Матушка феодосия рязанская. Почила о Бозе схимонахиня Феодосия из г. Скопин Рязанской области

Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 23 июня – день празднования Собора Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Кратко о жизни самой матушки Феодосии

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить.

Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стала возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.

Приезжающие занимали место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовили свои вопросы. Иногда согласовывали детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Время посещения не превышало пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывало, что некоторые проблемы требовали более продолжительного времени. Так как матушка в последнее время плохо слышит, то вопрос дублировался её помощницей. Ответ получали из уст матушки Феодосии.

Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.

Всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что недалеко от нас на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен.


Комментарии

1. В память о Матушке - Мария Седова (Гость)
2015-04-27 в 01:29

Мы, родственники схимонахини Феодосии (Косоротихиной Натальи Никифоровны), по нашему общему соглашению в настоящее время ведем строительство сени над могилой приснопамятной старицы.​​​​​Однако нашлись люди, которые устроили смуту среди верующих г. Скопина и духовных чад матушки, пишут наполненные измышлениями письма и обращения во все инстанции.​​​​​​​​​​​​​Был сделан проект (кованая ажурная сень, остекленная изнутри витражным стеклом; мраморные надгробия; кресты и киот с мозаичной иконой; гранитный пол; кровля оцинкованным крашеным железом; главка и крест, покрытые нитридом титана – «под золото»).​​​​​​​​​​​​​Найдены в архивах данные о захоронениях рядом с матушкой ее родных.​​14 апреля этого года было начато строительство. Убраны кресты, плитка и временные надгробия с могил матушки и ее родственников, залита бетонная армированная плита площадью 3,5х4 метра и толщиной 20 см. с закладными. Работали с утра до позднего вечера в течение 3-х дней, а не ночью, как говорят некоторые. ​​К сожалению, распространяются бредовые слухи, что «матушку замуровали», «раскопали и залили гроб бетоном», «она не сможет выйти на Страшный Суд», и даже «матушку украли и залили все бетоном, а ее одежду режут на кусочки и продают», и прочую чушь.​​​​​​​​​​​​​Почему именно плиту? ​​​​​​​​​​Во-первых, если делать ленточный фундамнт, его пришлось бы копать на приличную глубину 1,5-2 м. (вес конструкции около 6-ти тонн), что недопустимо, поскольку кладбище старое и неминуемо были бы затронуты старые захоронения. По этой же причине пришлось отказаться от использования винтовых свай (не хотелось ввинчивать металлические сваи в рядом лежащих покойников).​​​​​Во-вторых, конструкция, благодаря общей платформе, получит цельность и прочность основания, и нагрузка от надгробий и пола будет равномерно распределена.​В-третьих, это будет серьезным препятствием для вандалов.​​​​С духовной точки зрения такой тип захоронения – «под спудом», широко известен в церковной практике. Множество православных святых захоронено таким образом: святитель Василий Рязанский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская, святитель Леонтий Ростовский, святые, захороненные в Московском кремле и Троице-Сергиевой Лавре, и многие другие. Таким же образом похоронен приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и многие иерархи и духовенство.​​​​​​​​Кроме того, матушка и сейчас лежит в склепе, накрытом бетонными плитами, и это не вызывает возмущения, где логика?​​​​​​​​Мы надеемся на понимание всех, чтущих память матушки, и просим не участвовать в распространеннии глупых и клеветнических слухов, не порочить ее святое имя и светлую память.

Божья дудка

Сквозь кордон мещерской недоступности 15 мая прорвалась эсемеска о том, что умерла старица, схимница матушка Феодосия - духовная сестра блаженной Матронушки Московской, блаженной Матроны Анемнясевской, блаженной Любови Рязанской, . Может быть, последняя на земле великая молитвенница и праведница, к которой приходила Богородица.

В есть о кончине матушки Феодосии будто обнажила душу, сняла одну из ее защитных заслонок, в которую постоянно стучатся страсти, соблазны мира сего. Печаль, но светлая, коснулась сердца… И радость от того, что неизбежно теперь уже должна к ней приехать вновь - попрощаться.

У матушки Феодосии не была давно, уже два года. Лишний раз не хотелось беспокоить старенькую монахиню: ей 4 ноября прошлого года (на Казанскую) исполнилось 90 лет. Знала, что она болела, ей делали операцию на глаза… Но матушке передавала поклоны через знакомых священников, посещавших ее, получала благословение. Знала, что она молится за меня, за газету «Благовест», которую с радостью принимала, а также за всех, кто к ней хоть один раз приезжал в скромный деревенский домик в поселке Октябрьский, рядом с городом гончаров - Скопиным Рязанской области. Здесь, в маленькой терраске в зимнюю стужу или осеннее ненастье ежедневно, поздним вечером, ждали своей очереди десятки человек. Самые близкие, посетители с детьми грелись в коридорчике у печки. А совсем уже отогревались душой и телом на стульчике у кроватки матушки под взором радостным и кротким, готовым к участию и полным любви.

Бывали здесь люди самых высоких духовных званий и светских должностей: митрополиты и епископы, священнослужители и монашествующие, члены правительств разных уровней, генералы, матери, жены погибающих от наркотиков и «зеленого змия» детей, мужей; родственники, отчаявшиеся найти своих потерявшихся близких. Все люди, все человеки… И как бы благополучно не выглядел внешне человек, - у каждого своя скорбь, своя боль, свои проблемы. Все ехали к матушке за утешением, советом, молитвой, а она, такая маленькая, недвижимая, светлая, пролежавшая после аварии 20 лет в летаргическом сне, принимала всех, к ней приходящих, и каждый получал утешение.

К рещена была матушка Феодосия с именем Наталья. Родилась она в деревне Велемье Скопинского района. Родители, Никифор и Ефросинья, работали на шахте близ поселка Октябрьский. Дочери их - Наталья и Ольга - после школы и курсов профтехобразования трудились в колхозе, а затем - в строительной бригаде Октябрьского МСО. Тяжелые испытания пришлись на долю родных - ухаживать за пребывающей в недвижимости, между жизнью и смертью, Натальей.

Нелегко было и ей, когда она выжила и осталась прикованной к постели. Самых близких людей уже не было в живых. Но Господь и Матерь Божья уже избрали и укрепили этот немощный сосуд. Говорят, что первые слова, которые она произнесла после летаргического сна: «Зачем вы меня кормили? Меня Сама Матерь Божья потчевала». Господь открыл этой простой деревенской девушке Горний мир, ради которого мы и живем здесь, на земле. Этот свет, который удостоилась видеть матушка, находясь между жизнью и смертью, всегда излучали ее глаза и маленькое личико, обрамленное простеньким аккуратным платочком, которое только одно и оставалось многие годы подвижно.

В маленькой комнатке, где лежала и принимала матушка бесконечных посетителей, пели канарейки, было множество икон. Часто здесь бывали священники, клиросные, которые пели духовные песнопения, тропари праздникам, святым у матушкиной кровати. Все это всплыло в памяти, когда пришла весть о смерти старицы.

В Рязани оказалась поздним вечером, и почти сразу же матушкиными молитвами устроилось место в машине с ее духовными чадами, которые тоже ехали на последнюю, земную, с ней встречу.

Подъехали к Борисоглебскому храму села Корневое утром 17 мая, почти к началу Литургии. Едва нашли место для парковки. Десятки машин, микроавтобусов с московскими, рязанскими и номерами других регионов заполнили дорогу и все пространство вокруг храма. У всех входов стояли скорбные матушкины чада. Под уже палящими лучами солнца многочисленные букеты роз, хризантем, самых лучших цветов бесконечно передавали ко гробу праведницы.

Удалось пройти в храм, прокладывая дорогу знакомой прихожанке из Константинова с больной семилетней девочкой на руках. Она, подумалось, наверное, была любимицей матушки Феодосии: девочка терпеливо переносит свою немощь, любит бывать на службах и всегда что-то тихо поет на них.

В храме, ближе к алтарю, - множество монашествующих, игуменьи и игумены, много молодежи, мужчин, молодых мам и пап с детьми на руках. Обычно на похороны детей-дошкольников не берут, а здесь - наоборот, малышей не раз старались приложить ко гробу и схимническому плату, прикрывающему лицо покойной. Родители будто хотели поблагодарить старицу в последний раз за рожденье младенцев, как многие рассказывали, вымоленных ею.

В этот день в храме Божественную литургию возглавлял митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, который часто бывал у матушки и почитал ее. И, конечно, не мог не прилететь с нею попрощаться. Ему сослужили епископ Скопинский и Шацкий Владимир, а также около тридцати священников из Рязанской, Московской, Скопинской, Владимирской епархий. В храме было много батюшек с семьями, монахи с Афона. Были все, кого Господь сподобил и матушка сама позвала.

С лужба пролетела на одном дыхании. Мы чувствовали себя единой семьей, потерявшей близкого человека. Многие приезжали еще накануне и были на панихиде, которую отслужил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин. Обратившись со словами утешения, он просил всех не оставлять молитв об усопшей схимонахине Феодосии. Потом всю ночь у ее гроба служили панихиды священнослужители Скопинской епархии.

В от на амвон с проповедью выходит владыка Кирилл. Говорит тихо, проникновенно, едва сдерживая слезы. Несколько раз называет схимонахиню Феодосию «нашей Матерью». Он очень точно выражает наше общее горячее чувство, отношение к ней.

Народ к панихиде в храме все прибавляется, все теснее вокруг матушки. Батюшки смиренно выдерживают людской напор. Закончилась панихида. Прощальное слово у гроба говорит архимандрит Авель (Ургалкин), игумен Александровского монастыря из Суздаля. Он вспоминает, что особенно запомнил ответ матушки Феодосии на вопрос, как спастись: «Твори добро и говори правду. Говори правильно», - ответила она. В этих словах старицы - вся мудрость Божья, которую невозможно постичь никакими науками и образованиями, не следуя по дороге за Христом, не исполняя Его заповедей.

Б ольше часа под пение пасхального канона длилось прощание с телом старицы. Около храма, а потом на кладбище множество людей знакомых и незнакомых делились своими воспоминаниями о ней.

Под звон колоколов гроб с матушкой священники понесли в автобус. Вереница теперь уже из нескольких сотен машин, автобусов, микроавтобусов двинулась на кладбище в село Велемье, примерно в 7 километрах от храма. Жители местных деревень с немалым удивлением смотрели на столь необычный многокилометровый кортеж из машин. По своему духу, настрою, чувствам он был очень похож на крестный ход из Дивеева в Саров в год 100-летия прославления преподобного . Была такая же жара, множество детей и чувство единения с Богом.

За километр до кладбища все машины встали, шли пешком. Потом еще долго ждали своей очереди, чтобы бросить по русскому обычаю земельку в могилку дорогой матушки, которую похоронили рядом с родителями и сестрой Ольгой. В обратный путь удалось взять благословение митрополита Кирилла, и тут же, на обочине дороги, помянули схимонахиню Феодосию пирожками с капустой, заботливо испеченными в ночь одной из моих спутниц. Запили водой из колодца из стаканчиков заботливых сельчан, которые были земляками великой праведницы, Божьей дудкой, щедро дарящей свою любовь людям.

Ирина ЕВСИНА

Почила о Бозе блаженная прозорливая старица схимонахиня Феодосия из г. Скопин Рязанской области. Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 22 июня – день празднования Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка, произошла производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителя этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя. Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.
Всем нам живущим в эти трудные кануны испытаний повезло в том, что недалеко от нас уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен. По милости божией и я сподобился под благословение святой старицы…

Под таким именем сегодня знают скопинскую схимонахиню Феодосию спешащие к нам отовсюду вездесущие паломники. Благодаря народной молве и своему уникальному дару более десяти лет скромная православная старица молитвенно окормляет страждущих и нуждающихся в разрешении жизненных вопросов соотечественников со всех концов РФ, независимо от их рангов и социального положения в обществе. Нельзя сказать, что известное выражение «несть пророка в своём отечестве» напрямую как-то соотносится с матушкой, но получается, что не смотря на уважение со стороны властей, почитание земляков, пиетет служителей церкви, до сих пор не было сделано ни одного правдивого фильма, не выпущено ни одной книги и даже туристического буклета с описанием всех правил приёма и подробностей посещения популярного дома в посёлке Октябрьский. Согласимся, что в наше время информационного достатка это является нонсенсом, поводом для порождения журналистских сенсаций и инсинуаций столичными масс-медиа на ровном месте.

Прежде нам хочется рассказать о ней самой, как это принято у близких людей, далёких от меркантильных и мистических интересов, помочь знать всё самое необходимое и быть готовым к специфике визита.

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить. Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стало возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар – дар Божий окружающим людям.

Феномен откровений и пророчеств долгое время оставался в рамках церковного умалчивания, так как не был вынесен официальный вердикт митрополита и патриарха. Нет его и по сей день, несмотря на то, что создана отдельная комиссия при митрополите, которая готовит своё экспертное решение. Но вместе с тем, как это бывает в РПЦ, к новоявленной дароносящей монахине поспешили отовсюду батюшки и матушки. Зачастую, если встречи выпадали на церковные праздники, служба и прославление Бога стали происходить на пороге дома. Стихийно потянулись и простые прихожане. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, процедуру перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. А матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.

Сейчас это установившийся ритуал. Выглядит он так. Приезжающие занимают место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовят свои вопросы. Иногда согласовывают детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Иногда им помогает местный батюшка. Время посещения не превышает пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывает, что некоторые проблемы требуют более продолжительного течения. К самой кровати, на которой находится матушка, посетителя проводят без верхней одежды и без обуви и усаживают на скамейку. Так как матушка плохо слышит, то вопрос дублируется постельничьей. Ответ получает из уст матушки Феодосии. Говорит она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность. Аккуратно переведут в первую террасу и дадут святой воды. Когда визит завершается, посетитель выходит во вторую террасу, где уже находятся новые визитёры. Каждый приходящий, как правило, что-то приносит с собой в дар матушке и её помощникам. Это могут быть кондитерские изделия, лечебные травы, мёд, дары огородов и лесов, дрова, поделки.

Когда посетители занимают очередь и терпеливо ждут заветного знака войти в первую терраску, то нередко случается и обмен мнениями, воспоминаниями. Выясняется, что большая часть паломников уже посещают матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выясняется, что после встречи с матушкой и получения некоего импульса к выздоровлению, подопечным индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых гомеопатических средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии. Молва народа и устойчивое мнение подавляющего большинства посетителей определяет качественный результат, как некое сотворчество, сотрудничество, начало которому полагает импульс от матушки, но последующие шаги к оздоровлению и успеху, настойчиво и методично должен делать сам человек, находящийся в тех же жизненных условиях, что и раньше. Этот оптимизирующий фактор и является основным смыслом «получения» помощи свыше и использованием её в дальнейшей жизненной коррекции. Наверное, всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что рядом на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струится живой звук горнего собеседования. Общаются двое. Понятно: кто и с Кем. И, каждый из нас, где-то неподалёку. И, всяк, услышавший, что ему предназначено, да будет утешен вовеки.