Золотая роза изложение. "Золотая роза" (Паустовский): описание и анализ книги из энциклопедии

совсем краткое содержание повести К. Паустовского Золотая роза. Паустовского Золотая роза

  1. Золотая роза

    1955
    Краткое содержание повести
    Читается за 15 минут
    оригинал 6 ч
    Драгоценная пыль

    Надпись на валуне

    Цветы из стружек

    Первый рассказ

    Молния

  2. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00202291295129831965/woid/00016101184773070195/
  3. Золотая роза

    1955
    Краткое содержание повести
    Читается за 15 минут
    оригинал 6 ч
    Драгоценная пыль
    Мусорщик Жан Шамет убирает ремесленные мастерские в парижском предместье.

    Служа солдатом во время мексиканской войны, Шамет заболел лихорадкой, и его отправили на родину. Полковой командир поручил Шамету отвезти во Францию свою восьмилетнюю дочь Сюзанну. Всю дорогу Шамет заботился о девочке, а Сюзанна охотно слушала его истории о золотой розе, приносящей счастье.

    Однажды Шамет встречает молодую женщину, в которой узнат Сюзанну. Плача, она говорит Шамету, что ей изменил возлюбленный, и у не нет теперь дома. Сюзанна селится у Шамета. Через пять дней она мирится с возлюбленным и уезжает.

    Расставшись с Сюзанной, Шамет перестат выбрасывать из ювелирных мастерских сор, в котором всегда остатся немного золотой пыли. Он строит маленькую веялку и перевеивает ювелирную пыль. Добытое за много дней золото Шамет отдат ювелиру для изготовления золотой розы.

    Роза готова, но Шамет узнат, что Сюзанна уехала в Америку, и след е затерялся. Он бросает работу и заболевает. Никто не ухаживает за ним. Навещает его только ювелир, сделавший розу.

    Вскоре Шамет умирает. Ювелир продат розу пожилому писателю и рассказывает ему историю Шамета. Роза представляется писателю прообразом творческой деятельности, в которой, как из этих драгоценных пылинок, рождается живой поток литературы.

    Надпись на валуне
    Паустовский живт в маленьком домике на Рижском взморье. Неподалку лежит большой гранитный валун с надписью В память всех, кто погиб и погибнет в море. Паустовский считает эту надпись хорошим эпиграфом к книге о писательском труде.

    Писательство призвание. Писатель стремится передать людям мысли и чувства, волнующие его самого. По велению зова своего времени и народа писатель может стать героем, вынести тяжлые испытания.

    Пример этому судьба голландского писателя Эдуарда Деккера, известного под псевдонимом Мультатули (лат. Многострадальный). Служа правительственным чиновником на острове Ява, он защищал яванцев и встал на их сторону, когда они восстали. Мультатули умер, так и не дождавшись справедливости.

    Столь же самоотверженно был предан своему делу и художник Винсент Ван-Гог. Он не был борцом, но внс в сокровищницу будущего свои картины, воспевающие землю.

    Цветы из стружек
    Величайший дар, остающиеся нам от детства поэтическое восприятие жизни. Человек, сохранивший этот дар, становится поэтом или писателем.

    Во время своей бедной и горькой молодости Паустовский пишет стихи, но вскоре понимает, что его стихи это мишура, цветы из раскрашенных стружек, и вместо них пишет свой первый рассказ.

    Первый рассказ
    Эту историю Паустовский узнат от жительницы Чернобыля.

    Еврей Йоська влюбляется в красавицу Христу. Девушка тоже любит его маленького, рыжего, с писклявым голосом. Христя переезжает в дом Йоськи и живт с ним как жена.

    Местечко начинает волноваться еврей живт с православной. Йоська решает выкреститься, но отец Михаил отказывает ему. Йоська уходит, обругав священника.

    Узнав о решении Йоськи, раввин проклинает его семью. За оскорбление священника Йоська попадает в тюрьму. Христя умирает от горя. Исправник выпускает Йоську, но тот теряет рассудок и становится нищим.

    Вернувшись в Киев, Паустовский пишет об этом свой первый рассказ, весной перечитывает его и понимает в нм не чувствуется преклонения автора перед любовью Христы.

    Паустовский считает, что запас его житейских наблюдений очень беден. Он бросает писать и десять лет скитается по России, меняет профессии и общается с самыми разными людьми.

    Молния
    Замысел это молния. Он возникает в воображении, насыщенном мыслями, чувствами, памятью. Для появления замысла нужен толчок, которым может быть вс, происходящее вокруг нас.

    Воплощение замысла это ливень. Замысел разв

Эта книга состоит из нескольких рассказов. В первом рассказе главный герой Жан Шамете находится на службе в армии. По удачному стечению обстоятельств ему так и не удаётся узнать настоящей службы. И вот он возвращается домой, но вместе с этим получает задание сопроводить дочь своего командира. В пути маленькая девочка совершенно не обращает на Жана внимания и не разговаривает с ним. И именно в этот момент он решает рассказать ей всю историю своей жизни, чтобы хоть немного развеселить.

И вот Жан рассказывает девочке легенду о золотой розе. По этой легенде, обладатель роз сразуже становился обладателем огромного счастья. Розу эту отливали из золота, но чтобы она начала действовать, её нужно было подарить своей любимой. Те кто пытался продать такой подарок сразу же становились несчастны. Жан такую розу видел лишь однажды, в доме старой и бедной рыбачки. Но всё-таки она дождалась своего счастья и приезда сына, а после этого жизнь её стала налаживаться и заиграла новыми яркими красками.

После долгих лет одиночества Жан встречает свою давнюю возлюбленную Сюзанну. И решает отлить для неё точно такую же розу. Но Сюзанна уехала в Америку. Наш главный герой умирает, но всё-таки узнаёт, что такое счастье.

Это произведение учит нас ценить жизнь, радоваться каждому её моменту и конечно верить в чудо.

Картинка или рисунок Золотая роза

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Катаев На даче

    В основе рассказа положен сюжет, взятый из военного времени 1941 года. Русская семья с двумя маленькими детьми, трехлетней Женей и пятилетним Павликом, из-за внезапного нападения вражеский воздушных сил пережила настоящий ужас.

  • Краткое содержание Поющие в терновнике Маккалоу

    С момента публикации красивый роман-эпопея Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» был тепло воспринят как критиками, так и читателями и несколько лет лидировал в списках бестселлеров.

  • Краткое содержание Гоголь Старосветские помещики

    Очень красивы и аппетитны описания, с которых и начинается повесть. Пища – практически единственное, что заботит стариков. Вся жизнь подчинена ей: утром покушали то или то

  • Краткое содержание Тэффи Свои и чужие

    Рассказ начинается с утверждения, что всех людей мы делим на «чужих и своих». Каким образом? Просто про «своих» мы знаем, сколько им лет и сколько у них денег. Эти важнейшие для людей вещи и понятия всегда стараются скрыть

  • Краткое содержание Чехов Аптекарша

    В небольшом городке, сидя у окна тоскует аптекарша. Все еще спят, спит и старый аптекарь. Его супруге не спится, она скучает у окна. Вдруг девушка услышала шум и беседу на улице.

Языку и профессии писателя - об этом пишет К.Г. Паустовский. "Золотая роза" (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и её пользе как для обычного читателя, так и для начинающего писателя.

Писательство как призвание

"Золотая роза" - особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться "учебником для начинающих писателей" только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него - не ремесло, а призвание (от слова "зов"). Для Паустовского писатель - голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Константин Паустовский. "Золотая роза": краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе ("Драгоценная пыль"). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой - Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку...

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. "Золотая роза", краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель - самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава "Надпись на валуне".

Рождение замысла и его развитие

"Молния" - это глава 5 из книги "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание которой в том, что рождение замысла подобно молнии. Электрический заряд очень долго нарастает, чтобы позже ударить со всей силой. Всё, что писатель видит, слышит, читает, думает, переживает, накапливается, чтобы в один день стать замыслом рассказа или книги.

В следующих пяти главах автор рассказывает о непослушных персонажах, а также о зарождении замысла повестей "Планета Марц" и "Кара-Бугаз". Для того чтобы писать, нужно иметь о чем писать - главная идея этих глав. Личный опыт для писателя очень важен. Не тот, что создан искусственно, а тот, который человек получает, живя активной жизнью, работая и общаясь с разными людьми.

"Золотая роза" (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова "глухомань" и "свей" были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей - это те "волны", которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно. Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе "Случаи в магазине Альшванга".

О пользе воображения (главы 20-21)

Хотя писатель ищет вдохновение в мире реальном, воображение играет в творчестве большую роль, твердит "Золотая роза", краткое содержание коей было бы неполным без этого, переполнена упоминаниями о писателях, чьи мнения насчёт воображения сильно расходятся. Например, упоминается словесная дуэль с Ги де Мопассаном. Золя твердил, что воображение писателю не нужно, на что Мопассан ответил вопросом: "Как же Вы тогда пишете свои романы, имея одну газетную вырезку и неделями не выходя из дома?".

Много глав, в том числе "Ночной дилижанс" (глава 21), написаны в форме рассказа. Это история о сказочнике Андерсене и том, что важно сохранять баланс между реальной жизнью и воображением. Паустовский старается донести до начинающего писателя очень важную вещь: ни в коем случае нельзя отказываться от реальной, полноценной жизни ради воображения и жизни выдуманной.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой - главная мысль последних глав книги "Золотая роза" (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства - живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза - это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже стала перед ним на колени (фото выше).

Итоги

В этой статье мы разобрали главные моменты книги, но это не полное содержание. "Золотая роза" (Паустовский) - книга, которую стоит прочесть каждому, кто любит творчество этого писателя и хочет узнать о нем больше. Она будет полезна также начинающим (и не очень) писателям, чтобы обрести вдохновение и понять, что писатель - не узник своего таланта. Более того, писатель обязан жить активной жизнью.

«Золотая роза» — книга очерков и рассказов К. Г. Паустовского. Впервые опубликована в журнале «Октябрь» (1955, №10). Отдельным изданием вышла в 1955 г.

Идея книги родилась в 30-е годы, но в полной мере оформилась лишь тогда, когда Паустовский стал закреплять на бумаге опыт своей работы в семинаре прозы в Литературном институте им. Горького. Паустовский первоначально собирался назвать книгу «Железной розой», однако позже отказался от намерения, — история лирника Остапа, сковавшего железную розу, вошла в качестве эпизода в «Повесть о жизни», и писатель не захотел вторично эксплуатировать сюжет. Паустовский собирался, но не успел написать вторую книгу заметок о творчестве. В последнем прижизненном издании первой книги (Собрание сочинений. Т.З. М., 1967—1969) были расширены две главы, появилось несколько новых глав, в основном, о писателях. Написанные к 100-летию Чехова «Заметки на папиросной коробке», стали главой «Чехов». Очерк «Встречи с Олешей» превратился в главу «Маленькая роза в петлице». В состав этого же издания включены очерки «Александр Блок» и «Иван Бунин».

«Золотая роза», по словам самого Паустовского, «книга о том, как пишутся книги». Лейтмотив ее наиболее полно воплощен в рассказе, которым начинается «Золотая роза». История о «драгоценной пыли», которую собирал парижский мусорщик Жан Шамет, чтобы, собрав драгоценные крупинки, заказать у ювелира золотую розу, является метафорой творчества. В жанре книги Паустовского словно отражена ее главная тема: она состоит из коротких «крупинок»-рассказов о писательском долге («Надпись на валуне»), о связи творчества с жизненным опытом («Цветы из стружек»), о замысле и вдохновении («Молния»), о соотношении плана и логики материала («Бунт героев»), о русском языке («Алмазный язык») и знаках препинания («Случай в магазине Альшванга»), об условиях работы художника («Как будто пустяки») и художественной детали («Старик в станционном буфете»), о воображении («Животворящее начало») и о приоритете жизни перед творческим воображением («Ночной дилижанс»).

Условно книгу можно разделить на две части. Если в первой автор вводит читателя в «тайное тайных» — в свою творческую лабораторию, то другую ее половину составили этюды о писателях: Чехове, Бунине, Блоке, Мопассане, Гюго, Олеше, Пришвине, Грине. Рассказам свойствен тонкий лиризм; как правило, это повествование о пережитом, об опыте общения — очном или заочном — с тем или иным из мастеров художественного слова.

Жанровый состав «Золотой розы» Паустовского во многом уникален: в едином композиционно законченном цикле объединились разные по своим характеристикам фрагменты — исповедь, мемуары, творческий портрет, очерк творчества, поэтическая миниатюра о природе, языковедческое исследование, история замысла и его воплощения в книге, автобиография, бытовая зарисовка. Несмотря на жанровую разнородность, материал «сцементирован» сквозным образом автора, который диктует повествованию свой ритм и тональность, ведет рассуждение в соответствии с логикой единой темы.

«Золотая роза» Паустовского вызвала множество откликов в печати. Критики отмечали высокое мастерство писателя, оригинальность самой попытки трактовать проблемы искусства средствами самого искусства. Но она же и вызвала много нареканий, отражавших дух переходного времени, предшествовашего «оттепели» конца 50-х гг.: писателя упрекали в «ограниченности авторской позиции», «излишестве красивых деталей», «недостаточном внимании к идейной основе искусства».

В книге рассказов Паустовского, созданной в заключительный период его творчества, вновь появился отмечавшийся еще в ранних произведениях интерес художника к сфере творческой деятельности, к духовной сути искусства.

1. Книга «Золотая роза» — книга о писательском труде.
2. Вера Сюзанны в мечту о прекрасной розе.
3. Вторая встреча с девочкой.
4. Порыв Шамета к прекрасному.

Книга К. Г. Паустовского «Золотая роза» посвящена, по его собственному признанию, писательскому труду. То есть той кропотливой работе по отделению всего лишнего и ненужного от по-настоящему важных вещей, которая свойственна любому талантливому мастеру пера.

Главный герой рассказа «Драгоценная пыль» сопоставляется с писателем, которому так же приходится преодолеть немало препятствий и трудностей, прежде чем он сможет представить миру свою золотую розу, свое произведение, трогающее души и сердца людей. В не совсем привлекательном образе мусорщика Жана Шамета вдруг проявляется прекрасный человек, человек-труженик, готовый ради счастья дорогого ему существа перевернуть горы мусора для получения мельчайшей золотой пыли. Именно это наполняет жизнь главного героя смыслом, его не пугает ежедневный тяжелый труд, насмешки и пренебрежительность окружающих. Главное, чтобы доставить радость девушке, однажды поселившейся в его сердце.

Действие рассказа «Драгоценная пыль» происходило в предместьях Парижа. Жан Шамет, списанный по состоянию здоровья, возвращался из армии. По пути ему нужно было завезти дочку полкового командира, девочку восьми лет, к ее родственникам. В дороге Сюзанна, рано потерявшая мать, все время молчала. Шамет ни разу не видел улыбки на ее унылом лице. Тогда солдат решил, что его долг как-то развеселить девочку, сделать ее путешествие более увлекательным. Он сразу отмел игру в кости и грубые казарменные песенки — это не годилось для ребенка. Жан стал рассказывать ей свою жизнь.

На первых порах его рассказы были неказисты, однако Сюзанна с жадностью ловила новые и новые подробности и даже часто просила еще раз рассказать ей их. Вскоре и сам Шамет уже не мог с точностью определить, где заканчивается правда, и начинаются чужие воспоминания. Из уголков его памяти появлялись диковинные истории. Так он вспомнил удивительную историю о золотой розе, отлитую из почерневшего золота и подвешенной к распятью в доме старой рыбачки. Согласно преданию, эта роза дарилась возлюбленной и обязательно должна была принести счастье обладательнице. Продать или обменять этот подарок считалось великим грехом. Шамет сам видел подобную розу в доме бедствующей старой рыбачки, которая, несмотря на свое незавидное положение, ни за что не хотела расставаться с украшением. Старуха, по дошедшим до солдата слухам, все же дождалась своего счастья. Из города к ней приехал сын-художник, и старая лачуга рыбачки «наполнилась шумом и достатком». Рассказ попутчика произвел сильное впечатление на девочку. Сюзанна даже спросила солдата, подарит ли ей кто-нибудь такую розу. Жан ответил, что может быть и для девочки найдется такой чудак. Шамет и сам тогда еще не осознавал, насколько сильно привязался к ребенку. Однако после того, как он передал девочку высокой «женщине с поджатыми желтыми губами», он еще долго вспоминал Сюзанну и даже бережно хранил ее синюю измятую ленточку, нежно, как казалось солдату, пахнущую фиалками.

Жизнь распорядилась так, что после долгих мытарств Шамет стал парижским мусорщиком. Отныне его везде преследовал запах пыли и помоек. Однообразные дни сливались в один. Только редкие воспоминания о девочке приносили радость Жану. Он знал, что Сюзанна давно выросла, что ее отец погиб от ран. Мусорщик винил себя в том, что слишком сухо расстался с ребенком. Бывший солдат даже хотел несколько раз навестить девочку, однако всегда откладывал свою поездку, пока время не было упущено. Тем не менее ленточка девочки так же бережно хранилась в вещах Шамета.

Судьба преподнесла подарок Жану — он встретил Сюзанну и даже, возможно, предостерег ее от рокового шага, когда девушка, поссорившись с возлюбленным, стоя у парапета, смотрела в Сену. Мусорщик приютил выросшую обладательницу синей ленты. Целых пять дней Сюзанна провела у Шамета. Наверное, впервые в жизни мусорщик был по-настоящему счастлив. Даже солнце над Парижем поднималось для него не так, как раньше. И как к солнцу, всей душой тянулся Жан к прекрасной девушке. Его жизнь вдруг приобрела совершенно иной смысл.

Активно участвуя в жизни своей постоялицы, помогая ей примириться со своим возлюбленным, Шамет чувствовал в себе совершенно новые силы. Именно поэтому после упоминания Сюзанной золотой розы во время прощания, мусорщик твердо решил сделать девушке приятное или даже осчастливить ее, подарив ей это золотое украшение. Вновь оставшись один, Жан принялся задело. Отныне он не выбрасывал мусор из ювелирных мастерских, а тайком уносил его в лачугу, где из мусорной пыли отсеивал мельчайшие крупинки золотого песка. Он мечтал сделать из песка слиток и выковать маленькую золотую розу, которая, возможно, послужит для счастья многих простых людей. Много труда ушло у мусорщика, прежде чем он смог заполучить золотой слиток, однако Шамет не торопился выковать из него золотую розу. Он вдруг стал бояться встречи с Сюзанной: «...кому нужна нежность старого урода». Мусорщик прекрасно понимал, что давно уже стал пугалом для обычных горожан: «...единственным желанием людей, встречавшихся с ним, было поскорее уйти и забыть его тощее, серое лицо с обвисшей кожей и пронзительными глазами». Боязнь быть отвергнутым девушкой заставило Шамета чуть ли не впервые в жизни обратить внимание на свою внешность, на то, какое впечатление он производит на окружающих. Тем не менее мусорщик заказал у ювелира украшение для Сюзанны. Однако впереди его ждало жестокое разочарование: девушка уехала в Америку, и никто не знал ее адреса. Несмотря на то что в первый момент Шамет испытал облегчение, плохое известие перевернуло всю жизнь несчастного: «...ожидание ласковой и легкой встречи с Сюзанной превратилось непонятным образом в железный заржавленный осколок... этот колючий осколок застрял у Шамета в груди, около сердца». Больше мусорщику незачем было жить, поэтому он молил Бога поскорее прибрать его к себе. Разочарование и отчаяние настолько поглотило Жана, что он даже перестал работать, «несколько дней пролежал у себя в лачуге, повернувшись лицом к стене». Только ювелир, выковавший украшение, навещал его, не принося ему, однако, никаких лекарств. Когда старый мусорщик умер, его единственный посетитель вытащил из-под подушки золотую розу, завернутую в синюю ленту, пахнущую мышами. Смерть преобразила Шамета: «...оно (его лицо) стало суровым и спокойным», а «...горечь этого лица показалась ювелиру даже прекрасной». Впоследствии золотая роза оказалась у литератора, который, вдохновившись рассказом ювелира о старом мусорщике, не только купил у него розу, но и увековечил имя бывшего солдата 27-го колониального полка Жана-Эрнеста Шамета в своих произведениях.

В своих записках писатель говорил, что золотая роза Шамета «представляется прообразом нашей творческой деятельности». Сколько драгоценных пылинок приходится собрать мастеру, чтобы из них родился «живой поток литературы». И подвигает к этому творческих людей, в первую очередь, стремление к прекрасному, желание отразить и запечатлеть не только горестные, но и самые светлые, самые хорошие моменты окружающей жизни. Именно прекрасное способно преобразить человеческое бытие, примирить его с несправедливостью, наполнить совершенно иным смыслом и содержанием.