Методики запоминания развитие памяти. Заинтересованность – движущая сила обучения. Это нужно знать

Для чего нужно развивать память? Какой она бывает? Что делать, чтобы ее улучшить. Жаловаться на плохую память любят взрослые и дети. Ежедневно нам, взрослым, надо что-то купить, забрать, оставить, принести, передать… Только вечером вспоминаешь о том, что не купила батарейку на часы и можешь опоздать на работу. На следующий день заходишь в магазин, покупаешь все, кроме самого важного – батарейки. «Вылетело из головы, не помню», — удивляемся мы своей рассеянности.

Почти любая стратегия, претендующая на то, чтобы научить человека, как разрабатывать фотографическую память, включает в себя некоторую форму медитации. Медитация - это упражнение, которое замедляет обработку вашего ума. Когда вы медитируете, вы, по сути, тренируете свой ум.

Этот тренинг даст вам больше контроля над вашим умом и вашими мыслями. Настройка режима медитации будет давать долгосрочные дивиденды в целом, но также значительно улучшит вашу память. Сочетание правильной диеты и правильных витаминов и трав может очень положительно повлиять на вашу память.

Многих родителей волнует то, что их ребенок весь день учит стихотворение, а у доски забывает даже первые строчки. Наши дети забывают принести в школу тетради, учебники, ручки, спортивную форму… На уроках затрудняются пересказать таблицу умножения, пересказать текст, повторить за учителем правила и определения…

Работать с памятью ребенка должны, прежде всего, родители.

В том же духе, что и для того, чтобы уснуть, наш мозг работает лучше всего, когда ему дается правильное количество того, что ему нужно. Обеспечение сбалансированной диеты положительно влияет на общую физическую функцию, включая память. Когда вы выбираете свою память, улучшающую витамины и травы, обязательно выбирайте те, которые поддерживаются клиническими доказательствами.

Будьте осторожны с дополнениями, которые кажутся неестественными или слишком хорошими, чтобы быть правдой. Сделайте свое исследование и убедитесь, что вы принимаете то, что оказалось эффективным. Наряду с диетой и сном упражнение является еще одним аспектом здорового образа жизни, который чрезвычайно влияет на память.

Память – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание.

Запоминание – процесс закрепления новой информации. Оно имеет избирательный характер. Бывает произвольное и непроизвольное (без заранее поставленной цели) запоминание. Непроизвольному запоминанию способствует интерес. Обычно запоминаются яркие образы, волнующие события.

Когда вы тренируетесь, вы увеличиваете скорость обращения. Больше циркуляции означает, что больше кислорода поступает в ваш мозг. Исследования показывают, что учащиеся, которые бежали после учебы, лучше сохранили информацию, которую они изучали, и те, которые этого не сделали.

Если вам не нравится бегать, но вам нравится снимать, вам повезло. Было показано, что как аэробные упражнения, такие как бег и подъем, улучшают память. Если вам нужна еще одна причина для измельчения, просто подумайте об улучшении своей памяти. Хорошие вещи в жизни занимают работу, и улучшение вашей памяти не является исключением.

Произвольное запоминание требует усилий воли(ставится цель что-то запомнить).

Различают механическое (зубрежка) и осмысленное запоминание.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти образов предметов, воспринимаемых вчера, месяц или год назад… Простая форма воспроизведения – узнавание.Оно бывает полным и неполным. Более сложной формой воспроизведения является воспоминание.

Виктор Гюго мудро сказал: «Интеллект - это жена, воображение - любовница, память - слуга». С помощью этого руководства и некоторой тяжелой работы ваша память может быть чем-то, что вы контролируете. Используйте эти четыре метода, чтобы научиться создавать фотографическую память и стать суперменом памяти.

Ниже приведены некоторые решения, которые вы можете использовать для улучшения своей памяти прямо сейчас. Есть много других шагов, которые вы можете предпринять, чтобы еще больше улучшить свою память. Они подробно обсуждаются на остальной части этого сайта. Отличное место для начала - моя страница.

Виды памяти

Образная (эйдетическая) память – восприятие образов явлений и предметов, которые встречались ранее. Образная память делится на зрительную, обонятельную, слуховую, осязательную, вкусовую. Известно, что многие художники, писатели и ученые (Гете, Белый, Циолковский, Да Винчи…) обладали ярко выраженной эйдетической памятью («эйдос» переводится с греческого как образ).

Но пока, на приведенной ниже странице есть несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы лучше запомнить. Прочитав этот список советов, вы также можете проверить мое краткое руководство. Ваше «внимание» - это то, как сильно вы фокусируетесь на новой информации. То, что вы хотите сделать, это увеличить концентрацию вашего мозга, а также вы хотите, чтобы вы могли справиться с этим, когда вам нужно. Ниже приведены некоторые быстрые исправления для увеличения вашей концентрации прямо сейчас.

Хорошо, вот быстрые способы лучше запомнить информацию. Поймите, что разные части вашего мозга. Например, изображения хранятся в одной области, звучат в другой, тактильные ощущения в другой. То, что вы хотите сделать, это подключить новую информацию в ваш мозг, используя как можно больше различных чувств.

Человек с хорошо развитой зрительной памятью легко запоминает тексты, схемы, картины жизни. Воспроизводя события по памяти, он мысленно видит зрительный образ. Зрительная память особенно свойственна художникам и шахматистам. И. Левитан писал в зимнее время картины природы по наброскам, сделанным летом. Дж. Рейнольд создавал портреты по памяти. Поль Морфи играл 8 партий одновременно, не глядя на шахматную доску. Александр Алехин мог проводить одновременные сеансы игры вслепую на 40 досках.

Идея состоит в том, что вы можете создавать несколько путей памяти к информации. Например, если вы не можете вспомнить материал в поле зрения, то ваш аудио-путь может позволить вам получить к нему доступ. Чем больше сенсорных путей вы задействуете, тем больше вероятность того, что вы позже сможете пробегать память и вспомнить информацию.

Сделайте все эти шаги с любым новым материалом, который вы хотите запомнить. Иногда, когда мы читаем слишком быстро или отвлекаемся, мы можем подумать, что мы это прочитали, но, по словам эксперта по памяти Гарри Лорайна, мы, возможно, не достигли первоначального осознания материала. Без этого память не может сформироваться. - Письменный материал или физические предметы, используйте свою новую способность сосредоточиться, чтобы действительно увидеть предмет. Посмотрите внимательно и медленно на форму, цвет, текстуру объекта, материал, из которого он сделан. Скажите это. Прочитайте новый материал вслух. уединенное место, возможно, дома, чтобы вы не отвлекали других. Повторное воспроизведение информации вслух, что было, формирует пути памяти не только через визуальный смысл, но и через слух слов. Теперь у вас есть два способа вспомнить информацию. Опишите это. Обобщите критические понятия в письменной форме. Это также называется запиской. Акт письма - это физическое действие, которое стимулирует конкретные пути в мозге. Объясните это в письменной форме. Хотите доказать себе, что вы действительно понимаете и помните концепцию? Объясните это в письменной форме настолько четко, насколько сможете, с максимальной детализацией из памяти. Когда вы пишете, притворяйтесь, что вы этому учите. Лучший способ развить знакомство и понимание любого тела идей - объяснить материал в письменной форме, как будто вы объясняете это кому-то еще. - Доктор Кит Седдон. Если это процедура, которую вам нужно запомнить, сделайте это. Действие «делать» - это отдельный мысленный путь, который вы создаете. Простое чтение о чем-то недостаточно. Нарисуйте его. Может ли информация быть связана с одним или несколькими изображениями Нарисуйте их, даже если вы не художник. Просто сделайте эскиз на бумаге, включите свою визуальную и творческую память - дайте вам еще один путь для запоминания материала. Представьте себе. Представьте себе материал, который вы хотите запомнить. химию или атомную теорию? Постарайтесь увидеть в своем разуме электроны, вращающиеся вокруг атомных ядер, попытайтесь представить молекулы, о которых вы изучаете. Попытайтесь представить себе, что такое битва, место, битва, то, что они носили, свое оружие. Извлеките его из реферата. Изучите это. Потяните еще больше мозговых путей в ситуацию. Пойдите в Интернет и примеры исследований. Чем больше взаимосвязей вы можете сделать в своем мозгу, связав информацию вместе, тем лучше вы запомните. Эмоционально. Найдите способ «подключиться» к материалу. Ищите способы эмоционального отношения. Что-нибудь эмоциональное будет намного легче запомнить. Это может сделать вас грустными или счастливыми или возбужденными или заинтригованными. Это не имеет значения, но вы должны найти какой-то способ заботиться о материале. Преобразуйте его, пытаясь запомнить сухие факты, такие как даты, цифры, формулы? В информации и преобразовать их в нечто значимое. Например, попробуйте создать рифмы, попробуйте сопоставить детали с фактами, которые вы уже знаете, шаблоны можно даже найти в формах чисел и формул, если вы внимательно их изучите. Когда у вас есть время, прочитайте страницы систем памяти на этом сайте, чтобы узнать способы создания этот метод еще более эффективен. Вопрос: Не будьте пассивными и не делайте все, что вам нужно. Вопрос о действительности нового материала. Спросите себя, как известен тот или иной факт, каковы доказательства? Что это подразумевает, и как это связано с тем, что вы уже знаете? Опросив материал, вы сделаете его своим, и вы сделаете его намного более запоминающимся. Прочитав главу в книге, просмотрите заголовки и поверните каждый назад в вопрос. Затем, прочитав главу, найдите ответы.

  • Видеть это.
  • Это очевидно, но не всегда легко.
  • Когда вы читаете, вы должны видеть информацию в своем уме.
Чтобы повторить, вы повторяете в течение нескольких минут и часов то, что только что узнали.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, лучше запоминает информацию, которую услышал. Слуховая память развита у музыкантов. Известен интересный случай из биографии композитора С. В. Рахманинова. На одном из визитов к С. И. Танееву А. К. Глазунов сыграл только что написанную им пьесу. По окончанию пьесы Рахманинов по слуху повторил полностью сложное сочинение мастера.

Исследования показывают, что большинство забываний происходит всего за несколько минут. Если вы читаете информацию, вместо того, чтобы забыть ее, вы, скорее всего, сохраните ее в долгосрочной памяти. Не пассивно перечитывайте материал. Скажите это вслух из памяти или запишите его из памяти.

Вот некоторые инструменты, которые хорошо работают для чтения. На фронте напишите название концепции, затем на обратной стороне напишите подробности. Во время и после каждой учебной сессии просматривайте свои стопки карточек и проверяйте свои знания. Вы можете использовать это программное обеспечение для создания флеш-карт на своем компьютере, которые вы можете распечатать, если хотите или используете на экране. Повторите в своей голове. Когда на лекцию, радио или другой источник звуковой информации повторяйте информацию мысленно как вы это слышите. После каждого предложения, сказанного инструктором, например, произнесите предложение назад себе в голову. Это удваивает количество раз, когда вы слышите новую информацию, плюс делает вас активным участником. Перефразируйте и повторно используйте. после изучения чего-либо нового, повторного использования его по-своему, используя свои собственные слова. Например, когда вы встречаете кого-то нового, используйте свое имя в разговоре один или два раза, чтобы помочь вам запомнить его. Будьте осторожны. Каждый раз, когда вы изучаете что-то новое, дайте себе быструю викторину в течение нескольких минут. Каждые несколько минут остановитесь и заставьте себя сказать, что вы только что изучили или услышали. Если вы не можете много помнить, это означает, что вам нужно вернуться и прочитать или изучить его более внимательно. Вы тратите свое время, если вы на самом деле не изучаете информацию по ходу дела. Научите ее. что кто-то другой понимает, значит, вы это знаете. Если возможно, научите кого-то еще детали того, что вы узнали, вскоре после того, как вы это узнаете. В школьной ситуации это означает присоединение к исследовательской группе и добровольчество, часто являющееся «объяснителем».

  • Используйте флеш-карты.
  • Когда вы учитесь, напишите основные факты на карточках.
Чем меньше вы спите, тем больше ваши познавательные способности, включая вашу память, будут страдать, завершает исследование из Финляндии.

В психологии, а значит и в системе образования до сих пор делается акцент на вербально-логическую память, несмотря на то, что все дети до 16 лет являются эйдетиками. Доказано, что резервы памяти связаны с развитием образной памяти и что человек, владеющий эйдотехническими приемами, практически не знает границ своей памяти.

Профессор, доктор педагогических наук И. Ю. Матюгин разработал специальные методики по развитию эйдетической памяти, которые нашли применение в подмосковных школах и крупных бизнес-компаниях. По мнению профессора, важно не только научить детей запоминать и вспоминать, но и стирать ненужную информацию. Часто после экзамена или контрольной работы дети вспоминают то, что не пришло им на ум в нужный момент. Во время стресса излишнее напряжение создает барьер необходимой информации. Очень важно научиться расслабляться. Расслабление помогает вспомнить выученный материал.

Некоторые недавние исследования из Университета Любека в Германии также предположили, что сон - это время, когда ваш мозг сортирует и хранит новые воспоминания. Если вы лишены сна, ваш мозг не сохранит или не вспомнит информацию, как обычно. По словам немецких авторов исследования, никакое количество догоняющего сна не вернет те потерянные воспоминания. Упражнения Груды исследований связали упражнения с более сильной памятью. Одно из последних исследований было опубликовано в Британском журнале спортивной медицины.

Среди пожилых женщин аэробные упражнения значительно увеличили объем гиппокампа головного мозга - структуру, связанную с вербальной памятью и обучением. Чем больше вы двигаетесь, тем больше кислорода и питательной крови течет и питает ваш мозг, авторы исследования В принципе, если вам нужна здоровая память, вам нужно заниматься физическими упражнениями.

Это нужно знать

Для развития памяти необходимо соблюдать . Нельзя забывать, что сон восстанавливает силы.

Короткий стресс мобилизует резервы, помогая памяти. Продолжительный стресс ухудшает ее. Важно знать,

Курение и злоупотребление алкоголя ухудшают работу мозга.

Человеческая память – бездонный резервуар, так как вмешает до 10 20 единиц информации.

Сегодня существует несколько концепций памяти. Некоторые современные ученые предлагают отказаться от понятий — «долговременная» и «кратковременная» память. Согласно их теории, человек должен помнить все.

Что мешает и что помогает развивать память? Как запомнить то, что нужно? Ученые утверждают, что для запоминания важно выбрать главное понятие, образ (своеобразный поплавок), который потом потянет другую информацию. По их мнению, память подобна отлаженному каталогу, где легко найти информацию по ключевому слову.

Законы памяти



Заблуждения в развитии памяти

Первая иллюзия: многие полагают, что память развивается от нагрузки или сама по себе.

Психологами был проведен эксперимент: испытуемые ежедневно учили стихотворения равного объема. Предполагали, что на изучение последующих стихотворений будет потрачено меньше времени, но результаты не оправдались.

Вторая ошибка: мнемотехника доступна лишь избранным и сложна для школьников.

Сегодня мнемотехнику упростили, по программам мнемотехники работают многие школы.

Третья ошибка: тренировка памяти – трудное занятие. Можно научить детей воспроизводить информацию в различных играх (в палочки, в открытки, в слова…) и тренировка будет ребенку в удовольствие.

Четвертая ошибка: некоторые педагоги думают, что единственным способом запомнить материал является механическая зубрежка. Задав задачу по математике или физике, они обязательно решают на уроке аналогичную, показывая алгоритм решения. Однако при изучении новых тем, просят учеников запомнить формулы и правила, не показывая, как это лучше сделать.

Секрет эффективного повторения

Между повторениями существуют оптимальные промежутки: первый промежуток – через 15-20 минут (в эти минуты не рекомендуется делать ничего сложного, например, решать задачи), второй – через 2 часа, третий – через 6 часов, четвертый – через 24 часа. Всю цепочку повторения материала должны знать дети и родители.

Моя родная тетя всю жизнь работала бухгалтером. До глубокой старости она легко делила и умножала в уме, помнила многие исторические даты, годы правления государственных деятелей, цены на продукты в разные периоды ее жизни. В 90 лет она могла назвать номера паспортов, телефонов, машин близких и дальних родственников, знакомых, соседей. Свой секрет запоминания она объясняла тем, что всегда имела дело только с числами.

Секреты запоминания

Младшие школьники часто не могут запомнить таблицу умножения. Есть игровой прием запоминания, который помогает запомнить таблицу обычным способом. Каждая цифра превращается в животного, которое напоминает. Например, 5х6 =30, 5 может быть кенгуру (у этой цифры такой же выпуклый живот как у кенгуру), 6 – улитка (цифра 6 походит на туловище и ракушку), 30 – горы (3 в горизонтальном положении выглядит как две горы) и солнце. Составляется интересная история: кенгуру и улитка отправились в горы отдохнуть. Дети легко запоминают эту историю. Теперь можно закрыть конечные цифры, ребенок их называет (горы и солнце) – 30, затем закрываем первые цифры, он вспоминает улитку и кенгуру – 5 умножить на 6.

Достаточно скоро, играя в эту образную игру, школьник отказывается от картинок и переходит к цифрам.

С помощью картинок удобно запомнить номера телефонов. Рисуется портрет из условно изображенных цифр, например, нули – глаза, 7 – бровь, 1 – рот, 3 – ухо, 6 – нос… Важно запомнить последовательность чтения этой картинки (сверху вниз, а потом справа налево или слева направо).

Запомнить номер телефона можно методом солдата Швейка: к каждой цифре привязывают ассоциацию – номер квартиры, количество зубов у человека, дату рождения, количество членов семьи, размер обуви…

Способы запоминания слов

Для запоминания словарных слов удобен метод звуковых ассоциаций. Очень часто делают ошибки в слове «винегрет». Это слово можно запомнить при помощи выражения «вИно пьют нЕгры». Такой способ можно использовать для запоминания и иностранных слов, например, английское слово «take» (взять) созвучно со словом «тайком»: собака, тайком взявшая колбасу.

Выучить правописание слов можно с помощью графических ассоциаций , рисунков: слово «собака» дети пишут так, как слышат. Школьник быстро запомнит слово, если попросить его нарисовать собаку, свернувшуюся калачиком, в виде буквы «о».

Метод крестика. Младший школьник затрудняется в правописании слова «капуста». Нужно подвести его к тому, что слово «капуста» ассоциируется со словом «заяц». Слово «заяц» ближе всех остальных к слову «капуста» по смыслу. В слове «заяц» буква «а» находится под ударением. Это слово «заяц» записывается крест-накрест со словом «капуста» с общей буквой «а» в пересечении. Таким способом можно запомнить от 10 до 15 слов в день.


Английские ученые провели эксперимент, предложив двум группам студентов запомнить 500 слов. Одна группа студентов учила слова обычным способом, другая — с помощью звуковых ассоциаций. Способ использования звуковых ассоциаций позволил студентам запомнить в 1, 5 раза больше слов.

Резервы нашей памяти безграничны, поэтому важно знать, как максимально развить память и научиться правильно работать с информацией: уметь вспоминать полезную и стирать ненужную.

Существует немало методик, использование которых может развить в ребенке такую важную способность, как память. Родителям не следует ставить клеймо на своих детях, убеждая их в отсутствии памяти.

В этом видео вы найдете эффективный тренинг по развитию памяти.