Манера написание картины бурлаки на волге. Описание картины «Бурлаки на Волге» И.Репина

Картина Репина "Бурлаки на Волге" - собирательный образ народа

Картина Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.

На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху - голубое небо с облаками, внизу - желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.

Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками - так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья - под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела - в этой работе руками не поможешь. Главное - переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу - здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.

Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины - в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины - конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину

Не так много найдётся тех, кому не знакома картина "Бурлаки на Волге" великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина. Её образы стали хрестоматийными. Сегодня уже трудно представить, какой значительный резонанс вызвало это грандиозное полотно в разных кругах российского общества, после того как было ему представлено на обозрение. Картина "Бурлаки на Волге" была первым крупным произведением автора, вышедшего после окончания Петербургской академии художеств на путь самостоятельного творчества. Успех её был ошеломительным по своему диапазону. Картина в равной степени вызывала и бурный восторг, и гневное негодование. И обе стороны находили для своих эмоций довольно веские аргументы.

"Бурлаки на Волге"

Это произведение никого не оставляло равнодушным. Что хотел сказать русскому обществу своим полотном "Бурлаки на Волге" автор картины? Отголоски споров на эту тему не утихают и по сей день. Консервативная часть русского социума объявила репинских "Бурлаков" "величайшей профанацией искусства" и не жалела уничижительных эпитетов в критических публикациях в прессе, посвящённых событиям художественной жизни. Но прогрессивная часть общества была поражена глубиной и мощью представленного публике произведения. Но и те, и другие единодушно признавали, что картина "Бурлаки на Волге" Ильи Репина - это новое слово в русском искусстве. Только одну часть зрителей прорыв в сторону от традиционного академизма радовал, а другую возмущал. Следует отметить, что разрыв с традициями академизма у Репина произошёл только на тематическом уровне, он мощно развернул общественное внимание от ортодоксальных библейских сюжетов к повседневному бытию русского народа.

Но никто не мог оспаривать значения "Бурлаков" в плане достижений классической школы русского реализма. Работа над полотном в общей сложности заняла около трёх лет. Мы видим сейчас окончательный вариант картины. Он достался автору нелегко, ему пришлось сделать сотни этюдов и перебрать десятки вариантов, прежде чем прийти к окончательному композиционному решению. Илья Репин совершил путешествие по Волге от Твери до Саратова в поисках прототипов для своих персонажей. Он жил среди них, общался с ними и писал многочисленные этюды. Помимо всего прочего, на полотне мы видим ещё и портреты конкретных людей с очень непростой судьбой. Но за невозможно не заметить и обобщённый символический образ русского народа. Многим и по сей день интересно - будет ли он всегда покорно тянуть свою лямку или когда-нибудь опрокинет эту баржу кверху дном?

Судьба произведения

Это была первая большая удача молодого живописца Ильи Репина. Судьба картины сложилась счастливо. Она стала одним из самых значительных произведений в истории русской живописи. Если попробовать наугад назвать любое знаковое произведение эпохи, то велика вероятность, что это будет именно картина "Бурлаки на Волге". Фото её обычно украшает альбомы и рекламные материалы Государственного Русского музея, где и сегодня она занимает почетное место в постоянной экспозиции.

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса - буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними - остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.


Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» - ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно - благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами - сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!» Так Репин описывал Канина - бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.


Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие - с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», - говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Илья Репин - один из тех художников, у которого что ни полотно, то хит. Одна из картин, которую невозможно забыть или перепутать с чем-либо, - «Бурлаки на Волге». Кто не знает этот групповой портрет?! Казалось бы, все ясно: Волга, тяжелый труд, немытая Россия. Но не все так просто.


Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.

А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

Художник: Илья Ефимович Репин


Холст, масло.
Размер: 131,5 × 281 см

Описание картины «Бурлаки на Волге» И.Репина

Художник: Илья Ефимович Репин
Название картины: «Бурлаки на Волге»
Картина написана: 1872-1873 г.
Холст, масло.
Размер: 131,5 × 281 см

Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.

Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. Замысел возник совершенно случайно, как и все гениальные вещи.

На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу. Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.

Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины. После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица. Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.

Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми. Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд. Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.

Говорят, что бурлаки пели, но герои Репина молчат, они не в силах произнести ни слова, а могут лишь «тянуть лямку». Во всех учебниках по искусству и книгах советских времен написано, что «Бурлаки на Волге» - это стон русского народа. На самом деле это молчание от усталости, когда люди не в силах говорить. Каждый из них – это личность со своей судьбой, о которой рассказывает историю как сам художник, так и картина. Каждый бурлак индивидуален, у него свой характер, внутренний мир, психология и отношение к жизни.

Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Первым идет Канин, расстриженный священник, рядом с ним – заросший бурлак, с бородой, скрывающим лицо. Голова Ильки, идущего позади попа, повязана тряпкой, а в его глазах читается не усталость, а дикий обезумевший гнев. Озлобленный бурлак с люлькой в зубах словно понимает, что ничего, кроме баржи, у него в жизни не будет. Деревенский паренек в красной рубахе – Ларька, единственный, кто с удивлением рассматривает окрестности.

Самый яркий из всех образов одиннадцати мужчин – это Канин. Репин, называя его «вершиной бурлацкой эпопеи», долго накапливал материал для образа, срисовывая у кого-то манеру держать лямку, а у кого-то – выражение лица. В нем есть ум, причем живой и древний, есть мудрость и сила. Репин, что редко бывает с художником, испытывал восторг от этого образа. Канин – это неформальный глава артели, который много повидал на своем веку.

Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.

Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны. Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них. На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.

Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.

Ритмика полотна состоит из склоненных и поднятых голов и фигур людей – так глубже чувствуется и раскрывается характер их судьбы. Напряженность «Бурлаков на Волге» просматривается в позе их тел, натянутости лямки и тяжести баржи.

Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.

Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.

Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.