Старт в науке. Лекция: Многоликая гитара Исследовательская работа гитара

Ряд основополагающих документов в области национального развития, культуры и образования, социальной и молодежной политики, таких как: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 –2017 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской федерации до 2025 года», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подчеркивается необходимость формирования условий максимально возможной самореализации человека в социально значимых видах деятельности и признается приоритетная роль культуры в развитии и самореализации личности. Особое распространение в России гитарное музицирование получило с конца 50-х гг. XX в., вместе с развитием молодежного туристического досуга и появлением клубов авторской песни. До сих пор данный вид любительской музыкальной деятельности остается актуальным и занимает ведущие позиции в досуговой сфере.

Стремление к самореализации личности в процессе творческой деятельности предполагает развитие субъектности, осознание человеком своего места в макросреде общественных отношений в целом и творческой среде музыкального коллектива в частности, расширения и обогащения его социального опыта . Именно эта идея и легла в основу педагогического проекта развития социального опыта подростков, обучающихся в гитарной студии «Надежда» МБУДО ДДТ «Кировский».

Почему подростки? Современный подросток строит свои миры и страны, осваивает свои знания в своём образовательном пространстве, из компетентностей выбирает три базовых: компьютер, иностранный язык, вождение автомобиля…, а ещё, как показал проведенный мной опрос – гитара.

Гитара и игра на ней, исполнение песен, публичные выступления на сцене, дружеские посиделки с гитарой по кругу – удовлетворяют все группы доминирующих интересов подростка.

Для современного подростка важна наглядность и культуросообразность, индивидуализация вкупе с виртуальными способами фасилитации социализации, вариативность и открытость. Что можно предложить такому подростку? Какое воспитательное средство способно расширить и обогатить социальный опыт современных подростков с одной стороны, а с другой – отвечает возрастным потребностям современных подростков, является для них привлекательным и значимым? Конечно же, гитара.

Почему гитара? Гитара – один из самых популярных и распространенных музыкальных инструментов, умеющие играть на гитаре, приобретают дополнительную возможность, раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для человека личностный смысл.

Почему социальный опыт? В воспитательных организациях социальное воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Нисколько не умоляя двух других составляющих социального воспитания, мы в своей деятельности больший акцент делаем на развитии и обогащении социального опыта подростков – участников гитарной студии «Надежда». Организация социального опыта индивидуального опыта обучающихся осуществляется через:

– организацию быта и жизнедеятельности коллектива воспитанников;

– организацию взаимодействия, а также обучения ему;

– стимулирование самодеятельности участников студии.

Социальный опыт – это единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Таким образом, гитарное музицирование, исполнение песен под гитару, на наш взгляд решает не только задачи формирования музыкальной культуры, правильной постановки руки, знания аккордов и умения их исполнять, конечно, и это тоже, но не только. Ключевая идея проекта «Гитара +» заключается в том, что помимо тех результатов, что представлены в образовательной программе гитарной студии «Надежда», эта деятельность расширяет, развивает, обогащает, наполняет иным смыслом и ценностью имеющийся социальный опыт подростков. Именно этой воспитательной составляющей и посвящен мой проект.

Целью проекта является создание условий для обогащения социального опыта подростков, развития их субъектной позиции и формирования ценностных ориентаций в процессе деятельности гитарной студии «Надежда».

В основу всей программы студии игры на гитаре «Надежда» заложено воспитание думающего и чувствующего человека. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать.

Программа студии предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях. Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов .

Занятия в студии оказывают не только содействие в обучении игре на гитаре и вокалу, они воспитывают художественный вкус и этику поведения детей не только на сцене, но и в жизни.

Таким образом, педагогический проект развития социального опыта подростков «Гитара+» является дополнением к образовательной общеразвивающей программе гитарной студии «Надежда» и расширяет воспитательный компонент программы за счет сделанного акцента на обогащение социального опыта подростков и формирования их субъектной позиции.

Реализация проекта осуществляется за счет расширения традиционных для программы гитарной студии «Надежда» приемов и направлений работы за счет таких форм и авторских педагогических «находок», которые в большей мере ориентированы на организацию взаимодействия, общения, самореализации и самоутверждения каждого из членов студии, что в конечном итоге обогащает их социальный опыт и активизирует субъектную позицию каждого.

В основе реализации проекта лежат следующие подходы:

базовые положения деятельностного подхода к структуре познавательных действий человека и формированию личности;

– гуманистическая система психолого-педагогических воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу развития и проявление всех способностей;

– личностно ориентированный подход в педагогике, определяющий сущность обучения и воспитания как процесс индивидуального саморазвития, способствующего самореализации личности;

– культуросообразный педагогический подход теории воспитания, представляющий человека как уникальный мир культуры, а формирование личности через взаимодействие с системой культурных ценностей;

– положения концепции экзистенциализма, акцентирующие внимание на уникальности, свободе и ответственности личности .

Реализация этих подходов в гитарной студии «Надежда» осуществляется за счет расширения традиционных направлений, приемов и форм работы авторскими педагогическими находками:

Я использую такие формы работы, которые ориентированы на создание общности увлечённых единомышленников и стимулирование активности участников студии. Это открытые гитарные встречи членов объединения, тематические бардовские вечера, вечера при свечах, праздничные капустники, музыкальные дни рождения членов студии, совместное музицирование, субботние кино походы, посещения концертов, а также встречи с Новосибирскими авторами-исполнителями.

Применяются формы работы, направленные на создание позитивного имиджа и установление связи с общественностью, посредством СМИ (студия записывает аудио и видеоматериалы, создаёт картотеку сайтов, а также ведёт 2 группы в «контакте»).

Также создается мобильная система самоуправления, способствующая проявлению инициативы и самостоятельности (это межвозрастное музыкальное наставничество, коллективное освоение музыкального материала и коллективное принятие, и обсуждение авторских песен).

Я активно использую формы работы, направленные на популяризацию и широкое распространение гитарного музицирования, продвижение творческого продукта, любительского объединения гитарного творчества (это открытая сцена, как возможность каждому заявить себя и сделать авторский концерт; квартирники, как неформальные тусовочные выступления, концертная деятельность для различных категорий зрительской аудитории и широкая исполнительская практика). Студийцы ведут не только бурную концертную деятельность, но и являются лауреатами многих районных, городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.

Направленность выступлений: бардовская песня, авторская песня, военно-патриотическая песня, эстрадная песня. Но особое трепетное отношение у студийцев вызывают песни военно-патриотической направленности. Студия игры на гитаре «Надежда» выступала почти во всех ДК города, в филармонии, в консерватории, в школьных актовых залах и городских кафе, в краеведческом музее и музее оружия, на монументе славы и в высшем военно-командном институте, на городке аттракционов и в развлекательных центрах.

Результаты реализации проекта, к которым мы отнесли имеющиеся воспитательные эффекты деятельности гитарной студии «Надежда» и результаты-последействия, отложенные во времени и проявляющиеся в изменении субъектной позиции её участников.

Воспитательные эффекты. Под ними мы понимаем дополнительные, незапланированные результаты, результаты со знаком плюс к образовательной общеразвивающей программе гитарной студии «Надежда», те результаты, которые удалось получить благодаря реализации проекта «Гитара+», связанных в первую очередь с расширением социального опыта подростков. Это, прежде всего:

– развитие опыта публичности подростков через гастроли, авторские выступления;

– получение опыта успешности через реализацию себя не только в студии, но и за её пределами;

– активизация опыта создания, отстаивания, презентации своей позиции через создание авторских песни;

– проживание опыт преемственности. В студии всегда занималось чуть больше сотни учащихся, но в течении учебного года их становится только больше;

– формирование опыта творческого межвозрастного общения;

– развитие опыта ценностного отношения к гитарному музицированию, проявляющееся в выборе песен для исполнения;

– актуализация опыта личностной коммуникабельности: самый зажатый и стеснительный ребёнок, занимаясь в студии, становится более общительным и активным.

Результаты-последействия, понимаемые нами как пролонгированные последствия обучения в гитарной студии «Надежда», которые повлияли на профессиональное и личностное самоопределение его участников:

– профессиональное самоопределение и поступление в музыкальные образовательные учреждения;

– образ жизни, все ребята – выпускники студии «Надежда» уже не представляют своей жизни без гитары;

– возвращение в студию в качестве гостей, наставников и авторов новых песен.

Список литературы

1. Толочкова Е.В. Организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Автореф… дис. канд. пед. наук. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2013. – 7 с.

2. Черногоров С.С. Рабочая программа дополнительного образования «Аккорд» [Электронный ресурс]. –

«Гитара – прошлое и настоящее»

Выполнила: Собирова Карина

Руководитель:

Хатуева Тамара Олеговна,

учитель музыки

Черкесск 2015


Введение

3

Глава I.

Откуда к нам пришла гитара

1.1.

Происхождение

4

1.2.

Устройство гитары.

6

1.3.

Классификация гитар.

8

Глава II.

Электрогитара

2.2.

Появление

12

2.3.

Применение

13

Глава III.

Экспериментальное исследование

14

Заключение

16

Список литературы

17

Введение

«Я люблю гитару Нашу , у нее душа большая.

Ни о чем меня не спрашивает, только очень утешает»

Анатолий Мариенгоф

Актуальность исследования: Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о музыкальном инструменте - гитара.

Проблема: Гитара очень популярный музыкальный инструмент, многие обучающиеся и подростки слушают музыкальные произведения с звучанием гитары, но не все знают происхождение этого инструмента его прошлое и настоящее.

Цель работы: Узнать историю появления гитары, проследить путь ее развития.

Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о музыкальном инструменте гитара; систематизировать полученную информацию; на примере известных гитаристов показать, что занятия гитарой могут привести к большой известности; провести опрос по выявлению уровня знаний о гитаре у обучающихся школы.

Предмет исследования: гитара, ее прошлое и настоящее.

Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, сравнение, прогнозирование, тестирование, наблюдение, проведение опроса.

исследовательской работы, составление мониторинга.

База исследования: ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII вида.

Структура исследовательской работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава I. Откуда к нам пришла гитара

1.1.Происхождение.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

Тар - струнный, щипковый музыкальный инструмент, один из предшественников гитары.

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара. По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец , «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру. Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье.

Испанская гитара. В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII-начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара. В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 - начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце 17 века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Еще через какое-то время, в начале 18 века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас. Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара». Также русская гитара становится популярной и в XXI веке.

Классическая гитара. В течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса , креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

1.2. Устройство гитары.

Основные части. Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады. Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая - чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута - тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны. В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины , подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны, дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная - 0,009″, «девяточка»).

Стандартный строй гитары. Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна - нота «ми» первой октавы (e1)

2-я струна - нота «си» малой октавы (h)

3-я струна - нота «соль» малой октавы (g)

4-я струна - нота «ре» малой октавы (d)

5-я струна - нота «ля» большой октавы (A)

6-я струна - нота «ми» большой октавы (E)

1.3. Классификация гитар.

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

Акустическая гитара - гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.

Электрическая гитара - гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.

Полуакустическая гитара - комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены звукосниматели.

Электроакустическая гитара - акустическая гитара, в которой установлено электронное устройство для усиленного воспроизведения звука.

Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) - разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.

Синтезаторная гитара (MIDI гитара) - гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По диапазону.

Обычная гитара - от ре(ми) большой октавы до до(ре) третьей октавы. Использование машинки (Floyd Rose) позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары составляет около 4х октав.

Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века.

Тенор-гитара - четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазоном и строем банджо.

Баритон-гитара - гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов.

Обычная гитара - гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.

Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.

Слайдовая гитара (Слайд-гитара) - гитара, предназначенная для игры слайдом , в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда, которым водят по струнам.

По стране (месту) происхождения.

Испанская гитара - акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII - XV веках.

Русская гитара - акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII - XIX веках.

Гавайская гитара - слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки.

Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).

Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.

Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированая к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.

Джазовая гитара (оркестровая гитара) -фирмы Gibson и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х - 30-х годов XX века.

По роли в исполняемом произведении.

Соло-гитара - гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.

Ритм-гитара - гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.

По числу струн.

Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) - гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырёхструнные гитары - это бас-гитары либо теноровые гитары.

Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность гитар.

Семиструнная гитара (7-струнная гитара) - гитара, имеющая семь одиночных струн. Широко применялась в русской музыке XVIII-XIX веков.

Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) - гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых в классическом строе в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды.

Прочие - существует большое количество менее распространенных промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Число струн может быть увеличено либо простым добавлением новых струн для расширения диапазона гитары, либо удваиванием или даже утраиванием нескольких или всех струн для получения более полного тембра звука, либо совмещением в одном корпусе двух (а иногда и больше) грифов для удобства сольного исполнения некоторых произведений.

Глава II. Электрогитара

2.1.Появление электрогитары.

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр , инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company.

В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (их называли «сковородка»). В начале 1950х американские инженеры и предприниматель Лео Фендер, и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джимми Хендрикс.

2.2.Применения электрогитары.

В джазе и блюзе. В джаз электрогитара пришла в 1937 году благодаря Эдди Дерхэму.

В роке. Одновременно с зарождением рок-музыки в качестве основных инструментов рок-группы стала электрогитара. Она звучала на записях многих ранних рок-музыкантов - Элвиса Пресли, Билла Хейли, однако революционное влияние на развитие рок-техники игры на электрогитаре оказали Чак Берри и Бо Диддли. Их соло-партии и приёмы использования гитарного звука в контексте песни, эксперименты со звучанием оказали серьёзное влияние на последующую рок-музыку.

В академической музыке. В 1950-х-1960-х годах многие композиторы академической музыки стали использовать в своих произведениях электрогитару. Среди таких произведений - Gruppen Карлхайнца Штокхаузена (1955-1957), String Trio Дональда Эрба (1966), The Possibility of a New Work for Electric Guitar Мортона Фелдмана (1966). Среди более поздних произведений такого рода - MASS Леонарда Бернстайна (1971), Electric Counterpoint Стива Рейха (1987), Miserere Арво Пярта (1989-1992), Симфония № 4 Лепо Сумеры (1992) с соло электрогитары в третьей части.

В 1980-1990-х годах начали писать произведения для электрогитары и более молодые композиторы. Среди них - Стивен Мэки, Ник Дидковски, Скотт Джонсон, Тим Брэди. Экспериментальные композиторы Гленн Бранка и Рис Четхэм написали несколько «симфонических» произведений для электрогитар, которых иногда требовалось до 100 штук.

В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы Битлз (The Beatles), Джимми Хендрикс (Jimmy Hendrix), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Джо Сатриани (Joe Satriani), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) и т.д. Электрическая рок гитара, с соответствующими обработками, становится самостоятельным видом музыкального инструмента. Хотя многие произведения The Beatles, прекрасно звучат и в классическом исполнении.

Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности. Музыканты получили возможность максимально точно приблизить звучание гитары к желаемому результату. Это еще раз доказывает универсальность гитары. Не удивительно, почему гитара, во всех ее многочисленных разновидностях, стала самым популярным современным инструментом. Гитара находит место и в студиях, и на концертных площадках, и дома, и в походе у костра. (Фотографии гитар в приложение №1).

Глава III. Экспериментальное исследование

Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап.


  1. Изучение исторической, учебной, справочной литературы, слушание музыкальных произведений по теме исследования, составление примерного плана исследования.
Второй этап.

  1. Проведение опроса по следующим вопросам: Как часто Вы слушаете музыку? Какие музыкальные инструменты Вы знаете? На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть? Что Вы знаете о гитаре? Каких музыкантов исполнителей вы знаете? Как музыка влияет на Ваше настроение?

  1. Написание работы, выводы, результаты исследования.


Вопрос

Результаты

1

Как часто Вы слушаете музыку?

Часто – 10

Редко – 4

Не слушаю совсем - 0


2

Какие музыкальные инструменты Вы знаете?

5 инструментов – 2

3 инструмента – 5

1 инструмент - 6


3

Что Вы знаете о гитаре?

Ничего – 5

Некоторые сведения – 2

Развернутый ответ - 0


4

На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть?

Играю на – 0

Хотел бы научиться - 10


5

Каких музыкантов исполнителей вы знаете?

Поп исполнителей – 3

Рок исполнителей – 0

Джазовых исполнителей - 0


6

Как музыка влияет на Ваше настроение?

Поднимает настроение – 10

Помогает настроится – 5

Мешает работать - 1

По результатам данного опроса мы сделали следующие выводы по выявлению уровня знаний о гитаре у обучающихся 6 «а» класса.

Звучание гитары знакомо всем , но историю и настоящее этого инструмента мало кто знает. Большинству обучающихся очень нравиться звучание музыкального инструмента гитара, но при этом они не могут сказать, кто исполняет музыкальное произведение.

Такое положение в данной области требует просветительской работы.

Заключение

В данной работе я показала, какой интересный, непростой, популярный, современный инструмент гитара. Возможно, обучающиеся, которых мы планируем ознакомить с практической частью этой исследовательской работы на клубном часе, ещё больше заинтересуются этим удивительным инструментом. Работа по данной тематике дала нам возможность познакомиться не только с музыкальным инструментом, но и с его историей и современностью, открыла новые стороны музыкального мира.
Список литературы


  1. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: справочник. М.: Композитор, 2000. – 216 с.

  2. Видаль Робер Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией / Пер. с фр., – М., Музыка, 1990. - 32 с.

  3. Войнов Л., Дерун В. Твой друг гитара, Свердловск, Средне-Уральское книжное изд-во, 1970. - 56 с.

  4. Вольман Б. Гитара в России, Ленинград, Музгиз, 1961. - 180 с.

  5. Вольман Б. Гитара и гитаристы, Ленинград, Музыка, 1968. - 188 с.

  6. Вольман Б. Гитара, М., Музыка, 1972, 62 с.; 2-е изд.: М., Музыка, 1980. – 59 с.

  7. Газарян С.С. Рассказ о гитаре, М., Детская литература, 1987. - 48 с.

  8. Гитара от блюза до джаза: Cборник. Киев: "Музична Украина", 1995.

  9. Григорьев В.Ю. Никколо Паганини. Жизнь и творчество , М., "Музыка", 1987. – 143 с.

  10. Есипова М.В., Фраенова О.В. Музыканты мира. Биографический словарь. М., Большая Российская Энциклопедия, 2001. – 527 с.

  11. Иванов М. Русская 7-ми струнная гитара. М.-Л.: Музгиз, 1948.

  12. Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары: В 2 т. [Сост., ред. - Яблоков М.С.], Тюмень, Вектор Бук, 2001-2002 [Т.1, 2001, 608 с.; Т. 2, 2002, 512 с.]

  13. Классическая гитара в России и СССР. Словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. (Яблоков М.С., Бардина А.В., Данилов В.А. и др.), Тюмень-Екатеринбург, Русская энциклопедия, 1992. – 1300 с.

  14. Комарова И.И. Музыканты и композиторы. М.: «Рипол-Классик», 2002. – 476 с.

  15. Ларин А., Гитара в России. Обзор литературы. ("Альманах библиофила", XI), М., 1981, с. 142-153.

  16. Мартынов И. Музыка Испании, М., Сов. композитор, 1977. – 359 с.

  17. Мейчик М.Н. Паганини [Критико-биографический очерк], М., "Музгиз", 1934. – 46 с.

  18. Миркин М.Ю. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов. М., 1969.

  19. Михайленко Н.П., Фан Динь Тан. Справочник гитариста. Киев, 1998. – 247 с.

  20. Музыкальная энциклопедия: В 6-ти т. М., Советская энциклопедия, 1973-1982.

  21. Музыкальный альманах. Гитара. Вып. 1. [Сост. и ред.: Ларичев Е.Д., Назаров А.Ф.] М., Музыка, 1987 (1989, 2-е изд., стереотипн.) – 52 с.

  22. Музыкальный альманах. Гитара. Вып. 2. [Сост. и ред.: Ларичев Е.Д., Назаров А.Ф.] М., Музыка, 1990. – 64 с.

  23. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ., ред. и доп. доктора искусствоведения Л.О. Акопяна. М., «Практика», 2001. – 1095 с.

  24. Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.

  25. Попов В. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России. Екатеринбург, 1997. – 171 с.

  26. Попонов В. Б. Русская народная инструментальная музыка., М., Знание, 1984. – 112 с.

  27. Стахович М. А.. Очерк истории семиструнной гитары. // История гитары в лицах: электрон. журнал. – (Лит.-худож. прилож. к интернет-проекту "Гитаристы и композиторы"). – 2012. – № 5-6. – С. 3-70. – (О М. А. Стаховиче: С. 71-113).

  28. Тушишвили Г.И. В мире гитары. Тбилиси, Хеловнеба, 1989, – 135 с.

  29. Черватюк А.П. Музыкальное искусство и классическая шести-струнная гитара: исторический аспект, теория, методика и практика обучения игре и пению: Монография. М., МГУКИ, 2002. – 159 с.

  30. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней / Пер. с фр., М., Музыка, 1991. – 87 с.

  31. Шевченко А. Гитара фламенко. Киев, Музыкальная Украина, 1988.

  32. Ширялин А.В. Поэма о гитаре. М.: АОЗТ Редакц.-изд.фирма "Моло-дежная эстрада", 1994. – 158 с.

  33. Ямпольский И. М. Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., Музгиз, 1961. – 379 с.

  34. Шулячук И.И. Жизнь Паганини. Подробная биография. М., ТД Изд. "Копейка", 1912. – 132 с.

  35. Интрнет ресурсы:
dic.academic.ru

http://ru.wikipedia.org

biometrica.tomsk.ru

bibliotekar.ru›slovar-muzika/index.htm

http://guitar-master.org/books

С. Газарян

Рассказ о гитаре

Газарян С. С.

Г13 Рассказ о гитаре. - М.: Дет. лит., 1987.- 48 с, фотоил.

Рассказ об одном из самых популярных струнных щипковых музыкальных инструментов - гитаре.

Оформление и подбор фотоиллюстративного материала Г. Ордынского

МНОГОЛИКАЯ ГИТАРА

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

РЫЦАРЬ ГИТАРЫ

ГИТАРА В НАШЕЙ СТРАНЕ

ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?

СКОЛЬКО СТРУН У ГИТАРЫ?

РЯДОМ С РУССКОЙ ПЕСНЕЙ

КАК УСТРОЕНА ГИТАРА?

ВИЗИТ К МАСТЕРУ

ЭЛЕКТРОГИТАРА

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Многоликая гитара

Гитара - самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней.

Гитара - самый распространенный инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространенность - одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой. И наконец, гитара - самый разносторонний инструмент. Возьмем хотя бы аккомпанемент - он тоже может быть очень разным. Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса - тут уже нужно владеть инструментом профессионально.

Гитарный аккомпанемент разнится не только степенью мастерства, но и общественной своей ролью. Недавно Музею музыкальной культуры имени М. И. Глинки была передана в дар гитара, которая не представляет особой ценности как инструмент, да и исполняла она всего-навсего несложный аккомпанемент. Но принадлежала гитара Дину Риду - он побывал со своими песнями протеста во всех горячих точках планеты, и это сделало простой инструмент бесценным.

А. Ватто. Песня любви

Ни в одном музее не увидим мы гитару чилийского патриота Виктора Хары. Обломки ее остались лежать на стадионе, превращенном пиночетовцами в концлагерь. Эта гитара была для хунты страшнее автомата. Погиб и ее хозяин. Прежде чем убить певца, ему раздробили руки. Руки, которые превращали струны гитары в оружие.

Мы коснулись только аккомпанемента, но уже увидели, какой разной может быть гитара. Но вот и другие ее роли.

По телевидению нередко передают песни и пляски цыган. Гитары - непременные участницы этого действия. Попробуйте на минуту отвлечься от песни, от танца, вслушайтесь только в музыку гитар, и вы отчетливо услышите, что это уже не просто аккомпанемент. Это самостоятельное искусство, это другая музыка.

Странствующие цыгане-гитаристы издавна бродили по дорогам многих европейских стран. В своей музыке они использовали всего несколько традиционных мелодий, но сочетали их так искусно, что создавалось впечатление бесконечного разнообразия. Цыгане виртуозно импровизировали, украшая мелодию острыми оборотами,- словом, создали свою музыку, которая с трудом передается привычными нам нотными знаками. Теми цыганской музыки тоже своеобразен - вначале очень медленный, он постепенно ускоряется и доходит почти до предела возможностей музыканта, затем следует резкая остановка и все начинается сначала.

В XVIII веке музыканты-цыгане стали объединяться в хоры, сопровождаемые несколькими гитаристами. Одни вели мелодию, а другие - гармонию. Цыганские хоры стали настолько популярными в XIX веке, что вызвали многочисленные подражания. Но можно перенять мелодии, ритмы, манеру игры и пения, но невозможно усвоить те тонкости, что идут от глубинных народных традиций. А без этого подражание остается лишь подражанием, не больше.

Дж. С. Сарджент «Цыганский танец»

Еще один вид искусства гитары - фламенко. Правда, фламенко - это не только гитара. Как и у цыган, это еще и песня, и танец. Родина фламенко - южные провинции Испании. Многие историки музыки считают, что испанские цыгане сильно повлияли на становление фламенко: произошло смешение цыганской и испанской манер исполнения, заимствование и переработка мелодий, и в результате родилось совершенно особенное и самостоятельное искусство.

Цыганские гитаристы очень редко выступают отдельно от хора. А некоторым гитаристам фламенко со временем стало тесно в рамках сопровождения песни и танца, они отделились и стали выступать самостоятельно. Их мастерство, выросшее до необычайной виртуозности, распахнуло перед ними двери самых прославленных концертных залов.

Фламенко на гитаре - это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приемам.

И еще фламенко - импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге. Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения.

Один из самых выдающихся гитаристов фламенко - испанец Пако де Лусиа. Его выступления не раз передавали у нас по радио и телевидению. Выпущены две его пластинки - «Андалузские мелодии» и «В пятницу вечером в Сан-Франциско».

Пако де Лусиа в своих интервью признается, что не помнит, когда впервые взял в руки гитару, поскольку это было в самом раннем детстве. Играть он учился у отца, в шесть лет уже выступал вместе с ним в небольших кафе. В тринадцать лет он - профессиональный гитарист фламенко, выступающий самостоятельно в концертах. В двадцать три - обладатель первой премии на конкурсе фламенкистов. Еще через пять лет его приглашают выступить в концертном зале Мадрида, предназначенном исключительно для исполнения классической музыки. Несмотря на все эти достижения, Пако де Лусиа считает, что успел освоить только азы фламенко и ему предстоит еще учиться и учиться глубине и выразительности народной испанской музыки.

Следующий вид гитары не слишком распространен и почти неизвестен у нас. Это гавайская гитара. Иногда думают, что гавайская гитара - инструмент какой-то особой конструкции. Это не так. Некоторые незначительные особенности в устройстве действительно есть, если гитара заведомо изготавливается как гавайская, но в принципе это обычная гитара, только на ней должны быть натянуты стальные струны, современные нейлоновые не подходят.

Гавайская гитара во время исполнения кладется плашмя на колени. Исполнитель надевает на три пальца правой руки специальные плектры - нечто вроде наперстков с металлическими перышками, которыми защипываются струны. А в левой руке гитарист держит металлическую пластинку - ею он скользит по струнам, не прижимая их к грифу. Звучание гавайской гитары, поющее, вибрирующее, напоминает человеческий голос. Обычно гавайская гитара ведет мелодию, а аккомпанирует ей вторая гитара или какой-нибудь другой инструмент.

Доступна гитаре и джазовая музыка. Иногда к джазу относят всю легкую музыку, считая так: все, что не классика, то джаз. Это неверно. Джаз - сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Так вот, гитара в совершенстве постигла и сложность джаза, и его законы. В двадцатых годах нашего столетия в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту - банджо.

Гитара в джазе - не только аккомпанирующий инструмент. Во многих произведениях ей поручают соло, а соло в джазе - почти всегда импровизация. Иногда джазовые гитаристы выступают в концертах с самостоятельными номерами. Многие из вас слышали, наверно, советского гитариста Алексея Кузнецова - его джазовые импровизации на гитаре всегда воспринимаются с большим интересом.

В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами - например, скрипкой, домрой, мандолиной. Одно время были популярны так называемые неаполитанские оркестры, основу которых составляли гитары и мандолины. Люди старшего поколения, кому доводилось слышать такие оркестры, помнят их нежнейшее звучание.

Иногда, особенно в самодеятельности, ансамбли составляются из одних гитар. И даже такому ансамблю доступен широчайший репертуар - от простых обработок народных песен до сложнейших произведений.

Мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать еще три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат.

Классическая гитара. Та, которая, кажется, может все. Для нее написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром.

Русская семиструнная гитара. Без нее трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс.

И наконец, электрогитара, давшая жизнь новому виду вокально-инструментальной музыки, популярность которой среди молодежи огромна.

Каждая из этих ролей заслуживает отдельного разговора. Но прежде проследим в общих чертах историю гитары. История эта началась тогда, когда не было еще ни скрипки, ни виолончели, ни фортепиано.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность: Исследование интересно и актуально для меня, так как я занимаюсь на музыкальном инструменте и хочу больше узнать об этом инструменте. (Приложение I, рис. 1)

Цель: Изучить историю появления гитары, проследить путь ее развития.

Задачи:

    Познакомиться с историей возникновения струнных щипковых инструментов.

    Рассмотреть историю развития музыкального инструмента - гитара и её разновидности.

    Изучить методическую литературу по научной работе.

Методы исследования: изучение литературы, классификация, сравнение, проведение опроса, анализ, составление мониторинга.

Гипотеза: Если я научусь профессионально играть на гитаре, то смогу принимать участие в различных конкурсах, концертах высокого уровня, а также круг моих друзей расширится.

Объект исследования: область музыки.

Предмет исследования: гитара, ее прошлое и настоящее.

I. Откуда к нам пришла гитара.

    1. Происхождение.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». (Приложение I, рис.2)

Тар — струнный, щипковый музыкальный инструмент, один из предшественников гитары. (Приложение I, рис.3)

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру. Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье. (Приложение I, рис.4)

Испанская гитара. В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима вместе с арабскими завоевателями. В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами. Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. (Приложение I, рис.5)

Русская гитара. В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII - начале XVIII веков. Впервые появилась в середине XVIII века и была пятиструнной. Первыми исполнителями на гитаре и педагогами в России были итальянцы, которые приезжали к зажиточным аристократам на службу. (Приложение I, рис.6)

Большую роль в популяризации гитары в России сыграли цыгане, для которых этот музыкальный инструмент был самым любимым. В XIX веке цыгане выступали с песнями на народных гуляниях, праздниках, в загородных домах и ресторанах. Их искусство стало неотъемлемой частью музыкальной жизни России. (Приложение I, рис.7)

Классическая гитара. В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. (Приложение I, рис.8)

1.2. Устройство гитары.

Основные части. Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки, нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться так называемые «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны. (Приложение I, рис.9)

Лады. Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются так называемые «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом. (Приложение I, рис.10)

Струны. В современных гитарах используются стальные, нейлоновые или карбоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. В настоящее время производится большое количество разновидностей комплектов струн, различающихся по толщине, технологии изготовления, материалу, тембру звука, типу гитар и области применения. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»). (Приложение II, рис.1)

Стандартный строй гитары. Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения.

Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1)

2-я струна — нота «си» малой октавы (h)

3-я струна — нота «соль» малой октавы (g)

4-я струна — нота «ре» малой октавы (d)

5-я струна — нота «ля» большой октавы (A)

6-я струна — нота «ми» большой октавы (E) (Приложение II, рис.2)

Усиление звука. Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используются два подхода — акустический и электрический.

При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора, что позволяет достичь громкости, сопоставимой с громкостью человеческого голоса.

При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей, электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.

Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустической гитары. Кроме того, гитара может применяться в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

Материалы. У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра, также используется клен. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород.

Аксессуары. В процессе эксплуатации и исполнения на гитаре я использую аксессуары и приспособления:

    Кофр — мягкий или жёсткий футляр или чехол для хранения и(или) переноски гитары. (Приложение II, рис.3)

    Подставка (стойка) — приспособление для надёжной фиксации инструмента на полу либо стене, для кратковременного хранения. (Приложение II, рис.4)

    Гитарный ремень — ремень из прочного материала (кожа или синтетика), позволяющий гитаристу удобно исполнять композиции стоя. (Приложение II, рис.5)

    Тюнер — электронное устройство, упрощающее настройку гитары путём визуальной индикации точности настройки каждой струны. (Приложение II, рис.6)

    Полироль для ухода за корпусом, грифом или декой. (Приложение II, рис.7)

    Подставка под левую ногу, используется при игре на классической гитаре. (Приложение II, рис.8)

    1. Классификация гитар

Разновидности гитар можно классифицировать по различным признакам:

    По способу усиления звука гитары.

    По конструкции корпуса гитары.

    По диапазону звучания.

    По наличию ладов.

    По стране (месту) происхождения.

    По жанру музыки.

    По роли в исполняемом произведении.

    По числу струн гитары.

Классическая гитара - это специализированный инструмент, на котором играют преимущественно классическую музыку или фламенко. У классической гитары, в целом похожей на акустическую, меньших размеров корпус, более широкая шейка и нейлоновые, а не стальные струны. Звучание классической гитары более насыщенное, чем у акустической гитары. (Приложение I, рис.7)

Акустические гитары легко переносить, на них можно играть где угодно. В отличие от электрогитар, акустическим не нужен усилитель или источник питания, поэтому они идеально подходят для тех, кто хотел бы просто наигрывать любимые песни.

Акустические гитары могут отличаться по размерам и форме корпуса. От размеров и формы корпуса зависит, как гитара звучит и как она лежит в руках. Гитара с большим корпусом звучит громче, чем с меньшим. На акустическую гитару можно поставить адаптер, чтобы подключить её к усилителю. Адаптер - это магнитное устройство, преобразующее колебания струн в электрические импульсы, которые усилитель превращает в звук. (Приложение I, рис.19)

Электрогитары меньше акустических и классических и обычно стоят дешевле акустических, поскольку сделать их проще. Однако для электрогитары требуется дополнительное оборудование - усилитель и динамики. Корпус электрогитары может быть цельным или полностью полым. Стальные струны электрогитар обычно толще струн акустических гитар. Гитара обладает большими возможностями: на ней мож-но играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле. (Приложение I, рис.20)

II. Экспериментальное исследование

Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап.

    Изучение исторической, учебной, справочной литературы, слушание музыкальных произведений по теме исследования, составление примерного плана исследования.

Второй этап.

    Проведение опроса по следующим вопросам:

    Как часто Вы слушаете музыку?

    Что Вы знаете о гитаре?

    Практическая работа по составлению памятки для начинающего гитариста.

    Написание работы, выводы, результаты исследования.

Результаты первого этапа работы мной изложены в Главе I данного исследования.

Второй этап моего исследования отразился в таблице.

Результаты

Как часто Вы слушаете музыку?

Не слушаю совсем - 0

Какие музыкальные инструменты Вы знаете?

8 инструментов - 8

7 инструментов - 3

6 инструментов - 8

5 инструментов - 6

4 инструмента - 4

3 инструмента - 2

2 инструмента - 1

0 инструментов - 1

Что Вы знаете о гитаре?

Ничего - 19

Некоторые сведения - 8

Развернутый ответ - 0

На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть?

Хотел бы научиться - 17

Не хочу учиться играть - 7

Каких музыкантов исполнителей вы знаете?

Классических исполнителей - 5

Эстрадных исполнителей - 8

Никого не знаю - 14

Как музыка влияет на Ваше настроение?

Поднимает настроение - 22

Помогает настроится - 5

По результатам данного опроса мы сделали следующие выводы по выявлению уровня знаний о гитаре у обучающихся школы.

Звучание гитары знакомо всем, но историю и настоящее этого инструмента мало кто знает. Такое положение в данной области требует просветительской работы.

По результатам данной исследовательской работы в практической ее части мы разработали памятку для начинающего гитариста.

10 советов гитаристу - новичку!

    Покупка и правильный выбор гитары

    Правильная постановка рук - ключ к успеху

    Не перенапрягайтесь

    Не спешите, но и не делайте больших пауз

    Чувство ритма - ваш фундамент

    Научитесь настраивать гитару сами

    За гитарой нужно ухаживать

    Знание нотной грамоты - ощутимый плюс

    Учитесь играть и петь под гитару с друзьями

    Берите пример у других! Вдохновляйтесь!

Заключение. В данной работе мы показали, какой интересный, непростой, популярный, современный инструмент гитара. Возможно, обучающиеся, которых мы планируем ознакомить с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются этим удивительным инструментом. Работа по данной тематике дала нам возможность познакомиться не только с музыкальным инструментом, но и с его историей и современностью, открыла новые стороны музыкального мира.

А что касается меня, то гитара имеет в моей жизни важное значение. Она не дает мне скучать и помогает избавиться от грустных мыслей. Гитаре можно излить душу, она никогда не предаст, это лучшая подруга в моей жизни. Она самое лучшее, что у меня есть.

В дальнейшем я буду совершенствовать свои музыкальные навыки, повышать своё мастерство игры на гитаре, выступая на конкурсах.

Список используемой литературы:

    П.Агафошин. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка», г. Москва, 1990 г.

    М. Александрова. «Азбука гитариста». Издательство «Кифара», г. Москва, 2009 г.

    М. Александрова. «Испанская гитара». Издательство «Кифара», г. Москва, 2008 г.

    Э.Пухоль. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Кифара», г. Москва, 2010 г.

    «Музыкальная энциклопедия. Том I». Издательство «Советская энциклопедия», г. Москва, 1973 г.

    А. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре», Издательство «Музыка», г. Москва 1989.

    Фотографии из личного архива

    Интрнет ресурсы:

    ru.wikipedia.org

    guitar-master.or

Приложения I

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7

Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10

Приложения II

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6

Рисунок 7 Рисунок 8

Рисунок 19 Рисунок 20