Православная периодика и полиграфия: что сжигать, а что — выбрасывать? Что делать с использованными церковными календарями и другой православной периодической печатной продукцией

Дом ни одной православной семьи не обходится без икон, это посредник между нами и святыми. Молитва перед иконой сильнее, так перед нами визуальный образ того, к кому мы обращаемся, что очень помогает сосредоточиться. Иконопись известна не одно тысячелетие, и за это время появилось огромное множество икон, но они не могут существовать в неименном состоянии вечно. Если образ сильно повредился, лик святого на нём не читаем, конечно, у её хозяев может появиться желание избавиться от иконы. Единственное правило, которое нужно запомнить навсегда это то, что иконы нельзя выбрасывать как обычный мусор.

Что делать с ветхой иконой?

Ветхие, старые иконы следует отнести в храм. Если образ совсем потерял свой вид, то её сожгут в церковной печи. Сжечь их можно и самим, но не вместе с мусором, а отдельно, в чистоте. Икона всегда остается иконой, в каком бы плачевном состоянии она не находилась. Немного потускневшую икону или с незначительными повреждениями, можно также отнести в храм, возможно, её заберет кто-то из прихожан. Недалеко от входа в храм обычно находится поминальный стол, куда прихожане приносят продукты, чтобы почтить память усопших. Икону можно оставить на поминальном столе, хорошо будет также принести продуктов, выражая тем самым любовь своим почившим родным. Ненужный образ можно отдать в церковную лавку. Не стоит отдавать кому-то икону в плохом состоянии, это будет неуважительно.

Очень старые иконы можно отреставрировать, иногда это оказывается выгоднее с экономической точки зрения, чем покупка новой.

Ведь нередко образ является семейной реликвией, передающийся из поколения в поколение, потерять которого, просто невыносимо для членов семьи.


Иконы бывших хозяев дома

Часто случается такое, что при покупке дома или квартиры, новые жильцы обнаруживают оставленные иконы. В таком случае, как и в любом другом, нельзя выкидывать иконы старых хозяев. Икона – это святыня, к ней нужно относиться с почтением. В том, что вы их оставите, нет ничего плохого. Но если вы сомневаетесь из-за неизвестной вам истории их пребывания в доме, иконы можно повторно освятить.

В родовых домах обычно хранятся иконы, принадлежавшие покойным родственникам, которые молодые не хотят оставлять. Опять же неновые иконы из вашего дома можно отнести в храм или подарить, если образы сохранили свой вид. Многие ошибочно считают, что дарить и принимать образы из чужих рук нельзя, но церковью считается, что дарить их - хорошая традиция. Икона не может причинить вам вреда, так как это священный предмет. Если вы сомневаетесь в её бывших владельцах, её можно принести в храм и попросить её освятить.

Иконы, принадлежавшие чужим людям

Иногда в домах остаются старые венчальные пары, иконы, которые вручают молодым во время таинства венчания, или иконы ангелов-хранителей покойных родственников или старых хозяев дома. Такие образы можно оставлять у себя. Икона – это не оберег, перед ней молятся святому, а потому совершенно неважно, кому раньше святыня принадлежала и по какому поводу появилась у прошлых хозяев. Венчальная пара обычно состоит из иконы Иисуса Христа «Господь Вседержитель» и Богородицы – «Казанская Божья Матерь». Эти изображения святых могут переходить от пары к паре или вовсе попасть к одинокому человеку, это допустимо.

Икона – это символ веры. В отличие от современных картин, святые образы несут в себе поучительный смысл. Каждая икона – произведение искусства, со своей историей и задумкой. Многие иконы очень достоверно передают события, описанные в Евангелие, сюжеты из которого очень часто используются иконописцами. Поэтому к ним следует относиться с уважением и трепетом, а не как с предметом интерьера. И даже, если вы решили проститься со старой иконой, сделать это нужно по правилам, чтобы не обидеть святого, лик которого изображен на иконе, и не навредить предосудительными действиями себе.

На отрывных православных календарях часто пишут о необходимости благоговейного отношения к ним и не использования их в хозяйственных целях, т.к. на листках содержатся строки из Священного Писания и имена святых. Значит ли это, что календари за прошлые годы и отрывные листки из них нельзя выбрасывать, и что в таком случае с ними делать? Вопрос можно отнести и к любым другим печатным изданиям, на страницах которых, например, изображены иконы, ведь с одной стороны это просто журнал, а с другой стороны - в этом журнале есть изображение Господа? И нужно ли любое изображение Господа почитать за икону, ведь сейчас такие товары можно встретить не только в Церкви, но и на обычных торговых лотках.


12.01.2006, Виктор, Санкт-Петербург


Уважаемый Виктор!

Слово «икона» означает в переводе с греческого – образ, т. е. изображение Спасителя, Божией Матери, св. Ангелов, Креста и св. угодников Божиих. С Воплощением Сына Божия стало возможным в земном веществе отображать небесное и Божественное, т. к. с пришествием во плоти Сына Божия, Он соединил в Себе земное и небесное и освятил это соединение в едином образе. Поэтому VII Вселенским Собором установлено воздавать иконам-образам» почитательное поклонение», «ибо поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней». Такая связь осуществляется подобием, соответствием образа-иконы своему первообразу, благодаря чему честь, воздаваемая образу, переходит на изображенного на иконе. Поэтому, всякое изображение Господа, Богородицы, Креста и Святых, если они почему-либо не пригодны к употреблению в молитве в качестве иконы, принято сжигать на огне, а пепел опустить в речку или закопать в чистом месте.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 04.02.2015 13:00:10

Что делать с истёртыми иконами, сломанными крестиками и т. п.?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, как правильно поступать со старыми православными календарями, истёртыми иконами, сломанными крестиками, прогорклым маслом освященным, бутылками после святой воды в том числе стеклянными, плёнками видео и т. п. Спасибо.

Икону, на которой нельзя разглядеть изображение, можно убрать из вашего домашнего иконостаса и заменить на новую. Тем более, что сейчас это сделать относительно легко. Но икону, вышедшую из молитвенного употребления, тем не менее, нельзя утилизировать с обычным мусором. Икона освящается специальным чином и окропляется святой водой. Если икона была в вашем молитвенном уголке, то вы обращались посредством нее к Господу. Старую икону, кресты, бутылки из-под святой воды можно принести в храм и оставить в специально отведенном месте, о котором можно спросить у работников храма. Также икону можно сжечь или закопать в непопираемом месте. Непопираемое место — это колодец или яма, закрытая от хождения поверх его. Обычно в храме устраивают специальный колодец, куда сливают остатки неиспользуемой освященной воды или воды, используемой при богослужении. Записки со службы, и иной предмет церковного обихода, который можно сжечь, сжигается на территории храма в специальной печке и пепел закапывается так, чтобы поверх его не ходили люди, попирая его ногами. Но не обязательно нести все в храм, масло, святую воду можно вылить в чистую реку, а пришедшую в негодность икону можно сжечь, а пепел закопать, но так, чтобы это место было подальше от дорог и тропинок.

Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально? В этом огромном потоке священных изображений, запечатленных на материале легковесном и недолговечном, нет ли чего-то опасного, оскорбительного для святыни? Вопрос может показаться странным, но тем не менее.

Вот цитата из догмата Седьмого Вселенского Собора. Устанавливая связь между образом и Первообразом, Собор затем велит «полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества».

Давайте посмотрим внимательно на перечень мест, достойных для помещения святых изображений. Это стены церквей, священные сосуды, одежды, доски, дома. По материалам это дерево, ткани облачений, оштукатуренный камень и т.п. И если в начале, начиная разговор о современном обилии иконных изображений на бумаге, было отмечено, что материал этот - бумага - легковесный и недолговечный, то материалы упомянутые в тексте догмата тверды, тяжелы и рассчитаны на очень долгий срок служения.

Это может показаться мелочью, но вряд ли это так. Можно попробовать представить, как отнесся бы наш благочестивый предок, тем более святой отец, к необходимости напоминать мелким шрифтом в конце газетного листа: «Газета содержит священные изображения. Просьба не использовать ее в бытовых нуждах». Действительно, газету с иконными ликами может кто-то использовать как оберточный материал, ее просто могут выкинуть, и ветер будет трепать ее у ног прохожих. Да и просто лежащие кипами в типографиях и издательствах газеты с иконами вызвали бы у отцов культурный шок.

Это раньше иконоборец должен был яростно отнимать образ, колоть его копьем, жечь, бить на куски. Сегодня иконоборцем человека может сделать простая невнимательность или халатность. Возьмите хотя бы календарики с ликами. Год прошел, куда девать календари? Засовывать в отделение кошелька? Кстати, известная практика. Священникам на приходах регулярно приходится устраивать странное аутодафе из вышедших из пользования календарей, газет и журналов, и это не может не печалить и не настораживать одновременно.

Именно из страха прогневать Бога, оскорбить Богоматерь или святого, люди нередко вырезают святые изображения из самых разных изданий, и это рождает еще одну странность. А именно - этих разномастных, маленьких иконок становится до абсурда много. Количество икон не должно стремиться к бесконечности. Иногда довольно одного молельного образа, как в келье у святого Серафима, который притягивал бы взор и не давал развлечься. Может быть их и больше. Но так, чтобы иконы висели приклеенными и наколотыми, лежали и пылились повсюду, так быть однозначно не должно. Это не рождает благоговения. Это рождает смущение.

Не все здесь зависит от нас. Икону сегодня можно встретить и в виде наклейки на винной бутылке. Причем самого заурядного или даже гадкого вина, категорически не годного к Литургии. И мы устанем судиться с производителем, если захотим прекратить это, по сути, кощунство. Могут быть и иные прецеденты, от Церкви и христиан напрямую не зависящие. Оставим это до времени. И вернемся к себе, к тому, что от нас зависит.

Увеличение количества всегда угрожает потерей качества. Вырвав написание икон из рук иконописцев, превратив само «написание» в производство, т.е. в штамповку и перепоручив штамповку машинам, мы получаем некую новую реальность, прямо относящуюся к Седьмому Вселенскому Собору. Икона, превратившись в маленькую, изготовленную на типографской машине из материала легковесного и недолговечного, не обличает ли веру нашу, веру современного человека? Может это некое указание на то, что сама вера наша становится утилитарной (помещающейся в кошелек), легковесной, не способной пережить века? Все-таки фрески Рублева смотрят на нас до сих пор, а вот отжившие свой срок календари со святыми ликами ежегодно сжигаются за ненадобностью.

Есть в этом что-то соответствующее эпохе, что-то современное и страшное.