Биография стиви уандера. Биография Stevie Wonder

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Stevie Wonder

"Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее", - это внушила ему одна умная женщина - Лула Мэй Джадкинс. Его мать. Она родила сына в больнице для бедных на полтора месяца раньше срока. "Мальчик не выживет", - сказал ей врач. - "Выживет, что бы вы мне ни говорили!"

У новорожденного действительно было слишком мало шансов выкарабкаться, вот врачи и позволили себе "недоглядеть": в инкубатор, куда его поместили, подавалась воздушная смесь с избытком кислорода. Однако Стиви выжил! Вот только оба глаза оказались обожжены...

Лула выработала собственную стратегию воспитания сына: поменьше нянчиться, зато побольше любить и уважать. Мальчик подолгу оставался дома один, зато научился обходиться без посторонней помощи. По малейшим оттенкам звука, отражающегося от стен и предметов в комнате, он ориентировался с феноменальной точностью. А уж передвижение людей Стиви определял так ловко, как будто бы видел их собственными глазами. Лула делала все, чтобы развить в нем слух, остроту реакции и... интуицию. Стиви непостижимым образом научился угадывать формы и цвета (Лула объяснила ему, что такое цвет, что листва зеленая, молоко белое, а банан желтый). Мать научила его даже... понемногу читать - не по каким-нибудь там специальным книгам для слепых, а по самому обычному букварю. Пальцы Стиви от природы отличались необычайной чувствительностью, а упорные тренировки довершили дело: он стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски!

О специальной школе для слепых Лула и слышать не хотела. Устроив страшный скандал в администрации, она добилась, чтобы Стиви приняли в самую обычную школу (после того, как он по складам прочел несколько предложений). Очень скоро он заслужил среди одноклассников славу "человека-летучей мыши". Ведь он... отлично играл в баскетбол! То ли на слух, то ли по наитию, но он прекрасно знал, где сейчас мяч и куда он летит... А еще он обожал ходить в кино, потому что по малейшим шумам мог определять, что происходит на экране...

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мире звуков мальчик ориентировался потрясающе, и заняться музыкой ему велел сам Бог. Играть Стиви начал года в четыре, первыми его инструментами стали... кухонные кастрюли. Он так ловко бил по ним, что Лула поняла: пора купить ему настоящий инструмент. Вообще-то жили они бедно, в доме не было даже холодильника, где уж тут мечтать о рояле! Но на губную гармошку раскошелиться можно... На той губной гармошке Стиви лет шесть подыгрывал себе. На его дворовые рок-н-ролльные концерты собиралось чуть ли не полгорода. И однажды слухи о них достигли продюсера Брайана Холлэнда (он специализировался на поиске молодых талантов в Детройте). Не дослушав до конца и второй песни, Брайан прервал Стиви: "Ты, парень, настоящее чудо! Я бы советовал тебе взять именно этот псевдоним ("уандер" - именно так звучит слово "чудо" по-английски). Кстати, я хочу заключить с тобой контракт, ты не против?" Стиви было тогда всего 10 лет...

С тех пор его жизнь резко изменилась. Во-первых, у него появился рояль, а плюс к этому - банджо, гитара, барабаны... Во-вторых, много денег. В-третьих, он стал активно гастролировать по стране. На учебу времени оставалось мало, и Брайан уговорил Лулу отдать Стиви в элитный частный интернат для слепых детей, где его могли бы учить по специальной программе. "Это необходимо для его карьеры" - этот аргумент заставил сдаться Лулу, но не Стиви!
Отлично усвоив уроки матери, он не желал признавать себя чем-то обделенным и нуждающимся в каком-то специальном уходе. В интернате Уандер "бунтовал": он мог ночью вылезти в окно с третьего этажа и отправиться в ближайший магазинчик за чипсами. Правда, в один прекрасный вечер, возвращаясь домой, он перепутал окна и попал в спальную комнату девочек, но тем лучше-за Стиви, о котором и так легенды ходили, тут же закрепилась слава отъявленного ловеласа.

Влюбляться Стиви начал довольно рано - в 15 лет. Первой была девочка по имени Энджи. У нее был чудесный мелодичный голос. И не беда, что Стиви не знал, как выглядит ее лицо, - он смотрел на Энджи "внутренним взглядом"... Этот роман не привел к браку,
зато навеял Уандеру несколько песен, занявших верхние строчки в хит-парадах.

Уандер был одним из первых музыкантов, освоивших "диковинную электронную новинку" - синтезатор. Это было еще в начале 70-х, и с тех пор Стиви не расстается с ним ни днем, ни ночью. К тому же Уандер всегда отличался феноменальной работоспособностью. "Сколько всего вы написали песен?" - спросили у него недавно. "Трудно сказать. Только тех, которые я так ни разу и не исполнил на публике, наберется около двух тысяч!"

Услышав об операции по вживлению в сетчатку глаза видеокамеры и компьютерной микросхемы, передающей сигналы в мозг, Уандер сначала преисполнился энтузиазма: "Видеотехника в глазу - это же будет чудо посильнее синтезатора!" А потом музыкант призадумался... Все-таки его восприятие мира уникально, а тут электроника... "Что-то мне не хочется становиться чем-то вроде Терминатора", - проворчал Стиви. Да и женщин он привык поражать фразочками типа "Вам так идет эта блузка цвета маренго" (фокус с угадыванием цветов Уандер по-прежнему проделывает виртуозно). А главное... "Мне говорили, что не все мои возлюбленные были писаными красавицами. Но все они оказались страстными... Наверное, это как-то связано. Так зачем же мне видеть женские лица, если глубокий сексуальный голос говорит мне так о многом..." Словом, Стиви вдруг понял, что его слепота не просто не мешает ему жить - она дает ему множество преимуществ, и от этих преимуществ ему совсем не хочется отказываться.

Биография Стиви Уандера (Stevie Wonder)

Настоящее имя: Стивлэнд Джадкинс (Steveland Judkins) или Стивлэнд Моррисом.
Родился: 13 мая в 1950 г. в городе Сагинау, штат Мичиган.
Мать: Лула Хардэуэй.
Инструменты: мультиинструменталист.

Доказано, что через зрительный аппарат человек получает до 90 процентов всей информации о внешнем мире. Но это вовсе не значит, что лишенные столь мощного информационного канала не могут быть такими же развитыми, как их зрячие братья и сестры. Ведь не все человек приобретает за время жизни. Кое-что ему дарит природа вместе с первым криком и лучом солнца, озаряющим родильную палату, и это не отнять пугающей темноте и черным очкам. Но лишь немногим удается не замкнуться на своем физическом недуге, очистить болезненное воображение , которое давно уже стало внутренним миром, от абстракций и кошмарных картин, отыскать иной источник удовлетворения жажды жизни и развить свои таланты до высочайшего уровня мастерства, неподвластного заурядному человеку.

Стиви Уандер, один из немногих исполнителей, который может вызвать улыбку на лице даже против вашего желания, вот уже 36 лет. Не зная уныния, он несет свою карму гениального музыканта. Видно так и должно было случиться однажды, когда в инкубационную камеру к младенцу, который родился на месяц раньше положенного срока, подали чрезмерную дозу кислорода, и он ослеп, так толком и не рассмотрев этот мир. Его безутешная мать Лула Хардэуэй безуспешно пыталась исправить роковую ошибку медперсонала, обращалась к профессорам, знахарям и шарлатанам, пока Стиви не вырос и не убедил ее в том, что «он счастлив, будучи слепым». Он назвал это божьим даром и попросил маму успокоиться и не искать своей вины в случившемся.

Стивлэнд Джадкинс.

Стивлэнду Джадкинсу (Steveland Judkins, р. 13.05.1950 г. в Сагинау, штат Мичиган) едва исполнилось 3 года, когда Хардэуэи в поисках лучшей доли переехали жить в индустриальную столицу Америки город Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось целых пять сводных братьев и сестер. Объяснение тому одно: как однажды выразился Стиви, «его любимой мамочке повезло быть замужем больше чем за одним мужчиной». Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Когда удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду (естественно, на несколько размеров больше). Однажды, когда Стиви справлял свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому съехавшего соседа, который оставил мальчугану целое пианино, о котором он мечтал с 7 лет, и ударную установку, что приобрела для бедного слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей их района. И вот он — вундеркинд-мультиинструменталист, которому не было 10 лет. Он практически в совершенстве овладел этими инструментами, слушая Рэя Чарльза и Сэма Кука по своему транзистору , пел на улицах и в церковном хоре,

Им заинтересовались солидные люди из мира шоу-бизнеса. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта из группы Смоки Робинсона THE MIRACLES, сходил в воскресенье помолиться. Он был поражен голосом темнокожего паренька в темных очках лет десяти. Стиви получил аудиенцию в доме этого ничем не примечательного для него дядьки. Вундеркинд понравился его другу Брайану Холланду из мотауновской группы HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, который нанял юное дарование для работы в своей студии. Слухи о маленьком незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди.

Бывший боксер и поэт-песенник Горди основал лейбл Tamla Motown Records, будущее пристанище для Марвина Гейя, Смоки Робинсона и THE MIRACLES, THE FOUR TOPS, Дайены Росс и THE SUPREMES и HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, в 1959 году, а в 1988 году за 61 миллион долларов США он переуступил свое детище МСА. Бэрри обладал потрясающим чутьем на таланты, чувствовал музыкальный рынок и стабильно отслеживал его запросы. Услышав голос Стиви и его игру, Бэрри был лаконичен: «Этот парень — настоящее чудо». Так Стивлэнд Моррис стал Little Stevie Wonder и в 10 лет заключил с Motown стандартный для несовершеннолетних музыкантов контракт, по которому все его гонорары будут помещаться на накопительные счета в банке до момента, пока ему не исполниться 21 год (совершеннолетие в США).

Little Stevie Wonder.

Один росчерк пера — и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Месяц в Мичиганской школе для слепых — и ты в дороге в одной компании с именитыми музыкантами. Четыре месяца турне с Марвином Гейем, THE SUPREMES и THE MARVELETTES, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе , когда его старшие коллеги мирно посапывали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком. Его попечителем сделали автора и продюсера Кларенса Пола, который в известной манере муштровал его и курировал все его ранние альбомы.

Интересно, что Стиви с очень раннего возраста тянуло в женские компании. Услышав приятный женский голос, он буквально расцветал в улыбке, гримасничал и пытался шутить. В основном все его шутки сводились к типичным розыгрышам слепых, которые предварительно детально расспрашивают своих знакомых об обстановке данной комнаты или цвете вещей, надетых конкретным человеком. Потом они заводят этого человека в данную комнату и глубокомысленно высказываются насчет целесообразных перестановок мебели и добавляют, что эта сексуально расстегнутая малиновая блузка очень гармонирует с темными волосами обворожительной собеседницы. Уандер очень долго не мог ступить и шагу без опекунства Пола. Это напоминало парню средневековые традиции сопровождения пожилыми дамами молодых девушек на бал. Но больнее всего было, когда Кларенс уводил у Стиви его подружек, которых он с таким трудом привораживал. Дело обычно происходило вечером, и Пол в приказном порядке отсылал парня спать, а сам предлагал девушке развлечься в его компании.

Став постарше, Стиви начал было покурить марихуану, но, быстро теряя контроль над своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом. Сексом он мог заниматься весь день и всю ночь. И так всю неделю напролет. Где-то к 19-20 годам у него уже было с десяток подружек. Когда он действительно испытывал сильное влечение к партнерше, рождались такие романтичные вещи, как «Angie Girl» или «My Cherie Amour» (первоначально песня именовалась «Oh My Marsha»). А вообще ему нравились страстные негритянки с интеллигентными манерами.

Правда, с возрастом он становился серьезнее. Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но Motown уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. Коммерчески выгодным предприятием считал Стиви и его второй музыкальный директор, сменивший Кларенса Пола, Джин Кис. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел» .

Stevie Wonder .

История умалчивает, восприняли ли всерьез тогда боссы заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища «Little» еще в 1964 году. Стиви, как и обещал, на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия, устроенной Бэрри Горди в его детройтской резиденции, на столе у главы и основателя Motown лежало письмо от адвоката, который от имени своего клиента сообщал Горди, что все контракты с Motown и его продюсерскими отростками он расторгает. Горди в шоке. Уандер, кстати, тоже. Адвокат явно поспешил и был немедленно уволен, но его слова остались в силе. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как лейбл заработал на нем за прошедшие восемь лет никак не меньше 30 миллионов.

Посмотрим, что пошло с молотка за 1 миллион зеленых хрустящих бумажек. Сингловый дебют Маленького Стиви Уандера состоялся в августе 1962 года работой «I Call It Pretty Music But The Old People Call It The Blues» с тем же Марвином Гейем на ударных. Неплохо для начала, но сингл провалился в чартах. Далее, Стиви записывает альбом очень сырых каверов Рэйя Чарльза. Он записал его для себя. Горди верит в звезду Уандера и поручает Полу использовать инструментальный потенциал мальчика. На свет появляется полуджазовый альбом «Jazz Soul Of Little Stevie Wonder», где Стиви отведена роль биг-бэнда с фортепьянными и органными партиями, ударными и гармоникой. Не за горами продолжение запоминающихся флейтовых кульбитов в «Fingertips 2», а это уже живой звук двойного «Recorded Live — The Twelve-Year Old Genius» и юмористические экспромты между концертными песнями. Альбом впервые в истории Motown возглавляет US R & B Hot 100, и уже за это Горди безмерно благодарен Стиви.

Затем следуют тщетные попытки повторить успех «Fingertips 2», но все, чего удается добиться, — это довольно средний интерес к синглу «When You Wish Upon A Star» c монументальной оркестровой поддержкой и ставшие уже традиционными соло Уандера на губной гармошке. И вот когда народ уже окончательно пресытился его звучанием, на свет появился танцевальный сингл «Uptight (Everything Alright)», который Стиви написал в соавторстве с Генри Косби и Силвией Мой, и практически одноименный альбом, где выделялись «Ain’t That Asking For Trouble» и дилановская «Blowin’ In The Wind». Альбом зачал прекрасную хитовую серию, продлившуюся без малого шесть лет (с перерывами на Рождество). Несмотря на то, что в 1966-1970 годах его репертуар все еще составлялся и одобрялся наверху и представлял собой во многом стандартизированный поп-соул. Уандер получил статус птицы высокого полета и с 1967 года стал соавтором практически всех своих синглов.

Первым хитовым альбомом «I Was Made To Love Her» Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, когда решается продюсировать собственные песни в альбоме «For Once In My Life». Здесь же он дебютирует как кларнетист, а Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое. Это же примечают другие артисты лейбла, и Стиви участвует в сотворении двух классических хитов Smokie Robinson & THE MIRACLES «Tears Of A Clown» и THE SPINNERS «It’s A Shame». Несколько авантюрной ему кажется идея записи инструментального альбома под его гармонику, поэтому он записывает его под псевдонимом Eivets Rednow, и получается какой-то джаз-блюз с примечательной композицией «How Can You Believe», одной из первых полностью написанных им самим.

Интересно, что причиной выпустить целый альбом «My Cherie Amour» стал успех одноименной песни, которая в 1966 году была забракована знаменитым мотауновским ОТК, а в 1969 году, будучи на обратной стороне сингла «I Don’t Know Why», с легкостью превзошла по популярности заглавную песню. А за «Signed, Sealed And Delivered», на котором он продюсировал пять композиций и написал семь, как за лучший соул-альбом года, Уандер был удостоен своей первой награды «Грэмми». Хитов здесь было хоть отбавляй: «Sugar» — это классика Motown, «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours» — первый опыт совместной работы с будущей женой Сайритой Райт, протестантский китч «Heaven Help Us All» и маниакальная переделка THE BEATLES «We Can Work It Out». Работа на первый взгляд кажется коммерческой, но все-таки парень стал гораздо самостоятельней, и сейчас мы проследим развязку этого поступательного движения к творческой свободе.

В 1971 году в добавление к его совершеннолетию и первой более или менее достойной зарплате истекает срок действия основного контракта Уандера с Motown. Все ждут от него продления, казалось бы, взаимовыгодных отношений, но чудо-Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские и паблишинговые компании Taurus Production (Стиви явно доверяет астрологии!) и Black Bull Publishing. Он договорился с паблишинговой компанией Бэрри Горди Jobete (кстати, которой он и поныне заведует) о равном разделении издательских прав на все его предыдущие музыкальные творения.

Полежи, гармошка! Посинтезируем немножко!

Теперь его мысли устремлены в будущее соул-музыки, и он ищет техническое воплощение тех не вполне ясных идей, которые крутятся в его голове. В их реальном воплощении Уандеру помогают двое из Нью-Йорка — Малколм Сесил и Роберт Маргулефф из группы TONTO’S EXPANDING HEAD BAND, только что выпустившей полуреволюционный лонгплэй «Zero Time», и ранние модели простейших синтезаторов (те, что были до «Moog»). Так как Стиви имел дело со множеством музыкальных инструментов, ему очень понравилась идея соединить их всех в одном. Но он не верил, что такое возможно, и попросил продемонстрировать ему действие их «Муга». После последнего аккорда Уандер назвал этот инструмент чудом техники и горько признал, что ему никогда не справиться с таким огромным количеством клавиш и переключателей одновременно.

Но любопытство взяло верх, и с помощью нью-йоркцев Стиви вновь оказался одним из первых там, где практически не касались руки черного человека. Он не пожалел четверть своего миллиона, чтобы купить студийное время в «Electric Ladyland», работал как муравей, спал по четыре часа в сутки, и через год в их каталоге было 35 полностью законченных вещи и еще 200 начатых (в различной стадии работы)!

Опуская подробности содержимого переходного альбома «Where I’m Coming From», ассимилировавшего все его прошлые стилистические влияния (от BEATLES до ритм-энд-блюза), план записи которого летал в мыслях Уандера еще до того, как он съездил в Нью-Йорк. Хочется отметить, что четыре последовавших за ним работы ознаменовали едва ли не самый плодотворный и апофеозный момент в его карьере, когда Стиви Уандер «узаконил» применение синтезаторов в черной музыке и, что самое главное, очеловечил синтетические звуки, заставив их выражать эмоции не хуже гитары или саксофона.

Стиви впервые по-настоящему не боялся блуждать по стилям в поисках звучания нового десятилетия, хотя и очевидно, что в «Music Of My Mind» синтезатор для него еще является новомодной игрушкой, но он все-таки сохранил свою знаменитую спонтанность . Другое дело в «Talking Book» и «Innervisions», где все полифонично и полиритмично (от рэгги до классики) и доработано до совершенства. Плюс подкреплено первоклассными хитами («You Are The Sunshine Of My Life», «Superstition», «You And I», «Blame It On The Sun», «Higher Ground», «Jesus Children Of America», «Golden Lady», «All In Love Is Fair»). А также в нем было много новых трезвых политических и духовных проблем и смелых воззрений («Big Brother», «Living For The City», «You Haven’t Done Nothin"»). В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы «роллингов», и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию , в отличие от тех нелепых попыток Motown просунуть его в популярные среди белых телесериалы в середине 60-х.

В его следующем альбоме «Fulfillingness’ First Finale» также все выверено и сфокусировано на деталях. Не будем забывать, что во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой четыре дня его не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Об этом балансировании на грани жизни и смерти в альбоме есть специальная композиция «It Ain’t No Use». Не зря же Стиви отхватил аж по четыре «Грэмми» за этот диск и за «Innervisions»!..

Нужно сказать, что все эти годы без Motown Уандер вел тайные переговоры со многими мэйджор-лейблами Америки, и в 1976 году его старый друг Горди не стал больше испытывать судьбу и ждать, пока у него из-под носа уведут, как им искренне казалось, ими же взращенного гения. Стиви заключил беспрецедентный по тем временам 7-летний контракт на сумму 13 миллионов долларов. Это сообщение потрясло Америку, но Горди сразу же заявил, что работа со Стиви безусловно стоит этих огромных по тем временам денег. Примечательно, что и дальше Уандер имел какую-то необыкновенную власть над Бэрри, причем Горди даже советовался со своим протеже, когда дважды в начале 80-х пытался продать по частям свою компанию. В обоих случаях Стиви был категорически против, и эту его позицию очень точно характеризуют слова, которыми он наградил Motown и которыми объяснил причину своего возвращения туда: «Я остаюсь с Motown, потому что, на мой взгляд, это единственная выжившая, проверенная временем компания в звукозаписывающей индустрии, у которой темнокожий владелец. Это жизненно важно, что в Motown эмоционально стабильный внутренний климат, сильный дух и экономическое благосостояние…» .

Итак, с 1976 года Уандер вновь работал на престиж Motown, но уже без Сесила и Маргулеффа и потихоньку превращался в музыкального пастыря («Have A Talk With God», «Black Man» — стандартный пример бессмысленных причитаний). Двойной альбом «Songs In The Key Of Life», наряду с очень сильными композициями («Isn’t She Lovely», «Golden Lady», «Summersoft», «Knocks Me Off My Feet»), которые стали лицом целого десятилетия, содержащее веселые, жизнеутверждающие посвящения его джазовому кумиру Дьюку Эллингтону в «Sir Duke». Здесь можно было услышать песню («Pastime Paradise»), из которой рэппер Кулио (Coolio) выстрогал «свой» знаменитый хит «Gangsta’s Paradise». Этот альбом заканчивает серию из 5 золотых альбомов.

Личная жизнь.

Теперь несколько слов о личной жизни Стиви. Как я уже говорил, страшный недуг никогда не мешал Уандеру на любовном фронте. Здесь он был ненасытен, но, как ни странно, женился в очень раннем по американским стандартам возрасте. 14 сентября 1970 года Стиви взял в жены коллегу по лейблу, талантливую певицу и поэтессу Сайриту Райт (Syreeta Wright). Через полгода после свадьбы они переехали из Детройта в Нью-Йорк и поселились в роскошных апартаментах суперсовременного отеля Говарда Джонсона в Манхеттене. В результате их совместных усилий были написаны такие вещи, как «Signed Sealed Delivered (I’m Yours)», «Believe (When I Fall In Love It Will Be Forever)», «Blame It To The Sun» и два сольника Сайриты. Все было прекрасно, не считая двух вроде бы несущественных проблем: его ненасытного сексуального аппетита, достойного пояса верности, и ее вполне резонной суперревнивости. В общем, однажды Сайрита поймала Стиви в постели с другой у себя дома, хлопнула дверью и подала на развод. Долгое время они поддерживали дружеские отношения, а он некоторое время очень переживал, да так больше ни разу не женился, хотя и имел двух детей от своей подружки Иоланды Симмонс (Yolanda Simmons), которой, кстати, посвящена «Isn’t She Lovely».

Жизнь продолжается.

Уандер, по 5 золотых дисков, почему-то залег на дно и лишь через три года закончил работу над гигантским саундтреком к документальной картине «The Secret Life Of Plants», так никогда и не появившейся на большом экране. Этот по большей части инструментальный двойник («Journey Through The Secret Life Of Plants») представлял собой любопытную для конца 70-х попытку со стороны Уандера написать цельную поп-симфонию с мультикультурными тенденциями («Voyage To India»). Стиви вновь экспериментировал, и это, безусловно, заслуживало уважения, но в Motown на первый план всегда ставился коммерческий успех. Поэтому второму великому слепому (после Паниковского) пришлось спешным порядком записывать в следующем году новый лонгплэй «Hotter Than July», который частично вернул ему старые позиции с бесподобными мелодиями и хуками («Lately», «Did I Hear You Say You Love Me» и «As If You Read My Mind» с вокалом Сайриты). В это время появляется рэгги «Master Blaster (Jamming)» и трибьют Мартину Лютеру Кингу «Happy Birthday» (сопровождавшемуся общественной кампанией за придание дню рождения легендарного борца за права темнокожего населения статуса государственного праздника, что и случилось в 1986 году).

Уандер продолжал топтаться на месте и все больше затягивать релизы свежих работ. Альбом с рабочим названием «People Moving Human Play» должен был появиться в 1983 году. Вместо этого у него вышел еще один ретроспективный двойник «Original Musiquarium Vol. 1» (лучшие песни 1971-1982 годов), содержавший четыре новые песни среднего уровня, и новый саундтрек к картине «Woman In Red», еще один попсово-коммерческий проект, в джунглях которого родилась его знаменитая баллада «I Just Call To Say I Love You». Как это ни парадоксально выглядит, но эта вещь в компании с «Part-Time Lover» из следующего альбома «In Square Circle» признаются нашими современниками, как лучшие и самые примечательные композиции из богатой песенной коллекции Уандера. Действительно, «I Just Call To Say I Love You» шесть недель лидировала в английском хит-параде и до сих пор входит в десятку самых продажных синглов Британии. А «Part-Time Lover» — пожалуй, самый известный танцевальный хит маэстро и тоже имеет в своем активе феноменальное достижение — в 1985 году он одновременно возглавлял хит-парад «Биллборда» по четырем разделам (поп, ритм-энд-блюз, современная взрослая и танцевальная музыка)!

Альбом «In Square Circle» абсолютно не оправдывал пяти лет ожидания. Не помог и авторский союз с талантливой Дионн Уоруик. Казалось, Уандер позабыл секрет своего волшебства и беспомощно копировал себя, делая упор на уже порядком приевшееся синтезаторное звучание. В 1987 году с диском «Characters» он, как один из лучших ударников планеты и ученик легендарного мотауновского чудо-барабанщика Бенни Бенджамина, зачем-то увлекся драм-машиной. Хотя и без этого Стиви был в неплохой форме и мог снабдить народ новым зарядом своего классического фанка и балладного романтизма («With Each Beat Of My Heart», «Free» и «Skeletons»). Но слушать, а главное понимать и принимать Уандера становилось все сложнее. Поэтому не он уже писал законы в музыкальной конституции 80-х, а тот же живчик Майкл Джексон, с которым Стиви записал «Get It» и «Just Good Friends». Впрочем, Уандер и сам это чувствовал и стал больше уделять времени благотворительным проектам (USA FOR AFRICA), кампании против распространения СПИД (чем вообще никто среди черных не занимался в то время) и писать и продюсировать для других (Пол МакКартни «Ebony And Ivory», Элтон Джон, EURYTHMICS, Гэри Берд).

На закате тысячелетия.

Неудивительно, что на запись нового альбома он потратил аж восемь лет и как всегда на половине пути отметился саундтреком («Jungle Fever»). Видно и слышно, что Стиви было время подумать и додумать. Вновь появляется тяга к разностильности (соул-поп «Make Sure You’re Sure», техно-поп Chemical Love» и даже хип-хоп «Each Others Throat»), чувствуется энтузиазм и поиск нового звучания. А на бэк-вокале вновь Сайрита.

А дальше «гуд-бай, Америка!» и добро пожаловать в Гану, африканскую страну, куда Уандер давно хотел эмигрировать, но пока не решился. Атмосфера умиротворения и близости к природе всегда питали его вдохновение, так что, когда он на полтора месяца слетал туда в 1993 году, эффект был ошеломляющим — поправленное чистым воздухом здоровье и 40 новых песен, которые оказались в памяти его компьютера по приезде в Детройт. Альбом «Conversation Peace» получился эдаким монолитным строением в стиле социоромантики, где все принадлежит перу Уандера (а за его спиной массивная музыкальная поддержка), бэк-вокалистки (включая его дочь Аишу), притом, что на большинстве инструментов все-таки играет он сам. Он шутит с мелодиями, пытается не потерять романтичности в 45 лет («For Your Love», «Edge Of Eternity»), но его главные слова носят социальный подтекст («Rain Your Love Down», «My Love Is With You»), хотя его трудно обвинить в пессимизме.

Стиви явно вновь нашел себя в мире музыки, снова стал расти, и этот рост ярко продемонстрировал концертный двойник «Natural Wonder». Для него он переписал около тридцати своих лучших песен часто в сопровождении симфонического оркестра, дополнив список совсем свежими композициями («Kiss Lonely Goodbye», римейк песни Боба Марли «Redemption Song», «Stay Gold») из саундтреков с его участием. Потом были ничем не примечательный альбом лучших вещей «Song Review» без единой новой песни. Он участвовал в благотворительном проекте Лучано Паваротти «Pavarotti & Friends», в сейшенах с тинейджерской поп-соул-группой 98 DEGREES (композиция «True To Your Heart» вошла в саундтрек к диснеевскому полнометражному мультфильму «Mulan») и в конце бокс-сет на четырех дисках, охватывающий всю замечательную карьеру Уандера.

Мы вновь вынуждены томиться в ожидании новой работы слишком долго. Что это будет и когда она появится в продаже, тоже загадка. Не думаю, что это будет что-то традиционное для Уандера. В последние годы он много раз заявлял, что назад дороги нет и что его должны оценить новые поколения. На протяжении своей долгой карьеры он неизменно оставлял после себя музыкальные произведения, которые характеризовали эпоху. В 60-х это была «Uptight», в 70-х — «Superstition», в 80-х «I Just Call To Say I Love You», в 90-х годах — не знаю еще, скорее всего «Kiss Lonely Goodbye». Быть может, в новом веке и тысячелетии он больше не будет соул-мистером Стиви Уандером, которого все мы хорошо знаем. Он как-то признался, что не прочь написать мюзикл, записать джазовый и госпельный альбом.

Дискография Стиви Уандера :

  • 1962 «A Tribute To Uncle Ray»
  • 1963 «Jazz Soul Of Little Stevie Wonder»
  • 1963 «Recorded Live — The Twelve-Year Old Genius»
  • 1963 «With A Song In My Heart»
  • 1964 «Stevie At The Beach»
  • 1966 «Uptight» 1966 «Down To Earth»
  • 1967 «I Was Made To Love Her» 1967 «Someday At Christmas»
  • 1968 «Greatest Hits»
  • 1968 «For Once In My Life»
  • 1968 «Eivets Rednow Featuring Alfie» (под псевдонимом Eivets Rednow)
  • 1969 «My Cherie Amour»
  • 1970 «Live In Person»
  • 1970 «Stevie Wonder Live»
  • 1970 «Signed, Sealed And Delivered»
  • 1971 «Where I’m Coming From»
  • 1971 «Greatest Hits Vol. 2»
  • 1972 «Music Of My Mind»
  • 1972 «Talking Book» 1973 «Innervisions»
  • 1974 «Fulfillingness’ First Finale»
  • 1976 «Songs In The Key Of Life»
  • 1977 «Looking Back» (известный также как Anthology)
  • 1979 «Journey Through The Secret Life Of Plants» (саундтрек)
  • 1980 «Hotter Than July»
  • 1982 «Original Musiquarium Vol. 1»
  • 1984 «The Woman In Red» (саундтрек)
  • 1985 «In Square Circle» 1985 «Love Songs — 20 Classic Hits»
  • 1987 «Characters»
  • 1991 «Jungle Fever» (саундтрек)
  • 1994 «Motown Legends: I Was Made To Love Her — Uptight»
  • 1995 «Conversation Peace»
  • 1995 «Natural Wonder»
  • 1996 «Song Review»
  • 1998 «Songs In The Key Of Life» (видеосборник)
  • 1999 «Ballad Collection»
  • 1999 «At The Close Of A Century » (4CD box-set)

Стивленд Хардэуэй Моррис или Стиви Уандер певец и композитор оказавший сильное воздействие на музыку ХХ века. Один из немногих создателей соула и R&B таких какие они сейчас есть.

Детство

Стиви родился 13 мая 1950 года в Сагино, Мичиган, в семье простых рабочих. В возрасте четырех лет его мать ушла от своего благоверного и перебралась с детьми в Детройт. Из-за врачебной ошибки мальчик с детства не мог видеть и мама, боясь, что он не выживет на суровых улицах старалась не пускать его на улицу. Сначала что бы мальчик не скучал и развивался она учила его читать. Затем она принесла ему гармонику и объяснила принцип игры на барабанах, для общения с другими детьми она отвела мальчика в церковный хор. С малых лет мальчик восхищался Рэем Чарльзом, который был так на него похож. Его кумир был слеп, как и они он тоже любил создавать музыку. Впервые талант Стиви заметили в 11 лет, один из сотрудников Motown услышал пение мальчика и предложил главному председателю компании послушать его. Берри Горди был так поражен талантом юнца что сразу же предоставил ему выгодный договор. Продюсер был так впечатлен что называл мальчика восьмым чудом света, так и образовалось его сценическое имя Стиви Уандер.

Ранние годы

Дебютные пластинки состояли из инструментальных произведений на гармонике и барабанах. Хоть талант мальчика и был неоспорим, но особого ажиотажа у публики два альбома которые были выпущены первыми не вызвали. В 1963 был выпущен истинный хит «Fingertips» помимо вокала Стиви играл на гармонике и бонго, эта композиция стала вершиной хит-парада R&B. После стремительно подъёма на вершины чартов Уандер получает приглашение в съемках кинолент «Muscle Beach Party» и «Bikini Beach». Ближе к концу 60-х Стиви приступает к работе в своей фирме как композитор и сочиняет «Tears of a Clown» которую исполнил Смоки Робинсон композиция стала мировым хитом.

В 1968 году Стиви решил поэкспериментировать и выпустил сборник под вымышленным именем Eivets Rednow, но особого восторга от публики не последовало. В 1970 году молодой человек берет в жены Сайриту Райт, которая была секретарём и композитором в его агентстве. Она участвовала в создании предстоящего сингла «Where I’m Coming From». Этот альбом стал началом серии пластинок с концептуальными идеями. До этого названия пластинки или сборника не совпадали ни с одной из песен, входивших в их состав. После этого многое в карьере певца меняется, он полностью пишет текст и аранжировку для каждой композиции. Так же в большинстве случаев является продюсером своих альбомов. Когда певцу исполнился 21 год он разорвал контракт с Motown из-за ограничения свободы в творчестве, которую он хотел. Горди осознавая, что он может навсегда потерять самого успешного музыканта его агентства предложил Уандеру заключить новый контракт на выгодных для него условиях.

Творческая свобода

Новая договоренность состояла из 120 страниц и давала певцу полную свободу действий и права на все песни, которые были и будут выпущены. В 1972 году он принялся за создание концептуального альбома. Певец уже очень давно хотел заняться чем-то подобным, но контракт, который он заключил в начале своей карьеры ограничивал его действия. Сейчас же когда у него была полная свобода действий он пишет «Music Of My Mind». Этот альбом отличался от всего что до этого делал Уандер новое звучание, новые правила. Раньше его альбомы состояли из переделанных хитов и небольших песен которые не превышали 3 минутный лимит. Окружающие его люди всегда поражались его трудолюбию и страсти, когда дело касалось музыки.

Стиви очень быстро освоил синтезатор что бы добавить в свои композиции нового модного звучания. В его песнях появляется бэк-вокал, электронные звуки и наложение одного инструмента на другой. Основная часть его песен имели глубокий политический и социальный смысл. Он всегда затрагиваю актуальные, а порой извечные проблемы человечества. Каждая из его композиций была связанная с другой и целый альбом в итоге показывал историю, четко отработанную с начала до конца. Конечно же все композиции были созданы музыкантом лично, так же аранжировка была практически вся оформлена Стиви. Только когда он использовал в песнях тромбон он приглашал к сотрудничеству Art Baron.

Золотой период

В конце 1972 года он публикует еще один альбом с заглавием «Talking Book». Этот сборник поверг в восторг всех и экспертов в музыкальной области, и мировую аудиторию. По уже сформировавшемуся обычаю Стиви фигурировал создателем своих творений лично. Этот альбом был настолько хорошо написан что абсолютно все дорожки, какие в него входили были спеты другими представителями музыкальной индустрии в измененных вариациях. Композиция «Superstition» стала образцом фанк-музыки и выдающимся примером использования Clavinet Hohner.

Не смотря на то что сборник по большей части оценивался как продукт фанк- музыки некоторые композиции были скорее альтернативным роком. Такое неоднозначное определение стиля стало причиной расширения его аудитории и добавления фанатов рока в его постоянную аудиторию. Вскоре у него стартовали гастроли по поводу выпуска нового альбома. Гастролировал он с новой, но довольно популярной рок-группой «Rolling Stones». Такой симбиоз на сцене увеличил заинтересованность «белой» публики. За этот альбом певец получил три «Грэмми» это были первые благодарности, которые он принял за свои труды. В 1973 году Стиви пригласили на новое шоу для детей «Улица Сезам» на котором он исполнил несколько популярных песен. Неожиданным и запоминающимся событием, связанным с этим сборником, стал факт того что один из каверов был записан кумиром Стиви, Рэем Чарльзом.

Эксперименты

Следующий не менее потрясающий альбом «Innervisions» выходит в августе 1973 года. Все композиции, входившие в этот сборник, заняли лидирующие строчки хит-парадов поп, R&B и фанк. Этот альбом оказался хоть и гениальным, но довольно сложным по набору эмоций, которые хотел передать певец. Радость от сочинения музыки, озабоченность социальными проблемами, призыв к расовому равенству. Этот альбом можно назвать экспериментальным так как Уандер использует для создания атмосферы в песнях окружающие его звуки. На одной из композиций слышны звуки магистрали, на другой плач его дочери которой был год на момент создания альбома. Он удостоился наградой «Грэмми» трижды за этот альбом и впервые за свою карьеру получил награду «альбом года».

Следующим хитом выпущенным в мир гениальным композитором и певцом был «Fulfillingness’ First Finale». Музыкальные эксперты отметили этот альбом как самый проникновенный из ранее написанных Уандером. Перед записью этого альбома певец попал в автокатастрофу, в которой очень сильно пострадал и пробыл в коме чуть меньше недели. Альбом был оценен по достоинству и награжден четырьмя премиями «Грэмми» и вновь занял позицию «альбом года». Он стал первым исполнителем, который выиграл в номинации «альбом года» три раза подряд.

Личная жизнь

О личной жизнь музыканта стоит упомянуть отдельно. У Стиви за всю его жизнь было не мало женщин. Первый брак распался довольно быстро, но благодаря рабочему фундаменту их знакомства бывшие супруги остались друзьями и в будущем работали совместно. Следующий роман был с Иоландой Симмонс и продлился довольно долго в брак пара так и не вступила, но девушка родила певцу двое детей. Будучи мужчиной серьезных лет, он вступил в брак с Карен Миллард в этом союзе у певца появилось двое детей. Следующей возлюбленной стала модель Томикой Робин Брэйси у пары родился мальчик в 2014 году. Всего у певца 9 детей от разных женщин, но несмотря ни на что он поддерживает каждого из них.

Книги о Стиви Уандере:

  • «The Wonder of Stevie: Stevie Wonder Fake Book»
  • «Stevie Wonder Greatest Hits»
  • «Stevie Wonder — Easy Piano Anthology»
  • «Stevie Wonder: Guitar Chord Songbook»
  • Во время записи альбома «Innervisions» Стиви Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой пробыл в коме около четырёх дней. На его голове остались многочисленные шрамы после операции. Тем не менее, именно этот альбом принёс ему целых семь премий «Грэмми».
  • В 2013 году Стиви Уандер к своей грусти узнал, что его бывший адвокат Йоханан Вигода обманул его самым банальным образом - воспользовался его слепотой. Йоханан был близким другом Уандера, ещё когда Стиви был 21 год, они подписали контракт, согласно которому Вигода получал 6% от авторских гонораров. Однако, он умолчал о том, что в контракте присутствовал пункт, закрепляющий право на получение денег и за семьёй Вигоды, после его смерти, причём пожизненно.
  • Во время участия в мероприятии в поддержку Барака Обамы, Мишель Обама вызвалась проводить музыканта на подиум для выступлений, однако они оступились на входе, и у Мишель не хватило сил поднять Стиви. Его реакция тут же сгладила всё неудобство ситуации, он сказал: «Поднимаясь, я так засмотрелся на будущую Первую Леди, что не заметил ступеньки».
  • Советско-российская рок-группа «Машина времени» посвятила Стиви Уандеру песню. На альбоме «Это было так давно…», записанном в 1978, а выпущеном в 1992 году, есть композиция «Посвящение Стиву Уандеру» на стихи Андрея Макаревича.

Награды:

  • 1983: Включен в зал славы композиторов
  • 1989: Включен в Зал славы рок-н-ролла
  • «Орден Искусств и литературы» от Министерства культуры Франции
  • Объявлен посланником мира Организации Объединённых Наций

Сегодня я расскажу вам об одном из выдающихся певцов и композиторов современности Стиви Уандере. Сначала немного фактологии из Википедии, может быть, кому-то этого будет достаточно, тогда можно смело переходить к концу статьи – Достижения и Высказывания , а также ссылкам на песни. Более полный рассказ о жизни и творчестве Стиви Уандера будет представлен вслед за справкой.

Сти́ви Уа́ндер (англ. Stevie Wonder; настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис (Original name (при рождении): Stevland Hardaway Judkins); родился 13 мая 1950 года, в местечке Сагино (англ. Saginaw), Мичиган) - американский соул-певец, композитор, пианист, барабанщик, харпер (музыкант, играющий на губной гармонике), музыкальный продюсер и общественный деятель, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века. 25-кратный лауреат премии Грэмми. Один из основоположников классического соула и R’n’B (ритм-и-блюз). Стиви - один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён».

В возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records. Стиви Уандер является музыкантом-мультиинструменталистом: обладает вокальным диапазоном в четыре октавы и невероятно сложной вокальной техникой, виртуозно владеет роялем и всеми видами синтезаторов, ударной установкой, кларнетом, губной гармоникой.

Лауреат Гершвиновской премии.

За свою карьеру он записал более 30 альбомов.

Последний на данный момент студийный альбом «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского поп-чарта. Она получила массу положительных отзывов от критиков, премию «Грэмми» за лучший мужской поп-вокал («From The Bottom Of My Heart») и на лето 2007 года был продан тираж 169 тыс. копий (по данным Nielsen SoundScan). Последний официальный концертный альбом Стиви Уандера вышел в 2008 году, это запись с лондонского концерта на O2 арене. Альбом содержит 27 треков, в основном это песни самого Уандера, также присутствует одна композиция Miles Davis («All Blues»), одна Chick Corea («Spain») и попурри на темы песен The Beatles и The Rolling Stones

А теперь подробно:

Стиви был третьим из шести детей в семье. Он был рождён раньше срока и помещен в кувез для новорожденных. В его кувез была подана большая доза кислорода, которая усугубила процесс развития слепоты; самопричиной этот фактор всё же, вероятно, не являлся. Сам музыкант в интервью CNN говорит, что врачи только позднее нашли закономерность такого влияния кислорода на недоношенных с его заболеванием. Знай они это раньше - он мог бы видеть хоть что-то. Мать Стиви Уандера — Лула Мэй Джадкинс – говорила: «Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а ещё глупее — жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все — только намного лучше, намного интереснее». Благодаря матери Стиви научился писать и читать, и уже в раннем возрасте занялся музыкой. Он записался в церковный хор и стал осваивать игру на барабанах, гармонике и пианино. Его кумиром в эти годы был слепой музыкант Рэй Чарльз.

Одним из первых известных музыкантов, который услышал маленького Стиви, был Ронни Уайт (англ. Ronnie White), из группы The Miracles. Стиви было организовано прослушивание у генерального директора и президента фирмы Motown Берри Горди, который был поражён незаурядной музыкальностью маленького исполнителя, и подписал с одиннадцатилетним мальчиком его первый контракт. Как гласит легенда, Горди сказал, после прослушивания: «Ты, парень - настоящее Чудо, я советую тебе взять именно этот псевдоним». Перед подписанием контракта, продюсер Motown Кларенс Пол заявил, что «Стиви - восьмое чудо света»! Так появился псевдоним певца - «Чудо-Стиви» или «Стиви Уандер», вернее тогда ещё «маленький Стиви Уандер». В конце 1961 года он делает свои первые записи на Motown - сингл «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues», а в 1962 году выпускает два первых альбома: «The Jazz Soul of Little Stevie» и «Tribute to Uncle Ray», на которых, в основном, инструментальные композиции с длинными соло на губной гармонике и ударных. Несмотря на поразительную одарённость мальчика, эти первые пластинки особого успеха не имели. В 1963 году на прилавках американских магазинов появилась пластинка с названием «Little Stevie Wonder the 12 Year Genius. Recorded Live» («Маленький Чудо-Стиви - 12-летний гений. Концертная запись»). Никто в то время - ни фирма «Мотаун», выпустившая диск, ни слушатели, ни критики, ни, наверное, сам «двенадцатилетний гений» не могли предположить, что название станет пророческим, что через несколько лет имя музыканта будет известно всему миру, а ровно десятилетием позже он будет записывать пластинки, которые войдут в золотой фонд мирового рока.

В возрасте 13 лет Стиви записывает свой первый настоящий хит - Fingertips, сингл был взят с альбома 1963 года Recorded Live: The 12 Year Old Genius. Песня с участием Стиви в качестве вокалиста и исполнителя на бонгах и губной гармонике, а также юного Марвина Гэя на ударных стала хитом № 1 в американских поп- и R’n’B чартах и отметила Уандера в общественном сознании.

В 1964 году, Стиви Уандер дебютирует в фильме «Muscle Beach Party» в роли самого себя, в титрах указывают его имя: «маленький Стиви Уандер». Пять месяцев спустя, он возвращается на экран в сиквеле «Bikini Beach». Он выступал в обоих фильмах, пел песни «Happy Street» и «Happy Feelin’ (Dance and Shout)» соответственно.

Отбросив в середине 60-х годов от своего прозвища приставку «маленький», Стиви Уандер выпускает ряд хитов, таких как «Uptight (Everything’s Alright)», «With a Child’s Heart», а также кавер-версию песни Боба Дилана «Blowin’ in the Wind», которая интересна тем, что была одной из первых песен, отражающих общественное сознание Стиви. Также он начинает работать композитором в Motown, сочиняет песни для себя и своих коллег по лейблу, например его песня «Tears of a Clown» стала хитом № 1 в исполнении Смоки Робинсона и группы The Miracles.

В 1968 году Уандер записал альбом инструментальных соул-джазовых композиций, в основном на солирующей гармонике, под псевдонимом (альбом назывался так же) Eivets Rednow, что означает «Stevie Wonder», написанное задом наперед. Альбом прошёл почти незамеченным, единственный сингл «Alfie», достиг лишь 66 места в поп-чартах США и 11 места в чартах США для взрослой аудитории. Тем не менее Стиви удалось выпустить несколько ударных хитов между 1968 и 1970 годами, а именно «My Cherie Amour», «I Was Made to Love Her», «For Once in My Life» и «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours». В сентябре 1970 года, в возрасте 20 лет, Уандер женится на Сайрите Райт (Syreeta Wright), бывшем секретаре компании Motown и авторе песен. C разрешения Берри Горди она помогала Стиви в продюсировании его следующего альбома Where I’m Coming From (в переводе с англ. Откуда Я). Об этой очень важной в карьере Уандера пластинке необходимо сказать отдельно.

Что касается названия альбома, то незадолго до его выхода, в одном из споров с руководителями Motown, Стиви сказал фразу, замечательную своей двусмысленностью: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел». После выхода альбома в Motown постепенно начинают это понимать. Любопытно, что с выходом в 1971 году альбома Where I’m Coming From все последующие студийные альбомы Стиви Уандера (за исключением саундтреков) носили названия, которые не совпадали с названием ни одной из песен, входящих в эти пластинки. Эта традиция прервалась только в 1995 году с выходом альбома «Conversation Peace», в котором присутствовала одноимённая композиция. 12 апреля 1971 года альбом Where I’m Coming From поступает в продажу. Альбом представляет собой плавный переход от традиционного «сладковатого» саунда Motown к звучанию Стиви Уандера, которым очень скоро будет восхищаться весь мир. В первое время после выхода альбом воспринимается неоднозначно. Его аранжировки в целом традиционны для Motown, пока ещё отсутствуют синтезаторы. Однако есть несколько важных особенностей, отличающих этот альбом от своих предшественников:

Во-первых, Стиви Уандер впервые является полноценным и единственным продюсером собственного альбома, проще говоря, отвечает за его звучание, аранжировку и репертуар. Хотя формально он значился продюсером и на некоторых предыдущих альбомах, но фактически им ещё не был. Опыт первого продюсерства Уандера был в целом успешным. Лучшие песни альбома Where I’m Coming From уже предвещают невероятное продюсерское чутьё Уандера, хотя пока это понимают ещё не все.

Во-вторых, Стиви Уандер впервые является полноценным и единственным автором музыки собственного альбома, все песни он написал сам . На предыдущих пластинках (особенно самых ранних) было довольно много музыки других композиторов, часто довольно посредственной (хотя встречались и песни высокого уровня вроде Sunny Бобби Хебба, The Shadow Of Your Smile или We Can Work It Out Джона Леннона и Пола Маккартни). В первые годы карьеры даже к тем песням, которые реально писал сам Уандер, на обложках пластинок добавляли фамилии других известных авторов (чаще всего Мой и Косби), чтобы привлечь покупателей. В лучших композициях альбома уже слышна «фирменная» уандеровская тонкая мелодика и удивительная гармоническая изобретательность. Хотя в целом по материалу альбом ещё неровный, Стиви уверенно заявляет о себе как о полноценном авторе музыки к своим пластинкам, а руководство компании Motown впервые понимает, что он по-настоящему раскрывается в записи и исполнении собственных, а не чужих песен.

В целом современники отнеслись к альбому тепло, но спокойно, и хитом он не стал. В наши дни, несмотря на вышеупомянутую «переходность», альбом заслуженно считается классикой соул-музыки. В настоящее время как минимум на три из девяти песен этой пластинки («Do Yourself A Favor», «If You Really Love Me» и «Never Dreamed You’d Leave In Summer», особенно популярна последняя) существуют кавер-версии других музыкантов, в том числе всемирно известных, таких как например Фил Коллинз, Ocean Colour Scene и другие.

13 мая 1971 года - в свой 21-й день рождения - Стиви Уандер разрывает истекший первый контракт с Motown и получает свой первый заработанный миллион долларов.

После разрыва контракта со Стиви Уандером глава Motown Берри Горди понял, что он потерял самую большую звезду своего лейбла. И тут же начал переговоры о возвращении Уандера в Motown. Результатом переговоров стал новый 120-страничный контракт, благодаря которому Стиви Уандер получал полный творческий контроль над всем процессом производства будущих записей и права на собственные песни .

В марте 1972 года Стиви Уандер возвращается на Motown с новым концептуальным альбомом Music Of My Mind (в переводе с англ. Музыка моих мыслей), продюсером пластинки вновь стал сам Стиви Уандер. Многие меломаны и критики считают этот альбом началом так называемого «классического периода» Стиви Уандера. Первый концептуальный альбом «нового» Стиви Уандера резко отличался от всего того, что было записано им по первому контракту с Motown. В музыке Стиви начал использовать новые технологии звукозаписи: дублирование и наложение голосов, инструментальных партий и бэк-вокала. Это позволило ему записать альбом фактически в одиночку - он сам поёт все вокальные партии, создавая целую палитру полифонического бэк-вокала, играет на всех инструментах (за исключением соло на тромбоне Art Baron в Love Having You Around и гитарного соло Buzzy Feiton в Superwoman). Впервые синтезатор становится полноценным участником записи, до этого альбома синтезаторы почти не использовались в музыке темнокожих. Альбом Music Of My Mind ознаменовал начало длительного сотрудничества Стиви Уандера с Malcolm Cecil и Robert Margouleff из английского электронного музыкального дуэта. В 2003 году альбом вошёл в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, где он занимает 284 место.

В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы «роллингов», и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию . В его следующем альбоме также все выверено и сфокусировано на деталях. Кстати, во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой его четыре дня не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Именно за этот альбом Music Of My Mind Стиви Уандер получил целых семь премий Grammy.

В том же 1972 году вышел альбом ‘Talking Book’ (в переводе с англ. Говорящая книга, который произвел настоящий фурор в музыкальной среде. Незадолго до этого Стиви расстался с женой, что заметно отразилось на музыке и тексте композиций. Альбом стал лучшим образцом ритм-н-блюза, превратив Уандера в суперзвезду. А две песни из него – ‘Superstition ‘ и ‘You Are The Sunshine Of My Life’ – стали классикой фанк-музыки и супербестселлерами на все времена.

Следующая работа Уандера ‘Innervisions’ (1973), в переводе означающая ‘Внутренние видения’, произвела еще больший эффект. Она была названа Лучшим альбомом года и принесла исполнителю 3 премии ‘Грэмми’. Такая же участь постигла и альбом ‘Fulfillingness’ First Finale’ (1974), который считается наиболее глубоким произведением музыканта. Уандер получил 4 премии ‘Грэмми’ и стал самым влиятельным темнокожим музыкантом 70-х годов.

Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект «Songs in the Key of Life» — кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. «Sir Duke» — темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция «I Wish», поэма о детстве, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, «Isn’t She Lovely» со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека «Pastime Paradise» через два десятилетия украсят хит Coolio «Gangsta’s Paradise». Как и следовало ожидать, LP «Songs in the Key of Life» был назван альбомом года по версии Grammy.

Альбом имел и еще одно важное последствие — он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие годы Уандер не издал ни одной новой записи. Стиви Уандер «ушел на дно».

Уандер продолжал топтаться на месте и все больше затягивать релизы свежих работ. Альбом с рабочим названием «People Moving Human Play» должен был появиться в 1983 году. Вместо этого у него вышел еще один ретроспективный двойник «Original Musiquarium Vol. 1» (лучшие песни 1971-1982 годов), содержавший четыре новые песни среднего уровня, и новый саундтрек к картине «Woman In Red», еще один попсово-коммерческий проект, в джунглях которого родилась его знаменитая баллада «I Just Call To Say I Love You». Как это ни парадоксально выглядит, но эта вещь в компании с «Part-Time Lover» из следующего альбома «In Square Circle» в большинстве случаев признаются нашими современниками, как лучшие и самые примечательные композиции из богатой песенной коллекции Уандера. Действительно, «I Just Call To Say I Love You» шесть недель лидировала в английском хит-параде и до сих пор входит в десятку самых продаваемых синглов Британии, а «Part-Time Lover» — пожалуй, самый известный танцевальный хит маэстро и тоже имеет в своем активе феноменальное достижение — в 1985 году он одновременно возглавлял хит-парад «Биллборда» по четырем разделам (поп, ритм-энд-блюз, современная взрослая и танцевальная музыка), но, по общему мнению, люди просто забыли, каким он был хотя бы десятилетием раньше, и в этом виноват был сам Стиви.

Он не переставал разочаровывать. Новые альбомы не оправдывали нескольких лет ожидания. Слушать, а главное понимать и принимать Уандера становилось все сложнее, и поэтому не он уже писал законы музыкальной моды 80-х, а тот же живчик Майкл Джексон, с которым Стиви записал «Get It» и «Just Good Friends». Впрочем, Уандер и сам это чувствовал и стал больше уделять времени благотворительным проектам (USA FOR AFRICA), кампании против распространения СПИД (чем вообще никто среди черных не занимался в то время) и писать и продюсировать для других (Пол МакКартни «Ebony And Ivory», Элтон Джон, EURYTHMICS, Гэри Берд).

Stevie Wonder решил вернуться к активной концертной деятельности после 20-летнего перерыва и начал своё американское турне 23 августа 2007 года концертом в Сан-Диего. Турне «A Wonder Summer’s Night», прошло в 13 городах США, завершилось в Бостоне 20 сентября и имело успех. Стиви Уандер был главной звездой и почетным гостем фестиваля «Новая волна» в Юрмале (Латвия) в 2007 году.

В 2008 году 58-летний Уандер отыграл двухчасовой сольный концерт из 27 композиций на площадке O2 арена в Лондоне. Это выступление в 2009 году вышло на DVD и Blu-ray дисках и стало его первым официально выпущенным видео.

В 2010 году 60-летний Стиви Уандер был хедлайнером и главной звездой на фестивале Гластонбери в Англии (см. ссылку), где отыграл полуторачасовой концерт из 20 песен. Его слушали около 140 тысяч человек.

Стиви Уандер принимает активное участие в музыкальных фестивалях, благотворительной деятельности и миротворческих миссиях ООН. Музыкант пытается донести до людей истину, что силой духа можно победить все, как когда-то он победил слепоту.

Достижения:

1983: Включен в зал славы композиторов

1984: Получил премию «Оскар» за лучшую песню «I Just Called To Say I Love You» из фильма «Женщина в красном»

1989: Включен в Зал славы рок-н-ролла

1996: Получил самую главную премию Грэмми из всех возможных: «За жизненные достижения»

Дискография Стиви Уандера включает в себя 23 студийных альбома, три саундтрека, четыре концертных альбома, 10 сборников, один бокс-сет и 98 синглов. Четыре альбома входят в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone, а именно: Innervisions (1973, 23 место), Songs in the Key of Life (1976, 56 место), Talking Book (1972, 90 место) и Music of My Mind (1972, 284 место)

Высказывания:

«Пока есть жизнь, пока с миром что-то не так, пока люди не могут преодолеть беды и пока люди не пытаются преодолевать их, пока есть насилие, разрушение, ненависть и фанатизм, пока есть тела, в которых нет души, - пока все это существует, мне будет что сказать».

«Музыка - это то, что пробуждает в нас память. Чем дольше какая-то мелодия живет внутри нас, тем больше воспоминаний нанизывается на нее».

«Я не могу решить ничьих проблем. Но я могу создать музыку, которая подтолкнет людей к решению».

«У меня семь детей, так что кое-что о жизни я знаю».

«И пятьдесят лет проходят, как день».

Superstition На мой взгляд, одна из его лучших песен.

https:// youtu.be/0CFuCYNx-1g

Part Time Lover (Lyrics) (с субтитрами )

https:// youtu.be/jN2AdOjI4FI

Можно послушать концертное выступление 2010 года

Stevie Wonder Full Performance Glastonbury 2010

https:// youtu.be/X_e-nKo05k

А вот выступление Стиви Уандера и Рэя Чарльза . Две легенды вместе. Послушайте, не пожалеете.

Stevie Wonder and Ray Charles — Living for the city (live)

https:// youtu.be/W130l1uoTY0

Стинг и Стиви Уандер . Мне нравится их дуэт и сама песня, хотя, конечно, ее автор Стинг.

Fragile — Sting & Stevie Wonder

Впитавший с младых ногтей уникальный саунд лейбла Motown Стиви Уандер продолжил традицию этой звукозаписывающей студии. Первое время его репертуар составляли композиции в жанрах поп-музыка и соул. Позднее Уандер предложил слушателям амбициозный гибрид из аккордов Tin Pan Alley (прим.ред. – собирательное название американской коммерческой музыкальной индустрии), энергии R&B с яркими вкраплениями джаза, регги и африканских ритмов.

Стиви Уандер – новатор в области студийной звукозаписи и первопроходец в использовании синтезаторов. Он является одним из немногих музыкантов, исполняющих на своих пластинках, партии практически всех инструментов, причем делающий это виртуозно и непринужденно.

Стиви Уандер – биография, факты, фото

Песни Уандера отличаются социально значимыми темами о жизни в гетто и о нарушении гражданских прав.

Уандер на студии Motown

Активный сторонник ненасильственных политических изменений, последователь Мартина Лютера Кинга и Махатмы Ганди Уандер олицетворяет собой наивный утопизм 60-х. В то же время исполнитель оставался абсолютно современным в своих музыкальных экспериментах.

Little Stevie Wonder

Стиви и Бэрри

Выдающийся талант Стиви Морриса (настоящее имя музыканта) одним из первых оценил Ронни Уайт из группы The Miracles.

Он случайно услышал, как 10-летний слепой мальчик играет на гармонике, и познакомил юное дарование с генеральным директором и президентом фирмы Motown, легендарным Бэрри Горди-младшим.

Тот, в свою очередь, тоже был покорен талантом вундеркинда. Назвав мальчика Little Stevie Wonder – Маленьким Чудом Стиви, – Горди-младший предложил ему контракт.

8 месяцев спустя сингл Уандера Fingertips возглавил чарт R&B. И на студийных записях, и на концертах юный Стиви не только пел, но и играл на гармонике, ударных, фортепиано и органе.

Первые 3 года в шоу-бизнесе мальчика представляли публике как превосходного R&B-исполнителя «в стиле Рэя Чарльза» не в последнюю очередь из-за того, что оба музыканта были слепыми.

Уандер олицетворяет собой наивный утопизм 60-х

Кадр из фильма со Стиви Уандером

Кадр фильма Muscle Beach Party

В 1964 году Стиви Уандер появляется на киноэкране в фильмах Muscle Beach Party и его сиквеле Bikini Beach.

К концу 70-х стиль Уандера становится более разнообразным. В репертуаре появляется кавер-версия на дилановскую Blowin’ in the Wind, оптимистичная A Place in the Sun и инструментальная версия Alfie Берта Баккарака. В 1969 году баллады My Cherie Amour и Yester-Me, Yester-You, Yesterday достигают верхних позиций хит-парада.

Свой путь

Повзрослев, Стиви Уандер решил взять развитие карьеры под свой контроль. К моменту выпуска Sealed & Delivered он фактически являлся собственным продюсером и аранжировщиком, исполнял партии большей части инструментов, а новый материал писал в содружестве со своей женой Сайритой Райт.


Свадьба Стиви Уандера и Сайриты Райт

В этот период были записаны еще 3 сингла: Signed, Sealed, Delivered I’m Yours, Heaven Help Us All и If You Really Love Me.

В 1971-м, по достижении 21 года, Уандер заключил новый контракт с Motown, согласно которому он стал первым артистом, получившим полный творческий контроль, а также деньги, которые заработал, будучи несовершеннолетним. Правда, из заработанных 30 миллионов долларов, ему достался всего 1 – таковы были условия первого контракта.

В то время его песни поддерживали корпоративную традицию лейбла выпускать жизнерадостные треки, которые радиостанции охотно берут в ротацию. Но тем не менее они все же отличались от основной массы, выделяясь социально значимыми темами. Тексты были о трудностях в жизни в гетто или нарушении гражданских прав.

Начиная с Music of My Mind, музыкальная палитра альбомов Уандера значительно расширяется. В музыке слышно влияние госпела, рок-н-ролла, джаза, африканских и латино-американских ритмов.

Арсенал инструментов обогащается синтезаторами, которые становятся отличительной особенностью его саунда.


Стиви Уандер и Мик Джаггер (1972)

Благодаря совместному туру с The Rolling Stones в 1972 году значительно расширилась аудитория его поклонников. Через несколько месяцев две композиции Уандера уверенно возглавили хит-парады. Речь идет о Superstition, изначально написанной для Джеффа Бека, и You Are the Sunshine of My Life из альбома Talking Book.

В 1972-м его брак с Сайритой Райт, продлившийся всего год, распался. В следующем году он попал в серьезную автокатастрофу, после которой на 4 дня впал в кому.

Хиты Стиви Уандера

В 80-е Уандер сократил студийную деятельность и большую часть времени гастролировал

В последующие 4 года Уандер выпустил три альбома, в которые к тому же вошли 3 топ-сингла (You Haven’t Done Nothin; I Wish; Sir Duke), каждый из которых разошелся миллионными тиражами. За это время Уандер получил 15 премий «Грэмми».

На песни Уандера записывались и продолжают записываться многочисленные кавер-версии. Множество музыкантов признавали его влияние на их творчество – от Джеффа Бека и до Боба Марли.


Стиви Уандер и Би Би Кинг (1972)

Работая с , братьями Джексон, группой The Supremes, Минни Риппертон, Руфусом и Сайритой Райт, Уандер зарекомендовал себя как автор песен и продюсер.

Пластинка Songs in the Key of Life , выпущенная по новому контракту с Motown (на сумму 13 миллионов долларов), стала настоящим проявлением артистической зрелости и мощи. На 14 недель альбом утвердился на вершине чартов.

Поиски нового звучания

Следующий диск, Journey Through the Secret Life of Plants , запись которого продолжалась 3 года, являлся саунтдреком к одноименному документальному фильму. Преимущественно инструментальный альбом не вызвал особого интереса в то время. Сегодня вполне может рассматриваться как предшественник музыки жанра New Age.


Hotter Than July
стал своеобразным возвращением к танцевальному духу ранних альбомов, обновленному современными веяниями, вроде регги и рэпа. Он содержал Master Blaster (Jammin’) и Happy Birthday – своеобразный призыв артиста о придании дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника.


Стиви Уандер со студентами театра в Гарлеме

В 1982-м поклонники творчества Уандера, уже давно ожидавшие альбома с новым материалом, услышали That Girl, Do I Do, дуэт с Полом Маккартни Ebony and Ivory и ретроспективу лучших песен Musiquarium.

В 80-е Уандер резко сократил студийную деятельность, однако продолжал гастролировать.

Стиви Уандер стал первым артистом лейбла Motown, выступившим в странах Восточного блока.


Стиви Уандре и Боб Дилан

В 1982 году вместе с Бобом Диланом и Джексоном Брауном Уандер принял участие в концерте-митинге Peace Sunday (Мирное воскресенье) на стадионе Rose Bowl, призывающем к прекращению гонки ядерных вооружений.

Двумя годами позже он получил символические ключи от Детройта, где прошло его детство, и впоследствии даже подумывал принять участие в выборах на пост мэра города.


Элтон Джон и Стиви Уандер 1973 год

Из других событий десятилетия стоит отметить:

З апись партии гармоники в треке Элтона Джона I Guess That’s Why They Call It the Blues.

У частие в записи композиции We Are the World.

О скар за лучшую песню I Just Called to Say I Love You, вошедшую в саундтрек к фильму «Женщина в красном».

Посвятив награду Нельсону Манделе, Уандер настолько разозлил южно-африканские власти, что вся его музыка была запрещена для трансляции на местных радиостанциях.

Part-Time Lover стал первым синглом, одновременно возглавившим хит-парады разных направлений – поп-музыки, R&B, диско.

Альбом In Square Circle , в который вошел этот трек, достиг 5-й строчки чарта и принес Уандеру «Грэмми» в категории «Лучшее мужское вокальное исполнение в стиле R&B».

Критики и публика благосклонно относилась к творчеству Уандера. Успех этих работ не мог сравниться с всеобщим признанием, которого достигли его пластинки 70-х.

Стиви Уандер и Майкл Джексон

Стиви Уандер и Майкл Джексон

Благодаря дуэтам с Майклом Джексоном (Get It) и Хулио Иглесиасом (My Love), записанным в 1988 году, имя Уандера по-прежнему оставалось на слуху.

Годом позже он был торжественно включен в Зал славы рок-н-ролла. Список наград пополнился «Грэмми» «За музыкальные достижения всей жизни».

В 1995-м, через 4 года после получения Nelson Mandela Courage Award, он выпустил альбом Conversation Peace, над которым трудился с конца 80-х.

Реакция критиков на 74-минутную работу была смешанной, но в целом положительной. Все радовались самому факту возвращения Уандера к студийной работе после 8-летнего перерыва.


Стиви Уандер и Майлс Дэвис

В 1999 году Уандер выступил в концертной программе Супербоула, а также оказался среди тех, кто получил ежегодную награду за достижения жизни и вклад в американскую культуру Kennedy Center Honors.

К радости поклонников, он появился в часовом ток-шоу Donny & Marie, где исполнил несколько хитов, в основном аккомпанируя себе на клавишных.

Завершая декаду и столетие в целом, в ноябре 1999 года Уандер выпустил бокс-сет из четырех дисков At the Close of the Century. На нем в хронологическом порядке были собраны его лучшие песни за 40 лет.

A Time to Love

В 2005 году знаменитый музыкант записал первый за более чем десятилетие альбом с оригинальным материалом A Time to Love.

  • В записи заглавного трека приняли участие Пол Маккартни и Индиа.Ари.
  • В So What the Fuss слышна гитара и вокал девушек из En Vogue.
  • На How Will I Know к Уандеру присоединилась его дочь Аиша Моррис.
  • Сингл From the Bottom of My Heart принес музыканту очередную награду «Грэмми» – «За лучшее мужское вокальное поп-исполнение». На церемонии вручения награды он исполнил знаменитую Higher Ground в дуэте с Алишей Киз.

Уандер и Маккартни

В том же году Уандер принял участие в концерте Live 8 в Филадельфии и исполнил попурри из своих хитов перед началом Супербоула в родном Детройте.

Следующий год ознаменовался участием в телешоу American Idol, где Уандер выступил в качестве наставника. В рамках проекта каждый из 12 участников исполнил один из его хитов перед многомиллионной телеаудиторией. В 2007 году артист предпринял первый концертный тур за 10 лет, A Wonder Summer’s Night, выступив сначала в США, а затем в Европе.

В интервью Rolling Stone тогдашний кандидат в президенты США Барак Обама назвал Уандера своим «музыкальным героем», и тот вскоре вернул комплимент, выступив на Демократической национальной конвенции 2008 года в Денвере.

Композиция Signed, Sealed, Delivered I’m Yours стала неофициальным предвыборным гимном Обамы.

В январе 2009 года Уандер выступал на церемонии празднования инаугурации Обамы в Мемориале Линкольна, а так же на одном из десяти инаугурационных балов. Месяц спустя на специальной церемонии в Белом доме Обама наградил Уандера премией Гершвина «За достижения жизни».

Барак Обама награждает Стиви Уандера премией Гершвина

Награждение Стиви Уандера в Белом доме

В 2009 году артист выдал серию ярких выступлений, первым из которых стало совместное с Jonas Brothers исполнение Superstition на вручении 51-й премии «Грэмми». В июле Уандер принял участие в прощании с Майклом Джексоном в Лос-Анджелесском Staples Center, исполнив Never Dreamed You’d Leave in Summer и They Won’t Go When I Go.


Уандер и сэр Элтон Джон
В своей гуманитарной деятельности Стиви Уандер сосредоточен:
  • на борьбе с распространением СПИДа и апартеидом,
  • на участии в кампаниях против вождения в нетрезвом состоянии и злоупотреблении наркотиками,
  • на сборе средств для слепых детей и детей с особенностями развития,
  • на помощи бездомным.

Перевод Эллы Веселковой. Статья журналиста Дэниэла Крепса из «Энциклопедии рок-н-ролла журнала Rolling Stone» (2001), опубликованной издательством Simon & Schuster.