Кто такие бурлаки? Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд Что делали бурлаки на волге

О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз...»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится - удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно...

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели . Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем », которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов . Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой (см. кабестан).

В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века назвали город Рыбинск . В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.

Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина .

В СССР бурлацкая тяга была запрещена в 1929 году постановлением НКПС , в подчинении которого до 1931 года был и речной транспорт. Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение.

В других странах

В Западной Европе (по крайней мере в Бельгии , Нидерландах и Франции) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века.

В Германии использование живой силы прекратилось во второй половине XX века. [неавторитетный источник? ]

  • В разговорном латышском языке слово бурлак (латыш. burlaks ) означает не только «бурлак», но и «разбойник ». В разговорном литовском языке словом (лит. burliokas ) называли местных русских старообрядцев . В разговорном же румынском бурлаком (рум. burlac ) называют холостяка.
  • Бурлак - человек, уходящий на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Бурлачить - это не обязательно таскать баржи. Слово «бурлачить» можно еще и сейчас услышать в Кирилловском районе Вологодской области. «Опять Васька ушел бурлачить», - может сказать какая-то старая женщина про своего кота. Бурлачить - здесь: охотиться.
  • В современных нормативных актах Российской Федерации нет запрета на бурлацкую тягу (постановление 1929 года утратило силу), однако фактов ее применения в современности тоже нет. Очевидно, это связано с ее экономической неэффективностью.
  • Один из проектов речных буксиров-толкачей получил название «Бурлак».

Бурлаки и бурлачество в искусстве

  • Фёдор Михайлович Решетников , повесть-очерк «Подлиповцы» (1864)
  • Илья Репин , картина «Бурлаки на Волге» (1873)
  • Лев Моисеевич Писаревский, скульптура «Бурлак» (гор. Рыбинск, 1977)
  • Борис Гребенщиков , песня «Бурлак» («Русский альбом», 1992)

Изображения

Синонимы :

Смотреть что такое "Бурлак" в других словарях:

    См. простолюдин … Словарь синонимов

    БУРЛАК, бурлака (бурлака обл.), муж. Рабочий, который в артели тянет на бечеве суда вверх по реке. «Бурлаки в шалаше пробудилися.» И.Никитин. «То бурлаки идут бечевой.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БУРЛАК, а, муж. В старину: рабочий в артели, к рая вдоль берега против течения тянет суда бечевой. | прил. бурлацкий, ая, ое. Бурлацкая артель. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    бурлак - бурлак, род. бурлака, мн. бурлаки и устарелое бурлака, бурлаки. Например, у Н. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется То бурлаки идут бечевой» (Размышление у парадного подъезда) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Светлана Анатольевна Бурлак (р. 12 июня 1969) российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка. Жена И. Б. Иткина. Кандидат филологических наук с 1995 года, старший научный сотрудник… … Википедия

    Светлана Анатольевна Бурлак (р. 12 июня 1969) российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка. Жена И. Б. Иткина. Кандидат филологических наук с 1995 года, старший научный сотрудник… … Википедия

    БУРЛАК - Васка Бурлак, казачий пятидесятник (в Сибири). 1662. Доп. IV, 279. Ивашко Бурлак, якутский казачий пятидесятник. 1679. А. К. II, 614 … Биографический словарь

    Рабочий на речных судах; крестьянин, отправляющийся на заработки; здоровенный парень; холостяк; бродяга; укр. бурлак поденщик, бездомный, бродяга, польск. burɫak старовер, бродяга, здоровяк (из укр.). Толкование слова представляется… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    бурлак - Образовано от существительного бурло – крикун, шумный человек; первоначально обозначало устройство для воспроизведения какого либо шума, крика. Вероятно, развитие значений шло следующим образом: крикун, буян, холостяк, ведущий разгульный образ… … Этимологический словарь русского языка Крылова

Книги

  • Петербург таинственный , Бурлак В.Н.. Книга рассказывает о малоизвестной, таинственной жизни Петербурга, создавшей ему славу одного из самых загадочных городов России…

Бурлаки на Волге - кто все эти люди?! О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI - начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «… бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

1. Бечевник - истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. Кабальные , как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. Халтурщики. В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. Смотрящий. Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9. Расшива - вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 т.

10. Флаг - к порядку полос на государственном флаге относились не очень внимательно и часто поднимали флаги и вымпелы вверх ногами, как здесь.

11. Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

13. Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не вой дет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве . С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Были и женские артели:

Женщины-бурлаки были не только в России:

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века.

Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого - чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика.

С XVI века до эпохи паровых двигателей - движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.

На Севере бурлаков еще называли ярыгами. Или ярыжками. Слово это образовано из двух: «ярило» - «солнце», и «га» - «движение», «дорога».
Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек, в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу.

У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти - высокие крутые берега - назывались «Жареными буграми». С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.

«В бурлаки чаще всего шел отчаянный народ, потерявший свое хозяйство, интерес к жизни, любители путешествий и вольного воздуха…»

При прохождении судна мимо «Жареного бугра» у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Новички выстраивались у подножья бугра. За их спиной вставал лоцман с лямкой в руке. По команде и под крики бывалых бурлаков: «Жарь его!» - новичок бежал по откосу к вершине, а лоцман бил его лямкой по спине. Кто быстрее взбежит на вершину, тот получит меньше ударов. Добежав до вершины, бурлак-новичок мог считать себя получившим крещение и на равных правах входил в артель.

Иерархия

Вел бурлаков старший, авторитетный бурлак, он же водолив, отвечающий за подряды и договора, а также берущий на себя ответственность за сохранность грузов. Он же должен был следить за техническим состоянием судна, вовремя ликвидировать течи, чтобы не затопить баржу и не испортить товар.

Следующий в артельной иерархии за водоливом шел лоцман, он же «дядя», он же «булатник». Его задача состояла в том, чтобы не посадить барку на мель, провести без приключений товар через все опасные места.

Передовой бурлак, тянущий лямку, назывался «шишкою», он отвечал за слаженную работу тягловых бурлаков. Замыкали шествие два бурлака, называемые «косными». Они в случае необходимости залезали на мачты судна, управлялись с парусной оснасткой его, обзирали с высоты дорогу.

Были бурлаки коренные, которых нанимали на весь сезон, были добавочные, взятые на помощь, когда это требуется.Часто лямку тянули лошади.

«Смертельный» труд

Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Лишь попутный ветер облегчал работу (поднимался парус) и увеличивал скорость передвижения. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Пожалуй, самая известная из них «Эх, дубинушка, ухнем». Обычно ее пели для координации сил артели в самые тяжелые моменты.

На коротких остановках бурлаки штопали сносившиеся рубахи и переобувались в новые лапти.

Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. Бурлак становился подневольным до конца маршрута. По договору он обязан:

«Быть у хозяина во всяком послушании... Должен идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления... На работу - чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни».

В бурлаки шли не только мужчины. «Нужда гнала на Волгу-кормилицу и женщин, сломанных беспросветной женской долей».

С распространением пароходов бурлацкий труд исчез полностью.

Эпиграф:

"Какой, однако, это ужас, - говорю я уж прямо. - Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?"

«Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин


Памятник "Бурлаки на Волге". Самара

Кто такие бурлаки, думаю, знают все. По крайней мере, картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге" видели многие. Их быт и труд описан достаточно подробно. Меня же, как человека занимающегося историей Российской империи, заинтересовал вот какой момент. Если верить Википедии и прочим, тиражирующим это утверждение сайтам: "Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов ". Сказано это как-то не определенно, подумал я, хотелось бы, конкретнее о том, когда же в Российской империи бурлачество, как явление, перестало существовать окончательно?


Для начала: "Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом". Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. "Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.". "В 40-х годах XIX в. появляются пароходы и на реках Сибири" ().

Очень хорошо, подумал я. А к какому периоду относится картина Репина? Задумана в 1869 году, закончена в 1873, т.е. по прошествии 50 (!) с лишним лет после появления пароходов в Волжском бассейне. И за все это время бурлачество не исчезло?

В этой связи читаю:

"Картина Репина «Бурлаки на Волге», законченная в 1873 году, изображала уходящую натуру (как и строки Некрасова «Выдь на Волгу: чей стон раздается / Над великою русской рекой? / Этот стон у нас песней зовется — / То бурлаки идут бечевой!»), ибо золотой век волжского бурлачества был к тому времени далеко позади. Если в начале XIX века бурлаков в России насчитывалось до 600 000 человек, то уже к середине столетия их оставалось менее 150 000. Причем первыми вытеснять их начали не паровые двигатели, а лошади. Коноводные суда были первой попыткой заменить человека в качестве тягловой силы". ()

"Как известно, после написания картины "Бурлаки" И.Е. Репин подвергся критике одного из министров:

"- Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Hy кaк нe cтыднo - pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy."

Говоря современным языком: "фальсифицируете Вы, Илья Ефимович, историю. Нет у нас таких пережитков, потому как докладывают, у нас - сплошная модернизация, паровозы и пароходы".

Это было в начале 1870-х. А в начале 1880-х Н.Боголюбов в “Истории корабля” посвящает бурлачеству целую статью, где указывает:

"Теперь, когда живую силу заменил пар, оно значительно ослабло, но нельзя сказать, чтобы совершенно исчезло. И теперь можно встретить бурлаков запряженных в лямки и тащащих за бечеву судно, сопровождая тягу заунывной песней больше для такта, по тем рекам, где не ходят пароходы, и на речках, удобных для сплава только при разливах, да и на больших реках оно еще не вывелось " ()

О как, "не вывелись"! И это при том, что конкуренцию со стороны пароходов, к тому времени, бурлакам составляла и железная дорога, темпами строительства которой так любях хвастать господа французскобулочники. А они, "не вывелись"!

Так когда же они "вывелись"?

На некоторых фото, которые я привел в этом посте есть вполне точная датировка. Посмотрите и сделайте выводы сами...


Репин. "Бурлаки на Волге". Фрагмент


Бурлак на Волге, 1904г.


Бурлаки на Ладожском канале, 1900 гг.


Отдыхающие бурлаки

"... вот наступает 20—й век, век прогресса и технических революций, а бурлачество все существует. На фотографии 1910- года в лямку впряжены уже женщины.



Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. 1910г. Фотография начала XX в. фотографа З.З.Виноградова. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.



К фото выше

В чем же дело?

Патриотически настроенный современник уверенно объясняет: выгодно это было мужику (ну и бабе - тем более), заработки, мол, были большие: “Пройдя с баржой от Царицына до Нижнего бурлак зарабатывал столько, что мог купить дом в деревне.”

То, что заработок бурлака был большим для мужика - правда. Тут и Репина в качестве свидетеля можно использовать. Вспоминает он, как его поразила фраза одного из мужиков, признался, что 20-ти рублей ему бы хватило на всю жизнь.

“Heвoльнo дyмaлocь: "Kaкoв бюджeт y этиx бoбылeй. Двaдцaть pyблeй - тaк этo кaпитaл eмy нa вcю жизнь, дa и тoт oн зapыл бы в зeмлю, дa тaк и yмep бы, никoмy нe oткpыв cвoeгo клaдa". И.Е.Репин “Далекое близкое”

А вот какой резон был платить хозяину такие суммы, если содержание лошадей обходилось намного меньше, чем цена домиков в деревне? Вот с этим явная нестыковка.

Хотя, на мой взгляд, ответ - на поверхности - человеческий труд был намного дешевле, чем лошадиный, а бабий труд - еще дешевле.

“Доля бурлака, как видит читатель, не завидная,— труд зачастую не по силам, труд бессмысленный, притупляющий умственные способности, всякого рода лишения и в будущем та же нужда, какая была и при начале”- свидетельствует Боголюбов в конце своей статьи.

Почему же не заработать было мужикам-босякам на домик в деревне? Да потому, что цена рабочей силы зависела от предложения, а желающих заработать на таких работах по всей России было в избытке. Вот и женщины уже стали составлять конкуренцию, сбивая цены солидным артельным мужикам. Женщины, как правило, оплачивались (и соглашались на такую оплату) еще меньше, чем мужчины." ()


Сибирская женская каторга. Бурлачки за работой 1903 г.