Представителем какого литературного направления был островский. Литературные направления. Пушкин и Гоголь

Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

Литературные направления в таблицах

Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

Периодизация

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Признаки, особенности

  • Четко делятся на положительных и отрицательных.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Особенности развития в России

К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

Основные признаки литературных направлений. Представители литературы.

Классицизм - XVIII - начало XIX века

1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.

2) Гармония содержания и формы.

3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.

4) Простота, стройность, логичность изложения.

5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.

6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.

7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.

Представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция);

М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)

Сентиментализм - XVIII - начало XIX века

1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.

2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).

3) Ведущая тема - тема смерти.

4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.

5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

Представители: Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);

Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)

Романтизм - конец XVIII - XIX век

1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).

2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир)

3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).

4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.

5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.

Представители:Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия);

Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия);

В. Гюго (Франция);

В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)

Реализм - XIX - XX век

1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.

2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).

3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.

4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.

Представители: Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);

Стендаль, О. Бальзак (Франция);

А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)

Натурализм - последняя треть XIX века

1) Стремление к внешне точному изображению действительности.

2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.

3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.

4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения

5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.

Представители: Э. Золя, А. Хольц (Франция);

Н. А. Некрасов "Петербургские углы",

В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки

Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)

Модернизм. Основные направления:

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм

Символизм - 1870 - 1910 годы

1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.

2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.

3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).

4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.

5) Искусство как интуитивное постижение мира.

6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.

7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства

8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.

9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).

10) Собственное мифотворчество.

Представители: Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);

М. Метерлинк (Бельгия);

Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия)

Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии

1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.

2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.

3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.

4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.

5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).

6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).

7) Изображение предметного мира, земной красоты.

Представители: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во),М. А. Кузмин (Россия)

Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)

1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.

2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.

3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.

4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.

5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.

6) Поиск новых ритмов, рифм.

7) Установка на произносимый текст (декламация)

Представители: И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия)

Имажинизм - 1920-е годы

1) Победа образа над смыслом и идеей.

2) Насыщенность словесных образов.

3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания

Представители: Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».

Литературные направления (теоретический материал)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.

Основные черты литературных направлений :

· объединяют писателей определенной исторической эпохи;

· представляют особый тип героя;

· выражают определенное мировоззрение;

· выбирают характерные темы и сюжеты;

· используют характерные художественные приемы;

· работают в определенных жанрах;

· выделяются стилем художественной речи;

· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.

Классицизм

Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Отличительные черты:

· значительность тем и сюжетов;

· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;

· надуманные образы, схематические характеры;

· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;

· использование языка, мало понятного простому народу;

· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;

· общенациональная, гражданская направленность;

· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);


· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).

Представители классицизма

Западноевропейская литература:

· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;

· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;

· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;

· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;

· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;

· Ж. Лафонтен – «Басни».

Русская литература

· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;

· Г. Державин – ода «Фелица»;

· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;

· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;

· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».

Сентиментализм

Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.

Отличительные черты:

· раскрытие человеческой психологии;

· высшей ценностью провозглашается чувство;

· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;

· идеализация действительности, субъективное изображение мира;

· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;


· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.

Представители сентиментализма

· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;

· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;

· – роман « страдания молодого Вертера».

Русская литература

· В. Жуковский – ранние стихи;

· Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;

· И. Богданович – поэма «Душенька»;

· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм

Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.

Отличительные черты:

· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;

· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;

· стремление к идеалу, совершенству;

· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;

· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);

· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

Представители романтизма

Западноевропейская литература


· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;

· – драма «Эгмонт»;

· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;

· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;

· П. Мериме – новелла «Кармен»;

· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;

· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».

Русская литература

Если кто-то думает, что их очень сложно запомнить, то, разумеется, заблуждается. Всё достаточно просто.

Открываем список литературы . Видим, что здесь всё разложено по времени. Даны конкретные временные отрезки. И теперь акцентирую ваше внимание вот на чем – практически каждое литературное направление имеет четкую временную привязку.

Смотрим скриншот. «Недоросль» Фонвизина, «Памятник» Державина, «Горе от ума» Грибоедова – это всё классицизм. Затем на смену классицизму приходит реализм, сколько-то времени существует сентиментализм, но в данном перечне произведений он не представлен. Поэтому практически все произведения, которые указаны ниже, – это реализм. Если рядом с произведением написано «роман», то это только реализм. Ничего больше.

Романтизм в данном списке тоже есть, про него нельзя забывать. Представлен он слабо, это такие произведения, как баллада В.А. Жуковского «Светлана», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Казалось бы, что романтизм умер еще в начале XIXвека, но мы еще можем его встретить в XX. Там затесался рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль». На этом всё, больше романтизма нет.

Всё остальное, что дано в списке, что я не назвал – это реализм.

А какое тогда направление у «Слово о полку Игореве?» В данном случае оно не выделяется.

А теперь кратко пройдемся по тому, какие черты у этих направлений. Всё просто:

Классицизм – это 3 единства: единство места, времени, действия. Вспомним комедию Грибоедова «Горе от ума». Всё действие длится 24 часа, и оно происходит в доме Фамусова. С «Недорослем» Фонвизина всё схожим образом. Еще одна деталь для классицизма: героев можно четко поделить на положительных и отрицательных. Остальные признаки знать необязательно. Этого вам вполне хватит, чтобы понять, что перед нами классицистическое произведение.

Романтизм – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Вспомним, что происходило в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». На фоне величественной природы, божественной ее красоты и величия, разворачиваются события. «Мцыря сбегает». Природа и герой сливаются друг с другом, происходит полное погружение внутреннего мира и внешнего. Мцыри – личность исключительная. Сильная, храбрая, смелая.

Вспомним в рассказе «Старуха Изергиль» героя Данко, который вырвал своё сердце и осветил путь людям. Указанный герой также подходит под критерий исключительной личности, поэтому это романтический рассказ. Да и вообще все герои, которые описаны Горьким – это отчаянные бунтари.

С Пушкина начинается реализм, который на протяжении всей второй половины XIX века очень бурно развивается. Вся жизнь с ее достоинствами и недостатками, с противоречивостью и сложностью – становится объектом писателей. Берутся конкретные исторические события и личности, которые живут вместе с вымышленными персонажами, которые очень часто имеют реального прототипа или даже нескольких.

Если коротко, реализм – что вижу, то и пишу. Жизнь наша сложна, сложны и герои, они мечутся, думают, меняются, развиваются, ошибаются.

К началу ХХ века стало ясно, что пора бы уже искать новые формы, новые стили, другие подходы. Поэтому в литературу бурно врываются новые авторы, происходит расцвет модерна, который включает в себя массу ответвлений: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.

И чтобы определить, к какому конкретно литературному течению можно отнести то или иное произведение, нужно знать ещё и время его написания. Потому что, например, неправильно говорить, что Ахматова – это только акмеизм. Отнести к данному направлению можно только раннее творчество. Творчество некоторых и вовсе не подходило под конкретную классификацию, такими, например, были Цветаева с Пастернаком.

Что касается символизма, то здесь будет несколько проще: Блок, Мандельштам. Футуризм – Маяковский. Акмеизм, как мы уже сказали, Ахматова. Был еще имажинизм, но представлен он слабо, к нему относят Есенина. Вот как бы и всё.

Символизм – термин говорит сам за себя. Авторы через большое количество всевозможных символов шифровали смысл произведения. То количество смыслов, которые закладывались поэтами, можно искать и выискивать до бесконечности. Поэтому так достаточно сложны эти стихотворения.

Футуризм – словотворчество. Искусство будущего. Отказ от прошлого. Безудержный поиск новых ритмов, рифм, слов. Лесенку Маяковского помним? Такие произведения предназначались для декламации (читались на людях). Футуристы просто обезбашенные люди. Делали всё, чтобы публика их запомнила. Все средства для этого были хороши.

Акмеизм – если в символизме ни черта не понятно, то акмеисты взялись полностью противопоставить себя им. Их творчество понятно, конкретно. Оно не витает где-то в облаках. Оно здесь, тут. Они изображали земной мир, земную ее красоту. Еще стремились через слово преобразовать мир. Этого достаточно.

Имажинизм – в основу положен образ. Иногда и не один. Такие стихотворения, как правило, начисто лишены смысла. Серёжа Есенин непродолжительное время писал такие стихи. Больше из списка литературы к этому течению никого не относят.

Это всё. Если что-то до сих пор не поняли, или нашли в моих словах ошибки, то пишите в комментариях. Разберемся вместе.