Характеристика типов национальных характеров. Менталитет и национальный характер. "Неизвестный" доклад Э.А. Баграмова

Национальный характер

Национальный характер определяется как ис­торически сложившаяся совокупность устойчивых психологи­ческих черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социаль­но-бытовой среде, окружающему миру, труду (такие черты, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизо­ванность), своей и другим этническим общностям. Причем от­ношение к окружающим раскрывает особенности этнического (национального) сознания людей. К этой группе черт нацио­нального характера относятся консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм.

Если рассматривать характер просто как совокупность ка­ких-то черт, то даже просто описать его практически невоз­можно; например, в Словаре русского языка С.И. Ожегова - полторы тысячи прилагательных, описывающих характер. Поэтому современная психология рассматривает характер не как простую сумму черт, а как определенную целостную структуру. Однако вопрос о природе данной структуры оста­ется спорным.

Эта многозначность сказывается и в литературе о нацио­нальном характере. Термин «национальный характер» - не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику об-разажизни того или иного народа. Одни исследователи, говоря о национальном характере, подразумевают темперамент, осо­бенности эмоциональных реакций индивидов, а другие фик­сируют внимание на социальных ориентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду и т.п.

Но с точки зрения психологической науки национальный характер подразумевает свойства не отдельного индивида, а целой этнической общности (группы). Такая группа должна иметь общую культуру, символы, традиции, обычаи и т.п. Но можно ли из общности культуры делать вывод об общности (и специфичности) психологического склада конкретного этно­са? Например, Питирим Сорокин писал, что свойства разроз-

Ю.2. Национальный характер

ненных частей автомобиля не тождественны свойствам целого автомобиля как организованной системы; свойства человече­ского организма как системы нельзя понять, изучая его отдель­ные органы или клетки. Точно так же и свойства социаль­но-культурной системы нельзя понять, ограничив себя изуче­нием отдельных членов общества. На этом основании Сорокин считал принципиально невозможным психологиче­ское исследование национального характера.

Аналогии, проводимые Сорокиным, касаются взаимоотно­шений части и целого, элемента и структуры. Например, дере­во определенного вида обладает своими неповторимыми ин­дивидуальными особенностями, но оно вместе с тем несет в се­бе некоторые основные черты, характеризующие вид как целое. Это относится и к человеку. Его психологические свой­ства «заданы» не столь жестко, как биологические. Когда гово­рят, что такому-то человеку (имеется в виду определенный со­циальный характер) свойственны такие-то черты, это значит, что они действительно присутствуют, хотя и в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов, состав­ляющих данную этническую группу.

История народов, особенно история больших современных наций, сложна и противоречива. Национальный характер каж­дой современной нации напоминает пергамент, на котором поверх старого, более древнего текста написан новый; стоит смыть верхний слой, и под ним появляется невидимая вначале, иногда сильно поврежденная, но все-таки сохранившаяся древняя надпись. Так и в истории народа каждый этап истори­ческого развития оставляет свои неизгладимые следы. Чем длиннее и сложнее путь, пройденный народом, тем сложнее и противоречивее его национальный характер. С характером эт­носа неразрывно связана типичная для его членов система по­буждений - совокупность их потребностей, интересов, ценно­стных ориентации, установок, убеждений, идеалов и т.п. Опре­деляя в конечном счете направленность характера, эта система охватывает все сферы человеческой психики - от потребно­стей до идеалов, миропонимания и нравственных принципов. Все подобные компоненты психики, будучи изменяемыми ес­тественными и общественными условиями существования эт­носа, в конечном счете предопределяют характер его членов.

Глава 10. Этнические потребности человека

Изменение этих условий неизбежно влечет за собой изменение системы побуждений, а вслед за ней и этнического характера. Понятие «национальный темперамент» используется для понимания этнической специфики. Своеобразие националь­ного темперамента объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий, специфической этниче­ской культурой и определяет различия в эмоциональных ре­акциях на жизненные ситуации, явления привычной и непри­вычной среды. В научно-популярной литературе, как прави­ло, выделяют южный (субтропический) темперамент южных народов и холодный темперамент северных. Принято гово­рить не о национальном темпераменте, а о преобладании оп­ределенных типов темперамента, тех или других его особен­ностях или о доминировании, а также специфическом сочета­нии его свойств у представителей конкретной этнической общности. Например, немцы и англичане по темпераменту - образцовые сангвиники, итальянцы и испанцы - явные хо­лерики, славянские народы отличаются социальной эмо­циональностью, а прибалтийские - некоторой флегматич­ностью.

Национальные чувства и настроения являются важным эле­ментом психологической специфики личности человека. На­циональные чувства выражают прежде всего эмоциональное отношение к собственно этнической реальности. К ним при­числяют чувство гордости за свой народ, приверженность к на­циональным ценностям. Объективно оценивая свою значи­мость в обществе, включая личные интересы, помыслы и уст­ремления в общественную деятельность, человек понимает свою ценность, осознавая чувство собственного достоинства. Национальное настроение выполняет функцию регуляции психической активности людей, функцию установки воспри­нимать и действовать определенным образом. Настроение че­ловека детерминировано историческими событиями жизни этноса, судьбой его членов, политическими, экономическими условиями функционирования этноса.

Чувство национальной гордости и достоинства этноса кар­динально противоположны гипертрофированному чувству своего этнического превосходства и исключительности, выра­женных в национализме.

10.3. Национальные традиции

). В то же время современные исследователи признают, что в отличие от народного (этнического) национальный характер, как феномен жизни более развитого по своей исторической фазе сообщества, предстает явлением более сложным. Это связано с тем, что представители нации сознательно участвуют в политической и правовой сферах, задумываются о смысле собственной истории , о будущем своей страны. В фокусе внимания нации стоят проблемы связанные с развитием каждого человека, с соотношение личных и общественных интересов и т.п. Всех этих сторон и проблем нет (или почти нет) в народных (этнических) сообществах.

Отдельного обстоятельного анализа требует выяснение общности/специфики/соотношения понятий ментальность , менталитет и национальный (народный) характер. В современных СМИ эти понятия зачастую используются как тождественные.

Остается дискуссионным вопрос относительно изменчивости (устойчивости) национального характера в процессе исторической социокультурной макродинамики.

Попытки определения

В русский язык слово «характер» пришло через польский charakter – «характер, сан»; в свою очередь латинский character происходит от греческого харавью , что обозначало знак, отпечаток, признак, отличительную черту.

Отечественные и западные исследователи, - кто признает существование национального характера, его научную, познавательную и практическую ценность, - включают в него реакции на внешний мир, некоторые эмоциональные признаки; исторически формирующиеся, традиционные, своеобразные массово-психологические свойства; привычки и поведение, эмоционально-психологическую реакцию на явления привычной и непривычной среды, ценностные ориентации, потребности и вкусы; систему психологических стереотипов.

У истоков изучения характера народов в Западной Европе стояли такие мыслители эпохи Просвещения как Шарль Монтескье , Дэвид Юм , И.Г. Гердер , Ж. де Местр , а позднее – представители немецкой классической философии .

Монтескье использовал понятие “различные характеры народов” (divers caracteres des nations), связывая эти национальные различия с разными климатическими и географическими условиями. Аналогичная идея высказывалась также Вольтером . Руссо считал, что у каждого народа обязательно есть или, по крайней мере, должен быть свой национальный характер.

Позже Гердер ввел понятие "народный дух". Рассматривая народ как “корпоративную личность”, он полагал, что основу ее образует народный дух, одухотворяющий культуру народа и находящий выражение в его языке, обычаях, традициях и ценностях. По мнению Гердера, народный дух, представляющий собою "прирожденный или самостоятельно вырабатывающийся характер народов”, - одна из движущих сил исторического развития наций. Идея «народного духа», введенная в философию истории И. Гердером, имела важное значение для развития системы Г. Гегеля .

К концу ХХ века в американской антропологии становится заметным переход в исследованиях национального характера через проблему целостного исследования и интерпретацию культуры. В контексте исследований национального характера темами изучения становятся невербальная коммуникация в этнокультурных общностях, кросскультурный анализ эмоционально-психических состояний и др.

Изучение национального характера в России

Постижение народа и его характера (в терминологии того периода - «души», «духа», «народного духа») в отечественной гуманитарной мысли начинается во второй половине XVIII веке. Широкомасштабная европеизация России, разрыв с духовно-культурными установками жизни Московской Руси не могли не усилить стремления к осмыслению национального самосознания, выяснению того, кто мы такие, чем отличаемся от других народов.

Традиция исследования национального характера в России опирается на идеи и размышления выдающихся отечественных философов, ученых, писателей. Многие российские мыслители, аналогично западным, через категорию «душа» описывали особенности психологии русского народа. Интерес к национальному сознанию в философском контексте был обусловлен необходимостью рефлексии «русского идеала» и «русской идеи» в конце ХIХ – начале ХХ веков и осмысления путей развития российского общества в условиях цивилизационно - культурного выбора.

Среди отечественных мыслителей XIX - первой половины XX века, которые так или иначе в своих работах затрагивали проблемы национального характера (в т.ч. и русского), необходимо отметить П.Я. Чаадаева , А.С. Хомякова , И.В. Киреевского , Ю.Ф. Самарина , братьев Аксаковых , Н.Я. Данилевского , Ф.М. Достоевского , Н.Г. Чернышевского , А.И. Герцена , К.Д. Кавелина , отца и сына - Соловьевых (историка и философа), В.О. Ключевского , В.В. Розанова , К.Н. Леонтьева , Н.А. Бердяева , П.Н. Милюкова , С.Н. Булгакова , С.Л. Франка , И.А. Ильина , Н.О. Лосского , Б.П. Вышеславцева , Г.П. Федотова , Г.Г. Шпета , В.И. Иванова , Ф.А.Степуна , И.Л. Солоневича , Н.С. Трубецкого , Л.П. Карсавина и др. Необходимо отметить, что отечественная философия до 1917 года, и философы русского зарубежья осуществляли изучение этно-национального характера в самом широком диапазоне методологических позиций.

Интересно, что В.И. Ленин проблему национального храктера обошел молчанием, более того, в частном разговоре выразил сомнение в его существовании.

Вклад И.С. Кона

В конце 60-х – начале 70-х годов XX века философ и социолог Игорь Кон выступил в печати со знаковыми и резонансными для того времени статьями по этой проблеме: Национальный характер – миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. № 9. С. 215-229; К проблеме национального характера // История и психология. Под ред. Б.Ф. Поршнева и Л.И. Анцыферовой М., 1971. С. 122-158.

На вопрос "Что такое национальный характер − миф или реальность?» И. Кон ответил: «…и то и другое. Если под национальным характером понимается некоторая неизменная сущность, свойственная всем людям определенной нации, отличающая их от всех других этнических групп и незримо определяющая их социальное поведение, это, с научной точки зрения, миф. Но, как всякий социально-психологический миф, он отражает определенную историческую реальность: общность выработанных и усвоенных в ходе совместного исторического развития психологических черт и способов действия, закрепленных групповым самосознанием" . Несмотря на то, что в целом отношение к понятию «национальный характер» им было выражено как негативное, Кон поставил ряд острых и принципиальных вопросов, ввел в оборот и сделал доступными выводы и суждения зарубежных исследователей национального характера.

"Неизвестный" доклад Э.А. Баграмова

Один из докладов советской делегации, представленный в сентябре 1973 года на 9-ом Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в США, назывался "К вопросу о научном содержании понятия "национальный характер". Автором доклада был известный уже в то время специалист по проблемам национальных отношений Эдуард Баграмов (в то время - зам. главного редактора журнала "Коммунист").

Смысл и пафос доклада, написанного с марксистских позиций и методологии, состоял в том, что для советского марксистского обществознания нет запретных тем и проблем, к каковым в СССР, по мнению западных аналитиков, относилось и понятие "национальный характер". К сожалению, этот доклад, изданный в виде брошюры маленьким тиражом, не получил известности в СССР и остался неизвестен специалистам.

Дискуссия о национальном характере на рубеже 60-70 гг. XX в.

С конца 60-х гг. XX в. в советской науке развернулась обсуждение понятия «нация», что приобрело в целом позитивную направленность для понимания феномена национального характера. В результате дискуссии были уточнены многие значимые понятия, прежде всего «русский национальный характер» и «психический склад нации». Среди публикаций этого периода можно отметить следующие:

  • Рогачев П.М., Свердлин М.А. О понятии «нация» // Вопросы истории. 1966. № 1;
  • Калтахчян С.Т. К вопросу о понятии «нации» // Вопросы истории. 1966. № 6;
  • Калтахчян С.Т. Ленинизм и сущность нации и пути образования интернациональной общности людей. М., 1969;
  • Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации // Вопросы истории. 1966. № 12;
  • Горячева А.И. Является ли психический склад признаком нации? // Вопросы истории. 1967. № 8;
  • Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971;
  • Нации и национальные отношения. Фрунзе, 1966;
  • Воробьева Н. Национальный характер и народная история // Национальное и интернациональное в культуре, фольклоре и языке. Кишинев, 1971;
  • История и психология. Под ред. Б.Ф. Поршнева и Л.И. Анцыферовой. М., 1971.

Вс. Овчинников о национальном характере англичан и японцев

Определенным вкладом в изучение национального характера (на эмпирическом уровне) стали публикации советских журналистов, работавших за рубежом. Так, например, книги корреспондента газеты "Правда" Всеволода Овчинникова об Англии ("Корни дуба") и Японии ("Ветка сакуры"), вышедшие в конце 70-х гг. прошлого столетия, могут служить своего рода ценным "пособием" в постижении, понимании характера англичан и японцев. Эти его работы получили высокую оценку как в СССР, так и за ее пределами. В них автор проявил себя не просто как талантливый журналист, но и как внимательный ученый - этнолог, культуролог, - у которого нет сомнений в существовании национального характера. Книги Овчинникова предвосхитили и опередили появление в наши дни многочисленных работ (российских и зарубежных) о характерологических чертах и особенностях народов мира, об их быте, нравах, поведении и т.п.

Исследование К. Касьяновой

В этой работе автор попыталась отойти от марксистских установок и по-новому взглянуть на проблемы национального характера. Определяющим фактором для национального характера она считает культуру. Исследование К. Касьяновой базировалось на эмпирических данных, полученных путем сравнения усредненных характеристик русских и американцев по шкалам так называемого «миннесотского теста». На основе их изучения она выдвинула предположение, что русский человек – эпилептоид, который характеризуется замедленностью и вязкостью мышления. Русские, по ее мнению, сочетают в себе терпеливость и взрывоопасность, что делает их непредсказуемыми и не всегда понятными в поведении. Исследование К. Касьяновой занимает важное место в исследованиях русского национального характера.

В 70-е годы прошлого века в СССР стала набирать обороты кампания по пропаганде так называемой новой исторической общности людей – «советский народ», где уже не было место такому понятию как «национальный характер».

Тем не менее, говоря о советском периоде в изучении национального характера, надо отметить, что, во-первых, на определенном этапе развития советской общественной мысли начал дискутироваться сам вопрос о существовании национального характера, что уже было достаточно важным моментом. Во-вторых, были введены в научный оборот суждения и точки зрения зарубежных исследователей по проблемам национального характера. И, наконец, в-третьих, те, кто признавал сущность и значимость национального характера, необходимость его анализа, указывали на то, что делать это следует в широком контексте национальной культуры, быта и т.п.

Современный этап изучения национального характера

На рубеже 80-х – 90-х годов XX века отношение к исследованиям национального характера изменилось кардинально - ушли в прошлое марксистско-ленинские установки в рассмотрении проблем общества и человека.

Определенным знаковым рубежом в изучении характера народа стала статья академика Д.С. Лихачева в журнале «Вопросы философии» в 1990 году , в которой он призвал понимать и изучать черты русского характера.

Последние два десятилетия отечественная гуманитаристика интенсивно осваивает все, что связано с анализом этноса, нации, характерологическими особенностях народа. Социально-гуманитарные науки в Росии и за рубежом сегодня проявляют к проблематике национального характера особое и пристальное внимание - как к теоретико-методологической стороне вопроса, так и к характеру конкретных народов, что находит отражение в огромном объеме публикаций по данной тематике, которая с трудом поддается учету.

В дискуссии об этнонациональном обустройстве в конце 80-х – первой половины 90-х годов прошлого столетия интерес отечественных исследователей фокусировался преимущественно на проблемах формирования и развития этносов и наций,этнической идентичности и национального сознания. Эти вопросы стали предметом научного обсуждения в работах Р.Г. Абдулатипова, С.А. Арутюнова, Г.Г. Дилигенского, В.М. Межуева, А.С. Панарина , И.К. Пантина, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко, И.Г. Яковенко, П.И. Гнатенко, М.П. Бузского и др.

Интерес к проблеме национального характера в России резко усилился во второй половине 90-х годов. Это связано с разными причинами, среди которых можно выделить, видимо, такие как разочарование либеральными реформами в России в первой половине 90-х годов, на фоне которого вновь стала активно обсуждаться тема поиска русской национальной идеи, проблемы национальной гордости, национального особо пути и т.п. С другой стороны, более широким и конструктивным стал контакт отечественных гуманитариев с зарубежными коллегами, рсширилось знакомство с зарубежными концепциям национального характера и национализма. Особо надо сказать на влияние и роль современных СМИ в процессе осмысления национальных поведенческих характеристик. В это время появляются работаы таких исследователей как И.В.Комадоровой, В.Г.Николаева, М.О. Мнацаканян, Г.Г. Силласте, Ю.В. Арутюняна, Л.М.Дробижевой, А.А.Сусоколова, З.В.Сикевич, Е.С.Троицкого, В.Г.Федотовой и др.

В современной науке представлен спектр направлений, в ряде которых анализируется проблема национального характера в контексте исследования культуры, русской идеи, вопросов идентичности, сознания и самосознания, проблемы русской истории, а также в русле размышлений о русском менталитете и конкретных чертах русского национального характера. В рамках этих исследований существенный вклад внесли Г.С. Аванесова, В.А. Ачкасов, А.С. Ахиезер, B.C. Барулин, Б.Н. Бессонов, Э.М. Андреев, Е.Ф. Солопов, Г.Д. Гачев, К.Х. Делокаров, В.Н. Сагатовский, О.А. Сергеева, К. Трофимов, Н.А. Нарочницкая, А.И. Вдовин, В.Н. Романов, В.В. Бабашкин, И.Е. Кознова, В.Э. Багдасарян, В.А. Тишков, Ю.В. Арутюнян, А.О. Бороноев, П.И. Смирнов, З.Б. Кандаурова, Ф.Ю. Албакова, С.В. Лурье, А.А. Белик, С.С. Хоружий, Г.Ф. Сунягин, Е.Р. Ярская, Э.В. Баркова, О.А. Астафьева, И.В. Кондаков, И.Г. Яковенко, Т.Ф. Ермоленко, О.В. Белова, Ж.В. Четвертакова, Н.М. Лебедева, А.Н. Леонтьев, Т.И. Стефаненко, Л.Г. Почебут, И.А. Бескова, В.Г. Япринцев, А.Я. Флиер , А.Н. Кочергин, И.А. Бирич, Б.С. Гершунский, А.С. Запесоцкий, В.А. Никитин, В.А. Сластенин, Е.А. Ямбург и многие другие.

При исследовании проблемы национального характера в современных работах используется сочетания различных методологических подходов. Например можно выделить такие подходы в работах последних лет: 1) междисциплинарный синтез историко-философского и социально-философского подхода (А.М. Черныш); 2) интеграция междисциплинарного подхода и системного анализа (В.Е. Кашаев); 3) сочетание исторического и логического (З.Б. Прыткова); 4) методологический плюрализма(И.В. Храмов); 5) социокультурный (Э.В. Юлдашев); 6) системно-целостный подход (Н.А. Моисеева) и другие.

Сегодня понятие «национальный характер» в отечественной гуманитарной науке предстает как некое синтезирующие единство духовных, культурных особенностей народа, его ценностных ориентаций, которые проявляются в исторических, социальных, экономических условиях жизни и скрепляющих людей в единый народ.

Примечания

Библиография

  • Аксючиц В.В. Русский Характер. М., 2011.
  • Александров В.А., Тишков В.А. Русские. М., 1999.
  • Американский характер. Очерки культуры США. М., 1995.
  • Баграмов Э. А. К вопросу о научном содержании понятия "национальный характер". М., 1973.
  • Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке: Потери и обретения себя. СПб., 2000.
  • Баженова М. А., Баженов А. А. Русские и немцы. Какие мы и какие они? Методы исследований национального характера. Саров, 2009.
  • Бессонов Б. Н Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.
  • Болдин С.В. Российская трагедия (Об особенностях русского национального характера и власти в России). М., 2007. ISBN 5-9788-5824176-8
  • Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб., 1992.
  • Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. М., 2005.
  • Гаджиев К.С. Американская нация. М., 1990.
  • Губанов В. М. Русский национальный характер в контексте политической жизни России. СПб., 1999.
  • Джандильдин Н. Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971.
  • Кандаурова З.Б. Русский национальный характер в условиях современного общества. Ставрополь, 2005.
  • Касьянова К . О русском национальном характере. М.- Екатеринбург, 2003. ISBN 5-8291-0203-X , ISBN 5-88687-139-X .
  • Кашаев В.Е. Национальный характер: опыт философского исследования. Иваново, 2000.
  • Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971 http://scepsis.ru/library/id_903.html
  • Кортунов С.В. Национальная идентичность: постижение смысла. М., 2009.
  • Кустова Л. С. Тайна национального характера. М., 2003. ISBN 5-7974-0069-3
  • Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-7.
  • Лурье С.Б. Историческая этнология. М., 2004.
  • Малышев В.Н. Пространство мысли и национальный характер. СПб., 2009.
  • Моисеева Н.А. Национальный характер как вектор бытия социума. М., 2012.
  • Ольшанский Д. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. ISBN 5-88687-098-9
  • Павловская А. В. Русский мир: характер, быт и нравы. М., 2009.
  • Песков А.М. "Русская идея" и "русская душа". М., 2007. ISBN 5-94282-387-1
  • Платонов Ю. П. Психология национального характера. М., 2007. ISBN 978-5-7695-3882-7
  • Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Изд. 2-е, исп. и доп. М.,1985.http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000006/index.shtml
  • Размышление о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. М., 1994
  • Сивоконь П.Е. Русский характер: истоки народного оптимизма. М., 1995.
  • Сикевич З.В. Русские: «образ народа». Социологические очерки. СПб., 1996.
  • Черныш А.М. Войти в душу народную. Отечественная мысль XIX-XX веков о характере русского народа. М., 2011.
  • Шумейко В.Ф. Россия: какой народ - такая власть. М., 2010.

Зарубежные исследования

  • Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
  • Mandelbaum D. On the Study of National Character, 1953
  • Mead М. And Keep Your Powder Dry. N.Y., 1943
  • Mead М. Soviet Attitudes toward Authority. N.Y., 1951
  • Mead М. National Character and the Science of Anthropology // Culture and Social Character. Glencoe, 1961.
  • Benedict R. Patterns of Culture. Boston; N.Y., 1934
  • Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston, 1946
  • Davis A., Dollard J. Children of Bondage. Wash., 1940
  • Bateson G., Mead М. Balinese Character, a Photographic Analysis. N.Y., 1942
  • Du Bois C.A. The People of Alor. Minneapolis, 1944
  • Kardiner A. The Psychological Frontiers of Society. N.Y.; L., 1945
  • Kardiner A., Ovesey L. The Mark of Oppression. N.Y., 1951
  • Linton R. The Cultural Background of Personality. N.Y.; L, 1945
  • Gorer G. The American People, a Study in National Character. N.Y., 1948
  • Haring D.G. Personal Character and Cultural Milieu. Syracuse; N.Y., 1948
  • Erikson E.H. Childhood and Society. N.Y., 1950
  • Duijker H.C.J., Frijda N.H. National Character and National Stereotypes. Amsterdam, 1960 (русский перевод в сборнике: Современная зарубежная этнопсихология., М., 1979).
  • Аскоченский Д. М. Проблема национального характера и политика (по зарубежным исследованиям) // Социально-психологические проблемы идеологии и политики. М., 1991. С. 10-24.

Украинские исследования

  • Гнатенко П.И. Український національний характер. Київ, 1997.
  • Гнатенко П. И. Национальная психология. Дніпропетровськ, 2000
  • Бузский М.П. Национальная психология и бытие общества. Днепропетровск, 2002.
  • Вишневський Омелян. Український виховний ідеал і національний характер. Дрогобич, 2010.

Wikimedia Foundation . 2010 . Энциклопедия социологии - гипотеза, согласно которой личностные характеристики среднего представителя национальной популяции отличаются от таковых средних представителей других национальностей. Почти все исследования указывают на то, что наблюдаемые различия являются не… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


  • Национальный характер – совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Выражаясь в эмоциях, чувствах, настроениях, национальный характер проявляется в национальном темпераменте, во многом обусловливая способы эмоционально-чувственного освоения политической реальности, скорость и интенсивность реакции политических субъектов на происходящие политические события, формы и методы презентации ими своих политических интересов, способы борьбы за их реализацию.

    Элементы национального характера закладывались на ранних, доклассовых этапах развития общества. Они служили важнейшим способом стихийного, эмпирического, обыденного отражения окружающей действительности.

    На последующих этапах исторического развития на национальный характер оказывает влияние политическая система общества, однако его ценностно-смысловое ядро остается константным, хотя и корректируется политической жизнью, режимом, системой в целом. В кризисных ситуациях, в периоды обострения национальных проблем и противоречий те или иные черты национального характера могут выходить на передний план, детерминируя политическое поведение людей.

    Принято считать, что национальный характер – составной элемент и одновременно основа психологического склада нации и национальной психологии в целом. Однако именно взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность и эмоциональных, и рациональных элементов составляет психологический склад нации или национальный характер, который проявляется и преломляется в национальной культуре, образе мыслей и действий, стереотипах поведения, обусловливая специфичность каждой нации, ее отличие от других. И. Л. Солоневич подчеркивал, что психология, "дух" народа являются решающим фактором, определяющим своеобразие его государственного устройства. При этом компоненты, "образующие нацию и ее особый национальный склад характера, нам совершенно неизвестны. Но факт существования национальных особенностей нс может подлежать никому... сомнению". Влияние "духа" народа на те или иные явления и процессы не всегда явно прослеживается, бывает выражено в форме адекватных понятий и четких мыслительных конструкций, но оно тем не менее присутствует, опосредованно проявляясь в традициях, нравах, верованиях, чувствах, настроениях, отношениях. Э. Дюркгейм дал одну из наиболее развернутых характеристик "духа" народа как совокупность верований, чувств, общих для всех членов общества. По его мнению, "дух" народа постоянен на севере и юге страны, в больших и малых городах, он независим от профессиональной подготовки, половозрастных особенностей индивидов. Он не изменяется с каждым поколением, а, напротив, связывает их между собой. Проявляясь в деятельности отдельных личностей, он тем не менее "есть нечто совершенно иное, чем частное сознание", ибо "выражает психологический тип общества".

    Общий социальный опыт, глубинный народный дух проявляется даже в таких, казалось бы, абстрактных вещах, как математика. Н. Я. Данилевский указывал на известный факт: греки в своих математических изысканиях употребляли так называемый геометрический метод, тогда как ученые новой Европы – метод аналитический. Это различие в методах исследования, по мнению Н. Я. Данилевского, не случайно. Оно объясняется психологическими особенностями народов эллинского и германо-романского типов.

    Отмечая наличие национальной самобытности, специфического склада мышления и поведения, следует подчеркнуть, что изучение "народной индивидуальности" сопряжено с большими трудностями. Как справедливо указывал Н. А. Бердяев, в определении национального типа "невозможно дать строго научного определения". Всегда остается что-то непостижимое до конца, до последней глубины.

    Понятие национального характера не теоретико-аналитическое, а оценочно-описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, за ними – географы, этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом разные авторы вкладывали в эго понятие разное содержание. Одни подразумевали под национальным характером свойства темперамента, эмоциональных реакций народа, другие акцентировали внимание на социальных установках, ценностных ориентациях, хотя социальная и психологическая природа этих феноменов различна. В связи с тем что проникновение в сущность национального характера осуществляется, по словам С. Л. Франка, "лишь посредством некой изначальной интуиции", оно имеет "слишком субъективную окраску, чтобы претендовать на полную научную объективность", что неизбежно оборачивается схематизмом.

    Перечисление и характеристика тех или иных черт народа, акцентуация его достоинств и недостатков во многом субъективны, часто расплывчаты, нередко произвольны, обусловлены исследовательским интересом автора. Большая трудность связана и с определением приоритета биогенетических или социально-исторических основ в формировании национального характера, путей его передачи из поколения в поколение.

    Выделение специфицирующих национальных черт, влияющих на восприятие политических идей, ценностей, отношение граждан к политическим институтам, власти – к гражданам, па формы политического взаимодействия, характер участия и активности политических субъектов, помимо субъективности в отборе и интерпретации исторического материала, имеет и объективные трудности. Они связаны с тем, что дискретные периоды исторического развития оказывают существенное влияние на национальный характер. Проблемы национального характера давно являются предметом разносторонних научных исследований. Первые серьезные попытки были представлены в рамках сложившейся в середине XIX в. в Германии школы психологии народов (В. Вундт, М. Лапарус, X. Штейнталь и др.). Представители этого научного направления считали, что движущей силой исторического процесса является парод, или "дух целого", выражающий себя в религии, языках, искусстве, мифах, обычаях и т.д.

    Представители американской этнопсихологической школы в середине XX в. (Р. Ф. Бенедикт, А. Кардинер, Р. Линтон, Р. Мертон, М. Мид и др.) фокусировали свое внимание на построении модели "средней личности" той или иной национально-этнической группы, выделяя в каждой нации "базисную личность", соединяющей общие для ее представителей национальные черты личности и характерные черты национальной культуры.

    В настоящее время невозможно выделить какое-либо целостное направление изучения национального характера. Его исследование осуществляется в разных контекстах и с разных концептуально-теоретических позиций. Достаточно полную классификацию точек зрения на национальный характер дают нидерландские ученые X. Дуийкер и Н. Фрийд.

    • 1. Национальный характер понимается как проявление определенных психологических черт, характерных для всех членов данной нации и только для них. Это распространенная, но уже редко встречающаяся в науке концепция национального характера.
    • 2. Национальный характер определяется как "модальная личность", т.е. как относительная частота проявления среди взрослых членов какой-либо нации личностей определенного типа.
    • 3. Национальный характер может пониматься как "основная структура личности", т.е. как определенный образец личности, доминирующий в культуре данной нации.
    • 4. Национальный характер может пониматься как система позиций, ценностей и убеждений, разделяемых значительной частью данной нации.
    • 5. Национальный характер может определяться как результат анализа психологических аспектов культуры, рассматриваемых в определенном, особом смысле.
    • 6. Национальный характер рассматривается как интеллект, выраженный в продуктах культуры, т.е. в литературе, философии, искусстве и т.п.

    Этнонациональные особенности современного политического процесса в России определяются также принятыми этнокультурными ценностями народов и народностей, населяющих Россию.

    Рассматривая ценностные ориентации этнофора (индивидуального носителя в политическом процессе определенной этнической культуры и национальной психики, представителя этноса), невозможно обойти проблемы самого этноса, его этнокультурные особенности, социализацию, национальный менталитет, этническую идентификацию и т.д.

    К важнейшим достижениям отечественных исследователей относятся: теория этногенеза Ю. В. Бромлея, биолого-географическая концепция этноса Л. Н. Гумилева, исследования межэтнической напряженности Г. У. Кцоевой-Солдатовой. К данной проблеме близки работы по управлению в сфере межнациональных отношений С. И. Замогильного, иерархической структуре этнокультурных характеристик E. Н. Резникова, информационной теории этноса А. А. Сусоколова, разработки в области национальной русской идеи Т. Тарасовой и Д. В. Чернышевского, идеи встречи культур, культурной трансляции и этнологического дискурса конфликта В. Н. Ярской, о соотношении этнического и социального Т. Г. Стефаненко, З. В. Сикевич, представления об антропологии российских трансформаций В. А. Тишкова. В. Воронков и И. Освальд развивают представления о социальном конструировании этнической идентичности.

    Как показывает анализ, более изученными являются ценностные ориентации личности, лежащие в плоскости проблематики разных возрастных групп, групповой сплоченности, конфликтов, агрессии, профессионально значимых качеств. Менее исследована система ценностных ориентаций представителей этносов, не выявлена ее структура и системообразующий фактор, не представлены их содержательные компоненты, детерминанты. До настоящего времени в психологии отсутствуют концептуальные исследования по вопросам фундаментальных сдвигов в процессе развития ценностных ориентаций личности в условиях кризисов общества.

    Народы всех регионов России в настоящий момент переживают период приспособления к новому социокультурному и общественно-экономическому строю, затрагивающему многие стороны уклада жизни и традиционных ценностей. Возникает глубокое противоречие между потребностью в сохранении этнического своеобразия, этнической ментальности и потребностью в адаптации к новым условиям, в освоении новой культуры.

    Методология психологического исследования, исходя из научной и практической целесообразности прогнозируемых результатов, объединяет закономерности, подходы, принципы, методы, исследовательско-развивающий инструментарий и процедуры его использования в познании ценностных ориентаций этнофоров различных народов России с учетом ее особенностей как самобытной системы и ключевого компонента политического процесса российского общества. С учетом этого политическая психология рассматривает этноценностные ориентации как предпочитаемые, принимаемые и отражаемые в сознании этнические идеалы, ценности и нормы, сохраняющиеся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующие развитие этноса. Этноценностные ориентации являются стабильной детерминантой, обусловливающей национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических изменений, кризисов и задающей направление изменению системы ценностных ориентаций этнофоров народов и народностей различных регионов.

    Р. Р. Накохова обоснованно оценивает этногенез ценностных ориентаций как процесс усвоения, сохранения, функционирования и развития этноценностных ориентаций личности на конкретном этапе историко-психологического развития, в котором общесоциальные и культурные ценности через социальную адаптацию, этническую идентичность к новой социокультурной среде, механизмы ассимиляции, аккомодации и преобразования культурных ценностей этноса трансформируются в индивидуально-личностные ценности и в целом в политический процесс.

    Социально-психологические закономерности ценностных ориентаций этнофоров народов России, их сущностные признаки проявляются через систему устойчивых признаков и существенных взаимодействий, выражающие стабильные – этноценностные ориентации, которые задают направление и характер изменений всей системе ценностных ориентаций и их динамичных компонентов, которые детерминируют активность субъекта в политическом процессе.

    Психологическая концепция развития и функционирования ценностных ориентаций этнофоров конкретного народа и народности предполагает привлечение потенциала наиболее приемлемой модели развития системы ценностных ориентаций этнофоров региона. В ней также представлены взаимосвязанные элементы, условия и факторы, детерминирующие генезис, механизмы функционирования и изменения их ценностных ориентаций как субъектов политического процесса. Современная практика показывает, что наибольшее развитие (трансформация) динамичных компонентов происходит в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов. В качестве стабильного элемента модель включает этноценностные ориентации, а в качестве производных – ценности коллективизма, ценности межличностных отношений, ценности определенности. Одними из основных социально-психологических детерминант формирования системы ценностных ориентаций этносов большинства народов являются морально-нравственный кодекс и ценности, имплицитно содержащиеся в национальном обычае, традиции, предпочитаемой направленности связей и отношений.

    Опыт развития этнокультурных связей и отношений в различных регионах России свидетельствует, что в системе ценностных ориентаций этнофоров наиболее существенно на уровне закономерностей проявляются стабильные этноценностные ориентации как системная детерминанта, определяющая предпочитаемые, принимаемые и отражаемые в сознании, деятельности и отношениях этнические идеалы, ценности и нормы, сохраняющиеся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующие развитие этноса. При этом этноценностные ориентации являются стабильной, базовой детерминантой, которая обусловливает национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов и задает направление изменению системы ценностных ориентаций этнофоров различных народов. Этнические ценности у этнофоров Северного Кавказа, как показывает Р. Р. Накохова, объединяют ценности принадлежности к этносу, сохранения этноса, поддержания традиций и устоев этноса – являются метаценностями, располагающимися над частными, конкретными ценностями, содержание которых является более динамичным и ситуативным.

    Этнические ценности занимают положение медиатора, связывая этнос с этнофорами, с одной стороны, и этнос с другими человеческими общностями – этносами, этническими системами общества, определяя направленность и характер влияния на политический процесс. Этноценностные ориентации выполняют здесь роль специфичной детерминанты ценностного самосознания, являющегося системообразующим в системе ценностных ориентаций этнофоров народа.

    Внутри системы ценностей этноценностные ориентации выполняют следующие функции:

    • на уровне существования индивида в социальной среде – функцию согласования ценностей личности и ценностей этноса, что проявляется в уровне психологической адаптации личности по отношению к социальной ситуации, в возможности реализации личных целей в согласии с обще- групповыми;
    • на уровне существования группы по отношению с другими группами, этноса по отношению с другими этносами и социальными системами – функцию согласования групповых ценностей с общечеловеческими, что определяет уровень межгрупповой напряженности, меру межгруппового принятия.

    Системообразующие ценности этноса сохраняются при изменениях системы ценностей этнофора, обеспечивая существование этноса как целостного образования.

    Генезис и современное состояние системы ценностных ориентаций этнофоров различных народов выражаются как особые проявления отношения, обусловленные индивидуальными ценностями, предпочтениями, притязаниями, действиями и поведением конкретного этнофора, а также определяемые воздействием этноса, этногрупп, общества и других субъектов этих отношений. Среди них особое социально-психологическое воздействие на этноценностные ориентации оказывают этнос, семья, род, т.е традиционализм – устойчивость традиционных социальных институтов, которые определяют направленность и характер развития ценностных ориентаций этнофоров, силу связи с прошлым и фильтрацию современных ценностей. Сущность ценностных ориентаций этнофоров проявляется через индивидуальные личностные, групповые и общечеловеческие структуры и процессы регуляции связей, отношений, поведения и действий субъектов политики в интересах достижения ее совместной цели и воздействия на соответствующие психические и социально-психологические структуры.

    Тенденцию адаптации этнофора в новом политическом процессе и в изменяющейся социокультурной среде определяют социально-психологические механизмы ассимиляции, аккомодации и преобразования культурных ценностей этноса в индивидуально-личностные ценности. Процесс продуктивной адаптации этноса к изменению социально-политической ситуации предполагает уравновешивание процессов ассимиляции новых культурных норм и правил и аккомодации предлагаемой системы ценностных ориентаций в соответствии со сложившейся традиционной системой этнических ценностей. В случае уравновешенности процессов ассимиляции и аккомодации возникает и развивается новая система ценностных ориентаций. Этногенез ценностных ориентаций проходит следующие этапы (фазы): латентную фазу; фазу изменения, хаотическую фазу; фазу надлома; динамическую фазу; фазу аккомодации и мемориальную фазу. Предыдущие ценностные ориентации переходят в реликтовое состояние.

    В целом сопоставительный анализ показал, что этнонациональный фактор играет важную роль в политическом процессе. Однако при всех концептуальных модификациях считается общепризнанным, что политический процесс отображает ранее не выделяемые особенности реального взаимодействия субъектов политической жизни, сложившегося не только в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, по и в результате воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов.

    Выявленные в рамках политической психологии этнонациональные особенности, закономерные признаки, механизмы и факторы включения личности и группы в политический процесс в российской социокультурной среде имеют свои особенности в сравнении, например, с западноевропейскими. Здесь в центре внимания оказываются политические установки, политическая активность, политические ориентация и позиции, которые во многом вобрали в себя богатое историческое достояние.

    Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер

    Отто Бауэр

    Возникновение наций привело к бурным темпам роста национального самосознания, формированию национального характера.

    К проблеме национального характера мыслители, ученые обращались неоднократно. До И. Канта преобладала односторонняя оценка национального характера. Заслуга мыслителя в том, что он впервые дает детальную характеристику национального характера разных народов - французов, англичан, итальянцев, немцев, испанцев. При этом он показывает, что характер этих народов содержит как положительные, так и отрицательные стороны, вскрывая тем самым противоречивую сущность понятия «национальный характер».

    Во второй половине XIX - начале XX веков в Германии В. Вундт, М. Лацарус, Х. Штентайль и др. придерживались идеи о том, что главной силой истории является народ или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т.д. - в целом, в характере народа или национальном характере.

    Среди русских мыслителей того же периода, обративших свой взор на национальный характер, прежде всего, следует назвать Н.Г. Чернышевского, Н.Я. Данилевского, В.Н. Соловьева, Н.А. Бердяева.

    Несмотря на многочленные попытки дать определение национального характера, задача эта оказалась весьма сложной. Дефиниция, какой бы они ни была, не может дать исчерпывающей социально-психологической, политико-психологической характеристики нации. В связи с этим И.С. Кон пишет: «Над учеными-непсихологами, занимающимися проблемами национального характера и т.п. часто довлеет житейское представление, что народы, как индивиды, обладают набором устойчивых качеств, «черт», которые можно измерять и сравнивать более или менее самостоятельно. Тайная «голубая меча» - составить на каждый народ вроде психологического паспорта-характеристики, который давал бы его индивидуальный портрет. Увы, это неосуществимо даже для отдельного индивида» . И.Л. Солоневич подчеркивал, что компоненты, «образующие нацию и ее особый национальный склад характера, нам совершенно неизвестны. Но факт существования национальных особенностей не может подлежать никакому... сомнению» .

    Трудности в изучении национального характера вовсе не исключают того, что национальный «дух» - не абстракция, а «реальная конкретная духовная сущность», то есть это реальность, поддающаяся пониманию и постижению.

    По мнению А.П. Назаретяна, при изучении национального характера необходимо иметь в виду следующие моменты .

    Во-первых, любой национальный характер противоречив. Как целостное образование, он совмещает в себе пары противоположностей - добро и зло, трудолюбие и леность, свободолюбие и раболепие, смирение и бунт, жесткость и сострадание и т.д. Вычленение одних черт вовсе не исключает существование других компонентов, способных нейтрализовать парный компонент.

    Во-вторых, опрометчиво искать причину и видеть «вину» исключительно национального характера в доминировании тех или иных политико-культурных традиций. Он таков, каким его делают история, определенная биогенетическая предрасположенность, географические факторы, характер социально-политического строя, влияющие на нрав, привычки, манеры, способ мышления, поведения индивидов.

    В-третьих, национальный характер неправомерно оценивать по шкале «плохой - хороший», «развитый - неразвитый» и т.д., даже если экспериментальным путем возможно выявить степень распространенности в нем тех или иных качеств в сравнении с другими национальными характерами. Подобные попытки обречены на неудачу или неадекватное представление о национальном характере.

    В-четвертых, национальный характер не есть величина абсолютно постоянная. Он меняется, хотя и медленно.

    В-пятых, необходимо учитывать относительность любых этнопсихологических характеристик. Те или иные суждения относительно национальных особенностей, высказанные в форме абстрактных мнений вообще, без указаний того, с кем сравнивается данный национальный характер, порождают только недоразумения.

    Есть еще одна проблема, которую нельзя обойти в политико-психологическом анализе понятия «национальный характер». Речь идет об отождествлении (смешении) последнего с понятием «национальный темперамент».

    Первым, кто поставил вопрос о разграничении понятий национального характера и национального темперамента, был Н.Г. Чернышевский, который подчеркивал, что наследственно передаются не свойства характера, а те склонности, которые прямо обусловлены темпераментом (в том случае, когда он наследуется). Кроме того, не все свойства, входящие в понятие «темперамент», передаются по наследству, многие являются результатом обычая, традиции, образа жизнедеятельности народов. «Торопливость и нерешительность, - пишет Н.Г. Чернышевский, - не качества темперамента, а результаты привычек или затруднительных обстоятельств. Суетливыми, опрометчивыми, безрассудными бывают и люди, имеющие тяжелую, медленную походку. Нерешительными бывают люди с быстрой походкой. … Но особенного внимания заслуживает то обстоятельство, что быстрота движений и речи, сильная жестикуляция и другие качества, считающиеся признаками природного расположения, так называемого сангвинического темперамента, и противоположные качества, считающиеся признаками флегматического темперамента, бывают у целых сословий и у целых народов результатом только обычая» .

    Из современных авторов, отметим точку зрения Д.В. Ольшанского, который считает, что наиболее отчетливо национальный характер проявляется в национальном темпераменте. В истоках национального характера, по его мнению, лежат, прежде всего, устойчивые психофизиологические и биологические особенности функционирования человеческих организмов, включая в качестве основных, такие факторы, как реактивность центральной нервной системы и скорость протекания нервных процессов. В свою очередь, эти факторы связаны, по своему происхождению, с физическими (прежде всего климатическими) условиями среды обитания той или иной национально-этнической группы. Общий единый национальный характер является следствием, психическим отражением той общности физической территории, со всеми ее особенностями, на которой проживает данная группа. Соответственно, жаркий экваториальный климат порождает совершенно иные психофизиологические и биологические особенности, а вслед за ними и национальные характеры, чем холодный северный климат. В качестве примера можно привести зажигательность бразильских карнавалов и неторопливость представителей скандинавских народов .

    Конечно, темперамент следует рассматривать как физиологическую, как динамическую основу национального характера. Но это вовсе не обязательно предполагает оценку национального характера по «национальному темпераменту», «национальным эмоциям», как это делает Д.В. Ольшанский, включая эти качества в структуру национального характера. Включение же в эту структуру национальных чувств (национальная гордость, например, или национальная уничижительность и т.п.) может иметь место, но это, скорее, именно характерологические свойства, а не темпераментальные, поскольку их уместно отнести к высшим, мировоззренческим чувствам, имеющим более прямое отношением к нравственным чертам национального характера.

    По мнению П.И. Гнатенко, отождествление понятий национального характера и национального темперамента приводит к упрощению, схематизации столь сложного социального феномена, каким является национальный характер. Отсюда стремление некоторых авторов рассматривающих национальный характер того или иного народа, оценивать один из них как эмоционально сдержанный, другой - как добродушный, третий - как порывистый, горячий. Подобные оценки, пишет П.И. Гнатенко, никоим образом не раскрывают сущности национального характера, а описывают народы скорее со стороны национального темперамента. Когда же с помощью свойств и черт, составляющих содержание последнего, пытаются трактовать национальный характер, ничего, кроме вульгаризации последнего, не выходит. П.И. Гнатенко считает, что наиболее полно и всесторонне национальный характер проявляется в национальной культуре, которая выражает этническое своеобразие народа. Именно в культуре объективируются черты национальной психологии и прежде всего такого ее компонента как национальный характер. Отсюда и определение национального характера, как совокупности социально-психологических черт (национально-психологических установок, стереотипов), свойственных национальной общности на определенном этапе развития, которые проявляются в ценностных отношениях к окружающему миру, а также в культуре, традициях, обычаях, обрядах .

    С.А. Баграмов считает, что особенно ярко национальный характер отражается в народном творчестве - литературе, музыке, песнях, танцах. Национальный характер, по мнению ученого - «это отражение в психике представителей нации своеобразных исторических условий ее существования, совокупность некоторых особенностей духовного облика народа, которые проявляются в свойственных его представителям традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды и т.д., которые запечатлеваются в национальных особенностях культуры, других сферах общественной жизни» .

    Таким образом, национальный характер - это исторически сложившаяся относительно устойчивая совокупность характерных для данной национально-этнической общности особенностей восприятия окружающего мира, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни представителей данной общности, их отношение к себе, к своей истории и культуре, к другим народам, к их истории и культуре.

    Национальный характер - это составной элемент национальной психологии и одновременно основа психического склада нации. Последний представляет собой сложную взаимосвязь, совокупность рациональных (национальный характер) и эмоциональных (национальный темперамент) элементов, что образует ту самую специфичность, которая позволяет отличать представителей одной национально-этнической общности от другой.

    В социологических теориях, посвященных нации, обязательно затрагивается проблема «национального характера», «психических черт нации» или «психического склада нации». Так, в определении нации, выработанном в кругах австромарксизма, общий национальный характер стал первым и основным критерием выделения нации. Отто Бауэр писал по этому поводу следующее: «Нация - это относительная общность характера, так как на протяжении веков у больших масс членов нации можно наблюдать ряд одинаковых черт, и, хотя все нации, как и люди, обладают некоторым количеством совпадающих черт, имеются определенные черты, присущие только этой нации и отличающие ее от других; это не абсолютная, а относительная общность характера. так как отдельные члены нации наряду с общими для всей нации чертами имеют, кроме того, индивидуальные черты (а также групповые, классовые, профессиональные черты), которыми они отличаются друг от друга».

    В современной литературе чаше всего говорится о «психическом складе нации» или о «национальном характере» и подчеркивается связь между ними и национальной культурой

    Категория национального характера или его эквивалентов находит широкое отражение и в литературе. В качестве примеров можно упомянуть работы таких авторов, как М. Гинзберг, М. Мид А. Инкелесго, А. Кардинер и Р. Лннтонм, а из более ранних авторов - Э. Бакер.

    В этих определениях, как правило, отсутствует анализ конкретно классового содержания национального характера. В то же время высказывается мнение, что исторические судьбы нации приводят к формированию своеобразных психических черт ее членов и что эти черты, часто называемые национальным характером, существенным способом воздействуют на поведение нации в различных жизненных ситуациях. В западной литературе можно встретить также значительное расхождение мнений по поводу самого определения национального характера. Дуникер и Фринда (Нидерланды), работа которых содержит много фактических данных по данной проблематике, выделяют шесть основных определений национального характера.

    1. Национальный характер понимается как определенные психологические черты, характерные для всех членов данной нации, и только для них. Это распространенная, но уже редко встречающаяся в науке концепция национального характера.
    2. Национальный характер определяется так же, как «модальная личность», то есть как относительная частота проявления определенного типа личности среди взрослых членов какой-либо нации.
    3. Национальный характер понимается как «основная структура личности», то есть как определенный образец личности, доминирующий в культуре данной нации.
    4. Национальный характер может пониматься как система позиций, ценностей и убеждений, разделяемых значительной частью данной нации.
    5. Национальный характер определяется путем анализа психологических аспектов культуры, рассматриваемых в определенном, особом смысле (в частности, в работах Ф. Знанецкого).
    6. Национальный характер рассматривается так же. как интеллект, выраженный в продуктах культуры, то есть в литературе, философии, искусстве и т. п.

    Не все эти определения одинаково часто встречаются в современной научной литературе. Более всего используются, как мне представляется, второе, третье и четвертое из вышеприведенных определений национального характера, причем не все авторы четко разграничивают значения, в которых применяется этот термин.

    Изменения черт личности поляков в условиях социалистического общества были рассмотрены в ряде серьезных публикаций. В 1968 году редакция еженедельника «Политика» провела анкету на эту тему. Высказывания довольно широкого круга ученых и публицистов затем были изданы отдельной книгой. Теоретическую проблематику изменения личности в условиях социалистического строительства рассматривал Я. Щепаньский. Важные замечания о психологическом облике современной польской нации содержатся в статье В. Маркевича о патетической культуре. Эти вопросы затронуты также в нескольких публицистических статьях Я. Щепаньского. Следует также упомянуть интересную, но крайне спорную книгу А. Бохеньского, в которой подвергаются нападкам психические черты нашей нациям. Точка зрения подверглась критике со стороны многочисленных публицистов, которые в основном справедливо обвиняли его в отсутствии глубокого анализа, в поверхностной, упрощенной аргументации. Однако эти обвинения не значат, что высказывания Бохеньского следует полностью игнорировать. Хотя его книга дискуссионная, во многом спорная и по ряду принципиальных вопросов ошибочная, но все же она ставит важную проблему оценки личности современного поляка. Наконец, упомяну раздел, посвященный национальному характеру в моей книге по национальному вопросу: там содержится более широкий обзор литературы по данному предмету.

    В другой публикации, рассматривая изменения, которые произошли в характере польской нации в условиях социалистического строительства, я коснулся и изменений в облике личности.

    В некоторых упомянутых здесь работах появился термин «психический склад нации». Под ним понимается совокупность психических черт, то есть позиций, ценностей, убеждений и предрасположений, которые в настоящее время присущи представителям нации. Так как эти черты весьма различны, анализ психического склада нации должен включать: а) средние психические черты нации, б) доминирующие черты, то есть присущие самым многочисленным группам в пределах нации, в) степень однородности (гомогенности) или различия (гетерогенности) психических черт в пределах нации. Следует также помнить, что психический склад нации включает как черты относительно устойчивые, так и временные, как свойственные только данной нации, так и имеющиеся у других наций.

    Более узким является понятие эмпирического национального характера, под которым я понимаю статистическую равнодействующую национальных, специфических черт психики членов нации. Иначе говоря, это такие психические черты, которым свойственна относительно прочная устойчивость и которые отличают данную нацию от других более, чем отдельные общественные группы в пределах этой нации. Таким образом, национальный характер является основной частью психического склада нации, но не исчерпывает этого понятия.

    Наконец, мы используем понятие «национальный характер» и в нормативном смысле, имея в виду личный образец (или личные образцы), доминирующий в присущей данной нации системе воспитания и объективированный в таких очевидных продуктах культуры как литература, легенды, историческая традиция. Нормативный национальный характер оказывает существенное влияние на воспитание и поэтому должен учитываться в данном контексте. Определение же того, в какой мере нормативный национальный характер совпадает с эмпирическим и насколько он является фактором, формирующим типичное поведение членов нации, должно стать предметом исследований. Помимо этих трех определений, можно встретить еще одно - «национальный стереотип». Говоря о национальных стереотипах, мы имеем в виду обобщенные и эмоционально окрашенные представления о каких-либо других нациях или о собственной нации. В зависимости от того, кого касается стереотип, мы говорим о стерео типах и собственных стереотипах. Стереотипы - это своего рода представления о других нациях, а собственные стереотипы - представления о себе. Стереотипы являются образами нации, но образами особого типа. В них проявляется обобщенность, иначе говоря, упрощение, а также - и это их важнейшая особенность - эмоциональная окраска. Существует обширная социологическая литература, посвященная проблеме стереотипов. Они являются также благодарной темой для исследований. В национальных стереотипах в какой то мере отражаются психические черты представителей нации, которая признает данный стереотип; в этом смысле анализ стереотипов больше говорит нам о тех, кто верит в стереотипы, чем о тех, на кого распространяется данный стереотип. Не подлежит также сомнению, что национальные стереотипы играют большую роль в формировании поведения больших групп людей. Это - важное основание для проведения исследований по данному вопросу.

    Современное состояние социологии, психологии и этнографии позволяет сформулировать некоторые выводы о явлениях, определяемых понятиями «психический облик нации» или «национальный характер». В свете научных данных опровергнуты прежние представления по этому вопросу, в особенности взгляд, что психические черты нации якобы имеют врожденный характер (объясняются «кровью, текущей в жилах» или были «впитаны с молоком матери», как это формулировалось в обиходных выражениях, не имеющих ничего общего с наукой).

    Мы знаем, что психические черты нации изменяются, что они подвергаются эволюции под влиянием различных исторических обстоятельств. Мы отдаем себе также отчет в том, что некоторые черты имеют относительно более постоянный характер (хотя никогда не бывают неизменными), чем другие. Личностные предрасположения, например, меньше подвержены быстрым изменениям и превращениям, чем взгляды и мнения по отдельным вопросам. Отсюда вытекает методологический постулат внимательного изучения изменений, происходящих в психическом облике нации.

    Мы отдаем себе отчет в том, что психические черты нации не имеют характера абсолютных и повсеместно проявляющихся в рамках данной нации качеств всех ее членов. Каждая нация включает целую гамму типов личности. Единственно, что мы можем утверждать на основе изучения психического склада или национального характера,- это то, что определенные черты более распространены в данной нации, чем другие, что в статистическом смысле они доминируют. Однако ни в коем случае это не будет означать, что такие черты обязательно будут присущи каждому члену этой нации.

    Мы знаем также, что психический склад нации различается не только в индивидуальном, но также и групповом и в особенности классовом смысле. Как справедливо отмечает А. Клосковская, характер типичного польского интеллигента совсем не похож на характер типичного крестьянина или рабочего. Анализ психологического склада нации должен поэтому быть направлен на определение не только средних статистических показателей для всей нации, но своеобразных психических черт, свойственных отдельным классам, прослойкам, региональным и профессиональным группам в рамках нации. Такой подход существенно осложняет анализ психического склада нации.

    Наконец, имеется много данных, свидетельствующих о том, что в каждом обществе существуют определенные групповые психические черты, которые навязываются представителям других групп в качестве образца для подражания и в этом смысле представляют собой доминирующий элемент психического склада нации. К. Добровольский отмечает, например, что типичным для прежней Польши было копирование крестьянами некоторых черт шляхты, с тем. однако, что крестьяне перенимали шляхетские черты с запозданием, когда в шляхетских кругах они уже не проявлялись. Этот тип классово групповых заимствований представляет собой особо важный, хотя и недостаточно изученный механизм формирования психического склада отдельных классов и прослоек в рамках нации.

    Принятие предпосылки об исторической изменчивости психического склада каждой нации приводит к необходимости определить факторы, которые вызывают эти изменения. Я определяю эти факторы следующим образом:

    1) элементы исторического наследия, то есть все то, что было накоплено в прошлом и что оказывает влияние на психические черты нации, в особенности к ним относятся:

    а) унаследованные от прошлого типы личности,

    б) закрепляющие их личностные образцы, содержащиеся в национальной культуре, причем особенно важное значение имеют образцы, содержащиеся в литературе,

    в) исторический опыт прошлого, закрепленный в памяти живущих поколений, в исторических документах и памятниках национального прошлого;

    2) структурные факторы, то есть совокупность условий, в которых в настоящее время существует нация, к ним в первую очередь относятся:

    а) виды и способы функционирования экономических и политических институтов,

    б) взаимоотношения общественных классов и прослоек;

    3) воспитательные факторы, то есть совокупность действий, сознательно предпринимаемых для формирования психического склада нации, в их числе мы выделяем;

    а) воспитательную деятельность государства и господствующих в государстве общественно-политических сил,

    б) воспитательную деятельность других общественных сил. руководствующихся другими целями, отличными от целей государства,

    в) стихийное воспитательное воздействие в рамках малых общественных групп, особенно в семье, в кругу друзей или соседей.

    Под воздействием всех этих влияний формируются различные типы личности. С точки зрения степени совпадения типов личности с воспитательными целями системы мы можем выделить три основных типа: тип личности, адекватный требованиям системы, то есть такой тип личности, в котором доминируют черты, формирования которых добиваются руководящие силы данной системы, тип личности, сохраняющий пережитки прошлого, то есть такой тип личности, который сопротивляется принятию новых черт и сохраняет в качестве доминирующих те черты, которые система пытается преодолеть, тип негативного приспособления, то есть такой тип личности, который приспосабливается к способу функционирования новой системы не путем принятия ее ценностей, а путем овладения механизмами успешного действия в рамках новых институтов.

    Концепция национального характера в ее современной, свободной от идеалистического содержания интерпретации представляет собой весьма существенный элемент социологического анализа политических отношений, ибо она позволяет избежать односторонности при объяснении взаимозависимости между общественной структурой и политическим строем, а также между геополитическими условиями и политикой государства.

    Одна и та же структура или одни и те же геополитические условия могут породить различные политические отношения в зависимости от того, какой тип сформированного историей национального характера является доминирующим.

    Используя современную социологическую терминологию, можно сказать, что национальный характер оказывается в данном случае центральной «переменной».

    Зависимость между национальным характером и политическими отношениями является при этом двусторонней, а не многосторонней, так как:

    1. Национальный характер, будучи продуктом наслаивающихся друг на друга исторических воздействий, формируется в большой мере - хотя не исключительно и даже не главным образом-под влиянием политических отношений прошлого. Под влиянием исторических условий формируются те аспекты национального характера, которые имеют особое политическое значение. Длительное пребывание под деспотическим гнетом иностранных захватчиков способствует формированию анархического отношения к власти. Длительное пребывание в состоянии войны или подготовки к войне способствует формированию таких национальных черт, как воинская доблесть, чувство чести. Необходим длительный опыт успешной деятельности демократических институтов, чтобы в национальном характере появились такие функциональные по отношению к этим институтам черты, как терпимость, готовность к деловому сотрудничеству с людьми, разделяющими иные взгляды, уважение прав меньшинства. Словом, анализ изменений, происходящих в политических отношениях, должен учитывать их влияние на черты национального характера.
    2. Национальный характер одновременно оказывает воздействие на политическое поведение людей, а тем самым - хотя и опосредованно - на политический строй. Одно поведение, побуждаемое относительно устойчивыми чертами национального характера, может оказаться функциональным, а другое поведение - дисфункциональным по отношению к определенному строю. Многие неудачи политических реформаторов происходили потому, что эти деятели не учитывали взаимозависимости, существующей между чертами национального характера и особенностями строя, который они пытались создать. Это проявляется, например, в провале попыток перенести североамериканские образцы государственного устройства на Латинскую Америку. Национальный характер оказывает влияние и на направление эволюции политической системы, причем чаще всего бывает так, что в процессе этой эволюции модификации подвергаются не только институты, но и черты национального характера, создавая в результате новое, более гармоничное целое. Национальный характер в значительной степени определяет поведение наций в кризисных ситуациях.

    Нельзя, например, понять единодушной сплоченности польского народа перед лицом гитлеровского шантажа весной 1939 года, если не учитывать такие черты польского национального характера, как любовь к не зависимости, чувство чести и воинская доблесть. То, что поляки первыми оказали вооруженное сопротивление гитлеровской Германии, вытекало не из сложившегося стратегического положения, качественно лучшего, чем положение предыдущих жертв гитлеровской агрессин, а именно из определенных национальных черт, которые независимо от глубоких политических различий, раскалывавших в то время польскую нацию, делали капитуляцию перед врагом неприемлемой.

    Политик, учитывая национальный характер народа, знает, что он должен с ним считаться в своих действиях и воздействовать на него. Действия, не соответствующие устойчивым чертам национального характера, приводят к неудачам. Об этом знают политики, которые, основываясь на опыте или научном знании, понимают, что способы правления, где-то и когда-то приносившие успех, могут быть обречены в их стране на провал. Одновременно политик-реалист может искать наиболее подходящие способы воздействия на национальный характер в направлении, совпадающем с теми долговременными целями, которые он ставит перед собой. Такое воздействие будет успешным только тогда, когда оно будет основываться на последовательном формировании объективных условий, способствующих появлению определенных психических черт нации. Если ставится цель воспитания чувства государственной ответственности у граждан, то недостаточно, например, лишь призывать их к этому, используя средства пропаганды, а нужно создавать политические условия, в которых граждане могли бы фактически брать на себя. В советской литературе распространена точка зрения, что более существенное влияние на политические институты и политические отношения оказывает политическая культура, а не национальный характер.

    Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


    Поиск по сайту.