн» персонаж. Ему посвящено множество мемов и шуток, и все они подчеркивают его ничтожность. Любой истинный фанат «Звездных войн» обязан ненавидеть клоуна, который, как им кажется, был введен в сценарий «Звездных войн» в качестве неудачной шутки и приманки для зрителей младшего школьного возраста. Слишком глупый, слишком бессмысленный, слишком диснееобразный. Неловкий идиот, которому все время комически везет в любой битве и заварушке. Удивительно, с какой готовностью фанаты записали этого гунгана в категорию сюжетных нелепиц, которые следует просто стерпеть.

Прежде всего, давайте рассмотрим его способности, первую из которых он после появления на экране. Как насчет ? Если бы такое исполнил кто угодно другой, то мы сразу бы записали его в джедаи - но не Джа-Джа Бинкса, ведь к нему нельзя относиться серьезно. Теперь , в которой Джа-Джа вместе с Оби-Ваном и Квай-Гон Джинном нападает на дроидов, пленивших принцессу Амидалу. Гунган опять показывает себя дурачком, в решающий момент атаки зацепившимся за балкон. Любопытно, что, когда он приземляется совсем в другом месте, дроид все еще стреляет туда, где он должен был висеть. Люк применил в шестом эпизоде, когда Джабба решил казнить его. Но то ловкий джедай, а здесь дурацкий Джа-Джа - и зритель опять не обращает внимания. Окей, тогда вот вам . Джа-Джа убивает двух дроидов бластером, который держит в руке прицепившийся к его ноге третий дроид. Да, вы верно прочитали эту строчку. Но ведь он вроде как балбес, а значит, это случайность, так ведь? Кстати, зачем такого неумеху в принципе сделали генералом (!) перед битвой? Будете смеяться, но хватило всего в сторону генерала Бомбада. Точно таким же Джа-Джа убедил Галактический сенат покончить с демократией и передать всю власть императору. Подобные манипуляции сознанием способны проводить только джедаи - или ситхи.

В третьем эпизоде, когда джедаи уже безвозвратно поссорились с Империей, Джа-Джа все еще , но ведь это настолько никчемный персонаж, что никто не удивляется тому, что он является правой рукой главного злодея (или главный злодей - его правая рука). Джа-Джа всячески обслуживает интересы Палпатина, но до этого никому нет дела. Пересмотрите три первых эпизода, обратите внимание на поведение Джа-Джа, который всячески унижает джедаев исключительно за их спиной, и на моменты вроде того, когда он , - и вам придется взглянуть на его фигуру по-новому. Судя по всему, Джа-Джа обладает Силой и прекрасно умеет ею пользоваться, а его появление в сценарии никак нельзя списать на просчет Лукаса. Впервые такое подозрение появилось у Сета Грина, который шутливо обыграл теорию . Такое невозможно предположить на первый взгляд, но все факты убеждают: Джа-Джа - это Верховный ситх, аналог Йоды на темной стороне, доказательства чему мы увидим если не в седьмом, то в одном из последующих эпизодов.

Квай-Гон Джинн на самом деле ситх


©LucasArts Entertainment

Изначально Квай-Гон Джинн (в исполнении Лиама Нисона) предстает эдакой версией Оби-Вана Кеноби для трех первых эпизодов: мудрый, добрый, взрослый наставник, который в определенный момент мужественно погибает в схватке с крутым злодеем, чтобы дальше молодежь уже выкручивалась самостоятельно. Он настолько безупречен, что поклонники «Звездных войн» просто обязаны были нащупать его темную сторону, что они и сделали, оперируя вполне убедительными аргументами из сценария. Для начала известно, что Квай-Гон Джинн - ученик графа Дуку (но большинство зрителей даже не задается вопросом, как так вышло и что это означает). Именно он в обход Совета джедаев и Республики вносит решающий вклад в создание армии клонов, которая впоследствии - сюрприз! - наносит джедаям поражение и становится силовой основой Галактической Империи. Но главный его промах (или достижение?) - это Энакин Скайуокер: Квай-Гон Джинн знал лучше, чем кто-либо другой, как много страха и ненависти в душе будущего Дарта Вейдера, но все равно добился, чтобы того сделали джедаем (который совершенно ожидаемо уходит на темную сторону). Есть и другие примеры того, что даже если Квай-Гон Джинн был джедаем, то уж каким-то слишком недальновидным. Странным кажется и его путь Живой Силы, которым не следовал ранее ни один джедай (но которому с его подачи Йода, Оби-Ван и Энакин). Так что либо он никудышный стратег, либо ситх, во что верится легче. Как минимум это так называемый серый джедай, то есть джедай, который официально не перешел на темную сторону, но мечется между двумя силами в своих интересах (точно так же, как граф Дуку был серым ситхом) и уж точно действует не в интересах джедайского Совета.

Хан Соло обладает Силой


©LucasArts Entertainment

Хан Соло по умолчанию представлен обычным человеком, хитрым авантюристом, который скептически относится ко всяким джедайским штучкам. У него нет светового меча, и он не влезает в разборки джедаев и ситхов, но в других конфликтах демонстрирует нечеловеческую ловкость и . В искусстве пилотирования звездного корабля Хан силен настолько, что мог бы смело отправиться в вентиляционную шахту «Звезды смерти» вместо Люка Скайуокера: робот-переводчик C-3P0 предупреждает, что математический шанс пролететь сквозь поле астероидов равняется 3720 к 1, но Хан Соло лишь отмахивается от него и спокойно проводит «Тысячелетний сокол» сквозь смертельно опасную зону (бонусные трюки вроде прилагаются).

Можно было бы предположить, что герой Харрисона Форда - просто чертовски везучий сукин сын, но у Оби-Вана Кеноби на этот счет заготовлена программная фраза: «Мой опыт говорит, что ». При этом известно, что Хан Соло не верит ни в какую «Силу» и выглядит эдаким атеистом на фоне верующих (а на самом деле - знающих) джедаев. Свое мнение по этому поводу он в эпизоде «Новая надежда», в ответ на что удостаивается снисходительно-ироничного взгляда Оби-Вана Кеноби, который явно знает больше, чем мы. Скорее всего, Хан, один из самых разыскиваемых персонажей во Вселенной, всю жизнь пользовался Силой, даже не задумываясь об этом. В нем есть мидихлорианы, но он не тренирован. Поклонники «Звездных войн» сходятся на том, чтобы считать его «чувствительным к силе» (force-sensitive), что не равно джедаю, но хоть как-то объясняет потрясающее везение.

Татуин - идеальное убежище для Люка Скайуокера


©LucasArts Entertainment

У любого зрителя должен возникнуть логичный вопрос: какой смысл прятать сына Энакина Скайуокера под той же фамилией на той же песчаной планете, где родился отец? Это кажется бредовой идеей, которую можно смело списать на неувязку в сценарии, но в самом начале четвертого эпизода эта нелогичность проявляется еще раз: самые важные дроиды в Галактике, в одном из которых заложены секретные планы повстанцев, катапультированы принцессой Леей на Татуин. Но, вместо того чтобы преследовать их и перерыть близлежащую планету, Вейдер отправляет туда своих штурмовиков и предпочитает спокойно выпытывать данные из своей дочери (о последнем он, впрочем, еще не знает).

Очевидно, что он всячески избегает планету Татуин, и ключ к фобии кроется в диалоге из второго эпизода, в котором Энакин между делом Падме в том, что ненавидит песок. На Татуине он вырос в рабстве, там же от рук песчаных людей погибла его мать, а сам Энакин сделал первый шаг к темной стороне, в отместку азартно вырезав все племя вместе с детьми. С Татуином связаны самые травматичные детские переживания Дарта Вейдера, а переход на темную сторону означает путь наименьшего сопротивления. Неудивительно, что он не хочет бороться со своими страхами и возвращаться на эту планету. Оби-Ван знает об этом, так что сначала отправляет туда новую семью новорожденного Люка, а потом и сам селится там же как отшельник.

Действие на самом деле происходит в нашей Галактике

В начале каждого эпизода мы видим дисклеймер: «Давным-давно в далекой Галактике». Кажется, эту строчку мало кто воспринимает всерьез, да и с чего бы? Предлагаемые визуальные образы (особенно в современной трилогии) носят совершенно футуристический характер, а половина героев выглядят и ведут себя как самые обычные homo sapiens - вид, зародившийся на Земле. Но первое субъективно, а вот расположение вселенной «Звездных войн» в Млечном Пути также подтверждается ссылками из других научно-фантастических произведений. Например, действие «Звездного пути» происходит в нашей Галактике, и в двух эпизодах там упоминается родная для принцессы Леи планета Альдераан, в фильме «Звездный путь: Первый контакт» мимо невзначай пролетает «Тысячелетний сокол» Хана Соло, а в «Стартреке: Возмездие» можно заметить R2-D2. «Галактическая энциклопедия», содержащая основы знаний о нашей Галактике, связывает воедино цикл придумавшего ее Айзека Азимова «Основание», «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса и вселенную «Звездных войн» (пусть и на уровне официальных спин-оффов).

Намеки на родственность галактики есть также в видеоиграх и комиксах, но самым убедительным доказательством является спилберговский инопланетянин E.T. В фильме 1982 года тот видит на улице пригорода Лос-Анджелеса человека в костюме Йоды, : «Дом! Дом!» Спустя 17 лет в эпизоде «Скрытая угроза» Лукас шлет ответный привет: в Галактическом сенате. Во вселенной «Звездных войн» этот вид называется греблипсы (grebleips), и достаточно прочитать английское слово задом наперед, чтобы понять почему. Либо греблипсы стали единственным видом, который научился путешествовать между разными галактиками, либо дело во всех случаях происходит в нашей.

Приемных родителей Люка убили не штурмовики из армии клонов

Мы все помним эту : Люк возвращается домой и обнаруживает, что враги сожгли родную хижину и испепелили тела приемных родителей… Стоп. Во вселенной «Звездных войн» творится немало жестоких вещей, но вообще-то штурмовики армии клонов (которые как бы и сделали это в процессе поиска нужных им дроидов) не являются изощренными садистами. Это всего лишь простые солдаты, которые убивают выстрелами бластера. Версию о причастности песчаных людей отвергает сам Оби-Ван. Здесь налицо профессиональная работа безжалостного убийцы с мощным оружием, и далеко за примером ходить не надо: в ремастере четвертого эпизода 1997 года , что наемник Боба Фетт в это время тоже находится на Татуине. Окончательно все точки над i расставляет сцена, в которой Дарт Вейдер пристально смотрит на Фетта и формулирует следующий заказ: брать только живыми, . Ситуация настолько очевидна, что никаких сомнений по поводу личности убийцы родителей Люка быть не может. Вопрос лишь в том, почему мы не должны знать о том, что наемники становятся важным инструментом Империи.

Эвоки - племя злобных людоедов


©LucasArts Entertainment

Невозможно не любить милых мишек с лесистого спутника Эндора. Даже когда они, не разобравшись, пытаются поджарить Хана, Люка и Чубакку, мы списываем это на инфантильную глупость мохнатых существ, почитавших C-3PO за божество. А уж когда один из них начинает во время битвы оплакивать погибшего собрата, сердце зрителя окончательно растаивает. Эвоки отважно сражаются бок о бок с повстанцами и вместе празднуют победу. Во время пира один из них презабавнейшим образом отстукивает барабанную дробь на шлемах штурмовиков. В эйфории от хеппи-энда мы даже не задумываемся – а что, собственно, случилось с предыдущими владельцами этих шлемов и что именно празднуют эвоки? Уровень их развития едва ли позволяет предположить, что их целью было сотрудничество с повстанцами ради уничтожения «Звезды смерти» (как они вообще могут понять, что это за объект, если робота принимают за бога?). Зато победа принесла мишкам невиданное количество человеческого мяса. Остается только надеяться, что Люк и компания на этом банкете ели что-то другое.

R2-D2 обладает Силой


©LucasArts Entertainment

По умолчанию принято считать, что Сила происходит из мидихлорианов в биологическом организме, а значит, обладать ей могут только живые существа. Однако достаточно примера Живой Силы, чтобы понять: Сила вовсе не привязана к биологии. Теперь посмотрим на R2-D2. Определенно, королевским инженерам Набу удалось сделать самого мощного дроида во Вселенной. Он единственный участвует во всех битвах всех шести эпизодов и, надо сказать, весьма недурно сохранился.

Зачастую именно его действия становятся ключевым вкладом в победу. Свою первую гонку юный Энакин выигрывает на каре, построенном при участии R2-D2. Починить корабль в открытом космосе на огромной скорости? Взломать любую систему? Взлететь и поджечь противников, в конце концов? Сложно сказать, что не умеет R2-D2. Он всегда оказывается в самом пекле, в выполняющем ключевую миссию истребителе, рядом с самыми могущественными джедаями. Он участвует в джедайских тренировках Люка. В нем хранится самая важная информация, которую больше никому нельзя доверить. Мысленно уберите его из фильма, и вы обнаружите, что без R2-D2 не склеивается вообще ничего. Тот факт, что он прошел через все шесть эпизодов целым и невредимым, - еще один пример неправдоподобного везения. Но везения не существует, и поэтому самые горячие головы поклонников «Звездных войн» считают, что в нем хранится Сила отца Люка. Это, однако, слишком запутанная теория, поэтому мы просто будем считать, что главный дроид саги тоже является чувствительным к Силе (Force sensitive).

Чубакка - агент повстанцев


©LucasArts Entertainment

Представителя расы вуки, который двух слов связать не может, мы впервые встречаем в эпизоде «Новая надежда» в качестве эдакого мастеровитого домашнего животного Хана Соло. Вместе с хозяином он начинает играть на стороне повстанцев и, несмотря на свою подчеркнутую нелепость, вносит огромный вклад в их победу. Но если сам Хан Соло возник в сюжете IV эпизода ниоткуда, то у Чубакки есть бэкграунд: в приквелах он активно дружит с магистром Йодой и помогает тому ускользнуть от клонов. В компании Хана, Люка и Леи он, вообще-то, является самым осведомленным существом и единственным участником прошлых битв, но ведет себя так, как будто вчера родился. Вероятно, что на самом же деле в паре Хан Соло – Чубакка ведомым является первый, а Чубакка приводит его к цели, выполняя волю Йоды. Нам кажется, что Чубакка присоединился к повстанцам в четвертом эпизоде, но он всегда был одним из них. Это самый настоящий агент, который подтолкнул Хана к дружбе с Люком Скайуокером и спасению принцессы Леи, а значит, и к уничтожению «Звезды смерти».

Джедаи - вовсе не главные враги Империи

Существует немало теорий, объясняющих, что истинным злом в «Звездных войнах» являются вовсе не ситхи, а джедаи, но очевидно, что это уже извращение идей Джорджа Лукаса. Мы должны исходить из оригинальной посылки: темная сторона - это зло. Однако это не обязательно главное зло. Наивно думать, что мегаломанское супероружие типа «Звезды смерти» Палпатин строил ради уничтожения джедаев - он почти справился с этой задачей и без пушки размером с планету. Критики и любители «сильной руки» справедливо указывают, что джедаи как минимум не улучшили положение дел в Республике; их бездействие привело к коррупции, бюрократии, социальному неравенству и полному упадку обороны. Палпатин захватил власть не ради удовольствия расхаживания в одиночку перед окном с видом на космос. Никаких бонусов, о которых можно фантазировать в такой ситуации, он не получил, хотя, казалось бы, он может позволить себе все что угодно. Но он исповедует полную аскезу. Российские чиновники точно бы его не поняли. У императора была высшая цель: защитить Империю от внешнего нападения, осуществить которое при джедаях было невероятно легко. Главный претендент на роль внешнего врага - могущественное племя юужань-вонг, появляющееся в спин-оффах и позиционирующее себя как избранную расу из другой галактики.