Инь определение. Что означает символ инь янь

«Бобруйский курьер» возвращается к своей «исторической» рубрике «Инь-Янь», которой уже более 20 лет, и которая в последние годы была незаслуженно нами «забыта».

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной; внутренние силы, энергии, позволящие нам жить и развиваться; способы достижения гармонии с собой и окружающими… И еще многое, многое другое… Следите за нашими публикациями.

«Инь-Янь» снова с вами!

Мир, покой, благополучие в ваш дом!

Редакция

Инь и Янь – женское и мужское начало. Это понятие пришло к нам из Китая. Древнекитайские мудрецы трактовали Инь-Янь как символ единства целого, противоположные части которого переходят друг в друга, составляя вместе сильнейшую энергию.

Первоначальное значение Инь и Янь – это теневой и солнечный склон горы. Это значение как нельзя лучше отражает суть этих двух начал. Они представляют собой лишь разные стороны одной горы. Отличия их обуславливаются не внутренней природой самого склона, а третей силой (солнцем), которая поочерёдно освещает то одну, то другую сторону.

А теперь – подробнее о каждом из компонентов символа Инь-Янь.

Инь

Женской энергии в астрологии соответствует Луна. Поэтому женское начало – это ночь, тьма, бездна, холод, пассивность, интравертность (акцент на внутреннее). Здесь находит место принцип текучести, гибкости. Как следствие, преобладание у женщин таких качеств, как мягкость, нежность, умение прощать и принимать. Сила женского начала – это сила интуиции и эмоций.

Энергию Инь можно сравнить с водой: вода не имеет формы, она принимает форму окружающего мира, заполняет собой.

Также энергией Инь в большой степени наделена земля: она покорно взращивает в себе все семена, которые попали в неё из вне. Она в бездействии ждёт, когда её используют. Она принимает.

Энергия Инь инертна: просто находится в пространстве и ожидает, когда что-то придаст ей вектор движения.

Янь

Мужской энергии в астрологии соответствует Солнце. Мужское начало – это день, огонь, активность, целеустремлённость, динамика, категоричность, лидерство, экстравертность (акцент на внешнее). Сила мужского начала – это сила разума.

Энергия Янь даёт мотивацию и желание действовать. В ней есть вектор и стремление.

Мужское начало – это Идея, Семя. Ему нужна земля, которая это Семя в себе взрастит. Энергия Янь даёт.

Но это вовсе не значит, что женщина наполнена исключительно энергией Инь, а мужчина – энергией Янь. На самом деле, в каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии. Но для гармонии личности важно, чтобы у женщин было больше именно женской энергии, а у мужчин – мужской. В обратном случае произойдёт дисбаланс энергий, что может привести к неприятным последствиям. Поговорим о них подробнее.

В женщине слишком много энергии Инь

1. Потеря физической формы. Появляется лишний вес или мышцы становятся вялыми и слабыми.

2. Вспышки неконтролируемых эмоций. Грусть, подавленное состояние, истерики, обиды, апатия становятся постоянным спутником женщины, если в ней отсутствует энергия Янь.

3. Лень, нежелание что-либо делать. Таким женщинам всегда будет хотеться принять горизонтальное положение: лечь на диван и ничего не делать. Ведь Инь – это покой, земля.

4. Отсутствие целей в жизни. Поскольку у энергии Инь нет вектора, то и женщина, в которой этой энергии слишком много, станет инертной и безынициативной.

5. Неудовлетворённость всем и всеми. У Инь нет цели, следовательно, никакой результат не может быть достигнут. Такая женщина не будет знать, чего хочет, и всё, что у неё есть, будет ей казаться не тем, чего бы ей хотелось.

В женщине слишком много энергии Янь

1. Мужское телосложение. Большие плечи, узкие бёдра, сухие мышцы – такой тип фигуры часто вызван переизбытком в женщине энергии Янь. И если такая женщина начинает полнеть, то происходит это, как правило, по мужскому типу: полнеют руки в области плеч и растёт живот.

2. Привычка «всех строить». Женщина с переизбытком энергии Янь любит командовать, не терпит несогласия с её мнением.

3. Напряжённость. Янь – это энергия постоянного напряжения. Женщине, у которой доминирует эта энергия, очень сложно расслабиться и «отключить мозг».

4. Неумение принимать. Энергия Янь – энергия дающая, а не принимающая. Не удивительно, что женщина с переизбытком этой энергии, готова «последнюю рубаху» отдать.

5. Сексуальные отклонения. Желание грубого секса с элементами насилия – это способ гармонизации себя для женщин с дисбалансом энергий.

В мужчине слишком много энергии Янь

1. Чрезмерное увлечение своим телом. Та активность, которая заключена в энергии Янь, обязательно найдёт выход в занятиях спортом. А если у мужчины повышена эта энергия, то он будет днями не вылезать из спортзала, доводя своё тело до идеала.

2. Доминантность. Мужчина с переизбытком энергии Янь хочет доминировать всегда и над всеми. Большие сложности будут возникать в отношениях с начальством, ведь подчиняться для такого мужчины – сущая пытка.

3. Агрессия и грубость. Переизбыток энергии Янь такие хорошие качества, как целеустремлённость и уверенность преобразует в упёртость и самоуверенность. Попытки не согласиться с мужчиной, у которого повышен уровень энергии Янь, чреваты всплесками агрессии и грубости с его стороны.

В мужчине слишком много энергии Инь

1. Пассивность. Ничего удивительного, что у мужчины с преобладающей энергией Инь, будет лишний вес и маленький доход. Ведь активность и целеустремлённость, свойственные энергии Янь, буду перекрыты пассивностью и инертностью энергии Инь.

2. Мягкость. Принцип текучести и гибкости, свойственный энергии Инь, приведёт к тому, что мужчина, у которого эта энергия доминирует, будет стараться обходить острые углы, не вступать в конфликты, идти на компромиссы.

3. Неумение давать. Такой мужчина не чувствует себя добытчиком. У него напрочь отсутствует желание что-то дать, а вот что-то получить, не прилагая усилий, он не откажется.

Баланс – вещь очень хрупкая. Достичь баланса энергий и обрести гармонию бывает нелегко. Но нелегко – не значит невозможно. О способах гармонизации личности мы расскажем вам в нашей следующей статье в рубрике «Инь-Янь».

Символ инь-янь необычайно популярен. Многие считают, что он означает мужское и женское начала, но на самом деле это понятие гораздо шире. Инь и янь – одна из важнейших концепций восточной философии, которая нашла свое отражение в важнейших отраслях жизнедеятельности человека – медицине, религии, музыке, фен-шуй и других. Что такое инь и янь, и какое значение этот древний получил в наши дни?

Ученые считают, что понятие инь и янь берет свое начало в древнекитайской философской книге «И цзин» («Канон перемен» или «Книга перемен»). Изначально «янь» означало «южный, освещенный склон горы», а «инь» - «северный или теневой склон». Таким образом, «янь» служило для обозначения Солнца, света, позитива, активности, твердого, мужского начала, а «инь» - Луны, темноты, негатива, покоя, мягкого, женского начала.

Со временем эта концепция приобретала все более метафизический смысл и стала означать борьбу и единство полярностей – дня и ночи, света и тени, разрушения и созидания, положительного и отрицательного. Эта теория лежит с основе даосизма – традиционного китайского учения, которое сочетает в себе элементы философии и религии.

Теория инь-янь заключается в том, что все во Вселенной находится в движении, изменяется и имеет свою противоположность, и противоположные части, несмотря на антагонизм, являются неделимыми частями единого целого. Противоположности, несмотря ни на что, не могут существовать друг без друга. Таким образом устанавливаются баланс и гармония во Вселенной.

Взаимодействие инь и янь порождает пять стихий, которые как порождают, так и уничтожают друг друга:

  • вода;
  • огонь;
  • металл;
  • дерево;
  • земля.

Они, в свою очередь, дают начало всему материальному миру.

Высшая задача человека, согласно даосскому течению Чжэнь Дао, - обретение Единства, к которому можно прийти, слив воедино эти две противоборствующие энергии. Достигнув слияния, человек получает другой уровень восприятия реальности и почти безграничные возможности.

Знак инь-янь

Графическое изображение символа инь-янь представляет собой идеально ровный замкнутый круг, который делится на две равные половины в виде капель или рыбок, белого или черного цвета, каждая из которых содержит контрастную точку.

Круг в этом знаке символизирует бесконечность Вселенной. Черная и белая половинки означают энергии инь и янь, причем, контрастность цветов отражает их противоположность, а одинаковые размеры – равнозначность. Точки внутри половинок подчеркивают взаимопроникновение одного начала в другое. Половинки внутри круга разделены волнистой линией и как бы переходят одна в другую, показывая, что не существует четкой границы между этими силами и насколько тесно они связаны друг с другом.

Изображение динамично и оставляет впечатление движения по кругу. Когда энергия достигает своего максимума, ее сменяет другая, и этой смене нет конца, так как ни одна из них не может взять верх над другой. Через такие бесконечные трансформации, череду созиданий и разрушений создается жизнь во Вселенной.

Обереги и татуировки с изображением символа инь-янь заключают в себе мощную энергетику. Они помогают своему владельцу уравновесить влияние двух начал, обрести баланс, не позволяя доминирующей энергии подавлять более слабую.

Инь и янь можно соотнести буквально со всем, что нас окружает. День сменяется ночью, вслед за Солнцем на небосводе появляется Луна, работа сменяется отдыхом, а после холодной зимы всегда настает жаркое лето. Понятиями инь и янь можно описать множество как физических, так и нематериальных вещей и явлений.

Янь – легкое, энергичное, светлое, горячее; это огонь, движение, небо, дух, высота, направление от центра к периферии.

Инь – темное, пассивное, холодное; это вода, тело, смерть, земля, спокойствие, молчание, направление от периферии в центр.

Однако на свете нет ничего, что было бы только инь или только янь. Одна энергия может преобладать, но всегда будут присутствовать обе. В том и суть – нужно стремиться уравновесить инь и янь во всех проявлениях: в жилище, характере, даже в питании.

Так, люди, в которых больше энергии янь, энергичны, внимательны, умеют концентрироваться, целеустремленны, но зачастую им присущи вспыльчивость и агрессия. Те, в которых доминирует инь, спокойны, расслаблены, чувствительны, обладают творческими способностями и богатым воображением, но могут быть ленивыми, пассивными и подверженными депрессиям. Определив свои сильные и слабые стороны, работая над собой, можно достигнуть равновесия и гармонии в душе и достичь совершенно иного качества жизни.

Инь и янь – это один из способов восприятия действительности, который позволяет смотреть на мир под определённым углом и видеть, как все происходящее влияет на человека. Те, кто понимает, что такое инь и янь, и использует эти знания, способны добиться большего успеха в жизни и своем духовном развитии.

В Китае этот символ носит название Тай Цзи, или «великий предел». Графически он изображается в виде круга, в который вписаны два эмбриона, похожие на большие запятые чёрного и белого цвета. Чёрное олицетворяет инь, а белое — янь. В центре белой запятой есть чёрная точка, а в центре чёрной — белая. Это изображение — символ единства всего живого. До настоящего времени нет чёткого определения тому, что же такое инь (или ян). Даже древние китайские философы не делали таких попыток, они лишь состовляли длинные списки противоположностей.

Инь и ян - две космические силы, которые противоположны друг другу, которые постоянно трансформируются одна в другую и вместе составляют гармоничное целое. Они постоянно взаимодействуют, создавая все сущее, возникнув тогда, когда невидимая жизненная сила впервые поделилась на две. Инь и Ян немыслимы друг без друга.

Инь – это темнота, ночь, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость, холодное и мягкое, ночь, луна, обычно выступает как женское начало. Она всегда направлена на север. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь (мягкая мебель, ковры, встроенные шкафы, неприятный запах, затхлый воздух). При избытке Инь люди становятся чересчур тихими, спокойными, медлительными. Они не горят желанием что-то делать и куда-то бежать, к чему-то стремиться. Такому человеку сложно приобрести авторитет в глазах окружающих, защищать свои права.

Ян – это свет, горячее и твердое, громкий звук, движение, прямые линии, сухость, приятный аромат, выступает как мужское начало. К янь в доме относится высокая, легко передвигающаяся мебель, яркое освещение. Переизбыток Ян проявляет себя гипертрофированной активностью, постоянной занятостью и суетливостью.

В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие) или янь (общительность, жажда деятельности). Чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно и безопасно в своей квартире или где либо, необходимо поддерживать в ней баланс инь и янь. Для этого не обязательно перестраивать дом или перепланировать квартиру – фен-шуй имеет много рецептов, которые помогут сделать это, затратив минимум сил и средств.

Организм человека, его внутренние органы также находятся под влиянием инь или янь, поэтому недостаток того или другого элемента в питании, окружающей среде, неизбежно приведёт к физическому недомоганию, развитию болезней. По этой причине китайцы тщательно следят за равновесием инь и янь в тех местах, где человек находится длительное время (кухня, столовая, спальня, рабочий кабинет).

В старинных китайских книгах часто встречается символическое изображение инь и янь не в форме чёрно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде борющихся или совокупляющихся белого (или красного) тигра и зелёного дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон – янь, Восток, мужское начало. Древние считали, что строить нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.

Схема Тай Цзи «великого предела»

Ян Ян

———— == == ==

Небо Земля

Солнце Луна

Лето, весна Зима, осень

День (от 24-х часов до 12 часов) Ночь (от 12 часов до 24 12 часов)

Тепло Холод

Отец Мать

Энергия (ци) Масса

Движение Покой

Мужчина Женщина

Внешний Дух (нечто Внутренний (материальное

нематериальное) вещество)

Высокая температура тела Низкая температура тела

Пища, богатая натрием Пища, богатая калием

Пища животного Пища растительного

Происхождения происхождения

Быстрое развитие Медленное развитие

Левый Правый

Задний Передний

Восток Запад

Дракон Тигр

Триграмма Триграмма

Цянь Кунь

Популярный символ, изображенный на многих сувенирах, выглядит как круг, разделенный извилистой линией на две симметрично расположенные равные части. Внутри каждой из них также есть кружок, означающий глаз какого-то существа, чьи контуры ограничены внешней полуокружностью и волной. Окрашены половины круга в Что означает инь-янь, изображением которого стало модно в последние годы украшать самые неожиданные предметы и наносить его на собственное тело в виде татуировки? Помогает ли этот символ противостоять житейским напастям?

Некоторые люди принимают его за какой-то оберег, амулет, и вешают это изображение в доме, за лобовым стеклом автомобиля или носят на шее в виде медальона, приговаривая: «Инь-янь, сохрани меня». Нет, не для того придуман в древнем Китае этот символ, он, скорее, представляет собой некую наглядную схему, помогающую лучше понимать сущность окружающего нас мира.

Раскритикованная Марксом и обвиненная в том, что в ней все поставлено с ног на голову, оперирует понятием «единства и борьбы противоположностей». Любой магнит и вся наша планета имеет два полюса. Живые существа разделены на два пола. Понятие добра и зла также дуалистично. Есть свет, и есть мрак. Время от времени с определенной периодичностью каждая из сторон сменяется на противоположную. Вот что означает инь-янь, столь простое на первый взгляд графическое отражение единства противоположностей.

Все религии в своих теориях о создании мира опираются на изначальный целостный хаос, предшествующий сотворению вселенной, и ученые в своих изысканиях солидарны с теософами. По мере уменьшения разделялась на две компенсирующие друг друга половины, каждая из которой, достигая максимума в своем развитии, уступала место другой. Круглые пятна глаз символизируют наличие внутри каждой из противоположных сторон зародыша грядущей перемены, предвестника смены фазы пути, называемого "Дао".

Перетекание из одной половины круга в другой как бы объединяет эти две взаимно неотъемлемые части, создавая целое. Пытаясь разобраться в том, что за слово "инь-янь", следует разделить его на две части. Черный инь символизирует женское начало, белый янь - мужское. Инь интуитивен, а янь логичен. Инь - а янь - жизнь. Север и юг, холод и тепло, плюс и минус - вот что означает инь-янь.

Философский смысл этого иероглифа столь глубок, что он уже сам по себе отвергает обвинение Маркса в адрес Невозможно неправильно перевернуть нечто, имеющее две головы и два хвоста, любое положение этой схемы можно считать верным.

Всеобщая гармония и равновесие природных сил - вот что означает инь-янь. Эта концепция универсальна по своему применению, ею можно описать и государственную структуру, и систему правильного питания. Она имеет и социальный, и физический, и химический смысл.

Древнекитайский трактат «И-цзин», называемый также «Книгой перемен», трактует инь-янь как две стороны одной горы, которая едина, но состоит из двух склонов, попеременно освещаемых солнечными лучами.

А. А. Маслов

Инь и ян: хаос и порядок

Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз.

М.: Алетейа, 2003, с. 29-36.

Концепция инь и ян - двух противоположных и взаимодополняющих начал -пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управлениягосударством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа инь-ян (насамом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлогополукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии, религии Китая.

Инь-ян стали настолько тесно ассоциироваться с «китайской тематикой», что воспринимаются как некие имплицитно присущие ей начала. Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами как внешнего мира, так и мира внутри себя. Однако не стоит это принимать примитивно и упрощенно.
29

Прежде всего, нужно развеять устоявшийся миф о сущности инь и ян: в китайской культуре они никогда не были «закреплены» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях. Это значит, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и т. д., причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами. Тем не менее, такую примитивную трактовку можно встретить и в современной китайской литературе, и на уровне обиходных представлений китайцев. Таким образом, истинная суть инь-ян - столь, казалось бы, многократно изложенная - осталась сокрытой. Нам же представляется, что само понимание «сокровенного» в китайской культуре невозможно без правильного осознания инь-ян,

Принцип инь и ян распространяется далеко за рамки столь упрощенного взгляда, он живет на уровне восприятия духовного мира, взаимоотношений человека и общества, китайца и «варвара»-иностранца. Даже в политике Китай - одна из немногих стран, которая по всем договорам неизменно требует «дуйдэн» - паритета взаимоотношений, мер и шагов.

Концепция инь-ян означала наличие перворазделения вообще, которое знаменует собой собственно порождение всего материального и духовного мира. Несложно понять, что создание культуры для Китая - это, прежде всего, упорядочивание сущностей, прекращение действия хаоса.

Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не существует воистину и до конца, ничто не является истинным по своей природе и изначально. Собственно мотив истинности, которая может быть дана только как постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян.

Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское, а пары мужское-женское, пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления.

Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») - и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой - солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
30

Для магического пространства ни инь, ни ян, равно как удача или несчастье, не бывают абсолютными - это лишь стороны одного явления, и разделение их на «добрую» и «злую» части жизни происходит лишь на обыденном уровне, в сознании непосвященного человека. Даос, например, прекрасно осознает, что «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое - красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро - это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» («Дао дэ цзин», § 2). Мистический закон «парного рождения» (шуан шэн) запускает бесконечное колесо взаимопорождений, которое можно остановить, лишь избежав перворазделения вообще. Мотив бесконечного «кольца», где все части равны друг другу, обыгрывается и в «Дао дэ цзине», где говорится, что «до» и «после» следуют друг за другом, то есть в мистическом мире нет никакого разделения на «начало» и «конец». В сущности, это есть абсолютное воплощение Дао, которое в равной степени «распростерто и влево и вправо» («Дао дэ цзин», § 34).

По отдельности эти качества не существуют, поскольку в этом случае вещь/явление (у) вычленяется из мирового потока и созвучие мира нарушается, ей присваивается некое «имя» (мин), в то время как истинное Дао «безымянно».

Сакральное пространство бытия в Китае находится в абсолютном бинарном равновесии инь-ян, что проявляется даже на уровне обиходных поверий. Например, если в доме кто-то умер, то вскоре в нем случится какое-то счастливое событие, в случае же рождения ребенка счастье и удача могут какое-то время обходить дом стороной. Более того, считается, что удача посетит прежде всего тех, кто помогал обряжать или омывать усопшего или активно готовил похоронную церемонию. Это считается вознаграждением со стороны души умершего (гиэнь) всем тем, кто пришел на похороны.

Формально инь и ян считаются абсолютно равноценными друг другу, и именно так они трактуются на обиходном уровне. А вот реалии китайского оккультизма показывают, что абсолютного равенства между инь и ян не существует.

В мистической закрытой традиции инь считалось более ценным и высоким. Именно оно и было обобщающей метафорой всего потаенного, сокрытого, тайного, что так высоко ценилось в Китае. Именно начало инь, например, «изображалось» на китайских пейзажах за нарисованными горами-водами или орхидеями. Именно инь как главенствующее и всеобъемлющее, но постоянно сокрытое начало стояло за всей мощью имперского декора.

Понять столь большое значение инь несложно - по сути, сам путъ-Дао был не чем иным, как воплощением инь. Дао обладает всеми чертами инь и пи одной чертой ян. Прежде всего, оно «сокрыто», «неясно», «туманно». Оно обладает и чисто женскими функциями - порождает все явления и вещи этого мира. Оно вечно ускользает, его нельзя ни ощутить, ни выразить. Дао во многих древних трактатах оказывается синонимично воде - ее податливости, отсутствию постоянной формы:
31

Самка всегда одолевает самца своим покоем.
Пребывая в покое,
она занимает нижнюю позицию.
(« Дао дэ цзин» , § 62)

Познав мужское, сохраняй и женское,
становясь лощиной Поднебесной.
Будь лощиной Поднебесной, -
тогда постоянная Благодать не покинет тебя
. (« Дао дэ цзин» , § 28)

Традиция сокрытости и неупорядоченности, неоформленности инь присутствует и в концепции благодатной энергии дэ. Именно полнота дэ и отличает истинных мастеров и великих правителей, императоров от других людей. Тем не менее, все несет в себе часть благодати-дэ. Но Благодати не божественной, как манифестации Высшего Бога, но абсолютно самодостаточной и самополной энергии. Она выступает как энергия бесконечно «потаенная» (сюань) и «утонченная» (мяо), из-за чего и не замечается непосвященными. Более того, всякая истинная благодатная энергия - сокрытая, и в другом качестве она даже не может существовать.

Тем не менее, «скрытая благодать» повсюду, как жизненный флюид, омывает и напитывает весь мир. Это же проявляется и в концепции наполненности душами или духами (линь) всего мира. Души умерших, например, несутся в потоках воды и ожидают того момента, когда смогут соединиться с потоками крови живых существ, для того чтобы потом возродиться. Они оживают в неких Желтых водах (хуан шуй) - потоках, образуемых весной растаявшими снегами.

Начало инь здесь поразительным образом выступает и как сокрытое вместилище невидимых и неупорядоченных духов, представляющих мир мертвых, и одновременно как начало, дарующее жизнь и существование вообще, подобно пути-Дао.

Обратим внимание, что вода в китайской традиции, очевидно, ассоциировалась с плодородием (как и у большинства народов), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное - и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка,также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», - говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов,записанные в VI -V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение.
32

Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь какподатливому и дающему рождение. Вообще, как мы уже говорили, в древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего быласимволом живительного семени безотносительно мужского или женского начала - думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.

Вода вообще символизирует некий ритм жизни, в ней живут духи умерших, чтобы переродиться вновь, она наполнена, по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин. Например, древний трактат «Гуань-цзы», приписываемый автору VII в. до н.э. (в реальности текст написан несколько позже), советнику правителя царства Ци, говорит о воде как о детородном начале и символе «истинного» человека: «Человек подобен воде. Лишь когда мужчина и женщина оказываются вместе, его семя-цзин и ее энергия-ци объединяются, возникает проистечение вод, которые дают форму [новому] человеку».

Совсем по-иному обстоит дело в светской традиции, к которой, кстати, могли относиться и многие вещи, внешне похожие на некую «тайность». Здесь начало ян, наоборот, оценивалось выше. Иногда это объясняют патриархальной ориентацией общества, где мужчина, т. е. выразитель начала ян, играл основную роль. Известны даже ритуалы, благодаря которым женщина (т. е. инь) могла перейти на уровень мужчины (т. е. ян) и тем самым улучшить свой статус. В основном такие ритуалы были связаны с различными «превращениями» менструальной крови, которая в этот момент считалась воплощенной энергией инь, В одном из таких ритуалов, в частности, сын символически выпивал менструальную кровь матери и тем самым поднимал ее на статус мужчины. Одновременно он сам усиливал свою энергетику через прием в себя этого «тайного» начала, т. е. инь. Не случайно императоры династий Мин и Цин специально приказывали собирать менструальные выделения молодых девушек - из них делались пилюли долголетия, которые также заметно повышали
мужскую энергию.

Небесные духи и сам высший дух древности шан-ди представлялись как высший момент упорядочивания, абсолютная гармония и порядок. Это - начало ян, и именно они помогают душе после смерти человека сохранить свою
индивидуальность, за счет чего к ней могут в дальнейшем обращаться потомки.
33

Эти черты перешли и на представителя шан-ди на земле - императора, Сына Неба. Этому гармонизирующему и упорядочивающему воздействию противостоит и одновременно его дополняет мир начала инь, представленный духами типа гуй, знаменующими собой хаос, неструктурированную массу и энтропию, вредоносность и разрушение. Более того, сами духи и шан-ди могут представлять собой не некие мистические сущности, а лишь метафору вечного столкновения неструктурированной массы (духи гуй в том числе и в чистилище) с четкой структурой и иерархией, представленной добрыми небесными духами шэнь. Такая странная структура осознания мира как чередования хаоса-порядка даже позволила некоторым исследователям говорить о наличии некой единой метафоры восприятия мира, и с этим трудно не согласиться. Представления о духах, о сложной небесной иерархии в конечном счете являлись не только объектами веры, но метафорой имперско-иерархического единства: хаос и порядок в эзотерическом мире всегда имеют свое точное отражение в мире посюстороннем.

Инь - это очевидный первозданный хаос, это обращение человека к самому истоку (точнее, до-истоку) собственного возникновения. Хаос в даосской мысли, равно как и во всех мистических школах, носит позитивно-креативный характер, поскольку символизирует нерасчлененность и единство мира. Он - знак не столько рождения мира, сколько потенциально заложенной в нем возможности рождения чего угодно без четкого определения его сути. Это возможность всего и потенция ко всему в ее абсолютной аморфности и неопределенности. Его метафорой выступают понятия «изначальный ком», «гулкая пустота пещеры», «беспредельное» (у-и,зи), «прежденебесное» (сянъ тянь). Это та обитель, не имеющая форм и границ, где слиты воедино знание и незнание, рождение и смерть, бытие и небытие.

Вся имперская культура - воплощенное ян - противостоит символике «изначального кома». Она призвана разделять и «раздавать имена», и почти параноидальная тяга китайских древних мудрецов и современных политиков к упорядочиванию и созданию четких ценностных иерархий есть не более чем попытка воплотить принцип превалирования ян над инь. Одновременно это и принцип светской культуры - здесь ян главенствует над инь, в то время как в мистической парадигме инь является единственно возможным исходом противостояния и взаимодополнения инь и ян.

Мистические же культы, воплотившиеся в даосизме и в некоторых народных ритуалах, наоборот отдавали приоритет инь, учитывая, что и само Дао выступает как инь - оно податливо, невидимо, его аллегория - податливая вода, что не имеет формы, лощина, женское лоно. Таким образом, мистические учения отнюдь не ставили знака равенства между инь и ян, но очевидно своими концепциями «сокровенно-потаенного», «изумительно-запрятанного» стремились обратить человека к началу инь. Здесь как раз

культивировался приоритет хаоса как изначального, нерасчлененного состояния над порядком как чем-то застывшим, ригидным, приближающимся к смерти. Приход к предрожденной нерасчленности проявляется, в частности, в мифе о нерожденном младенце. Так, Лао-цзы сравнивает себя с младенцем, «который еще не научился улыбаться», который «не проявляет признаков жизни». Примечательно, что это - один из редчайших пассажей, где Лао-цзы в трактате «Дао дэ цзин» говорит от первого лица, здесь слышна речь посвященного проповедника и наставника.

В конечном счете это «тяготение к инь» породило кажущийся маргинализм даосской и лежащей в его основе мистической культуры. Она всячески избегала проявлений ян, практиковала экстатические культы, элиминирующие порядок и гармонию, проповедуемые имперским официозом. Здесь практиковались многочисленные сексуальные культы, не признаваемые официальными властями. В частности; поклонялись духам-гуй, ассоциировавшимся с инь и вредоносностью вообще, могилам убитых разбойников и падших женщин, исполнялись ритуалы вызывания духов, бесед с ними, путешествия в мир мертвых.

Расхожий тезис о мистическом «переходе инь в ян» (инь ян цзяо) имел в китайском фольклоре вполне реальное, хотя и весьма необычное преломление. Он, прежде всего, затрагивал возможность трансформации самого человека, точнее, самой характерной его черты - смены пола. В китайских магических историях нередко обсуждаются моменты перехода женщины в мужчину и наоборот. Смена пола могла выполняться различными магическими методами, например приемом чудесных пилюль или при помощи даосов или бродячих магов.

Частично это объясняется все тем же исключительным оккультным магизмом, шаманистскими архетипами, жившими в сознании китайцев и проступающими в фольклоре. Перемена облика вообще является распространенной частью оккультных ритуалов, поскольку вступление в запредельный мир характеризуется общей трансформацией внешнего облика адепта, - это подчеркивает принципиальное отличие мира духов от мира людей. И именно это подразумевает в ряде случаев временное перерождение человека в ином образе и облике, в том числе и переход мужчины в женское божество.

Так, одна история из даосского сборника рассказывает о женщине, которая после долгого отсутствия мужчины при помощи магических средств сумела перевоплотиться в мужчину, осеменить себя, а затем уже, вновь в качестве женщины, родить ребенка.
35

Более того, в китайской традиции такие чудесные трансформации имели и дидактический подтекст: здесь даже волшебство использовалось с прагматической целью служения предкам. Девушка долгое время сожалела, что не родилась юношей, ибо лишь юноша может в полной мере совершать все ритуальные обряды по усопшим предкам, и прежде всего по отцу. Мучимая тем, что не способна в полной мере воплотить идеал сыновней почтительности (сяо), однажды ночью во сне она увидела духа, который вскрыл ей живот и что-то вложил в него. Когда она пробудилась ото сна, оказалось, что она превратилась в мужчину. В общем, в подобных историях вполне мог бы черпать свое вдохновение 3. Фрейд, однако вообще мотив перевоплощения, смены пола имеет здесь не только психологический, но и религиозно-шаманистский аспект. Безусловно, китайский фольклор даже новейшего времени обнажает самые глубинные аспекты человеческой психики и демонстрирует то, что в западной традиции, освященной христианскими нормами, тщательно вымарывалось.

Таким образом, композиция инь-ян оказалась универсальной схемой чередования событий, чаще всего воспринимаемой как абсолютный порядок и абсолютный хаос, причем именно хаос и начало инь оказывались атрибутами мистической культуры Китая. Все истинное, связанное с инь, становилось поэтому запрятанным и сокрытым и представлялось в этом мире через символы, числовую и цветовую магию. И, как следствие, пришло осознание существования некоей магической схемы бытия, равной абсолютному небытию, которую и надо вычислить.

Б.Л. Рифтин

Рифтин Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира. Т.1., М., 1991, с. 547.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян) всегда выступали в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов относятся раковины-каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало -ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние неба и земли.

Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях и т.п.

А.И.Пигалев, Д.В.Евдокимцев

Пигалев А.И., Евдокимцев Д.В. Ян и Инь .

История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с. 1347-1348.

ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Ян, а темная - означает Инь; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Ян и Инь, взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Ян и Инь описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга Инь и Ян. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Ян выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; Инь - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Ян- и Инь-"подсистемы". Ян-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается Инь-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Ян-влияния) способны деструктивно влиять на Инь-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Ян и Инь - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория Инь и Ян зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э.

В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ Инь и Ян приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия в "Инь-Ян"-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.