Колкер и его дочь. Больную марию пахоменко украл у мужа жиголо из израиля. Александр Колкер: биография ранних лет

Я молчала много лет, - признается Наталья Пахоменко, дочь певицы. - Да и стыдно рассказывать такое...

Напомним, что в начале сентября муж народной артистки Марии Пахоменко композитор Александр Колкер объявил во всеуслышание: жена пропала! И даже обратился с открытым письмом с обвинениями в адрес своей дочери Натальи. Якобы та украла родительницу, страдающую болезнью Альцгеймера.

Мы забрали маму к себе два месяца назад, - рассказывает Наталья Пахоменко, дочь известной певицы. - Позвонили соседи по поселку. Они видели, как отец бьет маму. Мы с мужем поехали на дачу. Вхожу и вижу: он бьет ее по голове. Объяснил, что она не поставила за собой пустую чашку в мойку, а он приучает ее к самостоятельности. Я решила, что мама не заслуживает такой судьбы. Поэтому и забрала ее.

Мария Леонидовна, которую поклонники помнят белокурой красавицей с густой косой и уникальным голосом, по словам дочери, частенько бывала в синяках. В этот раз еще и весила 38 килограммов при росте 160 сантиметров. Боялась любого шороха. Сначала дочь выхаживала маму на даче. А в сентябре Марию Пахоменко перевезли на городскую квартиру.

Видимо, она жутко его раздражает, - предполагает Наталья. - Наши квартиры напротив на одной лестничной площадке. Из-за их железной двери часто доносятся его страшные крики и мамины рыдания. Потом он ее выставляет на лестницу с вещами, я подбираю и увожу к себе. А отец с угрозами и кулаками забирает ее обратно. Пока не потеряется... Этой зимой мы уже искали маму, тогда я 27 часов в мороз бегала по городу. Да и о том, что мама пропала, узнала случайно: сосед попросил вернуть куртку, которую он дал Марии Леонидовне, встретив ее во дворе в домашней одежде. А отец сутки не заявлял в полицию. Даже не поинтересовался, не у меня ли она!

Где провела ночь певица в мороз, осталось тайной. Нашли ее в торговом центре: кто-то опознал благодаря тому, что фотографиями Марии Пахоменко завалили весь Интернет.

Отец четыре раза терял маму, - объяснила Наталья. - Этим летом, в июне, в Нарве не успели родители приехать, как она потерялась. Нашли ее жители эстонского городка спустя сутки в каком-то подвале и привели в полицию. Как можно доверить уход за человеком с болезнью Альцгеймера 79-летнему престарелому мужчине с кардиостимулятором, после операции, с кучей проблем? Он беспомощен и сам себя не контролирует. А у мамы все-таки серьезная болезнь.

А следующее обвинение Натальи в адрес отца звучало бы чудовищно, если бы ему не было документального подтверждения в виде медицинских справок о множественных переломах ребер и свидетелей.

В больнице маме сделали рентген: половина ребер сломана, и переломы уже застарелые, - говорит дочь. - А однажды она попала на "Скорой" в отделение с травмой копчика. Колкер потом объяснил: упала со стремянки. Но у них дома и стремянки-то нет!

Этим же летом Наталье вновь позвонили из Нарвы отдыхающие петербуржцы: приезжай, или он ее убьет. Свидетели рассказали: Александр Колкер сначала вновь потерял жену, а когда ее нашли, поднял руку прямо в супермаркете, не боясь очевидцев. Наносил страшные побои.

Весной легенде советской эстрады исполнилось 75 лет. Звонили со всех телеканалов, просили интервью. Дочь объясняла: мама говорить на камеру совсем не может. А 25 марта, в день рождения, Наталья купила корзину орхидей, подарок… и простояла с девяти утра до девяти вечера под дверью. На звонок никто не открывал. Из квартиры доносились рыдания и визг. Мария Пахоменко в силу болезни даже не знала, что у нее праздник.

Дочь утверждает: папа никогда не гнушался поднять руку на жену и дочь. Она с детства к этому привыкла. К старости вредные привычки усугубились.

А маму я ему не отдам, - говорит Наталья. - Она там может погибнуть. Он тоже человек немолодой, 79 лет, со здоровьем проблемы - куда ему еще за мамой ухаживать? Не дай бог, с ним что-то случится, она даже двери открыть не сможет, а у меня ключей нет…

Сейчас дочь певицы наняла адвоката, чтобы оформить опеку над мамой.

ДРУГАЯ ВЕРСИЯ

Заслуженный деятель искусств России композитор Александр КОЛКЕР: "Они украли мою жену!"

Я прожил с Марией Леонидовной 54 года. Писал ей песни, ухаживал за ней все последние годы, стирал белье, у нас даже стиральной машинки нет - некуда поставить в нашей маленькой квартире. Теперь они украли еще и мою жену. Дочь говорит, что я бил свою жену? Где логика? И где документы, подтверждающие это? Она клевещет! И я никогда с ней не помирюсь, после всего об этом не может быть и речи.


Сегодня имя певицы Марии Пахоменко помнят немногие, а в 1960-1970-х гг. она была одной из самых популярных советских артисток. Песни «Ненаглядный мой», «Стоят девчонки» («Сегодня праздник у девчат…»), «Лучше нету того цвету», «Школьный вальс» пережили их исполнительницу, их знают и любят слушатели, а сама Мария Пахоменко, к сожалению, после невероятного успеха на сцене была предана забвению. Она не смогла найти своего репертуара и не захотела менять свой имидж, как того требовала новая эпоха. А на склоне лет ей пришлось пережить тяжелую болезнь и жестокое обращение с ней близких.





Мария Пахоменко родилась в 1937 г. в Белоруссии. Музыкой она занималась с самого детства, участвовала в самодеятельности, а затем окончила музыкальное училище им. М. П. Мусоргского, выступала с ансамблем ДК им. Ленсовета. Сценический успех к ней пришел после того, как она начала исполнять песни своего мужа, композитора Александра Колкера. Их тандем оказался крепким семейным и творческим союзом, и вскоре имя Марии Пахоменко узнал весь Союз.



В 1964 г. певица стала солисткой Ленинградского музыкального эстрадного ансамбля, в том же году с песней «Опять плывут куда-то корабли» заняла первое место на конкурсе, проведенном радиостанцией «Юность». В конце 1960-х – начале 1970-х гг. она покорила и международную сцену: в 1968 г. получила приз «Нефритовая пластинка» на конкурсе грамзаписей во Франции, а в 1971 г. стала первой российской эстрадной певицей, завоевавшей Гран-при на международном песенном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии (часто вместо нее первой победительницей ошибочно называют Аллу Пугачеву).





В 1980-х гг. она работала телеведущей в цикле программ «Приглашает Мария Пахоменко», гастролировала в СССР и за границей, однако ее популярность в это время пошла на спад. Певица не хотела реагировать на изменившиеся требования нового времени – с осуждением высказывалась о хит-парадах и рок-музыке, консервативно относилась к поведению эстрадных исполнителей на сцене и т.д. Ей на смену пришли певицы, чьи песни казались слушателям более современными, – Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару и др. Они были готовы менять репертуар и собственный имидж и более чутко реагировали на новые веяния времени. Постепенно о Марии Пахоменко слушатели стали забывать.





Тем не менее за три последних десятилетия ХХ в. песни Марии Пахоменко были изданы миллионными тиражами на грампластинках, аудиокассетах и компакт-дисках. Она записала 10 дисков-гигантов, ее манера исполнения на стыке эстрадного и народного вокала была узнаваемой и неповторимой, ее песни нередко пели и другие звезды эстрады.



Ее любили многие композиторы, так как ее неповторимый вокал и тембр голоса превращали их песни в настоящие шлягеры. Ей доверяли первое исполнение своих песен Колмановский, Пахмутова, Тухманов, Френкель и другие известные композиторы. Виктор Плешак называл ее последней яркой представительницей русской эстрадной песни.





Режиссер-постановщик Ирина Тайманова вспоминала: «Маша Пахоменко сразу заняла свое место в огромном песенном мире, который был уже очень богат тогда. Ее характер: коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. И это при внешней нежности. В ней было удивительное сочетание темперамента, уверенности в своей личности и пронзительной женственности. Когда тоненькая сероглазая девушка с золотой косой выходила в зал, сразу находила контакт со зрителем. В отличие от современных безалаберных песен, в поэзии и музыке ее песен всегда был глубокий смысл».





В 2013 г. Мария Пахоменко умерла от пневмонии на 76-м году жизни. Ее последние годы были тяжелыми и драматическими. Певица страдала болезнью Альцгеймера, постепенно разрушающей личность. В феврале 2012 г. она на два дня пропала, ее разыскивали всем миром и обнаружили в торговом центре. Как она там оказалась и где была до этого, женщина не могла вспомнить.




Осенью 2012 г. неожиданно разразился скандал: дочь Марии Пахоменко заявила, что ее отец регулярно избивал мать и повышал на нее голос. Сам композитор взывал о помощи, заявляя, что дочь разлучила его с любимой женой. На чьей стороне была правда, понять сложно. Утверждать можно только то, что последние годы жизни Марии Пахоменко принесли ей немало страданий.


Так же несправедливо была предана забвению еще одна популярная в 1960-х гг. певица:

Дочь и муж легендарной певицы Марии Пахоменко обвиняют друг друга в трагедии, постигшей их семью, и последующем расколе.

[:rsame:]

«Лучше нету того цвету», «Стоят девчонки», «Все пройдет»... Строчки знаменитых хитов Марии Пахоменко до сих пор напевают и стар и млад. Народная артистка России , за две недели до своего 76-летия. В последние годы певица страдала болезнью Альцгеймера и частичной потерей памяти. В эфире одного из ток-шоу ее дочь Наталья обвинила отца, композитора Александра Колкера, в избиении матери, а тот в свою очередь заявил, что его жену похитила родная дочь. «Собеседник» выяснил, какие отношения у родни звезды сейчас и как отец и дочь поделили имущество Марии Пахоменко.

«Эта девочка обязательно будет моей»

В 1956 году музыка связала Александра Наумовича и Марию Леонидовну. Он организовывал молодежный эстрадный ансамбль в Ленинградском дворце культуры им. Ленсовета, а Мария пришла туда на прослушивание.

Однажды заглянул в музыкальный класс и увидел, как она причесывает волосы: у нее была роскошная коса до щиколоток, - вспоминает муж певицы. - Меня настолько поразили невиданная красота, нежность и грация, что пообещал себе: «Эта девчонка обязательно будет моей!» Два года ухаживал, каждый день приносил цветы. Но дворовые пацаны не подпускали к Маше: не понимали, что она нашла во мне: невысокого роста, в очках...

Мария и Александр прожили вместе 54 года / архив редакции

Зато родители Марии, по его воспоминаниям, приняли Александра очень благосклонно:

[:rsame:]

И я понял, что всё идет, как надо, - говорит композитор. - Спустя два года сделал предложение, но она не сразу согласилась. Когда пришел в загс, то не дождался ее и вернулся домой с мыслями о сорванной свадьбе... Вскоре Маша сама приехала ко мне, с порога заявила: «Ну, что, Сашуля, пошли расписываться». Бракосочетание отметили по-скромному, в семейном кругу. Кто-то жалобно крикнул: «Горько!» - обнялись и поцеловались.

Александр Колкер посвящал своей любимой песни. Все было романтично и красиво, словно в книжном романе.

Машенька пела очень чисто, высокохудожественно и профессионально. Я в ней сразу разглядел будущую звезду и предложил спеть свою песню «Качает, качает». Сначала очень стеснялась, отказывалась, но я буквально силой затащил ее в Дом радио, где она наконец-то записала композицию. И когда эта песня звучала ее неповторимым голосом, тогда по-настоящему «закачало» и всю страну.

«Мария Пахоменко - обыкновенная баба!»

В 60-е годы к певице пришла небывалая популярность. Вся страна гадала, какая она, истинная Мария Пахоменко. В 1968 году было продано более двух с половиной миллионов грампластинок Марии Пахоменко, что отмечено «Нефритовой пластинкой» - престижной международной премией, вручаемой в Каннах. В Болгарии певица удостоилась Гран-при на конкурсе «Золотой Орфей» за песни «Ненаглядный мой» и «Дон Кихот».

Колкер два года ухаживал за юной Марией / архив редакции

Однажды Маша выступала в Сочи. В этот день было очень жарко, она спела 17 песен, очень устала и попросила меня подогнать машину к артистическому входу, чтобы не общаться с поклонниками. И когда Машенька села в автомобиль, ее окружила толпа зрителей, и один мужчина прыгнул на капот и уставился в лобовое стекло, рассматривая любимую певицу. Публика кричала: «Ну, что ты там видишь? Какая она, настоящая Пахоменко?» Он встал и сказал: «Мария Пахоменко - обыкновенная баба!» Еще Маше приходило много писем со всей страны, но одно из них было на мое имя, никогда не забуду: «Сейчас я служу в армии, но когда выйду на свободу, тогда отобью ее у тебя».

[:rsame:]

Через четыре года после заключения брака у композитора и певицы родилась долгожданная дочь Наташа. С самого детства ее окружала творческая атмосфера, она решила пойти по стопам родителей, которые помогли с поступлением в театральный институт.

Я все делал для Наташи. По одному звонку она поступила в театральный вуз, затем стала преподавателем в Институте культуры. Всегда старался, чтобы у нее было все, как она хочет.

Певице удалили женские органы

Александр Колкер рассказал нам о том, как спас Марию Пахоменко от смерти.

В 1981 году у Машеньки был обнаружен рак шейки матки, и мы чудом успели добраться до онкологического института, где ее срочно прооперировали. Дабы избежать рецидива, ей удалили все женское. Всю неделю не отходил от кровати Маши: смачивал пересохшие губы, протирал лоб.

После хирургического вмешательства артистка стала бесплодной.

Последние семь лет Пахоменко страдала болезнью Альцгеймера, которая превратила ухоженную женщину в немощную старушку. Врачи ничем не могли помочь, природу, как говорится, не обманешь. Мария Леонидовна стала буквально таять на глазах.

В 1968 году было продано более двух с половиной миллионов грампластинок Марии Пахоменко / Валерий Плотников

Однако после последнего посещения санатория в Ленинградской области в 2013 году чувствовала себя хорошо. Был кашель, доктора, послушав легкие, сказали, что все в порядке. Через несколько дней состояние певицы внезапно ухудшилось. Марию Леонидовну госпитализировали, но спасти ее не удалось. Вечером 8 марта она скончалась от пневмонии в отделении реанимации и интенсивной терапии. Муж певицы Александр Колкер обвиняет в смерти жены их дочь Наталью Пахоменко и ее гражданского мужа.

[:rsame:]

Они украли мою жену, с которой я прожил 54 года, и продержали восемь месяцев в своей квартире. Эта парочка даже не дала мне поговорить с ней по телефону и попрощаться! Машенька болела, и, когда они куда-то уезжали, отправляли ее в богадельню в Токсово под Ленинград, где не было ни лекарств, ни врачебного ухода - ей только разрешали молиться.

Колкер говорит, что узнал о смерти жены лишь от своей внучки.

За свою жизнь я приобрел три скромные квартиры в Петербурге - однокомнатную, двухкомнатную и трехкомнатную - и еще три домика со всеми удобствами на северо-востоке Эстонии в Усть-Нарве. Сожитель дочери Александр Беляев втерся к ней в доверие по интернету и приехал из Израиля за моей недвижимостью! Они оклеветали меня по телевидению, рассказали, что я якобы избивал свою Машеньку, но это ложь! Я в ней души не чаял!

«Саша не давал Пахоменко ни с кем общаться»

Друг семьи, российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Борисович Журбин, вручал премию «Музыкальное сердце театра» ее мужу за лучшую музыку к спектаклю «Гадюка» (Новосибирский театр музыкальной комедии).

Друг семьи – композитор Журбин – не верит, что певицу избивал ее муж / Анатолий Ломохов

В последние годы Маша была в неважной форме и, мягко говоря, не совсем психически здорова. Саша не давал Пахоменко ни с кем общаться. Хотя, когда я вручал премию, то попросил, чтобы Маша вышла на сцену. Более того, она даже спела акапельно. Честно сказать, не верю слухам о том, что он ее бил. Такого просто не может быть! Они всегда ходили вместе, в обнимку, держась за руки. У них были очень трогательные и теплые отношения.

[:rsame:]

В одном из популярных ток-шоу Наталья заявила, что ей от Колкера ничего не нужно и что у ее отца возникают припадки неврастении, поэтому он сначала может признаться в любви жене, а потом избить ее. «Собеседник» нашел свидетеля, который видел, как Александр Наумович обращается со своей женой.

Когда они приходили в магазин, Колкер вел себя очень грубо. Мне кажется, он иногда был не в себе, - рассказывает Елена Романова, заместитель управляющего одного из питерских супермаркетов, расположенного недалеко от дома Пахоменко. - Сначала он всем мило улыбался, а потом внезапно проявлялась агрессия. Например, на выходе из магазина он грубил, хамил, хватал Марию Леонидовну за пальто, тряс и матом кричал: «Стой рядом! Я тебя сейчас ударю!

Однажды он выбирал виноград, а Мария Леонидовна стояла около витрины с овощами и взяла болгарский перец, - продолжает вспоминать свидетель. - Он выхватил этот перец, стал тыкать ей в лицо: «Жри! Жри! Жри!» Было очень жалко артистку. Безусловно, мы хотели подойти к Колкеру и заступиться за нее, но он был в зверском состоянии... Было страшно, потому что это могло отразиться на ней, которая молча терпела выходки мужа: зажималась, отрешенно смотрела, зажмуривала глаза, но боялась от него отойти. Потом мы рассказали это ее дочери, и она забрала Марию Леонидовну к себе.

Отец требовал от дочери 30 миллионов рублей

Сама Наталья Пахоменко общения с журналистами избегает. Нам удалось поговорить с ее адвокатом Сергеем Березовским:

Никаких имущественных споров между Натальей Александровной и Александром Наумовичем не происходило и не происходит - все было решено еще при жизни Марии Леонидовны. У Колкера и его дочери - по квартире, в которых они живут. А внучке, Марии Пахоменко-младшей, подарена дача в Эстонии. В 2012 году в суде было рассмотрено дело о побоях. Колкер посчитал, что его оболгали, и подал в 2013 году встречный иск.

Колкер винит дочь артистки и ее сожителя Белова (на фото) в смерти жены / Russian Look

Тогда, по словам Березовского, композитор потребовал от дочери и ее мужа 30 миллионов рублей и официального опровержения в СМИ информации о побоях.

[:rsame:]

Он утверждал, что никогда не применял физическую силу к жене, и называл мужа дочери Александра Беляева - уважаемого человека, заведующего лабораторией Университета Хайфы в Израиле - жиголо и многоженцем! Хотя у него было всего два брака.

Адвокат рассказал, что слушать без слез показания об избиении Марии Пахоменко было невозможно.

На заседании присутствовали свидетели, которые видели, как супруг поднимал руку на жену. Побои начались еще с 2011 года, когда люди видели, что он избивает Марию Леонидовну на пляже в Усть-Нарве. Певица в последнее время не очень хорошо соображала, так как страдала тяжелой формой болезни Альцгеймера. Она все молча терпела. Возможно, из-за менталитета, ведь родилась в провинции, а там свои устои: бьет - значит любит. С Колкером очень часто случались приступы агрессии и скорее всего - из-за возраста и творческой ревности. Мария Леонидовна почти до последних дней пела, выступала в Усть-Нарве и всегда была звездой, а Колкер все-таки не имел такой популярности, был, так сказать, в тени.

Скандал в семье Пахоменко продолжается и по сей день / РИА "Новости"

Оказывается, Колкер поднимал руку не только на жену.

На одном из ток-шоу произошел вопиющий случай, - продолжает адвокат Березовский. - В студии сидел Александр Наумович, было обсуждение, и один из артистов высказал свое мнение, которое не понравилось композитору: он встал и начал бить певца по голове прямо перед камерами. Я сам это видел. Однажды на один из творческих вечеров была приглашена Мария Леонидовна, а Колкера не позвали. Он начал возмущаться и набросился на женщину-редактора.

Никто и не догадывался, что, казалось бы, в образцовом союзе Пахоменко - Колкер есть место рукоприкладству. К сожалению, недопонимание между отцом и дочерью вылилось в судебные разбирательства. Хочется верить, что, несмотря на совершенные ошибки, семья все-таки воссоединится и прозвучат слова прощения.

Автор букета шлягеров (их пели Мария Пахоменко, Андрей Миронов, Муслим Магомаев, Анна Герман и другие), мюзиклов, оперетт, опер (их поставили Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Александр Ширвиндт), музыки к фильмам («Трое в лодке, не считая собаки», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Труффальдино из Бергамо») впервые за последние полвека встречает день рождения без своей Музы, жены и соратника, народной артистки России, первой советской обладательницы Гран-при конкурса «Золотой Орфей» Марии Пахоменко... В этот красивый солнечный день в Петербурге не хочется вновь вспоминать , оставившей композитора в непрекращающихся судах с родственниками и, по сути, в одиночестве.

Александр Наумович назначил нашим питерским корреспондентам встречу на Австрийской площади, в книжном клубе, где они любили бывать и выступали с Марией Пахоменко. На стене их портрет, в центре зала фортепиано, а в портфеле у Колкера фотографии, афиши, с них смотритсемейная пара, которой 54 года восхищался весь Петербург… Рассказывая про свою жизнь, маэстро не мог сдержать слез – и боли, и радости.

Александр Наумович, Мария Пахоменко в 1971 году первой из советских эстрадных певиц (раньше Аллы Пугачевой) выиграла Гран-при на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии… Расскажите, каким был тот звездный час?

Екатерина Алексеевна Фурцева (легендарный советский министр культуры. – Прим. Авт.) прислала в «Ленконцерт» телеграмму с приказом командировать артистку Пахоменко на «Золотой Орфей». Маша уже спела нашу первую песню «Качает, качает…» из музыки к спектаклю по роману Даниила Гранина «Иду на грозу», уже «качало» всю Россию, и министр Фурцева приказала директору «Ленконцерта» Григорию Коркину отправить Пахоменко на международный фестиваль песни в Болгарии… А где взять концертное платье? А кто сделает прическу – у Маши волосы до щиколоток? А кто займется макияжем? Кто напишет партитуру для большого симфоджаза в Болгарии?.. Но мы кое-как справились. «Ленфильм» сшил Маше роскошный костюм, который остался, как у Эдит Пиаф, на всю жизнь, Саша Колкер написал партитуры для большого оркестра, и Маша поехала на этот фестиваль...

А как вы, выпускник ЛЭТИ (электротехнического института имени Ульянова (Ленина), смогли написать партитуры для большого оркестра?

Саша Колкер окончил не только ЛЭТИ, но музыкальную школу по классу скрипки, а потом играл во всех танцбэндах в Мраморном зале (знаменитых на весь Ленинград танцевальных вечерах во Дворце имени Кирова, на Васильевском острове. – Прим. Авт.)

- И этого хватало, чтобы партитуры писать для международных конкурсов?

Для кого-то не хватало, но я постепенно стал профессионалом. Экстерном окончил Консерваторию, учился на семинарах начинающих композиторов в Союзе композиторов, проходил анализ формы, гармонию и так далее – все это изучил. И тут же применял знания на практике, зарабатывая по 20 копеек за партитурный такт, оркестровал песни Носова, Прицкера, Соловьева-Седого, Колмановского, Пахмутовой. Я приносил оркестровку Александру Александровичу Владимирцову (легенде ленинградской эстрады. – Прим. Авт.) в его эстрадно-симфонический оркестр, и мне платили 20-30 рублей. Это были большие деньги…

Но вернемся к «Орфею»... Советская артистка Мария Пахоменко приехала в Бургас, и кто-то ей посоветовал: «Маша, прекрати, никто тебе прическу здесь делать не будет, визажисты и гримеры заняты своим делом». А Маша была скромной женщиной, сама навязываться не хотела. «Распусти волосы водопадом, чтобы они увидели эту немыслимую вещь – волосы до щиколоток!» Она так и сделала и вышла на сцену. Перед ней выступала венгерка Катя Ковач, которая пел хулиганскую песню «Как я потеряла свою невинность»… А Маша пела чистую лирику Пахмутовой «Я тобой переболею, ненаглядный мой…», мою песню «Чудо-кони» и мелодию болгарского композитора Виктора Раевича «Дон-Кихот», неизвестную, но это было условием участия в конкурсе.

- Вы, конечно же, были рядом с женой!

Меня не выпустили в Болгарию. В те годы считалось нонсенсом: как это, мужа с женой вместе выпустить за границу? Никогда в жизни! Чтобы получать хоть какую-то информацию, я звонил в наше консульство в Варну, в посольство в Софию: «Скажите, как моя Марусечка, как она выступила? Я умираю!» Мне отвечала дама, и я по телефонному разговору и ее голосу понимал, что у нее на голове хала (модная в ту пору прическа. – Прим. Авт.): «Уважаемый Александр Наумович, у нас такая текучка, столько дел! Мы не могли в Бургас подъехать на конкурс «Золотой Орфей», но видели по телевидению, что всем по одному букету цветов дарили, а вашей Машеньке три букета»… Спасибо большое, что хоть это!

- «Золотой Орфей» был тогда престижнейший эстрадный конкурс! И теперь его уже лет десять нет…

Нет уже и конкурса песни в польском Сопоте, куда я ездил от Советского Союза членом жюри…

Так вот, на том «Золотом Орфее» 1971 года жюри под «все дела» и под кавиар просидело всю ночь, решая, кому второе место, кому первое, кому Гран-при. Утром, покачиваясь, они вышли и объявили: «Третье место - Кате Ковач, второе, первое - кому-то еще, а Гран-при присуждается молодой ленинградской певице Марии Пахоменко!» Она, извините, офигела, не понимала, что происходит, а к ней подошли и сказали: «Маша, ты завоевала Гран-при!» На радостях она побежала звонить Фурцевой, чтобы по телефону сообщить радостную новость. Екатерины Алексеевны не было, трубку взял Завен Гевондович Варданян, помощник Фурцевой по музыкальным вопросам. И Маша как заорала в трубку: «Ура, ура, ура, я везу Гран-при!» А он ей отвечает: «Маруся, чего орешь как зарезанная? Слышу, Гран-при… А где же первое место?!» Это был 1971 год… А в 1978-м Маша выступала в Каннах во Франции и получила главный приз «Нефритовую пластинку». А в 1982 году я ее свез в Песочное, потому что у нее обнаружили рак, и ее спасли, вовремя сделали операцию. Я тогда просидел, не отходя, неделю возле ее кровати…

В 70-х Мария Пахоменко стала не просто популярнейшей и любимейшей певицей, легко собирающей дворцы спорта… А как к ней относились власти?

Ее все любили. А она оставалась такой скромной… Мы выезжали на Белое море, на Баренцево море, мы выступали на Усть-Илимской, на Братской, на Ангарской, на Красноярской и два раза на Саяно-Шушенской ГЭС – везде был невероятно теплый прием. Она выступала даже на XXV съезде партии, где присутствовал весь коммунистический мир – Брежнев, Фидель Кастро, Густав Гусак и прочие. Мария Пахоменко вышла на сцену и покорила Кремль. Там, кстати, была смешная история с трубачом Витей Игнатьевым, который любил выпить, но здорово свистел на трубе – его не пустили на эту сцену, хотя он был абсолютно трезв - потому что у него был инструмент направленного звучания! Флейта «смотрела» в сторону, гитара – тоже, это, пожалуйста, но трубу направить в зал на съезде партии было никак нельзя! Чины из КГБ сказали: «А ты, мальчик, постой вот здесь!» А после выступления министр культуры нес Маше чемодан до гримерки…
Боже мой, разве все вспомнишь…

- Вы ведь автомобилист с полувекомым стажем… А сейчас за рулем?

Держусь, езжу.

- Помню, в советские годы у вас была шикарная по тем временам черная «Волга»...

А как же! Сейчас уже получше машина - «Мерседес». Но дело не в этом. Дело в том, что произошла ужасная и кошмарная история с композитором Колкером, который ничем не запятнал себя, который летал в Комсомольск-на-Амуре с Юрием Гагариным, когда Хрущев наградил этот героический город орденом Ленина… С Колкером, который выступал в Чехословакии, в Пардубице, на Дне авиации, вышел на сцену, сел к роялю и напел свою песню из «Хроники пикирующего бомбардировщика» («Туман, туман…»), после чего на сцену поднялся трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, увешенный орденами, примерно как Гагарин, от шеи до колен, и сказал мне: «Саня, ты написал правдивую песню, которая нравится моим военным друзьям, летчикам», снял со своей груди Орден Красной звезды и наградил меня… Вот такая моя жизнь… Я прожил ее для своей семьи и для государства, а когда со мной случилась беда и горе, то меня никто не услышал. Когда их моей квартиры «вдруг» пропали ноты, клавиры, партитуры моих лучших произведений, я написал во все инстанции, в ответ мои письма спускали все ниже и ниже, пока не пришел участковый, заявившей, что пропавшие документы не имеют ценности…

Но вот буквально вчера звонит мне Киевский театр и умоляет прислать партитуру «Труффальдино из Бергамо» (музыку к спектаклю «Труффальдино» Колкер написал в середине 70-х, эта музыкальная комедия была экранизирована, с Константином Райкиным и Натальей Гундаревой, и теперь идет в нескольких российских театрах, в мае 2013 была поставлена в Томске, в Северском музыкальном театре. – Прим. Авт.). В Украине ставят спектакль, а у меня нет авторской партитуты – все бесследно пропало из моего дома… «Кто-то» открыл дверь, не сломав, и вынес не драгоценности, не вещи, а мои ноты, прекрасно зная, что это для меня самое дорогое…

Вы ведь написали свои лучшие песни и лучшие спектакли вместе с постоянным соавтором, поэтом Кимом Рыжовым, которого тоже уже нет в живых…

Ким ушел из жизни 14 лет назад, тяжело болел, ему отняли ногу до основания… У меня в жизни было два родных человека: Машенька Пахоменко и Кимуша Рыжов. С Кимушей я все написал. Это был человек невероятного жизнелюбия и такого же юмора, неунывающий, он мне говорил: «Саня, а вот попробуй подойти к пивному ларьку и взять без очереди кружку пива? А я на лыжах (свои костыли он называл лыжами) подойду, и все расступаются. И мне наливают!»

А какой талант написать такие строчки: «Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер» к песне «Карелия». Все мои мюзиклы написаны с ним, и фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика»… Да все с ним! Он жил на восьмом этаже, а я на пятом, мы вместе кончали ЛЭТИ, попали в 303-й НИИ, почтовый ящик 128, и имели допуск к самой секретной работе.

Но тогда уже думали больше о песнях, о музыке и стихах, чем о работе. У меня стоял паяльник с канифолью, а у Кимуши, он рядом сидел на верстаке, был огромный шуруп. Когда входил завлаб в лабораторию, я совал паяльник так, что все дымилось, а Кимуша свой шуруп поворачивал отверткой в разные стороны – казалось, что мы работаем, а государству казалось, что нам платят, мы получали по 90 рублей в месяц. Такая жизнь, даже не жизнь, а песня…

Александр Наумович, семейный конфликт не рассорил вас с вашей любимицей, Машей Пахоменко-младшей? Внучка не забудет поздравить дедушку с юбилеем?

Маша вышла замуж, муж ленинградец, зовут его Александр. Внучка приезжает к дедуле, получает финансовую поддержку. На днях позвонила и сказала, что 28 июля не успевает, но через неделю приедет, поздравит. Живет в Тель-Авиве с мужем, говорит, что с мужем работает в оборонной промышленности Израиле, что-то связанное с компьютерами. Они строят свои планы, чтобы ехать на ПМЖ в Австралию, в Америку не хотят, в Европу тоже. Но я думаю, это еще тысячу раз поменяется, потому что ей 24 года, она красотка, с короткой стрижкой, она умница и все понимает, а я для нее по-прежнему «дедуля».

Мария Пахоменко пела всегда. Даже в ее школьном дневнике красовалось: «Поёт на уроках». Школьные подружки во главе с Машей организовали вокальный квартет. «Сделаем уроки, друг за другом зайдем, соберемся, встанем в подворотне и как запоём до слез, так нам нравилось, - вспоминала она. - Прохожие восторгались: Ой, девчонки, кто вас научил так петь? Спойте еще!». Попасть на эстраду помог случай. Дом культуры Промкооперации в Ленинграде проводил набор в молодежный ансамбль. На прослушивании талантливых девушек заметил известный музыкант Анатолий Бадхен. Квартет в полном составе был принят. А вскоре девушкам представился уникальный шанс начать профессиональную карьеру.

С гастролями в Ленинград приехал знаменитый Олег Лундстрем. Он услышал пение девичьего квартета на репетиции в Доме культуры. «Лунстрем сказал: «Девочки, вы хотите работать у нас в оркестре? Если вы скажете да, то уже будете зачислены". Вы представляете наше ощущение? Мы чуть в небо не улетели. Домой все летели на крыльях, а мы жили рядышком, на этой же улице. Пришла и рассказываю матери и отцу, что вот такая вот история, что вот сам Лунстрем… Отец говорит: "Выброси все это из головы, а то я тебе покажу такого Лунстрема, что долго будешь помнить". И с этой мечтой было покончено», - рассказывала Мария Леонидовна.

Окончив школу, Мария Пахоменко хотела поступить в институт иностранных языков. Сдала все экзамены, набрала проходной бал. Но ее не приняли, объяснив, что пятерки она получила не по тем предметам. Девушка подала документы в первый попавшийся институт – Радиотехнический. И единственной радостью стал для нее эстрадный ансамбль. Но судьба, видно, знала, что делала. Там Мария познакомилась с Александром Колкером, в то время, в середине 50-х, начинающим композитором. Никто тогда и не предполагал, что буквально через несколько лет он станет автором настоящих шлягеров.

Говорят, что, ухаживая за Марией Пахоменко, он никому другому не оставил ни малейшего шанса… После рождения дочери репетиции в ансамбле пришлось приостановить. Квартет распался. Впервые Пахоменко вышла на сцену одна в 1963 году. Поначалу Мария не хотела выступать с сольными номерами. И тогда Александр Колкер настоял, убедил, что, имея такие вокальные и внешние данные, бояться не стоит. Кроме того, песня «Качает, качает», написанная им для спектакля «Иду на грозу» - это стопроцентный шлягер. Так оно и получилось… Уже через несколько месяцев песня звучала отовсюду. Зрители певицу обожали, Мария была им благодарна. «Я привозила целый багажник цветов. Потом ночью я наливала ванную воды, развязывала букеты, топила. А утром их по вазам расставляла. Это мой любимый ритуал был», - вспоминала она в телепередаче «Кумиры».

В 1968 году было продано более двух с половиной миллионов ее пластинок, она была удостоена «Нефритовой пластинки» - престижной международной премии, вручаемой в Каннах. А в 1971-м представляла СССР в Болгарии, на конкурсе «Золотой Орфей». Примечательно, что сама Мария Пахоменко на фестиваль ехать не хотела. Опасалась, что проигрыша ей дома не простят: наши «Золотой Орфей» еще ни разу не получали. Кроме того, она не хотела ехать без супруга - Александра Колкера, как это часто бывало в то время, вместе с ней из страны не выпускали. Но в Ленконцерте Марии сказали: «Не хочешь ехать - звони министру культуры Фурцевой и объясняйся сама». Она посчитала, что проще согласиться…

Прямо перед выходом на сцену певица хотела причесаться. И не смогла - тряслись от волнения руки. Тогда она просто распустила свои длинные, роскошные волосы. На жюри это произвело дополнительное впечатление… Когда узнала о победе, радостная Маша позвонила в Москву, в министерство: «Ура! "Гран-при" - наш!» - воскликнула она. Но важный клерк оказался не самым просвещенным: «Чего кричишь?! Гран-при, гран-при! А где первая премия?!» Кстати, денежную часть премии Мария Пахоменко потратила на праздничный банкет для друзей. А позолоченная статуэтка «Золотого Орфея» чуть не осталась в Москве. Екатерина Фурцева, хотела поставить ее у себя в кабинете. Но тут Пахоменко проявила характер и отказалась отдавать заслуженную награду.

В начале 70-х певица могла сняться в кино. Да еще в каком – «Семнадцать мгновений весны»! В разгар гастролей раздался звонок, и Татьяна Лиознова сказала: «Я вас приглашаю сняться в этом фильме. Поверьте мне, что это будет очень хороший фильм, вы там должны будете сыграть жену Штирлица. А Штирлица сыграет Вячеслав Тихонов». Но слова «многосерийный фильм» остановили певицу, она извинилась и отказалась. Если бы Лиознова не забыла сказать «эпизод», всё могло сложиться иначе.

Известно, что самые лучшие песни для Марии Пахоменко написал муж, известный композитор Александр Колкер. Причем, сам Александр Наумович признался в интервью, что для него быть мужем Пахоменко намного почетнее, чем автором всем известных мелодий. В 1976-м Марии Леонидовне было присвоено звание заслуженной, в 1999-м – народной. Но самое главное - ее искренне любят миллионы поклонников.

моей любимой и загадочной певице
Олег 58 2009-03-23 23:51:54

Песню в Вашем исполнении я впервые услышал, когда мне было примерно 8-10 лет, и я ее сразу запомнил, запомнил и полюбил. Это замечательная и душевная песня "Гуси-Лебеди". Текст и мелодию этой песни, и незабываемый Ваш голос я пронес через всю жизнь, и какова была моя радость, когда спустя почти сорок лет, мне, не без труда, удалось найти ее в интернете. Я хочу от имени многомиллионной армии Ваших поклонников, в день Вашего рождения, пожелать Вам здоровья, счастья, вечной любви. Знайте - Вас любят миллионы! Буду очень рад, если Вы мне ответите.