Музыкальное искусство гитара. Дипломная работа: Становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинск. Гитара в России

Министерство культуры Саратовской области

ГОУ СПО «Вольское музыкальное училище

им. В.В. Ковалева (техникум)»

Курс лекций

Дисциплина:

«История исполнительства на русских народных инструментах»

Выполнила

преподаватель специализации

«Инструменты народного оркестра»

Клочко Г.В.

Тема I. Зарождение и развитие русской инструментальной музыки………………………………...3

1.Зарождение русской инструментальной музыки………...3

2.Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры………………………………………5

Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре ХI - ХIХ веков…………………………………………………………10

    Гусли в ХI – ХIХ веках…………………………………10

    Шестиструнная гитара в России…………………........15

    Семиструнная гитара в XVIII – XIX веках……………20

    Становление исполнительства на русской домре........25

    Балалайка в XVIII – XIX веках………………………..29

Тема III . Эволюция русской гармони во второй половине ХIХ – начале ХХ века…………………………34

    Появление первых русских гармоник…………………34

    Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца ХIХ – начала ХХ века……39

Тема IV . Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)…………………………….45

    В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети ХIХ века…..45

    Хроматизация балалайки и гармони…………………..49

    Появление баяна в России и развитие концертного баянного исполнительства…………………..

    Искусство игры на балалайке в начале ХХ века…

    Развитие гитарного искусства в России начала ХХ века…………………………………….

Тема V . Формирование оркестрового домрово- балалаечного и гармонико-баянного исполнительства

    Создание первых оркестров хроматических гармоник………………………………………………4

    Возникновение балалаечного оркестра В.В.Андреева…………………………………………7

    Особенности становления репертуара оркестра русских народных инструментов………………….15

Тема VI . Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы

    Роль конкурсов и олимпиад второй половины

1920-х – начала 30-х годов в развитии исполнительства…………………………………….18

2. Зарождение профессионального образования на народных инструментах……………………………22

3. Становление профессионального ансамблево-оркестрового искусства…………………………….26

    Развитие сольного профессионального искусства..34

    И.Я.Паницкий……………………………………….39

Тема VII . Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)

    Любительское и профессиональное исполнительское искусство………………………...45

    Произведения военных лет для русских народных инструментов………………………………………..50

Тема VIII . Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)

    Развитие профессионального исполнительства….53

    Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара…………………………………………70

Тема I Х. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)

    Развитие профессионального исполнительского искусства…………………………………………….75

    Сочинения для баяна и сольных щипковых народных инструментов……………………………85

Тема I. Зарождение и развитие русской инструментальной музыки

    Зарождение русской инструментальной музыки

Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Безвестными талантливыми мастерами создавались и совершенствовались самые разнообразные музыкальные инструменты.

Зарождение русской музыки относится к глубокой древности. Она возникла в недрах первобытнообщинного строя славянских племен, населявших обширную территорию.

Центром одного из племенных союзов являлось племя рось, проживавшее на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть руссами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей, Русью.

По свидетельству историков, славяне были рослым, сильным и красивым народом: «они были неплохие люди и совсем незлобные», очень любили пение, за что их прозвали «песнелюбцами».

К VIIIвеку у восточных славян происходит процесс разложения первобытнообщинного строя, созревают зачатки государственной власти. К этому времени относят появление скульптуры, музыки, плясок.

У древневосточных славян существовали различные виды искусства, которые были связаны с обрядовыми формами языческих религиозных верований. Исполнение обрядов сопровождалось пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками с элементами театрализованного действия.

На первом этапе своего возникновения музыка была еще очень примитивной. Пение было одноголосным, и мелодии строились на 3 – 4 звуках. Во многих песнях отсутствовали полутоновые сочетания. Однако их метроритмическая структура была довольно разнообразной: между мелодией и словами существовала тесная взаимосвязь.

Древним славянам были известны музыкальные инструменты различного вида, например, так называемые мембранные ударные, где источником звука служит мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди инструментов подобного типа наиболее известны бубны и барабаны. К ударным инструментам относится и металлический орган. Как предполагают, он представлял собой набор металлических пластинок или полушарий. Из духовых народных инструментов бытовали продольная флейта, флейта Пана, глиняные свистульки.

Продольная флейта имела вид трубки, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд. Флейта Пана представляла собой набор коротких трубочек различной длины, где верхние концы стволов были открыты, а нижние закрыты пыжом. Звук извлекался посредством рассечения воздуха о край верхнего конца трубочки. Флейта Пана являлась прототипом современных кугикл. Глиняные свистульки или окарины - это пустотелые керамические фигурки, выполненные обычно в виде птицы или животного и имеющие 2 – 3 игровых отверстия. Известны славянам были и гусли. Сведения об этом инструменте дошли до нас из VIвека.

Если песни передавались устным путем от поколения к поколению и таким образом сохранялись в народной слуховой памяти столетиями и некоторые из них дошли до наших дней из глубины веков, то инструментальная музыка могла сохраниться только лишь в нотной записи. Последняя являлась достоянием монастырей, где культивировалось церковное пение. Она вошла в музыкальную практику России (и то в очень несовершенном виде) только лишь в XVII веке. Инструментальная музыка считалась светской, а значит, греховной, «бесовской». Кроме того, жизнь самих инструментов была недолговечной: сделанные из непрочного материала, дерева. Они более всего подвергались влиянию времени, и ничто не в силах было приостановить процесс их исчезновения, не говоря уже о том, что славянские земли постоянно подвергались нашествиям диких племен, так что и возделывать землю приходилось с оружием за плечами.

Песенное и инструментальное искусство древних славян родилось и развивалось в тесной взаимосвязи. Анализ структуры песен и музыкальных инструментов дает основание утверждать, что песенная практика народа обеспечивала рождение музыкальных инструментов, а музыкальные инструменты, в свою очередь, закрепляли опыт песенного искусства, т.е. создание многих песен происходило под влиянием установившегося инструментального строя, точно так же, как звукоряды многих музыкальных инструментов рождались часто на основе конкретных и наиболее типичных народных песенных мелодий, как материальное воплощение результатов творческой практики. А если знать строй инструментов, способы извлечения звука на них, характер звучания, то можно уже моделировать и характер музыки того времени.

Значение докиевского периода в истории русской инструментальной культуры исключительно велико. Именно в этот период закладываются основы национальной самобытной русской профессиональной музыки.

  1. Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры

В IX веке на территории теперешней Украины образовалось большое и сильное раннефеодальное государство – Русь. Его столицей стал Киев. По главному городу это государство стало называться Киевской Русью. Киев становится экономическим и культурным центром всех восточных славянских земель. Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. Быстро и интенсивно развиваются архитектура, живопись, музыка.

Многочисленные исторические свидетельства указывают на большую роль музыки в общественной и государственной жизни Киевской Руси. Она была неизменной принадлежностью княжеского и дружинного быта, сопровождая и веселые, разгульные пирушки, и торжественные официальные церемонии. В стенной росписи киевского Софийского собора отражены подобные картины придворного музицирования.

Исторические документы указывают на существование в Древней Руси двух категорий певцов-музыкантов, отличающих друг от друга и по характеру своего искусства, и по общественному положению.

К одной из них принадлежали скоморохи, вечно гонимые и преследуемые церковью, лишенные защиты законы, большей частью бездомные и не имевшие никакого имущества, но всегда желанные гости, любимые во всех слоях общества. К другой категории относились княжеские певцы, которые занимали высокое положение в обществе и пользовались признанием как светских, так и духовных властей. В литературных источниках приводится обширный перечень запрещенных церковью забав, среди которых фигурируют скоморохи, «гудцы», «свирцы», «игрецы», «позоры деюще» на улицах городов, «бубенные плесканья», «свирельный звук», «плясания и всякиа игры».

Наряду с бродячими группами скоморохов, которые переходили от одного населенного пункта к другому, зазывая зрителей на свои представления, приуроченные к святкам, масленице, пасхе или за определенную плату «подряжались» участвовать в свадьбах или других семейных праздниках, были и такие, которые жили оседло. Они владели своим хозяйством, а скоморошеством занимались для дополнительного приработка, а в иных случаях, возможно, и из чистого любительства.

Но, несмотря на известное расслоение в среде скоморошества, это был один социальный тип средневекового артиста и музыканта, по своему положению в обществе и по характеру своего искусства резко отличавшийся от высокопоставленных княжеских певцов и поэтов, прославлявших ратные подвиги князя и его дружины.

Музыкальные инструменты Древней Руси различались не только по структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни. Каждый инструмент имел свое назначение и применялся в определенных случаях в соответствии со сложившимися обычаями и традициями. Одни пользовались уважением и почетом во всех слоях общества, другие – сурово порицались и преследовались. Например, трубе обычно отводилось особое место как привилегированному благородному инструменту, вселяющему мужество и бесстрашие в душу воина, призывающего его на ратные подвиги. В одном из древнеславянских церковных поучений труба противопоставляется сопели и гуслям, которые «собирают бесстыдных бесов».

У киевских скоморохов впервые появляется гудок – струнный инструмент, ставший не менее популярным, чем гусли. К XV веку относится старейшее из дошедших до нас изображение этого инструмента. Корпус гудка имел грушевидную форму, дека была плоской, подставка под струны ровная, без изгиба. Три струны находились на одном уровне и поэтому смычок, имевший лукообразную форму, соприкасался со всеми ими тремя. На первой, тонкой струне игралась мелодия, вторая и третья струны звучали без изменения высоты звука (строились они в квинт, как у современной скрипки). Беспрерывное звучание (гудение) винты в нижних голосах стало одним из характернейших стилистических признаков для народной музыки, называемое бурдоном, бурдонирующей квинтой. Во время игры инструмент опирали о колено левой ноги или зажимали между колен.

При археологических раскопках в Новгороде в 1951 – 1962 гг. впервые были найдены подлинные образцы древних гудков, относящихся. Как было установлено учеными, к XII веку.

Из духовых инструментов в Киевской Руси применялись несколько видов инструментов флейтового типа: сопель – свистковая флейта (при археологических раскопках в Новгороде были найдены образцы сопелей, относящихся к XIвеку), свирель – парная свистковая флейта, многоствольная флейта Пана (кугиклы), а также различные пастушеские и ратные (военные) рога и трубы, упоминание о которых можно найти в древних летописях началаVIIвека. Пастушеский рог, как и труба, выделывался из дерев. И трубы и рога использовались как в быту, так и в ратном деле. Археологические раскопки пока не обнаружили ни одного экземпляра этих инструментов.

Есть основания предполагать, что скоморохи Киевской Руси играли на волынках. Правда, первое упоминание о них относится к эпохе Ивана Грозного (середина XVI века), но литературные источники не могут служить обозначением времени возникновения того или иного инструмента, так как они появлялись, как правило, намного позже. Многие исследователи считают, что волынка является одним из древнейших инструментов.

Русская волынка (дуда или козица) – это духовой язычковый инструмент с воздушным резервуаром (мехом) из кожи или бычьего пузыря. В отверстие меха вставлялись 4 – 5 трубочек. Одна из них служила для нагнетания воздуха в мех, остальные использовались как игровые. При игре исполнитель прижимал мех локтем левой руки к туловищу, выдавливал из него воздух, который попадая в игровые дудочки, приводил в колебание прикрепленные внутри стволов тонкие тростниковые пластинки, называемые «пищиками» или «язычками». Пальцами рук играющий закрывал отверстия, находящиеся на стволе мелодической дудочки, меняя тем самым высоту звука. Другие две дудочки звучали все время на одной и той же высоте, и так как они подстраивались в квинту, то образовывался квинтовый бурдон. У некоторых волынок было две мелодические дудочки, которые звучали одновременно, в двухголосном сочетании. В процессе игры музыкант постоянно вдувал в мех воздух, так что волынка могла звучать без перерыва. Отсюда произошло известное выражение «тянуть волынку», «волынить».

Из ударных инструментов употреблялись бубны (общее название различных барабанов), среди которых были инструменты с побрякушками, наподобие тарелочек у современного бубна. В XIвеке уже практиковалась ансамблевая игра. Так, например, в палатах князя Святослава Ярославовича регулярно играл инструментальный ансамбль большого состава. Репертуар его строился на материале народных песен.

В XIII веке, когда почти вся русская земля оказалась под монголо-татарским игом, хранителем и продолжателем древнерусских культурных традиций становится Новгород.

Искусство новгородских скоморохов находилось на очень высоком уровне. В народных былинах новгородские скоморохи характеризовались как талантливые певцы и музыканты-инструменталисты, владевшие высоким исполнительским мастерством, широким и разнообразным репертуаром. Есть основания предполагать, что большая часть песен, исполняемых скоморохами, и сцен, ими разыгрываемых, возникали экспромтом и находились в тесной связи с обстоятельствами, при которых давали свои представления скоморохи.

Носители прогрессивных идей – скоморохи – нередко являлись зачинщиками и участниками народных волнений. Первыми против скоморохов выступили представители церковной власти. Попы видели в их деятельности возрождение язычества, отвлекающего народ от церкви «бесовскими игрищами». Гонения на скоморохов развернули цари Михаил Федорович и в особенности Алексей Михайлович. Так, в 1648 году царской грамотой повелевалось «все гудебные сосуды сжечь, ослушников наказать кнутом и батогами, а за повторное ослушание ссылать в отдаленные места». По свидетельству очевидца обоз с музыкальными инструментами был сожжен на болоте за Москва-рекой.

В результате гонения все меньше оставалось мастеров, изготовлявших музыкальные инструменты для скоморохов, искусство постепенно утрачивало массовость, вырождалось. Тем не менее, даже в XVIII–XIXвеках скоморохов можно было встретить в народных балаганах, на ярмарках Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде.

Скоморошество на Руси вошло в историю русской культуры как явление огромной общественной и художественной значимости. Оно оказало большое влияние на формирование всех жанров музыкального искусства и литературы.

Слово «гитара» почти у каждого человека вызывает романтические воспоминания и связано с чем-то светлым и приятным. Но немногие задумываются о том, что история такого знакомого и, казалось бы, обыденного инструмента, уходит глубоко в прошедшие тысячелетия. История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:

  • Кинорра в Месопотамии;
  • Цитра и нефер в Египте;
  • Ситар в Индии;
  • Кифара в Риме и Греции.

Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи.

Китайские предки современной гитары уже имели верхнюю и нижнюю деки, соединенные обечайкой, и выполненные из дерева, хотя форма корпуса была еще округлой и напоминала современную версию очень слабо.

Происхождение гитары

Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции .

Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.

С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:

  1. Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.
  2. Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.

В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Здесь он выступал вначале в качестве аккомпанемента. Впоследствии, благодаря талантливым музыкантам Луису Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары.

История создания гитары

XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.

Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.

Конечно, история гитары получила наибольшее развитие именно в Испании. Страстные и импульсивные испанцы первые оценили благородство и выразительность инструмента в полной мере.

Агуадо даже называли «Бетховеном гитары», а Сор и сегодня ставится в один ряд с лучшими виртуозами игры.

Многие талантливые композиторы писали для гитары и были поклонниками этого инструмента:

  1. Француз Гектор Берлиоз, живший в 19 в. и являющийся родоначальником симфонической музыки, особо отмечает гитару в качестве инструмента, оказавшего значительное позитивное влияние на его музыкальное образование.
  2. Итальянец Никколо Паганини, известный скрипач, высоко оценивал качества гитары как музыкального инструмента. Музыкант написал множество сонат, пьес и концертов для игры на гитаре, как соло, так и в квартете с другими инструментами. Паганини сам виртуозно играл на гитаре и ставил ее в один ряд со скрипкой. Гитара знаменитого итальянца хранится в музее Парижской консерватории.
  3. Великий Франц Шуберт писал для гитары танцы и песни, сонаты и пьесы. Знаменитый немецкий композитор был любителем гитарной музыки и имел собственный инструмент, который находится в музее Шуберта.
  4. Немецкий композитор Карл Вебер, по свидетельству сына, играл на гитаре столь же виртуозно, как и на фортепиано. Музыкантом был создан ряд песен, сонат и пьес для игры на гитаре в ансамблях.

Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.

Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:

  • В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;
  • Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;
  • Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса;
  • В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.

Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.

Когда появилась гитара в России

До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.

Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.

Происхождение гитары теряется во тьме веков: ученые не знают, когда и откуда она появилась на свет. Исторический путь развития гитары можно условно разделить на пять периодов, которые я назвал бы становлением, застоем, возрождением, упадком и расцветом.

В период своего становления в европейской культуре XI - XIII веков гитара вытеснила многие струнные инструменты, особенно любимой была в Испании. Далее для гитары наступила эпоха застоя, начавшаяся после того, как в Европу была завезена арабская лютня. На целых четыре столетия большинство европейских музыкантов, увлекшись лютней (для которой создавался обширный репертуар), забыло о гитаре. Однако истинные сторонники гитары научились играть лютневый репертуар, воспользовались, с одной стороны, характерными приемами игры на этом инструменте, а, с другой - преимуществами самой гитары, заключавшимися в большем удобстве исполнения благодаря более тонкому и длинному грифу и меньшему количеству струн. В результате с середины XVIII века начался процесс возрождения гитары. В XIX веке многие музыканты полюбили этот инструмент, сумели понять его душу. Музыку для гитары писали Ф.Шуберт, К.Вебер, Г. Берлиоз и другие. Значительное количество сочинений для гитары и с ее участием создал Никколо Паганини (1782-1840) (до сих пор на концертной сцене живут написанные им Шесть сонатин для скрипки с аккомпанементом гитары). Появились исполнители и композиторы, целиком посвятившие свою жизнь гитаре, например Ф.Карулли (1770-1841), М.Джулиани (1781-1829), М.Каркасси (1792-1853) в Италии. В Испании - Ф.Сор (1788-1839) и Ф.Таррега (1852-1909), которых с полным основанием называют классиками гитарного искусства. В дальнейшем традицию продолжали М.Льобет (1875-1938), Э.Пухоль (1886-1980) и особенно - великий испанский гитарист XX века Андрес Сеговия (1893-1987), выведший гитару из салона на самые крупные сцены мира.

В России, как ни поразительно, именно с середины XIX века обозначился упадок гитарного искусства. Закрывались классы гитары в музыкальных учебных заведениях, которые в ту пору как раз широко распространялись благодаря деятельности Русского музыкального общества. Обучение игре на гитаре концентрировалось в руках частных преподавателей, а ее трогательные звуки доносились чаще всего из кабаков, в лучшем случае - из салонов и садовых беседок. Лишь на рубеже XIX-XX веков в России началось возрождение серьезного отношения к гитаре, а затем и постепенный расцвет гитарного исполнительства. Во многом это было связано с гастролями в России Андреса Сеговии, убедившего наших слушателей в том, что гитара как концертный инструмент находится в одном ряду со скрипкой, виолончелью, фортепиано. Русские сподвижники испанского мастера Петр Агафошин и его ученик Александр Иванов-Крамской во многом способствовали уходу гитары из мещанского быта в сферу музыкально-академического искусства. Так в России началась новая эпоха - время интенсивного становления и развития академического (сольного и ансамблевого) исполнительства на гитаре. О достижениях отечественной гитарной музыки убедительно свидетельствует творчество концертирующих гитаристов - воспитанников российских музыкальных вузов.

Наряду с несомненными успехами современной российской школы игры на гитаре в этой сфере у нас накопилось немало острых нерешенных проблем - как музыкально-художественных, так и психолого-педагогических, технологических, даже социокультурных. Едва ли не самая волнующая - дефицит высококвалифицированных, профессионально играющих и притом творчески мыслящих педагогов. Да, достоянием отечественных гитаристов является ряд исполнительских школ, созданных превосходными наставниками, серьезными воспитателями молодежи, большими музыкантами. Их имена хорошо известны. Это М.Каркасси, А.Иванов-Крамской, Е.Ларичев, В.Яшнев, Б.Вольман, П.Вешицкий, П.Агафошин, В. Кирьянов и другие. Заслуживает серьезного изучения творческая работа и школа Э. Пухоля, учившегося у великого Ф.Тарреги. Другой пример - работы самарского гитариста А.И.Матяева, авторитетного педагога и методиста, ученики которого ищут и развивают собственные пути в гитарном исполнительстве и методике преподавания. Так, собственно говоря, и должно быть. Поэтому, поднимая здесь проблему несоответствия между растущей популярностью гитары, востребованностью обучения на ней и количеством квалифицированных преподавателей, подчеркиваю необходимость организации обмена мнениями между педагогами-гитаристами, шире говоря, налаживания серьезной методической работы в масштабе регионов и всей России. В противном случае может надолго укорениться то состояние нашей методической литературы, которое существует сегодня.

К сожалению, отечественный гитарный рынок ныне наводнен низкопробными «школами игры на гитаре» (или «самоучителями»), которые никак не развивают ни основ профессионализма, ни серьезного отношения к гитаре в целом. Авторы подобных пособий чаще всего таким путем стремятся утвердиться в своем узком гитарном «мирке», в котором они сами якобы «освоили» гитару. Обычно переписывается текст или нотный материал, иногда кое-где меняется аппликатура, придумываются одно-два новых упражнения - и «Школа» для самоучек готова. Разумеется, ничего подобного в отношении обучения игре на скрипке, фортепиано или, скажем, каком-либо духовом инструменте нет и быть не может. Но гитара инструмент особенный: простой и сложный. Когда речь идет об игре в быту - кажется, что самый простой. Если же играть по-настоящему, профессионально, то весьма трудный. Но гитарная культура должна быть все же одна. И именно от академической игры на гитаре нужно отталкиваться во всех ее проявлениях - как профессиональном, так и любительском, если мы хотим, чтобы этот популярный инструмент становился частью нашей музыкальной культуры, как известно, весьма высокой по своему художественному уровню.

Надо, конечно, учитывать, что гитара и гитарное искусство существуют как бы в двух измерениях - народном и профессиональном. Как народный инструмент гитара почти не претерпевает изменений: сохраняются исполняемые на ней пьесы, песни и романсы под ее аккомпанемент, неизменными остаются приемы игры. Но как профессиональный музыкальный инструмент гитара все время прогрессирует: музыкально и технически усложняется репертуар, возникают новые веяния в технологии гитарного исполнительства, появляются более совершенные способы звукоизвлечения, колористические средства, школы, методики. Впрочем – и здесь подчас возникают недоразумения.

Оказалось, что изобретена новая гитара, которая называется «Гран». Вспоминается встреча с гран-гитаристами, приходившими в Тольяттинский институт искусств за рецензией. Были у них и патент на «изобретение» новой гитары, и якобы высшее гитарное образование (частная академия гран-гитары!), однако, на поверку оказалось, что этот инструмент – вовсе не изобретение нынешнего времени. В Норвегии существует разновидность скрипки, у которой, кроме четырех основных струн, было еще столько же резонансных, расположенных ниже и придававших звучанию инструмента особую окраску, обогащавших его тембр. Эту скрипку по-разному настраивали и применяли только в качестве вспомогательного инструмента в оркестре, Как известно, тот же акустический принцип лежал в основе конструкции многих виол. На гран-гитаре имеется 12 струн по отношению к горизонту деки, это - шесть нижних (металл) и шесть верхних (нейлон). Гран-гитаристы пытаются играть на всех двенадцати струнах! В частности, они активно используют в игре именно те струны, которые для норвежских скрипачей - только резонирующие. В результате при игре на таком инструменте возникает неимоверная фальшь - и, прежде всего, грязные (случайные) аккордовые сочетания. Ясно, что столь значительное количество струн создаст в игре колоссальные трудности чисто технического порядка, с которыми вполне справиться мог бы, пожалуй, только робот, а не человек, у которого отсутствуют безупречно действующие ориентировочные реакции и исключительно выносливая нервная система.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что звук гран-гитары довольно глубок и тембрально красив, поскольку является результатом одновременного звучания нейлоновых и металлических струн. Поэтому не исключено, что дальнейший поиск поможет играющим на этом инструменте, преодолев органические трудности, выявить его полезные качества. Но пока претенциозные заявления апологетов о том, что сейчас наступила эпоха гран-гитары, а все остальные виды гитар уже отошли в прошлое, на мой взгляд, являются глубоко ошибочными.

Каждому педагогу-гитаристу нужно, видимо, поставить перед собой вопрос о главных ценностях обучения игре на гитаре. Вряд ли ими могут быть преклонение перед новомодными методиками, пышно рекламируемыми новшествами, поспешно сочиняемым и «ходким» репертуаром. В гитарном исполнительстве, как и во всех других видах музыкально-исполнительского искусства, нужно, прежде всего, стремиться к культуре исполнения, к выявлению художественной содержательности исполняемого, к качественному звучанию и, конечно же, к свободной, развитой технике. То есть, иначе говоря, ко всему тому, из чего складывается цельное музыкально-художественное впечатление, очаровывающее и захватывающее слушателя. Вместе с тем, педагог, следующий в своем искусстве апробированным практикой классическим традициям, не должен проходить мимо поисков и инноваций (если, разумеется, они исходят от квалифицированных, грамотных музыкантов). Важно во всех случаях оставлять за собой право анализировать, обобщать и синтезировать лучшие, наиболее прогрессивные и полезные стороны. Необходимо учиться видеть и использовать самое нужное, стараясь прогнозировать, что из нового действительно может принести пользу в той или конкретной учебной ситуации - скажем, оказаться полезным в развитии ученика на перспективу (через год или два). Ведь успех в конечном итоге зависит от целесообразности индивидуального применения того или иного приема, штриха, метода, подхода и т.д. именно в данной ситуации. К примеру, абстрактно спорить о том, применять ли в игре на гитаре прием apoyando или не применять… Вряд ли стоит об этом говорить. Важно анализировать и понимать, где, когда, зачем и в каких пределах целесообразно использовать этот прекраснейший исполнительский прием.

Возьмем другой пример - посадку гитариста. Существовало множество методов ее формирования. Корпус гитары даже прислоняли к стулу или столу для лучшего резонирования. И поныне под разные ноги подставляют различные скамеечки. Один гитарист левую ногу кладет на правую, а другой - наоборот. Есть разные мнения о положении правого локтя, об игровой форме кисти правой руки, о величине угла положения грифа по отношению к корпусу исполнителя. Словом, мнений много, а общий критерий определения наиболее верных игровых положений, да еще с учетом индивидуальных особенностей строения рук и всей физической конституции ученика должен быть дифференциален. По моему же убеждению, что красиво, то и верно. Но у каждого гитариста эстетическая привлекательность не может быть чисто внешней, визуальной, а должна исходить изнутри, что, в сущности, и есть проявление внутренней музыкальной культуры. Только обладая такой культурой, гитарист сможет свободно «произносить», интонировать музыку с помощью живого музыкального звука, который в свою очередь, станет красотой внешнего порядка, то есть воспринимаемой чьим-то взыскательным слухом. Таким образом, круг высказываемых здесь соображений замыкается: чтобы музыка эстетически воздействовала на слушателя, ее исполнитель должен быть в полной мере высококультурным человеком, обладающим безупречным художественным вкусом.

Обратимся теперь к другой проблеме, которая представляется актуальной. Нередко родители, ссылаясь на склонности самого ребенка, приводят в класс гитары чуть ли не шестилетних детей. В таких случаях следовало бы убедить их в целесообразности предшествующего начального разностороннего, комплексного приобщения ребенка к разным видам искусства (танцам, пению, игре на так называемых «элементарных» инструментах, обладающих вполне красивым тембром, но достаточно легких с точки зрения приемов звукоизвлечения и т.д.). Надо убеждать родителей в том, что гораздо важнее развить чувство ритма и координацию движений, настроить слух на восприятие музыкальных интонаций, достичь возможного в этом возрасте понимания музыки, чем стремиться к раннему овладению навыками игры на гитаре.

Еще один предмет наших размышлений - так называемые «приемные экзамены» в класс гитары, на которых, как хорошо известно, якобы проверяется наличие у юного абитуриента музыкального слуха, ритма, памяти. Хочется предостеречь о бесполезности таких испытаний для определения перспективы успешных занятий инструментальной игрой - на гитаре особенно. Только через несколько месяцев занятий педагог имеет право на оценку способностей ученика и перспектив его обучения, которые нередко раскрываются в процессе живого творческого общения с музыкой, преподавателем, другими учениками. Порой проходит три, четыре, пять лет и выясняется, что признанный в самом начале «глухим, неритмичным» ученик получает премию и звание лауреата всероссийского конкурса, выслушивает в свой адрес лестные слова авторитетных музыкантов.

Также актуальный, конечно, не только для класса гитары, вопрос о том, как с самого начала обучения в музыкальной школе добиться планомерных, систематических занятий ученика на инструменте? Здесь не обойтись без самой серьезной воспитательной работы, необходимой для того, чтобы ученик понял бесперспективность намерения овладеть игрой на инструменте, обходясь только посещением уроков в школе и не занимаясь дома. Конечно, это отдельная тема, заслуживающая специальной разработки в психолого-педагогическом плане. Подчеркну ее особое значение для успешных занятий музыкой.

Можно назвать еще немало гитарных проблем, которые нуждаются в серьезных обсуждениях авторитетными гитаристами и высококультурными музыкантами. Едва ли не важнейшая из них - проблема звучания (актуальная, конечно, для всех музыкальных инструментов, но у скрипачей, виолончелистов, пианистов достаточно разработанная). Гитара, образно говоря, действительно является именно тем музыкальным инструментом, который не нарушает тишину, а ее создает. Но не только в этой поэтичности заключен секрет огромной популярности гитары: в умелых руках она звучит подобно оркестру. Взяв в руки этот «оркестр», можно уехать, уплыть, уйти в горы или же выйти на эстраду и после минутной настройки дать волю звукам и пальцам (этим «пяти проворным кинжалам», как говорил Гарсия Лорка) - дать вместе с ними душам нашим взволноваться или забыться.

Эстулин Григорий Эдуардович
01.08.2006

Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, - гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, ещё больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Гитара – самый распространённый инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространённость – одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой.

В России гитара развивалась в двух направлениях: как семиструнная, так и шестиструнная. В отличие от семиструнной гитары, её шестиструнная разновидность развивалась в России XVIII – XIXвеков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мала ориентирована на передачу русской народной песни и бытового романса.

С середины XIXвека значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.

Также, в первые годы XXвека приобрели значит. Роль различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Лебедева, А.П. Соловьёва, В.П. Успенкого, В.М. Юрьева.

Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: А.М. Иванова-Крамского, Б.П. Хлоповского, Л.А. Менро, Л.Ф. Андронова, Я.Г. Пухольского.

С 1950-80 г.г. открываются классы гитары в музыкальных школах и среднеспециальных учебных заведениях, а затем и в высших. Появляются талантливые исполнители, композиторы, проводятся различные конкурсы и фестивали исполнителей, появляется нотная литература для гитары.

Многие российские исполнители на народных инструментах активно занимаются пропагандой своего творчества, много концертируют и тем самым завоёвывают признания у публики. Челябинские (Уральские) гитаристы так же входят в их число.

В начале третьего тысячелетия весьма активизировалась фестивальное и конкурсное движение по специальности гитара. В Челябинске прошло 10 фестивалей «Классическая гитара на Урале»; в Екатеринбурге регулярно проходит единственный в мире фестиваль гитарных концертов с симфоническим оркестром; в Перми; в 2005 году в Каменск-Уральске родился новый фестиваль «Каменские встречи»; в Магнитогорске проходит особенный фестиваль памяти музыкального мастера Ивана Кузнецова, который объединяет классику, эстраду и исполнителей бардовской песни.

Тем самым можно сказать, что гитара в крупных уральских городах в настоящее время испытывает заметный подъём, а значит можно ожидать появление новых интересных исполнителей и композиторов, которые смогут достигнуть новых творческих высот в музыке для гитары.

В дипломной работе будет как можно подробнее рассказано о наших челябинских музыкантах-исполнителях на гитаре, рассказано об их достижениях, победах на конкурсах, репертуаре, о творческих планах на будущее.

Я считаю, что актуальность темы дипломной работы состоит в необходимости изучения развития гитарного исполнительства в г. Челябинске (на Урале) с целью повышения интереса к их искусству, выявление новых талантливых исполнителей и композиторов в Челябинске.

Объектом изучения в дипломной работе будет являться исполнительство гитаристов г. Челябинска сначала XXвека до настоящего времени.

Предметом изучения будет являться творчество исполнителей на гитаре данного периода.

Гипотезу в дипломной работе можно определить следующим образом: творчество наших современных исполнителей на гитаре соответствует мировому уровню при использовании исполнительского опыта своих предшественников и того, что нового они внесли в развитие гитарного искусства нашей страны при влиянии различных гитарных школ в России, педагогики и исполнительства.

Цель исследования: изучить исполнительство отечественных и современных гитаристов г. Челябинска.

Отсюда задачи исследования:

1. Изучение влияния различных отечественных школ на становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинске;

2. Изучение творческого пути современных челябинских исполнителей и определения этапов становления их творчества;

Основными методами исследования являются: анализ печатных материалов книг, статей в журналах и газетах, беседы с исполнителями.

Теоретическая значимость заключается в следующем: будут освещены вопросы становления и развития исполнительства на гитаре в г. Челябинске и определены его этапы.

Практическая значимость заключается в исследовательской работе над творчеством музыкантов, биографических сведениях, концертной деятельности.

Базой исследования является творчество исполнителей на гитаре г. Челябинска.

История возникновения

Со слов лидера «Трио» Виктора Козлова: -«Идея появилась когда мы стали составлять программу Первого всесоюзного фестиваля гитаристов, который проводился в 1991 году в г. Челябинске. Выяснилось, что у нас одни солисты. А так, как есть очень много произведений для ансамблевого исполнения, мы решили компенсировать этот пробел собственными силами. Сначала подготовили маленькую программу, а потом поняли, что играть вместе - очень увлекательное занятие».

Итак, «Трио гитаристов Урала» образовалось в 1991 году в процессе подготовки первого Всесоюзного фестиваля гитаристов, который прошел в Челябинске с 18 по 21 ноября 1991 года.

Элемент «случайности» создания ансамбля - кажущийся. Если, опять же обратиться к философии, то любая случайность связана с необходимостью. А эта «необходимость» объединения состоит в том, что каждый музыкант - исполнитель, имеющий определенный профессиональный багаж, стремится к творческому союзу, к совместному исполнительству. Даже все великие музыканты - солисты, мировые звезды исполнительства играют камерный репертуар и с симфоническим оркестром. Тяга к объединению совместному музицированию - процесс естественный, практически для каждого музыканта. Именно такая вот тяга к профессиональному объединению и сподвигла уральских гитаристов к созданию ансамбля. К тому времени у каждого из участников ансамбля уже имелся серьезный сценический опыт сольной работы: Виктор Козлов в 1990 году как исполнитель был удостоен диплома всероссийского конкурса в Нижнем Новгороде. Шариф Мухатдинов занимался концертной деятельностью с 1974 года в качестве артиста Челябинской филармонии. Юрий Макаров принимал участие в Областном конкурсе исполнителей в честь 100-летия юбилея со дня рождения В.В.Андреева в 1988 году. Вот так вот родилось музыкальное исполнительское сообщество единомышленников: Виктор Козлов, Шариф Мухатдинов, Юрий Макаров. А с 1996 года Юрия Макарова заменил Виктор Ковба.

Концертная деятельность

Первое публичное выступление коллектива состоялось 19 ноября 1991 года. Программа включала в себя следующие произведения:

И.С.Бах - «Гавот» из Английской сюиты №4

А.Вивальди - Анданте

В.Козлов - Хоровод и Вальс

Фантазия К.Монтеверди

3 скерцо

Ю.Радзецкий - Круговой танец

Публика более, чем благосклонно приняла выступление. Интуиция не подвела музыкантов - содержание музыки и форма коллектива вызвали самый живой интерес у слушателей.

Имеющаяся профессиональная исполнительская база сразу же позволила участникам ансамбля обратиться к довольно сложному в художественном и техническом плане, репертуару, постепенно расширяя его во всем жанровом многообразии.

Площадки выступлений географически расширялись: Челябинск, областные города. Затем Москва, Воронеж, Омск, Ульяновск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Башкирия, Казахстан, Украина.

В августе 1993 года состоялась первая зарубежная поездка в Венгрию в Эстергом и первая победа. Трио гитаристов Урала стало дипломантом международного фестиваля гитаристов. В октябре 1994 года уральские музыканты в качестве гостей посетили международный фестиваль гитаристов, состоявшийся в польском городе Тыххи. Осенью 1996 года ансамбль гитаристов гастролировал в Финляндии по приглашению консерватории города Куонио. В пяти городах музыканты дали пять концертов. Выступали в Консерватории, в Институте Музыки.

Финские газеты и журналы писали о самобытности русского трио, исполняющего оригинальную музыку новых современных авторов и создающие свои неповторимые аранжировки классических произведений.

Профессор Института Музыки Хельсинки Юсипекка Рананьяки после одного из концертов написал в журнале «Гитарист» буквально следующее: - «музыканты играют настолько слаженно, что создается впечатление, что будто звучит один, инструмент, обладающий большим разнообразием тембров и красок. Тонко подобранная динамика придает звучанию пьес чрезвычайную яркость. Я с удовольствием жду новых встреч с музыкантами Урала».

Вторая поездка в Финляндию состоялась в 2002 году, где они отыграли 8 концертов, и каждый с огромным успехом.

Из перечисления городов и стран видно, что успех у слушателей, и внимание сопутствовали музыкантам, как в городах России, так и за рубежом. Игру Трио гитаристов Урала отличает высокий профессионализм, четкость взаимодействия, глубокое проникновение в содержание исполняемых произведений, отличная техника. Нужно отдать должное количеству и многоплановости исполняемого музыкального материала. Это более 150 произведений. Литература для гитарных ансамблей довольно ограничена. Челябинскому трио принадлежит честь первооткрывателя незаслуженно забытых и редко, а иногда и совсем не исполняемых у нас произведений эпохи барокко. Стилистическая чуткость помогает музыкантам в равной степени совершенно интерпретировать произведения А.Вивальди и Г.Телемана, проникать в глубины творений Я.С.Баха, Г.Ф.Генделя, и К.Монтеверди, оттенять колористически богатства эффектных пьес. Д.Скарлатти, Д.Граньяни. В каждом из направлений европейского барокко они стараются находить свою особую лексику. Спокойно и уверенно чувствуют себя музыканты в классическом репертуаре. Одухотворенно, удивительно поэтично, художественно оправданно и убедительно звучат в исполнении ансамбля сочинения Ж.Бизе, П.Чайковского, В.Ребикова, А.Иванова-Крамского. Вот, что говорит по этому поводу В.Ковба: - «Из классики мы играем на гитаре то, что до нас никем не исполнялось. Среди самых популярных вещей назову «Танец петушков» П.Чайковского, «Русский танец» из балетау«Щелкунчик» сюиту из опры «Кармен» в 3-х частях.

Большое место в своей концертной практике трио отводит пропаганде современной отечественной музыки. Среди авторов, с которыми у артистов сложился давний и прочный творческий союз - В.Успенский, И.Рехин, Ю.Гальперин, Е.Поплянова, С.Ильин, Н.Малыгин и В.Козлов. Из современных зарубежных композиторов сотрудничавших с трио хотелось бы выделить Паоло Беллинатти (Бразилия), Атанаса Уркузукова (Болгария), Везе Пельки (Финляндия). Как мы видим, рамки репертуара охватывают значительный временной промежуток и разностилевое содержание. Это, естественно, требует прочувствования музыкантами стиля исполняемого произведения и наличием технических возможностей воплощения и передачи слушателям различных по содержанию и форме пьес. И это удивительное по яркости содружество художников возникает благодаря теплоте, силе, и искренности музыкального переживания, внутреннему динамизму игры, выразительности фразировки, исполнительской воле, способности схватывать целое и тонко оттенять детали.

Просветительская деятельность

В наше время, при жизненном гигантском темпе, очень сложно, сосредоточившись серьезно народном (исполнительство для трио) сделать что-то еще большое и значительное. И все-таки это большое и значительное было сделано: организована Ассоциация деятелей классической гитары на Урале. Именно усилиями участников трио гитаристов Урала в 1991 году создается Ассоциация гитаристов Музыкального общества Челябинской области (первоначальное название). Трудно переоценить значение данной организации для развития гитарного искусства. Основная цель Ассоциации -способствовать тому, чтобы гитаристы уральского региона (педагоги, исполнители, профессионалы и любители) были в курсе того, что происходит в гитарной жизни как у нас в стране, так и за рубежом, какие появляются новые тенденции в исполнительстве, педагогике. Данная организация позволяет быть в курсе всех значительных отечественных и зарубежных явлений, связанных с гитарой.

В качестве одного из направлений своей работы Ассоциация деятелей
классической гитары на Урале проводит Фестивали классической гитары на
Урале. Как говорит В.Козлов: - «Основная наша задача помочь
преподавателям и их ученикам освоить ту методику, которую мы привозим
из других городов. Она во многом более продвинутая и более комфортная.
Кроме семинаров мы проводим ежегодные фестивали классической гитары и
конкурсы юных гитаристов».

Фестиваль классической гитары на Урале насчитывает уже пятнадцатилетнюю историю. Начинался он достаточно скромно: первые концерты проходили преимущественно в малом зале Челябинского высшего музыкального училища: программа фестиваля включала конкурс молодых исполнителей /в основном из уральского региона/ и концерты гостей и участников.

Тогда, в начале 90-х казалось, что организаторы фестиваля - Уральское трио гитаристов В.Козлов, Ш.Мухатдинов, Ю.Макаров - взялись за непосильное дело: страна жила трудно, люди думали о насущных проблемах, - до искусства ли здесь? Однако фестиваль, несмотря ни на что, выжил, победил, укрепился. Челябинск отстоял свое право называться городом не только металла, но и музыки.

Сегодня фестиваль классической гитары на Урале - это масштабное культурное мероприятие, включающее конкурс молодых исполнителей, мастер-классы ведущих российских и зарубежных преподавателей, семинары по проблемам гитарного исполнительство и педагогике, многочисленные концерты гостей и участников, теле и радиопередачи, презентации новой литературы для классической гитары. География фестиваля охватила практически всю Россию? Гостями и членами жюри фестиваля были такие выдающиеся гитаристы, как: Н.Комолятов, А.Бардина (Москва), В.Жатько (Киев), Ю.Кузин, Е.Лебедева, В.Горбач (Новосибирск), С.Корденко (Воронеж), Д.Довгопол, В.Останин (Екатеринбург), И.Кузнецов , (Магнитогорск), и др.

В последние годы на фестиваль стали приезжать и зарубежные музыканты: Миро Симич (Швеция), Веза Пельки (Финляндия), Свен Ландестад (Норвегия). Уральский фестиваль дал путевку в жизнь многим молодым исполнителям, впоследствии удостоенных наград на Всероссийских и Международных конкурсах. Среди них И. Куликова, И. Федоренко, Д. Ивченко (Челябинск), М. Бельчиков (Ленинградская область, ныне учиться в Чехии), И.Насобина (Учится в Королевском колледже в Англии), В.Родичев (Санкт-Петербург), О.Кйселев (Аша), И.Николаевский (Магнитогорск). А из последних звездочек это Пушкаренко Е. и Пушкаренко Е. (студенты музыкального училища имени Гнесиных). А.Генгер и Д.Чернов стали лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов.

Любое серьезное дело невозможно без издательства, методического обеспечения, оригинальной литературы. К сожалению, в море коммерческой кассовой печатной продукции для классической гитары в государственном масштабе остается все меньше и меньше места. И опять же, участники ансамбля не остались в стороне от данной проблемы. Можно сказать, они совершили невозможное: наладили регулярный выпуск литературы для гитары, целую серию под названием Уральская коллекция. Она начата издаваться в 1997 году. К настоящему времени выпущена серия из восьми сборников общим тиражом в 3200 экземпляров по всей России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Они предоставляют собой материал обширного содержания: гитарную отечественную и зарубежную классику, переложения для гитары, произведения самых разных композиторов, местных авторов, гитарные ансамбли и ансамбли гитары с другими инструментами. Сборники внешне вполне могут конкурировать с коммерческой литературой - прекрасное оформление, качественная бумага, очень емкое и доступное содержание, четкие комментарии и необходимая информация. На челябинской телерадиовещательной компании сделаны многочисленные записи произведений уральских композиторов и гитаристов - В.Козлова, Ш.Мухатдинова, Д.Довгопола, Е.Попляновой, Д.Милованова.

Нужно сказать еще об одном творческом поле деятельности музыкантов. Это композиция, аранжировка, инструментовка. Участники ансамбля прекрасно чувствуют особенности и возможности классической гитары, знают тонкости и специфику средств работы с музыкальным материалом. Все гитаристы активно работают над переложением, аккуратно относясь к первоисточнику, точно осознают содержание, и умеют выложить это содержание через выбор оптимальных исполнительских средств, используя при этом богатый методический и исполнительский опыт. Основным аранжировщиком ансамбля является Виктор Ковба. Многочисленные переложения, сделанные участниками Трио гитаристов Урала активно используются в педагогической деятельности, включаются в учебный репертуар музыкальных школ, средних и высших учебных заведений, играются на профессиональной сцене.

Композиция и исполнительство - две равносоставляющие для Виктора Козлова. Вне композиции он себя не мыслит. Виктор, еще, будучи учащимся, музыкальной школы по классу гитары начал заниматься композицией. В училище он занимался композицией под руководством Ю.Гальперина. А в консерватории эта деятельность развивалась еще активнее. Первое международное композиторское признание пришло в 1989 году в городе Эстергом (Венгрия), где музыкант стал лауреатом конкурса композиторов. В 1998 году (ноябрь), г. Москва, на конкурсе гитарных сочинений отмечена Дипломом сюита «Черный тореадор». В настоящее время В.Козлов – известный у нас в стране и за рубежом композитор. Его перу принадлежат более 100 произведений для гитары, гитарных ансамблей, и ансамбля гитары с другими инструментами. Сочинения для гитары публикуются в России и в других странах, в частности в Англии, Германии, Италии, Польше, Финляндии.

Очень высокую оценку Виктору Козлову как композитору дал английский гитарист и музыкальный критик Пол Фаулес в английском журнале «Классическая гитара»: - «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса В.Козлов - первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в насыщенном мире современной музыки».

Ансамблевую игру музыканты трио не ограничивают только своим коллективом. Трио иногда «распадается» на дуэты. В.Козлов играет с лауреатами Всероссийского конкурса, заслуженным артистом России флейтистом А.Абдурахмановым (в свое время Виктор музицировал с корифеем - исполнителем на домре Т.Вольской, с виртуозом-балалаечником А.Быковым и другими). В 1998 году выпустил свой первый компакт-диск «Медитация для гитары соло», который высоко оценен профессионалами и пользуется большим успехом у слушателей. В.Ковба творчески сотрудничает с певицей, заслуженной артисткой России И.Галеевой, которая с завидным постоянством обновляет свои вокальные циклы, все время находится в прекрасной форме. У. Ш.Мухатдинова сложился довольно оригинальный. Необычный дуэт: гитара и скрипичный альт (Н.Татаринская).

Как видим, музыканты трио ищут новые пути реализации творческих сил, экспериментируют, не замыкаясь в корпоративном пространстве.

Запись концерта Трио гитаристов Урала осуществило радио Классика в городе Санкт-Петербург в 1994 году в малом зале имени М.И.Глинки Санкт-Петербургской филармонии. Выпущен первый лазерный диск.

Играют музыканты Трио на прекрасных инструментах, сделанных персонально для каждого замечательным гитарным мастером И.Кузнецовым , (который к огромному сожалению погиб в феврале 2002 года).

Вместе они добиваются вдохновенного музицирования, в котором каждый участник творит сам, и одновременно непрерывно предвосхищает замысел партнеров. Получается не просто ансамблевая стройность, но единый творческий порыв. Такое достижение гармонии во всех областях их деятельности рождается напряженным, неустанным, упорным трудом. Вся жизнь Трио в искусстве - пример творческой неуспокоенности и редкой требовательности к себе во имя любви к гитаре и верности любимому делу.

Педагогическая деятельность

Рамки ансамбля не ограничены одной исполнительской работой. Для музыканта, находящегося в творческом расцвете сил, потребность играть, быть на сцене, общаться с публикой - образ жизни, необходимое условие существования. Участники трио гитаристов Урала тоже не исключение. Но все же, вторая ипостась - педагогика занимает большое место в жизни каждого участника трио. Педагогическая деятельность всех музыкантов трио напрямую связана с громадной работой, проводимой ими на протяжении многих лет: воспитание юных гитаристов, формирование исполнительского базиса учащихся школ искусств, средних и высших учебных заведений задача очень ответственная, не каждому педагогу по плечу, а тем более исполнителю, активно занимающемуся концертной деятельностью.

Все музыканты трио чувствуют себя в педагогике, что называется, как рыба в воде. За многие годы накоплен более, чем значительный методический опыт обучения игры на гитаре. Заслуженный артист России Шариф Мухатдинов занимается педагогической деятельностью с 1968 года. Его юные дарования систематически становятся лауреатами городских, областных, российских смотров и конкурсов исполнителей. Среди его учеников Виктор Козлов, участник трио гитаристов Урала, заслуженный артист России. Виктор Ковба играл в квартете гитаристов, руководимом Ш.Мухатдиновым в 60-х годах. В таком же ансамбле гитаристов, в те же годы играл и В.Устинов, который еще с одним учеником Ш.Мухатдинова Анатолием Ольшанским изобрели гитару «Гран» (А.Ольшанский долгое время работал аккомпаниатором известной певицы Александры Стрельченко. Ныне проживает в Вене). В музыкальных школах города Челябинска и Челябинской области работают ученики Ш.Мухатдинова - это Вячеслав Штыхван, Екатерина Суркова, Д.Шагиахметова, и многие-многие другие. Можно смело утверждать, что заслуженный артист России Шариф Мухатдинов стоял у истоков формирования Южно-Уральской школы гитаристов.

Виктор Козлов на педагогическом поприще с 1987 года. Сейчас он является профессором, заведующим кафедрой народных инструментов Челябинского Института Музыки имени П.И.Чайковского. В.Козловым также подготовлено значительное число гитаристов, педагогов, исполнителей. Среди них: лауреат Международного конкурса Ирина Куликова, ныне студентка Российской Академии Музыки, там же учится бывший ученик педагога Никита Морозов. В училище имени Гнесиных учатся Екатерина и Евгений Пушкаренко, также выпускники Виктора Козлова. Нельзя не отметить нынешних учеников Виктора Козлова - это лауреат международных конкурсов Альфред Генгер, и лауреат Всероссийского конкурса Дмитрия Чернова, которые продолжают гордо нести знамя уральской гитарной школы. Заслуженный артист России Виктор Ковба преподает в челябинской Академии Искусства и Культуры, и совмещает работу в музыкальной школе с 1994 года. Виктор Ковба уже подготовил несколько лауреатов областных и открытых Российских конкурсов. (В.Ковба пришел в трио в 1996 году, после многолетней филармонической работы, которой занимался с 1972 года).

Таким образом, благодаря многолетней педагогической работе Участников Трио Гитаристов Урала огромная армия детей, подростков, взрослых получила возможность обрести специальность: приобщиться к великому миру музыки, классической гитаре, музыкальной культуре.

1. Велитченко Г. «Фестиваль в Челябинске», журнал «Гитарист» №2 1994г., г. Москва

2. Городецкая Л. «Ни с чем не сравнимый голос гитары», газета «Вечерний Челябинск», 18.02.1998г.

3. Горюк О. «Трио гитаристов Урала-10 лет», журнал «Информация В.М.О.» №11 2002г.

4. Горюк О. «Ее сила в ее слабости», газета «Челябинский рабочий» 9 января 2002г.

5. Долганова С. «Шесть струн прекрасной дамы», газета «Вечерний Екатеринбург», 9 января 2000г.

6. Евгеньева Е. «Три гитары в первый день весны» газета «Челябинский рабочий», 11 мая 1994г.

8. Звоницкая Ю. «Ах, как пела гитара» газета «Вечерний Челябинск», 6 декабря 2001г.

9. Звоницкая Ю. «Первый Юбилей» журнал «Гитарист» №3 1997г.

10. Звоницкая Ю. «В Челябинске любят гитару» журнал «Информация ВМО» №2 1997г. г.Москва.

11. Звоницкая Ю. «Гитаристы учатся» журнал «Информация ВМО» №3 1997г.

12. Звоницкая Ю. «Классическая гитара на Урале» газета «Деловой Урал», 13 ноября 1998г.

13. Иванова Л. «VIфестиваль классической гитары на Урале», журнал «Гитарист» №1 1998г.

14. Иванова Л. «Труд и неустанный поиск» журнал «Народник» №4 1997г. г. Москва.

15. Кочеков В . «Уральский гитарный Юбилей» журнал «Народник»№1 2002г. г.Москва.

16. Мурашова Н . «Классическая гитара на Урале» журнал «Гитарист» №1, 1999г.

17. Милованов Д. «Гитара в трио, дуэте и соло», газета «На смену» 20.02.1991г.

18. Николаевский И. «Три гитары и Иван Егорович» газета «Магнитогорский рабочий», 16.02.2000г.

19. Новикова Е. « Гитаристов научат ухаживать за ногтями» газета «Комсомольская правда» 25 октября 2002 года

20. Сизова Е. «Концертный зал Челябинского Высшего Музыкального Училища заполнен до отказа» журншт «Гитарист» №1 2002г.

21. Садчиков А. «Трио гитаристов Урала - Играть до последней минуты», газета «Контакт», 07.04.1996г.

22. Садчиков А . «Трио гитаристов Урала - национальное достояние страны», «Комсомольская правда», 19 октября 1999 г.

24. Федоренко Н . «Российская гитара на Южном Урале», газета «Камертон», №8 1999г.

25. Имханицкий М .И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для муз. Вузов и уч-щ. М.; Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. 351 с., ил., нот.

26. Газарян С.С. Рассказ о гитаре. – М.; Дет. Лит., 1987. – 48 с., фотоил.

27. Вольман Б. Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства. Госуд-ное муз. Издательство – Ленинград. 1961. – 177 с.

28. 200летие Гитары в России (от М.Т. Высотского ло С.Д. Орехова) В. Волков.

29. Журнал «Гитаристъ» - 1999 №1 – М.

30. Журнал «Гитаристъ» 2005 №2 – М.

35. Народник. Информационный бюллетень – М.; №1 1999. «Музыка»

36. Народник. – М.; 2002. №1 . «Музыка»

37. Синецкая Т.М. Композиторы Южного Урала. Монографическое исследование. – Челябинск., 2003. – 352 с., ил.

38. Яблоков М.С. «Классическая гитара в России и СССР». Библиографичекий музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. // Тюмень – Екатеринбург, 1992.