Биография викентия вересаева. Викентий викентьевич вересаев

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия - Смидович). Родился 4 (16) января 1867 года, Тула - умер 3 июня 1945 года, Москва. Русский и советский писатель, переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919), Сталинской премии первой степени (1943).

Отец - Викентий Игнатьевич Смидович (1835-1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад.

Троюродным братом Викентия Вересаева был Пётр Смидович, а сам Вересаев приходится дальним родственником Натальи Фёдоровны Васильевой - матери генерал-лейтенанта В. Е. Васильева.

Окончил Тульскую классическую гимназию (1884) и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896-1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице, а в 1903 году поселился в Москве.

Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров.

Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие - крестьянству.

В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики... Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня... Зимой 1885 года вспыхнула знаменитая Морозовская стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью» .

Творчество писателя этого времени - переход от 1880-х к 1900-м годам, от близости к социальному оптимизму к тому, что впоследствии выразил в «Несвоевременных мыслях» .

В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».

В 1894 году была написана повесть «Без дороги» . Автор даёт картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.

За 1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б. Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».

В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, - на заводы и фабрики.

Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» произведения «Записки врача» - биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача.

«Врач - если он врач, а не чиновник врачебного дела - должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова» , - отмечает писатель.

Затем в 1903-1927 годах было 11 изданий. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил - бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях.

Не случайно Сталинскую премию писатель получил за эту работу в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа получила только в 1972 году. Действительно, с годами актуальность позиции Вересаева возрастает, - если иметь в виду те научные исследования и те новые технологии, которые так или иначе воздействуют на здоровье, благополучие, достоинство, безопасность человека. Такие исследования в наше время проводятся далеко за рамками собственно медицинской и биомедицинской науки. В полемике с противниками Вересаев показал убожество сторонников права сильного на эксперименты якобы «в интересах общественного блага» над «бесполезными членами общества», «старухами-процентщицами», «идиотами» и «отсталыми и социально чуждыми элементами».

К началу столетия развёртывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 года начинает выходить «Искра». Выходит «Освобождение» - орган либеральной оппозиции. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».

Эти процессы нашли своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902 года. Героиня Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъёмом рабочего движения, это её раздражает, хотя она и сознает: «я - ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности».

Ближе к 1905 году общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим обманом», он не побоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шли различные слои общества.

В 1904 году, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии.

Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в записках «На японской войне» . После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы.

В 1908 году, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни» . Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.

В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни.

В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму.

За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева: «В юные годы» (Воспоминания); «Пушкин в жизни»; переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны».

С 1921 года жил в Москве.

В 1922 году вышел роман «В тупике» , в котором показано семейство Сартановых. Иван Иванович, учёный, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает, что делать. Оба - по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид - коммунисты, они - по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.

В 1928-1929 годах опубликовал в 12 томах полное собрание своих сочинений и переводов. В том 10 вошли переводы с древнегреческого эллинских поэтов (исключая Гомера), в том числе «Работы и дни» и «Теогония» Гесиода, неоднократно затем переиздававшиеся.

По манере письма Вересаев - реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, - это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви и правды. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

Вересаев пишет и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея Ивановича» , в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает рабочего.

В очерке «Лизар» рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено ещё несколько очерков.

Большой интерес представляет работа о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни» - здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества - это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, - в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь - вот основа жизни.

В 1941 эвакуировался в Тбилиси.

Умер в Москве 3 июня 1945 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.

Личная жизнь Викентия Вересаева:

Был женат на своей троюродной сестре - Марии Гермогеновне Смидович.

Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 года "Эйтимия", что означает "радостнодушие".

Детей у Вересаевых не было.

Библиография Викентия Вересаева:

Романы:

В тупике (1923)
Сёстры (1933)

Драмы:

В священном лесу (1918)
Последние дни (1935) в соавторстве с М. А. Булгаковым

Повести:

Без дороги (1894)
Поветрие (1897)
Два конца: Конец Андрея Ивановича (1899), Конец Александры Михайловны (1903)
На повороте (1901)
На японской войне (1906-1907)
К жизни (1908)
Исанка (1927)

Рассказы:

Загадка (1887-1895)
Порыв (1889)
К спеху (1897)
Товарищи (1892)
Лизар (1899)
Ванька (1900)
На эстраде (1900)
Мать (1902)
Звезда (1903)
Враги (1905)
Состязание (1919)
Собачья улыбка (1926)
Княгиня
Невыдуманные рассказы о прошлом.


, Литературовед , Переводчик

Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), настоящая фамилия – Смидович, русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 в семье известных тульских подвижников.

Отец, врач В.И.Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.

В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни. Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины… Мы живем не для того, чтобы творить добро, как живем не для того, чтобы бороться любить, есть или спать. Мы творим добро, боремся, едим, любим, потому что живем.

Вересаев Викентий Викентьевич

В 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним. Этим объяняется увлечение Вересаева годы идеями народничества, трудами Н.К.Михайловского и Д.И.Писарева.

Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке. В 1894 несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.

Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа Загадка (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9).

Нечего отягощать людей своим горем, если помочь они не могут.

Вересаев Викентий Викентьевич

В 1895 Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистких кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов. Участие в политической жизни обусловило темы его творчества.

Художественную прозу Вересаев использовал для выражения общественно-политических и идейных взглядов, показывая в своих повестях и рассказах ретроспективу развития собственных духовных исканий. В его произведениях заметно преобладание таких форм повествования, как дневник, исповедь, споры героев на темы общественно-политического устройства. Герои Вересаева, как и автор, разочаровывались в идеалах народничества. Но писатель старался показать возможности дальнейшего духовного развития своих персонажей. Так, герой повести Без дороги (1895), земский врач Троицкий, утратив свои прежние верования, выглядит полностью опустошенным. В противоположность ему, главный герой повести На повороте (1902) Токарев находит выход из душевного тупика и спасается от самоубийства, несмотря на то, что не имел определенных идейных взглядов и «шел в темноту, не зная куда». В его уста Вересаев вкладывает многие тезисы, критикующие идеализм, книжность и догматизм народничества.

Придя к выводу о том, что народничество, несмотря на декларируемые им демократические ценности, не имеет никакой почвы в реальной жизни и зачастую не знает ее, – в рассказе Поветрие (1898) Вересаев создает новый человеческий тип: революционера-марксиста. Однако и в марксистском учении писатель видит недостатки: бездуховность, слепое подчинение людей экономическим законам.

В жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

Вересаев Викентий Викентьевич

Имя Вересаева часто упоминалось в критической прессе конца 19 – начала 20 вв. Лидеры народников и марксистов использовали его произведения как повод для публичной полемики по общественно-политическим вопросам (журналы «Русское богатство» 1899, № 1–2, и «Начало» 1899, № 4).

Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространенных в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о страшном быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести Конец Андрея Ивановича, 1899 и Честным трудом, другое название – Конец Александры Михайловны, 1903, которые впоследствии переработал в повесть Два конца, 1909, и рассказы Лизар, К спеху, В сухом тумане, все 1899).

В начале века общество потрясли вересаевские Записки врача (1901), в которых писатель изобразил ужасающую картину состояния врачебного дела в России. Выход Записок вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель вынужден был выступить с оправдательной статьей По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам (1902).

Врач может обладать громадным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений, и все это остается бесплодным, если у него нет способности покорять и подчинять себе душу больного.

Вересаев Викентий Викентьевич

В 1901 Вересаева выслали в Тулу. Формальным поводом послужило его участие в протесте против подавления властями студенческой демонстрации. Следующие два года его жизни были заняты многочисленными поездками, встречами с известными русскими писателями. В 1902 Вересаев уехал в Европу (Германия, Франция, Италия, Швейцария), а весной 1903 – в Крым, где познакомился с Чеховым. В августе того же года посетил Толстого в Ясной Поляне. После получения права въезда в столицу переехал в Москву и вошел в литературную группу «Среда». С этого времени началась его дружба с Л.Андреевым.

В качестве военного врача Вересаев участвовал в русско-японской войне 1904–1905, события которой в присущей ему реалистической манере изобразил в рассказах и очерках, составивших сборник На японской войне (полностью опубл. 1928). Описание подробностей армейской жизни совмещал с размышлениями о причинах поражения России.

События революции 1905–1907 убедили Вересаева в том, что насилие и прогресс несовместимы. Писатель разочаровался в идеях революционного переустройства мира. В 1907–1910 Вересаев обратился к осмыслению художественного творчества, которое он понимал как защиту человека от ужасов бытия. В это время писатель работает над книгой Живая жизнь, первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого и Достоевского, а вторая – Ницше. Сравнивая идеи великих мыслителей, Вересаев стремился показать в своем литературно-философском исследовании моральную победу сил добра над силами зла в творчестве и в жизни.

Глаза - зеркало души. Какой вздор! Глаза - обманчивая маска, глаза - ширмы, скрывающие душу. Зеркало души - губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы. Товарищески радушные глаза и сановнически поджатые губы с брюзгливо опущенными вниз углами. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются в людях. Губы не обманут.

Вересаев Викентий Викентьевич

С 1912 Вересаев был председателем правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда». С началом Первой мировой войны писателя вновь мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 он руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

После революционных событий 1917 Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. Им написаны романы В тупике (1924) и Сестры (1933), его документальные исследования Пушкин в жизни (1926), Гоголь в жизни (1933) и Спутники Пушкина (1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений. Вересаеву принадлежат Воспоминания (1936) и дневниковые Записи для себя (опубл. 1968), в которых жизнь писателя предстала во всем богатстве мыслей и душевных исканий. Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых Илиада (1949) и Одиссея (1953) Гомера.

Русский писатель Вересаев Викентий Викентьевич (Смидович) занимает особое место в плеяде отечественных прозаиков. Сегодня он теряется на фоне своих выдающихся современников Л. Н. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, М. Горького, И. Бунина, М. Шолохова, но у него есть свой стиль, свои высочайшие заслуги перед русской словесностью и целый ряд превосходных сочинений.

Семья и детство

Родился Вересаев Викентий Викентьевич, биография которого была связана с двумя призваниями: врача и литератора, 4 января 1867 года в Туле. В семье будущего писателя было немало намешано национальностей. Родителями матери были миргородский украинец и гречанка, по отцовской линии в роду были немцы и поляки. Родовая фамилия литератора - Смидович, принадлежала древнему польскому дворянскому роду. Его отец был врачом, он основал первую в Туле городскую больницу, стал инициатором создания санитарной комиссии в городе, стоял у истоков Тульского общества врачей. Мать Викентия была высокообразованной дворянкой, она первая в городе открыла в своем доме детский сад, а затем и начальную школу. В семье было 11 детей, трое скончались в детстве. Всем детям было дано качественное образование, в доме постоянно бывали представители местной интеллигенции, велись беседы об искусстве политике, судьбе страны. В этой атмосфере и рос мальчик, который в будущем сам станет ярким представителем русского образованного дворянства. С детства Викентий зачитывался книгами, особо любим им был приключенческий жанр, особенно Майн Рид и Начиная с подросткового возраста, будущий литератор каждое лето активно помогал семье, он работал наравне с крестьянами: косил, пахал, возил сено, поэтому тяжесть сельскохозяйственных работ знал не понаслышке.

Учеба

Викентий Вересаев вырос в семье, где образование было обязательным для всех. Родители мальчика сами были людьми просвещенными, имели отличную библиотеку и любовь к учебе прививали детям. У Вересаева были очень хорошие природные гуманитарные задатки: отличная память, интерес к языкам и истории. В гимназии он учился очень прилежно, и каждый класс заканчивал с наградой в числе первых учеников, особенных успехов он достиг в знании древних языков и уже с 13 лет начал заниматься переводами. Окончил гимназию Вересаев с серебряной медалью. В 1884 году он поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который оканчивает, получив степень кандидата исторических наук. Но увлечение идеями народничества, влияние взглядов Д. Писарева и Н. Михайловского подвигло его на поступление в 1888 году в Дерптский университет (г. Тарту) на медицинский факультет. Молодой человек справедливо полагал, что профессия медика позволит ему «отправиться в народ» и принести ему пользу. Еще будучи студентом, в 1892 году он ездил в Екатеринославскую губернию, где работал во время эпидемии холеры заведующим санитарным бараком.

Жизненные перипетии

В 1894 году, окончив университет, Вересаев возвращается в Тулу, где начинает работать врачом. Викентий Вересаев, биография которого отныне связана с медициной, во время своей врачебной практики внимательно наблюдал за жизнью людей и делал заметки, которые затем становились литературными произведениями. Так в его жизни переплелись два самых главных дела жизни. Через два года Вересаев переезжает в Санкт-Петербург, его приглашают как одного из лучших выпускников медицинского факультета на работу в Петербургскую барачную (будущую Боткинскую) больницу для острозаразных пациентов. Пять лет он работает там ординатором и заведующим библиотекой. В 1901 году он отправляется в большое путешествие по России и Европе, он много общается с ведущими литераторами того времени, наблюдает за жизнью людей. В 1903 году он переезжает в Москву, где намеревается посвятить себя литературе. С началом Русско-японской войны Викентия Викентьевича как врача мобилизуют, и он становится младшим ординаторов в полевом передвижном госпитале в Манчжурии. Впечатления того времени позже станут темой нескольких его произведений. Во время Первой мировой войны также был военным врачом в Коломне, занимался организацией работы московского военно-санитарного отряда.

Прогрессивно настроенный Вересаев принял обе русские революции, в них он видел благо для страны. После Октябрьского переворота стал председателем Художественно-просветительской комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве. С 1918 по 1921 год жил в Крыму и был очевидцем ожесточенных боев между белыми и красными, этот период лишений и тягот станет также источником сюжетов для литературных сочинений. С 1921 года писатель живет в Москве, пишет и активно участвует в просветительской и организационной деятельности.

Во время Второй мировой войны уже пожилого писателя эвакуируют в Тбилиси. Он успел увидеть победу СССР в войне и скончался 3 июня 1945 года в Москве.

Первые литературные опыты

Вересаев Викентий начинает писать еще в гимназическом возрасте, первоначально юноша видел себя поэтом. Его первая публикация - это стихотворение «Раздумье», изданное под псевдонимом В. Викентьев в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 году. Через два года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев он публикует рассказ «Загадка», в котором дает свои ответы на главные вопросы бытия: что есть счастье и в чем смысл жизни. С этого времени литература стала постоянным занятием Викентия Викентьевича.

Становление мастера

Викентий Вересаев с самого начала своего пути в литературе определил свое направление как путь исканий, он в своих произведениях отразил мучительные метания русской интеллигенции, которые он пережил сам, пройдя путь от увлечения народничеством и марксизмом до умеренного патриотизма. Он почти сразу понял, что поэзия - это не его путь, и обратился к прозе. Сначала он пробует себя в малых формах: пишет рассказы, небольшие повести. В 1892 году он печатает серию очерков «Подземное царство» о жизни и тяжелом труде донецких шахтеров. Тогда он впервые использует псевдоним Вересаев, который и стал его литературным именем. В 1894 году он публикует повесть «Без дороги», в которой в образной форме повествует о поисках пути, смысла жизни русской общественностью и интеллигенцией. В 1897 году повесть «Поветрие» продолжает эту же тему, фиксируя обретение молодым поколением руководящей социал-демократической идеи.

Годы славы

В 1901 году выходят вересаевские «Записки врача», которые принесли ему известность на всю страну. В них писатель рассказывает о пути молодого врача, о тех реалиях профессии, которые обычно замалчивались, об экспериментах над больными, о моральной тяжести этой работы. Произведение показало большой писательский талант Вересаева, тонкий психологизм и наблюдательность автора. С этого времени он входит в плеяду ведущих литераторов страны, наравне с Гаршиным и Горьким. Прогрессивные взгляды писателя не остались незамеченными, и власти отправляют его под надзор в Тулу, чтобы сократить его активность.

В 1904-1906 годах выходят его записки о Японской войне, в которых он уже почти напрямую говорит о необходимости противостояния власти самодержавия. Вересаев Викентий также занимается книгоиздательской деятельностью, входит в разные литературные объединения. После революции активно участвует в просветительской работе, участвует в издании новых журналов. После революции обращается и к крупным формам и литературной критике Вересаев Викентий Викентьевич. Произведения в форме «критического исследования» о Пушкине, Толстом, Достоевском, Ницше стали новым словом в литературно-художественной прозе. Автор всегда стремился «воспитывать молодежь», транслировать высокие идеалы и просветительские идеи. Из-под его пера выходят великолепные критико-биографические очерки об И. Анненском, А. Чехове, Л. Андрееве,

Много времени писатель отдает переводческой деятельности, в его изложении увидели свет многие произведения из древнегреческой поэзии. За них Вересаев даже был удостоен Пушкинской премии. Даже в свой последний день Викентий Викентьевич занимался редактурой перевода «Илиады» Гомера.

Писательский метод

Вересаев Викентий свою писательскую судьбу связал с «новой жизнью», в этом он перекликается с М. Горьким. Его писательская манера отличается не только ярким реализмом, но и тончайшими психологическими наблюдениями за собственными переживаниями. Автобиографичность стала отличительной чертой его творчества. Свои впечатления о жизни он излагал в очерковых сериях заметок. Мировоззренческие искания нашли свое выражение в повестях, которыми стал знаменит Викентий Вересаев. «Состязание», «Эйтимия» и некоторые другие рассказы стали его повествованием о личной жизни и размышлениями о женском идеале.

Наиболее ярко творческая суть Вересаева выразилась в таких произведениях, как романы «В тупике» и «Сестры».

Критика и отзывы

Вересаев Викентий при жизни был довольно благосклонно встречен критикой, его отмечали как актуального и передового автора. Современные литературоведы редко обращаются к творчеству писателя, что, однако, не означает отсутствие у него творческих находок и талантливых произведений. Отзывы современных читателей тоже редки, однако очень благосклонны. Современные ценители Вересаева отмечают его великолепный стиль и созвучие мировоззренческим исканиям современной молодежи.

Частная жизнь

Вересаев Викентий Викентьевич был постоянно поглощен своей работой. В жизни он был простым и очень доброжелательным и приветливым человеком. Он был женат на своей троюродной сестре Марии Гермогеновне. Детей у пары не было. В целом он прожил благополучную жизнь, наполненную работой и участием в организации просветительского и творческого процесса в стране.

Русская литература XIX века

Викентий Викентьевич Вересаев

Биография

Вересаев (настоящая фамилия - Смидович) Викентий Викентьевич (1867 - 1945), прозаик, литературовед, критик. Родился 4 января (16 н.с.) в Туле в семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной семье было восемь человек детей. Учился Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был «первым учеником». Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В тринадцать лет стал писать стихи. В 1884, в семнадцать лет, закончил гимназию и поступил в Петербургский университет на историко- филологический факультет, шел по историческому отделению. В это время с увлечением участвовал в разных студенческих кружках, «живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». В 1888 закончил курс кандидатом исторических наук и в том же году поступил в Дерптский университет на медицинский факультет, блиставший крупными научными талантами. Шесть лет усердно занимался медицинской наукой. В годы студенчества продолжал писать: сначала стихи, позже - рассказы и повести. Первым печатным произведением было стихотворение «Раздумье», ряд очерков и рассказов был помещен во «Всемирной иллюстрации» и книжках «Недели» П.Гайдебурова. В 1894 получает диплом врача и несколько месяцев практикует в Туле под руководством отца, затем едет в Петербург и поступает сверхштатным ординатором в Барачную больницу. Осенью заканчивает большую повесть «Без дороги», напечатанную в «Русском богатстве», где ему было предложено постоянное сотрудничество. Вересаев примкнул к литературному кружку марксистов (Струве, Маслов, Калмыкова и др.), поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодежью. В 1901 был уволен из Барачной больницы по предписанию градоначальника и выслан из Петербурга. Два года прожил в Туле. Когда срок высылки закончился, переехал в Москву. Большую известность Вересаеву принесли созданные на автобиографическом материале «Записки врача» (1901). Когда в 1904 началась война с Японией, Вересаев как врач запаса был призван на военную службу. Вернувшись с войны в 1906, описал свои впечатления в «Рассказах о войне». В 1911 по инициативе Вересаева было создано «Книгоиздательство писателей в Москве», которое он возглавлял до 1918. В эти годы выступал с литературоведческими и критическими исследованиями («Живая жизнь» посвящена анализу творчества Ф. Достоевского и Л. Толстого). В 1917 был председателем Худпросветкомиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В сентябре 1918 у.е.зжает в Крым, предполагая прожить там три месяца, но вынужден оставаться в поселке Коктебель, под Феодосией, три года. За это время Крым несколько раз переходит из рук в руки, писателю пришлось пережить много тяжелого. В 1921 вернулся в Москву. Завершает цикл произведений об интеллигенции: романы «В тупике» (1922) и «Сестры» (1933). Выпустил ряд книг, составленных из документальных, мемуарных источников («Пушкин в жизни», 1926 - 1927; «Гоголь в жизни», 1933; «Спутники Пушкина», 1934 - 1936). В 1940 появились его «Невыдуманные рассказы о прошлом». В 1943 Вересаеву была присуждена Государственная премия. Вересаев умер в Москве 3 июня 1945.

Версаев Викентий Викентьевич родился 4 января (16 января) 1867 в городе Тула. Настоящая фамилия Смидович. Версаев рос в большой и дружной семье. Его отец был известным тульским врачом.

В 1884 г. Викентий Викентьевич окончил Тульскую классическую гимназию. Во время учебы был одним из лучших учеников. С интересом изучал древние языки. В тринадцать лет начал писать стихи.

После гимназии Версаев поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Здесь он активно участвовал в общественной жизни. В 1888 году закончил университет и получил степень кандидата исторических наук.

Версаев решил продолжить свое обучение и сразу же после окончания Петербургского университета поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В годы изучения медицины он продолжает свою творческую деятельность: пишет стихи, повести, рассказы.

Стихотворение "Раздумье" стало его первым печатным творением. В 1894 г. получил диплом врача. Он возвращается на родину и в течение нескольких месяцев занимается лечебной деятельностью вместе с отцом. Затем переезжает в Петербург и устраивается в Барачную больницу. В Петербурге его творческая деятельность продолжается, он становиться членом литературного кружка марксистов.

В 1901 г. уволен из Барачной больницы и выслан из города. Два года прожил в Туле, а когда выселка закончилась, переехал в Москву. В 1901 г. он написал "Записки врача". Именно это произведение принесло ему известность.

С 1904 по 1906 гг. провел на Русско-японской войне в роли врача.

С 1911 г. активно начал заниматься творчеством. Создает "Книгоиздательство писателей в Москве", занимается критической деятельностью.

В 1918 г. уезжает в Крым на три месяца, но в Москву возвращается только в 1921 г. В Москве пишет романы "В тупике", "Сестры". В 1940 г. публикуется один из его знаменитых рассказов - "Невыдуманные рассказы о прошлом".

В 1943 г. ему присуждается Сталинская премия первой степени. Версаев умер 3 июня 1945 г. в Москве.

Вике́нтий Вике́нтьевич Вереса́ев (настоящая фамилия - Смидо́вич ; 16 января 1867 года, Тула - 3 июня 1945 года, Москва) - русский писатель и переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой степени (1943).

Викентий Вересаев – студент Санкт-Петербургского университета.
Фотография, 1885 г.

Отец - Викентий Игнатьевич Смидович (1835-1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад.

Троюродным братом Викентия Вересаева был Пётр Смидович, а сам Вересаев приходится дальним родственником Натальи Фёдоровны Васильевой - матери генерал-лейтенанта В. Е. Васильева.

Викентий Вересаев и Леонид Андреев, 1912 год

Семья проживала в Туле на улице Гоголевской в своём доме № 82, где сейчас располагается Дом-музей В. В. Вересаева.

Окончил Тульскую классическую гимназию (1884) и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896-1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице, а в 1903 году поселился в Москве.

В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».

В 1904 году, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии.

В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни.

В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму.

В 1921 году вернулся в Москву. В 1941 году эвакуировался в Тбилиси.

Литературная деятельность

Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров.

Военврач полевого госпиталя Викентий Вересаев в действующей армии в годы русско-японской войны.
Фотография. Маньчжурия, 1904-1905 гг.

Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие - крестьянству.
В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня… Зимой 1885 года вспыхнула знаменитая Морозовская стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».
Творчество писателя этого времени - переход от 1880-х к 1900-м годам, от близости к социальному оптимизму Чехова к тому, что впоследствии выразил в «Несвоевременных мыслях» Максим Горький .

Викентий Вересаев (слева), поэт и художник Максимилиан Волошин (в центре) и художник-пейзажист Константин Богаевский.
Фотография. Крым, Коктебель, 1927 г.

В 1894 году была написана повесть «Без дороги». Автор даёт картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.

За 1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б. Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».

В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, - на заводы и фабрики.

Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» - биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. «Врач - если он врач, а не чиновник врачебного дела - должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Затем в 1903-1927 годах было 11 изданий. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил - бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях.

Не случайно Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа получила только в 1972 году. Действительно, с годами актуальность позиции Вересаева возрастает, - если иметь в виду те научные исследования и те новые технологии, которые так или иначе воздействуют на здоровье, благополучие, достоинство, безопасность человека. Такие исследования в наше время проводятся далеко за рамками собственно медицинской и биомедицинской науки. В полемике с противниками Вересаев показал убожество сторонников права сильного на эксперименты якобы «в интересах общественного блага» над «бесполезными членами общества», «старухами-процентщицами», «идиотами» и «отсталыми и социально чуждыми элементами».

К началу столетия развёртывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 года начинает выходить «Искра». Выходит «Освобождение» - орган либеральной оппозиции. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше , частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».

Эти процессы нашли своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902 года. Героиня Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъёмом рабочего движения, это её раздражает, хотя она и сознает: «я - ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности». Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчинённой силой, придатком к рабочему классу, каковым в своё время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остаётся прежней марксисткой, но мироощущение её надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и «чтобы всё это покрывалось широким общественным делом» и не требовало больших жертв. В нём нет внутреннего мужества Вари, он философствует, что в учении Бернштейна «больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме». Сергей - с налётом ницшеанства, он верит в пролетариат, «но он хочет прежде всего верить в себя». Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня - полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца.

Ближе к 1905 году общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим обманом», он не побоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шли различные слои общества.

Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в в рассказах и очерках, составивших сборник «На японской войне» (полностью опубликовано в 1928 году). После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908 году, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.

В 1922 году вышел роман «В тупике», в котором показано семейство Сартановых. Иван Иванович, учёный, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает, что делать. Оба - по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид - коммунисты, они - по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.

Вересаев пишет и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает рабочего.

В очерке «Лизар» рисуется заносчивая глупость извозчика выступающего за ограничение рождаемости. Этой теме посвящено ещё несколько очерков.

Большой интерес представляет работа о Ф. М. Достоевском , Л. Н. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества - это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, - в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь - вот основа жизни.

За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева:

  • «В юные годы» (Воспоминания);
  • «Пушкин в жизни»;
  • переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны»;

В 1928-1929 годах опубликовал в 12 томах полное собрание своих сочинений и переводов. В том 10 вошли переводы с древнегреческого эллинских поэтов (исключая Гомера), в том числе «Работы и дни» и «Теогония» Гесиода , неоднократно затем переиздававшиеся.

По манере письма Вересаев - реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, - это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви и правды. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

Произведения

Романы

  • В тупике (1923)
  • Сёстры (1933)

Драмы

  • В священном лесу (1918)
  • Последние дни (1935) в соавторстве с М. А. Булгаковым

Повести

  • Без дороги (1894)
  • Поветрие (1897)
  • Два конца: Конец Андрея Ивановича (1899), Конец Александры Михайловны (1903)
  • На повороте (1901)
  • На японской войне (1906-1907)
  • К жизни (1908)
  • Исанка (1927)

Рассказы

  • Загадка (1887-1895)
  • Порыв (1889)
  • К спеху (1897)
  • Товарищи (1892)
  • Лизар (1899)
  • Ванька (1900)
  • На эстраде (1900)
  • Встреча (1902)
  • Мать (1902)
  • Звезда (1903)
  • Враги (1905)
  • Исполнение земли (1906)
  • Случай (1915)
  • Состязание (1919)
  • Собачья улыбка (1926)
  • Княгиня (19)
  • Невыдуманные рассказы о прошлом.
  • Дедушка

Литературоведение

  • Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом (1910)

Документальные

  • Пушкин в жизни (1925-1926)
  • Гоголь в жизни (1933)
  • Спутники Пушкина (1937)

Воспоминания

Награды

  • Пушкинская премия Академии наук (1919) - за переводы древнегреческой поэзии
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения
  • Орден Трудового Красного Знамени (31.01.1939)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1945)

Память о Вересаеве

В 1958 году в Туле был установлен памятник писателю, а в 1992 году был открыт музей Вересаева.В январе 2017 года, в честь 150-летнего юбилея В.В.Вересаева, ГП "Почта Донбасса" (ДНР) ввела в обращение художественную почтовую марку «Вересаев Викентий Викентьевич 1867 – 1945».

Вересаев в топонимике

  • Вересаево - село в Сакском районе Крыма было названо в честь Викентия Вересаева в 1948 году.
  • Улица имени Викентия Вересаева в Туле - бывшая Техническая (в Центре), переименованная в 1989 году. До этого в городе существовала улица имени Вересаева, располагавшаяся в 2 км от улицы, носящей сейчас имя писателя. Она исчезла в результате перестройки кварталов.
  • Улица Вересаева - улица в Москве на территории района «Можайский» Западного административного округа.
  • Улица Вересаева в Ростове-на-Дону.
  • Улица Вересаева в Новосибирске.
  • Улица Вересаева в городе Богородицке.
  • Улица Вересаева в Петровском районе Донецка.
  • Улица Вересаева в Запорожье.
  • Улица Вересаева в Феодосии.
  • Улица Вересаева в Коктебеле.

Библиография

  • Вересаев В. В. Полное собрание сочинений В. В. Вересаева. В 4-х томах. - СПб.: Тов-во А. Ф. Маркс, 1913.
  • Вересаев В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. - М.: Недра, 1929.
    • Эллинские поэты: в переводах В. В. Вересаева. - М., 1963. - (Библиотека античной литературы).

Литература

  • Кранихфельд В. В. В. Смидович. // История русской литературы / Под ред. Овсянико-Куликовского. - М., 1908-1912. - Т. V .
  • Львов-Рогачевский. В. В. Вересаев. // Русская литература XX века / Под ред. С. Венгерова.. - М., 1914. - Т. I.
  • Неведомский М. Зачинатели и продолжатели. - П., 1919.
  • Луначарский А. В. Этюды. - М.-Пг., 1922.
  • Бровман Г. А. В. Вересаев: Жизнь и творчество. - М.: Советский писатель, 1959.
  • Ю. Фохт-Бабушкин. О Вересаеве // В. В. Вересаев. Повести и рассказы. - М.: Художественная литература, 1987.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М. : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз.
  • Овчинников Д. "Насквозь" тульский писатель //Молодой коммунар. - 2017, 7 февраля.