О силе духовной и силе богатырской «святорусских» былинных героев. В чем "тайна всевластия" былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание Чурила Пленкович - Богатырь заезжий

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: "старшие" и "младшие".

"Старшие" – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», - это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами.

Так называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями.

Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

1.Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

2.Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

3.Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

4.Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть "мягкосердия богатырского". Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". Добрыня также "артист в душе: мастер петь и играть на гуслях". Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

5.Алёша Попович. Богатырь - Робин

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта – хвастливость.

6.Михаил Потык - Богатырь Like A Rolling Stone

Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык - представитель земской служилой силы, он - непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника..

7.Чурила Пленкович - Богатырь заезжий

Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем. Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила - олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него – знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласился служить князю. Однако стал заложником своей дерзости – полюбил молодую жену старого боярина. Старый боярин вернулся домой – Чуриле голову срубил, а молодая его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Верхняя Елюзань

Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа русской былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и татарской сказки «Женитьба Нарика» (дастан «Чура-Батыр»)

«Любимцы веков»

Секция литературоведение

Выполнила: Бигишева Мадина Ринатовна,

обучающаяся 7 класса

МБОУ СОШ с. Верхняя Елюзань

Городищенского района

Пензенской области

Руководитель: Ягудина Гюзель Фяттяховна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Верхняя Елюзань

Городищенского района

Пензенской области

2018

У каждого народа – свой герой!

Он всех сильней,

Он всех мудрей на свете.

Плечом к плечу стоят Чура с Ильей – одной земли,

Одной Отчизны дети!

Ренат Харис, татарский поэт

Введение

Сотни лет народные сказки, былины пересказываются из уст в уста и записываются со слов разных рассказчиков. Они со своими сказочными сюжетами и героями покоряют художественностью своих образов, богатством вымысла и неистощимостью фантазии.

В фольклоре имеются схожие между собой сюжеты или сюжеты, тесно пересекающиеся друг с другом. Иногда они заимствуются одним народом у другого, творчески перерабатываются, вносятся новые элементы.

Не стоит этому удивляться, ведь русские и татары живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга.

В фольклоре черпали вдохновение великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и великий татарский поэт Габдулла Тукай. И очень жаль, что такой огромный пласт татарской национальной культуры очень слабо представлен в мировой «паутине», то есть в Интернете. Свою работу мы….

Цели работы:

    Сравнение русской былины об Илье Муромце и татарского дастана о Чуре-Батыре, раскрытие тех общих идей, мотивов, сюжетов, образов, которые в них прослеживаются;

    Заинтересовать учащихся чтением былин, потому что к нашему времени былины уже никто не создает и они являются лишь культурным наследием прошлого;

    Воспитывать любовь к родной земле, гордость за национальных героев-богатырей, воспитание верности Родине, бескорыстия и мужество.

Объект исследования:

былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и дастан «Женитьба Нарика» в обработке Ю.Ряшина.

Методы исследования:

работа с различными информационными источниками(былинами), анализ и обобщение информации.

Актуальность

Многие и многие поколения читателей и сегодня радуют произведения устного народного творчества. Они будят любознательность, интерес к другим народам, их культуре, сближают людей разных национальностей. Эти небольшие произведения фольклора снова взывают к нашей памяти, к нашей национальной гордости. Они учат нас добру и справедливости, верности и бескорыстию, любви к своему народу, к нашей большой многонациональной Родине. Сегодня нашу землю терзают те, кто думает только о себе и своём благополучии, те, кто забыл о совести, чести, благородстве, любви, те, кто не умеет ценить российский стяг.

И чтобы победить эти хитрое воинство, нужны настоящие богатыри-патриоты, люди, беззаветно любящие свою Родину. Стать такими нас учат славные герои русских и национальных произведений народного творчества.

I . 1 . Более тысячи лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались с обычаями и обрядами от предков. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм – получалась просторная палата, под куполом которой из узких проёмов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.

Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни человека на Руси. По этой же причине мир и быт крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Но вспомним, для чего в основном живут и к чему стремятся сказочные герои.

Они ищут счастье, а счастье, по сказкам, заключается в благополучии, поэтому сказочные герои отправляются на поиски невест и женихов, добывают какие-то волшебные предметы, защищают себя, свой дом, родных и добро от недругов. Не случайно сказка часто заканчивается словами: «Стали жить – поживать и добра наживать».

Слово «былина» явно образовано от слова «быль» и связано с глаголом «быть». В словаре В.И.Даля дается такое его толкование: «что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый; старина, иногда вымысел, но сбыточный, несказочный».

Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое. Нам, современным семиклассникам, непросто погрузиться в мир былин: устаревшие слова, отсутствие рифмы создают определённые трудности при чтении.

Былины – произведения устного народного творчества о богатырях и народных героях. В них воплощены думы и чувства народа, мечтающего о независимости от иноземцев, о счастливой мирной жизни и о труде на благо семьи.

Нам, людям XXI века, важно понять, ради чего народ славил богатырей и пел об их славных делах.

Для сопоставления мы взяли русскую былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и татарскую сказку «Женитьба Нарика», точнее дастан «Чура-Батыр».

Данные произведения можно сопоставить потому, что их связывает и главный герой – богатырь, и то, что действия былин происходят в реальной местности: подвиги Ильи связаны с Киевской Русью, Муромом, Черниговым, а Чуры – с Кададой, Мокшой, Сурой, Елюзанкой (эти реки так называются и поныне), с Крымом, Казанью. Также упоминаются Самарканд, Бухара (города Узбекистана), Астрахань, Бахчисарай.

Илья Муромец – главный богатырь Руси – едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьём Разбойником. Прямая дорога была неспокойной – на ней грабили, убивали. Но, очистив дорогу от Соловья Разбойника, Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном нанести порядок внутри страны и отразить нашествие врагов.

Чура-Батыр - тюркский народный герой. Как утверждают искусствоведы, первые сказания о Чуре-Батыре появились ещё около двух тысяч лет назад у протюркских племён Кавказа и Приазовья. Сейчас Чура –Батыр – герой не только татарских сказок, но и сказок чувашей, народа мари и других. По преданию, он был тесно связан с золотоордынским улусом Мохши (теперь село Наровчат Пензенской области), с елюзанскими землями (теперь три татарских села: Нижняя, Средняя и Верхняя Елюзани), где, как понятно из сказки, родился Чура-Батыр, с кададинским холмом и могучим орланом Кагау, свободно реющим над землями татар-мишари.

Али, Рустам – реальные люди, жители села. В предисловии Фатыма-аби (бабушка) рассказывает им одну из многочисленных сказок, сказов, былин и рассказов, которых она знала множество.

Детских книг, тем более сказок, связанных непосредственно с нашими елюзанскими краями, пока не издавалось, и сказки о Чуре-Батыре, сочиненные и обработанные Юрием Тимофеевичем Ряшиным по мотивам народного эпоса, – первый опыт такой работы. «Женитьба Нарика» - это, скорее всего, не сказка, а древний дастан или былина . Дастан (от перс. داستان‎ дастан - «рассказ») - эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов (материал из Википедии). Дастан описывает фантастические и авантюрные ситуации, в нём нередко усложнённый сюжет, несколько гиперболизированы события и идеализированы герои. В дастане дается много конкретного материала о реальной жизни тюркского народа и нравах его жителей. Яркие типажи изображены на страницах сказки. Принадлежат они к разным социальным слоям и сословиям времён Золотой Орды. Есть тут и крымский хан, и купцы, и сборщики налогов. Но симпатии автора –рассказчика обращены к людям простым, бедным, неродовитым. Явное сочувствие и любовь достается главному герою – Чуре-Батыру. Нарик, отец Чуры, - знаменитый гонец в Крымском Ханстве, волею судьбы оказавшийся на берегах Суры и реки Елюзанки.

2. Биографии Ильи Муромца и Чуры-Батыра во многом схожи, но, конечно, есть и отличия.

Илья, крестьянин из села Карачарова, 33 года просидел сиднем: не служили ему ни руки, ни ноги. А однажды пришли к нему калики перехожие(нищие странники), дали напиться ключевой воды - и Илья чудесным образом исцелился и был наделен нечеловеческой, богатырской силою.

Чура был обыкновенным подростком, как и все дети: помогал матери по дому, уважал старших и не говорил им поперек ни единого слова, пас скот, несправедливость к себе переносил молча, несправедливость по отношению к друзьям всегда замечал и вставал на защиту слабого и униженного. Был он красивым, стройным и сильным.

Однажды в жаркий день он увидел старого босоногого дервиша(нищего). Подростки стали смеяться над ним, а Чура угостил его молоком, дал поесть ломоть с медом, яйцо, помог подняться и проводил с уважением. И лишь спустя некоторое время, когда он в одиночку справился с сорока воинами, ощутил в себе силу богатырскую.

Чура-Батыр (в отличие от Ильи, после победы которого оставались на поле боя лежать горы вражеских трупов,)был милосерден. «Он бил саблей вострой воинов-врагов не острием клинка, а только частью его плоско. После каждого удара юноши воины теряли сознание и падали ниц на сырую землю. Раздел их тогда юноша, спеленал руки к телу штанами турецкими, посадил на коней и такими привез к хану». «Чура раскидал пеших воинов хана, пуская в ход только руки богатырские».

Уму-разуму Чуру-Батыра учит Кагау-орлан. Эта могучая птица не просто фон, а непосредственный участник событий. Говоря человеческим языком, он направляет его на верный путь, рассказывая, что ждёт Батыра в будущем и предупреждает об опасности: «Но помни ты, что пошли против тебя не по доброй воле воины ханские, твои соплеменники, и потому их ты не сильно бей, не бей до самой смертушки». «Ты удал и смелее тебя в мире нет никого, нет батыров, которые бы могли с тобою храбростью сравниться. Но пока ты малец, и чтоб кровушка из-под меча твоего не пролилась, голова и сердце должны остудиться».

Чура-Батыр не ослушался Кагау, поэтому «каждым шагом своим он ума прибавлял, размышляя о мире подлунном». «Не тот батыр, кто силён телом, а тот, кто умом могуч и сердцем благороден», - пишет автор, восхищаясь своим героем. Чура (в конце сказки) не унижается ради достижения цели, независим и смел, но не горд и эгоистичен, не стремится заполучить богатство и чин.

Чура-Батыр живет по заповедям Божьим. Автор пишет: «Твои родители чтут слово Аллаха, и воспитали тебя достойным и уважительным к людям джигитом». Для Чуры заповеди стали нравственным законом. Он неуклонно следовал им, шёл по пути, указанному Аллахом, не отступал от него, вопреки всем испытаниям и тяжестям этого пути.

Былинный чудо-богатырь Илья Муромец был православным, все свои славные боевые подвиги совершал с именем Бога на устах. И Илье, и Чуре при жизни сопутствуют чудеса, а победить в битвах помогают высшие силы. Недюжинные силы героев послужили не славе и обогащению, а защите своей страны.

3. Хороший конь был в большом почёте на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван – гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своём трёхлетнем Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице. «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности – ржёт «во всю голову», бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Конь у Чуры-Батыра под стать коням русских богатырей: «Жеребец превратился в вороного коня, ладно скроенного телом, спокойного нравом и с полным отсутствием боязни перед каким-либо другим человеком». «Заржал вдруг Тасмалы-кер ржаньем громче грома гремучего, так что оставшиеся воины в ужасе побежали кто-куда». «Не жалей меня, Чура-Батыр, что такое усталость, не знаю я, если хочешь, вмиг домой доскачу».

Конь Ильи – ему под стать.

«Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал».

II . 1. Язык былины и сказки во многом схож. В них мы встречаем и троекратные повторы:

«Целых три дня и три ночи ловили они рыбу снастями разными…»(«Женитьба Нарика»), «Во том гнёздышке да соловьином а случилось быть да и три дочери, ай три дочери его любимых» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

В обоих произведениях есть постоянные эпитеты : «добрый молодец», «красно солнышко», «ветры буйные», «уста сахарные», «чёрный ворон» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»), «травы шелковистые», «яства изысканные», «ручьи гремучие», «солнце блистательное» («Женитьба Нарика»); гиперболы («побежал шагами саженьими» - сажень – 2м.), «раскидал по пути полвойска грозного» («Женитьба Нарика»), Илья один побивает «силушку великую» под Черниговым; его конь перескакивает с горы на гору, «мелки реченьки, озёрки промеж ног» пускает(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»); сравнения («Опять день за днем – будто дождь дождит. А неделя за неделей – как трава растёт, а год за годом – как река бежит» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»), «впитывал, словно капли дождя, красоту родной природы», «волосы чёрные, как смоль, до лопаток спину как завесой накрыли» («Женитьба Нарика»).

Инверсии, метафоры, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – тоже отличительные черты сказочного и былинного языка.

2. Почему же народ пел о богатырях и об их славных подвигах? Да потому, что в былинах воплощены думы и чувства народа. Богатырь – воплощение идеала мужественного, честного, беззаветно преданного родине человека. Нет ни одной, где богатырь не победил бы врага. А чтобы подчеркнуть силу героя, величие его подвига, сказатели изображают его сражающимся в одиночку. «На привале у пути у Вороны-реки Чура, спешившись, трапезничал, когда догнали его сорок воинов. Пришлось с досадою отложить ему обед и принять бой с противником». «К обеду подошел к площади у караван-сарая, раскидал по пути полвойска грозного: лихо Чура шёл, штабелями противников укладывая» («Женитьба Нарика»).

«А й тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного» (« Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

Таким образом, герой русской былины Илья Муромец и герой тюркского фольклора Чура-Батыр (в переводе – «герой») сражаются с врагами своего народа, обладая сверхъестественной силой. Они ищут счастья, а счастье, по сказкам, заключается в благополучии, поэтому они защищают себя, свой дом, родных и добро от недругов. Богатыри, в отличие от сказочных героев, служат Руси-матушке, спасают и защищают её от врагов, каждый из них считает делом чести прийти на службу, чтобы быть полезным Родине. Они не стремятся к славе, а любят родную землю, страдают её болью и хотят избавить от врагов, постепенно разоряющих города и сёла.

Главными чертами характера обоих богатырей являются самоотверженная любовь к своему народу, готовность всегда встать на защиту обиженных, независимость и чувство собственного достоинства.

Главная ценность этих героев-богатырей – родная земля, которая хранит все обычаи и традиции, бережёт «дедовскую славу», учит быть честным, совестливым и благородным. А земля прежде всего держится людьми, их памятью и любовью.

Они оба соответствуют толкованию В.И.Даля в «Словаре живого великорусского языка»: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища».

3. Русского богатыря Илью Муромца можно увидеть в картинах известных русских художников: М.Врубеля, В.Васнецова, К.Васильева, В. Фокеева и других. Каждый из них по-своему представлял этого исполина, но «Богатыри» Васнецова являются классикой, потому что на его картине перед нами настоящий богатырь – крепкий, могучий, уверенный в своей силе, серьёзный, истинный защитник родной земли. Такой не пропустит никакго врага, и мирные жители могут спать спокойно, когда славный богатырь Илья стоит на рубежах Родины. Иллюстрации к сказке Юрия Ряшина нарисовала пензенская художница Анна Шадчнева. Её герой – обыкновенный, реалистический, вызывает положительные эмоции.

Заключение

На дворе – 21 век. Давно ушло время кочевников, их набеги и бесчинства в далёком прошлом. Да и Соловьи-Разбойники остались только в былинах. Но на смену им пришли другие: уже не кочевники, но такие же завоеватели, умные, хитрые, коварные, которые не один десяток лет пытаются «всю Русь в три свиста прибрать» - пусть не пожарами, не битвами, не грабежами, но словом, чужим образом жизни, соблазном, антироссийскими санкциями. И пусть эти ненавистники России хотят разрушить её мощь и силу, оболгать её ратную славу, опустить нас к роли равнодушных наёмников, знаем, что не оскудела земля наша мужеством и отвагой, доблестью и любовью, милосердием и состраданием. Поэтому мы выстоим, выдержим, одолеем зло. И слово литературы – как русской, так и родной, нерусской - несущее добро, предлагающее подумать и о своём месте в жизни, не оставит нас равнодушными.

Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям как условию духовно-нравственному развитию ребенка.

Организационный момент.

О, светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками,горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, князьями грозными, боярами честными и богатырями известными. Всем ты преисполнена, земля Русская, о, православная вера христианская.

Сообщение целей и задач.

(На доске пословица «Славна богатырями земля русская!»)

На доске пословица. Прочитайте ее и определите, о ком говорится в ней. Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь.

Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками - от простых солдат до генералов. Много побед было у русского народа. Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она им досталась от далеких предков - от былинных богатырей. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.

Вводная беседа с учащимися.

Какие жанры фольклора вы знаете? Назовите. Правильно, это и сказки, и загадки, и пословицы, и потешки, и колыбельные песни, и былины.

Что такое былина?

Былина - это старинная эпическая песня, воспевающая подвиги героев прошлого. Эти народные песни создавались для исполнения на праздниках, пирах. Исполняли их особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпонировали себе на гуслях.

Каких русских богатырей вы знаете? Назовите. (Слайд с русских богатырей)

Картина "Богатыри" - это главная картина Виктора Михайловича Васнецова.

Открытие новых знаний.

Кто же такие богатыри? Значение слова «богатырь» лучше всего даст Словарь.

Дети читают:

Богатырь - герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Да, ребята, герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко - эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами.

Рассказывает ученик:

Широка и необъятна земля русская. И лесами, и реками богата. Но и воевать приходилось часто. То с юга, то с востока, то с запада жди нападения. А для того строили князья русские «заставы богатырские». Всегда мечтал народ о богатырях, которые защитят родную землю. И слагал о них песни и былины.

В давние времена былины пелись под гусли, а позже пелись и без музыкального сопровождения. Напевы были величаво - спокойные.

Поскольку былины в первоначальном своем виде передавались из уст в уста и не были записаны, то для лучшего запоминания они слагались в виде песен. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть то, что было. Вот как, например, мог бы петь гусляр русский на пиру у князя в стольном граде Киеве по случаю победы над врагом.

Некоторые данные из былин удалось подтвердить археологическими раскопками. Например, «заставы богатырские», о которых часто идет речь в былинах, действительно существовали. Это были довольно мощные земляные укрепления с частоколом наверху. На таких заставах располагались дружины, которые несли дозор и препятствовали неожиданному нападению.

Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом богатыре есть что-то свое, особенное.

Илья Муромец принадлежит людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удалый», а эпитет «старый» подчеркивает его мудрость.

Добрыня Никитич сдержанный, внимательный и образованный.

Алеша Попович самый молодой, находчивый, озорной и веселый.

Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа.

Конечно, о богатырях - героях былин сочиняли и сказки. Они так и называются богатырские сказки.

Алеша Попович говорил, что служил не ради награды. А ради чего?

Кому же служили богатыри: князю или русскому народу?

Чем отличается богатырская сказка от былины? (Сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов, есть слова с двойными гласными.)

Физминутка.

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, но отдохнуть не мешало бы.

Дружно встали - раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Викторина по былинам.

Сейчас вам предстоит творческая работа. Вам нужно нарисовать щит и меч русского воина-богатыря и украсить его. Подготовьте свои рабочие места.(Слайд - воинское снаряжение богатыря).

Назовите детали одежды русского богатыря и его вооружения. (Шлем, мисюрка, ерихонка, кольчуга, меч, колчан, лук, щит, булава, рогатина, чекан, бердыш, копьё, кистень).

Творческая работа учащихся.

Дети раскрашивают воинские доспехи. Выставка детских работ.

У Ильи бы научиться

Родину любить!

Ни за деньги, ни за славу

Подвиги вершить!

Пример любви святой к Отчизне

И нам не худо перенять.

Враги пусть смотрят с укоризной -

Найдутся рыцари опять.

Не перестанет Русь святая

Родить для битв богатырей.

Не будет мать - земля родная

Быть под защитой сыновей!

Как называли своих врагов богатыри(басурманин).

Славяне отличались отвагой, смекалкой, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили “Да будет мне стыдно!” И слова своего не нарушали. Все это отразилось в пословицах. Предлагаю составить целые пословицы из частей.(Найди вторую часть пословицы)

1. Не силой борются,

1… а товарища выручай

2. Сам пропадай,

2…хвались с боя

3. Враг боек,

3… там победа

4. Не хвались в бой идучи,

4…а умением

5. Лучше смерть,

5… да русский стоек

6. Где смелость,

6…чем позор

Выберите подходящие богатырям человеческие качества (ненужное зачеркни):

Мы считаем, что богатырь:..

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?

Так есть ли в наше время богатыри? Какой профессии они могут быть?

А может ли каждый из нас стать современным богатырем? Что для этого надо?

Выставка работ.

Домашнее задание.

Посмотреть дома мультипликационные фильмы о русских богатырях.

Выставка работ.

Былины — это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга — все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.

Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».

В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям.

Все богатыри олицетворяют свойства, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Но у каждого из них свой облик, свои поступки, свое место в кругу былинных персонажей. Например, Добрыня Никитич отличается «вежеством», он не только воин, но и дипломат, и выдающийся музыкант, а Алеша Попович «напуском» силен, он дерзкий и смелый воин.

Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается, например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой» к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович».

Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко (играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему на пути из Мурома в стольный Киев-град:

Первая помеха — очистил я Чернигов-град,
Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Самородину;
Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.

Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из оме-шиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).

Былины, прежде всего, произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение. Но главное и в воинских киевских, и в социально-бытовых новгородских былинах (к которым относят былину «Вольга и Микула Селянинович») — высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной земле.Былины — это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые поэтические произведения, передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Так некоторые былины дошли и до нашего времени. По форме своей былины являются историческими песнями. Главными героями былин были в основном герои, прославляющие своими подвигами Великую Русь, защитники слабых и обиженных.

Одним из любимых героев, воспетых в былинах, был Илья Муромец. Например, в былине под название «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описывается сражение богатыря с вражеской силой под городом Черниговом, а после — и с самим Соловьем-разбойником. Никто уж и не чаял, что город будет освобожден, а Илья Муромец «Стал конем топтать да стал копьем колоть, аи побил он эту силу всю великую». Радостные люди просили стать своего освободителя воеводой, но тот хотел попасть в Киев, к князю Владимиру. Рассказывая богатырю про короткую дорогу, люди предупредили, что живет у речки Соловей-разбойник. Когда тот свистит, то «что есть людей, все мертвы лежат». Не испугался Илья Муромец и отправился в дорогу. Из тугого лука выпустил он стрелу и выбил разбойнику глаз.

Прикованного к стремени, привез богатырь его к Владимиру. И когда князь убедился в том, что враг пойман, Илья вывез Соловья в чистое поле и отрубил ему голову. В былине народ славит смелость, решительность, умение не отступать перед трудностями. Пусть герой немного не благоразумен, но ведь победил же он в конце концов нечисть.

О великой физической силе и мощи русских богатырей мы узнаем и из былины «Вольга и Микула Селянинович». Описан в ней такой случай. Князь Вольга Святославович ехал со своим войском-дружиною взимать дань. В поле он увидел, как крестьянин Микула Селянинович пашет, и был поражен его силой. «А пенья-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Попросил Вольга присоединиться того к дружине, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой» и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско.

Так народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силоОбширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных соседей. Все это нашло отражение в народных эпических песнях-былинах, в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть.

Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах. Грозен и суров Илья Муромец, когда дело касается защиты родной земли. Его не пугает, что

У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки, черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.

Всю эту «силушку великую» он в одиночку растоптал конем и исколол копьем, «а и побил он эту силу всю великую». Народный любимец Илья Муромец совершает подвиги, которые, конечно же, не под силу одному человеку. Свою великую силу и непобедимость богатырь черпает из родной земли и народной любви. Вот почему он так легко справляется не только с чужеземными захватчиками, но и с невиданным чудом — Соловьем-разбойником.

Не меньшей любовью и почетом окружен «оратай-оратаюшко» Микула Селянинович. Он любит свой труд и на пашню выходит каждый день, как на праздник: на нем нарядная одежда, да и от самого молодца глаз не отвести:

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.

Не обделен Микула Селянинович и силушкой. Шутя управляется он с сохой, которую с трудом смогла сдвинуть с места вся дружина Вольги Святославовича.

Спокойно жилось русскому народу рядом с такими богатырями-тружениками и богатырями-воинами: никакая беда не могла сломить русский дух, пока на страже стояли такие грозные защитники

Витязь на распутье. Картина Виктора Васнецова. 1882 год Wikimedia Commons

АЛАБУШ (АЛЯБЫШ). Лепешка. Перен. Удар ладонью, оплеуха, шлепок. Тот дал ему по тяпушу, прибавил по алабушу. Да прибавил на ж[опу] по алябышу. Уменьш. Алабушек . На другую посадил алабушек.

АРАВИТСКИЙ . Арабский. Да и набрал много скатняго жемчуга, / Да и больше того он набрал меди аравитские. / Котора была медь аравитская, / Никогда она не бусела и не ржавела.

БАСА. 1. Краса, красота. 2. Украшение. Это не ради басы — ради крепости.

БАСИТЬ. 1. Рядиться, наряжаться. 2. Щеголять, красоваться, выказываться молодечеством, статью, щегольскою одежею. 3. Занимать в беседе других, краснобаить, потешать россказнями. Щапить-басить да им по три года, / На кажный день да платья сменные.

БАЯТЬ. Рассказывать басни, вымыслы; говорить, болтать. Буйны ветрушки там на меня не веяли, / Добры б людушки там про меня не баяли.

БОГОРЯЖЕНАЯ , БОГОСУЖЕНАЯ. Невеста. Я бы знаю бы себе да богосужену... богоряжену. Богосуженый. Жених. Видно, тут мне буде богосуженой.

БОЖАТУШКА. Крестная мать. Да не Дюкова здесь а есть я матушка, / А Дюкова здесь а есть я божатушка.

БРАТЫНЯ. Большой металлический или деревянный сосуд, обычно с носиком, для пива или браги. Наливали братыню зелена вина.

БРАТЧИНА. Спиртной напиток из меда. Братчину пить бы медовую.

БУРЗОМЕЦКИЙ. Языческий (про копье, меч). Да не было у Добрыни платья цветнаго, / Да не было меча да бурзомецкаго.

БЫЛИЦА. Действительный случай, правда. А ной хвастал как былицею, / А ной фастал у вас да небылицею.

ВЕЖЕСТВО. Ведение, родовое знание, соблюдение закона предков, норм, принятых в коллективе; позднее — вежливость, умение воздать честь, показать вежливое (культурное) обхождение, воспитанность. Я бы рада тебя, дитятко, спородити​... / Красотой бы я в Осипа Прекрасного, / Я походкою бы тебя щепливою / Во того Чурилу во Пленковича, / Я бы вежеством в Добрынюшку Никитича.

ВЕДОМ. Известие, сообщение, приглашение. Посылала она ведом королю да Политовскому, / Что наехал бы король да Политовский.

ВИНО ЗЕЛЕНО. Вероятно, самогон, настоянный на травах. Выпивает зелена вина.

ВРАСТОПАШЕЧКУ. Нараспашку. Выставал Илья да на резвы ноги, / Надевал халат врастопашечку.

ВЫТЬ (СЫТЬ) . 1. Количество пищи, которое человек может съесть в один прием, на завтрак, обед или ужин. Он по кулю да хлеба к выти ест . 2. Еда, пища. Ах ты, волчья сыть, медвежья выть!

ВЫХЕРИВАТЬ. Перечеркивать накрест написанное. Приезжал к тому серу камешку, / Старую подпись выхеривал, / Новую подпись написывал.

ВЯЗ. Дубина. Хватал Василий свой червленый вяз.

ГРАЯТЬ. Издавать громкие беспорядочные крики, каркать (о воронах, грачах, галках). Ай грае ворон ведь да по-враниному.

ГРИДНЯ . 1. Помещение, где князь и дружина устраивали приемы и торжественные церемонии. 2. Верхние покои знатных лиц. Отправлялись же ко ласковому князю ко Владимиру, / Да во гридни шли они да во столовые.

ГРЯДКА . Доска, перекладина, куда складывали или вешали одежду. Однорядочку снял да клал на грядочку, / А зелн сафьян сапожки клал под лавочку.

ГУЗНО. Седалищная часть тела. Не выслуга будёт богатырская лёжать-де под гузном нынь под бабьи тим.

ДОЛЮБИ. Досыта, до полного удовлетворения. Ели они досыти, пили долюби.

ДОСЮЛЕШНИЙ. Прежний, старинный, давнишний. Получайте-тко вы дани себе выходы / И за старые за года, и за нынешний, / Да и за вси вы за времена да й за досюлешни.

ДОСЮЛЬ. В прошлом, в прежние времена. У моего досюль у батюшка‑родителя / Было коровищо‑обжорищо.

ДРОВА . Подарки. А этыи дрова князю полюбилисе.

ЁБРЮШИТЬСЯ. Обрушиться, упасть, рухнуть. У старого ноньце конь, право, ёбрюшилса.

ЖЕРСТВОВАТЬ. Говорить, вещать. Жерствуе конь языком человечьиим.

ЖИЖЛЕЦ. Ящерица. Закричал Илья да громким голосом. / У богатыря конь-от на колени пал, / Выскочил спод стрмена багров жижлец. / Поди, жижлец, да на свою волю, / Лови, жижлец, да осетр-рыбу.

ЖУКОВИНЬЕ. Перстень с камнем, печаткой или с резной вставкой. Перецки тоненьки все по-женскому, / Где жуковинья ты были, да то место знать.

ЗАКЛЁКНУТЬСЯ. Подавиться, задохнуться при питье какой-либо жидкости. Хоте буде глонешь, заклёкнуться ти будёт.

ЗАПУРХИВАТЬ. Высоко залетать или заскакивать. Да ах же ты, Васильюшко Буслаевич! / Малолетно ты дитя, не запурхивай.

ЗАСЕЛЬЩИНА. Ирон., бран. Сельский житель, то же, что деревенщина. За смерд-от сидит да за засельщина.

ЗНАМЕЧКО. Метка, знак. — И ой же, Добрынина матушка! / Каке у Добрыни было знамечко? / — Знамечко было на головушки. / Ущупала ёна знамечко.

ЗНДЁБКА. Родимое пятно, родинка. А у моёго у милаго у дитятка / Была-то ведь зндёбка родимная, / А был-то на головке рубечёк-то есть.

ЗУБ РЫБИЙ. Обычно моржовый клык, также название резной кости и перламутра. В избушке не проста кровать, а слоновых костей, / Слоновых костей, зубья рыбьего.

ИГРАШКИ. Песни или мелодии. Мой муж прежде таки играшки играл.

КАЛИКА . 1. Паломник, странник. 2. Нищий странник, поющий духовные стихи, находящийся под покровительством церкви и причисленный к числу людей церковных. Свое название странники получили от греческого слова «ка́лиги» — это название обуви из кожи, затягивавшейся ремнем, которую они носили. Как приходит калика перехожая.

КОСЬ-ГЛАВА. Череп. Говорит кось-глава человеческа.

КОШКА. 1. Песчаная или каменистая отмель. 2. Низменный морской берег у подножия горы. Отросла бы-де кошка да нынь морска ле тут.

КРЯКНОВИСТЫЙ. Кряжистый, крепкий (о дубе). А ён как рвал сыря дуб да крякновистый.

КУЛЬ. Старая торговая мера сыпучих тел (около девяти пудов). Он по кулю да хлеба к выти ест. / По ведру вина да он на раз-то пьет.

КУПАВЫЙ. Красивый, пригожий. Ходил де гулял ужо купав молодец.

ЛЕЛЬКИ. Груди. Он правою рукою ю по лелькам бил, / А левою ногою ю под гузно пихнул.

МЕЖЕНЬ. Cередина лета, жаркое время; летний долгий день. Не во времечко белы снежки выпали, / Они выпали межень лета теплого.

МОСТ. Деревянный пол в избе. А й садился он на лавочку брусовую, / Утопил он очи во дубовый мост.

МУГАЗЕННЫЙ (МУГАЗЕЯ). Магазин. Да привела его в амбары мугазенные, / Где-ка складены товары заморские.

НАКУРИТЬ. Добыть, приготовить в каком-л. количестве путем перегонки (курения). А ён пива накурил да гостей назвал.

НЕКЛАДЕНЫЙ. Некастрированный (о домашних животных). Тридевять кобылиц есть неезжаныих, / Тридевять жеребчиков некладеныих.

ОБЛАТЫНИТЬ. Опоганить, осквернить; обратить в католичество. Православную веру облатынить всю.

ОБЫДЁННАЯ ЦЕРКОВЬ. Здание церкви, построенное по обету за один день. Я построю те церковь обыдённую.

ОНОГДЫ. Недавно; позавчера, третьего дня. Оногда ночёвали, так знаем мы, / А ёна как звал его во спальню княженецкую.

ПАБЕДЬЕ. Время еды между завтраком и обедом. Он по другой день ездил с утра до пабедья.

ПАГУБА. Гибель. На старость мне — душа пагуба.

ПЕЛЬКИ . Грудь. А я вижу-то по пелькам, что ты женской полк.

ПЕРЕЩАПИТЬ. Взять верх над кем-либо, превзойти кого-либо. Перещапил он Чурила сына Плёнковича.

ПЕРЬКИ. Женские груди. Хочет пластать груди белыя, / А видит по перькам, что женский пол.

ПОКЛЯПЫЙ. Наклонившийся; кривой, изогнутый. А сидит Словей-то он да на семи дубах, / Это в восьмыи березищи покляпыи.

ПОЛЕНИЦА УДАЛАЯ. Богатырь. Были двенадцать людей — полениц приудалыих.

ПОЩАПКА. Щегольство. Да сидит тут Дюк да Степанович, / Он похвастал своей пощапкой молодецкой.

ПРИЗНАШКА. Примета, отличительный признак, по которому можно узнать кого-, что-л. Одну кисточку повесил золоченую, / Не для ради красы, басы, угожества, / Для ради признашки богатырскоей.

РОСТАНЬ (РОССТАНЬ). Место, где расходятся дороги; перекресток, развилка дорог. Приежжат молодец к ростаням широкиим.

РУШАТЬ. 1. Делить, кроить, резать (о пище). Рушать хлеб, пирог или жаркое. Он не ест, не пьет, не кушает, / Его белою лебедушки не рушает. 2. Нарушать. А не рушайте вы заповеди великой.

СКИМЕР (СКИМЕР -ЗВЕРЬ , СКИМОН -ЗВЕРЬ ). Эпитет чудовища, сильной, злой собаки, волка. И впреди бежит-то собачка, лютой скимер-зверь.

СЛЕТНЫЙ. Южный. Незаложены ворота в слетну сторону.

ТЕМЛЯК. Петля из ремня или ленты на рукоятке шпаги, сабли, шашки, надеваемая на руку при пользовании оружием. И вынял с ножней да саблю вострую, / Да с того ли темляка богатырского.

ТРУНЬ (ТРУН , ТРУНЬЁ ). Тряпка, отрепья, лохмотья, ветошь, обноски. А гуня на калике сорочинская, / А трунь на калике трипетова.

ТЬМА. Десять тысяч. У кажнаго короля да королевича / Силы по три тьмы, по три тысячи.

УГОЖЕСТВО. Красота. Красотой ведь да всем угожеством / Как не хуже Добрынюшки Микитица.

УПЕЧЕНКА. Место на зное, сильном тепле. Да садился Добрыня на упечинку, / Начал во гусли наигрывати.

ХОБОТЫ . Трубчатые рыла мифических чудищ, напоминающие щупальца; выбрасываются для захвата противника. А овваживать стала хоботы змеиныя. Он и хобот-то мечёт да по-змеиному.

ЧОБОТЫ. Вместо:чеботы. Сапоги. В одных беленьких чулочках и без чобота.

ШАЛЫГА. Дубина, палка, кнут, плетка. Сразу ребята взяли дорожные шалыги и вышли.

ШИРИНКА , ШИРИНОЧКА. 1. Полотенце. Вышиват она разны шириночки. 2. Шеренга, ряд. Становились они в одну шириночку.

ЩАП. Щеголь, франт, нарядный и причесанный напоказ. А нету-то да ведь смелостью / Противо смелаго Алешеньки Поповича, / Поступкою, походкою, пощапкою / Противо-то Чурилки щапа Плёнкова.

ЯГОДИЦА. Щека. А отсекли у ей [щуки] да праву ягодицу.

ЯСАК. Знак для тревоги; сигнал вообще; условный, не всякому понятный или вообще чужой язык. Заржал [бурушко] лошадиныим тут саком.