Кем работал к г паустовский. Паустовский Константин - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Дед писателя Максим Григорьевич Паустовский был солдатом, а бабушка Гонората до принятия христианства носила имя Фатьма, и была турчанкой. По воспоминаниям Константина Паустовского его дед был кротким синеглазым стариком, любившим петь надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни, и рассказывавшим много невероятных, а подчас и трогательных историй «из самой что ни на есть происшедшей жизни».

Отец писателя Георгий Паустовский был железнодорожным статистиком, за которым среди родственников установилась слава легкомысленного человека, с репутацией фантазера, который, по словам бабушки Константина, «не имел права жениться и заводить детей». Он происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не уживался на одном месте, после службы в Москве жил и работал в Пскове, в Вильно и позже осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге. Мама писателя Мария Паустовская была дочерью служащего на сахарном заводе, и обладала властным характером. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей, и была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».

У Константина Паустовского были два брата и сестра. Позже он о них рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры». Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936 году.

В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Константин был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством. В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».

Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказало творчество Александра Грина. О своей юности позже Паустовский рассказывал: «Учился я в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» - русской словесности, истории и психологии. Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков. Лучшим временем - порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей - была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополе и розовых свечах старых каштанов. В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два- три стихотворения в день. В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. О рабочих, о пролетариате говорили редко. В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы - Путиловский, Обуховский и Ижорский, - как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах».

Первый небольшой рассказ Константина Паустовского «На воде», написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни» в 1912 году. После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет, летом по-прежнему подрабатывая репетиторством. Первая мировая война заставила его прервать учебу, и Паустовский стал вожатым на московском трамвае, а также работал на санитарном поезде. В 1915 году с полевым санитарным отрядом он отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Он рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии».

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году он стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики», который был опубликован в 1935 году. Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основным мотивом «Романтиков» была судьба художника, который стремился преодолеть одиночество.

Февральскую и октябрьскую революции 1917 года Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти он начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писатель уехал в Киев, куда перебралась его мать, и пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду таких же, как и он, молодых писателей. Прожив два года в Одессе, Паустовский уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию. О том времени, и своих странствиях писатель писал: «В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря, и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».

Константин Паустовский. 1930-е годы.

Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали Алексей Новиков-Прибой, одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии Михаил Булгаков и Валентин Катаев. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и других изданий, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные им в газетных очерках, воплотились позже в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз», написанной в 1932 году. История создания «Кара-Бугаза» подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского «Золотая роза» в 1955 году - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В «Кара-Бугазе» Паустовскому рассказаk о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия также поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях. Преображению исторической действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть «Колхида» в 1934 году. Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани. После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. Он по-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.

Отправившись санитаром на первую мировую войну, будущий писатель встретился с сестрой милосердия Екатериной Загорской, о которой рассказывал: «Её люблю больше мамы, больше себя... Хатидже - это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения…». Почему Хатидже? Екатерина Степановна проводила лето 1914 года в деревушке на крымском берегу, и местные татарки звали её Хатидже, что по-русски означало «Екатерина». Летом 1916 года Константин Паустовский и Екатерина Загорская обвенчались в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязани близ Луховиц, а в августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим. Он позже в течение всей жизни бережно хранил архив родителей, кропотливо собирал материалы, касавшихся родословной Паустовских - документы, фотографии и воспоминания. Он любил путешествовать по тем местам, где бывал его отец и которые были описаны в его произведениях. Вадим Константинович был интересным, самозабвенным рассказчиком. Не менее интересными и содержательными были и его публикации о Константине Паустовском - статьи, очерки, комментарии и послесловия к произведениям отца, от которого он унаследовал литературный дар. Вадим Константинович много времени как консультант посвящал литературному музею-центру Константина Паустовского, был членом общественного совета журнала «Мир Паустовского», одним из организаторов и непременным участником конференций, встреч, музейных вечеров, посвященных творчеству его отца.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались, после чего Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама, так как не могла вынести, что тот «связался с полькой», имея в виду вторую жену Паустовского. Константин Георгиевич продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Вадим Паустовский о разрыве своих родителей так написал в комментариях к первому тому произведений отца: «В «Повести о жизни» и других книгах отца отражено много событий из жизни моих родителей в ранние годы, но, конечно, далеко не все. Двадцатые годы оказались для отца очень важными. Сколь мало он печатался, столь много писал. Можно смело сказать, что тогда то и был заложен фундамент его профессионализма. Первые его книги прошли почти незамеченными, потом сразу последовал литературный успех начала 1930-х годов. И вот в 1936 году, после двадцати лет совместной жизни, мои родители расходятся. Был ли удачным брак Екатерины Загорской с Константином Паустовским? И да, и нет. В молодости была большая любовь, которая служила опорой в трудностях и вселяла веселую уверенность в своих силах. Отец всегда был скорее склонен к рефлексии, к созерцательному восприятию жизни. Мама, напротив, была человеком большой энергии и настойчивости, пока ее не сломила болезнь. В ее независимом характере непонятным образом сходились самостоятельность и беззащитность, доброжелательность и капризность, спокойствие и нервозность. Мне рассказывали, что Эдуард Багрицкий очень ценил в ней свойство, которое называл «душевная самоотверженность», и при этом любил повторять: «Екатерина Степановна - фантастическая женщина». Пожалуй, к ней можно отнести слова В.И.Немировича Данченко о том, что «русская интеллигентная женщина ничем в мужчине не могла увлечься так беззаветно, как талантом». Поэтому брак был прочен, пока все было подчинено основной цели - литературному творчеству отца. Когда это наконец стало реальностью, сказалось напряжение трудных лет, оба устали, тем более что мама тоже была человеком со своими творческими планами и стремлениями. К тому же, откровенно говоря, отец не был таким уж хорошим семьянином, несмотря на внешнюю покладистость. Многое накопилось, и многое обоим приходилось подавлять. Словом, если супруги, ценящие друг друга, все же расстаются, - для этого всегда есть веские причины. Эти причины обострились с началом серьезного нервного истощения у мамы, которое развивалось исподволь и начало проявляться именно в середине 30-х. У отца следы трудных лет тоже сохранились до конца жизни в виде тяжелейших приступов астмы. В «Далеких годах», первой книге «Повести о жизни», немало сказано о разрыве родителей самого отца. Очевидно, есть семьи, отмеченные такой печатью из поколения в поколение».

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. В окне вагона: сын писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов.

С Валерией Валишевской-Навашиной Константин Паустовский познакомился в первой половине 1920-х годов. Он был женат, она была замужем, но они оба оставили свои семьи, и Валерия Владимировна вышла замуж за Константина Паустовского, став вдохновительницей многих его произведений - например, при создании произведений «Мещерская сторона» и «Бросок на юг» Валишевская явилась прообразом Марии. Валерия Валишевская была сестрой известного в 1920-е годы польского художника Сигизмунда Валишевского, чьи работы находилось в собрании Валерии Владимировны. В 1963 году она передала более 110 живописных и графических работ Сигизмунда Валишевского в дар Национальной галерее в Варшаве, оставив у себя самые любимые.

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская. Конец 1930-х годов.

Особое место в творчестве Константина Паустовского занимал Мещерский край, где он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром и Рувимом Фраерманом. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут». Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них был «Снег», написанный в 1943 году, и «Дождливый рассвет», написанный в 1945 году, которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» в 1956 году и «Тарусские страницы» в 1961 году. В годы «оттепели» Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Александра Грина и Николая Заболоцкого.

В 1939 году Константин Паустовский познакомился с актрисой театра имени Мейерхольда Татьяной Евтеевой - Арбузовой, которая стала в 1950 году его третьей женой.

Паустовский с сыном Алешей и приемной дочерью Галиной Арбузовой.

До знакомства с Паустовским Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова. «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь - чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю...» - писал Константин Паустовский Татьяне Евтеевой. У Татьяны Алексеевны была дочь от первого брака – Галина Арбузова, а Паустовскому она родила сына Алексея в 1950 году. Алексей рос и формировался в творческой атмосфере писательского дома в сфере интеллектуальных поисков молодых писателей и художников, но не был похож на «домашнего» и избалованного родительским вниманием ребенка. С компанией художников он бродил по окрестностям Тарусы, исчезая порой из дома на два, на три дня. Он писал удивительные и не всем понятные картины, и умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков.

К.Г.Паустовский. Таруса. Апрель 1955 год.

С 1945-го по 1963-й годы Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга скитаний». В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание, и писатель начал часто путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. В 1965 году Паустовский жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других произведений. В том же 1965 году чиновникам из Советского Союза удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и добиться ее вручения Михаилу Шолохову.

Константина Паустовского большинство современных читателей знает как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания юга и средней полосы России, Причерноморья и Окского края. Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков коротких, но живописных биографий писателей, с которыми был либо хорошо знаком лично - Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий, либо тех, чье творчество особо его очаровало - Чехов, Блок, Мопассан, Бунин и Гюго. Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценимое Паустовским, жившим не в лучшее для мастера изящной словесности время. Его писательская зрелость пришлась на 1930-е и 1950-е годы, в которые Тынянов нашел спасение в литературоведении, Бахтин - в культурологии, Паустовский же - в изучении природы языка и творчества, в красотах лесов Рязанщины, в тихом провинциальном уюте Тарусы.

К.Г.Паустовский с собакой. Таруса. 1961 год.

Константин Георгиевич Паустовский умер в 1968 году в Москве и, согласно завещанию, был похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится его могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем.

О Константине Паустовском и Екатерине Загорской была подготовлена телевизионная передача из цикла «Больше, чем любовь».

В 1982 году о Константине Паустовском был снят документальный фильм «Константин Паустовский. Воспоминания и встречи».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

К.Г. Паустовский «Коротко о себе» 1966 г.
К.Г. Паустовский «Письма из Тарусы»
К.Г. Паустовский «Чувство истории»
Материалы сайта www.paustovskiy.niv.ru
Материалы сайта www.litra.ru

Дата рождения: 31 мая 1892 года
Дата смерти: 14 июля 1968 года
Место рождения: город Москва

Константин Георгиевич Паустовский , советский писатель, Паустовский К.Г. - знаменитый автор детских рассказов, родился в Москве 31 мая 1892 года. Все свое детство будущий писатель провел на Украине. Киевский мещанин Георгий Максимович, его отец, перевез свою семью на Украину в 1898. В семье было четверо детей, Константин после ухода отца из семьи был вынужден бросить учебу в школе (он был в 6 классе), чтобы помогать матери.

Образование:

Паустовский получил свое образование в классической гимназии, откуда он поступил в Киевский университет, чтобы продолжить обучение на историко-филологическом факультете. Со временем он перевелся в Московский университет, чтобы дополнить образование на юридическом факультете, но в этот момент началась первая мировая.

Творчество:

В 1912 Паустовский написал свой первый рассказ "На воде", который был напечатан в киевском литературном журнале "Огни". Когда началась война Паустовский мог не уходить в армию, так как на фронт были призваны два старших брата. Он работал в тылу. Во время войны он был вожатым на трамвае, а потом и на санитарном поезде. В качестве санитара он побывал в Белоруссии и Польше в 1915 году.

Он долгое время проработал на заводах в Таганроге, Юзовке, Екатеринославле. В первые годы своего труда он пишет первую большую повесть, которая была опубликована лишь в 1930 году. Повесть "Романтики".

После Октябрьской революции в 1917 году он начал карьеру военного репортера. Именно в этот период началась гражданская война и Паустовский попадает в состав петлюровской армии, а затем присоединяется к красной армии. После окончания войны он использует время для путешествий по южной части России. Долгое время он прожил в Одессе, работая в небольшой местной газете "Моряк".

Именно в этот период его жизни судьба сводит его с И. Бабелем, известным писателем. Чуть позже Паустовский переезжает на Кавказ. Длительное южное путешествие окончилось в Москве лишь в 1923 году, где он тут же устроился редактором в "РОСТА" и начал публиковать собственные работы.

В 1928 году свет увидел его сборник рассказов "Встречные корабли", в 30-х он начал активно работать и печататься в газете "Правда", журналах. Он все так же путешествует по стране, стараясь отражать увиденное в своих рассказах. В 1931 году он написал "Кара-Бугаз", повесть, ставшую поворотным моментом в его жизни. С этого момент публика с интересом принимает самые разные его произведения, успешны "Судьба Шарля Лонсевиля", "Черное море", "Колхида", "Северная повесть" и др. Он пишет большое количество рассказов о мещерском крае.

С началом Великой Отечественной Войны он вновь начинает работу военного корреспондента, пишет немало рассказов. После окончания войны Паустовский путешествует между Москвой и Тарусом, живет то там, то тут. После войны он получил орден Трудового Красного Знамени, а также почетный орден Ленина. В 50-х он стал популярен по всему миру и стал много путешествовать по Чехословакии, Болгарии, Греции, Турции, Швеции и другим европейским странам. В 1965 году он осел на Капри.

Личная жизнь:

Он познакомился со своей будущей женой Екатериной Степановной Городцовой в Крыму. Венчание случилось в 1916. Она родила ему сына Вадима, но в 1936 году они решили развестись. Вторая жена Валерия Владимировна Валишевская-Навашина была сестрой популярного на тот момент художника из Польши. В конце 30-х они поженились и прожили довольно долго. Третьей женой Паустовского стала актриса Т. А. Евтеева Арбузова, у них родился сын Алексей.

Паустовский умер 14 июля 1968 года в столице Советсткого Союза, а похоронен согласно завещанию на кладбище Тарусы. Паустовский был известным мастером русской словесности и умел "рисовать" пейзажи словами. Он привил любовь к природе своей страны и края многим детям, научив их видеть прекрасное во все, что их окружает. Он был награжден орденами, а также получил Георгиевский крест IV степени. Оказал огромное влияние на развитие советской прозы.

Важные вехи в биографии Константина Паустовского:

Родился в 1892
- Переехал на Украину в 1898
- Выпустил "На воде" в 1912
- Работал в тылу с 1914 по 1917
- Женился на Городцовой в 1916
- Стал военным репортером в 1917
- Занял пост редактора "РОСТА" в 1923
- Публикация повести "Кара-Бугаз" в 1931
- Развод с Городцовой, публикация "Черного моря" в 1936
- Награждение орденом Трудового Красного Знамени, выпуск повести "Тарас Шевченко" в 1939
- Работа в качестве военного корреспондента на Южном фронте во время В.О.В.
- Публикация повести "Золотая роза".
- Смерть в 1968

Занимательные факты из биографии Константина Паустовского:

На его творчество оказало огромное влияние наследие Александра Грина
- Оба его брата погибли в один день, но на разных фронтах
- Экранизация повести "Кара-Бугаз" не была допущена в прокат по политическим причинам
- Он был третьим мужем Валишевской
- Алексей, сын от третьего брака, умер в 25 лет из-за передозировки наркотиками
- Марлен Дитрих публично целовала руку писателя и со слезами на глазах благодарила за рассказ "Телеграмма"
- В 1965 году был номинирован на получение Нобелевской премии по литературе, но получил ее Шолохов.

По литературному ведомству Паустовский проходит как-то стороной, незаметно. А меж тем его слава была когда-то мировой. Его обожала Марлен Дитрих и выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. А рассказ «Телеграмма» и поныне - в кругу школьного чтения. Так что короткая у нас память, господа современники…

Биография Константина Паустовского

Писатель родился 19(31)мая 1892 года в Москве. Паустовский признавался, что с юности его жизнь была подчинена достижению единственной цели - стать писателем. Шла . Паустовский служит санитаром фронтового поезда. Затем - революция. Начинающий писатель работает репортером в газетах. Он недосыпает и недоедает, посещает митинги. Однако по молодости Паустовскому нравится такая жизнь.

После Киева и Одессы, скитаний по городам Закавказья была Москва. Большая Дмитровка, угол Столешникова переулка - таков адрес Паустовского. Семья, конечно, вынуждена была ютиться в коммуналке. Паустовский стал редактором РОСТа. Он писал много, мчась после работы домой. Писал все свободное время, даже ночами. В начале 30-х гг. Паустовский совершил путешествие в Среднюю Азию.

Почему его привлек именно этот уголок страны? Кара-Бугаз - малоизвестный залив на восточном берегу Каспия, где горькая соль, скалы и пески. Должно быть, это уже из области психологии творчества, куда нам, читателям, бывает невозможно проникнуть. Зловещие, будто специально предназначенные для романтика, места. Из Каспия течет река - не в море, а именно из него. И название у нее соответствующее - Черная пасть. Постепенно в миросознании Паустовского происходит решительный перелом: его уже не манят далекие дали, ибо он открывает для себя срединную Россию. Она-то и становится для зрелого мастера священной землей.

20 лет жизни Паустовского прошли в Солодче. Последние годы жизни Паустовский жил там же - во глубине России, в небольшом городе Таруса, на холмах у Оки. Рядом журчала река. Сюда, в эту тишину, где все было так знакомо, понятно, дорого, писатель неизменно возвращался из частых поездок. Зоркий глаз художника открыл для читателей Мещору - заповедный край между Рязанью и . Паустовский утверждал новый идеал красоты - в обыкновенном, примелькавшемся, самом обыденном. Паустовский отстоял право литературы живописать природу. Его книги многих сделали зрячими к земной красоте.

В годы Паустовский вновь вспомнил о ремесле военного корреспондента. Служил он на Южном фронте и не был добреньким. От девиза юности «Все принять и все понять» он пришел к другому «Все понять, но не все простить». Все, что было ему дорого, он отстаивал с бескомпромиссностью борца. При всех обстоятельствах Паустовский оставался самим собой. Многих он поражал душевной стойкостью. Во времена безудержного восхваления Сталина Константин Георгиевич словно воды в рот набрал. Членом КПСС так и не стал. Никогда не подписывал никаких писем протеста.

Напротив, всегда стоял горой за гонимых и преследуемых - как мог, заступался за попавшего в опалу Солженицына, отстоял Театр на Таганке, будучи уже на краю могилы. Всё, созданное Паустовским, есть попытка ответить на вопрос вопросов - какие ценности нетленны, что нельзя утратить? Он был понятен в своих заботах, пристрастиях, земных радостях. Умер Константин Георгиевич 14.07.1968г в Москве.

Творчество Константина Паустовского

Паустовского тянуло тогда писать в романтическом духе, о необыкновенной любви и экзотических морях. Однако внятный внутренний голос все настойчивее говорил ему, что пора просыпаться от пестрых юношеских снов. Последователи первые читательские отзывы - над его книгами задумывались, переживали, плакали и смеялись. В годы первых советских пятилеток талант Паустовского окреп настолько, что сам его обладатель понял: пора заговорить в полный голос. Он не стал писать повесть о строительстве в прямом смысле слова, стремясь оперативно откликнуться на злобу дня. Его «Кара-Бугаз» - скорее, книга о воплощении мечты. Со страниц книги веяло чем-то новым, необычным. Чувствовались глаз художника, вдохновение поэта и пытливость ученого.

Лиризм соседствовал с научностью. Удивительный для тех времен сплав! Паустовский был убежден: счастье дается только знающим. И сам поражал современников универсальностью своих знаний. Друзья недаром в шутку, нос уважением называли его «доктором Паустом». У него было двуединое видение мира - на стыке документа и вымысла. Тем самым Паустовский расширил традиционные границы поэзии и нанес на карту литературы новые материки. «Кара-Бугаз» стал одной из первых книг советской научно-художественной прозы. Успех книги был ошеломляющим. Сам автор некоторое время и не знал о нем.

В уединении зрели новые замыслы. Появляются книги о столкновении мечты и действительности, о пафосе преобразования жизни, - «Колхида», «Черное море». Паустовский не раз говорил, что море сделало его писателем. Он даже готовился стать моряком. Моряком не стал, но всю жизнь носил флотскую тельняшку. Для младшего сына Паустовский даже нарисовал акварелью пейзаж-воспоминание о Коктебеле. В Литературном институте, что находится неподалеку от памятника в Москве, Паустовский более десяти лет вел творческий семинар. Молодым прозаикам он не уставал повторять: по существу, мы живем не для себя. Писатель - это служение народу. Он принадлежит истории.

Литинститутские семинары давали много материала, пищи для ума. Их никто не стенографировал, а память - слишком ненадежная субстанция. Так у Паустовского появилась потребность закрепить на бумаге свои мысли о труде художника слова. Много лет, в Дубултах на Балтике, а затем в Тарусе на Оке он работал над повестью о том, как пишутся книги. Она получила название «Золотая роза». Паустовский оставил богатое литературное наследие. Многочисленные сборники рассказов, книги о великих живописцах и поэтах, пьесы о Пушкине и , несколько томов автобиографического повествования. Паустовский удостоился похвалы самого Бунина в 1947 году. Его выделил Ромен Роллан. Спустя годы со стапелей будет спущен на воду теплоход, названный именем писателя.

  • Двое братьев Паустовского погибли в один и тот же день Первой мировой войны, но на разных ее фронтах.
  • Альманах «Тарусские страницы» стал первым, где впервые в советские годы, удалось напечатать произведения Марины Цветаевой.

С творчеством Паустовского мы сталкиваемся, еще обучаясь в школе. Хочется и сейчас окунуться хоть немного в биографию этого удивительного и талантливого человека. Частями она описана им в автобиографической трилогии «Повесть жизни». Вообще все произведения Паустовского основаны на его личном жизненном наблюдении и опыте, и поэтому, читая их, знакомишься со множеством интереснейших фактов. Судьба у него была нелегкая, как и у каждого гражданина той сложной и противоречивой эпохи. Больше всего почитают как автора многочисленных детских рассказов и художественной прозы.

Биография

Биография Паустовского началась 31 мая 1892 года, когда будущий писатель появился на свет. Родился он в Москве, в семье статиста железной дороги Георгия Максимовича Паустовского. Маму звали Марией Григорьевной Паустовской. По отцу его родословная ведет к старинному роду казацкого гетмана П. К. Сагайдачного. Его дед был казацким чумаком, который и привил внуку любовь к своему национальному фольклору и природе. Дед воевал в русско-турецкую, был в плену, откуда вернулся с женой, турчанкой Фатимой, которая покрестилась в России под именем Гонораты. Поэтому в жилах писателя течет и украинско-казацкая, и турецкая кровь.

Жизнь и творчество

Практически все свое детство он провел на Украине, а в 1898 году переехала туда и вся его семья. Паустовский всегда благодарил судьбу за то, что вырос на Украине, она-то и стала ему той светлой лирой, с которой писатель никогда не расставался.

В семье Паустовских было четверо детей. Когда отец бросил семью, Константин был вынужден оставить учебу в школе, потому что ему нужно было помогать матери.

Дальнейшая биография Паустовского показывает, что образование он все-таки получил, проучившись в классической гимназии Киева. После в этом же городе он поступил в университет на историко-филологический факультет. Через некоторое время он перевелся в Московский университет и учился там на юридическом факультете, чтобы тем самым дополнить свое образование. Но тут началась Первая мировая.

Паустовский: рассказы

Свое творчество писатель начинает с рассказа «На воде», позже его напечатают в киевском журнале «Огни». Во время войны Паустовский имел право не принимать участия в ней, так как два старших брата уже воевали. Поэтому он остался работать в тылу и стал вожатым на трамвае, потом санитаром в военном поезде, на котором проездил в 1915 году по Белоруссии и Польше.

После революции 1917 года он начинает карьеру В этот же период начинается уже гражданская война, и писатель оказывается сначала в рядах петлюровцев, но затем переходит на сторону Красной Армии.

После войны Константин Паустовский путешествует по югу России. Некоторое время живет в Одессе, работая в газете «Моряк». Там он знакомится с такими известными писателями, как И. Бабель, С. Славин, И. Ильф. Работает на заводах в Таганроге, Екатеринославле, Юзовске. И в это же время он пишет свою первую объемную повесть «Романтики», которая, правда, выйдет в печать только в 1930 году.

А потом он переезжает на Кавказ и живет в Сухуми, Батуми, Баку, Тбилиси и Ереване. В 1923 году он уже в Москве, где устраивается редактором «РОСТА». Здесь начинают широко печататься произведения Паустовского.

В 1928 году вышел сборник его произведений «Встречные корабли». В 30-х Паустовский активно печатается в газете «Правда» и в других журналах.

Паустовский: повести

Но свои путешествия он продолжит и поедет по стране, чтобы отразить ее жизнь в своих произведениях, которые принесут ему известность как писателю.

В 1931 году выходит знаменитая повесть «Кара-Бугаз», которую написал Паустовский. Рассказы один за другим начинают выходить из-под его пера. Это и «Судьба Шарля Лонсевиля», и «Колхида», и «Черное море», и «Северная повесть», и т. д. Он также напишет много других произведений о Мещерском крае и повести «Созвездие гончих псов», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко», «Исаак Левитан» и др.

В годы Второй мировой он работает военкором. После ее окончания разъезжает между Москвой и Тарусом (Калужская область). Его награждают орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. В 50-х годах он отправляется в тур по Европе.

Паустовский скончался в Москве в 1968 году, 14 июля. Однако он был похоронен на кладбище в Тарусе.

Личная жизнь писателя

Со своей первой женой Константин Паустовский познакомился в Крыму, и ее звали Екатерина Степановна Городцова. Они повенчались в 1916 году. У них родился сын Вадим, но через двадцать лет пара распалась.

Его вторая жена, Валишевская-Навашина Валерия Владимировна, была сестрой известного польского художника. Они сыграли свадьбу в конце 30-х годов, но через довольно долгое время опять был развод.

Биография Паустовского свидетельствует, что у него была и третья жена - очень молодая и красивая актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая подарила ему сына Алексея.

Высказывания писателя

Любое высказывание о языке писателя Паустовского говорит о том, что он был великим мастером русского слова, с помощью которого мог «зарисовывать» великолепные пейзажи. Таким образом, он прививал детям и учил их видеть то прекрасное, что их окружает. Константин Паустовский также сильно повлиял на развитие советской прозы.

За рассказ «Телеграмма» сама кинозвезда публично встала перед ним на колени и поцеловала ему руку. Его даже номинировали на Нобелевскую премию, которую в итоге получил Шолохов.

Очень любопытны где он, например, говорил, что по отношению человека к родному языку можно точно судить не только о его культурном уровне, но и четко представить его гражданскую позицию. Невозможно не согласиться с его изречением, в котором он говорил, что нет ничего такого в нашей жизни, что невозможно было бы передать русским словом. И тут он прав: в действительности русский - богатейший язык мира.

Память потомков

Биография Паустовского такова, что по отношению к власти он имел достаточно принципиальную позицию, но ему не пришлось отсиживать сроки в лагерях и тюрьмах, наоборот, власть вручала ему государственные награды.

В честь памяти писателя его именем была названа библиотека №2 в Одессе, и в этом же городе в 2010 году ему был открыт первый памятник. В 2012 году, 24 августа, открыт еще один памятник в Тарусе, на берегу реки Оки, где он изображен вместе со своей любимой собакой по кличке Грозный. Именем писателя названы улицы таких городов, как Москва, Одесса, Киев, Тарус, Таганрог, Ростов-на-Дону, Днепропетровск.

В 1958 году вышел его шеститомник полного собрания сочинений тиражом в 225 тысяч экземпляров.

Константин Георгиевич Паустовский. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве - умер 14 июля 1968 года в Москве. Русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшей украинско-польско-турецкие корни и проживавшей в Гранатном переулке Москвы. Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье.

Родословная писателя по линии отца связана с именем гетмана П. К. Сагайдачного. Дед писателя был казаком, имел опыт чумака, перевозившего с товарищами товары из Крыма в глубь украинской территории, и познакомил юного Костю с украинским фольклором, чумацкими, казацкими песнями и историями, из которых наиболее запомнилась тронувшая его романтическая и трагическая история бывшего сельского кузнеца, а затем слепого лирника Остапа, потерявшего зрение от удара жестокого дворянина, соперника, вставшего на пути его любви к прекрасной благородной даме, которая затем умерла, не вынеся разлуки с Остапом и его мучений.

До того, как стать чумаком, дед писателя по отцу служил в армии при Николае I, попал в во время одной из русско-турецких войн в турецкий плен и привез оттуда суровую жену-турчанку Фатьму, принявшую в России крещение с именем Гонораты, так что у отца писателя украино-казацкая кровь смешана с турецкой. Отец изображается в повести «Далекие годы» не очень практичным человеком свободолюбивого революционно-романтического склада и атеистом, что раздражало его тещу, другую бабушку будущего писателя.

Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкассах, была полькой, ревностной католичкой, бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца на поклонение католическим святыням в тогда российской части Польши, и впечатления от их посещения и встреченных там людей также глубоко запали в душу писателя.

Бабушка всегда носила траур после разгрома польского восстания 1863 г., так как сочувствовала идее свободы Польши. После поражения поляков от правительственных войск Российской империи активные сторонники польского освобождения испытывали неприязнь к угнетателям, и на католическом богомолье мальчик, предупреждённый бабушкой об этом, боялся говорить по-русски, тогда как польским владел лишь в минимальной степени. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников, и он один не выполнил требуемых обрядов, что бабушка объяснила дурным влиянием его отца, безбожника.

Польская бабушка изображается строгой, но доброй и внимательной. Её муж, второй дед писателя, был человеком неразговорчивым, жившим в своей комнате в мезонине уединенно и общение с ним было у внуков не отмечено автором повести в качестве значительно повлиявшего на него фактора в отличие от общения с двумя другими членами той семьи - юной, красивой, веселой, порывистой и музыкально одаренной тетей Надей, рано умершей, и её старшим братом искателем приключений дядей Юзей - Иосифом Григорьевичем. Этот дядя получил военное образование и, имея характер неутомимого путешественника, не отчаивавшегося неудачливого предпринимателя, непоседы и авантюриста, надолго пропадал из родительского дома и неожиданно возвращался в него из самых дальних уголков Российской империи и остального мира, например, со строительства Китайско-Восточной железной дороги или поучаствовав в Южной Африке в англо-бурской войне на стороне малочисленных буров, стойко противостоявших завоевателям-англичанам, как полагала тогда либерально настроенная российская общественность, сочувствовавшая этим потомкам голландских переселенцев.

В свой последний приезд в Киев, пришедшийся на время произошедшего там вооружённого восстания в ходе Первой русской революции 1905-07гг., он неожиданно ввязался в события, наладив неудачную до того стрельбу восставших артиллеристов по правительственным зданиям и после поражения восстания вынужден был эмигрировать до конца жизни в страны Дальнего Востока. Все эти люди и события оказали влияние на личность и творчество писателя.

В родительской семье писателя было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина. В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию .

После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.

Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс.

Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах.

Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, где проучился два года .

В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе.

С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.

Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией от Люблина в Польше до Несвижа в Белоруссии.

После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море.

После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917-1919 гг., связанных с Октябрьской революцией.

Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве в декабре 1918 года он был призван в гетманскую армию, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию - в караульный полк, набранный из бывших махновцев.

Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк был расформирован.

Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк» . В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом, И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания), Багрицким, Л. Славиным.

Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии.

В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках.

В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки : «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона голубого огня» (№ 12).

С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах.

В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз». Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой - после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем.

В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Петрозаводского завода (тема была подсказана ). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».

По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» № 4 за 1932 год. В 1937 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.

Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей» от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени («За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы»).

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В письме Рувиму Фраерману от 9 октября 1941 года он писал: «Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня...».

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАССа. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов.

Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы».

Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времен оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961).

Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году.

В 1965 году некоторое время жил на о. Капри. В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы , которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову.

К. Г. Паустовский был в числе любимых писателей .

В 1966 году Константин Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина. Литературным секретарём у него в этот период (1965-1968 годы) был журналист Валерий Дружбинский.

Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов. Умер 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию похоронен на местном кладбище Тарусы, звание «Почётного гражданина» которой ему было присвоено 30 мая 1967 года.

Личная жизнь и семья Паустовского:

Отец, Георгий Максимович Паустовский, был железнодорожным статистиком, происходил из запорожских казаков. Умер и похоронен в 1912 году в с. Городище около Белой Церкви.

Мать, Мария Григорьевна, урождённая Высочанская (1858 - 20 июня 1934 г.) - похоронена на Байковом кладбище в Киеве.

Сестра, Паустовская Галина Георгиевна (1886 - 8 января 1936 г.) - похоронена на Байковом кладбище в Киеве (рядом с матерью).

Братья К. Г. Паустовского были убиты в один день 1915 года на фронтах Первой мировой войны: Борис Георгиевич Паустовский (1888-1915) - поручик сапёрного батальона, убит на Галицийском фронте; Вадим Георгиевич Паустовский (1890-1915) - прапорщик Навагинского пехотного полка, убит в бою на Рижском направлении.

Дедушка (со стороны отца), Максим Григорьевич Паустовский - бывший солдат, участник русско-турецкой войны, однодворец; бабушка, Гонората Викентьевна - турчанка (Фатьма), крещёная в православие. Дед Паустовского привез её из Казанлыка, где был в плену.

Дедушка (со стороны матери), Григорий Моисеевич Высочанский (ум. 1901 г.), нотариус в Черкассах; бабушка Викентия (Wincentia) Ивановна (ум. 1914 г.) - польская шляхтянка.

Первая жена - Екатерина Степановна Загорская (2. 10. 1889-1969). По материнской линии Екатерина Загорская родственница знаменитого археолога Василия Алексеевича Городцова, открывателя уникальных древностей Старой Рязани.

Со своей будущей женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на фронт (Первая мировая война), где Екатерина Загорская была медсестрой.

Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года, в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области). Именно в этой церкви служил священником её отец. В августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим (02. 08. 1925 - 10. 04. 2000). До конца жизни Вадим Паустовский собирал письма родителей, документы, многое передал в Музей-Центр Паустовского в Москве.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского). Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода.

Вторая жена - Валерия Владимировна Валишевская-Навашина.

Валерия Валишевская (Waleria Waliszewska) - сестра известного в 20-е годы польского художника Зигмунта (Сигизмунда) Валишевского (Zygmunt Waliszewski). Валерия становится вдохновительницей многих произведений - например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).

Третья жена - Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова (1903-1978).

Татьяна была актрисой театра им. Мейерхольда. Они встретились, когда Татьяна Евтеева была женой модного драматурга Алексея Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса «Таня»). Вышла замуж за К. Г. Паустовского в 1950.

Алексей Константинович (1950-1976), сын от третьей жены Татьяны, родился в селе Солотча Рязанской области. Умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков. Драматичность ситуации в том, что он не один покончил с собой или отравился - вместе с ним была девушка. Но её доктора реанимировали, а его не спасли.