Кто такой грушинский герои нашего времени. Сочинение Печорин и Грушницкий. Их отношения в романе Герой нашего времени

— молодой юнкер, незадолго до событий романа произведенный в офицеры. На всем протяжении романа мы не узнаем имя персонажа, довольствуясь лишь фамилией. Внешне приятный от природы, по выражению автора: Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.», Грушницкий уделяет особое отношение манерам, вычурно говоря и поспешно:

Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания.

Грушницкий не был богат, умен или остроумен. По выражению , с ним невозможно было спорить, так как юнкер был глух к собеседнику и использовал перерыв в речи оппонента для продолжения своих собственных слов. Его цель – сделаться героем романа — довольно далека от реальности, что, однако, не помешает ему самому в это верить. Впрочем, до определенного момента он замечательно вписывается в общую атмосферу провинциального общества, натужно копирующего высший свет.

Ввиду молодости, отсутствия житейского опыта и природного ума, Грушницкий зачастую смешно выглядит в глазах Печорина, который не упускает возможность отвлечься от скуки, ставя юнкера в неудобное положение. Несмотря на показную браваду, Грушницкий не является храбрецом, что в дальнейшем оборачивается для него плачевно. Практически все в Грушницком фальшиво. Ввиду раннего возраста и отсутствия значимых личных заслуг, юнкер занимается фрондерством.

Грушницкий идеально вписывается в масштаб провинциального города, коим являлся Пятигорск. Солдатская шинель, бессмысленные разговоры приводили в восторг провинциальным дам, и он пользовался успехом. До тех пор пока рядом не оказался похожий человек, но иного, столичного, калибра. Обладая помыслами схожими с печоринскими, Грушницкий не смог составить ему достойного отпора. Ввязавшись в неравный спор, он был обречен.

Грушницкий — «провинциальное» отражение Печорина, соперник, в котором главный герой видит собственные черты, пороки и достоинства.

Трагедия Грушницкого в осознании того, что, несмотря на все свои попытки, он уступает Печорину по тем качествам, которые сам в себе ценит. Он не вхож в высшие слои Петербурга как Печорин, не столь богат, успешен у женщин. Он понимает, что Печорин для него недостижимая вершина, и чувство бессилия, эгоизм, замешанные на ревности и слепой обиде толкают юнкера на низкий поступок, на подлость в дуэли, которая оборачивается для него .

Только на дуэли Грушницкий осознает всю серьезность ситуации. Не имея за плечами жизненного опыта, и ведомый напыщенным самомнением, он дал возможность другим людям подвести себя под роковую черту. Раздавленный разочарованием от проигрыша Печорину, удушаемый гневом, он не слушается доводов разума, ставя на кон жизнь; в порыве гнева, прежде всего, к самому себе, он подписывает собственный :

– Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Два ярких персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» - это юнкер Грушницкий и офицер Григорий Печорин.

Наши герои – молодые мужчины. Григорию Печорину в романе около двадцати пяти, а Грушницкий выглядел старше своих лет. Ему давали двадцать пять лет, но на самом деле ему шел только двадцать первый год.

Оба героя – молодые и красивые мужчины. Грушницкий смуглый и черноволосый, к тому же он хорошо сложен. А Печорине говорится, что он очень хорош собой.

У Грушницкого очень выразительное лицо, при этом лицо Печорина не выражает ровным счетом ничего. Даже когда он лежал в лихорадке, этого нельзя было определить по выражению его лица.

Грушницкий – юнкер, который позже становится офицером. Печорин же – офицер (прапорщик), который раньше был юнкером. Причем сам Печорин считает, что лучшей частью его жизни был именно тот период, когда он ходил в звании юнкера.

Оба персонажа дворяне. Но Печорин – богат, его называют петербургским победителем, а Грушницкий – не очень богат и родом из провинции, у его отца есть своя деревня.

Печорин обладает незаурядным умом, в то время как Грушницкого умным назвать нельзя. Печорин сдержан в проявлении своих чувств и страстей, а Грушницкий, напротив, неудержим в проявлении своих эмоций.

Если Печорин очень храбрый человек и умеет брать на себя ответственность за свои поступки и действия, то Грушницкий в произведении проявляет себя как трусливый маленький человек.

Печорин не любит много говорить, в разговоре он больше молчит. По его мнению, молчать не так утомительно, как разговаривать. Помимо того, это лишает тебя возможности проболтаться и ненароком выдать свою или чужую тайну. А этот персонаж очень уж не любит раскрывать своих секретов. А еще для него молчание в разговоре - это прекрасная возможность для того, чтобы узнать чей-нибудь секрет. Грушницкий же, напротив, любит готовить. Он говорит долго и со вкусом, используя в своей речи заранее заготовленные длинные и витиеватые фразы. Тем более он делится своими секретами практически со всеми.

Печорин очень наглый, зачастую разговаривает с людьми дерзко. А Грушницкий – скромный малый, он чувствует себя неловко, если приходится напрашиваться, даже если это принято у людей, живущих в этом районе.

Печорин очень проницательный, он видит людей насквозь и знает их. Грушницкий не знает людей, не умеет находить к ним подход и задевать тайных струн их души.

У героев много разного, но их также многое объединяет. Они оба дворяне, оба хорошо воспитаны и получили достойное образование. Они оба военные и оба служат на Кавказе. Что касается их характера, то оба героя гордые, самолюбивые и мстительные.

Грушницкий вобрал в себя все отрицательные качества Печорина, не взяв от главного героя романа ничего из его положительных черт характера. Поэтому Грушницкий очень выгодно оттеняет Печорина, ведь в сравнении с Грушницким, Печорин кажется намного лучше, чем он есть на самом деле.

Сравнительная характеристика Грушницкого и Печорина

В произведении Лермонтова “Герой нашего времени”, а вернее, в одной из ее частей, существуют два героя, один из которых самый главный, и существует на протяжении всего романа. Эта личность - Печорин.

Григорий Печорин - это личность, которая не подвластна никому. Никто не смог раскусить этого человека, а также, понять его до конца. Ведь, Печорин - весьма оригинальный и загадочный, так как никогда по-настоящему не имел друзей, и ни с кем не делился своими сокровенными мыслями.

Печорин никогда не влюблялся и не любил по-настоящему. Он губил всех тех, кто не рисковал его любить. Он очень удачно пользовался людьми, и зачастую презирал их, так как по своей природе был высокомерен и даже надменен. Но вместе с тем, он был красив, и в нем чувствовалась порода, то, что отличало его от других людей.

Печорин - человек, которому не нужны путы брака, как он это называл. Он всегда хотел оставаться свободным в своих действиях. Он также не терпел хвастовства в людях, так как считал это наивысшей глупостью и никчемностью. Именно потому он не терпел Грушницкого, у которого этих качеств было вдосталь. Печорин – тот, кто остался в сердцах многих кем-то явно необычным, холодным, даже немного высокомерным, и вместе с тем - таким загадочным, и таким смелым. Этот характер не всем пришелся по душе, но все же эта личность достойна в какой-то степени восхищения.

Грушницкий – это именно тот тип людей, который презирает всех, кто находится ниже его, а всех тех, кто хоть немного находится выше положением и званием выше – уважает или просто льстит с премилой улыбкой, когда как за глаза – ругает и завидует. Печорина он не видел выше себя, хотя где-то на подсознательном уровне остерегался его, ведь он понимал, что Печорин никак не может находиться ниже его положением во всем, хотя и не хотел верить – что выше. Именно потому он ненавидел Печорина, хотя с виду у них были весьма приятельские отношения.

Грушницкий – это человек, который любит похвастаться и показать себя всем – каков хорош, умен и красив. Именно это и подвело его – чрезмерное самолюбие никогда не приводит к хорошему концу. Он не видел себя со стороны, и не умел продумывать что-то слишком далеко вперед. И никогда не обращал внимание на других, особенно на их чувства. Хоть он и был весьма симпатичен, да еще и офицер, но мог только в первом впечатлении заинтересовать внешностью и погонами, а также франтовством, но не больше. Когда как Печорин, интересовал всех с момента встречи и подальше.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Анализ рассказа Возвращение Платонова (рассуждение)

    Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова

  • Сочинение Дружба Ивана и Конька-Горбунка

    Сказочное произведение Ершова построено на дружбе главных персонажей. Основу сюжета составляют взаимоотношения Ивана и Конька-горбунка, а происходящие далее события каждый раз демонстрируют

  • Левитан И.И.

    Левитан Исаак Ильич - известный российский художник, член общества передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву.

  • Анализ повести Остров Борнгольм Карамзина

    Произведение по жанровой направленности относится к романтическим сочинениям писателя, рассматривающим взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

  • Критика о пьесе Бесприданница Островского и отзывы современников

    Произведение имеет непростую судьбу, поскольку при жизни писателя пьеса встретила негодующие отзывы критиков. С точки зрения современников писателя первая театральная постановка драмы не затронула сердца зрителей

Цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе "Герой нашего времени" Лермонтова, описание внешности и характера героя.

Полное имя Грушницкого в романе не указано. Грушницкий - молодой военный:

"...Он только год в службе..."

Грушницкий - небогатый дворянин. Его родители владеют деревней в глубинке России:

"...накануне отъезда из отцовской деревни..."

"...Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим..."

Воинское звание Грушницкого - юнкер. Спустя год службы он получает звание офицера:

"...Грушницкий – юнкер..."

"...я пари держу, что она не знает, что ты юнкер..."

"...он произведен в офицеры..."

Возраст Грушницкого - около 20 лет:

"...ему едва ли двадцать один год..."

Грушницкий - сослуживец и приятель Печорина:

"...Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня..."

(о Грушницком) "...мы были когдато друзьями..."

О внешности Грушницкого известно, что у него выразительное лицо и он хорошо сложен:

"...Выразительное лицо его..."

"...Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год..."

"...крутит усы левой рукой..."

"...взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."

Грушницкий служит на Кавказе в К... в полку:

"...причина, побудившая его вступить в К. полк..."

Во время службы на Кавказе Грушницкий получает ранение в ногу:

"...В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание..."

Грушницкий имеет награду (георгиевский крест) за военные подвиги:

"...У него георгиевский солдатский крестик..."

"...сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу..."

Грушницкий хорошо воспитан и соблюдает приличия:

"...знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится..."

Грушницкий знает французский язык, как все образованные дворяне:

"...Грушницкий <...> громко отвечал мне по-французски..."

Грушницкий не очень хорошо танцует:

"...Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…"

Грушницкий - милый, забавный человек:

"...Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тутто он, я думаю, старается!.."

"...ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!.."

Грушницкий - глупый человек:

"...«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами..."

"...Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко..."

"...Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!..."

Грушницкий - слабохарактерный человек:

"...но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать..."

Грушницкий не разбирается в людях:

"...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою..."

Грушницкий - сентиментальный романтик:

"...Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма..."

"...Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием..."

"...села возле Грушницкого, и между ними начался какой то сентиментальный разговор..."

Грушницкий - страстный человек:

"...даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал..."

"...Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие..."

"...под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное..."

Грушницкий имеет мало опыта в общении с женщинами:

"...Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин..."

"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?.." (Грушницкий Печорину о себе)

Грушницкий - гордый человек:

"...признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких..."

"...его гордая походка..."

"Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."

Грушницкий - самодовольный человек, уверенный в своих достоинствах:

"...Грушницкий самодовольно улыбнулся..."

"...Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями..."

Грушницкий - самолюбивый человек:

"...О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!.."

"...особенно самолюбие его оскорблено..."

Грушницкий - тщеславный человек. Он мечтает стать "героем романа" для какой-нибудь барышни:

"...Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное какимто тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."

Грушницкий не умеет слушать других людей:

"...спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, повидимому имеющую какуюто связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи..."

Грушницкий говорит вычурно и важно:

"...Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания..." "...От княгини Лиговской, – сказал он очень важно..."

"...Послушай, – сказал Грушницкий очень важно..."

Грушницкий любит острить:

"...Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом..."

"...довольный плохим каламбуром, он развеселился..."

Грушницкий любит декламировать, произносить громкие речи:

"...Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий..."

Грушницкий любит производить эффект на окружающих. Он любит "рисоваться" и ведет себя как актер:

"...он из тех людей <...> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия..."

"...Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне..."

Будучи юнкером, Грушницкий носит толстую солдатскую шинель, чтобы вызывать жалость у женщин и выглядеть настоящим героем:

"...Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении..."

"...да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем..."

"...носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель..."

"...Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня..."

Когда Грушницкого производят в офицеры, он так же с гордостью носит свой офицерский мундир:

"...армейский пехотный мундир..."

"...явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира.

К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."

Грушницкий - трусливый человек, но хочет казаться храбрым:

"...Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это чтото не русская храбрость!.."

"...Трус! – отвечал капитан..."

"...шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…"

Грушницкий - мстительный человек. Он мстит княжне Мери и Печорину:

"...Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение..."


Грушницкий способен на подлость и обман:

"...но как признаться в таком подлом умысле?.."

"...оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности..."

"...не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..." (Печорин о подлости Грушницкого)

"...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить..."

Грушницкий способен на клевету. Так, отвергнутый княжной Мери, он распускает о ней сплетни:

"...вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы..."

"...И вы не отказываетесь от своей клеветы?.."

"...прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка..." (Печорин Грушницкому о его клевете)

За эту клевету Печорин вызывает Грушницкого на дуэль:

"...Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее..."

В конце концов Печорин убивает Грушницкого на дуэли:

"...Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва..."

"...Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также!.."

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей. Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга. Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.

Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно. Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце. Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди. Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно. Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

Характер Печорина и Грушницкого

Основные черты характера Печорина:

  • уверенность в себе и рассудительность;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.

Основные черты характера Грушницкого:

  • умен, но не видит манипуляций других людей;
  • стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
  • романтичность и восторженность;
  • склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
  • пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.

У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.


Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.

Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.


Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина. Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор. Автор просто показал все бездны человеческой натуры.

Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю. Лермонтовым в 1838-1840 годах. Это произведение считается первым среди российской прозы в своём жанре - лирико-психологический роман. Роман также отличается своей оригинальностью - нарушенной хронологией.

Главным героем является Григорий Печорин, но ещё одним немаловажным персонажем данного произведения является молодой юнкер Грушницкий, один из давнишних приятелей Печорина. Его первое появление относится к повести «Княжна Мери».

Лермонтов не дал имени своему персонажу, поэтому во всём произведении его так и называют - Грушницкий. О нём известно, что ему было двадцать лет, был юнкером, при этом у Грушницкого уже имелся георгиевский крест.

Характеристика героя

Как уже было написано выше, один из ярчайших второстепенных героев романа появляется в повести «Княжна Мери». Лермонтов его описывает как юнкера, который представляет себя в качестве офицера, которого разжаловали в солдаты. Этого персонажа можно охарактеризовать одним словом - актёр. Но почему? С самого начала Грушницкий примеряет на себя амплуа некого страдальца, которого по несправедливости судьбы перевели из первого эшелона военных. При этом он сам меняет себе внешний вид, надевая старую шинель. Поведение его также выражает фальшь - он всем своим видом показывает, как ранение ноги беспокоит его. Никакие воды, по его словам, не могли помочь ему избавиться от хромоты, однако хромота сама проходит собой, когда рядом с княжной Мери появляется Печорин.

Данный герой не может вызывать какого-либо сочувствия, ведь через своё притворство и придуманные страданья он вызывает явно не жалость, а, скорее, отторжение, ведь на самом деле Грушницкий самовлюблён, также он не обладает большим умом. Он выбрал для себя роль некой таинственности и печали, но вместе с этим он приобрёл для себя модные привычки, которыми и стал жить. Можно сказать, Грушницкий стал заложником своей же роли, которую придумал и которая, по сути, ему полюбилась.

Печорин, конечно же, буквально сразу же рассекретил своего «приятеля» - он увидел, насколько же слабой личностью является молодой юнкер. Дальнейшие действия Грушницкого (а именно отвратительные слухи, которые он пустил про Печорина) показывают, что данный персонаж обладает такими чертами характера, как тщеславие и мстительность. Он не принял того, что Печорин снял с него «маску», которую Грушницкий старательно мастерил для себя и которую стал постоянно носить, скрывая истинную сущность.

Помимо этих качеств, ему присущи коварность и подлость, о чём говорит дуэль с Печориным: он и его компания дали главному герою незаряженный пистолет.

Если Печорин всё-таки в произведении предстаёт тем самым «героем времени», то Грушницкий является его полной противоположностью: низкий, малодушный, без какой-либо чести персонаж, обладающий такими чертами характера, как подлость, притворство и тщеславие.

Образ героя в произведении

(М.А. Врубель "Мери и Грушницкий" 1890-1891 )

Появление Грушницкого в произведении сначала подразумевалось в качестве участия в любовном треугольнике между ним, княжной Мери и, конечно же, Печориным. Лермонтов показывает, что молодой юнкер был, так скажем, фаворитом у княжны, однако вскоре всё меняется: с появлением Печорина Грушницкий отходит на второй план, он становится уже неудачливым конкурентом.

Без сомнений, такое положение не могло произойти без вмешательства самого Георгия Печорина: он поведал Мери о пустоте Грушницкого как человека, незначительности, тем самым открывая княжне глаза. После этого Грушницкий становится нежеланным гостем у неё дома, а также навязчивым собеседником. Она находит его скучным и жалким человеком. Естественно, что данный момент достаточно сильно воздействует на Грушницкого, ведь Печорин задел его самолюбие, а также опустил в глазах возлюбленной.

(Эпизод дуэли. Из к/ф "Бэла", 1927г по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" )

Это стало отправной точкой раскрытия персонажа. Он был неким подобием Печорина, что, несомненно, злило самого Георгия. Именно через восприятие Печорина складывается портрет Грушницкого: следователь моды, страдалец, разочарованный в жизни человек, говорит «пышными фразами», изображает из себя романтика.

Несмотря на его отрицательные качества, Грушницкий показывает «антитезу» Печорина: он хотел стать героем романа, однако через свои поступки он делает героем романа именно Георгия Печорина, поэтому этот второстепенный персонаж играет центральную роль в романе, показывая через свой образ поведение немалой части общества того времени.

На протяжении романа Лермонтов ловко высмеивал Грушницкого, показывая, насколько может быть жалок человек, который живёт под маской и придумывает образ, которому не соответствует. Если Печорин действительно был разочарован в жизни, то Грушницкий только делал вид, что также злило Печорина. Вместо того чтобы понять, что Грушницкий ведёт себя отнюдь бесчестно, он только «усугубляет своё положение» в глаза читателя своими подлыми поступками. Этим автор показывает, что люди склонны винить кого-то, но только не себя. Люди не любят анализировать свои поступки, не любят в чём-то обвинять себя, любят лишь следовать моде и носить маску, скрывая себя не только от глаз других людей, но и от самих себя.