Монотипия – нетрадиционная техника рисования в детском саду: разнообразие тем и специфика организации занятий. Мастер-класс в технике монотипия для детей «Хрустальная зима

Анна Лапина

Плывёт хрустальная зима

Над мирозданьем.

Как переливы хрусталя

Снегов сверканье.

Рисуем техникой монотипии с детьми : все гениальное - просто

Малыш постоянно норовит вымазаться в чем угодно, а потом с зачарованным видом выводит ручками замысловатые фигурки на стенах? Радуйтесь : пусть даже вы не вырастите из своего чада современного Микеланджело, зато можете быть уверенными, что творческое начало в нем уж точно присутствует. Следовательно, вашей наиглавнейшей задачей должна стать помощь в развитии у крохи этого маленького таланта. А отличным методом направить в мирное русло регулярное обмазывание окружающих предметов может стать техника рисования «монотипия » . Этим хитроумным словом греки называли прием отпечатывания рисунка с одной поверхности на другую.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Перед тем, как сделать монотипию , следует определиться с выборомmonotipiy dly detei материалов. Основное правило – никаких правил, кроме соблюдения безопасности. Рисовать можно на самых разнообразных поверхностях (бумага, целлофан, пластиковая доска и даже кухонный противень) и любыми красками (пальчиковые, акварель, гуашь) . А в качестве кисточки можно использовать любой подручный материал вплоть до ватных палочек и собственных пальцев.

Рисование техникой монотипии не оставит равнодушными маленьких художников, ведь никогда не знаешь, какой результат получится в конце. Да и каждый последующий отпечаток будет отличаться от предыдущего, а это ли не повод для развития фантазии.

Как сделать монотипию . Практические упражнения

Самая простая техника монотипии для детей – это когда на одной monotipiy dly deteiполовинке листа нарисовать все, что душе угодно, а потом согнуть бумагу пополам и получить зеркальное отражение картинки. Также можно отпечатать рисунок на втором листе – и картина будет еще более оригинальной. Теперь пришло время потренировать фантазию и попробовать разгадать, что же в итоге получилось. Картину можно оставить как есть или дорисовать, чтобы сделать ее более выразительной. Такую технику с радостью будет осваивать даже маленький карапуз.

Немного более оригинальный вариант монотипии : рисование на стеклянной или пластиковой поверхности. Можно на всю плоскость нанести ровным слоем краску одного цвета, далее ватной палочкой или пальчиком нарисовать задуманное. Или в произвольном порядке поставить разноцветные кляксы и изобразить свои каляки-маляки. После этого остается только сбрызнуть «заготовку» водой и сверху приложить лист бумаги. Желательно, чтобы последняя как можно дольше не промокала. Взявшись за уголки бумаги, резким движением стягиваем лист и даем ему просохнуть. Теперь можно опять поиграть в «угадайку» .

Главное – не навредить!

Перед тем, как дать своему малышу полностью погрузиться в творческий процесс, покажите ему основные принципы техники монотипии . А потом дайте ему возможность самому нарисовать какой-нибудь шедевр. Главное – не вмешиваться в процесс, а предоставить юному художнику полную свободу для фантазии. Помогать есть смысл только в том случае, если сам кроха об этом попросит. И делать это нужно дозированно, лучше объяснить еще раз. Ну, а хвалить маленького гения – это обязательное условие!

Для нашего мастера класс нам потребовалось.

Рисование на стеклянной или пластиковой поверхности. Можно на всю плоскость нанести ровным слоем краску одного цвета, далее ватной палочкой или пальчиком нарисовать задуманное.



Или в произвольном порядке поставить разноцветные кляксы и изобразить свои каляки-маляки. После этого остается только сбрызнуть «заготовку» водой и сверху приложить лист бумаги.


И с большим интересом смотрим, что у нас получиться.


А теперь мы немного пофантазируем.

Что мы видим водопады заледенелые, снег повсюду будто хрусталь рассыпал мороз .

Немного пофантазировав у нас получается вот такой интересный рисунок.


А вот ещё один наш рисунок.


Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию "Елочные игрушки" своими руками в технике пластилинография. Задачи: 1.

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вам детский мастер-класс в технике "квиллинг". Дети подготовительной группы сделали.

В нашей группе прошел мастер класс с родителями на тему "Рисование нетрадиционными техниками". Опыт показывает что рисовать необычным способами.

Назначение: Мастер – класс предназначен для детей младшего школьного возраста, педагогов, воспитателей, родителей и просто творческих.

Мастер - класс предназначен для детей младшего школьного возраста, педагогов, воспитателей, родителей и просто творческих людей. Рюкзачок.

Наталья Шишлянникова

Тема : "Зимний пейзаж "

Цели :

Ознакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования - монотипия .

Развивать у детей творческое воображение,воспитывать старательность, усидчивость,аккуратность. Учить пользоваться кистью и акварельными красками, рисовать ватными палочками.

Существует много способов - как сделать монотипию , но для малышей я выбрала самый простой. Она заключается в том, что краска наносится на одну поверхность согнутого ровно пополам листа и отпечатывается на другую. С малышами при помощи этой техники можно готовить фон для будущего рисунка, например : аквариум, летний луг. зимний пейзаж .

Так как приближается зима и природа уже порадовала нас первым снегом, я решила предложить детям нарисовать зимний пейзаж .

Для начала подготовили материал.


Приступаем к работе .

Складываем ровно пополам альбомный лист и быстро закрашиваем одну сторону листа кисточкой,используя синюю акварельную краску.




Складываем лист ровно пополам и хорошо разглаживаем



Аккуратно раскрываем листочек


Получаем уникальный оттиск - готовый фон для зимнего пейзажа


Разрезаем лист пополам


Затем физкультминутка :

На дворе у на мороз

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем доме маме.

Отдохнули и приступаем к работе .

Мои малыши нарисовали дерево и снежок


Снежок рисуем белой гуашью и ватной палочкой





Получились вот такие шедевры.

Публикации по теме:

Кружковая работа «Маленькие патриоты» Актуальность проблемы Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, республики стране, особенностях.

Как вы знаете,к новому году обычно с детьми мы делаем поделки в подарок маме,вот такие открыточки мы делали в прошлом году. Нам понадобилось:.

Цель-Закрепить навык рисования методом ниткографии. Развивать фантазию, воображение. Учить видеть в хаотичных изображениях знакомые предметы.

Кружковая работа «Умелые пальчики» Цель: приучать детей слушать речь, вникать в смысл; соотносить слова с действиями.

Кружковая работа в средней группе «Эта удивительная глина» Примерное планирование занятий. Сентябрь Занятие «Знакомство с глиной» Программное содержание: познакомить детей с глиной, её свойствами:.

Тема: " Фрукты и овощи"Цели: расширить и уточнить представление детей об овощах и фруктах, их признаках, месте произрастания, учить отгадывать.

Светлана Воронина

Монотипия . Рисование на тему «Зимнее дерево » .

Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток .

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) . Она заключается в том, что рисунок наносится на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Монотипия очень нравится детям. Она помогает им развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Это увлекательное и интересное занятие.

Предлагаю фотоотчет по рисованию .

Тема : «Зимнее дерево » .

Цель : познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией . Продолжать учить детей работать с гуашью, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Дети самостоятельно выбрали фон для своей работы, у одних это была ночь, у других вечер, у кого- то это день. Для начала дети согнули лист пополам по вертикали и рисовали только половину дерева . Рисунок выполняли у линии сгиба. После чего лист закрыли и прогладили его ладошкой. Раскрыв его, дети были восхищены тем, что у них получилось. Полюбуйтесь нашими работами. Порадуйтесь за нас. У нас все получилось.

"Здравствуй, лес, чудесный лес, полный сказок и чудес!"


Публикации по теме:

Ничего не доставляет детям такой радости, как создание чуда своими руками. В этом я убедилась, познакомив ребят с техникой рисования.

Цели: познакомить детей, с новым (для них) природным явлением - снег. Задачи: закрепить время года (зима); познакомить со стихотворением.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Зимнее дерево» Задачи; Образовательная область (художественно-эстетическое развитие): - учить детей самостоятельно в определенной последовательности создавать.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме «Спящий зимний лес». Рисование способом монотипия пейзажная.

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Зимнее дерево». (нетрадиционная техника рисования). Задачи: Продолжать знакомит детей.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Зимнее дерево» Цель: закрепление представлений детей о зиме деревьях зимой. Задачи: Обучающие: учить детей использовать нетрадиционные техники аппликации;.

Зимнее дерево мы будем выполнять в технике мозаичной аппликации. Для выполнения работы нам понадобится: - синий картон (фон) - ствол из.

Мастер-класс рассчитан для детей 6-7 лет, воспитателей, педагогов дополнительного образования, творческих родителей.Передать неповторимый образ моря нам поможет техника рисования - монотипия.

Монотипия - (от гр. мonos - один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток. Техника монотипии заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик и др.). Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами тональных переходов, а также уникальностью, неповторимостью каждого оттиска.

Прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все, же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия рисования.

Море, как и человек, на каждой картине имеет свой характер. То спокойное и тихое, то вдруг подул ветерок, и море стало игривое и взволнованное. На небе собрались тучи, и море становится сердитым. И чтобы предать такой разный характер моря художник использует различные цвета.

Море спокойное, тихое - цвета светлые, краски: синие, голубые, белые.
Море взволнованное, игривое - цвета чистые яркие: синие, желтые, изумрудные, фиолетовые.
Море тревожное, грозное, сердитое - цвета тёмные: зеленые, синие, черные.

Назначение: По данному мастер-классу можно нарисовать море в технике монотипия.

Цель: Развитие творческого воображения и интереса к изобразительному искусству.

Задачи:

Материалы и инструменты:

  • стекло размером с альбомный лист
  • гуашь
  • кисть № 10, № 3
  • белая бумага А- 4
  • баночка для воды

Пошаговое выполнение работы:

На стекле, быстрыми мазками, рисуется небо и море. Чтобы нарисовать спокойное море нужно брать больше светлых цветов, если взволнованное море, то - ярких, чистых, если грозное - тёмных;

Затем положить на стекло лист бумаги, предварительно проверив, чтобы краска была влажной, прижать и разгладить бумагу, стараясь не сдвигать лист;

Осторожно снимаем бумагу. Можно снимая потянуть в сторону, тогда море получится спокойным. Если снимать снизу в верх море получиться более взволнованным.

Вот и получился отпечаток. Если краска подсохла и плохо отпечаталась нужно снова нанести краску, добавляя немного воды. Можно сделать несколько отпечатков и выбрать тот, что больше нравится.

Когда отпечаток моря готов, можно оживить его и дорисовать тонкой кистью разные детали: кораблик, солнце, облака, пену на волнах, чаек…

Монотипия "Озеро Байкал". Рисование пейзажа поэтапно для детей 6-8 лет

Мастер-класс по рисованию пейзажа для детей 6-8 лет "Озеро Байкал"

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми 6-8 лет. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание пейзажа озера Байкал с использованием нетрадиционных техник рисования(монотипия, пальчиковая палитра, рисование карточками).
Задачи:
-учить детей рисовать пейзаж озера с отражением окружающего ландшафта природы в его водах используя различные приёмы и техники рисования;
-совершенствовать навыки работы с красками, умение строить композицию, планировать этапы работы;
-воспитывать интерес к работе с нетрадиционными техниками рисования.
Монотипия - удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия - это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность, в нашей работе монотипия будет многослойной.
Пальчиковая палитра -является одним из видов монотипии,обмакнём ладонь или пальчик в краску и оставим на бумаге отпечаток. Краску не только видим, но и чувствуем!
Рисование карточка -является также разновидностью монотипии, где рисунок создаётся при помощи различных отпечатков создаваемых карточками разных форм и размеров.

Здравствуйте,уважаемые гости! Наша Родина – Россия богата водными ресурсами. Это и запасы чистой пресной воды, и безбрежные соленые моря и озера с удивительной историей и красотой. Сегодня мы обратим наш взор на озеро Байкал. Это озеро таит в себе не мало неизведанного, чем притягивает многих людей к себе. Приехав раз, ты навсегда будешь пленен этими местами. Байкал-самое большое пресноводное озеро. Расположено оно в Восточной Сибири на территории Бурятии и Иркутской области. Байкал – самое глубокое озеро планеты. Его максимальная глубина – 1640 метров. Площадь этого озера составляет более 315000 кв.км., оно является главным резервуаром пресной воды России (90% от всего объема запасов). Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера учёные традиционно определяют в 25-35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальным природным объектом, так как большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10-15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются.


Байкал… Кормилец, защитник, грозный повелитель и суровый хозяин, обладающий невероятной мистической и духовной силой. Огромная мощь невообразимых объемов воды сама по себе оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие, и поэтому неудивительно, что озеро, которое во все времена местные жители называли «морем» стало не просто персонажем и местом действия легенд, но и объектом духовных практик многих религий – от язычества до христианства.
Единственная река, вытекающая из озера Байкал – Ангара. Более половины водосборной площади Ангары составляет озеро Байкал. Ежегодно река забирает из Байкала более 60 куб. км воды.
Коренные жители говорят: «Байкал - отец и дочь его - Ангара». И ведь, правда, невозможно представить этого могучего северного гиганта без его верной спутницы – Ангары. Возраст Ангары несравнимо меньше, чем могучего Байкала, предположительно всего 50 тысяч лет. В одной из легенд озера говорится, что у Байкала была единственная дочь - Ангара. Она влюбилась в Енисей и решила сбежать к нему. Байкал, узнав об этом, попытался преградить ей путь, кинув к истоку Шаман-камень, но Ангара побежала дальше, тогда Байкал послал за ней в погоню своего племянника - Иркута вдогонку, но он пожалел Ангару и свернул с пути. Ангара встретилась с Енисеем и потекла дальше вместе с ним.
Байкал! Бегут в тайгу на север
Сквозь ночь сибирскую огни.
На Ангаре и Енисее -
Байкала отблески они!
Не сон глухой, не камень дикий,
Не память бед,- иная быль -
Дела индустрии великой -
Твой день сегодняшний, Сибирь.
Но эти царственные воды,
Но горы в сизой полумгле,-
Байкал - бесценный дар природы
Да будет вечен на земле.

(Александр Твардовский,1959)


Воды этого красивейшего озера чисты и свежи. Пока нам есть чем гордиться. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8-10 м, и цвет становится сине-зелёным и зелёным.
Это озеро многолико и многообразно, так как оно огромно и здесь богатая флора и фауна. Существует научное направление, занимающееся изучением озёр, называется оно лимнологией. В Иркутском Академгородке есть Лимнологический институт, изучающий Байкал. Изучением Байкала занимаются и независимые научные организации, такие как Байкальский исследовательский центр (АНО).Байкал - территория Всемирного природного наследия.По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает 2 630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды.


Байкальский лёд преподносит учёным немало загадок. Так, в 1930-х годах специалисты Байкальской лимнологической станции обнаружили необычные формы ледового покрова, характерные только для Байкала. Например, «сопки» - конусовидные ледяные холмы высотой до 6 м, полые внутри. Внешним видом они напоминают ледяные шатры, «открытые» в противоположную от берега сторону. Сопки могут располагаться по отдельности, а иногда образуют миниатюрные «горные хребты».
В 1996 году озеро Байкал абсолютно заслуженно внесли в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Несколько позже в 1999 году был создан фестиваль "День Байкала", который очень быстро вырос из регионального события и получил мировое признание. Сегодня фестиваль Байкала проходит во второе воскресенье сентября. Однако задолго до этой даты организаторы устраивают многочисленные конкурсы различных направлений творчества, результаты которых будут представлены на фестивале. Кинофестивали, конкурсы изобразительного искусства и поделки народных промыслов, театрализованные постановки, природоведческие семинары и множество других событий по штриху создают облик уникального фестиваля.


Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3
-акварель и гуашь
-карандаш простой, кисти
-пластиковая карточка(я использую тонкие пластиковые доски для лепки, их нужно нарезать на небольшие карточки ножницами)
-баночка для воды
-тряпочка для кистей
-палитра(лист бумаги)

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с подготовки листа бумаги к работе, так как основная часть рисунка будет состоять из отпечатков нам необходимо согнуть лист пополам по горизонтали, и хорошо отгладить линию сгиба. Затем с помощью простого карандаша нужно нарисовать линии будущего рельефа местности.


И приступаем к работе с акварелью, синим цветом закрашиваем водное пространство рисунка.


Затем складываем лист пополам для создания отпечатка, необходимо хорошо разгладить лист ладошкой чтобы отпечаток был лучшего качества. У нас получились силуэты гор с их отражением в озере, и голубое небо.


На вершине горного хребта нужно нарисовать полосу темнеющего леса. Будем работать с палитрой для получения серого цвета(смешиваем белую и чёрную краски), и наносим получившийся цвет на вершину холма.


Затем делаем отпечаток.


Дальше прорисовываем лесную полосу на соседней вершине, и частично закрашиваем поверхность земли серым цветом. Белые места на рисунке-это нерастаявший ещё снег, и снова отпечаток.




Подобным образом рисуем поверхность земли на другой вершине, делаем отпечаток.


Работать с отпечатками мы больше не будем, теперь нам нужно дополнить наш пейзаж живописными деталями. С помощью зелёной гуаши закрасим передний план работы, гуашь наносим густым слоем.


Затем с помощью карточки создаём рельеф травы, как бы скребём карточкой по окрашенной поверхности.


Тоненькой кистью прорисовываем вершины деревьев на горных холмах.



Добавляем в пейзаж облака, делаем их контуры более чёткими(гуашь), добавляем на озёрную гладь мазки синего цвета(акварель).