Оформление гостевого дома. Практические основы организации гостевого дома

Каждый дом в Плёсе гостевой - это аксиома с того самого момента, как в Плёсе поселился один из самых знаменитых его дачников – Левитан. Каждый дом, независимо от жилой площади, способен принять и разместить гостей в соответствии с традициями плёсского гостеприимства. Но традиции эти отнюдь не всегда находятся в соответствии с санитарными нормами, правилами и даже налоговым законодательством. В этом их преимущества, и в этом же слабые места перед различными проверяющими и контролирующими инстанциями. «Плёсский вестник» предлагает практическое руководство по открытию гостевого дома, которое, возможно, сослужит службу и тем, кто принимает гостей, но не оформил свои отношения с государством должным образом. Для открытия гостевого дома необходимо две изначально важные составляющие: 1. соискатель располагает достаточными инвестиционными возможностями; 2. он является гостеприимным хозяином.

Первые шаги

1. Составьте план действий и смету расходов. В смету включите, кроме прочих, такие разделы:

– оформление юридических документов (свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; документы, подтверждающие ваши права собственности на дом, земельный участок и прочее);

– покупка (или строительство) или ремонт существующего дома;

– получение экспертных заключений (Роспотребнадзор, Госпожнадзор);

– приобретение мебели, бытовой техники, сантехники, белья (постельного и столового), деталей интерьера, посуды, средств для ее мытья и т.д.

Обзаведитесь полезными знакомствами в среде проверяющих инстанций. Там охотно подскажут и проконсультируют по самым сложным вопросам нашего непростого законодательства. В своих расходах учтите: покупку контрольно-кассовой машины, содержание персонала, повышенные коммунальные платежи, налоговые отчисления.

Комментируя первоначальные расходы, совладелица дома-отеля «Волга-Volga» Анастасия Гулина отметила :

– Налоговые отчисления зависят от размера гостевого дома. Если всё официально оформлено, то его владелец будет ежемесячно платить не более 25-30 тысяч рублей.

2. Необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензирование гостиничного бизнеса в России отменено.

– Необходимость регулярно сдавать декларации в налоговую инспекцию и вести учёт. В официальном ведении гостиничного бизнеса есть и свои преимущества, – продолжает Анастасия . – Зарегистрированные предприниматели имеют возможность вести безналичные расчёты и устанавливать у себя терминал по приёму платежей, что сейчас востребовано. Кроме того, различные агентства предпочитают иметь дело с деловыми людьми, действующими открыто.

3. Проведите маркетинговое исследование (включите в него анализ конкурентного окружения, мониторинг местности) и определите наилучшее местоположение вашего гостевого дома, на сколько комнат и человек вы хотите сделать его. Как правило, в гостевых домах устраивают не больше 5-10 комнат. Большим спросом пользуются двухместные комнаты. Исключены комнаты более чем на четырех человек. Кроме уютной комнаты с видом на Волгу, гостеприимство предусматривает угощение. С этим крайне непросто, если следовать букве закона. Бару или ресторану при гостевом доме лицензия на торговлю алкоголем необходима.

Консультируя нас по этому вопросу, управляющий рестораном «Полярный хомяк» Сергей Виноградов назвал следующие цифры. Лицензия на торговлю алкоголем в баре или ресторане стоит 40 тысяч рублей. Необходимы договор аренды на срок не менее года (около 15 тысяч), договор на санитарное обслуживание (чуть менее 50 тысяч рублей в год). Обязательно понадобится договор на дезинсекцию и деротизацию (борьба с насекомыми и грызунами). Это обойдётся недорого – 162 рубля в месяц. Ну и дальше – договоры на вывоз мусора и утилизацию люминесцентных ламп. Но это цифры незначительные в сравнении с запасом алкогольных напитков, которые должны быть в наличии в заведении общепита. Этот запас оценивается в сумму от 200 до 250 тысяч рублей.

Возведение или приобретение дома

4. Купите или постройте дом.

Если у вас есть готовое строение, это большое преимущество – затраты будут значительно меньшими. Нужно будет достроить, отремонтировать его в соответствии с целями.

Если вы купите дом, то также придётся довести его до ума – создать удобства для проживания.

5. Помните, что к жилому дому, который хозяева планируют под гостевой, предъявляется целый ряд требований в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП), ведомственными строительными нормами (ВСН), санитарными нормами и правилами (СанПиН).

6. Воспользуйтесь услугами опытного архитектора. Иначе вы рискуете столкнуться либо с неэффективным использованием площадей (вместо двух двухместных номеров создан один, но дорогой), либо с недовольством гостей (запах еды из кухни в общественных зонах, созерцание неприятных видов и другое).

7. Воспользуйтесь услугами дизайнера. Он знает важные детали: какие отделочные материалы наиболее подходят для общественных мест. Уместно ли разнообразие интерьера комнат в одном доме. Чем чревато светлое ковровое покрытие вокруг кровати. Стоит ли отдавать предпочтение льняным шторам и так далее, и так далее.

8. Займитесь юридическими вопросами. Необходимо получить: документы, подтверждающие ваши права собственности на здание и земельный участок; заключение Роспотребнадзора о соответствии дома санитарно-эпидемиологическим нормам; заключение Госпожнадзора о соответствии объекта противопожарным требованиям. Сергей Орачёв, заместитель директора «ДСК Инвест +» (Иваново) , говорит о контактах с проверяющими органами:

– Что касается обеспечения деятельности гостевого дома «Итиль», то здесь мы в основном контактируем с налоговой инспекцией и администрацией Плёса. Раз в полгода отчисляем налог на землю и ежемесячно – единый налог на вмененный доход и налог по зарплате. Пока содержание гостевого дома «Итиль» обходится нашей фирме в убыток. Главная причина – большие затраты на отопление. Судите сами, при ежемесячном обороте, в лучшем случае, 200 000 рублей (месяц на месяц не приходится, а то и 100 000 рублей не бывает) у нас около 150 000 уходит на солярку, в зависимости от морозов, да еще хорошая сумма – на зарплату сотрудников, налоги и коммунальные платежи. Мы уже более двух лет занимаемся газификацией гостевого дома «Итиль». В принципе, для пуска газа у нас всё готово, газовая труба проложена полтора года назад. Хорошо, что в этом вопросе мы нашли понимание и содействие в лице главы администрации Плёса Т.Н. Бебиной.

Обустройство жилой площади

После того как дом будет готов, займитесь его декором и наполнением.

9. Закупите необходимую мебель. В помещении для жилья (обязательно наличие открывающегося окна или форточки) должны быть кровати (размеры односпальной – не менее 80×190 см, двуспальной – не менее 140×190 см) с постельными принадлежностями и полотенцем, стол, стулья (по числу гостей), шкаф или тумбочки для белья, шкаф или вешалка для верхней одежды, зеркало, настольная лампа или торшер.

10. Установите необходимую бытовую технику (сплит-система, телевизор и др.). На пол желательно постелить дорожки или ковёр.

11. Займитесь оформлением кухни. Наполните её не только самым необходимыми (мойка, плита, стол кухонный, стол обеденный, стулья, холодильник, шкафы), но и мелкими деталями – посудой, инструментами, средствами для мытья и прочее. Хорошо, если гостям будет предоставлена возможность готовить пищу в помещении без общего прохода. Если вы планируете организовать дополнительную систему питания, тогда продумайте расположение столовой. Она может быть оборудована на кухне и в саду, но идеально, когда столовая автономна от общей кухни.

12. Продумайте обустройство туалета и душа. Это помещение должно иметь хорошую вентиляцию.

13. Подберите персонал. В его состав необходимо включить: управляющего, администратора (осуществляет бронирование и продажу номеров, расчёты с гостями, ответы на телефонные звонки, размещает гостей), повара (если вы решили всё же обеспечивать гостей питанием), горничную, технический персонал (ремонтирует системы жизнеобеспечения: сантехнику, электросети, компьютерную связь и др.). Но не исключено, что вы сможете взять на себя часть обязанностей. Например, администратора или горничной.

– С опытным персоналом вы успешнее преодолеете риски и рифы первых лет пребывания на рынке гостиничных услуг. И наоборот, привлечение непрофессионалов может надолго испортить гостевому дому репутацию, делится с «Плёсским вестником» собственным опытом Анастасия.

Важно! Хозяевам гостевого дома и его персоналу следует иметь санитарную книжку.

14. Позаботьтесь о наличии стабильной связи и Интернета. Отсутствие wi-fi может свести на нет все усилия. Впрочем, далеко не каждый гостевой дом в Плёсе располагает такой роскошью, как Интернет – плохо с этим в Плёсе.

15. Предусмотрите место для парковки автомобилей. Желательно построить для парковки навес.

16.Ещё одно важное дополнение, которое весьма трудно выполнить в Плёсе: содержите в порядке подъезд к гостевому дому – чтобы не было луж, снежных заносов и сугробов.

17. Продумайте возможность оказания транспортных услуг. Внимание! Если водитель имеет лицензию на пассажирские перевозки, то за безопасность пассажиров отвечает он, если нет –владелец гостевого дома. 21. Совершенствуйте умение оказывать экскурсионные услуги. Они, кстати, сертифицируются! Если Вы недостаточно хорошо владеете знаниями о достопримечательностях Плёса, обратитесь к опытным экскурсоводам плёсских музеев.

22. Обеспечьте места общего пользования (столовую, холл) или комнаты свежей печатной продукцией, газетами или журналами. И в добрый путь!

* В расчетах используются средние данные по России

1 000 000 ₽

Минимальный стартовый капитал

2,5 года

Окупаемость

40%

Рентабельность

Многие люди мечтают о собственном гостиничном бизнесе, но не обладают достаточным капиталом для открытия целого отеля или хотя бы гостиницы. Если вы относитесь к их числу, то стоит обратить внимание на популярный на Западе, а в последнее время и в нашей стране формат мини-гостиниц – так называемые гостевые дома.

Хотя, строго говоря, гостевой дом – это не гостиница, но он имеет много общего с ней. Основные отличия между ними заключаются в количестве мест (в гостиничном доме может быть максимум до десяти номеров) и в условиях проживания. Гостевые дома, как правило, являются частными домовладениями, владельцы которых сдают их в аренду целиком или же отдельными комнатами – номерами. При этом во многих случаях сам владелец и его семья живет в том же домовладении, но на отдельном этаже или в отдельной части дома. Условия проживания в гостевом доме максимально приближены к домашним, хотя возможна также стилизация интерьера в том или ином стиле (например, в средиземноморском, исконно русском, деревенском и т. д.).

Гостевой дом на приусадебном участке

Преимущества такого вида гостиничного бизнеса заключаются в высоком спросе на подобные услуги и относительно небольшом стартовом капитале, который требуется для его организации. Этажность и площадь гостевых домов, количество комнат и номеров в них законодательно практически не ограничивается. Все зависит от того, чем вы располагаете. В большинстве же случаев гостевые дома располагаются в невысоких зданиях (от одного до трех этажей). Средняя площадь гостевого дома составляет около 300 кв. метров.

Так как изначально главной целью гостевых домов было получение прибыли за счет минимизации расходов на содержание самого домовладения и на обслуживание его постояльцев, то и их юридический статус существенно отличается от привычных гостиниц. К примеру, гостевым домам не нужно присваивать и согласовывать с контролирующими органами гостиничный класс (количество звезд), для них не прописаны санитарно-эпидемиологические нормы и нет соответствующих требований. Они облагаются налогами по сниженным ставкам, по сравнению с обычными гостиницами. Точный размер налоговых отчислений будет напрямую зависеть от размера вашего гостевого дома. В среднем, при официальном оформлении на налоги вы будете тратить до 30 тысяч рублей ежемесячно.

Конечно, для начинающего предпринимателя эта сумма может оказаться довольно ощутимой. В нее входит налог на землю (отчисляется раз в полгода), единый налог на вмененный доход и налог по заработной плате, отчисляемые ежемесячно. Прибавьте к этому необходимость регулярно сдавать декларации в налоговую инспекцию и вести бухучет. Хорошо, если у вас есть соответствующие знания и, что не менее важно, свободное время, чтобы заниматься всем этим самостоятельно. Если же ни тем, ни другим вы не располагаете, придется обращаться за помощью к специалисту.

Опытный бухгалтер избавит вас от возможных проблем в будущем, но и его услуги должны быть оплачены. Стоимость услуг приходящего бухгалтера составит от 5-10 тысяч рублей в месяц, в зависимости от региона, размера бизнеса, формы налогообложения и других факторов. И все же, как бы ни был велик соблазн сэкономить, работа «в белую» имеет ряд несомненных преимуществ.

Преимущества регистрации гостевого дома

    Проводить безналичные расчеты со своими посетителями

    Устанавливать на территории своего гостевого дома терминалы по приему платежей за мобильную связь и т. д.,

    Работать с юридическими лицами – поставщиками, подрядчиками и агентствами.

По мере расширения вашего гостевого дома стоит задуматься о регистрации юридического лица, что позволит выйти на уровень полноценной гостиницы. Однако в этом случае уже потребуется пройти процедуру сертификации по гостиничному стандарту. Стандарты устанавливают порядок и методы планирования повышения качества обслуживания на всех этапах гостевого цикла, определяют требования относительно средств и методов контроля и оценки качества обслуживания.

Главная целевая установка систем качественного обслуживания направлена на соответствие стандартам ICO 9000, которые на межгосударственном уровне определяют требования по качеству согласно международным стандартам. Для прохождения сертификации требуется соответствующая материальная база гостиничного предприятия, квалифицированный персонал, который будет выполнять свои профессиональные обязанности, рационально обоснованная организационно-функциональная структура, четкое управление предприятием в целом и управления качеством обслуживания в частности.

В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», сертификация представляет собой совокупность действий и процедур по признанию и подтверждению соответствия услуг предъявляемым (установленным) требованиям. Эти требования соответствия устанавливают ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»; СНиП 2.08.02-89. «Общественные здания и сооружения», Правила технической эксплуатации гостиниц и их оборудования, Закон РФ «О безопасности», Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», Правила пожарной безопасности в России ППБ-01-93.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 50645-94) «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» определяет гостиницу как «предприятие, предназначенное для временного проживания». Его требования распространяются на гостиницы вместимостью не менее десяти номеров.

Где выгодно открыть гостевой дом

Конечно, выгоднее всего открывать гостевой дом в регионах с развитой сферой туризма: на морском побережье (курорты Краснодарского края), рядом с федеральной трассой, поблизости от заповедников национального значения и т. д. Однако строгого ограничения по его месторасположению нет. Даже если населенный пункт, где вы проживаете, не является оживленным туристическим центром, но в нем есть гостиницы, следовательно, и гостевой дом здесь вполне может стать прибыльным предприятием. Проще всего приобрести или арендовать участок под строительство в сельской местности.

Во многих регионах можно найти подходящие варианты практически за бесценок. Правда, вложить в строительство или ремонт, обустройство и оснащение придется немало. Если раньше гостевые дома были дешевой альтернативой гостиницам и не отличались высоким уровнем сервиса, то сейчас ситуация медленно, но верно меняется.

Благодаря сниженным налоговым ставкам, отсутствию необходимости нанимать большой штат персонала и, в целом, меньшими, по сравнению с гостиницами, расходами, владельцы гостевых домов могут больше средств вкладывать в оформление и оснащение номеров, улучшение условий пребывания для отдыхающих. Перед выбором места для открытия гостевого дома проведите собственное маркетинговое исследование. Для этого вовсе не нужно быть специалистом, достаточно посмотреть на ситуацию глазами ваших потенциальных клиентов.

Как определить рентабельность гостевого бизнеса

Для начала необходимо составить подробный бизнес-план. Даже если у вас есть собственный земельный участок в подходящем месте и капитальное здание, не требующее ремонта, даже если вы планируете обойтись собственными средствами и не брать кредиты, вам все равно потребуется бизнес-план, который станет своеобразным поэтапным планом действий, сметой расходов и прогнозом ожидаемой прибыли.

Составьте список необходимых документов, которые вам нужно получить перед открытием своего гостевого дома: свидетельство государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, документы, подтверждающие ваше право собственности на дом и на земельный участок, и пр. Если на этом этапе у вас нет ничего, кроме денег и мечты о собственном гостиничном бизнесе, необходимо определиться с тем, будете ли вы приобретать подходящее домовладение или строить его с нуля.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. При наличии готового строения ваши расходы на первом этапе будут, несомненно, ниже. Однако все равно придется потратиться (и весьма немало) на ремонт, перепланировку, достройку и т. д. Кроме того, нужно учитывать, что при переделке обычного жилого дома под гостевой необходимо соблюсти ряд требований в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами (СанПиН), ведомственными строительными нормами (ВСН).

При строительстве здания с нуля вы сможете при помощи опытного архитектора грамотно распланировать площадь, эффективно используя каждый квадратный метр, и избежите многих досадных ошибок, которые будут омрачать жизнь ваших постояльцев. К таковым возможным недочетам относятся, к примеру, окна, выходящие на внутренний двор или кирпичную стену, номер, расположенный около кухни, и т. д.

Количество комнат-номеров в гостевых домах обычно не превышает десяти. Причем хотя бы половина из них должны быть двухместными номерами с возможностью организовать там дополнительное спальное место (поставить кровать или раскладушку). Другая половина номеров будут одноместными (желательно также с возможностью расширения хотя бы на одно место). На большее количество человек делать номера нерентабельно: они занимают слишком много площади, которая и так ограничена, и пользуются меньшим спросом, нежели более дешевые одно- и двухместные комнаты.

Особенности интерьера в мини-гостиницах

Тщательно продумайте интерьер вашей мини-гостиницы, рассчитайте необходимое количество мебели, бытовой техники, сантехники, текстиля, посуды, средств для уборки помещений и пр. В каждом номере должно быть хотя бы одно окно (металлопластиковое открывающееся для проветривания или обычное, но с форточкой) и кровать (односпальная кровать размером не менее 80 на 190 см, а двуспальная – не менее 140 на 190 см). Окна необходимо оснастить противомоскитными сетками.

Комплектов постельного белья рекомендуется брать минимум в два с половиной раза больше, чем кроватей. Меняются они, как правило, раз в неделю. Кроме того, нужен большой запас полотенец и вешалок для верхней одежды. Из мебели также потребуется шкаф плюс тумбочка или вешалка для верхней одежды, зеркало, настольная лампа или торшер, стол, стул и/или кресло. Из бытовой техники, в зависимости от «статуса» и ценовой категории мини-гостиницы, а также от региона, потребуется сплит-система или кондиционер (в бюджетных вариантах – вентилятор) и телевизор на каждый номер.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Душ и туалет, как правило, делают совместными – в каждом номере или на этаже. Конечно, все эти помещения должны быть оборудованы хорошей системой вентиляции. В последнее время в мини-гостиницах устанавливают не ванны с душем, а душевые кабинки. С одной стороны, этот вариант более дешевый и практичный. С другой стороны, срок службы душевой кабинки меньше – она часто выходит из строя. Поэтому вариант с ванной, душем и закрывающейся пластиковой шторой более предпочтительный.

Также нужно будет приобрести все необходимое для кухни:

  • кухонный стол,

  • холодильник,

    навесные шкафы и полки,

  • инвентарь,

    столовые приборы,

    моющие средства и пр.

Столовую по возможности лучше оборудовать отдельно от кухни в непроходной комнате или во дворе (с навесом от насекомых). Не забудьте про служебные помещения, в том числе и прачечную (ее услуги могут быть платными для ваших постояльцев).

Что касается помощи специалиста для составления дизайн-проекта интерьера, то она, конечно, не помешает. Однако, в отличие от архитектора, без услуг дизайнера вполне можно обойтись, если у вас есть вкус и общее представление о различных стилях. Уделяйте внимание мелочам и отдавайте предпочтение удобным в уборке материалам.

Например, в качестве напольного покрытия в номерах целесообразнее использовать не ковролин, а ламинат, пробковое или деревянное покрытие несветлых оттенков. Около кровати можно постелить коврик или дорожку. Как бы красиво ни смотрелись скатерти и шторы из натуральных материалов, лучше отдать предпочтение более практичному и долговечному текстилю с добавлением синтетических волокон.

Особого внимания заслуживает вопрос предоставления вашим постояльцам питания. Большинство гостевых домов предлагают своим клиентам лишь завтраки, которые входят в стоимость аренды номера. Как правило, такие завтраки включают в себя горячий напиток (чай, кофе, какао), легкие закуски и десерты. Обедать же и ужинать клиенты ходят в расположенные поблизости столовые, кафе и рестораны. Иногда в их распоряжение предоставляется кухня (в доме или во дворе – летняя) со всем необходимым инвентарем, посудой и техникой (плита, микроволновая печь, тостер, блендер и т. д.). Отдыхающие могут приобретать продукты в магазинах и самостоятельно готовить себе еду на кухне.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Гостевые дома, делающие акцент на «атмосфере домашнего уюта и комфорта», могут также предлагать, помимо завтраков, обеды и ужины домашнего приготовления. Конечно, речь не идет о выборе блюд из перечня, однако хозяева могут учитывать пожелания своих гостей к ежедневному меню.

Стоимость трехразового горячего питания в таком гостевом доме составляет от 500 рублей в день для взрослого человека и от 250 рублей в день для ребенка. Опытные предприниматели советуют брать плату за питание и проживание отдельно. Далеко не все ваши постояльцы будут успевать на обеды или ужины, не каждому понравится предлагаемое вами питание. При раздельной оплате вы даете своим клиентам возможность выбора и пуменьшаете собственные заботы.

Плюсы и минусы открытия бара в мини-гостиницах

Если с питанием все более-менее понятно, то вот с алкоголем все будет не так просто. Если вы собираетесь продавать алкогольные напитки на территории своей мини-гостиницы, придется получить лицензию на торговлю алкоголем. Сама лицензия стоит 40 тысяч рублей. Но продавать алкоголь без бара или ресторана вы не сможете.

Следовательно, необходимо заключить договор на санитарное обслуживание помещения (до 50 тысяч рублей в год), договор на дезинсекцию и деротизацию (обработка помещений от насекомых и грызунов обойдется в сумму до 200 рублей в месяц), договор на вывоз мусора и утилизацию люминесцентных ламп. Еще минимум 150-200 тысяч рублей придется потратить на обеспечение запаса алкогольных напитков в вашем заведении общественного питания.

Когда ваш гостевой дом будет готов к принятию постояльцев, нужно будет получить экспертные заключения от различных ведомств (Роспотребнадзор, Госпожарнадзор и т. д.). Их представители будут посещать вас регулярно с проверками, так что не лишним будет обзавестись хорошими связями в проверяющих инстанциях.

Один из самых важных моментов – подбор персонала. Для обслуживания небольшого гостевого дома потребуется управляющий, администратор, который будет заниматься размещением гостей, консультированием по телефону и интернету, бронированием и продажей номеров, повара, горничная (уборщица).

Конечно, в первое время часть этих обязанностей можно выполнять самостоятельно и с помощью родных. Гостевой дом – это оптимальный вариант для семейного бизнеса. По сути, для решения всех текущих вопросов и обеспечения бесперебойной работы мини-гостиницы потребуется не более 3-4 человек, не считая бухгалтера и приходящих работников (электрика, сантехника и др.). Позаботьтесь о том, чтобы у всего персонала и самих владельцев гостевого дома были санитарные книжки.

Расходы на содержание гостевого дома

Расходы во многом зависят от режима его работы. Если ваша мини-гостиница находится в курортной зоне, то работать она будет сезонно – с апреля-мая по октябрь. Если же она будет принимать постояльцев круглый год (и/или вы сами будете жить в своем гостевом доме), закладывайте сразу затраты на отопление, которые могут составить до 100-150 тысяч рублей в месяц, в зависимости от региона, климатических условий и способа отопления.

К другим ежемесячным расходам относятся коммунальные платежи, оплата за телефон и интернет (при наличии такового), налоговые отчисления, заработная плата сотрудникам (неактуально для семейного предприятия), расходные материалы (туалетная бумага, салфетки, мешки для мусора, бытовая химия, канцтовары и пр.).

Как привлечь в свою мини-гостиницу постояльцев и превратить их в постоянных клиентов?

    Старайтесь обеспечить своим гостям максимальное удобство. Сделать это совсем не так сложно, как кажется. Позаботьтесь о наличии места для парковки автомобилей отдыхающих. Желательно оборудовать его навесом для защиты от дождя и снега.

    Парковочное место может быть как бесплатным, так и платным (от 40-50 рублей в сутки). Позаботьтесь о чистоте прилегающей территории. Это касается не только вашего сада или двора, но и подъезда к нему. Не забывайте чистить подъезд к вашему дому от грязи, льда и снега. При возможности лучше его заасфальтировать.

    Приведите в порядок внутренний двор. В идеале его стоит превратить в сад, поставить беседки с мангалами и оборудовать детскую площадку. Закупите спортивный инвентарь и настольные игры. Вы можете как сдавать их в аренду отдыхающим, так и предоставлять бесплатно. Стоит также сформировать пусть и небольшую, но все же библиотеку, а также оформить подписку на основные новостные издания.

    Большое значение имеет также и трансфер для ваших постояльцев. Транспортные услуги можно оказывать как самостоятельно, так и с помощью наемного водителя. Но не стоит забывать о том, что если нанятый вами водитель не обладает лицензией на пассажирские перевозки, то нести ответственность за безопасность его пассажиров будете вы, а не он. При наличии собственного транспорта можно также проводить экскурсии для своих постояльцев.

Обратите внимание : согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация туристических услуг носит добровольный характер. Это означает, что при отсутствии сертификатов на проведение экскурсий вы не будете платить какие-либо штрафы или подвергаться другим санкциям. Однако, несмотря на отсутствие требования в законах, большинство туристических компаний все же стараются сертифицировать эту деятельность.

Дело в том, что наличие сертификата вызывает у ваших клиентов больше уверенности в том, что услуги будут оказаны на высоком уровне. Подумайте, что вы можете предложить людям, помимо размещения: рыбалка, охота, уроки верховой езды, баня, бассейн, батуты и т. д. Все эти услуги могут стать дополнительным источником дохода и повысит рентабельность вашего бизнеса. Если вы сами не можете или не успеваете проводить экскурсии для своих постояльцев и организовывать их досуг, договоритесь со сторонними организациями – туристическими агентствами, экскурсоводами, парками развлечений и т. д. Такое сотрудничество будет выгодно обеим сторонам.

Решили начать собственный гостиничный бизнес? Это достаточно перспективное и прибыльное дело, которое при правильной организации достаточно быстро окупится. Главное — выбрать место, где открывать гостиницу, и правильно ее разрекламировать. Оптимальный вариант для новичков — это классическая мини-гостиница на 10-15 номеров. Открыть ее несложно, а при правильном подходе она приносит прибыль не меньше, чем традиционный отель.

Изучаем рынок

Задумываетесь над тем, как открыть мини отель? Первым делом изучите уже имеющийся рынок. Где следует открывать гостиницу? Там, где она будет пользоваться спросом. Это курортные города, крупные мегаполисы, популярные туристические населенные пункты. Подумайте, кто будет селиться в ваших номерах. Студенты и молодежь обычно выбирают хостелы — их устраивает низкая цена и общие комнаты.

Мини-отель — идеальный выбор для начинающего предпринимателя

Мини-отелями пользуются люди возрастом от 23 до 65 лет, которые предпочитают жить в отдельной комнате. Также мини-отели популярны у семейных пар, у пар с детьми и командировочных. Подумайте, кто из этой целевой аудитории может стать вашим клиентом.

Обратите внимание: составьте портрет вашего потребителя, просчитав его возраст, уровень дохода, необходимые ему услуги. На основе этого вы сможете построить будущую стратегию продвижения отеля.

После этого займитесь анализом конкурентов. В вашем городе наверняка уже есть гостиницы и мини-отели, поскольку этот бизнес приносит неплохие деньги. Изучите, какой номерной фонд они предлагают, какой ценовой диапазон и какие дополнительные услуги. Узнайте о наполняемости номеров, режиме работы и пр.

Затем найдите лидеров рынка. Именно они задают тон всему гостиничному бизнесу в городе, формируют привычки гостей и наверняка умеют демпинговать. Вам нужно будет подстроиться под лидеров, при этом предложив своим посетителям более лучшие условия за меньшие деньги. Или хотя-бы такие же условия.

В каком формате открываться

Если у вас нет серьезного опыта в гостиничном бизнесе и огромного стартового капитала, то проще всего открыться в формате мини-гостиницы. Это небольшой отельчик, который состоит из максимум 30 комнат. Подобные мини-отели располагаются возле основных ключевых объектов инфраструктуры:

  • автовокзалов;
  • железнодорожных вокзалов;
  • станций метро;
  • развязок автотранспорта;
  • в центре города;
  • вблизи популярных достопримечательностей;
  • возле автозаправок или вдоль трасс.

Мини-гостиницу можно построить или арендовать

Мини-отель подразумевает под собой наличие общей кухни и микроволновки в каждой комнате, нескольких душевых и санузлов. В некоторых случаях душевые кабинки могут быть оборудованы прямо в номерах. Обязательным условием на сегодня является наличие в отеле высокоскоростного Wi-Fi интернета. Также нелишним будет наличие рядом удобной стоянки, но это необязательный вариант.

План производства

Давайте рассмотрим, что нужно чтобы открыть гостиницу на 20 номеров. Это классический размер для мини-отеля. Номера следует разделить так:

  1. 3 комнаты класса “Люкс”. Тут необходимо сделать качественный ремонт, оборудовать собственные санузлы, установить в номерах всю нужную мебель и бытовую технику, создать мини-кухни.
  2. 13 комнат под классические двухместные номера. Причем 7 номеров сделайте с двумя отдельными кроватями, 6 — с двуспальными.
  3. 4 комнаты выделите под одноместные номера.

Читайте также: Бизнес план пельменной

Также вам нужно будет оборудовать полноценную кухню для приготовления еды, снабдив ее посудой и бытовой техникой, а также создать удобный санузел на нескольких человек. Дополнительно в мини-отеле должна быть “стойка” рецепшн с администратором, технические помещения для хранения моющих принадлежностей и белья, котельная и отдельная комната для стирки-глажки.

Мебель в гостиницу нужно выбирать не самую дешевую. Кровати желательно ставить с металлическими рамами, шкафы — с прочными дверцами на нескольких петлях, пол покрывать промышленным линолеумом или “офисным” ламинатом.

Дополнительно в мини-гостинице можно оборудовать небольшой бар и тренажерный зал. Это позволит вам значительно расширить охват клиентов и принесет дополнительные средства.

Финансовый план

Есть два варианта развития событий:

  1. Найти подходящее по размерам помещение и взять его в аренду.
  2. Построить отель с нуля.

Разумеется, первый вариант потребует меньше первоначальных затрат, но вы будете каждый месяц отдавать солидную сумму, снижая собственный доход. Второй вариант потребует серьезных вложений, но в итоге у вас будет собственное здание в удобном месте, которое впоследствии можно будет продать или сдать в аренду, если вам надоест заниматься бизнесом.

Постройка собственного здания занимает около двух лет. Предполагаемые суммы вложений следующие:

  1. Получение разрешений, исследовательские и проектные работы — 1 миллион рублей.
  2. Постройка здания, отделка — 10 миллионов рублей.
  3. Благоустройство окружающего пространства, создание собственной парковки — 1 миллион рублей.
  4. Закупка мебели и техники — 5 миллионов рублей.
  5. Прочие расходы — 1 миллион рублей.

Итого постройка собственного объекта обойдется вам примерно в 18 миллионов рублей.

Год работы гостиницы обходится примерно 4,5 миллионов рублей, из которых:

  1. Налоги, заработная плата — 2.5 миллиона.
  2. Коммунальные услуги, текущие расходы, закупка белья, стиральных принадлежностей и пр. — 1,5 миллиона.
  3. Прочие расходы — 0,5 миллиона.

Ожидаемая прибыль от гостиницы составляет порядка 7.5 миллионов рублей. Номера при средней стоимости в 1000 рублей в день принесут вам: 1000*20*30=600 000 в месяц или 7 200 000 в год при полной загрузке (на практике эта цифра меньше на 10%, поскольку обеспечить 100% наполняемость номеров круглый год не совсем просто). При правильной организации вы будете получать 6 500 000 миллиона с номеров и еще порядка миллиона рублей с бара — тренажерного зала. Чистая прибыль составит 7 500 000 — 4 500 000 = 3 000 000 рублей в год.

Обратите внимание: в наши 3 миллиона не включена арендная плата за здание. Если вы строите свое, то эти 3 миллиона и будут вашей чистой прибылью. Если вы берете его в аренду, то еще примерно 1,5-2 миллиона нужно будет отдать за съем.

Получается, что постройка гостиницы с нуля окупится у вас за 5-6 лет. Арендное здание при доходе в 1 миллион в год окупится за 5 лет. Поэтому строить свое намного выгоднее. Или же искать варианты с ипотекой — лучше погашать долг за свое здание, чем просто отдавать деньги за аренду.

В мини-гостинице администратор может выполнять роль охранника

Организация работы

Хотите узнать, как открыть гостиницу с нуля? Первым делом вам следует зарегистрироваться. Рекомендуем вам оформлять ООО и работать по упрощенной схеме налогообложения. Можно, конечно, сделать и ИП, но в этом случае вы рискуете более серьезными штрафами и ответственностью.

Частный бизнес, если им правильно распоряжаться, вполне может быть выгодным бизнесом. Самым лучшим вариантом вложения собственных сбережений является гостевой дом.

Бизнес-план небольшой гостиницы не отличается особой сложностью, однако, для того чтобы быть успешным управляющим, необходимо приложить максимум усилий. Новоявленному бизнесмену необходимо будет решать все финансовые и организационные вопросы. И, конечно же, одному справиться со всем этим очень сложно, именно поэтому, придется нанять дополнительный персонал. Но не будем забегать вперёд, давайте все по порядку. Итак, что необходимо для открытия своего гостевого домика? Что для этого необходимо?

Преимущества гостевых домов

Для начала поговорим о преимуществах, стоит ли вообще открывать данный бизнес? К преимуществам гостевого дома относят:

  • более уютную, домашнюю обстановку;
  • маленькую конкуренцию;
  • не распространение строгих жёстких правил и норм, обязательных для гостиниц;
  • не регламентируемое количество этажей, или же комнат в гостевом домике;
  • меньшие налоговые ставки для собственников гостевых домов по сравнению с гостиницами.

Сравнительный анализ гостевого дома как бизнеса

В развитых странах с экономической точки зрения вполне нормальной является ситуация, когда 60% всех проживающих отдает предпочтение дорогим крупным отелям, и только 40% выбирают частные сектора. В наше же время, в России наблюдается ситуация, похожая на зарубежную. Существенным отличием является лишь то, что в данной отрасли в нашей стране практически нет конкуренции, что и считается главным преимуществом данного бизнеса.

В странах Европы в небольших гостевых домиках трудно найти бар, бассейн, центр для фитнеса, но проживающим, в принципе, это перечисленное и не нужно. Людям в первую очередь нужен комфорт и качественное обслуживание.

Большие гостиницы, как правило, функционируют по принципу конвейера. Гостиничный персонал относиться к каждому новому клиенту как к одному из многих. Даже в случае заказа люксового номера, очень тяжело избавить себя от навязчивого сервиса и слишком наигранной вежливости, за что приходится постоянно давать чаевые. Некоторые именно из-за этого и выбирают гостевой дом.

Поиск помещения для открытия данного бизнеса

Первой проблемой, с которой сталкивается человек, запланировавший открыть собственное дело, связанное с гостевым домом, является, конечно же, поиск необходимого помещения. Для небольшой гостиницы совсем необязательно приобретать многоэтажку, а вот частный особняк по типу городской застройки будет вполне достаточно, однако его не так легко найти.

Но выход есть из этой тупиковой ситуации. В наше время жилищный рынок просто переполнен различными коммунальными квартирами. Так почему бы и не воспользоваться этим. Коммунальная квартира является оптимальным вариантом для открытия гостевого дом. И её приобретение требует определенного капитала.

Также здесь хочется отметить, что лучше приобретать жилплощади, которые расположены выше 2-го этажа и следует учитывать и месторасположение квартиры, центральные и исторические районы будут весьма кстати. Большим плюсом будет нахождение по близости каких-либо магазинов, кафе, пиццерии.

Поэтапная программа действий

Составляя бизнес план, его лучше разбить на несколько подпунктов, это значительно облегчит вашу работу. В результате все подпункты будут выполняться последовательно один за другим, тогда не придется искать средства одновременно на все сразу. Подобный подход поможет вам добиться успеха в самые короткие сроки.

Итак, после того, как вы определились с помещением, самое время переходить к основному этапу: к его реконструкции. На это уйдёт большая часть финансовых средств первоначального капитала. Однако это только полбеды, самое трудное заключаться в сборе необходимых документов, который затянется на год, а то и более.

И на этом проблемы еще не заканчивается. Для проведения в мини-отеле света, газа и горячей воды, нужно побегать по различным инстанциям. Если же все вышеперечисленные действия пройдены успешно, то можно будет приступать к приятной части данного бизнеса, а именно к набору определённого персонала и привлечению клиентов.

Подбор персонала

Для обслуживания гостевого дома понадобится сотрудники: повар и обслуживающий персонал. Выбирая обслуживающий персонал необходимо обращать внимание на его вежливость и отзывчивость, от которого напрямую будет зависеть то, захочет ли клиент вновь вернуться в данный отель.

Затраты, доход и окупаемость гостевого дома как бизнеса

Для примерного определения периода окупаемости, необходимо сначала рассчитать все затраты на открытие данного бизнеса и доходы, которые в последствии будет приносить открытый гостевой домик. Бизнес-план, как уже ранее отмечалось должен, в самую первую очередь учитывать затраты на покупку помещения.

Оптимальным вариантом является приобретение помещения в 300 – 350 жилой площади. А стоимость такого удовольствия составляет примерно 600000 долларов. Где-то половину этой суммы, то есть 300 000 долларов придется потратить на ремонт и перепланировку помещения, а также на оформление необходимых разрешающих документов и заключения договоров с различными ресурсоснабжающими организациями.

Затраты на все стандартные услуги, такие как чистое белье и питание (не менее трёх раз в день), также должны быть включены в бизнес план. Без этих услуг гостевой домик просто на просто превратится в обычную ночлежку.

Есть несколько вариантов выхода из этой ситуации: либо нанять на повара, либо нанять обслуживающий персонал, которому придётся взаимодействовать со сторонними организациями (столовой, кафе, прачечной и так далее).

Ещё затраты пойдут и а рекламу, в которой нуждается любой начинающийся бизнес. Гостевой домне является исключением. Рекламу в данном случае лучше размещать в местных газетах, журналах на туристические темы. Отличным рекламным инструментом считается и интернет. Однако наилучшей рекламой была и будет реклама, как говориться, «из уст в уста», скорость распространения которой мгновенная.

Итак, если верить статистическим данным, то запуск описываемого мини-отеля примерно на 10 номеров обойдется примерно в 1 000 000 долларов. Окупятся эти вложения не очень скоро, где-то только через 7 лет.

Современные мини отели считаются одним из наиболее перспективных видов бизнеса. Многие предприниматели, учитывая высокую рентабельность такого дела, интересуются, как открыть мини отель, который будет приносить хорошую прибыль. По мнению специалистов, гостиница в туристическом центре или любом крупном городе окупится примерно за 5 лет. Если построить отель в любом другом месте, вы сможете вернуть вложенные в бизнес средства через 9 лет.

Важные юридические вопросы

В нашей стране для ведения гостиничного бизнеса лицензия не нужна, поэтому документы для открытия гостиницы оформлять не придется. Но, если вы хотите продавать в отеле спиртные напитки, без специальной лицензии не обойтись. Чтобы привлечь к своему бизнесу больше клиентов, можно провести сертификацию услуг.

Перед тем как открыть гостиницу с нуля, следует зарегистрироваться как частный предприниматель, а также предъявить документы, которые подтверждают право собственности на недвижимость. Кроме того, нужно согласовать всем важные моменты с такими инстанциями, как СЭС, пожарная инспекция и другие.

Бухгалтерский учет можно вести по упрощенной системе налогообложения, причем на абсолютно одинаковых условиях, как для небольших отелей, так и для крупных гостиниц с большим номерным фондом.

Выбираем помещение

Некоторые предприниматели интересуются, как открыть гостиницу в квартире. Для этого выкупают коммунальные квартиры и оборудуют их под гостиничные номера. Но в таком случае могут возникнуть серьезные проблемы с БТИ. Безусловно, эту проблему можно решить, но на это потребуется потратить немало времени и средств.

Строить здание под гостиницу слишком накладно. К тому же сегодня трудно найти свободный участок под застройку в районе с развитой инфраструктурой и отличными пейзажами. Поэтому многие мини отели оборудуют в подвальных помещениях, бывших общежитиях либо выкупают для этого несколько этажей в жилом доме. В таком случае, этот вид гостиницы будет называться гостевые или меблированные комнаты.

Разрабатывая бизнес план мини гостиницы, не забудьте учесть, в каком помещении ивы планируете открыть это заведение.

По государственному стандарту к помещению мини-гостиницы устанавливаются следующие требования:

  • Постоянное электроснабжение;
  • Холодная и горячая вода;
  • Температура в номерах не менее 18,5 градусов;
  • Телевидение;
  • Вентиляция;
  • Телефон.
  • Кроме того, в гостинице должна быть подведена канализация. Если нет возможности подключиться к централизованным канализационным сетям, следует установить локальное очистное сооружение.

В гостинице должно быть оборудовано отдельное помещение для стирки одежды, как правило это прачечная, а также комната для отдыха.

С чего начать?

В гостиничном бизнесе достаточно высокая конкуренция, также как и в развлекательной сфере деятельность, например, . Поэтому нужно тщательно проработать ценовую политику, обеспечить удобные подъездные пути, оборудовать уютные и комфортные номера, а также наладить высококачественное обслуживание. Разрабатывая бизнес план мини отеля, нужно обязательно учесть все эти важные моменты, иначе вы обанкротитесь в ближайшее время.

Номера: оснащение и размер

Номера в мини отелях должны соответствовать установленным требованиям. Площадь одноместного номера не должна быть меньше 9 кв. метров. В многоместных номерах на одного человека должно приходиться не менее 6 кв. метров. Для сезонного бизнеса можно оборудовать номера с расчетом 4,5 кв. метров на одного человека.

Кроме того, оснащение номеров также должно соответствовать требованиям ГОСТа.

В каждом номере должен быть:

  • Шкаф;
  • Кровать;
  • Стул;
  • Стол;
  • Тумбочка.

К санузлам также предъявляются особые требования. Один общий санузел должен быть рассчитан на десять постояльцев. Аналогичные требования предъявляют и к душевым. Поэтому, закажите качественную гарнитуру у производителей корпусной мебели.

Список услуг

Современная мини гостиница как бизнес – это достаточно выгодное и перспективное направление. Услуги, которые предлагают в гостиницах и мини отелях делятся на обязательные и дополнительные.

Обязательные услуги, это:

  1. Уборка номеров;
  2. Глажка одежды;
  3. Побудка по личной просьбе постояльца;
  4. Своевременная смена постельных принадлежностей и полотенец;
  5. Первая медицинская помощь;
  6. Ответственное хранение ценных вещей;
  7. Доступ в интернет;
  8. Вызов такси.

Все остальные услуги, например, сауна, кафе, бильярд или бассейн, владельцы мини отелей и гостиниц могут предоставлять по своему усмотрению.

Подбор персонала

Перед тем как открыть мини гостиницу в частном доме на 10–15 номеров, необходимо нанять обслуживающий персонал:

  • Генеральный директор. Это может быть ваш партнер по бизнесу. Зарплата 5 тыс. долларов в месяц.
  • Администратор. На эту должность нужно нанимать два человека, которые будут работать посменно. Этим сотрудникам обычно плат около 400 долларов.
  • Горничные. Если гостиница небольшая, достаточно три - четыре человека. Они тоже работают посменно. Каждая горничная получает примерно 200–300 долларов.
  • Бухгалтер. Начинающий отель, в котором нет большого потока постояльцев, может пользоваться услугами стороннего специалиста. За его работу придется заплатить ежемесячно 150–300 долларов.
  • Если вы хотите открыть в гостинице бар или кафе, нужно нанять бармена, повара и официанта.

В первое время в мини отелях обычно члены семьи и родственники владельцев. С ними проще договориться об оплате, а также о работе внеурочное время. Многие постояльцы, которые понимают, чем отличается гостиница от отеля, в котором работают сами хозяева, предпочитают останавливаться именно в таких заведениях.

Видео по теме Видео по теме

Как привлечь клиентов?

Гостиница будет заполнена постояльцами в любое время года, если правильно наработать клиентскую базу. Этим следует заняться задолго до открытия отеля. Кроме того, определитесь с тем, что нужно, чтобы открыть гостиницу, которая будет пользоваться популярностью.

Обычно в мини отелях останавливаются семьи с детьми, путешественники, предпочитающие активные виды отдыха, а также люди, которые приезжают в другой город в командировку.

Клиентов можно привлечь через:

  1. Туристические агентства.
  2. Специализированные сайты в интернете.
  3. Совместные предприятия.

Если сотрудничать с крупным туристическим агентством, можно обеспечить большой поток клиентов. Для работы с ними следует предоставить каталог с фотографиями номеров и ценами на услуги.

Важную роль в продвижении гостиничных услуг играет реклама. Рекламировать мини отель можно на радио, по телевидению, в СМИ либо в интернете. На это вам придется тратить 1–2 тыс. долларов в месяц.

Прибыль

Все бизнесмены работают ради прибыли. Если работа отель будет организована правильно, ваш доход будет составлять 40% от вложенных средств. Чтобы ваш бизнес развивался и приносил хорошую прибыль, следует учесть типичные ошибки, которые допускают другие предприниматели:

Не экономьте на проектировании отеля. Неудачное расположение номеров отпугивает постояльцев. Клиенты не должны видеть тележки, наполненные грязным бельем или слышать запахи, доносящиеся с кухни.
Не привлекайте к работе неквалифицированный или необученный персонал. Это позволит вам избежать конфликтных ситуаций с постояльцами и сохранить репутацию отеля.