Духовная жизнь казаков. Презентация " традиционная культура кубанского казачества"

(Лекционный курс дисциплины)

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ
(ЛЕКЦИОННОМУ) КУРСУ

Казачество – весьма интересный и сложный этносоциальный и этнопсихокультурный феномен, известный на протяжении длительного исторического периода. Это общность людей, отличающаяся самобытной традиционной культурой, философией и комплексом неповторимых художественно-эстетических особенностей. Несмотря на многочисленность определений понятия «казачество», имеющихся в новейшее время, единого и однозначно принятого всеми не существует ввиду множества противоречивых теорий о генезисе и эволюционных трансформациях в становлении казачьей народности. Тем не менее, сложившийся обобщенный образ казака в отечественной и мировой культуре узнаваем.
Целью данной работы является выявление и артикуляция наиболее существенных, инвариантных и жизненно важных компонентов социокультурного явления казачества в актуальных условиях его возрождения, характеризующих казаков как традиционно – ориентированную, социально здоровую, хозяйственно-организованную и творчески деятельную категорию граждан с высоким духовно-нравственным потенциалом развития в межкультурном пространстве народов современной России. В качестве важнейшей морально-этической составляющей жизнедеятельности казачества следует назвать его преимущественно православное вероисповедание , которое является базовой и консолидирующей духовной детерминантой , позволяющей сохранять уклад повседневной казачьей культуры, взаимоотношений в семье, православного воспитания детей, наряду с привнесением в систему христианских ценностей обрядовых черт конкретной казачьей этнокультуры. Символично, что многие представители казачьих родов стали выдающимися деятелями Русской Православной Церкви и прославлены в лике святых.
Казачество – это и общепризнанное высокоорганизованное военно-патриотическое сословие, благодаря которому исторически осуществлялась эффективная защита границ государства. Самобытную воинскую культуру российского казачества правомерно охарактеризовать как традиционную культуру воина – патриота, защитника веры, Отечества, национального и культурного достояния. Считаем необходимым сделать акцент: в категорию «казачество» должны быть объединены все казаки как единый, целостный социальный организм, имея в виду его исторически сложившиеся духовно-нравственные основания, особенности бытовой культуры, специфику диалектов, обычаев, национально-психологических и нравственно-эстетических свойств. Несмотря на имеющиеся объективные трудности идентификации и самореализации современного казачества,важно, чтобы его ценные качества - духовная направленность, патриотизм, свободолюбие, способность к самоорганизации, высокая хозяйственная культура и социальное служение в сочетании с высокой образовательной мотивацией и самобытностью эстетической культуры, нашли перспективное воплощение в созидательных преобразованиях российского общества.

Глава 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАЗАЧЕСТВА

Концепции происхождения

В настоящее время концепций о происхождении казачества имеется немало. В качестве одной из авторитетных называется теория известного отечественного ученого Л.Н. Гумилева , который считал казаков субэтносом великорусского этноса. Субэтнос Гумилев определял в качестве«таксономической единицы внутри этноса как зримого целого, не нарушающего его единства» . Иными словами –это общность, обладающая характеристиками народа, но при этом прочно связанная с основным этносом. В качестве значимого фактора в теории
Л.Н. Гумилева выступает тесная связь этноса и субэтноса с его родным ландшафтом, существенно влияющим на специфику, самобытность и способы хозяйственной культуры. Родовым ландшафтным лоном для казачества объективно считаются долины великих рек степной полосы Дона, Днепра, Волги, Яика, Терека, Кубани. В древности, как считает исследователь казачества В.Е. Шамбаров, прошлые степные народы являлись скотоводами, создававшими постоянные селения, пригодные для проживания людей, разведения скота и ухода за ним в тяжелый зимний период.Из соображения целесообразности их строили не посреди голой степи, а вблизи рек, долины которых были покрыты густыми лесами и кустарниками, что подтверждается археологическими раскопками. Города скифов обнаружены на Днепре, их столица располагалась возле Запорожья, а роксоланы зимовали в городках на Нижнем Дону (роксола́ны - от лат. Rhoxolani, древнегреческий Ροξολάνοι, от аланского roxs alan/ruxs alan «светлый алан») - ираноязычное сармато-аланское племя, кочевавшее со II в. до н. э. по 1 пол. I тысячелетия н. э. в землях Северного Причерноморья и Дунайского региона). Но евразийские степи были и «торной дорогой», по которой, находясь в состоянии постоянного военного противоборства, приходили новые народы. Покрытые зарослями долины рек, острова, плавни, болота являлись естественным укрытием, где часть побежденных могла спастись. Выжить в таких условиях могли самые сильные, выносливые и свободолюбивые. Благодаря такому «естественному» отбору в процессе историко-культурной эволюции образовались древнейшие корни казачества. Целесообразно рассмотреть и теорию, не основанную на положении о том, что казачество является частью субэтноса великорусского этноса.

Вольное казачество

Согласно высказанным доводам, казаки представляют собой самобытное славянское племя, автономный народный организм, имеющий такое же право, как великороссы и украинцы, считать себя особым славянским народом . Предки казаков, в соответствии с доводами
Ш. Н. Балинова, являются коренными обитателями Востока Европы, т. е. современных Казачьих Земель. Восток Европы географически разделяется на две полосы: лесную и степную (на севере еще имеется тундровая полоса, а на юге - горная ). Коренными жителями именно степной полосы на Востоке Европы с давних времён являлись казачьи предки, сведения о которых относятся к эпохе, намного опередившей возникновение Московского царства. Когда на Востоке Европы устанавливают своё владычество готы (IIст.), Черноморско-Азовское побережье осваивают славянские народы - анты . Историко-археологические исследования доказывают, что уже в первой половине VI столетия эти славяно-антскиеплемена владели бассейном Дона и продвинулись к берегам Азовского моря.
С начала VII ст. на территории современных Казачьих Земель создаётся государство Аваро-Гуннов, в состав которого входят славяно-анты. С этого периода в исторических документах уже не упоминается о славяно-антах, поскольку их племенное наименование «растворяется» в государственно-политическим названием - Аваро-Гуннов . С середины VII ст. (642),по имеющимся научным фактам, устанавливается существование славянской народности - русов, располагавшихся в степной полосе. В низовьях Волги и на Дону новыми степными завоевателями создается государство Хазар, в составе которого русы и славяно-анты проживают на Дону, Донце, Нижней Волге, на Тереке, на Кубани. В Хазарской Империи русы были настолько многочисленны, что арабские писатели называют государство Хазар Русо-Хазарским . а Чёрное море - Руским . Главными центрами русов были: в Подонье (Казакии) г. Руссия (Артана,Танаис, впоследствии переименованный в Азов, по имени половецкого хана Азуфа) и Матарха (Тмутаракань) в устье Кубани. Сами русы отличались воинственным духом, принимали широкое участие в торговой деятельности Хазарского государства, достигли значительного культурного развития, подвергаясь воздействию двух культур - арабской и византийской .
Арабский географ Масуди, посетивший в X веке Приазовский Край, пишет: «между большими и известными реками, впадающими в море Понтус (Чёрное), находится одна, называемая Танаис (Дон) , которая приходит с севера. Берега её обитаемы многочисленным народом славянским и другими народами. Таким образом, сильный и воинственный славянский народ Русь заселял с давних времён территорию современных Казачьих Земель и, с середины VII века, входил в состав Хазарской Империи. В дальнейшем - с IX столетия, под натиском новых азиатских завоевателей, венгров, торков и печенегов , начался распад Хазарской Империи и отделение её окраин: Поднепровья - впоследствии Киевское государство, и Среднего Поволжья - Камской Болгарии. Русы же Подонско - Приазовские ещё продолжали оставаться в составе Хазарской Империи. Камская Болгария (в среднем течении Волги и по Каме), находившаяся под влиянием арабской культуры , уже в первой половине IX ст. приняла ислам. Русь Подонско-Приазовская (Казакия) - аланы и казаки - примерно в то же время стала христианской ; следовательно, она стала христианской значительно раньше Руси Киевской Крещение Руси великим князем Владимиром, как известно, состоялось в 988 году).О том, что Русь Подонско - Приазовская стала христианской раньше Руси Киевской, свидетельствует патриарх Фотий и Устав Византийского императора Льва Философа (836 - 911)о чине митрополичьих
церквей,где на 61 месте указана построенная церковь Русская .
Таким образом, на территории Казакии укореняется народность славяно-русов, с самобытной этнической культурой и христианской религией. Относительно единое славянское племя русов в середине IX ст., под влиянием различных факторов разделилось: Камская Болгария, где преобладал тюркский элемент, отделившись от ядра Хазарской империи, оказалась под властью тюрков и, как уже было сказано, приняла ислам. Русь Поднепровская - предки Запорожцев - также отделившись отцентра Хазарии, подпала под власть дружинников Рюрика - Аскольда и Дира , а затем, в 882 году, сын Рюрика, Игорь, при своём воспитателе Олеге, закладывает основы Киевской великокняжеской династии . В данный период ІІриазовско - Подонская Русь продолжает оставаться в составе уцелевшего ядра Хазарской империи. Этим объясняется и то обстоятельство, что с этого времени в русских летописях не упоминается о славяно-руском населении Приазовья и Подонья. Славяно-русский народ продолжал жить в составе уцелевшего ядра Хазарской империи на своей древней земле, лишь утратив связь и постоянное общение с остальными отделившимися частями славяно - русов Поднепровья. Следствием похода Святослава, сына Игоря (после короткого правления его жены, Ольги) в 943 году, в Подонье и Приазовье Хазарская империя была разгромлена и состоялось введение части её территориального ядра - Казакии - в состав русского (Киевского) государства, под названием Тмутараканского княжества . Этим вхождением была восстановлена, прервавшаяся ранее связь Руси Приазовско-Подноской с Русью Поднепровской.
После убийства печенегами в 972 г. Святослава его сыновья - Олег, Ярополк и Владимир - начали борьбу за власть. После гибели Олега, эта борьба ещё больше ожесточилась между оставшимися двумя братьями - Ярополком и Владимиром. Первый опирался в своей борьбе на силы степной полосы, а второй прибег к помощи наемных варяжских сил. Превосходство сил и средств было на стороне кн. Ярополка, и лишь его гибель дали возможность Владимиру, оставшемуся единственным наследником державы Святослава, соединить в своих руках власть над всем Руским (Киевским) государством .Князь Владимир покорил Крым, который вошёл в состав Тмутараканского княжества, отданное им, в свою очередь, позднее в
в удел своему сыну Мстиславу. Принятие христианства в последней четверти X ст. Киевской Русью при Владимире Крестителеявилось основой религиозного, культурногои государственногоединства. Русь Приазовско-Подонскаядо этого события более столетия уже являлось христианской.
Таким образом, в результате успешных военных действий Киевских князей и принятия христианства Киевской Русью, восстановиласьсвязь славян Востока Европы под главенством Киевского великого князя.Предки же казаков, славяно-русы Подонья и Приазовья (Тмутараканское княжество),представляли особое княжество и сохранили древние формы народной культуры.В середине половине XI в. в степной полосе появляются новые завоеватели - половцы, которые снова«отрезают» Тмутараканское княжество от Киевского государства, и связь между ними снова прерывается. Поэтому, в русских летописях, с конца XI ст., повествование о Тмутараканском княжестве уже не ведется при том, чтоего население, города продолжали развиваться. Тмутараканское княжество утратило свой статус лишь как особое княжество Киевского государства. Оторванное от центра, предоставленное самому себе, оно ещё теснее сблизилось с тюркскими народами, но сохраняя при этом своё славянское лицо, свою христианскую религию и этническую культуру. В соответствии с вышеупомянутой концепцией, именно с момента отрыва в половине XI ст. Тмутараканского княжества от Киевской Руси, начинается формирование той особой славянской народности, прямыми потомками которой являются современные казаки . На территории Казакин, в составе Хазарской империи на протяжении сотен лет, а, затем, в составе Тмутараканского княжества в течение длительного исторического периода жили
общей жизнью две народности: славяно-русы и тюрки-казахи, имевшие идентичный народный быт, родственную этнопсихологию,
подвергавшиеся одинаково влиянию одной, византийской культуры, развивавшейся в одинаковой духовно-психологической атмосфере, а с середины IX ст. исповедовавшие общую христианскую веру.
Пройдя сложный путь многовекового совместного проживания на одной территории, в общих природных условиях, переживая одинаковые военно-политические события образовавшаяся народность Тмутараканского княжества явилась родоначальницей современного Донского Казачества , которое, в свою очередь, послужило источником становления других казачьих Войск, за исключением нынешних кубанских Черноморцев, потомков Запорожцев. Отсутствию упоминания в русских летописях о славянах Тмутараканского княжества казачьи историки дают свои объяснения: под влиянием тех военно-политических событий, которые совершались тогда на Востоке Европы, в силу наступившего (после смерти в 1054 г. в. кн. Ярослава), длительного периода междоусобной войны князей - началась дифференциация относительно единого славянского народа на Востоке Европы и наметились пути их расселения. Например, немного раньше «часть алан и черкас (касоги или касахи) Святослав после удачного похода на Хазарию, переселил на Днепр, где они, вместе с прибывавшими впоследствии другими тюрко-татарскими племенами, смешавшись с местным славяно-русским населением, усвоив его язык, образовали особую народность, дав ей своё этническое имя Черкасов (черные клобуки). Из этих Черкасов и создалось затем поднепровское казачество с Запорожьем».
В это время наметились, основные «ячейки», из которых впоследствии образовались те народно-государственные организмы, которые
впоследствии будут называться Русью Юго-Западной, Русью Северо-Восточнойи отдельно от них Русь Юго-Восточная (Казакия).
Население этих государственных организмов, в силу разрыва связи, попадает в различные географические, экономические и бытовые условия; жизнь и развитие их протекает в различной духовно-психологической атмосфере. В Восточной Руси широким потоком начинает вливаться финская этнокультура ; интеграция тюркского элемента усиливаетсяв Юго-Восточной Руси (Казакии); народ, который называется мигами, казахами, черкасами, кабарами (все они являются идентичными) полностью смешивается с населением Тмутаракани. Таким образом, наступает полный разрыв между отдельными частями славяно-русов Востока Европы и, что закономерно для Северо-Восточной Руси, а, следовательно, и для русских летописцев, Русь Юго-Восточная (Казакия) становится «землей незнаваемой». Но уже через сто с лишним лет, а именно с 1147 г.,русские летописцы снова упоминают о славянском населении Тмутараканского княжества, но называют его не славяно-русами, а «бродниками» . Эти «бродники», согласно русской летописи, - а это прежнее славяно-русское население Тмутараканского княжества - живут на той же территории славяно-русов, представляя из себя уже сложившуюся народность, стойкую, способную на противодействие чужому влиянию, что дало им возможность и под владычеством половцев сохранить свой славянский тип, язык, свою христианскую религию. У этих «бродников» были свои города, церкви, существовало даже земледелие, что совершенно противоречит предположению некоторых историков, которые производили это название от слова «бродить» (т. е., «бродники», по их версии, были бродячие люди, бездомные скитальцы, случайно забредшие на Дон). Такой подход опровергает известный русский историк П.В. Голубовский, который пишет: «Бродники есть община, выработавшаяся из остатков Подонского населения, вследствие исторических и этнографических условий, в которые это население было поставлено... Бродники жили в восточной части степи - в Подонье и по берегам Азовского моря; они исповедовали православие и
участвовали в предприятиях половцев». Ученый обоснованно утверждает, что бродники - это славяно-русское население Тмутараканского княжества.
Казачьи историки название «бродники», установившееся за населением Тмутараканского княжества, объясняют следующим образом: в те времена всякое славяно-русское население и его войско входило в состав того или иного русского княжества; славяно-русское же население Тмутараканского княжества не входило ни в какое княжество, а войско его помогало и воевало с кем хотело, и в этом смысле было «бродячим». Исследователь казачества И.Ф.Быкадоров пишет о том, что новая народность - бродники образовалась от смешения русов с тюркскими племенами.Данное название, которое является не этническим , а бытовым и профессиональным, могло быть дано потому, что, очевидно, «они из войны сделали себе род ремесла, как средневековые швейцарцы или ландскнехты, и участвовали в войнах на стороне различных суверенов из-за материальных выгод - «бродили» от одного к другому. Возможно и другое объяснение: бродникам поручалась охрана бродов на Дону и по другим рекам». Бродники, входя в состав половецкого государства , участвуя в войнах вместе с ними, часто действуя и самостоятельно, отличалисьсвоим особым общественным и военным устройством, управлением, имели своё войско и приобрели широкую известность в Европе.Они представляли из себя настолько серьёзную организованную силу, что появившиеся в первой четверти XIII ст. на Востоке Европы новые кочевые завоеватели - монголы - установили с ними добрые взаимоотношения. Во время первого монгольского нашествия, в битве на Калке в 1223 г., бродницкое войско под водительством своего воеводы Пласкини , дралось против половцев и русских князей на стороне монголов. Поэтому совершенно естественно, что «бродники» в течение всего
времени владычества монголов на Востоке Европы до конца XIV ст.,
будучи на хорошем счету у монголов, сохранили в полной неприкосновенности свое народно-общественное устройство, свою религию, свою военную организацию и широкую национальную автономию.
Если же принять во внимание существовавшую у монголов определённую политическую систему не вмешиваться во внутреннюю жизнь уже покорённого народа и полную веротерпимость, то логично предположить, что бродники при монголах сохранили в полной неприкосновенности своё национальное лицо, внутреннее устройство своей народной жизни. Бродники подпадали под защиту этой монгольской политической системы, так как с самого начала появления монголов явились их верными союзниками. Поэтому они пользовались в полной мере всей «льготой», предоставляемой этой монгольской системой и сохранили в полной неприкосновенности этнокультурную и этнопсихологическую автономность : прежнее внутреннее устройство народной жизни, управления, организации, народно-хозяйственной деятельности, быта и пользовались полной свободой вероисповедания. В 1261г.для бродников была учреждена подонская епархия .В период монгольского владычества на Востоке Европы (1240-1400) в государственной системе Золотой Орды население Северо-Восточной Руси (Московия) , будучи земледельческим, играло роль поставщика материальных средств завоевателям(монголам); бухарцы, хивинцы, камские болгары выполняли функции торгового класса, сословия; а народы степной полосы, в том числе и бродники , являлись
для монголов необходимой вооружённой силой , вместе с самими
монголами являясь источником военного могущества Золотой Орды.
Бродники были свободны от дани и податей, подчинены непосредственно Хану Золотой Орды, сохраняли в полной неприкосновенности своё национальное лицо, этнокультурную идентичность.В их обязанность входила постоянная боеготовность конного войска.Итак,занимая в государственной системе Золотой Орды положение и значение военно-служилого сословия , внутри себя население Подонья было свободным и вольным народом.О том, что славянское население Тмутараканского княжества (Подонья), не исчезая, проживало в составе Золотой Орды и за время пребывания под её властью приобрело своё народное название «каляк» , свидетельствует выписка из древней летописи в часовне на Лубянке, в честь иконы Божией Матери, Выписка гласит:
«Там, на верховьях Дона, народ христианский воинского чина
живущий, зовомый козаци , в радости сретающий его (Вел. кн. Дмитрия Донского ) со снятыми иконами и со кресты поздравяюща ему».

16 мая 2014 года в г. Белая Калитва Ростовской области на базе кадетской школы-интерната «Белокалитвенский им. Матвея Платова казачий кадетский корпус» открылся «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде: опыт Ростовской области». На открытии семинара с публикуемым ниже докладом выступил председатель .

Мы с вами собрались накануне особенной даты, 700-летия рождения святого преподобного Сергия Радонежского, и обращаемся к примеру жизни Преподобного, его образу как идеалу служения Богу, Отечеству и народу, чтобы утвердиться в отношении нравственных идеалов воспитания казачьих детей и молодежи, духовного возрастания всего казачества.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл : «Как духовное завещание святого звучат ныне слова преподобного Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: "Любовью и единением спасемся". Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего».

Особо близки эти слова казакам, так как казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни — крест и Евангелие. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия В.В. Пудавов так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были — «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными.

В основе образа жизни казака лежат, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Самая главная идеология казачества — любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Необходимо совместными усилиями реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без веры — не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.

Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

По мнению доктора педагогических наук, казака Сергея Николаевича Лукаша, «идеал беззаветного служения Отечеству, сформировавшийся в казачьей среде, проистекал, в первую очередь, из православного идеала служения Богу во Христе. Принципиально важно, поэтому, объединять усилия Церкви и школы в становлении у учащихся смыслов и ценностей казачьей культуры. Единение это должно основываться не на механистическом, бессистемном подходе, выражающемся в разовых акциях школы и Церкви. Оно должно произрастать из традиций казачьего общежития и русской соборности, совместной жизни детей и взрослых, объединенных благородной целью возрождения казачества и его культуры».

Мальцева Людмила Валентиновна – доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна Художественно-графического факультета Кубанского государственного университета. (КубГУ, г.Краснодар)

Аннотация: В статье поднимается вопрос о возрождении и сохранении культурного наследия кубанских казаков как фольклор. Мы должны сохранить, и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие нашего народа. Культуру казаков невозможно представить без фольклора.

Ключевые слова: Культура, традиции, фольклор, духовность, кубанский казачий хор, эстетическая культура.

В последние годы на Кубани возрастает интерес к многовековому наследию казаков к фольклорному искусству. На сегодняшний день актуальной задачей является изучение, сохранение и восстановление это вида искусства. Возрождение культуры, традиции, обычаев и национального самобытности кубанских казаков возможно только при изучении исторического процесса становления и развития народного искусства. В процессе познания и изучения фольклора погружаешься в национальную культуру казаков, познаешь историю через традиции, обычаи. Важной составной частью традиционной духовной культуры народа является фольклор. В его различных видах и жанрах нашли отражение общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения. Вместе с тем фольклор и сам составляет сферу традиционного народного быта.

Формируя эстетическую культуру на традициях, обычаях необходимо вспомнить фольклор. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Чтобы почувствовать колорит кубанской души нужно послушать кубанский казачий хор. Кубанский казачий хор – один всемирно известных брендов русской народной культуры и едва ли не старейший коллектив России. Он возник в 1811 году из казаков российского юга – вольных поселенцев вдоль реки под названием Кубань. Землепашцы и воины, они защищали южную границу Российской империи.

На сегодняшний день художественный руководитель кубанского казачьего хора является, Виктор Захарченко он говорит: «Кубанский казачий хор изначально был образован как хор церковных певчих в Кубанском казачьем войске. Поэтому этих казаков называли и называют в России православными рыцарями, защитниками Отечества и веры. Это чрезвычайно важно».

Кубанский казачий хор – это не только певческий ансамбль. Это и большая танцевальная группа, и народный оркестр, что позволяет коллективу создавать интереснейшие концертные программы.

Рисунок 1. Солисты Кубанского казачьего хора.

Рисунок 2. Руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.

Рисунок 3. Выступление Кубанского казачьего хора.

Они особенно привлекательны тем, что представляют культурные традиции разных российских регионов, ведь казаки жили и на Урале, и на Северном Кавказе, и в центре России. По мнению главы Российского фонда культуры, известного российского режиссера Никиты Михалкова, «Кубанский казачий хор – это величайшее достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России». Наиболее развитым и функционально разнообразным на Кубани является песенный жанр.

Среди казачьего населения были популярны исторические, военно-бытовые, строевые песни. Военно-бытовые песни, чаще протяжного характера, повествовали о походах и разлуке с семьей, о верном спутнике казака – его коне. В качестве строевых песен часто использовались исторические, военно-бытовые, а также шуточные и плясовые песни. Многочисленными были песни бытовые. Тематика их была чрезвычайно разнообразна.

Рисунок 4. Станица Атамань выступление казаков.

Рисунок 5. Станица Атамань выступление казаков.

Рисунок 6. Станица Атамань выступление казаков.

Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным фольклором занимало более скромное место в жизни станичников. Здесь преобладали: хороводы, игровые и плясовые песни. Самостоятельных же танцев имелось не очень много, и набор их почти во всех станицах был один. Чаще всего танцевали «Казачок», «Гопак», «Русскую», «Метелицу», различного вида польки . Разнообразие фольклора, уровень организации и активности участников служат показателем, как степени сохранности культурных традиций, так и характера социальных отношений.

Рисунок 7. Гуляние в Атамань.

Рисунок 8. Гуляние в Атамань.

Рисунок 9. Гуляние в Атамань.

Из прозаических и малых жанров фольклора наиболее распространение на Кубани имели пословицы, поговорки и былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, заговоры. Пословицами и поговорками была насыщена бытовая речь («Не разорит еда, а разорит беда», «То не козак, шо поборов, а той, шо вывырнувся»), использовались они и в торжественных случаях .

Познание фольклора как ценного ядра национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценностей своей культуры. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств. Народные традиции, народное творчество, культура развивались и передавались из поколения в поколение, что, безусловно, свидетельствует об их значимости в современном обществе. Это продукт многовекового опыта большого количества мастеров разных поколений и в нем наглядно воплощены основные принципы художественного творчества.

Список литературы:

1. Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 30.
2. Кубанские областные ведомости (КОВ). 1896. 4 сентября
3. Манукало А.Н. История Кубани. Краснодар, 2004. – 210 с.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Белово»

Традиционная казачья культура

(мастер класс)

Исполнитель:

Василькова Лилия Александровна,

педагог дополнительного образования,

МОБУ ДОД ЦДТ города Белово

Белово 2012

Введение 3

1 Традиционная народная казачья культура 6

2 Легенды, сказания, былины казаков 9

3 Песенные и плясовые традиции казачества 12

4 План – конспект мастер – класса 13

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Культура есть почитание света.

Культура есть любовь к человечеству.

Культура есть сочетание жизни и красоты.

Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.

Культура есть орудие света…спасение…двигатель…сердце.

Н.К. Рерих

История казачества неразрывно связана со служением России. Казаки всегда были государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защищающими интересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укреплялась казачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением .

Впервые слово казак становится известным у половцев, народов тюркского происхождения, с XI века. На языке половцев «казак» означало «стража, передового, ночного и дневного». (запись термина)

Вовлечение казачества как военной силы в политическую борьбу между большевиками и их противниками привело к гибели десятков тысяч казаков в 1917-1920 гг. Трагический исход для многих из них был предопределен как красным террором со стороны советской власти, так и использованием их белоказачьим генералитетом. Недоверие казачества к новой власти и борьба против нее были вызваны во многом непоследовательностью политики большевиков, стремлением превратить казака в простого крестьянина. Последующие годы были самыми страшными в истории казачьего войска. После Гражданской войны начинается раскулачивание, расказачивание и репрессии. Происходит разрушение традиций, уклада хозяйственной жизни и быта казачества. Казачество, как особая сословная и военная сила государства перестало существовать.

С 1989 года начали создаваться общественные организации, целью которых провозглашалось возрождение казачества. Союзы казаков, историко-культурные общества казаков выдвигали главными требованиями реабилитацию казачества, возрождение традиционной системы землепользования и хозяйствования, самоуправления и др. Для многих обществ, организаций казаков характерно стремление воссоздать структуру казачьего войска и органов власти. Иерархию военных чинов, наградную систему знаки отличия и др.

Казачество традиционно было одним из столпов российской державности. Сегодня оно возрождается, формируется как социальное движение, вновь доказывает свою способность решать важные для страны задачи.

Казаки – значительная, хорошо организованная этносоциальная общность. В традициях, идеологии, образе жизни казачества совмещаются важнейшие национальные приоритеты: производительная продуктивная экономическая деятельность, основанная на личном и коллективном качественном производительном труде; защита Отечества и правопорядка; активное и ответственное гражданское поведение; сохранение и воспроизводство духовного и культурного наследия; общественное самоуправление; укрепление традиционной семьи. Эти качества общественной жизни, присущие казачьей семье и общине, в современных условиях могли бы стать значимыми моделями социального поведения, успешной и свободной деятельности, конструктивного жизнеустроения для всего общества.

Казак – свободный человек, ответственный гражданин, умелый хозяйственник, бесстрашный воин. Его культурно-исторический генотип содержит личностные качества, которые должны стать преобладающими в российском обществе. Именно такие качества гражданина способны обеспечить устойчивое и эффективное развитие России в современных условиях.

Культура казачества – это культура пограничья. Многие века казаки расширяли и охраняли границы России. Современная модернизация, в философском смысле – это расширение пределов национальной жизни, освоение новых социально значимых пространств духовной, культурной, гражданской, социально-экономической деятельности. Традиционная культура пограничья сформировала у казаков способность жить, трудиться, сохранять себя и Россию в условиях враждебного окружения. Сегодня основная опасность для страны – это коррупция, безответственность, гражданская апатия, потребительство как образ жизни, эгоизм, аморальность. Россия внутри себя разделена. Эти негативные, неправовые, несправедливые границы необходимо снимать и в процессе модернизации создавать свободное, нравственное, духовно консолидированное, экономически эффективное общество с наилучшими условиями для жизни, творчества, развития человека.

Возродится казачество, умножится его былая сила – возродится и Россия!

Цель:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

Привитие интереса обучающихся к историческому прошлому, обычаям и традициям казаков.

Воспитание любви к родному краю, бережному отношению к его прошлому.

Воспитание патриотизма у учащихся.

Традиционная народная казачья культура

Православие – духовная основа казачества.

Казаки всегда были верными слугами Богу и Отчеству. Так повелось издревле. Свои подвиги и само свое предназначение они рассматривали как ратное служение Христово. «От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имеем, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного народа»,- так говорили запорожские казаки. В казачьей культуре Православие тесно переплеталось с воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской.

Казаки всегда отличались крепкой верой. Казак без веры не казак. Вера спасает, оживляет, творит. Сила казачества не в лампасах и не в чубе, а в казачьем духе, в казачьей психологии свободного человека, чувстве собственного достоинства, в безграничной любви к родному краю, России, бережном отношении к традициям предков, в трудолюбии, предприимчивости, умении защищать свои права. Современное возрождение казачества – самое убедительное доказательство того, что казачий дух, никогда не менявший своего верного отношения к Православию и Отечеству, воссоздает сегодня институты, формы, традиции казачьей жизни, возвращает к жизни и самих казаков. Верой возрождается казачество.

Базовые казачьи ценности

Современный казачий воспитательный идеал раскрывается в системе православно-ориентированных базовых казачьих ценностей, в полной мере учитывающих особенности казачьих культурных традиций и составляющих основное содержание воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах:

  • Патриотизм – любовь к России, к своему краю; служение России и казачеству; любовь к русскому языку, истории и культуре России, истории и культуре казачества; бережное сохранение и творческое развитие духовных, культурных, воинских, трудовых традиций казачества.
  • Православие – христианская вера, христианский идеал; любовь к Богу и любовь к человеку как важнейшие заповеди христианства; духовный мир и духовное развитие личности; православные ценности и традиции; христианское мировоззрение..
  • Казачья доблесть – служение Богу, Отечеству и казачеству, православная вера, казачье православное братство, долг, честь, достоинство, смелость, самоотверженность, честность, верное слово, воинское мастерство, трудолюбие, целеустремленность, духовные, культурные, воинские, трудовые традиции казачества, социальное служение, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная; казачье православное братство; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, общественное благо, общенациональные интересы.
  • Гражданственность – свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; диалог и социальное соработничество личности, общества и власти; закон и правопорядок; поликультурный мир.
  • Семья – основа жизни казака, казачьего и российского общества, скрепленная любовью и верностью, почитанием родителей, уважением к своему роду, заботой о старших и младших, заботой о продолжении рода, достатком, здоровьем духовным, социально-психологическим, физическим членов семьи.
  • Образование и наука - образование в течение всей жизни; научное знание; стремление к знанию и истине; научная картина мира; научный подход к решению практических задач.
  • Воинское служение, труд и творчество – воинская служба как священный долг казака; трудолюбие; непрерывное личностно-профессиональное развитие; самореализация казака в воинской службе, труде, творчестве, профессии.
  • Искусство – красота, гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое, эстетическое развитие казака.
  • Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, забота о природе.
  • Человечество – диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество; прогресс человечества.

Культура казачества тесно связана с Православием, основана на христианских ценностях и включает воинские, трудовые, семейно-бытовые традиции, самобытное казачье народное искусство, православно-казачью ментальность, идеалы, обычаи и ритуалы казачьего образа жизни. Педагогический потенциал казачьей культуры, особо значимый в современных условиях, заключается в направленности на воспитание свободного человека с чувством собственного достоинства, в приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма, гражданственности, служения, ориентации на традиционные семейные ценности. Культура казачества содержательно наполняет весь образовательный процесс в кадетских корпусах и классах. Она обеспечивает решение важнейшей задачи кадетского воспитания – формирование у обучающихся казачьей идентичности, казачьего самосознания, казачьего духа.

Один из ключевых компонентов казачьей культуры – традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности, народовластия, Православия (в том числе участия в церковных Таинствах), служения Отечеству. Казачьей педагогике свойственна действенность – воспитание в деле, в военной службе и трудовой деятельности.

Легенды, сказания, былины казаков

Слово БЫЛИНЫ происходит от слова БЫЛЬ. Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти, как сохранилось от предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя. На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

В былинах много исторически достоверных примет. В них воспевается Киев-град, упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города. В ряде былин события разворачиваются в древнем Новгороде. Былины настолько достоверен в деталях реальной жизни, что по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки. Однако нельзя думать, что в былинах все изображается так, как было в действительности. В былинах много вымысла, фантазии. В них мы встречаем много отголосков мифов, сказок. Былины - это поэтические художественные произведения. Они правдивы не в исторических фактах, но в народном понимании истории, народном представлении о долге, чести, справедливости.

Прежде всего, былины - это героические песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. Группа (цикл) былин, посвящённых событиям, связанным с Киевом, называется КИЕВСКИМИ. Другая группа былин - былины НОВГОРОДСКИЕ. В них изображена жизнь второго центра Древней Руси - Новгорода, герои этих былин - новгородцы. В них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют мирную жизнь. Это объясняется историческими условиями. Новгород был вольным городом, власть князя в нем была ограничена, многие вопросы общей жизни решались на новгородском вече. Находясь на выгодном торговом пути, Новгород вел большую торговлю со многими странами Европы. На его земли не нападали степные кочевники, его мало коснулось монголо-татарское нашествие.

Былины поэтически передают представления народа о событиях IX - XVII столетий.

Герой былины

Основное качество былинного героя - "богатырство". Это огромная, фантастическая сила. Внешне богатырь - обыкновенный человек, соразмерный окружающему человеческому миру, но он обладает сверхъестественной физической силой. Внешне богатыри явно проигрывают рядом с будущим соперником (Идолищем, Соловьём-разбойником), но именно "нормальный" человек-богатырь противостоит чудовищу, чужеземному богатырю, вражеским полчищам и побеждает их один или во главе небольшой богатырской дружины.

В основе своей богатырская сила составляет единство трех величин: возможностей самого богатыря, особенных качеств его коня и чудесных свойств оружия. Утрата коня приводит его хозяина на край гибели, и конь же чудесным образом спасает его, помогает излечится от ран, возвращает его к богатырским делам.

Добывание коня - важнейшее дело в богатырской жизни. Герой должен найти или вырастить единственного коня, ему предназначенного, в этом ему помогают другие герои, обладающие вещим знанием. Нераздельность богатыря и коня подчеркивается тем, что и богатырь должен соответствовать своему коню: особым образом ухаживать за ним, уметь укротить его, понимать его поведение. В былине "Первые подвиги Ильи Муромца" богатырю предстоит сдвинуть камень, чтобы найти предназначенного ему коня вместе с оружием, вышедший из-под камня конь спрашивает Илью, сможет ли он им владеть, и богатырь тут же показывает свое умение.

Возможности коня оказываются частью богатырской силы. Он проявляет свои фантастические способности, пока не отъединен от хозяина. Он участвует в уничтожении врага, но его принадлежность к богатырскому миру проявляется не только в его физической силе и умении воевать - он мудр и прозорлив, часто наделен речью и даром предвидения, предупреждает хозяина о предстоящих опасностях и возможной беде.

Оружие становится силой лишь в руках богатыря. В былинах оружие иногда обладает своей особой силой, но все-таки главным является подвиг богатыря. Это отличает сказочное оружие от былинного. Главное дело богатырь совершает сам.

В отличие от сказочного героя, истинная сущность которого долгое время оказывается скрытой под разными личинами, былинный герой рано заявляет о себе. Богатырское детство, отмеченное необыкновенно быстрым ростом младенца, проявлением физической мощи, богатырскими "шалостями", ранними мужскими занятиями (охота, война). К богатырским подвигам герой может приступить лишь по достижению известного возраста. Он совершает свой подвиг лишь в назначенный срок. Иногда богатырь владеет силой не с самого начала, но получает ее позже, как, например, Илья Муромец.

Песенные и плясовые традиции казачества.

Казачий фольклор издревле интересовал многих исследователей Донского края. Трудно сказать, к какому времени можно отнести его зарождение, но казачьи напевы и поэтические сказания появились на Дону еще в конце XI века.

Известный историк и исследователь казачьего фольклора А. П. Скорик утверждает, что «свои чувства казаки выражали в песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят вглубь столетий. В песнях рассказывалось, прежде всего, о героях-донцах, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону, к щедрой природе родного края. Сколько песен сложено о Доне - казачьей реке? А как он уважительно величается:

Ой ты, батюшка наш,

Славный тихий Дон.

Дон - кормилец наш,

Дон Иванович!

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая».

Не меньше поэтической почести посвящено казакам в военных действиях на Кавказе, в русско-турецкой войне, а также героям Дона – атаманам Краснощекову и Денисову, Платову и Орлова-Денисову, Ефремову и Бакланову; легендарным бунтарям донским Ермаку Тимофеевичу и Степану Разину. Например, в исторических заметках 1892 года А. Пивоваров приводит старинную казачью песню, редко встречающуюся позже в литературе, о побегах казаков из турецкого плена:

Водалече, воздалече, в чистом поле

Пролегала не дорога, тропа малая;

Шли по ней два невольничка молодые,

Увидали два невольничка молодой камыш,

Они просили камыш-траву ночлег себе:

«Прими ты нас, гостями себе,

Дозволь ты нам суконные онучи просушити,

Ременные бахилочки тут провялити!»

Легли тут добрые молодцы в камыш траву.

Со вечера камыш-травушка приутихла,

Со полуночи камыш-травушка зашумела,

На заре камыш-травушка речь заговорила:

«Вставайте вы, невольнички молодые,

За вами есть черкесская зла погоня,

Росланбек-Мурза с узденями недалеко!»

Встрепенулись добры молодцы, в ход пустились,

Перед балкою они Камышеной очутились;

Дошли вниз по ней молодцы до трясины,

Схоронились в ней молодцы со всем телом.

Росланбек злодей до балки той доезжает,

Не нашедши их, - за Кубань реку завертает.

План – конспект мастер – класса

  1. Вводное слово.
  2. Ознакомление с целью и задачами мастер-класса.
  3. Теоретическая часть мастер-класса.
  4. Практическая часть.
  5. Заключение, подведение итогов.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с традиционной казачьей культурой. Узнаем, кто такие «казаки», как они жили, как воевали, какие песни пели, какие сказки рассказывали своим детям.

История казачества неразрывно связана со служением России. Казаки всегда были государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защищающими интересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укреплялась казачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением.

Впервые слово казак становится известным у половцев, народов тюркского происхождения, с XI века. На языке половцев «казак» означало «стража, передового, ночного и дневного».

В семье казака маленького мальчика сызмальства воспитывали в казачьих традициях. Чтобы узнать, какой из мальца вырастет воин, в 1 год мальчика садили верхом на коня без всякого седла и смотрели, как он держится на коне. Если он крепко цеплялся за гриву коня ручонками, говорили старики: «Бравый казак будет!» Если же мальчик начинал плакать, испугавшись коня, казаки толковали: «Не воин!»

До семи лет мальчик в семье казака воспитывался на женской половине. По достижении семилетнего возраста казак брал свою постель и переходил на мужскую половину дома, и с этого момента ни мать, ни бабка, ни сёстры не имели права маленького казака, в знак наказания, даже шлёпнуть, он полностью находился в воспитании старших мужчин в доме.

Пока казачок рос, ему прививались различные навыки владения оружием, например: сначала с прутиком он «боролся» с бурьяном за огородом, затем крёстным отцом или дедом для казачонка выстругивалась деревянная шашечка, с которой он играл со своими сверстниками, овладевая приёмами владения шашкой. Одновременно с этим в руки мальчику давали и настоящую шашку, «ставили руку». Молодому казаку предлагалось на вытянутой руке держать шашку параллельно земле как можно дольше, упражнение на выносливость. Затем упражнение усложнялось: из кувшина тонкой струйкой на шашку лилась вода, мальчик должен был шашкой «разрубить» струйку воды так, чтобы не было брызг. Разумеется, что к 18-ти годам молодой казак овладевал всеми приёмами владения шашкой, и в 18 лет ему дарилась собственная шашка, с которой он не расставался уже ни когда. А в 21 год казак надевал погоны, а на шашку надевался темляк, что говорило о том, что казак достиг совершеннолетия и готов к воинской службе на благо Родины. И только по достижении 60 лет казак прошедший долгий жизненный путь, вышедший из боёв героем, снимал погоны, что говорило: «не воин»

Казаки владели оружием так же хорошо, как и японцы. Существует в казачьем быту такая притча: «Давным-давно, сошлись на поле брани два воина: казак и самурай. Бьются час, силы равны. Бьются два часа, опять силы равны. Ни кто не хочет уступать. Бьются весь день, силы на исходе. Оба изранены, кровью истекают, но ни один, ни другой не собираются друг другу уступать. И когда стало ясно, что силы равны, решили воины помириться и протянули друг другу руки. В знак примирения обменялись воины своим оружием: казак подарил самураю свою шашку, а японский воин казаку – японский меч – катану. И теперь эта историческая реликвия хранится в музее на Дону, а русская казачья шашка уехала в музей в Японию.

Казака отличает от простого мужика выправка, разудалый нрав, и, конечно же, знаменитые лампасы на шароварах. А вот откуда пошли эти лампасы рассказывает легенда. Однажды царь прислал казакам подарок – обоз с тканью: синей и красной. Синей ткани было много, а красной ткани – мало. И распорядился царь: «Красной тканью наградить самых лучших казаков!» Посовещались казаки и пишут царю ответ, что все казаки лучшие! Тогда царь снова присылает указ: «Наградить красной тканью самых геройских казаков!» И снова у казаков ответ о том, что все казаки – герои. И тогда царь издаёт такой мудрый указ о том, чтобы разделили казаки ткань поровну. И вышло так, что синей ткани досталось каждому много на шаровары, а красной ткани – мало, только по узенькой ленточке. И с этих пор шаровары у казаков имеют лампасы. Вот такая красивая легенда…

Говоря о легендах, нельзя не вспомнить и о казачьих сказках. Хочется рассказать вам одну сказку, записанную со слов казака, собирателя казачьего фольклора, почетного гражданина своего города Мариинска, лауреата премии «Душа России» Ю.М. Михайлова. Сказка эта о добре, о том, как малое добро может вернуться большим, значительным добром. Итак, «Сказка про муравья».

Идёт казак по степи и вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрел казак по сторонам: нет ни кого, присмотрелся повнимательнее, видит, сидит муравей на краю лужицы и плачет.

О чем плачешь, муравей?- спрашивает казак,

Да вот, разлилось море широкое передо мной, никак до дому не добраться!

– Да разве это горе? – спрашивает казак, - я тебе сейчас помогу.

Взял казак соломинку и перекинул через лужицу. Перебрался муравей по соломинке через лужицу и говорит: «Вот спасибо, казак, спас ты меня! Теперь я смогу до своего дома добраться!»

Да что тут особенного, отвечает казак, - подумаешь, соломинку перекинул! « Для кого соломинка, а для кого и жизнь! - отвечает муравей, - может и я тебе пригожусь».

Идёт казак дальше. Вдруг повстречались казаку на пути абреки, схватили казака, скрутили, связали и повели в плен. Сидит казак в темнице, печалится. Вдруг слышит голосок: «Что, казак, опечалился?» - спрашивает муравей. «Да вот, видно пришла моя погибель, не выбраться мне из темницы» - отвечает казак.

–Не печалься, казак, - говорит муравей, - сейчас я тебе помогу!

Перебрался муравей казаку за спину, перегрыз верёвки и освободил казака. Пошёл казак дальше. Вдруг видит, снова абреки настигают его. Схватили и на расстрел повели. Привели на крутой берег реки и готовятся к расстрелу. Стоит казак и кручинится, а муравей в это время взобрался абреку на голову и во время выстрела взял и ужалил абрека в глаз! Абрек промахнулся, а казак в это время спрыгнул с крутого берега в воду и переплыл реку. Шёл, шёл казак по степи, долго шёл, есть нечего и пить нечего, кончились у казака силы. Лёг он на землю и думает: «Ну, вот и кончилась моя жизнь бесславно, видно здесь и помру» Вдруг слышит казак тоненький голосок: «Не печалься, казак, я тебе помогу!» Это муравей собрал своих друзей-сородичей, муравьёв, и они собрали с поля казаку зернышки ржаные и принесли казаку. Набралась целая горсточка ржаных зёрнышек. Казак перетёр зёрнышки в ладонях, слепил лепёшечку и съел. Вернулись к казаку силы, и добрался, наконец, казак до своего казачьего отряда. Там его обогрели, накормили, и подумал казак, что рано он собрался помирать. Отдыхает казак и вдруг слышит опять голосок:

Ну что, казак, пригодился я тебе?- спрашивает муравей.

Да, - отвечает казак, - очень помог! Спасибо тебе, муравей!

Да, что особенного. Зёрнышки собрали и принесли…

Да, - говорит казак, - для кого зёрнышко, а для кого и жизнь!

Вот такая сказка о добре: сделаешь малое добро, а вернётся обратно большим добром!

Ещё со времён запорожских казаков бытовало такое мнение о казаках, что казаки только поют, да пляшут. А не знали люди, что именно песни казаков несли в себе всю информацию о нелегкой воинской жизни, это и прославление казачьей доблести, славных побед над врагом, и тоску по Родине, по матери, по жене и детям. А в пляске казак смолоду отрабатывал умение двигаться, быть ловким и проворным. Как казак умел двигаться в пляске, так он и умел ловко в бою изворачиваться от врага. Недаром казачья поговорка гласит: « Плясать - не работа, а кто не умеет, то срамота» Поэтому, с ранних лет мальчишки учились плясать у старших товарищей.

Ну, а мы с вами сейчас посмотрим, как наши казаки пляшут, и сами попробуем выполнить несложные движения и разучить некоторые дроби и проходочные шаги.

Итак, все казачьи шаги или дроби рассчитаны на очень сильные удары в пол: «удар на добивание» Представьте, что казак после долгого похода верхом на лошади, сошёл с коня и первым делом стряхивает с сапог пыль. Постучим ногами об пол, ноги при этом чуть согнуты в коленях, это первое движение.

Усложняем движение. Шагаем левой ногой вперёд, правая остаётся на месте, совершая выворот пяткой в сторону. Затем шагаем с правой ноги, левая остаётся на месте совершая выворот в сторону. А теперь шагаем без остановки. Этот шаг называется «Медвежий» из-за необычной выворотности при ходьбе. Используют его в пляске мужчины – казаки.

Ещё один проходочный шаг приставной с пятки. На раз – правой ногой наступаем на пятку, два – левой ногой приставляем к правой на всю ступню, на три – удар правой ногой рядом с левой. На четыре – пауза. Затем всё повторяется, но с левой ноги. А теперь попробуем двигаться непрерывно в небольшом темпе, под музыку. Очень хорошо! Этот шаг используют как мужчины казаки в пляске, так и женщины – казачки.

А теперь поучим некоторые казачьи дроби, так как ни одна казачья плясовая песня не обходится без пляски. В этом весь характер казака, вся удаль и задор. Все казачьи дроби можно просчитать на счёт «семь». Итак, первая дробь, которую мы разучим - называется «казачий ключ»:

Исходное положение: ноги вместе в шестой позиции, руки на поясе. На раз, удар правой ногой всей ступнёй об пол и сражу же приподнять над полом. На два, подскок на левой ноге. На три, опустить правую ногу на пол и встать на неё. На четыре, удар левой ногой об пол всей ступнёй. На пять, подскок на правой ноге. На шесть, опустить левую ногу и встать на неё. На семь, удар правой ногой, «поставить точку». Можно попробовать повторить эту дробь, но с левой ноги.

А теперь разучим дробь «крест на крест»:

Исходное положение то же: ноги вместе в шестой позиции, руки на поясе. На раз, заводим правую ногу за левую спереди и встаем на неё, приподнимая левую. На два, возвращаемся на левую. На три, возвращаем правую ногу в исходное положение. На четыре, заводим левую ногу вправо спереди и встаём на неё, приподнимая правую. На пять, возвращаемся на правую ногу. На шесть, левую ногу ставим в исходное положение. На семь, удар правой ногой «ставим точку» Также полезно попробовать сделать это же упражнение с другой ноги.

А теперь, закрепляем полученные навыки и все дружно под бравую казачью песню повторим все выученные движения. А помогут нам в этом ребята из ансамбля «Златница».

Какие молодцы!

Как вы помните, из моего рассказа, молодые казачата с детства учились владеть оружием шашкой и нагайкой. И, уж конечно, достигнув совершеннолетия, в разудалой пляске, во время вечёрки казаки щеголяли мастерством владения как шашкой, так и нагайкой. Однажды, в старину, шведский пан вызвал на дуэль русского казака Степана, а накануне, на вечёрке, выхваляясь перед молодыми казачками, Степан у костра под пляску развлекался с двумя шашками. И так он ловко этими шашками владел, что пан посмотрел на казака и отказался от дуэли.

Наши молодые казаки тоже умеют владеть шашками и нагайками, и сейчас они нам это покажут.

Заключение.

Ну, вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Сегодня вы узнали много нового о казаках, об их традициях, об их жизни. Давайте вместе подведём итоги и вспомним о том, о чём, говорили. А для этого мы ответим на вопросы:

  1. Кто такие «казаки»? (Предполагаемый ответ: государственные люди, воины, труженики, самоотверженно защищающие интересы Отечества, родную землю, веру предков.)
  2. Как в семье воспитывался маленький казак?
  3. Для чего сажали на коня годовалого ребёнка?
  4. Во сколько лет казаку разрешалось иметь свою собственную шашку?
  5. Во сколько лет надевались погоны и во сколько – снимались?
  6. Какую роль в жизни казака играли казачьи песни и пляски?
  7. Что вам больше всего запомнилось на нашем мастер-классе?

Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс по традиционной казачьей культуре пригодится вам, участникам фольклорных коллективов, в дальнейшем изучении русской песенной культуры.

До свидания, до новых встреч!

Список литературы:

1. Власкина Т.Ю., Архипенко Н.А., Калиничева Н.В. Народные знания донских казаков // Научный альманах «Традиционная культура», № 4 (16), 2005.

2. Газета «Донские областные ведомости», № 182; 03. 09. 1909 г.

3. Газета «Донские областные ведомости», № 214; 04. 10. 1913 г.

5. Донской календарь на 1876 год. /Составитель и издатель Ф. Трамлин. – Новочеркасск, 1875 г.

6. Донские казаки. Краткий сборник рассказов из военной жизни донцов, о их храбрости, находчивости в бою, преданности долгу и прочее / Составитель и издатель А. Пивоваров. – Новочеркасск, «Донская типография», 1892 г.

7. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II/А. П. Скорик, Р. Г. Тикиджьян и др. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

8. Савельев Е.П. Казак. Сборник песен и стихотворений о боевой жизни казаков. – Новочеркасск, 1905 г.

9. Сухоруков В. Д. Частная жизнь донцов в конце XVII и в первой половине XVIII века // Донские казаки в походе и дома. – Ростов н/Д: Донское слово, 1991.

10. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк. - Новочеркасск: Издание редакции газеты «Донская речь», 1892. – 99 с.


Доклад Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством на
Третьем Всероссийском информационно-обучающем семинаре «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде: опыт Ростовской области».

Мы с вами собрались накануне особенной даты, 700-летия рождения святого преподобного Сергия Радонежского. И обращаемся к примеру жизни преподобного, его образу как идеалу служения Богу, Отечеству и народу, чтобы утвердиться в отношении нравственных идеалов воспитания казачьих детей и молодежи, духовного возрастания всего казачества.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил: «Как духовное завещание святого звучат ныне слова преподобного Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего».

Особо близки эти слова казакам, так как казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни — крест и Евангелие. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия Пудавов В.В. так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством Христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были - «За веру…». Служению Вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма - с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными».

В основе образа жизни казака лежат, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Самая главная идеология казачества — любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке.

Необходимо совместными усилиями реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без Веры - не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.

Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

По мнению доктора педагогических наук, казака, Сергея Николаевича Лукаша, «идеал беззаветного служения Отечеству, сформировавшийся в казачьей среде, проистекал, в первую очередь, из православного идеала служения Богу во Христе. Принципиально важно, поэтому, объединять усилия церкви и школы в становлении у учащихся смыслов и ценностей казачьей культуры. Единение это должно основываться не на механистическом, бессистемном подходе, выражающемся в разовых акциях школы и церкви. Оно должно произрастать из традиций казачьего общежития и русской соборности, совместной жизни детей и взрослых, объединенных благородной целью возрождения казачества и его культуры».

Разрабатывая «Программу традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах» мы определили, что «современный казачий воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Казак - воин духа. Его воспитание и образ жизни, формируют особый уклад казачьей души. Казак способен легко преодолевать страх, уныние, жизненные и ратные трудности, жажду наживы и власти. Он честен, умен, смел, трудолюбив, целеустремлен, самоотвержен. Смысл его жизни - в служении. И нет для казака, по слову Христову, «больше той любви, чем положить душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).

Доблесть основана на высоких духовно-нравственных качествах казака, на его силе духа, которую он берет в православной вере. Потому и говорят казаки о себе: «Мать казака - православная вера, а шашка - сестра».

Нет казака без доблести, силы духа, духовной чистоты и православной веры. На этом всегда стояло и ныне возрождается в былой славе и новой силе казачество».

Призываю всех, кто не знаком с программой, изучить документ, (размещен на сайте СКВК в разделе методические материалы) и продолжить работу по реализации концепции и программы традиционного духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Отрадно, что сегодня на семинаре присутствует много казачьих духовников. На Вас, отцы, ложится большая пастырская работа. Так как зачастую приходится принимать непростые решения по преодолению расколов в казачьей среде, вразумлению той части казачества, которая оторвалась от своих православных корней. Священнослужители, поддерживая и укрепляя в казачьей среде основы православной веры, способствуют сохранению и воспроизводству лучших качеств казачества, таких как, преданность Отечеству, готовность и умение защищать его рубежи, верность долгу, трудолюбие, укрепление семейных устоев. Для того чтобы эффективно осуществлять свое служение в казачьей среде, священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться в особой ментальности казаков, быть в курсе казачьих дел. А значит необходимо учиться.

Хочу обратиться к присутствующим в зале казачьим атаманам. Необходимо обратить особое внимание на религиозное образование командного состава казачьих формированиий. К сожалению, среди атаманов и казачьих командиров уровень знаний в области православного вероучения, а также степень их личного участия в литургической жизни Церкви далеки от идеала. А ведь атаман всегда был примером для войска.

Без религиозного просвещения на всех уровнях — возрождение подлинного казачества невозможно. Именно от выстроенной и наполненной православным содержанием системы образования зависит возрождение казачьей культуры и казачьих традиций, да и самого казачества, как такового.

Еще один злободневный вопрос - полноценной подготовки специалистов по преподаванию Основ православной культуры и вероучительных дисциплин в казачьих образовательных организациях нужно решать целенаправленно, при поддержке со стороны епархий и органов государственной и муниципальной власти. Важно с большим вниманием отнестись к проблемам профессиональной подготовки педагогов к работе с молодыми казаками и, в частности, проблемам православного образования педагогов.

Необходимо все эти проблемы решать сообща. Чтобы опираясь на историческое наследие, духовно-нравственные традиции, современное казачество сумело подготовить достойную смену, сохранить единство и доблесть, выраженные в патриотическом служении Отечеству и Церкви. Чтобы казаки всегда были способны защищать рубежи Отечества, а также внутреннюю жизнь нашего государства, сохраняя единство народа и целостность страны, служа подлинному суверенитету исторической Руси.

Храни вас всех Господь и укрепляй в вере Православной!