Входит ли читательский дневник в школьную программу. Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения

Как оформить читательский дневник?

1 . Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2 . На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать.

3 . При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку:
Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.
Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику.
Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)
Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Можно оформить и по - другому:

Если книга понравилась:

можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

Если книга очень понравилась:

создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;

придумай загадки или ребусы о героях;

составь кроссворд по прочитанному;

можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;

узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:


1 . Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
Опиши внешность героя,
Назови черты его характера
Каковы его любимые занятия
Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
Кто его друзья? Какие они?
Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
Нарисуй портрет любимого героя
3 . Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
4. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
5. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.


В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.
Один из вариантов ведения читательского дневника:
для Читательского дневника берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

♦ название произведение,

♦ главные герои,

♦ «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
Если книга понравилась:
можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним
найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество
Если книга очень понравилась:
создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
придумай загадки или ребусы о героях;
составь кроссворд по прочитанному;
можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее? (Объясни выбор так, как есть)
2. Ты начал читать (а может, тебе читают). Тебе интересно? Почему? Опиши свои мысли.
3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
Опиши внешность героя,
Назови черты его характера
Каковы его любимые занятия
Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
Кто его друзья? Какие они?
Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
Нарисуй портрет любимого героя
5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.
И еще один образец.
Как правильно оформить читательский дневник

1. Напиши автора и название (с большой буквы).
2. Укажи, к какому литературному жанру относится данное произведение (сказка, стихотворение, рассказ, былина и т.п.).
3. Напиши, кто нарисовал иллюстрации (ФИО художника).
4. О чём или о ком прочитанное тобой произведение.
5. Кто являются главными героями.
6. Понравилось ли тебе то, что ты прочитал. Дай оценку поступкам героев.
7. Сделай иллюстрацию к тексту.
Когда все книги из списка будут прочитаны, расположи, пожалуйста, по порядку: №1 – самая интересная из списка, №2 – понравилась чуть меньше и т.д. все прочитанные книги.
Заведи красивую тетрадь или альбом и оформляй свой читательский дневник так, как подскажет тебе фантазия – рисунки, стихи, викторины, загадки будут только украшением твоего читательского дневника! Дневник можно вести не один год, а в течение нескольких лет.

Летний читательский дневник

………………………………………(Ф.И.Класс)

Смысл ведения такого дневника заключается в том, что он может стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и выражать свои мысли, натренировать навыки грамотной и красивой речи, научить ребенка пересказу и, заодно, осуществлять контроль над тем, как он понял текст.

    Укажи дату чтения (если произведение большое и читалось не один день, то пишет дату начала и окончания чтения),

    Напиши, кто являются главными героями.

    О чём или о ком прочитанное тобой произведение. Кратко опиши сюжет (достаточно 3-6 предложений).

    Понравилось ли тебе то, что ты прочитал? Дай оценку поступкам героев.

    Если хочешь, сделай иллюстрацию к тексту.

Примерный список литературы для летнего чтения

Фольклор.

Русские народные сказки : Крошечка-Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц, Бычок – смоляной бочок, Лиса и журавль, Лисичка-сестричка и волк, Петушок - золотой гребешок.

Английские народные песенки . перевод С. Маршак.

Литературные сказки.

1. Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик".

2. А. Линдгрен. "Три повести о Малыше и Карлсоне". "Мио, мой Мио".

4. А. Милн. "Винни Пух и все-все-все".

5. Братья Гримм. "Госпожа Метелица"

6. Ш. Перро. "Спящая красавица".

7. Д. Родари. "Путешествие Голубой стрелы".

8. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". "Сказка о царе Салтане"…

9. П. Ершов. "Конек-горбунок".

10. П. Бажов. "Серебряное копытце". "Голубая змейка".

11. В. Катаев. "Дудочка и кувшинчик".

12. К. Чуковский. "Доктор Айболит". "Тараканище". "Бармалей".

14. Г. Цыферов. "Как лягушонок искал папу".

Рассказы о детях и для детей.

1. Рассказы из "Русской азбуки" Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было", "Корова", "Филипок").

2. Н. Носов. "Живая шляпа". "Дружок". "Фантазеры"." Карасик". "Веселая семейка и другие рассказы". "Приключения Незнайки и его друзей".

3. В. Драгунский. "Он живой и светится…"

4. В. Осеева. "Волшебное слово". "Почему? ". "Синие листья".

5. Б. Житков. "Как я ловил человечков".

О животных.

1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.

3. Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки.

4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.

Русская классическая поэзия.

1. А.С. Пушкин. "Зима! Крестьянин торжествуя…", "Румяной зарею…"

2. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"

4. С. Есенин. "Поет зима – аукает…"

Современная поэзия.

1. Н. Рубцов. Воробей. Ворона.

2. А. Барто. В защиту Деда Мороза.

3. Г. Сапгир. Подарки весны. Садовник. Кошка и я. Лесная азбука. Четыре конверта. Сказка о лесной музыке.

5. И. Пивоварова. Долго мы искали. О чем мечтала туча. Синий вечер.

6. О. Дриз. Стеклышки. Пуговки. Сто весенних лягушат. Когда человеку шесть. Виолончель. Глоток воды.

7. Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Любимый пони. Пони.

8. Д. Родари. Поезд стихов.

9. В. Берестов. Сказки, песни, загадки. Мастер Птица. Жаворонок. По дороге в первый класс

Как оформить читательский дневник?

1 . З а основу можно взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2 . На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать (можно вырезать из этой памятки).

    При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку: Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора.

Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику. Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.) Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Если книга понравилась:

    можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

    найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Дата чтения_____________________________

Название ____________________________________________________

_____________________________________________________________

Сюжет ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мое мнение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если вы регулярно читаете, то читательский дневник может оказаться отличной идеей. Подобно обычному дневнику, литературный дневник будет представлять собой хроники ваших книжных приключений. Создавайте отдельную заметку для каждой прочитанной книги, записывайте свои мысли и рассуждения. Такой подход поможет вам стать вдумчивым читателем, а также улучшит ваши писательские навыки. Вдобавок, если вы начнете путаться в сюжете, то записанные мысли помогут вспомнить детали. Самое главное - спустя некоторое время можно открыть дневник и поразмыслить о книгах, которые вы прочитали.

Шаги

Часть 1

Как создать читательский дневник

    Оцените преимущества дневника. Полезность читательского дневника зависит от того, как много и часто вы читаете. Если вы читаете почти каждый день, то за год наверняка скапливается столько книг, что и не упомнить во всех подробностях. Не удается вспомнить важные моменты из тех книг, которые вы прочитали буквально несколько месяцев назад? Ведите литературный дневник, так как сам процесс записи мыслей помогает лучше запомнить информацию.

    • Если вы читаете лишь несколько книг в год, то литературный дневник будет вам менее полезен. Такой дневник целесообразен только для очень активных читателей.
  1. Выберите способ. Существует два основных варианта: записи в обычном бумажном блокноте или блог в интернете. Кому-то нравится чувствовать в руках настоящую записную книжку, другие предпочитают удобство и доступность публикаций в сети.

    • Рассмотрите оба варианта и примите взвешенное решение, даже если у вас уже есть некоторые предпочтения.
    • В некоторых случаях удобно совмещать бумажные и электронные записи. Компьютер не всегда под рукой, а окончательные умозаключения можно сохранить в электронном виде, когда закончите читать книгу.
  2. Купите качественный блокнот. Если вы решите писать от руки, то не используйте дешевую тетрадь на пружине. Она вполне удобна для записей, но быстро изнашивается. Лучше выбрать качественный и прочный блокнот с надежным переплетом (кожаным).

    • Помимо надежности, блокнот должен нравиться вам, ведь он прослужит вам дневником не один месяц. У авторов нередко возникает эмоциональная привязанность к дневнику, поэтому покупайте качественный блокнот на свой вкус.
  3. Создайте блог. Блог - это бесплатный онлайн-дневник. В таком случае вам не придется думать о том, что свободное место в дневнике может закончиться. В блоге проще организовать и находить материалы. Вдобавок, у блога может появиться круг читателей.

    Зарегистрируйтесь на LiveLib. Если вы хотите вести учет прочитанных книг в интернете, то LiveLib станет более удачным выбором, чем простой блог. LiveLib - это сайт, который позволяет людям следить за своими читательскими привычками и публиковать мысли о прочитанных книгах. Приятным дополнением станет обширная база материалов и активное сообщество любителей книг.

    Часть 2

    Как вести дневник
    1. Укажите важные сведения о книге. Каждая отдельная статья должна включать основную информацию: имя автора и название книги. Выделяйте такие данные полужирным шрифтом или другими внешними особенностями, чтобы они бросались в глаза на странице или на экране. Так вам будет проще видеть ключевую информацию в больших объемах текста.

      Записывайте факты, которые легко забыть. Наша память ненадежна. Даже если вы в восторге от книги, не факт, что через год вы сможете вспомнить детали сюжета. Чем больше вы читаете, тем чаще возникает такая проблема. Конечно, не обязательно записывать каждую мелочь, но укажите хотя бы те идеи, которые вас заинтересовали или удивили.

      • Такие крупицы информации станут подсказкой, которая поможет вспомнить другие детали.
    2. Записывайте в дневник любимые цитаты. В хороших книгах всегда есть строки, которые заденут струны вашей души. Не нужно писать все подряд, но выберите несколько цитат из книги, которые стоит зафиксировать дословно. Отличным выбором станут цитаты, которые заключают в себе всю суть книги.

      Комментируйте авторский стиль и приемы. В некоторых дневниках пишут только о содержании книг, но не менее интересно оценить форму произведения и авторские приемы. Проанализируйте авторский ракурс (от первого или от третьего лица), объем книги, образы и художественные средства, которые используются в произведении.

      • Дополните запись своей оценкой эффективности и уместности авторских приемов. Ваша запись в дневнике может представлять собой неофициальную рецензию. Тщательно исследуйте разные технические аспекты, чтобы научиться отличать хороший текст от плохого.
    3. Указывайте время и место создания каждой записи. Литературный дневник - это не просто список прочитанных книг. Как и любой дневник, он будет содержать косвенные суждения о событиях вашей жизни. Жизненный опыт влияет на книги, которые вы читаете, а книги, в свою очередь, могут олицетворять жизненные этапы и отрезки времени. Помните об этом и указывайте место и время, когда вы читали эту книгу и создавали заметку.

      • Записывайте факты, которые связывают книгу с событиями жизни, чтобы лучше запомнить оба аспекта. Укрепляйте и расширяйте ассоциации между книгой и жизненными обстоятельствами.
    4. Соотносите книгу со своей жизнью. Через время вам будет проще понять эмоции при прочтении книги, если указать свои мысли и события, с которыми вам пришлось иметь дело в этот момент. Общие сведения (где вы жили, с кем состояли в отношениях) помогут вспомнить множество деталей данного временного отрезка.

      • Благодаря фоновой информации будет проще вспомнить настроение и образ мыслей, с которым вы читали книгу. Это поможет объяснить внимание к конкретным цитатам или некоторые мысли.
      • Естественно, глубоко личные подробности следует указывать только в личном литературном дневнике, который не смогут прочесть посторонние.
    5. Подумайте о том, как книга повлияла на вас. Книги - это вариант досуга и развлечения, но также они помогают нам развиваться. Многие из прочитанных книг не оставят после себя длительных впечатлений, но некоторые точно повлияют на вашу жизнь. Если книга навсегда изменила ваше мировосприятие, укажите этот факт в конце заметки.

      • Такие моменты также можно выделять жирным шрифтом, чтобы спустя годы при беглом взгляде в записи было проще найти мысли, которые были для вас особенно значимыми.

      Часть 3

      Как сформировать полезные привычки
      1. Ставьте перед собой читательские цели. Читать книги интересно, но для активного чтения нужно немного больше мотивации, чем для просмотра телевизора или видеоигр. Некоторые люди ставят цели, чтобы мотивировать себя. Например, если вы хотите читать больше, но напишите: "В этом месяце я прочитают три книги".

Зачем нужен читательский дневник?

Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Дневник поможет обращать внимание как на авторов книг, так и на художников-иллюстраторов - Вы сможете легче ориентироваться в "книжном море".

Как оформить читательский дневник?

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например,рисунками к книгам) можно по своему усмотрению.


Данную картинку можно распечатать и наклеить на обложку - нажмите на неё.

В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения и различные Памятки - подсказки ("Учись читать правильно", "Как рассказывать о книге?"...).

Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге. Время от вмени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

Как делать записи в дневнике?

Для тех, кто только учится самостоятельно читать, подойдёт самый простой способ - делать записи в таблице:

Если книга понравилась:

  • нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним
  • найти и приклеить портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Если книга очень понравилась:

  • сделай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
  • придумай загадки или ребусы о героях;
  • составь кроссворд по прочитанному;
  • написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
  • узнать и записать интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

2. Жанр произведения (сказка, рассказ, повесть, стихи, басня, былина...)

2. Расскажи о главном герое книги:

Возраст и внешность героя

Черты его характера

Его любимые занятия

Что он любит или не любит, его привычки и т.д.

Кто его друзья? Какие они?

Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

Нарисуй портрет любимого героя

3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

4. Понравилась ли тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

5. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать?

Внимание!

Данные пункты можно использовать не все, частично ! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. Можно придумать свои странички, добавить свои пункты.
Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца.

Как может выглядеть Читательский дневник, посмотрите

Можно воспользоваться и готовым вариантом :