"как братец кролик заставил братца лиса, волка и медведя луну ловить". Как братец кролик заставил братца лиса, волка и медведя ловить луну: Сказка Ващенко Александр Владимирович. Сказки народов Северной Америки

В старые-старые времена, когда звери жили, как добрые соседи, - скажет, бывало, дядюшка Римус, - никто не мог тягаться в хитрости с Братцем Кроликом...
- И даже Старый Лис? - спросит Джоэль.
- И даже Старый Лис, - скажет дядюшка Римус.
- А Братец Волк? А Братец Медведь? - спросит Джоэль.
- Ну я же сказал тебе: никто. Значит, и Братец Медведь, и Братец Волк тоже не могли потягаться с ним...
- А Братец Лис так и не поймал ни разу Братца Кролика?
- Вот ты какой нетерпеливый, - все хочешь знать наперед! - усмехнется дядюшка Римус. - А ты не торопись, - я все расскажу в свое время... Послушай лучше новую сказку...
Так сидят они вечером в хижине старого негра и разговаривают, дядюшка Римус и маленький мальчик по имени Джоэль. Дядюшка Римус зажал между колен башмак и, пока вгоняет в подметку шпильку за шпилькой да попыхивает трубочкой, не спеша рассказывает свою сказку. А Джоэль забрался на стул, сидит - не дышит, боится пропустить слово. Ох и много сказок знает дядюшка Римус! И самые интересные - про Братца Кролика. Уж и так, и эдак ловчился поймать его Старый Лис - а все без толку! Братец Кролик непременно улизнет, да еще оставит Старого Лиса в дураках. Встретятся они где-нибудь на другой день, и Братец Кролик ехидно спросит:
- Чего ты добыл вчера, Братец Лис?
А Лис вспомнит, в какую попал переделку из-за Братца Кролика, и ответит с грустью:
- Чуточку ума раздобыл, Братец Кролик!
Тогда Братец Кролик рассмеется и скажет:
- Знал бы я, что ты за этим ходил, я бы тебе своего дал немножко...
Вот так и живут два соседа - Братец Лис и Братец Кролик. Утихомирятся на денек-другой, а там опять за свое: Старый Лис затеет ловить Братца Кролика, а Братец Кролик - удирать от него. Да неужто им не надоест каждый день гоняться друг за дружкой?! Нет, нисколечко! "Братец Кролик и Братец Лис - они были очень похожи на некоторых ребят, моих знакомых. .." - говорил дядюшка Римус и при этом как-то хитро посматривал на Джоэля.
Братец Кролик великий мастер на всякие проделки! У Джоэля уже глаза слипаются, уже десять раз мама звала его домой спать, а ему совсем не хочется уходить от дядюшки Римуса. Что там в сказке будет дальше? Что дальше? - сумеет ли Старый Лис поймать наконец Братца Кролика?..
Вы уже, должно быть, заметили, что мальчика из "Сказок дядюшки Римуса" зовут точно так же, как самого писателя, - Джоэль. Это потому, что, когда Джоэль Чендлер Харрис был таким же маленьким, как его герой Джоэль, он любил слушать сказки старого негра, и мальчика в "Сказках" назвал своим именем. Многие сказки Джоэль Харрис запомнил с детства, а другие записал, когда был уже взрослым.
Детство Харриса прошло на юге Соединенных Штатов Америки, в штате Джорджия, где на плантациях работали негры. Харрис жил с ними бок о бок, слушал, как они говорят, и очень хорошо усвоил особенности их речи. Вот почему он мог прекрасно запомнить и записать сказки американских негров.
Первая из сказок дядюшки Римуса появилась в печати 20 июля 1879 года, и вскоре дядюшку Римуса узнали и полюбили дети всей Америки, а потом и всего мира. До конца жизни Харриса выходили все новые и новые сказки, которые рассказал дядюшка Римус. Сказки были очень веселые, смешные, и детям никогда не надоедало слушать про неунывающего и находчивого Братца Кролика и его приятелей. Джоэль Чендлер Харрис (1848- 1908) написал еще много книг, в том числе и для взрослых, но люди помнят и перечитывают одну его книжку: знаменитые "Сказка дядюшки Римуса".
Скорей поставьте пластинку, и вы услышите несколько инсценированных сказок Джоэля Харриса. Вас ждут дядюшка Римус, мальчик Джоэль, Братец Кролик и другие.
Владимир Глоцер

1. Повторное чтение и беседа по прочитанному.

1.Чтение 4-й части вслух.

Вопросы после чтения:

– Почему братец Волк, братец Медведь и братец Лис поверили Кролику и Черепахе?

– Выберите ключевые слова, которые относятся к Черепахе, к Кролику.

Черепаха Кролик

– посоветовал полагаться на – прикрыл глаза, обдумывая

Кролика; решение;

– вскричал; – отправился за неводом;

– принялся объяснять: кто – предложил выловить луну.

поймает луну, тот достанет

горшок с золотом.

– Можно сказать, что друзья действуют согласованно и последовательно? (Да, поэтому им верят окружающие. )

– А ещё почему все верят Кролику? (Они простаки. )

– Что ещё их заставляет вылавливать луну? (Жадность и глупость. )

2.Чтение 5-й части вслух.

Вопросы и задания после чтения:

– Зачем Кролик стал раздеваться? (Чтобы все поверили, что он действительно хочет выловить луну.)

– Почему все остальные «начали уговаривать его не мочить ноги»? (Они мечтали о золоте.)

– Чем закончилась ловля луны?

– Посочувствовал ли кто-нибудь Волку, Лису и Медведю? Почему?

– Как вы понимаете последние слова Кролика?

2. Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Так что за развлечение придумали братец Кролик и братец Черепаха?

– Найдите и прочитайте слова, в которых заключается главная мысль сказки (предпоследний абзац сказки).

– Как вы понимаете выражение «насаживать на крючок простофиль»?

– Как бы вы теперь ответили на вопрос прошлого урока: какие бывают развлечения?

– Какой намёк заключён в этой сказке? Какие выводы для себя вы сделали?

– Похож ли Кролик на своего собрата из русских народных сказок?

Выполнение задания 2 в тетради на с. 42.

– А Медведь, Волк, Лиса похожи на персонажей русских сказок?

– Почему же братцу Кролику удалось провести братца Волка, братца Лиса и братца Медведя?

– Что можно сказать о голубях, какие они?

– Вспомните, в начале сказки говорится, что когда-то все её герои дружили. Почему же сейчас братец Кролик развлекается, разыгрывая братца Лиса, братца Медведя и других? (Не смогут быть друзьями Лиса и Кролик: один из них хищник, другой – добыча. Сказка всегда на стороне слабого, поэтому в сказке более слабые Кролик и Черепаха побеждают с помощью ума и находчивости. Мы прочитали только одну из серии весёлых историй о похождениях братца Кролика, за которым, согласно неписаному закону природы, охотится братец Лис. Однако находчивому братцу Кролику неизменно удаётся перехитрить незадачливого Лиса.)

Если ребята на данном этапе урока не подходят к этим выводам, то рекомендуем принять их ответы, а затем вернуться к этому вопросу ещё раз после рассказа учителя об авторе, т.е. следующего этапа урока.

– Братец Кролик – персонаж «Сказок дядюшки Римуса» американского писателя-фольклориста Джоэла Чандлера Харриса (1848–1908). Джоэль с четырнадцати лет пошёл работать, чтобы прокормить семью. В скором времени стал писать юмористические рассказы, которые охотно принимали местные газеты. Затем он работал в газете и выпускал рассказы, стихи, сказки по мотивам негритянского фольклора, позднее собранные в книги о дядюшке Римусе.

– Хотите узнать, как начались сказки дядюшки Римуса? Слушайте:

БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК

Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.

Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в

морщинистое ласковое лицо. И вот что услышала мама.

– Гонялся братец Лис за братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик ловчился, чтобы Лис его не поймал.

– Ну его совсем, – сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге – гладкий, толстый и жирный Кролик!

– Погоди, братец Кролик! – сказал Лис.

– Некогда мне, братец Лис.

– Мне с тобой поболтать охота, братец Кролик.

– Ладно, братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! – так сказал Кролик.

– Я видал вчера братца Медведя, – сказал Лис. – Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом – вроде как от радости, – встал и говорит:

– Отлично, братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут чем тебя угостить.

– Я с удовольствием, – сказал Лис.

– Ну, я буду ждать, – сказал Кролик.

Домой пришёл братец Кролик грустный-грустный.

– Что с тобой, муженёк? – спрашивает матушка Крольчиха.

– Завтра в гости обещал прийти братец Лис, – говорит Кролик. – Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день братец Кролик и матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:

– Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!

Тогда Кролик живо – детишек за уши и усадил их, а сам с матушкой Крольчихой – у дверей: ждут братца Лиса.

Ждут они, ждут – не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит – из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

– Если миску уронить –

Разобьётся миска.

Если близко лисий хвост –

Значит, близко Лиска.

Вот пообедали братец Кролик, и матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит братец Ёж и говорит:

– Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит – стонет кто-то. В дверь заглянул и видит –

сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый.

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

– Никак, на обед у тебя курочка, братец Лис? – говорит Кролик.

– Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! – говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

– Ты, никак, сготовил без укропа, братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса.

Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло –

и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

– Эй, братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!

– Вот с этого всё и началось. Поняли, почему не дружат братец Кролик и братец Лис?

– Мы ещё не прощаемся с дядюшкой Римусом и его сказками. Скажите, теперь, когда вы услышите «Сказки дядюшки Римуса», о чём подумаете? Что вспомните?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Американская народная сказка "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить"

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить" и их характеристика

  1. Братец Кролик, хитрый и веселый выдумщик, которому скучно, когда ничего вокруг интересного не происходит, затейник и балагур.
  2. Братец Черепаха, медленный, но такой же веселый как Кролик
  3. Братцы Лис, Волк и Медведь, спокойные и доверчивые, но не злые звери. Все время становятся объектами розыгрышей Кролика.
  4. Матушка Мидоус и мисс Мотс, веселые и трусливые, боятся червячков и змей.

План пересказа сказки "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить"

  1. Скука
  2. Хитрый план с рыбалкой
  3. Сборы на рыбалку
  4. Утонувшая луна
  5. Кролик бежит за неводом
  6. Рассказ про золото
  7. Лис, Волк и Медведь ловят луну
  8. Простофили

Кратчайшее содержание сказки "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить" для читательского дневника в 5 предложений:

  1. Кролику становится скучно и он предлагает Черепахе поразвлечься
  2. Кролик приглашает всех зверей на рыбалку.
  3. Кролик обнаруживает утонувшую в пруду луну
  4. Кролик приносит невод и Лиса, Волк и Медведь ловят луну
  5. Звери погружаются с головой, а Кролик смеется над ними.

Главная мысль сказки "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить"

Нельзя быть слишком доверчивым к словам других, все надо проверять на собственном опыте.

Чему учит сказка "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить"

Эта сказка учит нас тому, что от скуки в голову часто лезут дурные мысли, что наивность и доверчивость не всегда хорошие черты характера, что шутники часто выходят сухими из воды.

Отзыв на сказку "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить"

Сказка эта мне не очень понравилась. наверное потому, что я сама не очень люблю дурацкие розыгрыши. Непонятно почему поступок кролика должен вызывать одобрение, на месте Лисы, Волка или Медведя я бы его если бы не съела, то трепку хорошую точно бы задала. Но конечно, поучительный момент в сказке присутствует. и читается она легко и с интересом.

Пословицы к сказке "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить"

Шалость шалости рознь, иную хоть брось.
Шутишь над другим, люби и шутку над собой.
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить"

Давным давно братец Кролик жил очень дружно с братцами Волком, Лисом и Медведем. И так ему было спокойно, что он совсем раздобрел. Решил Кролик что-то изменить и говорит братцу Черепахе:

Надо нам поразвлечься как в прошлые времена.

Договорились они пригласить всех на рыбалку к пруду и Кролик побежал всех созывать, а Черепаха к пруду поспешил, чтобы к завтрашней рыбалке успеть.

Собрались все звери, еще и матушку Мидоус и мисс Мотс пригласили. Хвастают, кто какую рыбу поймает.

Тут Кролик к пруду подходит и говорит, что никто сегодня ничего в пруду не поймает, потому что в пруду Луна утонула.

Решили, что луну надо поймать, и братец Кролик умчался за неводом. А братец Черепаха пока сообщил, что вместе с луной обычно горшок золота достают.

Принес Кролик невод, а братцы Лис, Волк и Медведь уже в пруд лезут, невод растягивают. Раз прошли, не поймали луну, второй раз прошли, а на третий раз зашли так глубоко, что оступились и провалились. Барахтаются в воде, а Кролик над ними смеется и простофилями называет.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Как братец Кролик заставил братца Лиса, Волка и Медведя луну ловить"

Были времена, когда и братец Кролик, и братец Лис, и братец Волк, и братец Медведь - все жили дружно и не ссорились. Были времена, когда все они жили словно одна семья. Только заметил однажды Кролик, что слишком уж он раздобрел от такой спокойной жизни, и стал он думать и гадать, что бы такое сотворить. День ото дня становился он все беспокойнее - ну, прямо места себе не находил!
Вот как-то вечером, после ужина, лежал Кролик на траве, так и этак мозгами раскидывал и вдруг увидел своего старого приятеля Черепаху.
Поздоровались они сердечно, уселись на лужайке, разговорились, вспомнили старое. Болтали они так, болтали, а Кролик возьми и скажи, что неплохо, пожалуй, немножечко поразвлечься, как в былые времена. А братец Черепаха ему в ответ:
- Я, братец Кролик, и сам только о том и думаю! Вот славно, что ты мне повстречался!
- Ну и чудесно, братец Черепаха! - воскликнул Кролик. - Давай позовем братца Лиса, братца Волка и братца Медведя и порыбачим завтра вечером на пруду. Там заодно и позабавимся досыта. Я заведу разговор, а ты знай поддакивай. Придешь?
-Если не приду, значит, меня унес Кузнечик, - засмеялся братец Черепаха.
- Скрипку можешь с собою не приносить, я ведь тебя не на танцы зову! - пошутил в ответ Кролик и с этими словами помчался домой и сразу же улегся спать.
А братец Черепаха поспешил прямо к пруду, чтобы не опоздать к назначенному сроку.
На следующее утро Кролик дал знать об уговоре всем соседям, и те ужасно обрадовались - им самим такая мысль и в голову не приходила. Братец Лис тут же объявил, что сбегает за матушкой Мидоус, мисс Моттс и другими девочками. (Матушка Мидоус, мисс Моттс и другие девочки - несколько загадочные персонажи сказок о братце Кролике; очевидно, служат символом идеальной фермерской семьи у афроамериканцев).
Вечером все были в сборе. Братец Медведь - этот притащил удочку с леской и крючком, и братец Волк тоже принес удочку, а братец Лис - тот явился с сачком. Братец Черепаха, чтобы не отстать от других, принес в баночке червей. А матушка Мидоус и девочки уселись поодаль и взвизгивали всякий раз, как братец Черепаха показывал им баночку с червями. Братец Медведь сказал, что намерен поймать сома. Братец Волк сказал, что будет ловить карасей. Братец Лис пообещал наловить окуней для матушки Мидоус. Братец Черепаха заявил, что наловит пескарей, а братец Кролик - тот подмигнул братцу Черепахе и сказал, что постарается поймать карпа.
Вот приготовились они, и Кролик совсем уж было собрался забросить удочку, но вдруг остановился как вкопанный, будто увидел что-то в воде. Глядя на него, и остальные тоже замешкались. Кролик бросил удочку, поскреб в затылке и снова уставился на воду. Видя такое дело, девочки не на шутку разволновались, и матушка Мидоус закричала:
- Эй, братец Кролик, объясни, пожалуйста, что там такое случилось?
Братец Кролик ничего не ответил, только снова поскреб в затылке, не отводя глаз от воды. Тут мисс Моттс вскочила с места, подобрала юбки и стала громко кричать, что ужасно боится змей. Но Кролик и тогда не проронил ни слова, а только почесывал в затылке да на воду глядел. Потом глубоко вздохнул и произнес:
- Леди и джентльмены! Лучше всего, пожалуй, уйти отсюда: никому из нас не поймать здесь ни единой рыбешки.
Только он это сказал, братец Черепаха подполз к самому берегу, глянул вниз и сказал.
- Это точно! Вот уж точно так точно! И с этими словами попятился назад, сокрушенно покачивая головою, будто пораженный тем, что увидел.
- Не пугайтесь, милые леди, - продолжал Кролик. - Мы ведь рядом и сумеем постоять за вас. А уж чему быть суждено - то и сбудется. Всякое случается в жизни. Да, в сущности, ничего особенного и не произошло. Просто луна утонула в пруду. Вы что, не верите мне?! Тогда ступайте и посмотрите собственными глазами.
Тут все, разумеется, бросились к воде, глянули - и впрямь вон она, луна, покачивается на самом дне! Братец Лис постоял, постоял да и говорит:
- Так, так, так!
Братец Волк постоял, постоял да и говорит:
- Вот ужас-то, вот ужас-то, вот ужас-то!
А братец Медведь постоял, постоял да и говорит:
- Гм, гм, гм!
Леди тоже постояли, постояли, а потом матушка Мидоус как закричит:
- Да что же это такое делается!
А братец Кролик еще разок глянул на воду и сказал:
- Леди и джентльмены! Вы тут можете причитать сколько душе угодно, однако до тех пор, пока мы не выудим луну из пруда, не видать нам рыбы как своих ушей. Это вам и братец Черепаха подтвердит.
Стали все наперебой допытываться у братца Черепахи, как бы им вытащить луну из пруда, но тот посоветовал им во всем полагаться на братца Кролика. А Кролик прикрыл этак глаза, будто бы обдумывая, какое решение принять, а потом сказал:
- Пожалуй, лучше всего будет сбегать к дядюшке Маку, взять у него невод и выловить им луну.
- Вот замечательно, братец Кролик, что ты вспомнил. о дядюшке Маке! - вскричал братец Черепаха. - Он ведь близкая родня мне. Наверняка дядюшка Мак не откажет нам в просьбе.
Отправился братец Кролик за неводом, а братец Черепаха принялся тем временем объяснять всем и каждому, будто тот, кто увидит луну в воде и поймает ее, вместе с луной достанет со дна горшок с золотом. Ух, до чего обрадовались тут братец Лис, братец Волк и братец Медведь! Решили они, что, как только у них будет невод, все они пойдут ловить луну.
Возвратился Кролик с неводом и быстро сообразил, что к чему. Притворился он, будто сам хочет лезть в пруд за луной. Скинул пальто, стал даже стягивать жилет, но тут все вокруг зашумели, закричали, начали уговаривать его не мочить ноги, принялись убеждать Кролика, что и сами справятся с этим делом. Братец Лис взялся за один конец невода, братец Волк - за другой, а братец Медведь двинулся следом за ними, чтобы переносить невод через коряги и острые камни.
Вот забросили они невод, потянули, но только луна осталась на месте. Забросили еще раз - снова ничего. Забросили в третий - опять неудача. Решили они зайти в воду поглубже.
Попала вода Лису в ухо. Как начал он трясти головой! Волку тоже попала в ухо вода, и этот затряс головой что было мочи. И Медведю попала в ухо вода, и он тоже стал изо всех сил трясти головой. Вот так все трое трясли да мотали головами, а сами незаметно заходили в пруд все дальше и дальше.
Сделал Лис еще шажок - и ушел с головой под воду. Волк тоже шагнул - и тоже погрузился в воду по макушку. А следом за ними и Медведь. Что тут поднялось! Они так барахтались, что едва всю воду из пруда не выплескали!
Выбрались они кое-как на берег - девочки так и прыснули со смеху: сделались все трое грязнее грязи. А Кролик им кричит:
- Мне кажется, джентльмены, что вам следует побыстрее отправиться по домам и переодеться во что-нибудь сухое. Может, в другой раз вам и повезет. Слышал я, что луна вообще ловится неплохо, нужно только насаживать на крючок простофиль вроде вас - то-то славная будет приманка! Тогда уж наверняка можно выудить луну, за это я ручаюсь!
Что оставалось делать Лису, Волку и Медведю? Мокрые, усталые и злые поплелись они домой, а братец Кролик и братец Черепаха, довольные тем, как они обманули простаков, отправились в гости к матушке Мидоус и девочкам.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя : Маркова Юлия Николаевна

Предмет : литературное чтение

Класс : 2

Тип урока : комплексного применения знаний и умений

Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».

Образовательные :формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, давать им характеристику.

Развивающие: способствовать развитию мыслительных операций,наблюдательности, обогащению словарного запаса,развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

Планируемый результат

Познавательные УУД :

Регулятивные УУД:

Выполнять учебное действие по плану;

Выполнять учебное задание, используя алгоритм;

Выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД:

О

- формировать основы гражданской позиции, умение

Предметные УУД:

Пересказывать сказку, используя план;

Оформлять обложку к книге.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

Основные понятия

Обложка книги, «Звезд с неба не хватает» ,«Обводит вокруг пальца».

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Информационный материал:

Учебник:Литературное чтение 2 класс. («Маленькая дверь в большой мир»). Часть-2. М.: Баласс. Авторы: : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Тетрадь по литературному чтению. 2 класс. М. Баласс 2012. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Школьный фразеологический словарь русского языка. В.П.Жуков, А.В. Жуков.М «Просвещение».1994.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации, физическая карта полушарий,портрет писателя.

Интерактивный материал:

презентация

http://school-collection.edu.ru/

этап урока

деятельность педагога

деятельность детей

Показатели реального результата решения цели

Организационный этап.

Цель:: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

Регулятивные УУД : - организовывать учебную деятельность;

- эмоционально-положительный настрой на урок.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(3 мин.)

Цель:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Соберите рассыпавшееся предложение.

Что у вас получилось?

(Сказка – ложь, да в ней намёк..)

Знакомо вам это выражение?

(Это название нашего раздела).

Кого бы вы сделали главным героем сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»?

(Кролика).

Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

(Братец Кролик – главный герой сказки.)

А цель урока?

Дать характеристику персонау на основе его поступков.

Когда я готовилась к уроку, я узнала, что этот герой интересует не только нас. Оказывается в театрах идут спектакли, сняты мультики,даже есть форум о героях-кроликах.

Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.

Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.

Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

1. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

2. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Самоопределение:

Знаю, что буду делать;

Понимаю, хочу делать или нет;

Думаю, что могу сделать или нет.

Познавательные УУД:

Определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные УУД:

- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(7 мин.)

Цель :установление преемственных связей прежних и новых знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Сейчас мы послушаем ваш домашний пересказ.

Когда вы будете слушать товарищей, подумайте о том, какие черты характера у братца Кролика.

2. Актуализация знаний.

1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

2.Связь д.з с темой нового урока.

3. Организация подготовки учащихся к работе с текстом.

Организация оценивания.

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Пересказывают текст.

Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД

Выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения,

Фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД :

- определять особенности героев сказок и проводить их сравнение;

П реобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. ;

-д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Коммуникативные УУД :

Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные УУД:

Работать с содержанием текста сказки;

Пересказывать сказку, используя план.

Личностные УУД:

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.

Физкультминутка (Про зайцев)

Первичное закрепление

Цель :установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Наблюдения над характером главного героя.

1.Беседа .

– Какой Братец Кролик?

(Умён и проворен, остёр на язык, насмешлив. Все свои проделки он организует, чтобы защититься от братца Лиса.)

– Почему у братца Кролика получается то, что он задумал?

(Он хороший организатор, у него есть план, ему помогает братец Черепаха, он превосходный артист.)

2.Выборочное чтение .

– Найдите подтверждения этому в тексте.

1) Кролик «мозгами раскидывал» и заручился поддержкой – помощью братца Черепахи. (Часть 1.)

2) Кролик предложил братцам интересное дело – рыбалку, «им самим такая мысль и в голову не приходила». (Часть 2.)

3) Таинственное поведение Кролика на рыбалке. (Часть 3.)

4) Замечательный артист: инсценирует удивление, суетится, хочет лезть в пруд, увлекает остальных, а сам остаётся на берегу. (Части 3 и 5.)

5) Братец Кролик остроумен: совет братцам, как лучше ловить луну. (Часть 5.)

3.Наблюдения над речью героя .

– Мы говорили раньше, что характеры героев раскрываются в их речи. Как говорит братец Кролик? (Многословно, убедительно, с юмором, насмешливо.)

– Вспомните, как обменялся он с братцем Черепахой шутками в 1-й части. (Зачитывается фрагмент диалога .)

Давайте попробуем сравнить героя русской сказки и героя афроамериканской.

С каким героем можно сравнить б.Кролика?

Сайт

интерактивное задание.

Физкультминутка для глаз.

Синквейн.

выдумщик

весельчак

непоседа

Кролик

находчивый остроумный насмешливый

придумывает обманывает

Обычно третьей строкой в синквейне записывают предложение. Я вам предлагаю выбрать одно из крылатых варажений.

Как узнать, какое выражение подходит?

В каком словаре будем искать информацию?

«Звезд с неба не хватает»

«Обводит вокруг пальца»

Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведе

ния информации и упражнений для её применения.

Организует диалог.

Организует работу.

Организует диалог.

Организует работу с фразеологическими словарями.

Читают вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Дают характеристику личности героя на основании прочитанного (Какой он? В чём особенность его взгляда на мир?)..

Корректируют свои первоначальные представления о герое.

Сравнивают, выбирая слова.

Составляют синквейн.

Находят значение слова.

Познавательные УУД:

Определять особенности героев сказок и проводить их сравнение;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую ;

Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Коммуникативные УУД:

Излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные УУД:

Работать с содержанием текста сказки.

Личностные УУД:

Выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель :

обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации

Что вы видите на слайдах?

Почему они оформлены по-разному?

(Разные художники).

Как вы думаете, какое будет задание?

(Оформить обложку.)

Обложка-первое, с чего начинается знакомство читателя с изданием.

По каким критериям мы оценим вашу работу?

Есть ли все элементы обложки.

Аккуратность.

Творчество.

Подведение обучающихся к коллективному решению задания. Формулирование основной идеи.

Организация обсуждения смысла заглавия.

Обращение обучающихся к готовым иллюстрациям.

Организация оценки и самооценки.

1. Участие в коллективной работе. Выдвигают гипотезы, формулируют аргументы, контраргументы.

(Самостоятельное) выделение основной идеи.

Работают с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.)

Соотносят текст с иллюстрациями..

Оценивают работу.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую ;

Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

Формировать умение договариваться, находить общее решение;

Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные УУД:

Работать с содержанием текста сказки;

Оформлять обложку к книге.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цели:

сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность.

Мотивирование обучающихся на выполнение домашнего задания: пробуждение в обучающихся любознательности, апеллирование к их чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний.

Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания.

Давайте напишем письмо кролику.

Можно сделать звуковое письмо, записав его на камеру.

Кто хочет узнать о зайзах больше, может взять у меня вопросы для викторины.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Задают вопросы.

Записывают д.з.

Коммуникативные УУД:

Понимать и слушать речь других;

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Итак, о чем мы сегодня говорили?

– Какое качество в братце Кролике вам нравится больше всего?

– Какое качество в братце Кролике вам не нравится?

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …")

Демонстрация главного итога.

Личностные УУД:

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности,

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

ПознавательныеУУД:

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности,

Рефлексия способов и условий действия

РегулятивныеУУД:

- волевая саморегуляция;

Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

КоммуникативныеУУД:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

Использование критериев для обоснования своего суждения.

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.