Подножие памятника петру 1. Памятник медный всадник

Медный всадник — знаменитый памятник Петру I, воздвигнутый по велению Екатерины II французским скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году. Является одним из главных символов Санкт-Петербурга, поэтому история Медного всадника всегда особенна интересна гостям города. В 1768 году в качестве пьедестала для фигуры Петра был выбран гигантский кусок гранита, который был обнаружен на берегу Финского залива в местечке под названием Конная Лахта. Когда-то в результате разрыва молнии от огромной скалы откололся кусок, получивший название Гран-камня. Его вес составлял 1600 тонн. В те времена ходили легенды о том, что во время Северной войны Петр I взбирался на него, чтобы оглядеть окрестности и оценить силы и передвижения противника. Итак, началось путешествие камня из Лахты в Санкт-Петербург на постоянное место дислокации. Сначала камень ехал на платформе с полозьями, потом плыл на специально построенной для него барже. По пути, над его образом усердно трудилось несколько десятков человек, его обтесывали и обрабатывали дабы придать монолиту форму скалы и волны одновременно. В результате он немного потерял в размерах и весе. Наконец-то в 1770 году Гран-камень прибыл в столицу.

Памятник Медный всадник (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Медный всадник на Сенатской площади - не единственный памятник Петру I в Санкт-Петербурге, но, бесспорно, самый известный, давно ставший символом Северной столицы. Уже в конце 18 века с ним связывали множество городских легенд и анекдотов, а в веке 19-м Медный всадник любили упоминать в своих произведениях поэты того времени.

Вопреки своему прозванию, памятник не медный, а бронзовый. А популярное название памятник Петру получил благодаря одноименной поэме Пушкина.

По задумке Екатерины II, заказавшей скульптуру, и ее консультантов, Вольтера и Дидро, Петр должен был предстать в торжественном облике римского императора-победителя с жезлом и скипетром в руках. Однако французский скульптор Этьен Фальконе, приглашенный для работы над памятником, посмел спорить с венценосными особами и показал миру другого Петра, не умаляя при этом ни его полководческие таланты, ни его звание мудрого правителя.

После 16 лет работы 7 августа 1782 г. по старому стилю на огромном постаменте была торжественно установлена конная статуя молодого царя. Памятник стал первым, установленным на городской площади. Петр уверенно восседает на вздыбленном скакуне, укрытом медвежьей шкурой. Животное олицетворяет мятежный, невежественный народ, который покорился императору. Копытами коня раздавлена огромная змея, символизирующая противников реформ, а также служащая дополнительной опорой конструкции. Фигура самого царя выражает силу, стремление и непоколебимость. На гранитной глыбе по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

На гранитной глыбе, на которой установлен памятник, по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Интересная история связана с камнем, на который водружен монумент. Он был найден крестьянином Семеном Вишняковым на расстоянии около 9 км от площади. На место установки памятника Гром-камень доставили с помощью поистине уникального для той поры приспособления, работающего по принципу подшипника. Первоначально глыба весила около 1600 тонн. Затем по проекту Фальконе ее обтесали и придали форму волны, олицетворяющей мощь России как морской державы.

История создания памятника

А еще много историй и баек до сих пор ходит вокруг жеста императора. Правая рука Петра повелительно вытянута вперед, левой он крепко держит поводья. Некоторые говорят, что рука указывает вниз, на место, где «город будет заложен». Другие считают, что Петр смотрит в сторону Швеции - страны, с которой он так долго и упорно воевал. В 19 веке родилась одна из самых интересных версий. Она утверждает, что правая рука Петра на самом деле обращена в сторону Невы. Локтем левой он указующе тычет в сторону Сената, который в 19 веке выполнял функцию Верховного Суда. Истолкование жеста таково: лучше утопиться в Неве, чем судиться в Сенате. Уж очень коррумпированное это было в те времена заведение.

Адрес: Сенатская площадь, м. «Невский проспект», «Адмиралтейская».

Памятник Петру I был открыт 7 августа 1782 года, его автор – скульптор из Франции Этьен-Морис Фальконе. Он был создан по инициативе Екатерины II. По приказу императрицы, русский посланник в Париже князь Голицын обратился за советом к Дидро и Вольтеру, которые и рекомендовали ему Фальконе. Французскому скульптору в то время было уже 50 лет, он служил на фарфоровом заводе, но всегда мечтал создать произведение . Когда поступило предложение из России, мастер, не раздумывая, подписал контракт.

В октябре 1566 года Фальконе, вместе со своей 17-летней ученицей Мари-Анн Колло, прибыл в Санкт-Петербург. Вскоре он начал работу над созданием гипсовой модели памятника в натуральную величину. Она длилась целых 12 лет и была закончена к 1778 году. Мари-Анн Колло лепила голову Петра. Лицо царя выражает волю и мужество, оно озарено глубокой мыслью. За эту работу Колло приняли в члены Российской Академии художеств. Екатерина II даровала ей пожизненную в 10000 ливров. Змея под ногой коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Основанием памятника стала скала, которой придали форму вздыбленной волны. Согласно замыслу скульптора, она должна была служить напоминанием о том, что именно Петру I удалось превратить Россию в морскую державу. Подходящую по размеру гранитную глыбу обнаружили в 12-ти верстах от Санкт-Петербурга. По преданию, в нее когда-то попала молния, после чего в скале возникла трещина. В народе скала получила название Гром-камень. Ее вес составил около 1600 тонн. Гром-камень доставлялся в столицу на барже в течение 9-ти месяцев. Еще в процессе транспортировки камню была придана форма волны. 26 сентября 1770 года постамент для будущей статуи установили на Сенатской площади.

Как бронзовый всадник превратился в медного

Мастера, который взялся бы за отливку бронзовой статуи, долго не могли найти. Иностранцы запрашивали слишком высокую цену, а русских пугал ее предполагаемый размер. Наконец за дело взялся пушечный мастер Емельян Хайлов. Совместно с Фальконе, они подбирали оптимальный состав сплава и делали пробы. За 3 года, пока длилась подготовительная работа, скульптор в совершенстве овладел техникой бронзового литья.

Памятник начали отливать в 1774 году. Однако одной заливкой дело не обошлось. Лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Верхняя часть скульптуры оказалась безнадежно испорчена. На подготовку к повторной заливке ушло еще 3 года. К счастью, на этот раз, затея удалась.

Однако столь длительная работа над статуей сильно испортила отношения Фальконе с Екатериной II. В результате, скульптор уехал из России, так и не дождавшись установки своего творения. Больше им не было создано ни одной скульптуры. «Медным всадником» бронзовую статую назвал в своей поэме Александр Сергеевич Пушкин. Название стало настолько популярным, что практически превратилось в официальное.

Совет 2: "Медный всадник": памятник Петру Великому в Петербурге

Шедевр архитектурного искусства, памятник российскому императору Петру Великому «Медный всадник» уже несколько веков привлекает внимание всех гостей Санкт-Петербурга. Памятник является олицетворением силы, мощи, победоносности, неустрашимости Российского государства. Памятник «Медный всадник» находится на Сенатской площади в самом центре Петербурга и является украшением городского ансамбля.


История создания памятника

История памятника Петру Великому началась в 1784 году. Именно тогда императрица Екатерина Великая решила создать монументальную скульптуру, которая отразила бы величие монарха, его вклад в развитие Российской империи и благодарность потомков за этот вклад. Советов просила ни много ни мало – у Вольтера и Дидро. Они и посоветовали Екатерине обратиться к скульптору завода фарфора Этьену Морису Фальконе. Долго скульптор не раздумывал – искусство такого масштаба давно влекло его, а потому к работе он был готов приступить незамедлительно. Фальконе прибыл из Франции в Россию начал реализацию монументального проекта.

Никто тогда не знал, как же должен выглядеть памятник Петру I. Специалисты предлагали самые разнообразные варианты. Но у Фальконе было свое мнение на этот счет. В памятнике он хотел в первую очередь отобразить личность императора. Как он ее видит – на тот момент знал только сам скульптор. Работа над проектом оказалась непростой. Фальконе позировали лучшие офицеры-кавалеристы на лучших лошадях – Фальконе нужно было точно воспроизвести момент, когда лошадь встает на дыбы. И он с этим справился. А вот с внешностью Петра все оказалось с сложнее. Ни один из предложенных скульптором вариантов не устроил императрицу. В конце концов с задачей справилась юная помощница Фальконе Мари-Анн Колло. И была щедро за это вознаграждена: она стала членом Российской академии художеств и получила пенсию в десять тысяч ливров. Змею, которую топчет ногами петровский конь, тоже изготовил не Фальконе. Ее автором был скульптор из России Федор Гордеев.

Обликом памятника Екатерина осталась недовольна. Возникли трудности и при воплощении памятника в бронзе. Русские литейщики отказывались выполнять эту работу – слишком велика была скульптура. А иностранцы заламывали такие цены, что они казались нереальными. Отлить памятник согласился Емельян Хайлов, специалист по отливке пушек. Памятник опирается всего на три точки, поэтому надо было подобрать безупречный сплав и толщину стенок статуи. Все удалось не с первого раза. Методом проб и ошибок Фальконе и Хайлов пытались создать оптимальный состав и способ исполнения. Работа продолжалась более трех лет и в 1788 году была завершена.

Гром-камень

Постамент «Медного всадника» заслуживает того, чтобы рассказать о нем отдельно. Фальконе непременно хотелось, чтобы он был сделан из цельного куска камня. Высота постамента – более одиннадцати метров, и обнаружить подобную глыбу в окрестностях Петербурга было совсем непросто.

Обращение к жителям с предложением помочь в поиске камня было даже напечатано в газете «Санкт-Петербургские новости». И это сработало. Семен Вишняков, крестьянин, увидел огромную глыбу в районе деревни Лахта и рассказал об этом. Камень был столь велик, что получил название Гром-камень. Весил он тысячу шестьсот тонн. Доставка будущего постамента в Петербург оказалась непростым делом. Его везли до Финского залива на платформе, потом транспортировали по заливу и Неве до центра города. Были задействованы тысячи работников. Первую часть операции – сухопутную – проводили зимой, пока земля была твердой, на берегу глыба пролежала до осени, и в сентябре, на судне, построенном специально для этой цели, транспортировали в Петербург. Автором эскиза, по которому камню была придана форма, которую мы видим и по сей день, был Юрий Фельтен. Интересно, что после обработки размеры камня намного уменьшились, хотя и сегодня он впечатляет своим масштабом. А на том месте, где лежал Гром-камень, до сегодняшнего дня есть водоем, который образовался, когда после извлечения глыбы в углубление набралась вода.

Установка и открытие

Стоит отметить, что роль Фальконе в создании «Медного всадника» на этом была завершена. Из-за разногласий с императрицей он покинул нашу страну. Поэтому руководство по установке памятника взял на себя Федор Гордеев.

«Медного всадника» открыли 7 августа 1782 года. В честь этого события в Петербурге состоялся парад. Памятник был открыт по знаку Екатерины.


Описание

Памятник получился очень впечатляющим. В нем очень явно видны мощь величие российского императора, его воля, воля и слава всего Российского государства. Петр сидит на вздыбленной лошади. На нем обычная одежда, а в качестве седла он использует шкуру. Однако основатель Петербурга в лавровом венке – он победитель, а на поясе у него меч – он воин, и он всегда готов к защите своей страны. А защищать есть от чего – раздавленная копытами императорского скакуна змея олицетворяет трудности и опасности, которых враги не жалеют для России. Не случаен и выбор постамента. Глядя на императора, усмиряющего коня на самой вершине, становится понятно, скольких усилий стоило ему преодоление огромного количества трудностей на пути развития России. На постаменте с каждой стороны надписи. С одной стороны на русском: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», с другой – то же самое, только на латыни.

Скульптура императора составляет 5,35 метра, высота постамента - 5,1 метра, длина постамента - 8,5 метра. Весит памятник более восьми тонн. Свое название памятник получил не сразу, да и назван он не совсем логично: почему медный, если он из бронзы. А вот за это надо благодарить Александра Сергеевича Пушкина, создавшего поэму «Медный всадник». Она и дала название монументу

Легендарный и таинственный

Почему-то «Медный всадник» практически с момента создания считался мистическим, и был окружен легендами. Вот несколько наиболее популярных.

1. Однажды император захотел на своем коне перепрыгнуть Неву. Он сказал «Бог и я» и перенесся на другую сторону реки. С теми же словами он прыгнул второй раз, и снова успешно. А в третий раз воскликнул «Я и Бог» и тут же превратился в памятник, который так и стоит на берегу Невы. По другой версии, Петр остался жив, но упал в ледяные воды Невы, откуда его вытащил рыбак. С тех пор император научился правильно расставлять приоритеты.

2. Есть версия, что змея, олицетворяющая зло, на самом деле спасла Петра. Во время тяжелой болезни ему показалось, что на Петербург наступают враги. Он оседлал коня и собирался броситься в бой, но тут выползла змея и обвила ноги лошади. Тем самым не дала Петру I погибнуть. В честь этого якобы и памятник.

3. Еще говорят, что «Медный всадник» - своеобразный оберег города. Как будто бы Петр сказал: «Пока я на месте, мой город в безопасности». Суеверия суевериями, но с тех пор памятник ни разу не покидал своего места. Даже во время Великой Отечественной, когда город нещадно бомбили и обстреливали, «Медный всадник» оставался на месте. Его маскировали досками, обкладывали мешками с песком, но не убирали. И действительно, ни разу врагам не удалось овладеть Петербургом.

4. А это уже не легенда, интересная особенность. Петр показывает рукой в сторону Швеции. А в Стокгольме есть памятник их императору Карлу XII, с которым Петр воевал во время Северной войны. Так вот, Карл рукой указывает на Петербург.

«Медного всадника» дважды реставрировали – в 1909 и 1976 годах. Кроме того, его регулярно исследуют с использованием рентгеновских лучей. Результаты последнего исследования говорят, что памятник в хорошем состоянии и ему ничего не угрожает. После последней реставрации внутрь монумента была вложена записка в капсуле и газета от 3 сентября 1976 года.

Расположение

Место, на котором расположен памятник, было выбрано не случайно. Сенатская площадь после открытия памятника стала называться Петровской, позднее – площадь Декабристов. В 2008 она вновь вернула себе название Сенатской.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города. На Сенатской площади настаивала сама императрица. правда, она хотела поставить памятник в центре площади, но Фальконе «передвинул» его ближе к Неве. Кстати, изначально Екатерина выбрала это место для установки памятника себе. Но когда встал вопрос, чей же памятник установить на площади, сделала выбор в пользу основателя Петербурга. «Медный всадник» очень гармонично вписывается в городской ансамбль. Вокруг него расположены многие важнейшие достопримечательности Санкт-Петербурга: Адмиралтейство, Сенат, Исакиевский собор и другие.

Источники:

  • СПбгид.рф//Памятник Метру Первому в Петербурге
  • Риа новости//Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»
  • s-pb.in//Памятник «Медный всадник - памятник Петру Первому
  • Чудесные места//Памятник Петру Первому «Медный всадник»
  • FB.ru//Медный всадник: описание памятника Петру Первому

Совет 3: Медный всадник: описание памятника Петру Первому

Санкт-Петербург помнит и чтит имя своего основателя. Горожане установили десятки изображений Петра I, но, несомненно, наиболее популярным является Медный всадник – монумент на Сенатской площади. Его считают визитной карточкой Северной столицы.

Название

Александр Пушкин родился через семнадцать лет после установки монумента. Именно этому русскому поэту в произведении с одноименным названием удалось точно передать мощь и энергетику Медного всадника и всей композиции: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта» и «О мощный властелин судьбы». Такими словами выражает поэт восхищение российским императором. Памятник, получивший свое название благодаря пушкинскому творению, на самом деле выполнен не из меди, а из бронзы.


История создания

Инициатором установки памятника стала императрица Екатерина II, так она хотела отметить личное восхищение делам великого реформатора. Монумент было решено установить в городе, основанном им в 1703 году.

Первую статую создал Франческо Растрелли, но вариант монумента не одобрила царицы и на долгие годы его упрятали в петербургские амбары. Следующим за дело взялся скульптор Этьен Фальконе, Екатерина пригласила мастера по рекомендации философа Дидро. В 1766 году подписали контракт, и работа началась. Место для работы французу определили в Зимнем дворце царицы Елизаветы, жилье – в старой конюшне. Архитектурную часть памятника выполнял Юрий Фельтен, которого назначили взамен уволенного капитана де Ласкари.

В течение трех лет Фальконе с помощниками создавал модель памятника из гипса. Одобренную скульптуру в скором времени должны были отлить из металла. Это не сумел сделать прибывший из Франции мастер Эрсман, и руководство процессом Фальконе взял на себя. Дело предстояло не из легких, напряженность ситуации нарастала.

Первая отливка памятника произошла в 1775-м. Существует легенда, что во время отливки неожиданно лопнула труба с раскаленной бронзой. Благодаря усилиям Евгения Хайлова удалось спасти нижнюю половину монумента. Мастер всю жизнь изготавливал пушки и знал толк в работе с металлом. Спустя два года отлили верхнюю часть памятника.

Но это произошло без Фальконе, так как вскоре он покинул Россию. Уезжая из страны, француз захватил с собой все расчеты, рисунки и чертежи. Начатое дело завершил Фельтен. Торжество, связанное с открытием монумента, было назначено на 7 августа 1782 года, оно стало итогом двенадцатилетнего кропотливого труда. Во время презентации среди собравшихся отсутствовал только Этьен Фальконе. Быстрый отъезд скульптора стал финалом противостояния художника с дворцовой знатью. Образ, созданный французом по историческим материалам о жизни Петра I, не соответствовал представлениям Екатерины. Она видела в нем, прежде всего, великого полководца, французский скульптор ставил во главу угла его достижения в области сближения с Европой и выхода к морю. Возможно, если бы скульптор отказался тогда от собственного мнения, сегодня памятник выглядел по-другому и носил иное название.


«Гром-камень»

Памятник получился довольно внушительных размеров. Для того чтобы обеспечить целостность композиции, было принято решение установить его на постамент. Подобранная каменная глыба, по мнению автора, должна была имитировать поднимающуюся волну.

Когда-то глыбу разбила молния, так появилось ее название «Гром-камень». Путь от деревни Конная Лахта, где ее обнаружили, до места установки составил почти восемь километров. Сначала камень в зимнее время передвигали по суше, после этого загрузили на судно и из Финского залива везли в Санкт-Петербург. Свой первозданный вид глыба потеряла после обработки и установки.


Описание монумента

Проект Фальконе - не единственный конный памятник императору. «Монумент мой будет прост», - так писал автор. Царя изобразили на лошади в динамике. Для Фальконе Петр Первый – это законодатель и созидатель. Всадник одет в легкую одежду: длинную рубаху и плащ, развевающийся на ветру. Такая простая одежда присуща всем нациям – «героическое одеяние».

Император восседает на коне, который встал на дыбы и взбирается на камень. Государь простирает руку в сторону текущей поблизости Невы. Примечательно, что создатель изобразил Петра не в седле, а на медвежьей шкуре как символ причастности к русской нации, представителем которой является государь. Царь уверен в себе и спокоен. В борьбе со стихией и предрассудками он видит смысл жизни. Камень символизирует первозданность природы. Скульптура - символ превосходства цивилизации над дикой природой.

Кроме солидных размеров памятника проблемой стало соблюдение весового баланса. Скульптура имела три опорных точки - это должно было сохранять устойчивость. Тогда к композиции добавили змею, которая символизировала зло, невежество и вражду. Она располагалась в ногах коня, который топтал ее, и давала скульптурной композиции дополнительную опору. Голова Петра были создана Марией-Анной Колло, ученицей Фальконе. Изготовлению лица помогла посмертная маска, несмотря на это работа заняла довольно длительный период времени, ее итоги долгое время не устраивали Екатерину. Спустя годы за вклад в увековечивание памяти Петра Колло получила пожизненную ренту. Змею сотворил отечественный мастер Федор Гордеев. Лишь одна деталь – венок на голове императора и меч, висящий на поясе, создавали образ победителя. На одной из складок плаща скульптор Фальконе указал собственное имя - оставил информацию об авторстве.

Екатерина распорядилась, чтобы на основании из гранита появилась надпись "Екатерина II Петру I". Рядом присутствует дата 1872 год. С обратной стороны эта же надпись дублируется на латыни. Вес металлической скульптуры без постамента составляет около девяти тонн, ее высота – более пяти метров. После двух столетий существования, в монументе обнаружились трещины. Серьезные реставрационные мероприятия, проведенные в 1976 году, продлили ему жизнь.


В культуре и литературе

Медный всадник принято считать символом города на Неве и достопримечательностью. Каждый гость города посещает Сенатскую площадь и находит в изображении императора что-то свое, особенное, неповторимое. Трудно подобрать эпитеты, чтобы описать величие композиции, но с пустым сердцем отсюда не уйдет никто. Удачное сочетание металла и камня очень точно отразили истинный царский характер.

Особенное впечатление произвел памятник на Александра Пушкина. Он вдохновил его создать поэму «Медный всадник». Поэт отмечал яркость и целостность императорского образа. Нынешние школьники пишут по этому произведению сочинения и в каждом эссе отмечена роль литератора, давшего название памятнику. Рассказ об истории монумента без этого был бы неполным. Главный герой поэмы во время наводнения лишился своей возлюбленной Параши. В отчаянии он бродит по городу. Когда на его пути встречается памятник Петру, Евгений понимает, что вина императора в неправильно выбранном месте для строительства города и с гневом обращается к «кумиру на бронзовом коне». В этот момент император срывается с места и гонится за обидчиком. Автор не объясняет степень реальности происходящего: это большое воображение героя или действительность. Есть мнение, что основой изложения сюжета стала ситуация 1812 года, когда опасаясь наступления Наполеона, Александр I решил, что столицу должны покинуть все ценности, в том числе и Медный всадник.

Майору Батурину, ответственному за эвакуацию, снился один и тот же сон, как царь спускается с постамента и мчится верхом по улицам города. Он будто предупреждал, что опасаться нечего. Эвакуацию отменили, и Петр не сдвинулся со своего места.

С самого начала о петербургском всаднике складывали легенды и анекдоты. Так однажды, фигуру Петра Алексеевича заметил Павел I, когда вечером прогуливался по улицам города. Призрак сказал: «Ты скоро увидишь меня здесь». Уже через месяц установили известную композицию.

Памятник фигурирует в романе Федора Достоевского «Подросток»: «бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне». Присутствует он в произведении Андрея Белого «Петербург» и в «Розе Мира» Даниила Андреева.

Место для установки монумента было выбрано Екатериной довольно удачно. Фигура расположилась около Невы и развернута к ней, ведь выход к морским границам был одной из главных задач Петра. Его взгляд направлен вдаль, он мечтает о новых свершениях. Памятник на Сенатской площади великому императору Петру Алексеевичу – дань памяти и уважения его вкладу в развитие Российского государства. Чтобы полюбоваться красотой монумента и почувствовать энергетику памятника, стоит посетить Санкт-Петербург и увидеть его собственными глазами.

Дань историческому прошлому во многом осуществляется через такие архитектурные объекты культурного назначения, как памятники. В нашей стране имеется достаточное количество таких сооружений, которые на слуху у всех жителей нашей страны. К таким историческим монументам относится и памятник «Медный всадник», информация о котором будет познавательной для любого человека.

Удивительно, что такой важный исторический монумент как «Медный всадник» вызывает массу вопросов у пользователей Сети, связанных с тем, кто изображен на нем, где этот памятник находится, а также когда и кем он был воздвигнут. Важно отметить, что «Медный всадник» является важной достопримечательностью не только Северной столицы, но и всей страны. На нем запечатлен Петр Первый с венком на голове и верхом на коне, олицетворяя собой стремительное развитие России. Под предводительством великого русского царя-полководца, являвшегося еще и настоящим законодателем, наша страна стала не просто европейской державой, но и настоящей империей, чьи границы и власть стремительно расширялись на территории двух частей света.

Уникальность памятника заключается еще и в том, что он воздвигнут на трех опорах. Исторический монумент является архитектурным наследием конца 18 века, о чем свидетельствует надпись: «Петру Первому От Екатерины Второй лета 1782 года». Именно Екатерина Великая таким образом запечатлела на веки для потомства личность великого реформатора и основателя города на Неве. Высота памятника «Медный всадник» составляет пять метров, а вес – восемь тонн.

История памятника «Медный всадник»

По распоряжению императрицы Александр Михайлович Голицын начал вести переговоры с Дидро и Вольтером по поводу реализации столь масштабного для России того времени архитектурного проекта, связанного со строительством памятника «Медный всадник». Уважаемые люди своего времени, которым безусловно доверяла и сама Екатерина Вторая, порекомендовали Этьена-Мориса Фальконе. Этот скульптор мечтал создать что-то похожее и величественное, что смогло бы прославить в веках его имя. Поэтому предложение было воспринято им с большим воодушевлением.

В Россию Фальконе прибыл с семнадцатилетней помощницей по проектированию Мари-Анн Колло. Интересно, что мастер согласился на довольно скромную оплату своих услуг, которая составила всего двести тысяч ливров. А позже помощником к французскому скульптору был назначен опытный архитектор Фельтен. Сразу же был остро поставлен вопрос и об основании памятника, которым по замыслу должен был стать огромный камень. Этот вопрос решили путем опубликования в газете «Санкт-Петербургские ведомости» тематического объявления.

Подходящую глыбу под исторический памятник предоставил Григорий Вишняков, который долгое время сам пытался использовать ее для собственных нужд. Но после безуспешных попыток, связанных с отсутствием необходимого инструмента для обработки, и, конечно же, из-за патриотических побуждений отдал его профессиональным архитекторам.

К слову сказать, камень весил две с половиной тысячи тонн, а потому его доставка производилась в зимнюю пору, когда замерзшая почва смогла бы выдержать столь большую нагрузку. Операция по доставке камня была завершена 27 марта 1770 года. Кстати, перевозка такого объемного и тяжелого объекта и на сегодняшний день является абсолютным рекордом человечества.

Подготовка и установка памятника

Уже в 1769 году публике был представлен гипсовый вариант памятника Петру Великому. Теперь необходимо было произвести отливку из металла. Так как Фальконе еще не сталкивался с такой работой, то для производства этого этапа изготовления монумента был привлечен скульптор Эрсман, который впоследствии не оправдал возложенных на него надежд. И Фальконе самостоятельно принялся за освоение нового для себя ремесла. Первая отливка была произведена в 1775 году, а потом последовали отливки в период 1776-1777 годов. Екатерина Вторая сама очень внимательно следила за работами.

Только вторая отливка увенчалась успехом. Тогда Фальконе во внутренней части плаща «Медного всадника» сделал историческую надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин».

Так как к моменту установки памятника на одиннадцатиметровой высоты «гром-камень», служивший ему постаментом, отношения Фальконе и Екатерины Второй окончательно испортились, и французский мастер был вынужден вернуться в Париж, то окончил архитектурные работы Федор Гордеев. Открытие монумента состоялось без своего настоящего творца и в присутствии императрицы 7 августа 1782 года.

Известные люди о памятнике

Интересно, что в 1812 году, когда русская армия во главе с Кутузовым воевала с французами, Александр Первый, опасаясь вторжения врага в столицу, распорядился эвакуировать культурное наследие страны, включая и памятник «Медный всадник», стоящий на Сенатской площади. Легенда гласит, что некий майор Батурин, добившийся личной аудиенции с князем Голицыным, поведал тому свой сон, который в течение нескольких дней подряд ему снился. В нем привиделось то, что майор находился на Сенатской площади, и к нему повернул голову монумент Петра Первого и строго напутствовал о том, чтобы его ни при каких обстоятельствах не перевозили из города. Он пояснил, что будет охранять Петербург от врага, и тогда он его не тронет. Видение было тут же пересказано императору, и тот хоть и удивился изрядно, но отменил распоряжение об эвакуации «Медного всадника».

Известна и история, случившаяся с Павлом Первым, когда он, еще не будучи императором, гулял по вечернему Петербургу. Фигура Петра Первого в плаще и шляпе сказала тогда: «Павел, я тот, кто принимает в тебе участие!». Примечательно было то, что, уходя с Сенатской площади, где произошло удивительное свидание двух венценосных людей империи, эпический император пообещал, что тот еще вновь увидит его здесь.

Совершенно очевидно, что историческое наследие в виде памятника «Медный всадник» имело множественные отклики в художественных произведениях самых различных жанров и авторов. Так, Ф.М. Достоевский в романе «Подросток», мистик Андреев в «Розе мира», А.С. Пушкин в легендарном одноименном произведении, а также многие художники в разное время находили вдохновение в этом историческом монументе.

Совершенно неожиданное отражение нашел памятник «Медный всадник» в государственных монетах советского периода. В период правления М.С. Горбачёва в 1988 году Банк СССР неожиданно выразил готовность приобщиться к историческому наследию нашей страны в виде изображения Петра Первого на монетах пятирублевого номинала. Эти эксклюзивные монеты были выпущены тиражом в 2,3 миллиона экземпляров, а их вес составлял двадцать граммов. Этот случай стал уникальным для страны и «Медного всадника», так как больше отечественная история не знает примеров чеканки монет с изображением этого исторического монумента.

Народная молва бережно хранит интересные мифы и легенды, связанные с этим памятником.

Есть сказание о том, что Петр Первый часто перескакивал через Неву, сказав трижды «Все божье и мое». А когда его обуяла гордыня, и он молвил «Все мое и божье», то вмиг окаменел в виде «Медного всадника» на Сенатской площади.

Другой миф. Лежа в постели, император вдруг понял, что шведы прут на Петербург. Он, недолго думая, вскочил на коня и помчался им навстречу. Однако когда он скакал через Сенатскую площадь, ему по дороге встретилась змея, из-за которой он и замер в виде «Медного всадника». Кстати, считается, что змея спасла ему жизнь в данном случае.

Следующая легенда гласит, что только покровительство Петра Первого смогло защитить город на Неве в военную кампанию 1812-1814 годов.

Французский скульптор Э. М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента "благодетелю, преобразователю и законодателю" России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глобокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый "гром-камень" удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 тонн были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построенны специальная баржа и корабли.

Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е. М. Хайлов. В августе 1775 г. состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была "срезана". Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит: "Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778". В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф. Г. Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э. Фальконе из России вел архитектор Ю. М. Фельтен.

В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

По замыслу Э. Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д. Дидро скульптор писла на этот счет следующее: "Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?". Вопреки идеи автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, "благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей красоте".

В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем - 1909 г. - памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935-1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы в памятнике.

Современные исследования памятника и комплекс реставрационных работ осуществлены Государственнным музеем городской скульптуры в 1976 году. К этому времени серьезные опасения вызывали трещины на опорных ногах коня, причину которых предстояло выяснить. Впервые в истории монумента была разработана и выполнена обширная программа исследований по составу бронзы, состоянию защитной окисной пленки - патины, по прочности внутреннего каркаса конной статуи. В исследовании принимали участие ученые Политехнического института, лабораторий Кировского и Ижорского заводов, НИИ им. Ефремова и других предприятий. С помощью специальной аппаратуры проведено гаммаграфирование, вследствие чего выяснилось, что причиной трещин стал "пережог" металла, когда для повторной отливки верха скульптуры Фальконе разогрел ее низ до высокой температуры. Определен состав бронзы, в котором более 90 процентов меди. Трещины были заделаны вставками, отлитыми из специально выплавенной бронзы. Обследован и усилен опорный каркас. Исследования дали полную картину конструктивных особенностей памятника. Высота скульптуры - 5, 35 м, высота постамента - 5, 1 м, длина постамента - 8, 5 м.

В Санкт-Петербурге

На самом деле памятник совсем не медный - он был отлит из бронзы, а название своё получил уже благодаря одноимённой поэме Пушкина)


Медный всадник был создан в 1768-1770 скульптором Этьеном Фальконе, его голову вылепила ученица скульптора, а змею по его замыслу вылепил Фёдор Гордеев. Окончательная отливка всадника была завершена лишь в 1778 году


Камень для монумента всадника искали долго, но подходящего так и не нашли, поэтому в газете "Санкт-Петербургские ведомости" вскоре появилось обращение к частным лицам с предложением помочь проекту


С момента размещения объявления прошло совсем немного времени и камень был найден - им оказалась глыба, давно присмотренная казённым крестьянином Вишняковым для собственных нужд. Он так и не нашёл способа расколоть её на куски, потому указал на неё капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте


Глыбе дали название Гром-камень, но место, в котором он был найден сегодня точно не известно


Для перевозки глыбы был предпринят целый ряд мер, от создания специальной платформы, перекатываемой по шарам из сплава на основе меди, до системы применения рычагов при погрузке камня на эту платформу. Для того, чтобы вытащить камень из земли и погрузить его на платформу были задействованы силы тысяч людей, ведь весил он более 1 600 тысяч тонн. Интересной особенностью отделки камня является то, что надлежащую форму ему придавали 46 каменотёсов прямо во время транспортировки


Эта не имеющая себе аналогов отделочная операция длилась на протяжении всего пути, с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, когда Горм-камень прибыл на берег Финского залива, на сооружённую специально для его погрузки пристань


Для транспортировки глыбы по воде был создан также специальный корабль. В итоге этих нечеловеческих усилий, 26 сентября 1770 года Гром-камень торжественно прибыл на Сенатскую площадь

За перемещением Гром-камня с интересом наблюдала вся Европа. По пути многократно происходили ситуации, грозившие крахом всем начинаниям, но руководители работ каждый раз находили выход из сложившегося положения. В честь успешного окончания перевозки глыбы была создана памятная медаль с надписью "Дерзновению подобно"


Фальконе впал в немилость Екатерины II в 1778 году и был вынужден уехать из страны. Его место занял скульптор Фельтен, под руководством которого Медный всадник был завершён и торжественно открыт 7 августа 1782 года


Медный всадник стал первым конным памятником царю. Правитель изображён в условной одежде, на вздыбленном коне, а о его роли полководца-победителя говорит лишь висящий у пояса меч, да лавровый венок, венчающий его голову

Концепцию Медного всадника разрабатывали совместно Екатерина II, Вольтер и Дидро. Они пришли к выводу, что памятник должен был символизировать победу человека над природой, которую изображал бы Гром-камень - вот почему современность была возмущена тем, что Фальконе обтесал и отполировал грандиозную каменную глыбу


На постаменте высечена надпись "Петру первому Екатерина вторая, лето 1782", которая дублируется латинским аналогом на обратной стороне. Она отражает замысел Екатерины II установить линию преемственности между деятельностью Петра I и своей собственной

К концу XVIII столетия о памятнике было сложено множество легенд, а в начале XIX столетия Медный всадник стал одной из популярнейших тем в русской поэзии

Например рассказывают, что в 1812 году, в самый разгар Отечественной войны, обеспокоенный перспективой захвата Петербурга французами Александр I приказал эвакуировать из города самые ценные произведения искусства, для чего статс-секретарю Молчанову было выделено несколько тысяч рублей. Но в это время майор Батурин добился встречи с близким другом царя князем Голицыным и поведал тому, что снится ему один и тот же сон, в котором всадник на Сенатской площади спускается с пьедестала и устремляется ко дворцу Александра I на Каменном острове. Вышедшему ему навстречу царю Пётр I говорит: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию.. Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" После чего всадник поворачивается и возвращается на своё место. Князь Голицын, поражённый рассказом Батурина, передаёт его рассказ государю, который, выслушав его, отменил свой первоначальный приказ об эвакуации Медного всадника


Вполне возможно, что именно эта легенда легла в основу пушкинского "Медного всадника", также есть мнение, что именно из-за этого сказания во время Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был спрятан, в отличие от остальных скульптур Петербурга


А если посмотреть с такого ракурса, то получается очень даже интересный памятник лошадке…=)