Амедео Модильяни: падение в вечность. Амедео модильяни, биография и картины

Биография Амедео Модильяни (1884-1920 гг.) похожа на роман о классическом гении.

Короткая жизнь, как вспышка. Ранняя смерть. Оглушительная посмертная слава, которая настигла буквально в день похорон.

Картины, которые художник оставлял в счёт уплаты за обед в кафе, в одночасье приобретают цену в десятки миллионов долларов!

А ещё любовь всей жизни. С красивой юной девушкой, похожей на принцессу Рапунцель. И трагедия похлеще, чем история о Ромео и Джульетте.

Если это все не было бы правдой, я бы фыркнула «Ой, такого в жизни не бывает! Слишком закрученно. Слишком эмоционально. Слишком трагично».

Но в жизни бывает все. И это как раз про Модильяни.

Уникальный Модильяни

Амедео Модильяни. Рыжеволосая женщина. 1917 г. Национальная галерея Вашингтона

Модильяни для меня загадочен, как никакой другой художник. По одной простой причине. Как он умудрился почти все свои работы создавать в одном стиле, причём настолько уникальном?

Он работал в Париже, общался с Пикассо, . Видел работы и . Но не попал ни под чьё влияние.

Такое ощущение, что он родился и жил на необитаемом острове. И там же написал все свои работы. Разве что видел африканские маски. Еще может пару работ Сезанна и Эль Греко. А в остальном его живопись почти не имеет никаких примесей.

Если Вы посмотрите на ранние работы любого художника, то поймёте, что сначала он искал себя. Современники Модильяни часто начинали с . Как или . И даже .

Слева: Эдвард Мунк “Улица Лафайет”, 1901 г. Национальная галерея Осло, Норвегия. Справа: Пабло Пикассо “Коррида”, 1901 г. Частная коллекция. Внизу: Казимир Малевич “Весна, яблоня в цвету”, 1904 г. Третьяковская галерея.

Скульптура и Эль Греко

У Модильяни же Вы не найдёте этого периода поиска себя. Правда его живопись немного изменилась после того, как он 5 лет занимался скульптурой.


Амадео Модильяни. Голова женщины. 1911 г. Национальная галерея Вашингтона

Вот две работы, созданные до скульптурного периода и после.



Сразу бросается в глаза, насколько скульптурность Модильяни переносит в живопись. Появляется и его знаменитая вытянутость. И длинная шея. И нарочитая схематичность.

Он очень хотел продолжать заниматься скульптурой. Но с детства у него были больные легкие, туберкулёз возвращался раз за разом. А каменная и мраморная крошка усугубляли его болезнь.

Поэтому спустя 5 лет он и вернулся к живописи.

Ещё рискну искать перекличку работ Модильяни с работами Эль Греко. И дело не только в вытянутости лиц и фигур.


Эль Греко. Святой Иаков. 1608-1614 гг. Музей Прадо, Мадрид

Для Эль Греко тело – это тонкая оболочка, сквозь которую просвечивает душа человека.

Амедео шёл по тому же пути. Ведь люди на его портретах мало похожи на то, как они на самом деле выглядели. Скорее он передаёт характер, душу. Добавляя то, чего в зеркале человек не видел. Например, ассиметрию лица и тела.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Это можно увидеть и у Сезанна. Он тоже часто делал глаза своих героев разными. Посмотрите на портрет его супруги. Мы как будто читаем по ее глазам «Что ты опять придумал? Заставляешь меня тут пнем сидеть…»


Поль Сезанн. Мадам Сезанн в желтом кресле. 1890 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Портреты Модильяни

Модильяни писал людей. Полностью игнорировал натюрморты. Крайне редки у него и пейзажи.


Андрей Аллахвердов . Амедео Модильяни. 2015 г. Коллекция художника

У него немало портретов его друзей и знакомых из его окружения. Они все жили, работали и развлекались в Парижском районе Монпарнас. Здесь нищие художники снимали самое дешевое жильё, и ходили в ближайшие кафе. Алкоголь, гашиш, гулянья до утра.

Амедео особенно опекал нелюдимого и чувствительного Хаима Сутина. Неряшливый, замкнутый и очень самобытный художник: вся его сущность перед нами.

Глаза в разнобой, кривой нос, разные плечи. А ещё цветовая гамма: коричнево-серо-голубая. Стол на очень длинных ножках. И крохотный стакан.

Во всем этом читается одиночество, неприспособленность к жизни. Что ж, правдиво, без лести.


Амадео Модильяни. Портрет Хаима Сутина. 1917 г. Национальная галерея Вашингтона

Амедео писал не только друзей, но и малознакомых людей.

Нет такого, что одна какая-то эмоция у него преобладает. Мол, высмеивать, так всех. Умиляться, так всеми.

Вот над этой парой он явно иронизирует. Джентельмен в летах женится на молодой девушке незнатного происхождения. Для нее этот брак – возможность решить свои финансовые проблемы.


Амадео Модильяни. Жених и невеста. 1916 г. Музей современного искусства, Ною-Йорк

Лисий разрез хитрых глаз и немного вульгарные серьги помогают прочесть ее натуру. А что же жених, не в курсе?

Вот у него воротник с одной стороны приподнят, с другой – опущен. Он не хочет мыслить здраво рядом с пышущей молодостью невестой.

А вот эту девочку художник бесконечно жалеет. Сочетание ее открытого взгляда, сложенных ручек и немного косолапых ножек говорят нам о крайней наивности и беззащитности.

Ну как такого ребёнка не пожалеть!


Амедео Модильяни. Девочка в голубом. 1918 г. Частная коллекция

Как Вы видите, каждый портрет – это целый мир человека. Читая их характеры, мы уже даже можем предположить их судьбу. Например, судьбу Хаима Сутина.

Увы, он хоть и дождётся признания, но будучи уже сильно больным. Его неумение заботиться о себе приведёт его к язве желудка и крайней истощенности.

И переживания из-за преследования нацистов во время войны сведут его в могилу.

Но об этом Амедео не узнает, он умрет на 20 лет раньше своего друга.

Женщины Модильяни

Модильяни был очень привлекательным мужчиной. Итальянец еврейского происхождения был обаятельным и общительным. Женщины, конечно, не могли устоять.

У него их было много. В том числе ему приписывают короткий роман с Анной Ахматовой.

Она до конца жизни это отрицала. Многие подаренные ей рисунки Амедео с ее изображением попросту исчезли. Потому что они были в стиле Ню?

Но часть все же уцелела. И по ним мы и предполагаем, что близость у этих людей была.

Но главной женщиной в жизни Модильяни была Жанна Эбютерн. Она была безумно в него влюблена. Он тоже испытывал к ней нежные чувства. Настолько нежные, что готов был жениться.

А ещё он написал несколько десятков ее портретов. И среди них ни одного Ню.

Я ее называю принцессой Рапунцель, потому что у неё были очень длинные и густые волосы. И как обычно это бывает у Модильяни, ее портреты не очень похожи на неё реальную. Но характер ее читается. Спокойная, рассудительная, бесконечно любящая.


Слева: Фото Жанны Эбютерн. Справа: Портрет девушки (Жанны Эбютерн» Модильяни, 1917 г.

Амедео хоть и был душой компании, с близкими людьми вёл себя несколько иначе. Выпивка, гашиш – это полдела. Он мог и вспылить, будучи пьяным.

Жанна с этим легко справлялась, своими словами и жестами успокаивая разъярённого возлюбленного.

А вот это последний ее портрет. Она беременна вторым ребёнком. Которому, увы, не суждено было родиться.


Амадео Модильяни. Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью. 1919 г.

Возвращаясь из кафе в подпитии с друзьями, Модильяни расстегнул пальто. И простудился. Его ослабленные туберкулёзом лёгкие не выдержали – он умер на следующий день от менингита.

А Жанна была слишком молода и влюблена. Она не дала себе время оправиться от потери. Не в силах вынести вечной разлуки с Модильяни, она выпрыгнула в окно. Будучи на девятом месяце беременности.

Их первую дочь взяла на воспитание сестра Модильяни. Повзрослев, она стала биографом своего отца.

Ню Модильяни


Амадео Модильяни. Развернувшаяся обнаженная. 1917 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Большинство Ню Модильяни создал в период 1917-1918 гг. Это был заказ арт-дилера. Такие работы хорошо покупали, особенно после смерти художника.

Так что большинство из них до сих пор находятся в частных коллекциях. Удалось отыскать одну в музее Метрополитен (Нью-Йорк).

Посмотрите, как тело модели обрезано краями картины в районе локтей и колен. Так художник приближает ее совсем близко к зрителю. Она входит в его личное пространство. Да, ничего удивительного, что такие работы хорошо покупали.

В 1917 году арт-дилер устроил выставку из вот таких Ню. Но через час ее закрыли. Посчитав работы Модильяни неприличными.


Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная. 1917 г. Частная коллекция

Что? И это в 1918 году? Когда обнаженных писали все, кому не лень?

Да, писали много. Но идеальных и абстрактных женщин. А это значит и наличие одной важной детали – гладкие подмышки без волос. Да-да, именно это полицейских и смутило.

Так, отсутствие эпиляции оказался главным признаком того, является ли женщина богиней или реальной женщиной. Достойна ли она быть показанной публике или с глаз долой.

Модильяни уникален даже после смерти

Модильяни – самый копируемый художник в мире. На каждый подлинник приходится 3 подделки! Это уникальная ситуация.

Как же так получилось?

Но последний вёл тщательную переписку с братом. Именно по письмам и был составлен полный каталог подлинников Ван Гога.

А вот Модильяни свои работы не фиксировал. А прославился он в день своих похорон. Нечистоплотные арт-дилеры этим воспользовались, и на рынок хлынула лавина подделок.

И таких волн было несколько, как только цены на картины Модильяни подскакивали в очередной раз.


Неизвестный художник. Мари. Частная коллекция (картина была показана как работа Модильяни на выставке в Генуе в 2017 г., во время которой была признана подделкой)

Вконтакте

Сегодня день рождения известного художника, о котором пишут книги и снимают фильмы, и самобытный стиль которого невозможно уложить ни в одно художественное направление. При жизни его работы не были востребованы, а сегодня они бьют рекорды на мировых аукционах. 132 года сегодня исполняется Амадео Модильяни.

на фото: портрет Жанны Эбютерн

Амадео Модильяни. Художник еврейского происхождения

Настоящее имя Модильяни - Иедедия, в кругу семьи - Дедо. Он родился 12 июля 1884-го года в Ливорно (Тоскана, Италия) в семье евреев-сефардов. Его отец, Фламинио Модильяни, горный инженер, управлял угольными шахтами в Сардинии и владел тридцатью акрами лесного хозяйства. Но, когда Амадео был уже взрослым, доходы семьи были слишком малы, чтобы содержать его. Поэтому художник терпел лишения, особенно во время жизни в Париже

Амадео Модильяни. Основной мотив - человек

Творчество настолько самобытное, что его нельзя отнести ни к одному современному художнику направлению, хоть на формирование стиля Модильяни сильно повлияли Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо и другие представители фовизма, кубизма и других современных художнику направлений.

Амадео Модильяни. Пришёл в живопись через болезнь

По воспоминаниям матери Амадео (а именно из её дневника нам известны факты жизни художника), в 14 лет мальчик заболел неизлечимым на тот момент тифом. Уложенный в постель сильной лихорадкой, Амадео бредил произведениями итальянских мастеров. Как только Дидо чудом выздоровел, родители позволили ему бросить школу, чтобы всё свободное время посвятить урокам живописи в Академии искусств Ливорно. С тех пор юный Модильяни много учится в разных мастеров и в разных школах: во Флоренции, Венеции и, позже, в Париже.

Амадео Модильяни. Последний представитель парижской богемы

В начале 1906-го года на деньги, скопленные матерью, Амадео отправился в центр мирового искусства того времени - а Париж. Там художник проводит часы в залах Лувра, заводит дружбу с современниками - живописцем Морисом Утрилло, поэтом Максом Жакобом, художником Пабло Пикассо. Несмотря на слабое здоровье (в 1900-м году Модильяни сразил туберкулёз), Амадео принимает активное участие в богемной жизни Монмартра, где снимает студию. Алкоголь и гашиш - её неотъемлемая часть.

Амадео Модильяни. Покровителем Модильяни был доктор

В 1907-м Модильяни снимал жильё в доктора Поля Александра. Последний стал покровителем молодого художника, сам покупал его работы (в его коллекции имеется 450 графических и 25 живописных работ). С его лёгкой руки работы Модильяни были выставлены в Салоне Независимых, хоть и оставили равнодушной публику, которая в то время увлекалась модным кубизмом.

Амадео Модильяни. Обнажённая с рыжими волосами

Амадео Модильяни. Модильяни-скульптор

Хотя Амадео Модильяни больше известен как художник, но с 1909-го по 1914-й занимался преимущественно скульптурой. Перебравшись на Монпарнас и познакомившись с румынским скульптором Константином Брынкуши, Модильяни всецело посвящает себя работе с камнем. По слухам, он даже ворует каменные блоки со строительной площадки будущего метро. В 1911-м Амадео выставлял каменные скульптуры голос (так называемые «столпы нежности») в ателье португальского художника Амадео де Соуза-Кордосу. Некоторые из таких работ даже были проданы художником на Осеннем салоне в 1912-м.

Амадео Модильяни. Портрет Беатрис Гастингс

Амадео Модильяни. Любовь с Ахматовой

В 1910-м году Амадео Модильяни познакомился с Анной Ахматовой и у них завязались романтические отношения. Художник создал 16 рисунков-портретов Ахматовой. Но об этом мы знаем только с воспоминаний Ахматовой. Сами рисунки погибли в её царскосельском доме в первые годы войны. Сохранился лишь один. В 1911-м пара рассталась.

Амадео Модильяни. Мастер «ню»

Жемчужиной творчества Амадео Модильяни считаются его работы в жанре ню. Самобытные, тёплые, чувственные и очень реалистичные, они когда-то привели к скоропостижному закрытию его персональной выставки в Париже, которая, как назло, проходила как раз напротив полицейского участка.

Амадео Модильяни. Портрет лежащей обнажённой. 1919

Амадео Модильяни. Две главные женщины, кроме матери

В 1914-м Модильяни познакомился с английской журналисткой, поэтессой, путешественницей и искусствоведом Беатрис Гастингс, которая стала его спутницей и моделью - художник написал с неё 14 портретов. Спустя три года в жизни Модильяни появилась 19-летняя Жанна Эбютерн. От этих отношений родилась дочь, которую назвали также Жанной, и 25 портретов Жанны-матери.

Амадео Модильяни. Умер от туберкулёза, а не так, как в фильме

В 1919-м году Амадео и Жанна с ребёнком вернулись в Париж с юга Франции, где они пересиживали возможную оккупацию Парижа немецкими войсками. Узнав о повторной беременности Жанны, они с Амадео решили пожениться. Но 24 января 1920-го года Амадео Модильяни умер в больнице от туберкулёзного менингита, а не был убит, как в фильме «Модильяни» Мика Дэвиса. На следующий день Жанна покончила жизнь самоубийством, в этом моменте кинофильм не соврал. Пара была похоронена на кладбище Пер-Лашез. Их дочь воспитывала сестра Модильяни.

Биография и эпизоды жизни Амедео Модильяни. Когда родился и умер Амедео Модильяни, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Амедео Модильяни:

родился 12 июля 1884, умер 24 января 1920

Эпитафия

В сердцах людей оставил след,
Память о тебе вечно жива.

Биография

Биография Амедео Модильяни - история жизни гениального художника, признанного лишь после смерти. Жизнь Модильяни была наполнена множеством лишений - бедностью, непониманием современников, наркотиками, неудачными отношениями и тяжелыми болезнями. Сегодня же картины Модильяни продаются за баснословные суммы - Амедео считается одним из самых известных художников XIX-XX вв.

Возможно, если бы не тяжелое детство, Модильяни так и не стал бы художником. Мальчик рос в бедной семье итальянских евреев и много болел - сначала плевритом, потом тифом. Во время лихорадки Амедео бредил картинами итальянских художников, и, когда он выздоровел, родители разрешили ему бросить школу и заняться живописью, чтобы помочь юноше воплотить его мечты. К его восемнадцати годам мать Модильяни смогла накопить немного денег, чтобы тот продолжил учебу и работу в Париже, куда Амедео и переехал.

В Париже Модильяни постоянно не хватало денег. И не только потому, что его картины почти не продавались, но и потому, что, оказавшись в богемном французском обществе, юный Модильяни вскоре увлекся алкоголем и наркотиками. Выживал он в основном благодаря своим покровителям, которые видели в молодом человеке большой талант. Но единственная прижизненная выставка Модильяни была закрыта уже через несколько часов, полицейские из участка напротив были возмущены изображениями на картинах Модильяни обнаженных натурщиц.

Бурной была и личная жизнь Модильяни - поговаривали, что у него были любовные отношения со всеми позировавшими ему женщинами. Сам же он объяснял это необходимостью, мол, как можно нарисовать женщину и показать ее красоту и чувственность, так и не познав ее. Среди известных романов Модильяни - любовная связь с Анной Ахматовой. Последней и самой главной моделью Модильяни стала художница Жанна Эбютерн. Фактически они были супругами. Жанна родила Модильяни единственную дочь — ее назвали в честь матери.

Эбютерн была беременна вторым ребенком, когда ее муж внезапно скончался. Смерть Модильяни наступила, когда ему было всего 35 лет. Причиной смерти Модильяни стал туберкулезный менингит. На следующий день после смерти Амедео Модильяни его жена покончила с собой, выпрыгнув из окна. На момент своей гибели она была на девятом месяце беременности. Похороны Модильяни прошли в Париже, могила Модильяни находится на кладбище Пер-Лашез. В соседней могиле покоятся останки его жены, перезахороненные спустя десять лет после ее гибели.

Линия жизни

12 июля 1884 г. Дата рождения Амедео Модильяни.
1898 г. Посещение Модильяни частной художественной студии Гульельмо Микели.
1902 г. Поступление в Свободную школу живописи обнаженной натуры от Академии искусств во Флоренции.
1903 г. Поступление в венецианский Институт изящных искусств.
1906 г. Переезд в Париж.
1910 г. Знакомство с Ахматовой.
3 декабря 1917 г. Открытие единственной прижизненной выставки Модильяни.
апрель 1917 г. Знакомство с Жанной Эбютерн.
29 ноября 1918 г. Рождение дочери Модильяни, Жанны.
24 января 1920 г. Дата смерти Модильяни.

Памятные места

1. Ливорно, где родился Амедео Модильяни.
2. Дом Модильяни в Италии.
3. Академия изящных искусств во Флоренции, где учился Модильяни.
4. Кафе «Ротонда», где часто собирались парижские художники и где Модильяни познакомился с Ахматовой.
5. Дом Модильяни (мастерская) в Париже, в котором он жил и работал в 1916 году.
6. Дом Модильяни в Париже, где он жил последние годы до смерти.
7. Здание бывшего госпиталя «Шарите», в котором скончался Модильяни.
8. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Модильяни.

Эпизоды жизни

В Париже Модильяни бедствовал, как и многие другие художники. Пристрастившись к алкоголю, он иногда пытался расплатиться за выпивку своими рисунками или набросками, которые никто не покупал. На такой бартер соглашалась, к примеру, владелица пивного бара на Монпарнасе, испытывающая симпатию к бледному темноволосому юноше в фетровой шляпе. Правда, Розали была малограмотной женщиной и полученными от Модильяни рисунками растапливала камин, поэтому сохранилось лишь несколько работ. На них Амедео оставлял подпись «Моди» - в переводе с французского «проклятый».

Период отношений с Анной Ахматовой был весьма плодотворным для художника. В общей сложности Модильяни написал около 150 работ, в которых можно обнаружить портретное сходство с русской поэтессой. Сама Ахматова сохранила всего один рисунок Модильяни. Когда поэт Анатолий Найман спросил Анну Андреевну, есть ли у нее завещание, она ответила: «О каком наследстве можно говорить? Взять под мышку рисунок Моди и уйти».

Последние годы жизни Модильяни его картины, наконец, стали продаваться. У Амедео с Жанной появились деньги, она забеременела вторым ребенком, и казалось, что дела пошли в гору. Увы, но внезапная болезнь оборвала жизнь художника, вслед за которым ушла и его возлюбленная - уже по собственной воле. После смерти обоих родителей дочь Модильяни забрала к себе сестра Амедео.

Завет

«Счастье - это ангел с печальным лицом».


Телесюжет о жизни Модильяни

Соболезнования

«Все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете».
Анна Ахматова, поэтесса

«Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее даже, он был последним истинным представителем богемы».
Людвиг Мейднер, художник

Модильяни Амедео

(род. в 1884 г. - ум. в 1920 г.)

Знаменитый итальянский художник, скульптор и рисовальщик, чье неповторимое искусство оставалось непризнанным при жизни. Глубину его трагедии оценила единственная женщина - Жанна Эбютерн, разделив с ним одиночество и смерть.

«Я думаю, что человек - это мир, который порой стоит любых миров», - писал своему другу и бессменной «палочке-выручалочке» Леопольду Зборовскому неповторимый художник Амедео Модильяни. В его удивительных полотнах за подчеркнутой условностью и намеренным упрощением, под прозрачно-ясной или нарочито затуманенной поверхностью изображения скрывались захватывающие глубины человеческих душ. Необычные, странные, но такие притягательные портреты увлекают страстной настойчивостью поэтического языка, нашептывают, подсказывают, что же является самым главным, самым тайным в человеке. Модильяни был поэтом в мире живописного изображения людей. Их лица и фигуры, на первый взгляд совершенно не похожие на оригиналы, оказывались легко узнаваемыми «изнутри». Художник чувствовал и понимал их тоску и мечту, их затаенную боль или презрение, забитость или гордыню, вызов или покорность.

Первым увидел это в его картинах Жан Кокто: «Модильяни не вытягивает лиц, не подчеркивает их асимметрии, не выкалывает человеку почему-то один глаз, не удлиняет шею. Все это складывается само собой в его душе. Так он рисовал нас за столиками в „Ротонде“, рисовал без конца, так он нас воспринимал, судил, любил или опровергал. Его рисунок был молчаливым разговором. Это был диалог между его линией и нашими линиями». Но только ближайшие друзья оценили художника при жизни. И женщины… Для них он был «тосканским принцем», тем мужчиной, который даже в обнаженной оболочке их тел видел не только прекрасную плоть, но и души.

Для Модильяни судьба уготовила тяжелую, неприкаянную, полную поисков своего пути жизнь. Первой почувствовала это его мать, Евгения Гарсен-Модильяни. Амедео появился на свет 12 июля 1884 г. как раз в тот момент, когда в Ливорно в дом его родителей явились судебные исполнители, чтобы забрать за долги имущество этой несчастной еврейской семьи. По итальянским законам вещи роженицы были неприкосновенны, и поэтому на кровать к мучающейся женщине родственники свалили все самое ценное, что было в доме. Мать увидела в этом дурное предзнаменование для новорожденного. Дэдо, так ласково звала она сына, был четвертым и самым любимым ребенком в семье. Мать он обожал всю жизнь за ее редкостные человеческие качества характера и ум. Своим образованием Амедео был обязан только ей. Евгения Гарсен, воспитанная в атмосфере полной свободы, в среде, где больше ценился ясный ум и талант, чем деньги, сумела сохранить эти качества и привить их детям в тягостной атмосфере семейства Модильяни, где кичились, что когда-то были «банкирами пап».

Отца Амедео не любил. Неудачливый коммерсант Фламинио Модильяни торговал дровами и углем и владел скромной маклеровской конторой, связанной с добычей серебра на Сардинии, но вести дела не умел. Надеяться, что он обеспечит семью, жене не приходилось. И она, чтобы прокормить себя, своих сестер, престарелого отца и детей - Эммануэле, Маргариту, Умберто и Дэдо, - взяла в свои руки спасение разоренного дома. Великолепное знание европейской литературы и нескольких иностранных языков позволило ей с успехом заняться переводами и одновременно давать уроки детям. Вскоре она организовала на дому настоящую частную школу французского и английского языков, пользовавшуюся большой популярностью в городе. Для какого-то американца, решившего заняться литературоведением, Евгения Гарсен готовила многочисленные статьи, что позволило тому получить университетскую кафедру. Амедео рос в творческой обстановке. Впоследствии, уже живя в Париже и потрясая всех знанием языков, литературы и общей эрудицией, он с гордым смешком заявлял, что это естественно для «сына и внука банкиров» по отцовской линии и потомка философа Баруха Спинозы по материнской (его прабабка была урожденной Спинозой и, возможно, состояла в родстве с семьей философа, у которого не было детей).

Евгения Гарсен внимательно следила за развитием сына. Когда ему исполнилось два года, она записала в дневнике, что он «немного избалован, немножко капризен, но хорош собой как ангелок». Дэдо был скорее очаровательным чертенком, вспыльчивым и неуравновешенным, и только рядом с матерью оставался тихим и послушным, боясь огорчить ее. Лишь благодаря этому он успешно сдавал экзамены в лицее при всей его неохоте к учебе. Любимым занятием мальчишки было чтение. Философские книги Ницше, Бергсона, Д’Аннунцио, Спинозы, Уриеля д’Акосты, поэзия Леопарди, Верлена, Вийона, Рэмбо, Данте, Малларме создали отчаянного романтика и упрямого труженика, навсегда внесли смятение в его душу и заставили искать свой единственный, неповторимый путь.

О юном «философе», как звали его домашние и друзья, мать писала в 1895 г.: «Характер этого ребенка еще недостаточно сформировался, чтобы я могла высказать о нем определенное мнение. Посмотрим, что еще разовьется из этого кокона. Может быть, художник?» Она была провидицей. Сын рос слабеньким, часто болел. Плеврит и перенесенный тиф осложнились туберкулезом. Возможно, мать считала, что живопись будет для него лучшей профессией, даже не подозревая, по какому тяжелому пути поведет его талант.

В 1898 г. Амедео, бросив лицей, поступил в мастерскую ливорнского последователя импрессионистов Гульельмо Микели и обрел серьезные технические навыки. Через год обучение было прервано жестокой вспышкой туберкулеза. Лечение на юге Италии затянулось - не без пользы для таланта Амедео. Он побывал с матерью в Торе дель Греко, Неаполе, Амальфи, на Капри, в Риме. Все увиденное произвело на юношу огромное впечатление, и ранней весной 1902 г., утвердившись в своем желании стать художником, он поступил в «Свободную школу рисования с обнаженной натуры», а через год продолжил обучение, но уже в Венеции. Амедео полюбил эти города, а с ними и всю Италию и искусство старых итальянских мастеров - такое поэтичное и тонкое. Его влекла живопись и скульптура, завораживали формы и линии, через которые можно было выразить глубины человеческой личности. Он очень серьезно относился к поискам выразительного языка в своем творчестве.

В этом состоянии смятения в 1906 г. Амедео прибыл в Париж. Мать, никогда не сомневавшаяся в его одаренности, наскребла ему небольшую сумму на первое время. Модильяни появился среди молодых художников, живущих на Монмартре своеобразной колонией, как принц из сказки. Он был ослепительно красив. Черные большие глаза лихорадочно сверкали на матово-смуглом лице, окаймленном слегка вьющимися иссиня-черными кудрями. Его летящая походка, гармоничный облик и «горячий» голос привлекали всеобщее внимание. Он был аристократически вежлив, но в то же время прост и общителен. За южной экспансивностью не сразу замечалась постоянная тревога. Амедео легко сходился с людьми. Обаятельный и умный, он участвовал в постоянных спорах о веяниях современного искусства, живо интересовался творчеством Пикассо, Матисса, Вламинка, Дерена, отстаивал право на существование творений старых мастеров, но сам не примкнул ни к одному из течений. Модильяни искал и совершенствовал свой неповторимый стиль.

Неправдоподобная условность, недосказанность и даже «неточность» имели свою притягательную властность. Плавная мягкая или твердая утрированная линии, «ведущие за собой цвет», создавали ощущение глубины, «видимость невидимого», очерчивали «модильяниевскую телесность». Художник умел заставить краски дышать, пульсировать, наливаться изнутри живым естественным цветом. Его поиски не были художническими ухищрениями. Многочисленные портреты и «ню» (обнаженная натура) получали психологическую определенность, при всей внешней схожести переставали быть бездушными и безликими. В них всегда угадывались «и характер, и судьба, и неповторимость душевного склада» человека. Ведь Модильяни - «великому сострадателю», как его называли друзья, было свойственно «мучительное, напряженное вглядывание в людские души». «Человек - вот что меня интересует. Человеческое лицо - наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», - говорил живописец, щедро растрачивая себя. Каждый портрет, каждый набросок становился частью его души, его боли.

Работы Модильяни не были замечены ни в многочисленных Салонах, ни на выставках независимых, ни на персональных выставках, организованных для него друзьями. Он оставался непонятым до конца жизни широкой публикой и богатыми торговцами картинами. Художник никогда не искал выгодных заказов и не опускался до рисования вывесок. Он был нищ материально и богат духовно. И этот разлад между внутренним и внешним тоже сжигал его. Амедео не умел бороться за себя и отстаивать свое искусство, - он жил в нем. Лучшими его друзьями становились такие же отверженные и неприкаянные таланты. Он любил их рисовать, как и простых прачек, белошвеек, циркачек, проституток, цветочниц. Модильяни видел их чистые, незапятнанные бытом и грязью профессий души в сумятице чувств и поступков. Он любил и понимал этих отверженных и возвеличивал своим искусством. Его портреты - это Моцарт и Достоевский в красках.

А жизнь стремительно летела под откос. Модильяни, казалось, не замечал этого. Зато видели другие. Всего за несколько месяцев пребывания в Париже он из элегантного денди в модном костюме превратился в бродягу в измятой одежде, но с неизменным красным шарфом или платком. И это неудивительно, ведь первым, с кем сблизился Амедео, был Морис Утрилло, талантливейший художник, у которого даже камни и штукатурка зданий оживали на полотнах. Он привлек Модильяни своей детской ранимостью, незащищенностью и потянул за собой в алкогольный омут. Но рядом с Морисом всегда была мать, известная в прошлом цирковая акробатка Сюзанна Валадон, позировавшая Ренуару, Дега, Тулуз-Лотреку, а теперь знаменитая художница. Она успевала вытянуть сына со дна. Амедео некому было помочь, да он и не принял бы ничьей помощи.

Полунищий Модильяни жил впроголодь, ютился в холодных трущобах, а свои рисунки отдавал за стакан дешевого вина. Но не было дня, чтобы он не работал, только на картины покупателей не находилось. Часто модели позировали ему без оплаты, сердобольные женщины подкармливали своего «тосканского Христоса» и согревали его постель.

Амедео нравился женщинам. Их подкупали его обходительные манеры. Он умел подарить скромный букетик фиалок с таким благородством и признательностью, словно это были драгоценные камни.

Но чаще всего Модильяни питался из рук вон плохо и спал, где придется. Средств, высылаемых матерью, хватало не надолго. Деньги он не ценил и, не раздумывая, делился с нуждающимися. Особенно трудно стало сводить концы с концами, когда Амедео, познакомившись со скульптором К. Бранкузи, опять решился заняться ваянием (1909–1913 гг.). Он всегда мечтал придать линейному рисунку живость и пульсирующую чувственность «дышащих» объемов. Увлеченный негритянским примитивом и египетской пластикой, которые были близки абрисам его живописных моделей, Модильяни придавал своим скульптурам «облачную нежность» в «полусонной блеклости золотисто-розовых тонов» песчаника и дерева (знаменитые «Головы»). Но каменная пыль резко ухудшила состояние его больного горла и легких. Тетка, Лора Гарсен, навестив любимого племянника в «Улье», где он жил в нищенской комнатенке общежития художников, пришла в ужас. Он был на грани физического и нервного истощения.

Почти год Модильяни восстанавливал силы в родительском доме в Ливорно. Но для настоящей работы ему требовался «большой город» - Париж, куда он вернулся. Весной 1910 г. туда же в свадебное путешествие приехали Анна Ахматова и Николай Гумилев. Встреча Амедео и Анны произошла в одном из кабачков, где собиралась юная богема - художники и поэты, в том числе и много русских. Он показался ей очень живописным мужчиной рядом с изящным, талантливым, но нелюбимым мужем. В своих воспоминаниях Ахматова писала: «И все божественное в Амедее только искрилось сквозь какой-то мрак. У него была голова Антиноя и глаза с золотыми искрами - он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет».

Два художника, кисти и слова, почувствовали невероятную магическую силу притягательности друг к другу. Они любили одних и тех же поэтов. Амедео с упоением слушал русскую поэзию, восторгаясь звучанием непонятного языка. Царственная красота юной поэтессы приводила в восторг его утонченный вкус художника. По признанию Ахматовой, она «видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз», ведь рядом был муж. А всю зиму он писал ей полные страсти и любви письма. Для нее Амедео был далеким и в то же время близким, он присутствовал незримо в каждой стихотворной строчке.

В пушистой муфте руки холодели.

Мне стало страшно, стало как-то смутно.

О, как вернуть вас, быстрые недели

Его любви, воздушной и минутной!

По возвращении в Россию в сельской тиши под напором «глубоко пережитого чувства» у Ахматовой рождались строки, которые стали бесценным сокровищем поэзии. Они переписывались, а в самый разгар поэтического успеха и признания Анна вновь уезжает в Париж (1911 г.). На этот раз одна.

В воспоминаниях поэтессы не найти и намека на какую-либо интимность встреч. Спокойные прогулки в Люксембургском саду или в Латинском квартале. Тихий дождь, барабанящий по старому черному зонту. Два человека, тесно прижавшись, сидят на бесплатной лавке и читают стихи. Чинные мемуары звучат безлико. Но искусство не обмануть.

Мне с тобою пьяным весело -

Смысла нет в твоих рассказах…

Осень ранняя развесила

Флаги желтые на вязах.

Оба мы в страну обманную

Забрели и горько каемся,

Но зачем улыбкой странною

И застывшей улыбаешься?

Мы хотели муки жалящей

Вместо счастья безмятежного…

Не покину я товарища

И беспутного и нежного.

Модильяни рисовал Анну. Из 16 рисунков, подаренных ей, она бережно хранила лишь один. Пристойный. Судьба остальных долгое время оставалась неизвестной. Ахматова говорила, что они сгорели в царскосельском доме. Но… «…На сером полотне возникла странно и неясно» царственная голова с челкой, длинная шея и обнаженное прекрасное тело. Именно такой предстала Анна на картине «Обнаженная с кошкой» (рис. № 47), выставленной на лондонской выставке 1964 г. А осенью 1993 г. в Венеции впервые состоялась выставка работ Модильяни из коллекции его друга и почитателя таланта П. Александра. 12 рисунков атрибутированы Августой Докукиной-Бобель как изображения Ахматовой. Эти прекрасные «ню» - свидетельства истинных чувств Анны и Амедео. О благопристойных воспоминаниях поэтессы откровенней всего высказался И. Бродский: «„Ромео и Джульетта“ в исполнении царственных особ».

Ахматова вернулась в Россию. Она жила ожиданием писем, но их не было. Жизнь Амедео заполнили другие женщины. А еще он тонул не только в алкогольном, но и в и гашишном угаре, к которому пристрастился еще в Венеции. В письмах к своему другу Зборовскому Модильяни то обещал избавиться от зависимости, то признавался: «Алкоголь изолирует нас от внешнего мира, но с его помощью мы проникаем в свой внутренний мир и в то же время вносим туда внешний». И ни одна женщина не могла ему помочь. Они любили его таким, каким он был: нежным и ласковым, когда был трезв; буйным и жестоким в пьяном угаре. Но долго рядом с ним никто не выдерживал.

Почти два года (1915–1916 гг.), на которые пришелся наивысший подъем в творчестве художника, Модильяни жил с английской поэтессой и журналистской Беатрис Хестингс (наст, имя - Эмили-Элис Хэй). Они представляли странную пару. Высокая, статная рыжеволосая красавица в стиле Гейнсборо, всегда элегантно, но причудливо одетая, и Амедео - в живописных обносках, чуть помоложе ее и божественно красивый. Их жизнь была далека от семейной идиллии. Два буйных темперамента скрещивались так, что дрожали стены, летала домашняя утварь и приходилось вставлять стекла. Беатрис была самодостаточной женщиной и обладала многими талантами: выступала как цирковая наездница, писала стихи, прекрасно пела (регистр ее голоса был растянут от сопрано до баса), была одаренной пианисткой, в литературных кругах ее ценили как умного и «беспощадно остроумного» критика. Она, по собственному признанию, «безумно любила своего беспутного друга». Друзья признавали, что только Беатрис могла привести в чувство буянящего Амедео, но она и сама любила выпить.

Модильяни видел в ней двух женщин. Одна была необходима ему - и на картинах она беспомощна, обижена, очень женственна, без эпатажа и бравады. Другую он ненавидел и рисовал как карикатуру - угловатой, недоброй, надутой, колючей. Но талант художника она ценила: «У меня есть каменная голова работы Модильяни, с которой я не расстанусь и за сотню фунтов. А выкопала я эту голову из свалки мусора, и меня же назвали дурой за то, что я ее спасла. Эта голова с покойной улыбкой созерцает мудрость и безумие, глубокое милосердие и легкую чувственность, оцепенение и сладострастие, иллюзии и разочарования, замкнув все это в себе, как предмет вечного размышления. Этот камень читается так же ясно, как Экклезиаст, только его язык утешительный, потому что нет мрачной безнадежности в этой чуждой всякой угрозы, светлой улыбке мудрого равновесия».

После «побега» от Модильяни Беатрис постепенно деградировала, а в его жизнь в 1916 г. вошла юная, тихая канадская студентка Симона Тиру. Она зарабатывала на учебу, позируя многим художникам, но душой и сердцем прикипела к Амедео. Любила его самозабвенно, но с ней он почему-то был особенно жесток. Робкие просьбы девушки быть мягче и меньше ненавидеть ее художник оставил без внимания и сына не признал. (Как утверждает Жанна Модильяни в своей книге об отце, ребенок, родившийся у Симоны и усыновленный после ее смерти в 1921 г. французской семьей, удивительно похож на Амедео и, по всей видимости, является ее сводным братом.)

Модильяни безжалостно расстался с Симоной и больше переживал, что не может работать с камнем. Все чаще его видели безобразно пьяным. Он скандалил, громогласно распевал песни и декламировал, пускался в буйные танцы. Непонимание, непризнание, неприкаянность, нищенское существование таланта выплескивались в неистовстве движений, которые так правдиво передал Жерар Филип в фильме «Монпарнас, 19», сыграв роль проклятого гения. Французы так и звали его «Моди» (maudit - проклятый). Наверное, даже самые близкие друзья, среди которых было немало признанных и отверженных до времени талантов (Л. Зборовский, Д. Ривера, X. Сутин, М. Жакоб, М. Кислинг, Ж. Кокто, П. Гийом, О. Цадлин, М. Вламинк, М. Талов, П. Пикассо, Ж. Липшиц, Б. Сандар и многие другие), не осознавали глубины дисгармонии, царившей в душе художника.

В своем зрелом творчестве (1917–1920 гг.) Модильяни достиг совершенной прозрачности, ясности и насыщенности живописи. Непрерывный, непрекращающийся портретный поток просто поражает. Словно небрежный, в несколько штрихов, набросок раскрывал душу модели. Ж. Кокто сравнивал Модильяни «с теми презрительными и надменными цыганками, которые сами присаживаются за столик и гадают по руке». Он никогда не выходил из дома без привычной голубой папки и карандашей. Спрятаться от его проницательного взгляда не мог никто. Он рисовал без подготовки и без поправок. Друзья, желающие ему помочь, заказывали свои портреты (других заказов он не принимал, а работы дарил или оплачивал ими счета), но не слишком преуспели. Модильяни писал портрет за 3–4 часа, в один сеанс, который оценивал в 10 франков. Знаменитый художник Л. Бакст так говорил о подготовительном рисунке, который Амедео создал в несколько минут: «Посмотрите, с какой точностью это сделано. Каждая черта лица как будто выгравирована иглой, и ни одной поправки!» Каждый рисунок был маленьким шедевром, и Модильяни, словно богач, не скупясь, раздавал их сотнями.

Контраст между гармоничностью и целостностью творческого видения художника и духовной безысходностью глубже всех поняла и оценила Жанна Эбютерн. Амедео познакомился с ней в июле 1917 г. И как можно было пройти мимо этой усердной начинающей художницы, трудолюбивой, спокойной и боготворящей его талант! Он, конечно, порастратил свою юношескую красоту: волос поубавилось, во рту чернели зубы, да и тех недоставало. Только лучистый взгляд и одухотворенность алебастрово-белого лица выдавали прежнего покорителя женских сердец. Для него 19-летняя Жанна была идеальной моделью. Маленькая шатенка с тяжелыми косами цвета темного золота, удлиненными, точно сошедшими с его картин пропорциями лица, шеи, тела и прозрачно-бледной кожей. «…Она казалась радом с ним неожиданной. Она была похожа на птицу, которую легко вспугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех будто удивленно», - вспоминал И. Эренбург. Ее ум характеризовали как трезвый и скептический, а юмор называли горьким. Она сама была индивидуальностью с превосходными художественными задатками и душу Амедео читала, как книгу. Ради него Жанна оставила свою благополучную семью, которая считала, что полунищий, непризнанный, пьющий живописец, живущий как перекати-поле, и к тому же наполовину еврей, ей не пара. Но тихая девушка обладала такой силой характера, что, полюбив, она оставалась верной и преданной до конца, презрев все трудности, выпавшие на ее долю.

Дом Амедео и Жанны был скорее похож на нищенскую лачугу. Попытки наладить быт были заранее обречены на провал. Модильяни не признавал шкафчиков, полочек, салфеточек. Неудачей окончились и все робкие попытки спасти любимого от главной беды - вина и гашиша. Жанне часто приходилось разыскивать по кабачкам буянящего Амедео и с материнской заботой вести в дом, чтобы он не бродил по ночным улицам. Глядя на его одичалый взгляд, белые губы, исхудалое тело, заходившееся в жутком кашле, ему многое прощали и подносили очередной стакан вина. Жанне часто приходилось терпеть пьяные побои, но она никогда не жаловалась, потому что знала, что за буйным нравом скрывается истекающее болью сердце, непризнанный гений и прекрасный друг. Он обладал таким даром понимания людей, что за всю жизнь с ним не рассорился ни один человек.

Жанне не удалось заставить Амедео серьезно заняться своим здоровьем. В марте 1918 г. Л. Зборовский, добровольный маршан («торговец картинами»), посвятивший свою жизнь Модильяни, и примирившиеся с дочерью родители отправили их на лечение в Ниццу. Жанна ждала ребенка, и Амедео поехал скорее ради нее. Здесь 29 ноября родилась девочка, которую назвали, как и мать. «Очень счастлив», - писал Модильяни родственникам в Ливорно, но свое отношение к жизни не изменил. В письме к Зборовскому он откровенничал: «Ах, эти женщины!.. Лучший подарок, который можно им сделать, это ребенок. Только не надо с этим спешить. Им нельзя позволять переворачивать вверх дном искусство, они должны ему служить. А наше дело следить за этим».

А ведь Жанна была не только преданной женой, но и талантливой художницей, о чем свидетельствуют ее, к сожалению, немногочисленные пейзажи и портреты Модильяни и Марка Талова. Но в первую очередь она была любимой моделью для Амедео. Он создал множество ее портретов и карандашных рисунков. Все работы художника в этот период отличаются особой просветленностью и наиболее гармоничны из всего, что он создал. Чего нельзя сказать о его жизни. Когда озабоченные Зборовские твердили Жанне, что Амедео нужно спасать, она медленно и убежденно произнесла: «Вы просто не понимаете - Моди обязательно нужно умереть. Он гений и ангел. Когда он умрет, все сразу это поймут».

Ничто уже не могло изменить неизбежного, и Жанна понимала это как никто. Ни неожиданно возросший спрос на его картины (особенно за пределами Франции), ни крошка-дочь, которую он любил, ни ожидание рождения второго ребенка. Смерть стояла на пороге. Жанна и Амедео знали это. Зборовский случайно увидел две незаконченные картины Жанны: на одной она вонзала себе нож в грудь, на другой падала из окна…

В середине января Модильяни, привычно пьяный, бродил по Парижу за молодыми художниками, а затем заснул на заснеженной лавочке. Домой он вернулся на рассвете и слег. Жанна, не позвав никого на помощь, молча сидела рядом. Удивленные тишиной друзья, де Сарте и Кислинг, вызвали врачей. Диагноз был неутешительный: нефрит и туберкулезный менингит. 22 января Амедео перевезли в «Шаритэ» - больницу для бедных и бездомных, где 24 января 1920 г. в 20 час. 50 мин. он скончался. В последние часы он бредил Италией и звал за собой Жанну - женщину, на которой он так и «не успел» жениться, хотя давал расписку в присутствии свидетелей, которая родила ему дочь и была на девятом месяце беременности.

Жанна молча, без единой слезы постояла над его телом и вернулась к родителям. 25 января в 4 часа утра она выбросилась с шестого этажа, уйдя к своему Амедео и унеся с собой их нерожденного ребенка.

Друзья похоронили Модильяни «как принца» (так просил его брат Эммануэле) на кладбище Пер-Лашез. Сотни людей пришли проводить его в последний путь. Через день на отдаленном парижском кладбище родители похоронили Жанну. Спустя год, по настоянию семьи Модильяни, в которой воспитывалась их дочь Жанна, невенчанные супруги упокоились под одной плитой. Рядом с именем Амедео высечено: «Смерть настигла его на пороге славы», а под фамилией Эбютерн - «Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним». Они были верны друг другу в жизни, в горе и в смерти.

Всемирная слава - это «негреющее солнце мертвых» - осветила имя Модильяни сразу после смерти, как и предсказывала Жанна (ее портрет на аукционе в Сотби был продан за 15 млн долларов). Он стал «великим», «неповторимым», «гениальным». А ведь художник был таким всегда. Его трепетный, первозданно человечный талант нельзя измерить деньгами и посмертным поклонением. Гению надо быть понятым при жизни.

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Модильяни Амедео (род. в 1884 г. - ум. в 1920 г.)Знаменитый итальянский художник, скульптор и рисовальщик, чье неповторимое искусство оставалось непризнанным при жизни. Глубину его трагедии оценила единственная женщина - Жанна Эбютерн, разделив с ним одиночество и

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

Кристиан Паризо. Модильяни ВИА РОМА, ДОМ 38 Заходящая луна играла в прятки, ныряя в облака, раздираемые крепнущим сирокко на длинные махры, лохматящиеся белесыми кометными хвостами. Укачиваемый морем, Ливорно изнывал во влажной истоме и гулком молчании южной ночи.В

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Ахматова и Модильяни Анна Ахматова - великая русская поэтесса XX века. Она родилась в 1889 году в Одессе, но почти сразу родители переехали в Царское Село. Ахматова училась в Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем, где за смелость и своенравие

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Амадео Модильяни Свирепое обжорство Рисовать женщину – это все равно что обладать ею. Модильяни Амаде?о (Иеди?дия) Клеме?нте Модилья?ни (1884–1920) – итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX – начала XX века, яркий представитель

Из книги автора

Модильяни Франко (1918-2003) Американский экономист еврейско-итальянского происхождения Франко Модильяни родился в Риме, Италия. Он был сыном Энрико Модильяни, врача-педиатра, еврея, и Ольги (урожденной Флашель) Модильяни, специалиста по детскому развитию.Окончив лицей

Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani ) - великий итальянский художник . Родился в Ливорно в 1884 году - умер в Милане в 1920 году. Принадлежал к Парижской школе живописи и .

Первые уроки живописи получил в школе Габриэле Микеле, который был учеником Джованни Фаттори. Затем посещал школу рисования при Академии художеств Флоренции, где преподавал сам Фаттори. Первые его работы - Дорога в Сальвиано, Сидящий мальчики др. - привлекли к его творчеству ценителей живописи. Уже тогда было понятно, что искусство этого художника уникально и не похоже ни на что другое.

В 1906 году Модильяни перебирается в Париж. Несмотря на то, что он не хотел жить во Франции, здесь, как нигде больше, развивалось изобразительное искусство. Кроме того, если можно так сказать, в Париже собиралась вся богема от живописи. Где, как не здесь, было жить молодому и преуспевающему художнику!? В Париже он постоянно пребывал в творческом поиске. Здесь же познакомился с творчеством Тулуз-Лотрека и Пикассо, которые очень сильно повлияли на его мировоззрение и подход к живописи. Это очень хорошо заметно из произведений того времени: Еврейка, Виолончелист. Немалое влияние на него оказало и увлечение африканской скульптурой, в которой одновременно сочетается простота, минимализм, кубизм и грация, красота, глубокий смысл.

Особенно полно раскрылся талант Амедео Модильяни в портретном жанре. Он считал, что человек — наивысшее создание природы и человеческое лицо есть самое прекрасное что есть на свете. Удивительно, но он никогда не делал портреты на заказ, а подчинялся только собственным желаниям. Писал портреты лишь тех людей, которых хорошо знал и которых хотел писать. Среди тех, кто удостоился быть запечатленным рукой мастера, были: Диего Ривера, Хаима Сутина, Макс Жакоба, Жана Кокто и др.

Девочка в голубом

Жёлтый свитер

Женщина с чёрной лентой

Кипарисы и дома

Красный бюст

Лежачая обнажённая

Молодая рыжая женщина

Портрет Жанны Эбютерн

Портрет Маргариты

Портрет Поля Александра на зелёном фоне

Средиземноморский пейзаж

Стоячая Кариатида