Отношения между базаровым и родителями. Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями

Отношения между Павлом Петровичем и Аркадием хорошие, Аркадий уважает своего дядю, и каждый раз, когда Базаров осуждает Павла Петровича, он идет в защиту своего родственника, считая, что он достоин уважения и почтения к себе, так как на вежливость и доброжелательность ответит тем же.

Нигилисту Базарову противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Это ярковыраженный конфликт двух героев, которые, скорее, похожи, чем различны, потому что они оба сильные личности, которые ни за что не отступятся от своего, которые являются соперниками. Базаров и Павел Петрович Кирсанов, конечно, лидеры, за ними пойдут более слабые люди, которым нужны покровители, которых они будут уважать и чтить. Но столкновение двух сильных личностей приводит к борьбе, в которой каждый отстаивает свою позицию.

Но, скорее всего, полной противоположностью Базарова является Николай Петрович, потому что он человек чувств, впечатлений и эмоций, представитель другого поколения, у него богатый внутренний мир и довольно высокий уровень духовного развития, а Евгений – это человек очень самоуверенный и более приземленный, он слушает разум, а не сердце.

Отношения между представителями различных поколений – это вечная тема, потому что существуют такие люди, как Николай Петрович и родители Базарова, которые в любой момент готовы поддерживать связи между поколениями, которые рады жизни, если знают, что их ребенок слушает советы старших, перенимает их опыт и при этом счастлив. Но в то же время между представителями различных поколений часто происходят конфликты и столкновения взглядов, потому что две сильные личности не могут взаимно существовать и дополнять друг друга, поэтому они ведут вечную войну, явную или скрытую, войну мировоззрений, взглядов и миропониманий.

“Отцы и дети” – выдающееся произведение И. Тургенева, в котором представлена широкая панорама отношений людей разных возрастов.

Отец Базарова – представитель старшего поколения, бывший военный лекарь. Нынче занимается лечением жителей деревни. Василий Иванович не доверяет новым тенденциям в медицине. Он человек, который живет старыми правилами, характерными для его поколения. Старый Базаров консерватор. Он полагается на помощь Бога.

Мать – настоящая хозяйка, хоть и дворянского происхождения. Ее нельзя назвать умной, зато она добрая и заботливая. Арина Власьевна суеверная и одновременно набожная женщина.

Родители любят сына без памяти. Мать тратит уйму усилий на должное воспитание отпрыска, а отец заботится о хорошем образовании. Арина Власьевна боится сына и всячески старается ему услужить, а Василий Иванович старается не показывать, насколько сильно любит Базарова. Они оба настолько гордятся сыном и настолько его превозносят, что считают себя ничтожными по сравнению с ним. Родители пекутся о его благе, готовы пылинки сдувать с ребенка. Все разговоры и помыслы только о сыне, о его благополучии, достижениях и заботах. Супруги любят Евгения безгранично и не замечают его истинной сути.

Когда Базаров приезжает домой, родители надеются на то, что он останется с ними. Но тихая деревенская жизнь быстро надоедает, и Евгений отправляется в путь. Расстроенный отец сетует, что снова остается в одиночестве.

Базаров привык к родителям, но он не любит их так сильно, как они его. Он хорошо к ним относится, они дороги ему. Но Евгений не задумывается над тем, что это нужно как-то выразить. Он и родителям не позволяет выставлять на всеобщее обозрение их эмоции, проявлять излишнюю заботу о нем. Только когда близится последний час, Евгений просит Одинцову присмотреть за Василием Ивановичем и Ариной Власьевной, потому что лучше на свет никого нет.

И. Тургенев изображает разность интересов молодежи и людей старшего поколения. Молодые быстро осваиваются с новшествами. А вот людям солидного возраста суета и либеральность взглядом ни к чему. Тургенев подчеркивает актуальную и для нынешнего времени мысль: поколения должны прислушиваться, помогать друг другу. Только так можно обрести взаимопонимание.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Мировоззрение главного героя – Евгения Базарова – сводится к отторжению сложившегося в стране положения. Он не верит в отмену крепостного...

Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным. В данной системе уроков я использую не только нестандартные методы и приёмы, но и обновляю содержание некоторых уроков, применяя элементы проблемного обучения. Создание проблемной ситуации учителем – творческий поиск знаний учащимися. В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье.

Большинство наших воспитанников из неблагополучных семей, хотя есть и дети – сироты, и дети, никогда не знавшие своих родителей. Вот на такой контингент учащихся и рассчитан цикл уроков литературы, где затрагивается тема семейных отношений, где на примере произведений “Война и мир” Л. Толстого, “Гроза” А. Островского, “Вишнёвый сад” А. Чехова, “Отцы и дети” И. Тургенева, “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Тихий Дон” М. Шолохова, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и др. ребята убеждаются в необходимости создания благополучной семьи, в которой при любой ситуации можно найти поддержку и понимание. Учащиеся пришли к выводу, что обязанности есть не только у родителей по отношению к детям, но и у детей перед родителями. Такое умозаключение я решила использовать в теме “Базаров и его родители” при изучении романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Мы не станем говорить о родителях Базарова, как об “отставных людях”, идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста. Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Важно увидеть на данном уроке, что эту семью объединяет любовь, уважение, искреннее дружелюбие. Когда Евгений умирает, горе родителей безмерно. Необходимо заставить учеников сострадать несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

Оборудование урока:

  • эпиграфы к уроку на доске:

Базаров - человек реального, полезного дела.

Д.И. Писарев

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Р. Гамзатов


И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном -
Помни свято об этом всю жизнь.

М. Рябинин

  • Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

Ход урока.

I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

  • У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
  • Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
  • Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

Задание классу:

Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.

Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.

Тема урока: “Базаров и его родители”.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II. Реализация домашнего задания.

Слово учителя:

Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

"Семья как основа нравственного благополучия в смутное время".

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
  • Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
  • Речь отца и сына. (Примеры из текста).
  • Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Слово учителя.

Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

  • Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
  • Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто... Мама!

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
  • Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
  • Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
  • Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни...Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” ).

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

  • 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? .
  • 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
  • 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” .

Слово учителя.

Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV. Слово учителя.

В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины .

Работа с текстом.

Прочитайте последний абзац эпилога ,сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.

V. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
  2. Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”

Литература

  1. Тургенев И. С. Избранные сочинения. / Библиотека учителя /. - М. , Худож. литер. , 1987.
  2. История русского искусства. В 2-х томах. - М., Госиздат “Искусство”, 1960.
  3. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? - М., Просвещение, 1990.
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002.
  5. Смолина Е. А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. - Волгоград, Учитель, 2001.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Тема урока: Базаров и его родители.

Цель урока: рассмотреть образы отца и матери, выявить взаимоотношения Базарова с родителями, расширить психологический портрет главного героя; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки; воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.

Оборудование: эпиграфы к уроку, иллюстрации к роману, презентация к уроку.

Ход урока.

    Организационный момент.

Ребята, скажите, как часто вы произносите слова любви, признаетесь в любви? Кому чаще всего вы говорите: «Я люблю тебя»? Конечно, в первую очередь, вашим любимым девушкам. Вспомните, когда вы в последний раз говорили своим родителям: «Я люблю вас. Спасибо, что вы у меня есть». А ведь они не меньше ваших девушек нуждаются в наших словах любви, в нашей поддержке. Они нуждаются в нас.

    Запись эпиграфа к уроку.

Вы, наверное, догадались, сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях с родителями, об отношении нашего героя Евгения Базарова к его родителям. Обратимся к нашему первому эпиграфу.

«Таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать». ( Базаров о родителях).

Каждый ребенок может подобное сказать о своих родителях.

    Работа по теме урока.

1) Давайте для начала вспомним, кто такой Базаров и что вы о нем узнали. Работа с портретами Базарова. Тургенев дает небольшую характеристику внешности своему герою. Мы больше о нем узнаем от других героев. (Базаров – нигилист. Базаров – будущий лекарь, он учится в медицинском университете. После трехлетнего отсутствия дома приезжает на родину, где его с нетерпением ждут его родители.) А что вы можете сказать, глядя на портреты Базарова? Каким он перед вами предстает?

2) Да, Базаров – нигилист. Кто такой нигилист? Как Базаров себя характеризует? (Мы отрицаем все!) Это значит, что нигилисты отрицают и любовь, романтизм, сентиментализм. Когда как другие так не думают. Поэтому мы можем сказать, что Базаров одинок.

3) Вспомним, когда Базаров приезжает к родителям. Сразу? (Нет, спустя почти месяц после своего приезда из Петербурга. Он приезжает к родителям после тяжелого разговора с Анной Сергеевной Одинцовой. Он, нигилист, отрицающий все живое, полюбил эту женщину. А она отвергла его чувство. Это было для него невыносимо. И для того чтобы забыть Одинцову, Базаров старается отвлечься, едет к родителям).

4) Расскажите, как встретили Базарова его родители.

5) Кто они, чем они занимаются? (Василий Иванович – человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказывался уже от работы врача. Он стремится пополнить свои знания. Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле. Василий Иванович любит много говорить. Арина Власьевна суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и «знала толк в хозяйстве». В политике не разбиралась. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына. Арина Власьевна – человек иного образа жизни, нежели ее сын.)

6) Как относятся к Евгению отец и мать? (Мать ласково называет его Енюшкой; они боялись побеспокоить его лишний раз)

7) Можно ли назвать Базарова хорошим сыном? (Да, можно. Он заботится об их финансовом состоянии, за время учебы не попросил у них ни копейки. Находясь при смерти, он просит Одинцову позаботиться о своих родителях: « Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»)

8) С чем связано его «сухое» общение с родителями? (С разрывом с Одинцовой)

9) Можем ли мы сказать, что Базаров бесчувственен по отношении к своим родителям? (Нет, он не хочет огорчать родителей, поэтому решается сказать о своем отъезде лишь вечером.)

10) Почему Базарову жизнь родителей кажется «глухой»?

11) Как же Базаров относится к своим родителям? (Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий». А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него и понимает, как он, бедняга, поседел. Доброта отца находит в нем должную оценку. Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Такую глухую жизнь не может принять Базаров. Базаров не хочет бороться с мелочами жизни, его задача – переделать основы жизни: исправить общество и болезней не будет. А переделать основы жизни родителей нельзя, всякая попытка ругать их по меньшей мере огорчила бы их, не принесла пользы).

12) Смерть Базарова. От чего умирает Базаров? Как относится Базаров к своей смерти? (Опытный и понимающий врач, Базаров прекрасно знает, что нужно сделать в случае заражения, но не делает этого.)

13) Расскажите о переживаниях родителей Базарова во время его болезни.

    Работа по картине. В 1874 году художник В. Перов написал картину по роману «Отцы и дети» «Старики родители на могиле сына».

    Работа с текстом. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Для родителей нет ничего больнее, чем потеря своего ребенка).

    Я хочу прочитать вам притчу. Одному юноше не везло в Любви. Всё как-то попадались девушки ему «не те» в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми. Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за мудрым советом к старейшине племени.

Внимательно выслушав молодого мужчину, старец молвил:

Вижу, что беда твоя велика. Но скажи мне, как ты относишься к своей матери?

Юноша был очень удивлён.

Причём же здесь моя матушка? Ну, не знаю… Она часто вызывает во мне раздражение: своими глупыми вопросами, назойливой заботой, жалобами и просьбами. Но могу сказать, что люблю её.

Старец помолчал, покачал головой и продолжил беседу:

Что ж, я открою тебе самый главный секрет Любви. Счастье есть, и оно кроется в твоём драгоценном сердце. И семечко твоего благополучия в Любви посадил очень важный человек в твоей жизни. Твоя мама. И как ты относишься к ней, так и будешь относиться ко всем женщинам мира. Ведь мама – это первая Любовь, которая приняла тебя в свои заботливые объятия. Это твой первый образ женщины. Будешь любить и почитать свою маму – научишься ценить и уважать всех женщин. И тогда ты увидишь, что однажды понравившаяся тебе девушка ответит на твоё внимание ласковым взором, нежной улыбкой и мудрыми речами. Ты не будешь предубеждён против женщин. Ты увидишь их Истинными. Наше отношение к Роду – мерило нашего счастья.

Юноша с благодарностью поклонился мудрому старцу. Отправившись в обратный путь, он услышал за своей спиной следующее:

Да, и не забудь: ищи для Жизни ту девушку, которая будет любить и чтить своего отца!

О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?

Мы, дети, в долгу перед своими родителями, мы обязаны оберегать их в старости, быть опорой и надеждой. Они не должны переживать за наши ужасные поступки, плохие отметки, плохое поведение. В наших силах сделать жизнь родителей счастливей. У поэта М. Рябинина есть такие строки (эпиграф урока):

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись...

Мы пред ними в долгу неоплаченном –

Помни свято об этом всю жизнь.

Я вас просила написать эссе о своих родителях. Что значат они для вас. Вы стали спрашивать, что писать, как писать. То, что они делают для нас нельзя описать словами. И все сказали, что они для вас значат ВСЁ!

«Я очень люблю и ценю своих родителей. Иногда у нас бывают разногласия, но всё равно мы миримся. Мой папа научил меня играть в хоккей, и теперь я в команде. А мама всегда поможет в трудную минуту. В любой трудной ситуации родители дадут совет и всегда рядом»

«Я очень люблю своих родителей. Я обязан им жизнью. Они воспитывали меня и научили всему, что знают сами»

«Я очень часто думаю, что моя мама может и знает все на свете начиная с ремонта мотоцикла, вкусных пирогов и заканчивая умением душевно общаться со мной и понимать меня. У моей мамы хорошие друзья, ведь по-другому и не может быть, она же лучшая. Я очень люблю, ценю, горжусь и уважаю свою маму»

«В моей жизни случилось так, что я живу с отцом. Папа строг со мной. Он всегда говорит: «В любой ситуации оставайся человеком». Отец хочет, чтобы я всего добился сам. Только благодаря ему я полюбил спорт. Я очень благодарен папе за заботу и любовь»

«Года два назад у меня был несносный характер, очень часто я ссорился с родителями. Я очень благодарен родителям за то, что они перетерпели мой злобный характер. И на сегодняшний день у меня с ними теплые отношения. Я хочу, чтобы все так и продолжалось, было только лучше»

«Родители – самое дорогое, что есть в нашей жизни. Каждый человек должен и обязан их уважать, любить, ценить и дорожить ими. У меня большая и очень дружная семья. Так случилось, что мы с братьями и сестренкой остались без родителей, Но мы все равно не перестаем их любить и помнить. Они также живы для нас. Они всегда рядом с нами. У меня есть брат, на которого я могу положиться. В трудные минуты мы всегда помогаем друг другу, протянем руку помощи. Также с нами живет наша любимая бабушка, которая отчасти заменила нам родителей. Она души в нас не чает, оберегает от жизненных невзгод, всегда бок о бок с нами, и в горе и в радости. Мы от всей души желаем ей крепкого здоровья и терпения в воспитании нас. Мы с братьями и сестренкой понимаем, какой это нелегкий, титанический труд. Со своей стороны мы тоже помогаем ей по хозяйству, нянчить сестренку. Я уверен, что все мы преодолеем все трудности и невзгоды жизни, которые приготовила нам судьба. Берегите родителей и своих близких людей при жизни. Отдавайте им свое тепло и любовь, пока ваши сердца бьются»

«Моя мама была самой лучшей, самой заботливой. Она была хорошей хозяйкой, хорошей матерью и хорошей женой. Свободное время родители всегда уделяли мне. Каждый воскресный день мы ходили в храм на службу, она пела на клиросе, пекла просфоры. Каждое утро она отводила меня в садик. Я никогда ее не забуду!!! Я ее очень люблю и часто чувствую ее присутствие рядом со мной»

    Презентация (фото с родителями). Посмотрите на счастливые лица ваших родителей. Они счастливы оттого, что мы рядом с ними. Так не заставляйте родителей грустить. Поддерживайте их, говорите с ними, молчите с ними, будьте всегда с ними. Я не зря презентацию закончила фотографией с вашим мастером. Ведь здесь, в лицее, она для вас мама. Поэтому не огорчайте ее своим плохим поведением, своими дурными отметками. Ребята, не забудьте, придя домой, обнять своих родителей и сказать, что вы их очень любите. Не забудьте поздравить своих дорогих мам с Днем Матери.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

8.Подведение итогов. Выставление оценок.

«Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением. Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова - Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь. В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна - настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя. Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью. Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет. Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства. Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».