О чем рассказывается в рассказе гранатовый браслет. Анализ произведения гранатовый браслет куприна

Вступление
Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

4.1 (82.22%) 9 votes

В.Н. А йдарова

Во всем многообразии тем, поднимаемых в произведениях А.И. Куприна, чье творчество К. Паустовский по праву называл «энциклопедией жизневедения», выделяется одна заветная тема, к которой писатель обращается очень бережно и благоговейно – тема любви. «Впотьмах», «Святая любовь», «Столетник», «Олеся», «Суламифь», «Леночка», «Гранатовый браслет» и еще многие произведения А.И. Куприна поднимают проблему любви, этой «величайшей тайны в мире».

В письме к Ф.Д. Батюшкову летом 1906 г. Куприн признавался: «Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего «Я».

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви...

Что же такое любовь? Как женщины и как Христос, я отвечу вопросом: «А что есть истина? Что есть время? Пространство? Тяготение?»

Словами героя «Поединка» Назанского Куприн идеализирует самоотверженное платоническое чувство: «...сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в...безнадежной любви! Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь посвятить ей».

Порыв к идеальному, очищенному от всего житейского романтическому чувству А.И. Куприн сохранит на всю жизнь. Уже в старости, в эмиграции, в течение ряда лет он уединялся и писал нежно и почтительно любовные письма к женщине, которую очень мало знал, но которую любил сокровенной любовью.

И еще одно интересное свидетельство. К. Паустовский отмечает, что Куприн часто говорил, будто бы писателем он стал совершенно случайно и собственная слава его удивляет. Биографы писателя констатируют, что в 1894 г. поручик Куприн вышел в отставку из армии и поселился в Киеве. Вначале бедствовал, но вскоре начал работать в киевских газетах и писать. До этого Куприн писал очень мало.

Что же заставило молодого офицера выйти в отставку и так резко изменить жизнь? Только ли «свинцовые мерзости» армейской действительности, хотя они, наверное, в первую очередь. Однако была в жизни Куприна и история, в которой тесно переплелись любовь, молодое безрассудство и стечение трагических обстоятельств, крушение надежд.

Об этом малоизвестном эпизоде из жизни Куприна узнаем из воспоминаний Марии Карловны Куприной-Иорданской - первой жены писателя. Узнаем и о той роковой роли, которую сыграет Киев в его судьбе.

После окончания Алексайдровского военного училища в Москве, Александр Куприн в чине подпоручика был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк, расквартированный в захолустных городках Подольской губернии - Проскурове и Волочиске. Куприн служил в Проскурове третий год, когда однажды на полковом балу в офицерском собрании познакомился с молоденькой 17-летней девушкой Верочкой и... влюбился. Верочка происходила из обеспеченной аристократической семьи, родители ее умерли, и она жила у своей сестры, бывшей замужем за капитаном. Бог весть, каким образом эти люди оказались в том захолустном полку. Куприн стал встречаться с Верочкой, которая отвечала ему явной симпатией, но об их свиданиях узнали сестра с капитаном. Куприна вызвали и поставили непременное условие: родные согласятся на этот брак, если молодой человек окончит Академию Генерального штаба и перед ним откроется военная карьера, «выход» в высшее общество, знакомства, связи.

Летом 1883 г. Куприн уезжает из Проскурова, в Петербург сдавать экзамены в Академию. Путь его пролегает через Киев. Там он встречает бывших соучеников по кадетскому корпусу, которые уговаривают его задержаться на два дня, чтобы отметить встречу. В день отъезда молодые офицеры отправились на берег Днепра, где какой-то предприниматель на причаленной к берегу старой барже оборудовал ресторан. Офицеры расположились за столиком, когда вдруг к ним подошел околоточный со словами, что столик забронирован для пристава, и требованием немедленно освободить места. Армейские офицеры всегда недолюбливали жандармерию, знаться с полицией считали для себя унизительным, а посему не обратили внимания на околоточного. Тот же вел себя нагло, начал кричать, запрещая хозяину заведения обслуживать господ офицеров. И тут произошло нечто невообразимое. Околоточный полетел за борт в воду. Публика хохотала и аплодировала. Отправил его «остыть» не кто иной, как Александр Иванович Куприн. Околоточный поднялся весь в тине (баржа стояла у берега на мелком месте) и начал составлять акт об «утопии полицейского чина при исполнении служебных обязанностей».

В Киеве Куприн истратил все свои сбережения, и по приезде в Петербург ему приходилось «туго». Новые друзья-офицеры звали его «покутить», однако Куприн скрывал от них свое плачевное безденежье, отговариваясь, что зван на обед к своей богатой тетке, а сам питался одним черным хлебом, который аккуратно разрезал на порции и не позволял себе сразу съедать более одной части. Иногда, не выдерживая, он заходил в колбасную лавочку и просил хозяйку дать колбасных обрезков пожирнее для тетушкиной любимой кошки. На самом деле и тетушка, и кошка были вымышленными, а сам подпоручик, уединяясь и прячась, с жадностью набрасывался на еду.

Куприн блестяще сдал экзамены в Академию Генерального штаба. Сам начальник Академии похвалил его. Куприн уже видел себя в мечтах блестящим офицером Генерального штаба и в недалеком будущем мужем Верочки.

Но вдруг из Киева, от командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова приходит бумага, в которой сообщалось, что подпоручик Куприн такого-то числа, такого-то года совершил проступок, порочащий честь офицера. За этим следовал приказ: запретить поступление в Академию Генерального штаба сроком на 5 лет. Это было крушение надежд, катастрофа. Верочка была навсегда потеряна...

Куприн хотел даже застрелиться, но револьвер был продан, чтобы рассчитаться с долгами. Куприн немедленно подает рапорт об увольнении из армии и выходит в отставку. С военной карьерой было покончено навсегда... Возвращается в злополучный для него Киев, где в нужде и тяготах перепробует множество профессий: будет работать грузчиком на речной пристани, одно время даже выступать борцом легкого веса в цирке, перепробует еще множество работ, но все они будут временными, не приносящими существенного заработка. Иногда в моменты жесточайшего безденежья его можно было увидеть ночующим под открытым небом среди нищих и бродяг на склонах Мариинского парка. Наконец Куприну удастся устроиться наборщиком в типографию, и время от времени он приносит в редакцию печатавшейся там газеты заметки об уличных происшествиях. По свидетельству самого Куприна: «...постепенно я втянулся в газетную работу, а через год стал уже заправским газетчиком и бойко строчил фельетоны на разные темы». Собирал материал для очерков «Киевские типы». Таким образом именно сложное стечение обстоятельств, в котором сплелись любовь, случай в Киеве и разочарование, несбывшиеся мечты во многом способствовали решению изменить собственную жизнь и посвятить ее творчеству, где особое место занимают произведения о любви.

В 1910 году А.И. Куприн задумал создать «печальную историю», «очень милую», как он говорил, для него вещь. «Не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю, - плачу. Недавно рассказывал одной хорошей актрисе - плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я, еще не писал». Куприн создает «Гранатовый браслет». Многие персонажи имели свои жизненные прототипы. «Это...печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова». Однажды, находясь в гостях, писатель услышал от крупного чиновника Государственной канцелярии Любимова иронично поведанную историю о преследовании его жены Людмилы Ивановны (в девичестве Туган-Барановской) пошлыми письмами, написанными неким телеграфистом, а также о подарке, присланном ей в день Пасхи, - браслете в виде толстой позолочрнной дутой цепочки, к которой было подвешено маленькое красное эмалевое яичко с выгравированными словами: «Христос воскрес, дорогая Лима. П.П.Ж.». Возмущенный супруг - в «Гранатовом браслете» князь Василий Львович Шейн и его шурин - чопорный Николай Николаевич Туган-Барановский (имя в рассказе не изменено) разыскали телеграфиста Петра Петровича Жолтикова (в «Гранатовом браслете» бедный чиновник Желтков) и потребовали прекратить преследования. Жолтиков был переведен в провинцию, где вскоре женился. Куприн изменит эту несколько «грубоватую» историю, придаст ей иное содержание, по-своему осмыслит события и создаст один из самых поэтичных и печальных рассказов о трагичной и единственной любви.

В «Гранатовом браслете» писатель затрагивает различные аспекты проблемы любви, и прежде всего - проблему любви истинной, «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной», такой, которая встречается «только один раз в тысячу лет» и проблему «видимости» любви.

Один из героев рассказа говорит, что люди разучились любить, любовь приняла пошлые формы и снизошла до житейского удобства и маленького развлечения. «Почему люди женятся?» - рассуждает человек старшего поколения, умудренный жизнью генерал Аносов. И называет несколько причин: женщины из-за «стыда» оставаться в девушках, нежелания быть лишним ртом в семье, стремления быть хозяйкой. Мужчины в основном из-за бытовых удобств: устав от холостой жизни, от беспорядка, плохих обедов, «от грязи, окурков, разорванного...белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей...». Не на последнем месте и выгода: «семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее». Аносов называет еще несколько причин и делает неутешительный вывод: «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не Видел». Он рассказывает два случая, лишь похожих на настоящее чувство, оба закончившихся трагически, продиктованных глупостью и вызывающих лишь жалость.

Нет любви и между мужем и женой Фриессе: Анна не может терпеть своего глупого, но богатого камер-юнкера Густава Ивановича, при этом родила от него двух детей. Он же обожает ее, привлекавшую внимание многих мужчин, но обожает ее самодовольно, так, что «становится за него неловко».

В семье княгини Веры, как ей кажется, царит атмосфера любви и прочной, верной, истинной дружбы. Дважды в разговоре с генералом Вера Николаевна приводит свой брак как исключительный пример счастливой любви: «Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?». Но в первом случае генерал медлит с ответом: «...довольно долго молчал. Потом протянул неохотно: - Ну, хорошо... скажем - исключение...», А во второй раз прерывает слова Веры, говоря, что имел в виду совсем иную - подлинную любовь: «Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми... Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Куприн вводит множество штрихов, раскрывающих характер взаимоотношений в семье Шейных. Семья сохраняет видимость благополучия, князь занимает видное положение в обществе, а сам еле сводит концы с концами. Живет выше средств, ибо, согласно положению, приходится делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д. И он не замечает, что Вера, стремясь помочь князю избежать разорения, экономит на себе, отказывает себе во многом.

В день рождения Веры князь обещает привезти к обеду немногих и только самых близких знакомых, но среди гостей оказывается местный вице-губернатор фон Зекк, светский молодой богатый шалопай и кутила Васючок, профессор Спешников, штабной полковник Пономарев - те люди, с которыми Вера едва знакома, но которые вхожи в петербургский свет. Мало того, Веру охватывает суеверный страх - «нехорошее предчувствие», ибо гостей оказывается тринадцать человек. Князь Василий невнимателен к Вере. На дне рождения ой представляет гостям иллюстрированную поэму «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», а на просьбу жены прекратить это, делает вид, будто не расслышал ее слов или не придал им значения, и будет продолжать свое, как ему кажется, остроумное повествование, в котором представит себя в благородном свете, Веру - в смешном, а П.П.Ж. в жалком и пошлом; Он даже не удосужится запомнить настоящие инициалы Г.С.Ж., которыми были подписаны адресованные Вере письма, настолько мелок и незначителен для князя Шейна этот бедный человек. Зато когда Василий Львович узнает о подарке - гранатовом браслете, он негодует, что история может получить огласку в обществе и выставить его в смешном и невыгодном положении, поскольку адресант - человек не их круга.; Вместе с чопорным, напыщенным шурином князь Василий собирается «принять меры». Они разыскивают Желткова и во время разговора подчеркивают пренебрежение к нему: не отвечают на приветствие - протянутую руку Желткова, пренебрегают приглашением присесть и выпить стаканчик чаю, делая вид, будто не расслышали предложение. Николай Николаевич с наглостью даже угрожает Желткову возможностью обратиться к помощи властей, а Василий Львович высокомерным молчанием отвечает на готовность Желткова с помощью дуэли удовлетворить претензии князя. Возможно, он считает зазорным для себя снизойти до поединка с человеком низшего сословия, возможно, к тому же, он слишком дорожит своей жизнью. Во всем их поведении просматривается высокомерная поза - неестественная и фальшивая.

Куприн показывает, что люди, за редким исключением, разучились не только любить, но и быть искренними. Происходит подмена естественного искусственным, условным. Исчезает духовность, подменяемая ее видимостью. Интересна в этом плане художественная деталь - подарок, полученный княгиней Верой в день рождения от Анны: старинный молитвенник, переделанный под изящную дамскую записную книжечку.

Данная предметная деталь выступает знаком утраты духовности и подмены ее лишь видимой красотой. Ведь Анна славилась «набожностью», даже приняла тайно католичество, а сама, как будет сказано, охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы. Она носила власяницу, но обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличиями.

Еще один подарок, полученный княгиней в день рождения от мужа, также представляется значимым - серьги из грушевидных жемчужин. Как известно, жемчуг относится к разряду так называемых «холодных» драгоценностей, и потому в ассоциативном плане этот подарок, возможно, соотносим с холодом - отсутствием истинной любви между князем Василием и Верой. К тому же грушевидная форма серег напоминает, пусть и отдаленно, слезы - знак грядущего прозрения и разочарования Веры в собственном браке, лишенном подлинной любви. Мотив холода разворачивается и в пейзаже: «Пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя...грустный запах», «холод вечеров», «ночная прохлада» и т. д. Следует отметить, что пейзаж в рассказе А.И. Куприна выступает вернейшим показателем внутренней человеческой жизни. Мысль об отсутствии любви усиливается и благодаря мотиву пустоты в изображении грустной картины осени: «Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью...», «сжатые поля», «деревья, бесшумно и покорно роняющие желтые листья», «опустевшие клумбы» и т. д.

Пейзаж словно подчеркивает одиночество Веры. К. Паустовский замечал: «Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы... сообщает особую горечь и силу повествованию».

Вера признается сестре, что и море, когда она привыкает к нему, начинает давить ее «своей плоской пустотой...Я скучаю...». И вот в ее размеренную, спокойную, счастливую буднями семейного бытия жизнь (Вера была «строго проста, со всеми холодно и свысока любезна, независима и царственно спокойна») врывается исключительное обстоятельство, нежданный третий подарок - гранатовый браслет и письмо, посланные неизвестным молодым человеком. Вера поначалу воспринимает этот подарок как досадное пошлое притязание. И сам браслет ей кажется грубым и пошлым: «...низкопробный, очень толстый,... дутый и с плохо отшлифованными гранатами...». Однако, когда Вера случайно поворачивает браслет на свету то в гранатах «вдруг загорелись прелестные густокрасные огни». Из письма Вера узнает о том всемогущем, беззаветном чувстве любви, которое ни на что не надеется и не претендует, чувстве благоговейном, преданном, готовом пожертвовать всем, даже жизнью. С этого момента в рас­сказе начитает звучать мотив подлинной любви. И этот подарок, и это письмо, словно начинают высвечивать все в ином свете. То, что казалось пошлым, вдруг оказывается искренним и подлинным. А то, что виделось истинным, вдруг предстает фальшивым.

В сравнении с этим письмом кажется пошлой и кощунственной «сатирическая» поэма Василия Львовича, пародирующая подлинное чувство. Герои Куприна словно проверяются любовью. По мнению писателя, в любви ярче всего проявляется человек.

Интересна и еще одна деталь, связанная с гранатовым браслетом; В письме Желткова будет сказано, что по старинному семейному преданию браслет наделяет даром предвидения носящих его женщин и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Как только Желтков расстанется с гранатовым браслетом, это пророческое и трагическое предопределение осуществляется. Можно сказать, что, даря этот браслет Вере Николаевне, юноша приносит в дар ей не только свою любовь, но и свою жизнь. Гранатовый браслет наделяет Веру способностью особого видения - не только предчувствовать последующий ход событий («Я знаю, он убьет себя»), но и шире - гранатовый браслет как нежданный подарок - любовь-озарение, в результате одаривает Веру Николаевну постижением сути истинной любби. «Ослепленная» ранее лишь «видимой» любовью (ср. также: густой туман, бездорожье в пейзаже), княгиня Вера вдруг прозревает и понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Ибо настоящая любовь - это «величайшая тайна в мире». По мнению Куприна, в любви заключается «весь смысл жизни - вся вселенная». Сближение понятий, сближение семантик «любовь-жизнь» прослеживается и в цветовой символике камней гранатового браслета: в центре - зеленый, традиционно соотносимый с жизнью, в обрамлении красных гранатов, в своей условной семантике восходящих к значению любви. Однако традиционная символика красного цвета сопряжена также со значениями крови и трагедии («Точно кровь!», - подумала с неожиданной тревогой Вера и затем не могла отвести глаз от «кровавых огней, дрожавших внутри гранатов»).

Писатель осмысливает любовь как величайшее счастье и величайшую трагедию.

Уже пейзаж, начинающий рассказ, рождает предчувствие трагедии. Описание бушующей стихии построено по принципу нарастания: густой туман - мелкий, как водяная пыль, дождик - свирепый ураган - бушующее море, уносящее жизни людей. Предчувствие трагедии усиливает звуковой ряд рев - гром - вой: «...огромная сирена ревела днем и ночью, точно бешеный бык», «гремели...железные кровли», «дико завывало в...трубах». И вдруг буря сменяется картиной спокойной, ясной, светлой природы.

Подобная резкая смена состояний природы еще более нагнетает предчувствие какого-то огромного события, которое вскоре должно произойти и в котором соединятся свет и мрак, счастье и горе, жизнь и смерть.

Предчувствие трагедии сгущает мотив смерти, прослеживаемый в «сатирической» поэме Васи Шейна (телеграфист в конце поэмы умирает), в рассказах Аносова о двух случаях неразделенной любви, в пейзаже («…закат догорел. Погасла последняя багровая...полоска, рдевшая на самом краю горизонта»), в портрете Желткова (смертельная бледность и губы «белые..., как у мертвого»), в его послании («Ваш до смерти и после смерти покорный слуга») и др.

Куприн осмысливает любовь как величайшую трагедию, поскольку вмешивается социальный аспект, социальное разделение людей, благодаря условностям которого мысль о любви между княгиней и бедным чиновником невозможна.

Кроме того, под любовью-трагедией и любовью-счастьем понимается любовь самоотверженная, единая, всепрощающая, на все готовая: «такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Именно такой является неразделенная любовь Желткова. В последнем предсмертном письме он говорит о своей любви, как о громадном счастье, радости и утешении, о любви, как о божьем вознаграждении, благодарит Веру только за то, что она существует, боготворит ее: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Эта любовь «сильна, как смерть» и сильнее смерти.

Любовь – трагедия, ибо это вечно возвышающее и очищающее чувство, равное по вдохновению большому искусству. В последней записке Желткова и его последнем письме содержится просьба о сонате Бетховена. Эту сонату Куприн выносит и в эпиграф ко всему рассказу, утверждая, что любовь, как и искусство, - это высшая форма прекрасного.

Благодаря самоотверженной любви Желткова Вера Николаевна наконец поняла, что такое подлинная любовь, и в этот момент озарения, она словно обретает великую силу любви, соединяющую души.

Л-ра: Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2000. – № 6. – С. 1-6.

Признанным мастером любовной прозы считается Александр Куприн, автор повести «Гранатовый браслет». «Любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость», - вот такая любовь коснулась обычного чиновника средней руки Желткова.

Он раз и навсегда влюбился в Веру. Причем не обычной любовью, а той, которая бывает раз в жизни, божественной. Вера не придает значения чувствам своего обожателя, живет полной жизнью. Выходит замуж за тихого, спокойного, хорошего со всех сторон человека князя Шеина. И начинается ее тихая, спокойная жизнь, не омраченная ничем, ни печалью, ни радостью.

Особая роль отведена дяде Веры – генералу Аносову. В его уста Куприн вкладывает слова, которые являются темой повести: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Таким образом, Куприн в своей повести хочет показать истрию любви, пусть безответной, но тем не менее от этой безответности не ставшей менее сильной и не перешедшей в ненависть. О такой любви, по мнению генерала Аносова, мечтает любой человек, но получает далеко не каждый. А у Веры, в ее семейной жизни, такой любви нет. Есть другое – уважение, взаимное, друг к другу. Куприн в своей повести стремился показать читателям, что такая возвышенная любовь уже уходит в прошлое, остались лишь немногие люди, такие как телеграфист Желтков, которые способны на нее. А ведь многие, подчеркивает автор, вовсе не в состоянии понять глубинного смысла любви.

Да и сама Вера не понимает, что ей судьбой даровано быть любимой. Конечно, она дама, занимающая определенное положение в обществе, графиня. Наверное, благополучного исхода у такой любви быть и не могло. Куприн наверняка сам понимает, что Вера не в сотоянии связать свою жизнь с «маленьким» человеком Желтковым. Хотя все же и оставляет ей один шанс на то, чтобы прожить в любви оставшуюся жизнь. Вера свой шанс быть счастливой упустила.

Идея произведения

Идеей повести «Гранатовый браслет» становится вера в силу истинного, всепоглащающего чувства, которому ни страшна и сама смерть. Когда у Желткова пытаются отнять единственное – его любовь, когда его хотят лишить возможности видеть возлюбленную, тогда он решает добровольно умереть. Таким образом Куприн пытается сказать, что жизнь без любви бессмысленна. Это чувство, не знающее временных, социальных и иных преград. Недаром имя у главной – Вера. Верит Куприн, что его читатели очнутся и поймут, что не только материальными ценностями богат человек, но богат внутренним миром, душой. Красной нитью через всю повесть проходят слова Желткова «Да святится имя Твое» , - вот идея произведения. Каждая женщина мечтает услышать такие слова, но дается большая любовь только Господом и далеко не всем.

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть «Гранатовый браслет» - известное произведение о трагической любви. Куприн показывает истоки и роль любви в жизни человека. Автор мастерски создает социально-психологический тон, который определяет поведение героев. Но до конца не раскрывает и не может объяснить это чувство, находящееся, по его мнению, за гранью рассудка и зависящее от некой высшей воли.

Прежде чем ознакомиться с характеристикой героев «Гранатового браслета», хотелось бы вкратце изложить сюжет. На первый взгляд довольно простой, но психологическая составляющая делает акцент на трагедии: главная героиня в день своих именин получает в подарок браслет, посланный ее давним поклонником, и сообщает об этом супругу. Тот, под влиянием брата, отправляется к ее воздыхателю и просит прекратить преследование замужней женщины. Поклонник обещает оставить ее в покое, но просит позволения ей позвонить. На следующий день Вера узнает, что он застрелился.

Вера Николаевна

Главный персонаж повести «Гранатовый браслет» - молодая, красивая женщина с гибкой фигурой - Шеина Вера Николаевна. Утонченные черты лица и некоторая холодность, доставшиеся ей от матери-англичанки, подчеркивали изящество и красоту молодой женщины. С мужем, князем Шеиным, Вера Николаевна была знакома с детства. За это время страстная любовь к нему переросла в глубокую, искреннюю дружбу. Княгиня помогала Василию Львовичу справиться с делами и, чтобы как-то облегчить их незавидное положение, могла в чем-то себе отказать.

Детей у супругов Шеиных не было и Вера Николаевна свои нерастраченные материнские чувства перенесла на мужа и детей ее сестры Анны. Княгиня была сострадательна, и жалела человека, который ее любил. Хотя он доставлял ей неприятности, появляясь иногда в ее жизни, но Вера ведет себя достойно в этой ситуации. Само воплощение спокойствия, она не делает из этого проблемы. Но как тонкая и благородная натура, Вера чувствует, какая трагедия происходит в душе этого человека. Относится к своему поклоннику с пониманием и состраданием.

Князь Василий Львович

Василий Шеин - один из главных героев. В «Гранатовом браслете» Куприн представляет его, как князя и предводителя дворянства. Мужа Веры Николаевны, Василия Львовича, почитают в обществе. Семья Шеиных внешне благополучна: они живут в большом имении, построенном влиятельными предками князя. Часто устраивают светские приемы, ведут обширное хозяйство и занимаются благотворительностью, как требует того их положение в обществе. На самом деле финансовые дела князя оставляют желать лучшего и он прилагает немалые усилия, чтобы удержаться на плаву.

Человек справедливый и способный к сопереживанию, Шеин заслужил уважение друзей и родственников. «Право же, я его люблю. Он хороший парень», - отзывается о нем генерал Аносов, друг семьи. Брат Веры, Николай, считает, что Василий Львович слишком мягок для человека, жене которого тайный поклонник присылает подарок. У князя другое мнение на этот счет. После разговора с Желтковым, князь понимает, что этот человек безмерно любит его жену. И признает, что «телеграфист» не виноват в своей любви, поэтому искренне жалеет мужчину, который уже восемь лет безоглядно влюблен.

Друг семьи Аносов

Аносов - боевой генерал подружился с отцом Веры и Анны, когда был назначен комендантом крепости. Прошло много лет. За это время генерал стал другом семьи и привязался к девочкам, как отец. Честный, благородный и смелый, генерал был солдатом до мозга костей. Он всегда руководствовался своей совестью и уважал одинаково и солдат, и офицеров.

Аносов всегда поступал справедливо. Даже со своей нечестной женой, которая сбежала от него. Впустить эту женщину обратно в свою жизнь ему не позволила гордость и чувство собственного достоинства. Но, как настоящий мужчина, он не бросил ее на произвол судьбы и выплачивал пособие. Детей у них не было, и генерал отцовские чувства перенес на отпрысков своего друга Тугановского. Играл с девочками и рассказывал истории из своей походной жизни. Впрочем, по-отечески он относился ко всем, кто был младше него или нуждался в помощи.

Куприн в характеристике героев «Гранатового браслета» подчеркнул очень важные моменты. Словами генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» автор выражает свое понимание того, что же такое любовь. Он исследует, почему глубокое чувство оказывается обреченным.

Таинственный поклонник

Желтков влюбился в Веру Николаевну уже давно. Она была для него идеалом и совершенством красоты. Писал ей письма и мечтал о встрече. Продолжал любить княгиню даже тогда, когда понял, что у него ничего не получится. Спокойствие и счастье любимой женщины для него были на первом месте. Он прекрасно понимал, что происходит. Мужчина хотел ее видеть, но не имел на это права. Любовь для него была выше желания. Но Желтков отправил браслет в надежде, что она хотя бы взглянет на подарок, возьмет хоть на секунду в руки.

Как честный и благородный человек, Григорий не преследовал Веру после ее замужества. После того, как она прислал записку с просьбой не писать ей, - он не отправлял больше писем. Только иногда поздравления к большим праздникам. Желтков и помыслить не мог, чтобы расстроить брак любимой женщины и, когда понял, что зашел слишком далеко, решил уйти с дороги. Единственный способ удержаться от желания видеть ее, - это лишить себя жизни. Желтков был достаточно силен, чтобы сделать этот вывод, но слишком слаб, чтобы жить без своей любви.

Такова характеристика героев «Гранатового браслета», которым отводит автор ключевое место в своей повести. Но нельзя оставить без внимания и других участников этой драмы: брата и сестру Веры Николаевны.

Второстепенные герои

Николай Николаевич стал свидетелем подарка, адресованного его замужней сестре. Как брат Веры, он был глубоко возмущен. Николай Николаевич самоуверен и холост, он не любит говорить о чувствах, всегда груб и нарочито серьезен. Он вместе с князем решает нанести визит таинственному поклоннику. При виде высоких гостей Желтков теряется. Но после угроз Николая Николаевича успокаивается и понимает, что любовь - это чувство, которое невозможно отнять и оно останется с ним до конца дней. После разговора Желтков окончательно укрепился в решении уйти из жизни, чтобы не мешать жить Вере.

Сестра Веры, Анна Николаевна, была совершенно на нее не похожа. Она замужем за человеком, терпеть которого не может, но имеет от него двоих детей. Ее характер состоит из множества милых привычек и противоречий. Она пользовалась невероятным успехом у мужчин и любила флиртовать, но мужу никогда не изменяла. Любила яркие впечатления и азартные игры, но была набожна и добра. Почему важна ее характеристика?

Герои «Гранатового браслета», сестры Анна и Веры, с одной стороны, в чем-то похожи, обе замужем за влиятельными людьми. Но Анна - полная противоположность Веры. Это проявляется внешне: «грациозная некрасивость» одной сестры и английская породистость другой. Уделив больше внимания описанию Анны, автор дает возможность понять и внутренне состояние героев. Анна не скрывает своей нелюбви к мужу, но терпит этот брак. Вера же не ведает о своей нелюбви, потому что не знала настоящей любови. Куприн как бы подчеркивает, что Вера «потеряна» в обычной жизни, поэтому и незаметна красота главной героини, и стерта ее исключительность.