Лиса персонаж русских народных сказок. Внеклассное чтение "образ лисы в русских народных сказках". Образ лисы в русских народных сказках

«Образ Лисы в русских народных сказках»

Выполнила ученица 4 «В» класса

Чернатова Ева

Научный руководитель

Чернатова В.В.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..……………3

1.1. Актуальность выбранной темы……………………….………………...3

2. Основная часть…………………………………………………….……………….4-9

2.1. Образ Лисы в русских народных сказках……………..………..…..4-6

2.2. Повадки настоящей лисы …………………………………………….... ..6-7

2.3. Сказочные черты характера Лисы………………………………….….8-10

2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества………………..….11-13

3. Сочинение сказки о лисе и изготовление книжки……………………………..14

3.1. Работа над сочинением сказки……………………………..…………...

3.2. Подбор материалов для изготовления книжки……………….……….

3.3. Этапы работы……………………………………………………….

4. Заключение…………………………………………………………………………19

5. Информационные ресурсы…………………………………………………….......20

6. Приложения………………………………………………………….…........21-24

Введение.

Рыжей шубкою сверкает,
Волка дурит тут и там,
Мышек, зайчиков гоняет,
По полям, да по лугам.
Лицемерием известна,
Славится на все леса,
Вам, конечно же, известно
Что хитрее всех - лиса.

Я очень люблю животных, поэтому читаю много литературы: художественной, энциклопедий про животных. Мне очень нравятся читать русские народные сказки. Я заметила, что главным героем многих русских народных сказок является лиса. И я очень заинтересовалась этим животным, потому что лиса в русских народных сказках интереснее других зверей. Она может льстить, хитрить, добиваться своей цели.

Я прочитала весь материал в домашней библиотеке о лисе. В городской библиотеке мною были прочитаны энциклопедические статьи, посвященные этому зверю. Также в интернете я нашла и прочитала множество материала про лисицу. Изучив материал о лисе, мне вдруг стало интересно, а почему про лису русский народ стал складывать сказки, какая лиса в сказках, всегда ли «выходит сухой из воды». Я решила ответить на интересующие меня вопросы.

Мы с мамой решили сочинить свою собственную сказку о Лисе и сделать книжку. Мне очень пригодился и ранее изученный материал.

Цель: сочинить сказку о лисе, изготовить книжку.

Задачи:

    Исследовать образ лисы в русских народных сказках.

    Познакомиться со сказками, в которых Лиса кого-то обманула.

    Проанализировать, почему Лису в русских народных сказках называют Патрикеевной.

    Выявить сказочные черты характера Лисы.

2. Основная часть.

2.1. Образ Лисы в русских народных сказках.

Образ Лисы в русских народных сказках имеет много значений, потому что она может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Лиса всегда разная, и можно понять, почему она интересует человека, который наблюдает за ней. В Лисе и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству.

Свойство льстивости в характере Лисы проявляются в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. В сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, что не сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка.

Свойство воровства в характере Лисы можно увидеть в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости.

В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию.

Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы . И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках иногда принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы - хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: «Хитрость – второй ум», «Простота хуже воровства».

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления, сказка имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Лису часто величают по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна. Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Патрикей - имя старинное и происходит от латинского слова « патриций », то есть аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к».

700 лет назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, не довольны они были. Сеял князь вражду промеж народа, был причастен к формированию специальных дружин, которые разбойничали на торговых путях. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то и получила она отчество знаменитого князя – Патрикеевна и стала Лисой Патрикеевной. Также Лису в русских народных сказках называют: Лисичкой-сестричкой, Лисонькой, Кумушкой.

2.2. Повадки настоящей лисы.

Лиса – один из самых красивых хищников. Она относиться к семейству псовых, хотя чем-то похожа на кошачьих. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые.

Среди бывалых охотников имеется много рассказов о рыжей плутовке - шустрой и хитрой лисе. И, что удивительно - это все соответствует действительности, поэтому, нельзя не восхищаться этим грациозным, шустрым и стремительным зверьком. И, дело тут даже не в красивом меховом одеянии лисы, а в её взгляде, который она незамедлительно бросает, замирая на месте и навострив приподнятые уши, как будто, она всегда все знает.

Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что ее очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса великолепный охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух.

Лисица почти все время в движении, предпочитая охотиться на рассвете и в сумерках, в ночные и самые жаркие дневные часы обычно отдыхает на открытых логовах, обозревая просторы вокруг себя. Оттачивая филигранную технику охотничьего мастерства, неугомонный зверек со всей страстью отдается мышкованию, со стороны напоминая заигравшегося котенка. Кажется, ей нравится сам процесс охоты, она постоянно кого-то выслеживает, вынюхивает, высматривает. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам. По-прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие- нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. Для того, чтобы прочитать лисьи следы на снегу, надо быть настоящим мастером-следопытом, такие мудреные письмена не каждому по плечу. Если понаблюдать за этим замечательным охотником, лиса многому сможет научить! Лиса в любой ситуации проявляет смекалку, находчивость. Вот, например, когда у нее появляются блохи, находит шерстяную тряпку, подходит к водоему и очень медленно, начиная с хвоста, погружается в воду. Всем известно, что блохи не любят воду и поэтому бегут вверх к голове. В пасти лисицы находится шерстяная тряпка. Лиса с головой погружается в воду, а блохи остаются на тряпке. Так хитрая лисица избавляется то блох

Не избегает близости человека, если ее не преследуют. А приближается лиса к человеку, потому что в зимнее время не может добыть себе еду. Лисица приспособилась жить в самых разных ландшафтах: от тундры и лесов до степей и пустынь и даже гор. В последнее время зверька все меньше смущает и присутствие человека – лисица неплохо чувствует себя не только в окрестностях сел и деревень, но и в пригородах и даже в больших городах.

Лисица – один из немногих видов животных, которые могут выжить в условиях хозяйственной деятельности человека, когда другие животные вынуждены уходить. Происходит это благодаря удивительным качествам лисы, которыми наградила ее природа. Поймать лису очень непросто. В большинстве случаев она просто убегает и уносит своих детенышей.

2.3.Сказочные черты характера Лисы.

Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица-масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку - на овечку, овечку - на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, чтобы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце волчий кафтан. Волк сдуру сунулся в капкан и попался («Овца, лиса и волк»). Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Лиса - притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.

Сказки, в которых Лиса кого-то обманула:

    «Колобок».

    «Лиса и волк».

    «Лиса и заяц».

    «Лиса и журавль».

    «Лиса и дрозд».

    «Лиса и рак».

    «Лиса и козёл».

    «Кот, петух и лиса».

    «Лисичка со скалкой».

    «Девочка и лиса».

    «Лисичка-сестричка и серый волк».

    «Петушок – золотой гребешок».

Много есть сказок, в которых Лиса обманывает, но есть одна русская народная сказка, в которой обманули саму Лису!

Русская народная сказка

«Как лису обманули».

Вот кума лиса пришла на село, украла у одного мужика свинью. Пошла в лес, опалила свинью, взвалила ее на спину и пошла дальше. Идет, а навстречу ей попадается волк. Вот волк сказывает: «Кума лиса, прими в часть!» - «Иди»,- лиса отвечает.

Пошли вдвоем. Навстречу им попадается медведь: «Кума лиса, прими в часть!» - «Ну, иди»,- лиса опять отвечает.

Вот они идут втроем. Шли, шли, сели отдыхать. Кума лиса и сказывает: «Как нам свинину делить?» И запела:

Еще вас не было на свете,

А я уже стара была, дети!

А волк в ответ:

Когда народился свет,

Я тогда был сед!

А медведь как рявкнет:

На мне нет ни одной сединки,

Нет вам свининки!

Взял свинью и пошел. Обманул-таки хитрую лису!

2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества.

Лиса - это воплощение хитрости и изворотливости. В народных сказках этот герой зачастую сам расплачивается за свою хитрость, наступая на собственные же грабли. Лиса часто противопоставляется волку, хоть и водит с ним одну компанию. Более кровожадный волк часто страдает от своих пороков намного сильнее именно из-за своей озлобленности, примитивности и бесхитростности. Лиса же, суровых наказаний счастливо избегает.

Эти особенности отношения к лисам хорошо проявляются в народном творчестве - загадках, сказках, пословицах и поговорках о лисах. Наблюдательный народ очень хорошо передал эти особенности в устном и письменном творчестве. Некоторые из малых литературных форм о лисах мы попытались собрать, это: загадки, пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки про лису:

    Лиса все хвостом прикроет.

    Лисица от дождя и под бороной схоронится.

    Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.

    Старая лиса дважды поймать себя не дает.

    Лиса сытнее волка живет.

    Лиса в свидетели выставила свой хвост.

    Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.

    Хитра лиса, но еще хитрее кто ее ловит.

    Лиса семерых волков проведет.

    Каждая лиса о своем хвосте заботится.

    Старая лиса от молодых собак отгрызается.

    Спит лиса, а во сне кур щиплет.

    У доброй лисы по три отнорка.

    Близ норы лиса на промысел не ходит.

    Хитра, как Лиса Патрикеевна.

    Лиса врет, на свой хвост шлет, да оба изверились.

    Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

    Лиса и во сне кур считает.

    Лиса кур не оборонит.

    Лиса придет - и курица раскудахчется.

    Лиса своего хвоста не замарает.

    Лиса хитростью берет.

    Лисанька-лиса! Шуба хороша, да повадочка плоха!

    Лисий хвост, да волчий рот.

    Лисица всегда свой хвост прячет.

Загадки о Лисе:

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)


Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай!

(Лиса)

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (лисичка).

Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает?

(Лиса)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ...(Лиса )!

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)

Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,
Кур сворует и в леса.
И зовут ее.... (Лиса)

Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко
Разгребёт из наста корку,
За мышами лезет в норку.
И на праздник в Новый год
Веселиться к нам придёт
Очень любит чудеса
Эта хитрая… (Лиса)

3. Сочинение сказки о лисе.

У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.

Прежде чем начать сочинять сказку, необходимо составить поэтапный план работы:

    Определяю, какой будет сказка. (Сказка о животных)

    Вспоминаем её признаки.

    Придумываем главных героев сказки.

    Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.

    Этапы построения сказки.

    Записываем её.

    Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.

    Придумываем иллюстрации к сказке.

    Оформить сказку в виде книги с иллюстрациями.

Виды сказок:

    Волшебные

    Бытовые

    О животных

В моей сказке главным героем будет лиса, поэтому это будет сказка о животных. Ведь в сказках о животных, действующими лицами являются сами животные. Они говорят, рассуждают и ведут себя, как люди.

Обычно, сказки начинаются с такого вступления:

«В некотором царстве, в некотором государстве…..»

«Жили-были…………..»

«За тридевять земель, в тридевятом царстве…….»

Сказка строится на следующих этапах:

    Зачин (начало сказки)

    Завязка.

    Кульминация.

    Развязка.

Текст сказки.

«Лисёнок Гоша».

Жил в одном лесу маленький лисёнок Гоша вместе со своей мамой Лисой. Гоша был очень веселый, добрый и любознательный лисёнок, а

самое главное, он не умел хитрить и обманывать.

В одно прекрасное утро лисёнок Гоша проснулся очень рано. Он выбежал на улицу и побежал к речке.

Ой, сколько здесь рыбки! – обрадовался Гоша. Но ему вовсе не хотелось их есть. Ему хотелось с ними поиграть! Рыбки плескались и брызгали на его мордочку. Это очень забавляло лисенка. Поиграв с рыбками, лисенок Гоша отправился дальше.

Возле старой березы увидел он белочку. Она собирала грибы, готовила запасы на зиму.

Привет! – радостно крикнул ей Гоша. Но белочка не отвечала. Тогда он решил помочь ей. Но как только Гоша сорвал несколько грибов, Белочка закричала:

Не смей воровать мои грибы!

Гоша положил грибы в корзинку к Белочке и зашагал дальше.

Лисенок немного расстроился, что не смог подружиться с Белочкой. Ему стало очень грустно. Он сел на пенек и хотел заплакать. Как вдруг красивая Бабочка села на нос лисенку. Гоша очень обрадовался и побежал за ней по лесу. Он так весело играл с Бабочкой, что не заметил, как наступил вечер.

Гоша немного устал, играя с Бабочкой и сел отдохнуть в небольшом овраге. Тёплый ветерок приятно обдувал его. Лисёнок ловил каждый лесной звук, доносящийся до него, с жадностью вдыхал запахи цветов и травы. Он даже закрыл глаза от удовольствия!

«Как здорово!» - подумал он.

Вдруг в кустах послышались шорохи.

- «Кто здесь?» - неуверенно спросил Гоша. Но

ему никто не отвечал. Шорохи затихли не на

долго и послышались опять.

- «Я всё равно тебя не боюсь!» - громче сказал

лисёнок.

Привет, дружище! – послышалось из кустов.

Кто это? – испугано ответил Гоша.

Это я, енот Тишка! Что ты здесь делаешь совсем один?

Я так хорошо играл с Бабочкой, что заблудился, а она куда-то улетела.

Пойдём ко мне в гости, я угощу тебя малиной.

Гоша очень обрадовался и весело зашагал в гости к еноту Тишке.

Лисёнок Гоша и енот Тишка так подружились, что все дни проводили вместе. Они ходили на реку, играли в салочки, собирали грибы, ягоды. Им было так хорошо и весело вместе!

Но вот наступила осень. Лес начал потихоньку пустеть. Гоша вспомнил про родной дом, маму Лису, и ему так захотелось к ней!

Простившись со своим другом Тишкой, лисёнок Гоша отправился домой.

Долгим оказался путь в родные места. Шёл лис через овраги и болота, поля и реки. В воздухе уже кружились снежинки, а он все шёл и шёл…

Добрался Гоша до своей норы только зимой. Вышла его встречать мама Лиса.

Ой! – воскликнула она, - «Ведь это уже не лисёнок Гоша, а настоящий лис Георгий!»

Разделы: Начальная школа

Технологическая карта урока

Предмет: Обучение грамоте.

Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.

Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.

Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).

Формы организации учебной деятельности:

  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Структура и содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма деятельности
1. Организационный момент Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. Приветствую учителя и гостей Фронтальная.
2. Актуализация знаний 1. Предлагает отгадать загадки о животных.

2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы.

Отгадывают загадки.

2. Предлагают свои варианты и называют признак

Фронтальная.
3. Постановка учебной задачи 1. Просит детей оценить знания на оценочной линейке.

2. Помогает сформулировать учебную задачу.

1. На оценочной линейке определяют уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как лесном звере.

2. Формулируют учебную задачу урока.

Фронтальная
4. Решение учебной задачи Организует работу с использованием пословиц, энциклопедического материала и по акцентному вычитыванию текстов сказок с моделированием на каждом этапе урока.

Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям,

выборочный пересказ, выразительное чтение.

1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. Фронтальная,
парная работа,
групповая
5. Рефлексия. Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. Подводят итоги.
6. Домашнее задание. Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. Высказывают свои мнения и предложения

Цели урока:

1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;

2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:

На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.

Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.

На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.

Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….

Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.

Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?

А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?

Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.

Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.

А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)

  • Лиса и заяц.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и тетерев.
  • Лиса и дрозд.
  • Лиса и рак.
  • Лиса и козёл.
  • Кот, петух и лиса.
  • Лисичка со скалочкой.
  • Девочка и лиса.
  • Лисичка-сестричка и волк.
  • Петушок – золотой гребешок.

Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.

Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.

3. Этап решения учебной задачи.

На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.

Характеристика лисы.

Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

Как удалось лисе заманить козла в колодец?

Как говорит она с ним в начале? А потом?

На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.

Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)

А для чего?

- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

  • Зайчик встретился с медведем.
  • Петушок выгнал лису.
  • У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
  • Зайчик встретился с собакой.
  • Лиса выгнала зайца.
  • Зайчик живёт с петушком.
  • Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Отметим на оценочной линейке.

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

4. Творческое задание.

Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

  • выполнить дома:
  • прочитать сказки,
  • прочитать в энциклопедии,
  • нарисовать рисунок,
  • составить ребус,
  • найти загадки, стихи о лисе.

татьяна фридрих
НОД «Образ лисы в русских сказках»

НОД «Образ лисы в русских сказках » .

Для детей старшей группы.

Цель :обобщение образа лисы в русских сказках ,противопоставление положительных и отрицательных черт характера;учить выделять особенности характера лисы в русских народных сказках ;продолжать учить узнавать сказки по иллюстрациям ,предметам и т. д. ;

развивать мышление,память,воображение ;воспитывать эмоциональное восприятие,любовь к русским народным сказкам ,желание прийти на помощь,дружеские взаимоотношения.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Входит под музыку лиса.

Лиса : – Здравствуйте,ребята,узнали меня? А как вы поняли,что я лисичка?

Дети : – Рыжая,хвост пушистый,хитрая.

Лиса : – А где я живу?

Дети : – В лесу.

Лиса : – А еще я живу в русских народных сказках . А кто писал народные сказки ?

Дети : – Народ.

Лиса : – Ребята,а как меня называют в сказках ?

Дети : – Лисонька,рыжая плутовка,лиса-кумушка,лисичка-сестричка,Лиса Патрикеевна.

Лиса : – А вы знаете почему Патрикеевной зовут меня в сказках ?

Когда-то в давние времена правил Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым и стали говорить : Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря :она действительно поразительно хитрый,сообразительный и ловкий зверь . Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют лисами.

Лиса : – А среди вас есть «лисы » ?

– Ну а сейчас я хочу с вами поиграть,посмотреть все ли вы знаете о сказках . Предлагаю разделиться на две команды. У команд будут названия. А какие,узнаете,когда соберете картинки. (На столах разрезные картинки с изображением сказок «Колобок» и «Теремок» ,дети прикрепляют эмблемы самостоятельно).(6+6) .

– Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает,другая – внимательно слушает и может дополнять,не выкрикивайте.

– А вот и первое задание. Назовите сказки ,в которых живу я,лисичка-сестричка.

Дети : – «Колобок» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» , «Лиса и волк» , «Лисичка со скалочкой» , «Кот,петух и лиса» .

Лиса : – Молодцы,каждой команде по жетону.

Второе задание называется «Лисичкины слова» .Я буду начинать фразу лисы из сказки ,а вы – продолжать,надо назвать еще из какой сказки эти слова .

1). Петушок-петушок,золотой гребешок. выгляни в окошко,дам тебе горошка. (Из сказки «Кот,петух и лиса» ).

2). Сядь ко мне на носок. и спой еще разок. (Из сказки «Колобок» ).

3). Ловись рыбка. мала и велика. (Из сказки «Лиса и волк» ).

4). Как выскочу,как выпрыгну. пойдут клочки по закоулочкам. (Из сказки «Заюшкина избушка» ).

5). Да я вас не потесню :сама лягу на лавочку. хвостик под лавочку,скалочку – под печку. (Из сказки «Лисичка со скалочкой).

6). Приходи, куманек,приходи, дорогой. уж как я тебя угощу. (Из сказки «Лиса и журавль» ).

Лиса : – Все команды справились с этим заданием,получают по жетону.

Следующее задание игра «Портрет лисы » .Каждой команде предстоит собрать пазл ,на котором мой портрет и назвать сказку . (На столе пазлы с изображением сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка» ).

Лиса : – Молодцы и с этим заданием ребята справились,получите жетон.

Лиса : – Следующий конкурс называется «Бюро находок» .Я предлагаю стать вам на время сыщиками. Дело в том,что в мешке лежат вещи,которые потеряли лисички из разных сказок .

Попробуйте угадать,какой лисе принадлежит потерявшийся предмет и из какой сказки .

– скалочка – («Лисичка со скалочкой» )

– горошек – («Кот,петух и лиса» )

– рыба – («Лиса и волк» )

– колобок – («Колобок» ).

Лиса : – Хорошие вы сыщики,все предметы нашлись,лисички будут рады.

Ну,а чтобы быть ловкими и быстрыми,как лиса,сделаем лисичкину зарядку :

Физминутка. Раз прыжок,два присядка –

Вот лисичкина зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну, и хвостиком вильнуть.

Аккуратно спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала.

Лиса : – Вот мы размялись,продолжаем играть.

– Ребята,а этот конкурс покажет,кто внимательный.

– На столе лежат картинки,художник немного перепутал,когда рисовал,найдите ошибки. («Лиса и волк» – лиса в проруби(«Колобок» – заяц съел колобка).

– А сейчас послушайте и скажите,какие сказки перепутались .

– Идет заяц по лесу и плачет : «Была у меня избушка лубяная,а у лисы ледяная .А навстречу ему Коза с козлятами.

Дети : – Перепутались сказки «Заюшкина избушка» и «Волк и семеро козлят» .

– Катится,катится Колобок по дорожке,а навстречу ему Медведь идет и Машу в коробе несет.

Дети : – Здесь перепутались сказки «Колобок» и «Маша и медведь» .

Лиса : – Какие молодцы,ребята,все отгадали.

– Ну,а сейчас музыкальный конкурс. Узнайте,из какой сказки песенка . (проектор)

1). Ловись рыбка мала и велика. Кто пел? Дети : Волк. («Лиса и волк» ).

2). Кукареку!Иду на пятах,несу косу на плечах. Дети : Петушок. («Заюшкина избушка» ).

3). Петушок-петушок,золотой гребешок. Дети : Лиса. («Кот, петух и лиса» ).

4). Я колобок-колобок. Дети : Колобок. («Колобок» ).

Лиса : – Молодцы,все справились с заданием,получайте команды по жетону.

А этот конкурс называется «Что за чем следует?» . Нужно разложить картинки по порядку и назвать сказку . (сказки «Колобок» и «Теремок» ).

Обе команды справились,получают по жетону.

Лиса : – Ребята,я в сказках много делала всяких пакостей,обижала героев. Обещаю,больше не буду. В следующей игре,которая называется «Помогите!» ,нужно узнать героя,которого я обидела и назвать сказку .

1). Помогите,несет меня лиса за темные леса. Кому нужна помощь? Дети : Петушку. («Кот,петух и лиса» ).

2). Помогите,у меня оторвался хвост. Дети : Волку. («Лиса и волк» ).

3). Помогите,меня выгнала лиса из моей избушки. Дети : Зайчику. («Заюшкина избушка» ).

4). Помогите,меня съела лиса. Дети : Колобку. («Колобок» ).

Лиса : Молодцы,ребята,всем помогли,всех узнали. Получайте по жетону.

Обещаю,больше никого не обижу.

Лиса : – Только без колобка я жить не могу,уж очень я его люблю. Хочу,чтобы вы нарисовали его портрет мне на память.

Этот последний конкурс называется «Юные художники» .Каждый игрок рисует только по одной части. (один – голову,другой – глазки и т. д.) (на мольбертах листы бумаги и фломастеры) .

Лиса : – Ой! Какие хорошенькие колобки получились,такие аппетитные.

– Давайте узнаем,какая команда набрала больше жетонов. (Дети сами считают) .У всех поровну.

– А мне пора возвращаться в сказку . До свидания!

Почему лису называют Патрикеевной? December 29th, 2013

Всем бы лисонька хороша была хозяюшка,
да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек,
любит уточек, свернет шею гусю жирному,
не помилует и кролика.

К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня многих русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные корни: по-гречески patricos — «отчий», по латыни patricius — «благородный». Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к». Поэтому и получалось - Патрикей. Так что давалось оно людям знатного происхождения.

Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий, Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:

«В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село».

Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к управлению землями и защите Новгорода от Ливонии.
Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами.

Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно на Ярославовом дворе, другое — при святой Софии, одно за Патрикея, другое — против. И оба схода — при оружии.

Долго стояли так:

«… Три конца — Неревский, Загородский и Людин — вооружились на Славянский конец (прим. — у В.Янина он назван Славенским) и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. — так в источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные — стоять заодно, а славляне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе» (С.Соловьёв).

Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора — Хованские; от другого, Юрия — Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра — Корецкие.

Примечательно, что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский). Так что этот князь так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна.

А вот есть такая распространенная, но ошибочная версия: Патрик это имя известного святого из Ирландии, а как известно преобладающий цвет коренных ирландцев, шотландцев и англичан -рыжий. Соответственно в переносном смысле это Лиса Рыжая.

Но вообще то лису называли Патрикеевной, когда на Руси про Ирландию вообще не слышали, а тем более про ирландских святых…

Но не по праву лиса его носит, вовсе она не хитра. Впрочем, когда речь идет о спасении жизни или добывании еды, она обставит многих других зверей. Но по большому счету это не самый хитрый и даже не самый осмотрительный хищник.

В сказках лиса злая и коварная, ловко избегает любых неприятностей, но в жизни все далеко не так. Зоологи установили, что лису можно заманить в ловушку разными запахами, например скипидара, селедочного рассола или губной помады. Лиса непременно отклонится от намеченного маршрута, чтобы из чистого любопытства осмотреть валяющиеся на снегу варежку или фантик. И все-таки лисицы и лисовины (так называют самцов) не такие уж простаки. Их природную любознательность удачно уравновешивают ум, умение маскироваться, острые слух, зрение и чутье. Особенно выручает обоняние - врага они чуют издали и успевают убежать или спрятаться. Другого способа защиты у лисиц нет.

Эти звери удивительно легко приспосабливаются к измененным человеком условиям обитания. Они хорошо усвоили, что запах железа несет смерть, и обходят стороной плохо замаскированные капканы. Притом лиса никогда не откажет себе в удовольствии обследовать близлежащую помойку или брошенную туристами консервную банку. Если лису травят охотники с собаками, она может выскочить на шоссе или железную дорогу, чтобы сбить гончих со следа. Разгоряченные погоней псы не обращают внимания на приближающийся поезд или автомобиль… И нередко такая охота становится для них последней.

И еще о лисьем уме: этот зверь прекрасно понимает, когда для него опасен человек. Например, лиса может близко подойти к жилью, если видит, что хозяин посадил собаку на цепь, или прогуливаться неподалеку от людей, работающих в поле. Говорят, что, спасаясь от гончих собак или просто желая спокойно поспать, залезает лиса на деревья. И не только на полуповаленные, что вовсе не удивительно, а на высокие, прямостоящие ели! Если, конечно, ветви низко над землей.

Еще говорят, что барсук, споря с лисой из-за места в собственной норе, норовит замуровать ее под землей. Но и лиса в долгу не остается, пакостит у хозяина под носом, а этого барсук вынести не может. Бросает свой старый обжитой дом и принимается за строительство нового… А лисе только того и надо! Охотники утверждают, что лиса хорошо умеет притворяться мертвой и даже не шевельнется, если ее за хвост поднять и засунуть в мешок. Можно ли этим россказням верить? Древолазанье, пожалуй, правда, притворство - тоже: енотовидная собака, родственница лисы по семейству собачьих, именно так и поступает. А вот «квартирные ссоры» лисы и барсука, скорее всего, выдумки охотников.

источник -

Образ лисы в русских народных сказках.

    Закрепить знания русских народных сказок;

    Расширить представления о лисе как диком животном;

    Развивать читательский интерес, творческие способности, память, внимание.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Сообщение темы занятия. Актуализация знаний.

Разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем уроке?

лиса.

3. Лиса в народном творчестве .

Какие сказки о лисе читали?

    Лиса и заяц.

    Лиса и журавль.

    Лиса и тетерев.

    Лиса и дрозд.

    Лиса и рак.

    Лиса и козёл.

    Кот, петух и лиса.

    Лисичка со скалочкой.

    Девочка и лиса.

    Лисичка-сестричка и волк.

    Петушок – золотой гребешок.

Какие загадки о лисе знаете? Какой признак всегда упоминается при описании лисы?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост- краса.

Кто же это?... (лиса)

Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.

О лисе упоминается в скороговорках, потешках, прибаутках.

Потешка

Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"

Прибаутка

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке*.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.

Скороговорка.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапоточки плела:

Мужу – две, себе – трое,

А детишкам – по лапоточкам.

Лиса является героиней басен.

4. Знакомство с новым материалом.

Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка?

Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе?

– Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки".
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Учитель показывает иллюстрации с изображениями лисиц.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок – 5–6 кг.
Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград".
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке "Лиса и заяц".

– Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.

Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя.

5. Викторина по русским народным сказкам о лисе.

Лисичка-сестричка и серый волк № 1

Медведь и лиса № 4

Петушок-золотой гребешок № 2

Лиса и дрозд № 5

Лиса и козел № 3

Кот и лиса № 6

– Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:

    Несет меня лиса за темные леса,
    За быстрые реки, за высокие горы...
    Кот и дрозд, спасите меня!..


    Ловись, рыбка, и мала и велика!

    Глазки, глазки, что вы делали?
    – Мы смотрели, чтобы собаки лисаньку не съели.
    – Ушки, ушки, что вы делали?
    – Мы слушали, чтобы собаки лисаньку не скушали.

    А кто такой Котофей Иванович?

– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

    Кума, а кума, как назвали-то?
    – Поскребышком.
    – Это имечко и того лучше.

    Что ты там, лисанька, поделываешь?

– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.

    … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.

    … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

    Подошли к избушке – петух и запел:
    – Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
    – А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»

6. Характеристика лисы.

Лисица семерых волков проведёт.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

Как удалось лисе заманить козла в колодец?

Как говорит она с ним в начале? А потом?

Какая лиса в сказках? хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают. “Лиса и рак”

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен . (На доске появляется вторая пословица.)

А для чего?

сказка “Лисичка со скалочкой”

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

    Зайчик встретился с медведем.

    Петушок выгнал лису.

    У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.

    Зайчик встретился с собакой.

    Лиса выгнала зайца.

    Зайчик живёт с петушком.

    Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Отметим на оценочной линейке.

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

Творческое задание.

Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

    нарисовать рисунок,

    составить ребус,

    найти загадки, стихи о лисе.

Найдите в филфорде 9 персонажей сказок

«Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.