НОД Музыка
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
средняя группа
музыкальный руководитель Жолнерчук Ольга Владимировна
Тема: «Лужайка музыкальных Угадаек»
Цель: учить проявлять музыкально-творческие способности детей посредством музыкально-дидактических игр.
Задачи:
- учить слушать и называть музыкальные произведения на слух; закреплять умение исполнять, ранее разученные песни; активизировать музыкальный словарь детей (названия музыкальных инструментов – маракасы, бубенцы, бубен, ложки, барабан, треугольник, названия музыкальных произведений и песен).
- развивать умение исполнять песни и двигаться под музыку, развивать слуховую память, наблюдательность, чувство ритма.
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей, сообщать о своем настроении.
Материал и оборудование: игрушка заяц, фортепиано, музыкальный центр, проектор, диск с музыкой, музыкальные инструменты: маракасы, треугольник, барабан, бубенцы, бубен, ложки, ширма, бутафорский домик, цветы для оформления, флажки
Предварительная работа:
- слушание музыкальных произведений: «Марш деревянных солдатиков» Е. Юцкевича, «Колыбельная» В. Моцарта, «Полечка» Д. Кабалевского, «Ежик» Д. Кабалевского, и рассматривание иллюстраций к этим произведениям;
- разучивание песен «Новый дом» музыка Р. Бойко, «Весенняя полька» музыка Е. Теличеевой, «Три синички» русская народная песня, «Зайчик» музыка М. Старокадомского;
- знакомство с музыкальными инструментами: маракасы, ложки, бубенцы, бубен, барабан, треугольник;
- разучивание танцевальных движений: «пружинка», «выставление ноги на пятку», «фонарики», «хлопки», «кружение вокруг себя» и танца «Вот так вот» Белорусская народная мелодия.
I. МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети под веселую музыку проходят в музыкальный зал, на музыкальную лужайку, где живет зайчик. Зайчик встречает детей. Дети здороваются с зайчиком «Здравствуй, зайчик!» веселым голосом.
Смотрите, какая чудесная лужайка у зайчика, она не простая, а музыкальная. Мне кажется, что зайчик приготовил для нас сюрпризы… Ой, смотрите дети, какие яркие красивые флажки приготовил нам зайчик.
Флажки тоже могут вас поприветствовать (отстукиваю ритм палочками флажков «Доброе утро» ), а теперь вы ответьте флажкам ладошками (дети пробуют, если ритм четко не получается, подсказываю приветствие: «Доброе утро!», проговаривают и прохлопывают ).
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ДЕТЬМИ.
Ребята, для чего зайчик приготовил нам флажки? (Ответы детей)
III. СОВМЕСТНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ C ДЕТЬМИ.
Подойдите к стульчикам, возьмите по два флажка и вернитесь в круг. А теперь попробуем флажками поздороваться (отстукивают ритм палочками от флажков ).
1. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Упражнение с флажками. Музыка В. Козыревой.
1-я – часть дети ходят по залу, 2-я часть – останавливаются и размахивают флажками над головой. На повторении музыки: 1-я часть – маршируют, 2-я часть – стучат палочкой о палочку.
Флажки кладут обратно на место и проходят, садятся на стульчики.
Зайчик на своей музыкальной лужайке приготовил нам задания, игры – Угадайки, хотите поиграть? Тогда будьте внимательны первая игра.
2. СЛУШАНИЕ
Музыкальная игра «УГАДАЙ МУЗЫКУ ПО КАРТИНКЕ»
На экране проецируется слайд с картинками: марширующие солдатики, дети, танцующие польку, ежик в траве, мама, укачивающая ребенка.
Нам надо угадать музыку, если мы правильно угадаем все мелодии, то картинки исчезнут, и мы выполним зайкино задание, (музыкальное произведение звучит, а дети его называют)
- «Марш»;
- Колыбельная;
- «Ежик» - музыкальная пьеса;
- «Полька».
По мере угадывания картинки исчезают с экрана.
3. ПЕНИЕ
Музыкально-дидактическая игра «УГАДАЙ ПЕСЕНКУ»
Проигрываются мелодии знакомых песенок:
- «Три синички»,
- «Весенняя полька»,
- «Новый дом»,
- «Зайчик».
По ходу угадывания дети исполняют по куплету с припевом.
4. Музыкально-дидактическая игра «УГАДАЙ ИНСТРУМЕНТ»
За ширмой спрятаны музыкальные инструменты: бубен, маракасы, бубенцы, треугольник, ложки, барабан. По очереди проигрываются за ширмой инструменты, а дети по звуку угадывают, какой инструмент прозвучал.
Как вы думаете, Зайчику понравилось, как вы справились с его заданием, вот только он еще хочет посмотреть, какие танцевальные движения мы с вами знаем. Покажем?
5. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Конспект
музыкальной непосредственно-образовательной деятельности с использованием ЭОР
«В гости к музыке»
Цель:
Познакомить детей с музыкальными пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского
Обогащать музыкальные впечатления детей
Закреплять понятие жанр. Уметь определять на слух жанры: марш, полька, вальс
Закреплять знания об инструментах симфонического оркестра.
Развивающие:
Развивать эмоционально-образное и ассоциативное восприятие музыки
Развивать музыкальные и творческие способности детей
Развивать сенсорное восприятие музыки: различать звучание музыкальных инструментов
Закреплять музыкально-ритмические навыки и навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Воспитательные:
Прививать любовь к классической музыке
Воспитывать культуру слушания музыки
Формировать музыкальный вкус.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, электронный материал в форме презентации «В гости к музыке», аудиоматериал.
Атрибуты: солдатские кивера, лошадки, шарфы, бубны, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник, деревянные палочки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Под музыку «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети входят в зал.
(Слайд 1)
Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы знаете, что художник пишет картины, писатель – книги, а кто сочиняет музыку? Ответы детей.
Правильно! И сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского.
(Слайд 2)
П.И.Чайковский жил очень давно – более 100 лет назад. Он написал столько музыкальных произведений, что его и в наше время помнят и ценят во всём мире.
П.И.Чайковский сочинил много опер, балетов, симфоний, и для детей он тоже много музыки написал.
Из своих детских воспоминаний он создаёт «Детский альбом», (слайд 3)
в котором с помощью звуков изобразил всё, чем он любил заниматься в детстве.
А где можно слушать музыку? Ответы детей.
Мы сегодня отправимся в концертный зал слушать музыку П.И.Чайковского.
Посмотрите, какие бывают концертные залы. (Слайд 4)
Вот так они выглядят снаружи. Это здание нашей Краснодарской филармонии.
А вот так внутри. (Слайд 5)
А теперь давайте пройдём в концертный зал и займём свои места.
Под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети садятся на стульчики.
Кто мы теперь в концертном зале? Ответы детей.
Слушатели! А в старину говорили – почтеннейшая публика! Что это значит?
Сядьте так, чтобы про вас можно было так сказать «Почтеннейшая публика!».
Я буду конферансье – рассказчик на этом концерте. И так – начинаем! (Слайд 3)
« Бом, бом, бом –
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
То весёлый, то печальный,
Сочинённый для ребят
Много, много лет назад».
Звучит «Сладкая грёза» (слайд 6)
Скажите, какая была музыка? Спокойная, светлая, нежная, тихая.
А что такое грёза? Мечты, воспоминания.
Как приятно мечтать о чём-то, глядя в окно холодным зимним днём.
П.И.Чайковский, когда был маленьким, любил слушать рассказы своей любимой бабушки, мечтать и, конечно же, любил свои игрушки, играть с ними.
Вот, сколько их много! (Слайд 7)
Я думаю, что вы сможете сами узнать игрушку, изображённую в музыке.
Звучит «Игра в лошадки»
О чём эта музыка? Ответы детей.
Как она звучит? Быстро, стремительно, отрывисто, громко.
На что похожа музыка?
Какая игрушка изображена в музыке? Ответы детей. (Слайд 8)
Пьеса называется «Игра в лошадки».
А теперь послушаем следующую пьесу из «Детского альбома» и узнаем, какую ещё игрушку изобразил П.И.Чайковский в музыке.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» (слайд 7)
Узнали? Кто прозвучал в музыке? Ответы детей.
А какая была музыка? Громкая, ритмичная, чёткая, бодрая.
Отгадайте жанр. (Слайд 9)
Правильно! Это – марш. (Слайд 10)
П.И.Чайковский так и назвал эту пьесу «Марш деревянных солдатиков»
«Мы деревянные солдаты,
Мы маршируем левой-правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.
Мы маршируем чётко, браво,
Нам не страшны путей преграды,
Мы охраняем городок, где музыка живёт!»
Сейчас я предлагаю поиграть. Часть мальчиков будут маршировать, как солдатики (надеваются кивера), а другая часть мальчиков – скакать на лошадках (раздаются кони) . Чья музыка зазвучит, те и выполняют задание.
Игра «Солдаты и всадники»
садятся.
Мы продолжаем слушать пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского
Звучит «Вальс»
Какая музыка? Светлая, лёгкая, красивая. (Слайд 9)
А какого она жанра? Ответы детей.
Правильно – жанр танца.
А какой танцевальный жанр? Дети отвечают. (Слайд 11)
Под музыку П.И.Чайковского мы можем не только мечтать, маршировать и играть в игрушки, но и танцевать. Девочки, возьмите шарфики и давайте станцуем вальс.
Звучит «Вальс», девочки танцуют с шарфиками
садятся.
Муз. руководитель: «Бом, бом, бом – мы листаем наш альбом!»
Я предлагаю вашему вниманию прослушать ещё одну пьесу из «Детского альбома».
Звучит «Полька» (Слайд 12)
Какой характер музыки? Лёгкий, весёлый.
А какой танцевальный жанр? Ответы детей.
Правильно – полька.
А какие вы услышали музыкальные инструменты? (Слайд 13)
- Правильно – скрипка. (Слайд 14)
К какой группе инструментов симфонического оркестра она относится? Ответы.
(Слайд 15)
Какие ещё музыкальные инструменты относятся к этой группе? Ответы детей.
Какие ещё группы инструментов симфонического оркестра вы знаете? (Слайд 16)
Сейчас мы прослушаем эту же польку, только в исполнении оркестра ударных инструментов.
Звучит «Полька» из «Детского альбома» в исп. ансамбля «Виват»
Изменилась музыка?
Характер музыки остался тот же весёлый, лёгкий, а изменился образ.
Какие ударные музыкальные инструменты вы услышали? (Слайд 17)
А теперь я предлагаю вам поиграть в оркестре. Давайте возьмём музыкальные инструменты и сыграем «Польку» П.И.Чайковского
Игра в оркестре «Полька»
Дорогие друзья, наша встреча с музыкой подходит к концу. Занавес в концертном зале опускается (слайд 18), спасибо за внимание, почтеннейшая публика!
Ребята, сегодня мы с вами побывали в концертном зале и познакомились с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, историей создания сборника «Детский альбом» и с некоторыми пьесами из этого альбома. Я надеюсь, что вы с удовольствием слушали музыку, танцевали, играли в оркестре. Мне очень понравилось быть участницей этого концерта, а вам? Ответы детей.
Под музыку «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» дети выходят из зала
Список используемой литературы и музыкального материала:
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки»: Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб./2010
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» 3CD старшая группа
Н. А. Метлов «Музыка -детям»: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985.
Т. Н. Девятова «Звук – волшебник» / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2006.
Тематические дни и недели в ДОУ. Музыка. /Автор-сост. Н. Б.Улашенко – Волгоград: ИТД «Корифей»
Конспект НОД по музыкальному развитию детей в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу»
Цель: Развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности, прививать детям интерес к музыке.Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание детей о зиме, через слушание музыки, пение.
- обогащать словарный запас, учить детей высказывать свои чувства о прослушанном произведении.
- упражнять детей в различении ритмических рисунков.
Развивающие:
- развивать у детей чувство ритма и слух.
-формировать певческий голос.
-развивать творческие способности: фантазию, воображение.
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к музыке.
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
- вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.
Методы и приемы:
Словесные : вопросы, словесное объяснение.
Наглядные: показ слайдов, портрета композитора, слайд- шоу «Зима»
Практические: музыкальные игры, творческие задания.
Предварительная работа:
- создание презентации «Зима в лесу»;
- беседа о зимних изменениях в природе;
- рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем.
- разучивание песен, игр, стихов на зимнюю тематику.
Оборудование: интерактивная доска, портрет А.Вивальди, маленькие и большие снежинки, иллюстрация скрипки, нотки вырезанные из картона, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники на каждого ребенка, султанчики на каждого ребенка.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте ребята. Ребята я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Вижу у вас сегодня хорошее настроение и хочу пригласить вас в зимний лес, где много разных музыкальных загадок. За правильные ответы вы будете получать волшебные нотки.Музыкальный руководитель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Музыкальный руководитель: Правильно, наступила зима, выпал белый снег, кругом сугробы. Ребята на чем мы сможем быстрее добраться в зимний лес?
Дети: На лыжах, на ледянках, на машине, на санках.
Музыкальный руководитель : Правильно ребята можно по-разному добраться, но мы сегодня поедим на «саночках». Ребята посмотрите как правильно сделать санки (показываем вместе с воспитателем). Мальчики вытягивают руки назад, а девочки за них держаться. Вот так и получаться санки. Спинку держим прямо, головки приподняли
Музыкально – ритмическое упражнение: «Саночки»
Музыкальный руководитель
. По хлопку меняем направление движения, дальше повезут девочки. (выполняют упражнение под музыку).
Музыкальный руководитель:
Вот мы и добрались до парка. Но зайти в парк можно только через вот эти волшебные ворота. Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы пройти.
Дети: Спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение.
Музыкальный руководитель
: Здесь есть волшебная нотка, сейчас я загляну и прочитаю задание. «Ребята, спойте свои красивые имена и волшебные ворота вас пропустят».
Задание детям: «Спой свое имя» (ребята поют свои имена и проходят через ворота).
Музыкальный руководитель
: Давайте присядем на стульчики, отдохнем с дороги. Сели все удобно.
Музыкальный руководитель:
Ой, ребята здесь еще одна волшебная нотка. Посмотрим, что здесь написано?
«Дорогие ребята, мы рады видеть вас в лесу, но сидя на стульчиках, мы предлагаем вам послушать музыкальное произведение, определить его характер.
Музыкальный руководитель
: Ребята, мы послушаем музыкальное произведение зарубежного композитора Антонио Вивальди из цикла времена года «Зима». Слушайте внимательно, можете закрыть глазки чтобы сосредоточиться. А потом мне расскажете свои впечатления, что вы представили, когда слушали это произведение.
Слушание: «Зима» А. Вивальди
Цель: - Развивать умение определять характер, средства музыкальной выразительности.
Музыкальный руководитель
: Ребята, какую зиму хотел изобразить композитор в своем произведении?
Дети отвечают: - Холодную, снежную, красивую, пушистую…
Музыкальный руководитель:
В начале мы услышали равномерные отрывистые аккорды – наверно композитор изобразил резкие порывы ветра.
- Ребята, а какая была музыка по характеру?
Дети: Взволнованная, тревожная, беспокойная, грозная, вьюжная.
Музыкальный руководитель: Ребята вы правильно определили характер, а как вы думаете это произведение исполнял один инструмент или много?
Дети: Много инструментов, оркестр симфонический.
Музыкальный руководитель
: - Звучание каких инструментов оркестра вы слышали?
Дети: Скрипки, флейты.
Музыкальный руководитель
: Молодцы! какой инструмент солировал? (если не угадают, загадка подскажет)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны
Мотив звучит издалека
Поет про ветер лунный
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбки
Звучит мечтательный мотив
Его играет ……….
Дети: скрипка.
Музыкальный руководитель:
Ребята, подул холодный ветер, загудела метель. Изобразите, как завывает ветер?
Дети – ууууу
Музыкальный руководитель:
Ребята, все встали, сейчас все вместе вспомним как надо правильно стоять во время пения.
Раз! Вдох! И запел
Птицей звук полетел
Руки, плечи – все свободно
Петь приятно и удобно.
Распевание: «Зи-и-и - ма»
Муз. руководитель: С ветром прилетела еще одна нотка, сейчас посмотрим что на ней. Ребятки здесь же снежинки. Нам предлагают сыграть в музыкальную игру «Прохлопай ритм». Будьте, внимательными большие снежинки это будут долгие звуки, а маленькие…….
Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».
Цель:
развивать ритмический слух.
Музыкальный руководитель
: А теперь музыкальная загадка.(звучит отрывок песни).Как называется эта песня?
Дети: «Снежная песенка».
Музыкальный руководитель: какой характер этой песни?
Дети – Веселый, радостный, задорный.
Музыкальный руководитель:
Сейчас мы с вами будем артистами и споем дружно, весело эту песню.
Пение «Снежная песенка» муз. Львова – Компанейца.
Цель: работать над чистотой интонации, артикуляцией.
Музыкальный руководитель:
Последняя нотка приглашает нас на танцплощадку. Везде сугробы, поэтому пойдем на площадку шагом.
Музыкальный руководитель поёт
. Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Музыкальный руководитель.
Как приятно смотреть на падающие снежинки, как будто они исполняют свой танец, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю на время превратиться в снежинку, и пусть каждая из вас придумает и исполнит свой танец, возьмите султанчики.
А пока девочки готовятся танцевать мальчики должны взять музыкальные инструменты.
- Какие инструменты подойдут больше для танца снежинок?
Он под шапочкой сидит
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать
Слышен будет перезвон
Динь-дон-дон. /треугольник/
Мы будем с вами аккомпанировать девочкам.
«Танец снежинок» /звучит песня «Кружева»/ девочки танцуют с султанчиками, мальчики играют на треугольниках.
Музыкальный руководитель
: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Вот и подошло к концу наше путешествие в лес?
- Ребятки, посмотрите, вы получили волшебные нотки. На следующих занятиях вы будете активней и тоже получите нотки. Нам пора возвращаться, давайте попрощаемся.
Музыкальное прощание «До свидания»
Занятие и развлечение проводилось 16.01.2016 г. для студентов дошкольного отделения педагогического колледжа
Цель НОД: Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
Совершенствование умения детей слушать и развивать навыки восприятия музыки, развивать творческо-музыкальное мышление детей посредством игры и выполнения последовательного ряда увлекательных заданий.
Образовательные задачи:
1. Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.
2. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя детские шумовые инструменты.
3. Способствовать формированию умения придумывать движения соответственно образу.
4. Упражнять детей в различении тембровой окраски музыкальных инструментов, определять их на слух.
Развивающие задачи:
1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
2. Развивать у детей ритмическое, темповое и тембровое восприятие.
3. Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательная задача:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.
Наглядные: слайдовые фрагменты
Практические: музыкальные игры, творческие задания.
Ход НОД:
Дети входят в зал под музыку, Встают полукругом.
Муз. рук. предлагает поздороваться..
Музыкальное приветствие .
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу,
Улыбнись скорее! разводя руки в стороны.
И сегодня весь день Хлопают в ладоши.
Бедет веселее!
Мы погладим лобик, Движения по тексту.
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки
Как в саду цветочки! вверх («фонарики»).
Разотрем ладошки Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем Растирают ушки.
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,- Разводят руки,
Будьте все здоровы! Говорят все вместе.
Муз.руководитель: Мы приходим в музыкальный зал, чтобы…?
Дети: Петь, играть, слушать музыку, танцевать.
Муз.рук. Вот и я предлагаю вам сейчас потанцевать. (включает слайд - звуки рассыпаются). Ой, что это? Наша песенка рассыпалась. Что же делать?
Дети предположительно отвечают .
Муз.рук . А мне кажется, я знаю, что делать. Посмотрите, на экране изображена лесенка, но лесенка не простая, а музыкальная. И наша песня прячется на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если справитесь с ними - найдёте свою песенку. Я предлагаю вам пройти и взять браслетик, какого цвета - решайте сами.
1. Ну, что ж вот первое задание.
Песню надо петь со словами,
А движения, придумайте сами .
Сейчас мы встанем в две линии: у кого розовые браслетики - вперед, с голубыми - назад.
Песенка «Черный кот».
Вот идет черный кот - «лапки» впереди, ноги высоко поднимать
Притаился, мышку ждет. - присесть, палец к губам
Мышка в норку не пойдет, - пригнувшись, покружиться вокруг себя
И к коту. - правая рука с ногой в сторону, то же - левая
Не попадет - повороты головой вправо-влево, прыжок - руки на пояс, ноги
месте.
Муз.рук . А теперь под музыку мы выполним то же самое, но петь будем про себя.
Дети выполняют задание .
М.р . Посмотрите, вот и первая нотка, значит мы справились с заданием.
Присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики. Педагог берет следующую нотку, на которой написано задание и читает его.
2. Нужен аккомпанемент,
Чтобы песня зазвучала,
Инструменты нужно взять
И стихи на них сыграть.
Звукоподражание игрой на шумовых инструментах (методика Т.Тютюнниковой).
Дождь идет - стучит по крыше:
Кап, кап, кап, кап - щелчки пальцами (удары по треугольнику
)
Ход часов мы тоже слышим: - скользящие хлопки
Тик-так, тик-так (удары деревянными палочками
)
Слышим мышку: шур-шур-шур - скользящие движения рук по коленям
(встряхивание маракаса),
Слышим кошку: мур, мур, мур - царапающие движения по ногам (краткие глиссандо металлофона)
Но никто из вас не слышал, - отрицающий жест рукой (головой)
Как листок из почки вышел. - двумя руками изобразить распускающийся
листок. (играть в рубель Р)
Как зеленые травинки, - скользящие движения ногами (колокольчик)
Сняв зеленые ботинки, - поочередно поднимать носки ног
Тихо вышли из земли. - изобразить растущую травку пальчиками рук
Вышли тихо, очень тихо, - шагать по коленям пальчиками
И повсюду ТИШИНА…тс-с-с - палец к губам
Это значит, это значит: - поочередные хлопки в ладоши и по коленям (все
инструменты играют)
Значит к нам пришла ВЕСНА. - поднять руки вверх
.
На экране появляется вторая нотка .
М.р. Молодцы, отлично справились с заданием. Следующая нотка. Вот и задание:
3. Внимательно послушайте,
Инструмент определите,
А ответ движением
Вы нам покажите.
«Отгадай, на чем играю»
Звучит музыка, дети определяют инструмент и изображают, не называя его. На экране появляется изображение инструмента.
М.Р . Молодцы, вот и третья нотка.
Следующее задание такое.
4. На первую часть - цветы расцветают,
А на вторую - мотыльки порхают!
Цветы расцветут, мотыльки покружатся…
А в конце они друг с другом подружатся!
У кого розовые браслетики - берут цветы, у кого голубые - берут стрекоз , надевают на тыльную сторону руки.
«Хор рук» Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича)
Дети с цветами садятся на стульчики, со стрекозами встают сзади. 1 часть музыки - распускаются цветы, на вторую - над цветами порхают стрекозы.
М.р. Молодцы, и с этим заданием мы прекрасно справились. Уберите пожалуйста стульчики. (дети убирают стулья к стене )
Построение в круг :
Руки в стороны. В кулачок,
Разжимаем, на бочок.
В стороны, накрест, в стороны, вниз.
Тук-тук-тук, сделали большой круг.
У нас осталась последняя нотка. Что же она нам предлагает?.
5. Это палочка - превращалочка.
К кому она попадает, того и превращает ..
Игра «Палочка-превращалочка».
Под музыку дети передают по кругу палочку. У кого она оказывается с окончанием музыки, тот берет ее и изображает, на что она может быть похожа (клюшка, метелка, зонт, штанга, удочка, гитара и т.д.)
М.р. Ну вот мы и добрались до нашей песенки. Значит можно будет нам потанцевать. Становитесь парами по круг: у кого голубой браслетик, тот встанет спиной в круг. Начинаем танцевать, не забудьте подпевать!
Полька с переходами «Добрый жук» А.Спадавеккиа.
М.р. Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка подарила вам хорошее настроение. А сейчас подумайт и решите: если у вас сегодня все получилось, то встаньте в красный обру, если же что-то было трудно, встаньте в синий обруч.
Когда дети встанут в обручи, рассказывают, что лучше всего у них сегодня получилось выполнить.
М.Р. Чтобы попрощаться, мы построимся в две колонны.
Дети прощаются и под музыку выходят из зала.
Используемая литература :
Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9
Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.
Конспект занятия НОД «Путешествие в Страну музыки»
(Возрастная группа: старшая - подготовительная)
Разработала воспитатель 1 категории Сухих Н.С.
Тема: «Путешествие в страну музыки»
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная
Интеграция областей: «музыкальное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».
Средства:
Наглядные:
- музыкальные инструменты,
- крупный рисунок нотного стана с нотами,
- цветик - семицветик;
Музыкальные:
- отрывок из произведения А. Вивальди «Весна»,
- песни «Улыбка», «Чунга-Чанга»,
- танец «Друзья Барбарики»;
Литературные:
- стихотворная инсценировка;
Оборудование: планшетный компьютер, музыкальные инструменты.
ЦЕЛЬ : закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Повторить и закрепить знания о музыкальных и шумовых звуках;
Закрепить знания детей о нотном стане, нотах, скрипичном ключе, гамме;
Развивающие:
Развивать умение детей ориентироваться в знакомой музыке;
Продолжать учить петь хором, не напрягая голос,
Радостно и с удовольствием выражать свои эмоции;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к музыкальной культуре, мировой классике;
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе решения познавательных задач.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
Предложить выучить стихи самой младшей воспитаннице Алисе;
Дать индивидуальные задания гиперактивным Марку, Ивану, Никите;
Поручить контроль за соблюдением правил игры Диме и Ане;
Обратить внимание на звукопроизношение Егора и Марка.
Планируемый результат:
1.Речевая активность, чувство ритма и мелодики поэтического текста и музыки;
2.Проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям;
3.Умение исполнять песни хором, танцевать хороводные танцы, чувствовать ритм и такт;
4.Знать музыкальные инструменты;
5.Владеть знаниями нотной грамоты;
6.Уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе занятия;
7.Уметь сосредоточенно действовать в течение 20-25минут.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Как ваше настроение?
Дети. Здравствуйте, здравствуйте! Просто отличное.
Музыкальный руководитель: Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло друг друга и улыбнитесь друг другу.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Знаете, ребята, сегодня утром я захожу в музыкальный зал и вижу, что на нашем ковре блестят какие-то яркие-яркие огоньки. Я удивилась, подбежала и успела сорвать только один огонек, остальные исчезли. Посмотрите, что у меня осталось в руках (цветик-семицветик).
Смотрите какой-то цветок. Что это за цветок такой? (ответы детей)
Давайте посчитаем лепестки.
Сколько лепестков? (7)
Музыкальный руководитель: Мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то. А вы встречали этот цветок в какой-нибудь сказке? (ответы детей). Наверное, это тот самый волшебный цветок. Ну что, отправимся туда, куда он зовет? (Да).
Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по - нашему вели. Вели, чтобы мы оказались там, куда зовет нас этот лепесток».
Дети проговаривают слова с закрытыми глазами.
(Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Весна»)
(Открывается нотный стан.)
Музыкальный руководитель: А куда это мы попали?
Музыкальный руководитель: Кажется мы попали с вами в музыкальную страну
Ой, что это? (Показываю на нотный стан)
Кто вспомнит, как называется дом, где живут ноты?
Сколько линеек в нотном стане? (5)
Как зову «короля» всех нот? (Скрипичный ключ)
Сколько нот в музыкальной палитре. 7.
Давайте их споем.
(дети поют гамму)
Инсценировка «Где живут нотки?»
Хотите еще путешествовать?
Музыкальный руководитель: Тогда отрываем второй лепесток.
«Лети, лети лепесток… »
Звучит танцевальная музыка. («Друзья Барбарики»)
Музыкальный руководитель: Ребята, слышите, музыка какая-то играет.
Что это за музыка?
Музыкальный руководитель: А какая эта музыка песенная, маршевая или танцевальная? (Танцевальная)
Правильно, мы попали в город танцев,
Исполняется танец « Друзья Барбарики»
Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше?
«Лети, лети лепесток… »
Звучит барабанная музыка.
Музыкальный руководитель: Ой, как интересно, куда же мы попали?
Может нам звучащая музыка подскажет? Как же ее можно назвать?
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте послушаем, мы слышим мелодию? (НЕТ)
А что слышится? (Барабан) Но это тоже музыка.
Мы попали в город ритмических звуков.
а какие звуки бывают? (шумовые и музыкальные)
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают
Журавлей прощальный клекот
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые,
Только есть еще другие:
Не шуршащие, не стуки-
Музыкальные есть звуки
А какими бывают музыкальные звуки? (тихие-громкие, высокие-низкие)
Покажите, пожалуйста, на нотном стане, где низкие звуки? А где высокие?
А какие музыкальные инструменты вы знаете?
Дети отвечают на вопросы, называют музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: А давайте поиграем с вами в музыкально-дидактическую игру!
(На столе лежат металлофон, гитара, бубен, трещётка, дудка, барабан)
Музыкально - дидактическая игра «Угадай, на чем играю»
Все дети участвуют в игре.
Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и отгадали, на чём каждый из вас играл.
Музыкальный руководитель: хорошо вы инструменты угадываете, а теперь я предлагаю вам исполнить на любом инструменте любимую мелодию, а мы попробуем ее угадать.
Игра «Исполни мелодию»
Прослушиваем несколько музыкальных произведений и угадываем их.
Музыкальный руководитель: Отправимся дальше в путь?
Закрываем глаза
«Лети, лети лепесток… »
Звучит мелодия песни «Улыбка»
Музыкальный руководитель: Опять какая - то музыка звучит. Вам она, случайно не знакома? (Знакома)
Что же это? (ПЕСНЯ)
Музыкальный руководитель: Правильно, ведь мы сейчас в стране песен.
Давайте споем песню:
ПЕСНЯ «Улыбка»
Музыкальный руководитель: А какое у нас время года, а когда наступит лето, кто назовет признаки весны и лета?
Беседа о временах года.
Музыкальный руководитель: А давайте споем веселую песенку о лете «Чунга - Чанга»
Дети исполняют песню.
Музыкальный руководитель: Очень красиво танцуете и про ноты все знаете, и музыкальные инструменты знаете.
Мне кажется, что даже у нашего семицветика лепестки стали ярче.
Посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке, давайте посчитаем, сколько их. (3)
Музыкальный руководитель: Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик-семицветик будет нам в этом помогать.
Музыкальный руководитель: А теперь пора нам возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и попросим цветик унести нас обратно.
(Дети закрывают глаза)
Цветик унеси нас назад
В наш любимый детский сад.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА А. Вивальди (дети открывают глаза.)
Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия.
А вам понравилось?
Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось в
нашем путешествии? (ответы детей.)
Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием в память о
путешествии я хочу вам подарить раскраски.
(Музыкальный руководитель раздает раскраски)
Я хочу вас, ребята поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я вас буду ждать. До свидания!
Будем с нотами дружить
Песни новые учить
Музыкальный мир чудесен
Много в нем прекрасных песен!