В помощь школьнику. Рахметов - особенный человек

Ни для кого не секрет, что в своё время роман Чернышевского «Что делать?» вызвал настоящий ажиотаж в общественных кругах. Роман о «новых людях» - обычно так именуют это произведение, оказавшее колоссальное влияние на умы российской молодёжи 60-х годов XIX века. Но кто есть эти «новые люди»?

Один из них – Рахметов, персонаж, который играет особую роль в этом романе. «Особенный человек» - так называет его автор. Рахметов является собирательным образом людей высшей «породы» того времени. Что же он из себя представляет?

Рахметов – революционер-демократ, по происхождению дворянин. Будучи юношей, поступил в университет, где сблизился с Кирсановым. Тот повлиял в значительной степени на взгляды Рахметова, после чего юноша начал изучать революционную литературу. Читал, однако, далеко не все подряд: он заявлял, что читает только «самобытное». Рахметов считал, что в каждой науке есть свои хрестоматийные источники, и только они действительно достойны внимания. Соответственно, изучал он только самые оригинальные, сочинения, первоисточники, ибо они освобождали его от необходимости изучать сотни подобных книг.

Некоторые персонажи называют Рахметова ригористом – человеком, неуклонно следовавшим своим принципам и внутренним установкам. И это действительно так. Будучи аристократом по происхождению, Рахметов не позволял себе жить на широкую ногу: ел, кроме говядины, только самые дешёвые продукты, спал на войлоке. «Не имею права тратить деньги на прихоть, без которой могу обойтись», - заявлял он. Мало того, Рахметов долгое время трудился на тяжелых работах, чтобы на своей шкуре испытать все те невзгоды, трудности и лишения, которые выпадают на долю бедных людей. В этом и заключается суть его аскетизма: он считал, что не может жить отлично от того, как живет простой народ.

Всего себя Рахметов отдавал делу во благо народа: никогда не терял время попусту, изучал соответствующую литературу, даже времени на общение с людьми тратил не больше необходимого. В этом отражается одна из главных черт его характера – рациональность. Порой его рациональность доходила до крайности: однажды он полюбил женщину, однако серьезных отношений с ней не начал – по его словам, это могло ему «связать руки». Он имел в виду, что любовь была бы преградой для его революционной деятельности. Поэтому возлюбленную он покинул; еще несколько месяцев после расставания пытался подавить в себе чувство любви, ходил подавленный и угрюмый. И это только один из случаев его самоограничения и самопожертвования.

Очевидно, что Рахметов – это персонаж, на которого нужно равняться. Непоколебимость воли, твердое следование принципам, разумность, честность – это те качества, которые должен стремиться приобрести каждый из нас.

Вариант 2

Рахметов предстает перед нами в главе «Особенный человек», однако чувствуется, что он был самым главным в произведении.

Мы видим, что герой начал перерождаться будучи юношей. Домочадцы его были крепостными, и поэтому, замечая и испытывая на себе нравы крепостного права, наш персонаж стал думать о правде. От Лопухова и Кирсанова Рахметов отличался, прежде всего, сильной волей и твердым характером, проявляющиеся в процессе подготовительных действий в революционной борьбе. Когда он мечтал о революции, то у него появлялось все больше мыслей о том, как нужно действовать. Он активно стремился к сближению с простыми людьми. Это заметно из его поездок по родным просторам, занятий физическим трудом, ограничения в личной жизни.

В народе Рахметова называли Никитушкой Ломовым, показывая тем самым симпатию к нему. Он считает, что крестьян и рабочих нужно уважать и пробует познать те трудности, которые выносят они на своих плечах. Автор наградил главного героя строгостью к себе и неприметной внешностью. Вера Павловна вначале считает его невеселым человеком, но познакомившись с ним поближе, стала утверждать, что от него веет добротой и нежностью.

Рахметов никогда не отходит от принятых норм поведения. Его подготовка себя к революционной борьбе чувствуется как с моральной, так и физической стороны. Проведя всю ночь на гвоздях, он решил испытать себя, сможет так сделать или нет. Выходец из дворян, герой продает свое наследство, так как не хочет принимать интересы аристократического общества. Обладая огромным мужеством, он отказывается от счастья и любви. Именно такого человека видел Чернышевский предводителя революционеров. Его образ повлиял на последующие поколения людей с новыми и прогрессивными взглядами в России и на Западе.

Мне близок и интересен образ Рахметова, потому что он располагает теми качествами, которых не было у Базарова. Особое восхищение у меня вызывает его независимость, устойчивость и, конечно же, то, что он умел подчинять свою жизнь выбранному идеалу.

Сочинение Рахметов в романе Что делать?

Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего персонажа, он глубоко симпатичен ему. Рахметов наделен невероятными чертами характерами.

По происхождению этот человек был аристократом, его идеи и мысли были демократической направленности. Сам Чернышевский говорит о своем герое, что таких людей осталось совсем немного.

Стоит отметить, что персонаж Чернышевского не сразу был наделен всеми вышеперечисленными чертами. Когда он только приехал в Петербург, он был обыкновенным молодым человеком без особых ярких идей, планов на будущее, мечтаний, но потом у Рахметова происходит знакомство с Кирсановым. Именно он познакомил нашего персонажа с учением социалистов-утопистов. Это учение буквально перевернуло все мировоззрение Рахметова, оно и сделало его человеком особенным. Не последнюю роль сыграло и учение Фейербаха, который также поразил его своими идеями.

Рахметов невероятно быстро осваивает и запоминает то, что ему говорят, он поражает своими способностями Кирсанова. У него пытливый ум, он наблюдателен, Рахметов работает в самых разнообразных сферах, он не чурается любой работы. Бурлаки даже прозвали Рахметова именем волжского богатыря, настолько он был близок к народу.

Он ограничивает себя во многих вещах, нарочно заставляет себя терпеть физические страдания. В тайне Рахметов готовился к революции, у него даже было несколько людей, которые были заинтересованы в революционной деятельности. Ради революции он даже смог отказаться от любимой женщины. Он считал, что его прямой обязанностью является работа и деятельность, а позволить себе связать себя с женщиной он не мог. Его самой главной задачей была борьба за благополучие и счастье народа. И, стоит отметить, это у него получалось очень хорошо. Многие люди черпали силы у Рахметова, восхищались им, он служил для них примером. Ему самому было невероятно интересно исследовать их жизнь, наблюдать, изучать их жизнь.

Пожалуй, в определенный период у нас в стране всегда были люди, которые отличались умом, способностью предвидеть те или иные обстоятельства, прозорливостью. К сожалению, мы не можем сказать, что таких людей много, но к ним нужно прислушиваться, задумываться над каждым словом, быть предельно внимательными.

Несколько интересных сочинений

  • Мой любимый предмет Литература сочинение-рассуждение 5 класс

    Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби

  • Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!

  • Сочинение Подснежник 4 класс

    Подснежник - красивый цветок весны. Все вокруг просыпается после долгого зимнего сна. На деревьях еще нет листьев. В лесах на полянках еще лежит снег, но цветочек уже пробивает себе дорогу к солнышку.

  • Кино и театр – два самостоятельных вида искусства. Каждый из них изображает жизнь своими средствами. Театр появился задолго до появления кино. Еще в Древней Греции на подмостках ставили трагедии Софокла и Эсхила

  • Образ Януша В дурном обществе Короленко сочинение

    Януш – седобородый нищий старик, который приютился в подвале заброшенного замка, потому что у него не было собственной квартиры, также он являлся слугой графа. В самой повести Януш считается второстепенным персонажем

"Что делать?" Н. Г. Чернышевского - произведение о новоявленных, современных писателю, людях, об их необычной для того общества жизни. То была передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция, вышедшая из разночинцев. Это были настоящие люди дела, пытавшиеся завоевать счастье для людей в битве с существовавшими незаслуженными социальными устоями. Они любили трудиться, страстно были увлечены и преданы науке, их моральные идеалы благородны и возвышенны. Эти люди создают личные взаимоотношения на обоюдном доверии и уважении. Разночинцы не испытывают сомнений в борьбе, не уходят от трудностей, ведут битву за идеал ясного и светлого будущего, за наилучшую жизнь. В их среде четко вырисовывается личность "особенного человека" Рахметова. Наверняка, стремясь веско обосновать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна в самом деле люди ординарные, обыкновенные, Чернышевский вводит персонаж титанического героя Рахметова, которого сам считает выдающейся и незаурядной личностью и именует необычным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Подобных людей чрезвычайно немного: их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье; они любят все человечество, страдают от всякой совершающейся несправедливости, чувствуют в собственной душе огромное горе - плачевное прозябание миллионов людей и предаются выздоровлению от данного недуга со всем своим пылом.

Рахметов стал подлинным образцом всесторонне развитого человека, порвавшего со своим классом и нашедшего в жизни простого народа, в борьбе за его счастье свой идеал, свою цель. Критики писали: "Еще в ранние студенческие годы формировался ригоризм особенного человека, то есть вырабатывались привычки к суровому, непреклонному соблюдению оригинальных принципов и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни". Путь обыкновенного, хорошего, доброго и честного юноши-студента начался с чтения книг, с выработки нового взгляда на жизнь. Он прошел школу политического воспитания у студента-разночинца Кирсанова. Книги для чтения, рекомендованные Кирсановым, Рахметов брал в книжных магазинах. После чтения таких книг он укреплялся в мысли о необходимости скорейшего улучшения материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса.

Рахметов учится и работает у себя на Родине, а не за границей. Учится он у русских людей, занятых повседневным трудом. Ему необходимо в первую очередь знать, насколько материально стеснена их жизнь по сравнению с его собственной жизнью. С семнадцати лет он приобщается к суровому образу жизни простого народа. В юности несколько часов в день работал чернорабочим: возил воду, таскал дрова, копал землю, ковал железо. Окончательно уважение и любовь простых людей Рахметов приобрел во время трехлетних странствий по России, после того как прошел бурлаком всю Волгу. Товарищи по лямке ласково окрестили его Никитушкой Ломовым.

Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физическую выносливость и духовную стойкость, необходимые для будущих испытаний. Уверенность в правоте своих политических идеалов, радость борьбы за счастье народа укрепляли в нем дух и силы борца. Рахметов понимал, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть, и поэтому заранее готовил себя к ней. Мне кажется, не требуется больших усилий и особого воображения, чтобы понять общий характер деятельности Рахметова: он постоянно занимался чужими делами, личных дел у него просто не было, это все знали. Рахметов занимался делами других людей, он всерьез работал для общества. Он вообще обладал множеством отличительных черт. Например, вне своего круга он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других, имеющими авторитет. И трудно было отмахнуться от Рахметова, если он задумал ради дела с кем-то познакомиться. А с ненужными людьми он вел себя просто-напросто по-хамски.

Рахметов ставил невообразимые опыты над своим телом и до смерти пугал этим свою хозяйку Аграфену Антоновну, сдававшую ему комнату. Он не признавал любви, подавлял в себе это чувство, не желая допустить, чтобы любовь связала его по рукам и ногам. Рахметов отказался от любви во имя великого дела.

"Да, смешные люди, даже забавные... Мало их, но ими расцветает жизнь всех вокруг; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают возможность всем людям дышать, без них люди задохнулись бы."

Писатель-демократ Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: "Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Однако время обнаружило несостоятельность социалистических идей. И в настоящий момент нам становится понятно, зачем вожди Октябрьского переворота выбрали Рахметова своим идеалом. Они выковывали такие качества характера, с какими им было благоприятно вершить бесчеловечные поступки: не жалели ни себя, ни тем более других, выполняли приказания с холодящей слепой четкостью непоколебимого двигателя, смотрели на инакомыслящих, точно сверхчеловеки на недочеловеков. В итоге Россия была потоплена в крови, а мировое сообщество было потрясено изуверством революционных актов.

Современная Россия находится снова на пути к цивилизованному будущему. И остается только лишь мечтать о том, чтобы в этом нашем будущем было меньше "особенных" людей, а побольше обыкновенных и простых: добросердечных, улыбающихся, веселых, живущих своей личной жизнью. Хочется, чтобы это все-таки нашло отражение в действительности.

РАХМЕТОВ

РАХМЕТОВ - центральный персонаж произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863).

Р. отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского - от тради ционных психологических романов. В журнале «Эпоха», издававшемся М.М. и Ф.М. Достоевскими, о Р. писали как о «каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе» (Н.Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую ступень, являясь единственным представителем «особенных» людей - пропорционально тому, как в жизни автор, по его словам, «встретил до сих пор только восемь образцов этой породы». Некоторая черта «уже соединяла их в одну породу и отделяла от всех остальных людей», попросту говоря - участие в подпольной революционной работе. Не зная «эзопова языка» Чернышевского, невозможно понять, зачем Р. вел «самый суровый образ жизни», «занимался чужими делами или ничьими в особенности делами», в «сборных пунктах» приятелей «знакомился только с людьми, имеющими влияние на других», «мало бывал дома, все ходил и разъезжал».

От «новых людей» «особенный человек» отличается многим. По происхождению он не разночинец, а дворянин, «из фамилии, известной с XIII века»; не обстоятельства, а только сила убеждений заставляет его идти против своей Среды. Он переделывает как умственную, так и физическую свою природу, поддерживает «в себе непомерную силу», потому что «это дает уважение и любовь простых людей». Он начисто отказывается от личных благ и интимной жизни, чтобы борьба за полное наслаждение жизнью была борьбой «только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности». Отсюда и прозвище Р. - «ригорист» (от лат. «rigore» - жестокость, твердость), под которым он впервые появляется в VI разделе третьей главы книги. Ригоризм жизненный вытекает из ригоризма мыслительного: «Все великие теоретики были людьми крайних мнений», - писал Чернышевский в статье «Граф Кавур». Р. служит живым воплощением теории «расчета взаимных выгод», реализуя потенции, заложенные в «новых людях». Важно и то, что ближайшим литературным предшественником Р. является Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети». Сохраняя некоторую стилистическую преемственность, Чернышевский в то же время показал, что Р. отличается от Базарова наличием позитивной точки приложения своих сил и имеет возможность действовать среди единомышленников.

Образ Р. построен на парадоксальном сочетании несочетаемого. Предельная хронологическая конкретность его биографии, служащей точкой отсчета и для многих других событий книги, соседствует со значительными событийными лакунами; второстепенное действующее лицо, он оказывается «поважнее всех... взятых вместе»; крайний материалист во взглядах, он живет и борется только за идею. Однако эта противоречивость оборачивается стилистическим разнообразием, характерным для жанра мениппеи, к которому близок роман.

При всей видимой постороннее™ образа Р. основному сюжету книги он занимает в нем осевое положение, выполняя функции посредника: между «открытой» (семейной) и «скрытой» (политико-революционной) частями сюжета, то есть между видимым и невидимым обыкновенному читателю мирами: между тем светом и этим (когда передает Вере Павловне записки от «уехавшего в Америку» Лопухова); между прошлым, настоящим и будущим (когда из «обыкновенного доброго и честного юноши»РАХМЕТОВдворянина, человека прошлого, становится «особенным человеком» будущего и знает наступление этого будущего с точностью до года); между разными частями этого мира (когда путешествует по России и за границей). Высшим проявлением мессианских свойств Р. является ожидание его приезда накануне «перемены декораций». Явный мифологический подтекст этого образа связан со структурой романа, организованной по принципу «мирового древа»: Р. и другие немногочисленные «особенные люди» спускаются с его верхнего, небесного яруса на грешную землю для ее очищения. Житийно-легендарные черты биографии Р., отсылающие к «Житию Алексия, человека Божия», к былинам о богатырях и к новейшим легендам о бурлаке Никитушке Ломове, к романтическим образам сверхлюдей, в сочетании с бытовой детализацией, призваны подчеркнуть его универсальность и абсолютную реальность.

Среди прототипов Р. чаще всего называют П.А. Бахметева (со слов самого Чернышевского), который учился у Чернышевского в Саратовской гимназии и после неоконченной учебы в земледельческом институте уехал в Европу, а затем в Океанию, чтобы создать там новый социальный строй. Образ Р., как и полагается всякому житийному образу, породил множество подражаний. Он стал эталоном профессионального революционера, на что указывал Д.И.Писарев в статье «Мыслящий пролетариат» (1865), назвав Р. «историческим деятелем»: «В общем движении событий бывают такие минуты, когда люди, подобные Рахметову, необходимы и незаменимы...»

Лит.: Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат

//Писарев Д.И. Сочинения. В трех томах. 1.1. Л., 1982; Скафтымов А.П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости

//Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972; Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973; Та-марченко Г.Е. Чернышевский-романист. Л., 1976; Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1978; Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»: Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979; Пинаев М.Т. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: Комментарий. Книга для учителя. М., 1988; Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. М., 1996.

М.А.Дзюбенко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "РАХМЕТОВ" в других словарях:

    Один из самых значимых героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) Рахметов, Салават Кипаевич См. также Ахметов … Википедия

    РАХМАТОВ РАХМАТУЛЛИН РАХМЕТОВ Рахмат, Рахмёт тюркские имена. От арабского слова рахмат спасибо, благодарность. (Ф). Рахматуллин милосердие Аллаха.(Э). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) РАХМЕТОВ Как и Рахматов, фамилия… … Русские фамилии

    Рахметов - герой романа Чернышевского Что делать? , тип аскетически самоотверженного борца. В лице Рахметова дан образ будущего революционера народовольца … Исторический справочник русского марксиста

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахметов. Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    - — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (англ. Rock climbing) вид спорта и вид активного отдыха, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Зародившись как разновидность альпинизма, скалолазание в настоящее время … … Википедия

    Соревнования в лазании на трудность Лазание на трудность вид скалолазани … Википедия

Образ Рахметова в романе Чернышевского Что делать

Истинный герой своей эпохи, перед которым «преклоняется» Чернышевский, - это Рахметов, революционер с его пламенной любовью ко всему доброму. В начале романа перед нами возникает образ Рахметова и вся невинная, приподнятая атмосфера уважения и признания, которой окружен этот герой. Все это с несомненностью свидетельствуют, что центральная тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в прославлении всей необузданной революционной энергии и подвига обычного человека, Рахметова. С образом Рахметова напрямую связано название романа «Что делать?».

Примечательно, что в «Записках» III отделения, содержащих оценки журналов 60-х годов, это знаменитое место в романе цитировалось по «Современнику» полностью, слово в слово. Анонимный автор «Записок» свидетельствовал о «восторженном» приеме, оказанном читателями роману «Что делать?». Он горько досадовал на то, что последователи Чернышевского, «нигилисты наши составили такую плотную и самовластную корпорацию, что действуют в литературном мире совершенно деспотически».

Никто еще до Чернышевского в русской, да и мировой художественной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слов о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа «Перемена декораций» высказана уверенность в близости революционного переворота. Всем существом своим опальный автор «Что делать?» ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей.

Чувством большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевский понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера - тогда еще «экземпляра… редкой породы» - и окажет сильное воспитательное воздействие на читателя. По терминологии автора «Что делать?», он рисовал Рахметовых «забавными».

«В них было много забавного, - писал Чернышевский, - все главное в них и было забавно, все то, почему они были людьми особой породы». Находившийся под судебным следствием Чернышевский вынужден был часто прибегать к эзоповому языку, больше всего на тех страницах, где он писал о Рахметове. Слово «революционер» заменяется здесь понятиями «ригорист», «особенный человек», «высшая натура». Революционная деятельность - «дело», революционные убеждения и взгляды - «оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни». Революционная пропаганда - «огненные речи Рахметова, конечно, не о любви»; царизм, помещичий строй - «обстоятельства», «старый порядок», «то, что должно погибнуть». Социализм - «золотой век», «новый порядок», «то, что должно жить», и т. д.

Тончайшими намеками автор давал понять, что его герой ведет революционную работу. Сообщив о том, что у Рахметова бездна всяких «дел, не касавшихся лично до него», Чернышевский заключает рассказ словами, из которых становится ясно, каким опасным конспиративным занятиям предается его герой: «Но часто по несколько дней его не бывало дома. Тогда, вместо него, сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душой и телом и молчаливый, как могила».

В окружении этих и тому подобных намеков, раскрывающих политическое лицо Рахметова как революционера и социалиста, Чернышевский предельно заостренно, подчеркнуто выделяет главные стороны его характера, необычность жизненной биографии.

Рахметов - потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в голове юноши еще в доме отца-деспота, причинившего много зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В студенческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и «началось его перерождение в особенного человека».

Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый колос на крошечном клочке гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей. При этом писатель не фантазировал, он знал, и знали его читатели, что революционеры - выходцы из дворянской среды - явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петрашевцев, Огарев, Герцен и т.д.).

Фигура Рахметова свидетельствовала, как далеко зашел процесс разложения внутри старого общества, внутри господствующего класса, если честные, здоровые люди отрекаются от него и примыкают к народу и революции. Рахметов закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни, под стать простому народу. Больше того, Рахметов не со стороны наблюдает быт и жизнь народа. Герой Чернышевского сам работает пахарем, плотником, перевозчиком, бурлаком. Рахметов гордится тем, что товарищи по лямке окрестили его Никитушкой Ломовым, славным и дорогим для простонародья именем волжского бурлака-богатыря. Так необычайно выпукло, заостренно представлен в романе демократизм революционера, принесший ему доверие, уважение и любовь простых людей.

Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революционному делу, Чернышевский сознательно преувеличивает спартанские, аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий. «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - говорит он, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще».

Свою готовность выдержать самые тяжелые испытания, любые страдания, даже пытки во имя революционных убеждений Рахметов проверяет тем, что однажды хладнокровно укладывается на войлок, утыканный гвоздями, и, окровавленный, проводит, таким образом, всю ночь. «Проба. Нужно… - говорит Рахметов, - на всякий случай нужно. Вижу, могу».

Рахметов не только суровый человек, но и неразговорчив, «феноменально груб», «страшно резок», а, в сущности, он деликатный, милый, веселый, нежный и добрый человек. Вредные «обстоятельства» не позволяют ему забыть «свои тоскливые думы, свою жгучую скорбь», и он редко шутит, чаще выглядит «мрачным чудовищем». Честные люди не оскорбляются его резкостью. Они любят его, верят ему. Писатель восхищается своим «забавным» героем.

В роли Рахметова запечатлены наиболее значительные стороны характера зарождавшегося в России типа революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и родине. Ожесточенная общественная борьба вокруг «Что делать?», вокруг созданных Чернышевским образов «новых людей», озлобленные нападки врагов на автора этого революционного романа и искренняя благодарность приверженцев, союзников, в свою очередь, отчетливо выявляют политическое существо типа героя - Рахметова.

Рахметов -один из главных героев романа Чернышевского “Что делать?”. Ему посвящена глава “Особенный человек”. Он представитель знатной фамилии, известной с XIII века, в чьем роду - бояре, окольничие, генерал-аншефы и другие. Его отец в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, он был деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать

страдала от тяжелого характера отца. В шестнадцать лет Рахметов стал студентом

естественного факультета, почти на три года покидал университет, занимался поместьем,

скитался по России, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими

стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья

называют Рахметова “ригористом” и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого

бурлака) - за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе.

После нескольких месяцев учебы в университете Рахметов свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

Он принял оригинальные принципы в материальной, нравственной и умственной жизни, они развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. “Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине”. А натура была кипучая. “Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна”. - “Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности”. Рахметов ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли. Единственная его слабость - сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела. Рахметов живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Рахметов сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. В ответ на насмешки автора он говорит: “Да, жалейте

меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому

хотелось бы жить”. Рахметов, вероятно, участвует в “исчезновении” Лопухова,

выступает его доверенным лицом, передавая его письмо к Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, не “предотвратил эту мелодраму”.

На образе Рахметова лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная

деятельность героя - “потаенный” сюжет романа. Знаменует она и его избранность.

Несмотря на то, что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная - представлять тип особенного “идеального” человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. что через два года после описанных в романе

событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает

свое поместье, часть денег раздает своим стипендиатам, чтобы они могли закончить

земли”.
Центральным в романе является образ Рахметова - не только “нового”, но еще и “особенного человека”, “высшей натуры”, в котором слились лучшие черты передовых людей эпохи Н.Г. Чернышевского. Будучи по происхождению аристократом,)н становится демократом по взглядам на жизнь и жизненные идеалы. Рахметов - профессиональный революционер, революционный вождь. Это “рыцарь без страха и упрека”, человек будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. “Я встретил, - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы...”

Рахметов не сразу стал “особенным человеком”. Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в “особенного человека”. “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”. Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционному действию, становится революционером, человеком “особой породы”. “Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе”, - говорит о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих занятий после того, как переходит к революционной деятельности. В двадцать два года “он был уже человеком очень замечательно основательной учености”. Читал Рахметов только “самобытные” сочинения, и это потому, что, по его мнению, “по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение - только напрасная трата времени”. Понимая, что сила вождя - в его близости к народу, Рахметов изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пильщиком,

камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге. За силу бурлаки его прозвали

Никитушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря. Рахметов готовил себя к революционной деятельности, знал, что ему придется переносить лишения, муки, быть

может, даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать

физические страдания.

Рахметов отличается редкой работоспособностью. “Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении временем положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах. Н и четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечения, отдыха ему не было нужно”. Занятия его были разнообразны, и смена их являлась для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто.

Он только упоминает о том, что у Рахметова “дел... была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали... Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него... бывали люди... часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него у него сидел и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душою и телом и молчаливый, как могила”. Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной

деятельности. Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем”. Но суровость его только внешняя. “При всей своей феноменальной грубости, он был, в сущности, очень

деликатен”, - замечает Чернышевский. “Какой это нежный и добрый человек”, - думает о нем Вера Павловна.

Рахметов отказывается во имя революционной работы от личного счастья. “Я должен подавить в себе любовь, - говорит он любимой женщине, - любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”. Рахметов борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они... соль соли земли”.

Хотя у литературного Рахметова были, по словам Чернышевского, реальные прототипы, следует отметить, что роман “Что делать?” обладает признаками утопии. Это утверждение

относится не только к образу Рахметова, к образу Веры Павловны и ее деятельности, но к

внедрению новых форм организации труда. В романе автор создал образ революционера,

полностью отказавшегося от личной жизни. Он беспощаден к себе. Но будет ли он

беспощадным к другим? Абстрактный гуманизм, приобретая силу, может превратиться в свою противоположность, когда, воинствуя, навязывает счастье людям. Литературный образ человека, беззаветно служащего утопической идее, стал идеалом для многих революционеров, этому образу поклонялись террористы-одиночки, отдельно настроенные революционные группы и целые партии.
Роман “Что делать?” был написан Н.Г. Чернышевским в 1863 году, когда он находился в Петропавловской крепости. “Что делать?” - это философско-утопический роман, созданный по законам, типичным для этого жанра. Мысль о жизни преобладает над

непосредственным изображением ее. Роман рассчитан не на чувственную, образную, а на

рациональную, рассудочную способность читателя. Чернышевский надеется, что его

роман заставит русских читателей пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять истину революционно-демократического, социалистического миросозерцания как руководство к действию. Роман явился “учебником жизни” для нескольких поколений русских

революционеров.

Создавая образ профессионального революционера, Чернышевский тоже заглядывает в будущее, во многом опережая свое время. Но характерные свойства людей этого типа писатель определяет с максимально возможной для его времени полнотой. Во-первых, он показывает процесс становления революционера, расчленяя жизненный путь Рахметова на три стадии: теоретическая подготовка, практическое приобщение к жизни народа и

переход к профессиональной революционной деятельности. Во-вторых, на всех этапах

своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей, с абсолютным напряжением

духовных и физических сил. Он проходит поистине богатырскую закалку и в

умственных занятиях, и в практической жизни, где в течение нескольких лет исполняет

тяжелую физическую работу, снискав себе прозвище легендарного волжского бурлака

Никитушки Ломова. И теперь у него “бездна дел”, о которых Чернышевский специально не распространяется, чтобы не дразнить цензуру. Главное отличие Рахметова от новых

людей заключается в том, что “любит он возвышенней и шире”: не случайно для новых

людей он немножко страшен, а для простых, как горничная Маша, например, - свой

Сравнение героя с орлом и с Никитушкой Ломовым одновременно призвано подчеркнуть и широту воззрений героя на жизнь, и предельную близость его к народу, чуткость к пониманию первоочередных и самых насущных человеческих потребностей. Именно эти качества превращают Рахметова в историческую личность. “Beлика масса честных и добрых людей... это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”. Рахметовский “ригоризм” нельзя путать с “жертвенностью” или самоограничением. Он принадлежит к той породе людей, для которых великое общее дело исторического масштаба и значимости стало высшей потребностью, высшим смыслом существования. В отказе Рахметова от любви не чувствуется никакого признака сожаления, ибо рахме-товский “разумный эгоизм” масштабнее и полнее разумного эгоизма новых людей. Вера Павловна говорит: “Но разве человеку, -такому как мы, не орлу, - разве ему до других, когда ему самому очень тяжело? Разве его занимают убеждения, когда его мучат чувства?” Но здесь же героиня высказывает желание перейти на высшую ступень развития, которой достиг Рахметов. “Нет, нужно личное дело, необходимое дело, от которого зависела бы собственная жизнь, которое... для всей моей судьбы было бы

важнее всех моих увлечений страстью...” Так открывается в романе перспектива перехода

новых людей на ступень высших, выстраивается преемственная связь между ними.Но в то же время Чернышевский не считает “ригоризм” Рахметова нормой повседневного

человеческого существования. Такие люди нужны на крутых перевалах истории как

личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие

общенародную боль. Вот почему в главе “Перемена декораций” “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с нею оказывается человек лет тридцати. Счастье любви возвращается к Рахметову после свершения революции.
Николай

Гаврилович Чернышевский был вождем революционной демократии. Все его творчество, все его философские работы и вся политическая деятельность были проникнуты единым чувством, единым стремлением: разжечь в России пламя крестьянской революции, доказать, что участие в ней есть прямой патриотический долг каждого честного человека.

Своим романом Чернышевский стремится возбудить в читателях веру в неизбежную победу социализма. Подлинный герой эпохи, перед которым преклоняется автор, - революционер Рахметов с его пламенной верой в будущее, готовностью отдать этому будущему жизнь, с его стремлением к добру. По тому, с какой любовью нарисован образ Рахметова, становится ясно, что это основной герой романа, разрешающий важнейший его вопрос.

Самое главное в романе - прославление революционной энергии подвига “особенного

человека” Рахметова. Находясь в тюремном заключении, Чернышевский не смог обрисовать революционную деятельность Рахметова и вынужден был лишь намеками давать представление о ней. Он указывает на обширный круг знакомств

Рахметова в России, на его частые отъезды из Петербурга по каким-то таинственным делам, на многочисленных посетителей Рахметова, на то, что Рахметов заранее приучает

себя к различным лишениям и даже пыткам.

Рахметов -человек, никогда не забывающий об интересах и страданиях народа, он - революционер. О людях, подобных Рахметову, Чернышевский говорит: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы... Это - цвет лучших людей, го двигатели двигателей, это - соль соли земли”. Рахметов - потомок очень древней фамилии, сын богатого помещика. В студенческие годы Рахметов познакомился с Кирсановым и

подружился с ним. С этого времени и началось его становление как “особенного человека”,

Рахметов закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни. Он наблюдает жизнь людей не со стороны, он работает пахарем, плотником, бурлаком. Он гордится тем, что его прозвали Никитушкой Ломовым (именем волжскою богатыря-бурлака). Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий, “Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - говорит он, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным

страстям, не для себя лично, а для человека вообще”.

В образе Рахметова запечатлены наиболее характерные черты зарождающегося в России

60-х годов XIX века профессионального революционера с его непреклонной волей к борьбе, с его нравственными идеалами, с благородством и бесконечной преданностью народу и России. В романе “Что делать?” впервые в русской литературе нарисована картина будущего социалистического общества, та великая цель, для достижения которой мужественные Рахметовы готовят революцию.

Образ Рахметова производил большое впечатление на читателя и служил образцом для

подражания. Жить так, как Рахметов, было мечтой каждого революционера. Роман

Чернышевского был поистине учебником для жизни рада поколений революционной

молодежи. Роман проникнут верой в неизбежность победы нового над старым.