Картина неравный брак история возникновения. Неравный брак (картина)

Середина XIX века в России была отмечена появлением так называемых невест-бесприданниц. Семьи со средним достатком время от времени испытывали нужду, денег не всегда хватало даже на самое необходимое. Дети в это время подрастали, расходы увеличивались, и семейный бюджет не выдерживал. Труднее всего жилось семьям, где было несколько дочерей, так как каждой девушке хотелось красиво одеваться, а это стоило достаточно дорого.

На фоне неустроенности быта возникали семейные неурядицы и, в конце концов, родители начинали искать выход из создавшейся ситуации. Восемнадцатилетняя дочь-красавица, как правило, была окружена поклонниками, готовыми за ней ухаживать и даже жениться. В основном это были молодые щеголи с хорошими внешними данными, но без материальных средств. Родители девушки старались найти ей жениха побогаче, да и сама невеста понимала, что несостоятельный муж ей не нужен. Тем не менее, время летело быстро, многие девицы на выданье не могли найти свое счастье и оставались незамужними. Женихов не хватало, те, кто мог бы составить партию приличной девушке, были наперечет, за ними велась настоящая охота.

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: "Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить". Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Картина "Неравный брак": история

В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева, которая произвела настоящий фурор. Картина "Неравный брак" посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе того времени. Тем не менее, в социально-психологическом смысле проблемы никто не видел, страдала только сама невеста, которой приходилось терпеть домогательства постылого жениха. Материальная заинтересованность, желание провести выгодную сделку заставляли родителей поступаться интересами родной дочери. Автор картины "Неравный брак" открыто осудил меркантильность российского общества. Престарелые генералы, уже было присмотревшие себе молодую беззащитную невесту, стали один за другим отказываться от женитьбы.

Венчание

Картина "Неравный брак", описание которой предполагает знакомство с персонажами во всех подробностях, отражает венчальную сцену в православной церкви. Полумрак алтарного придела слегка рассеивается светом, падающим из окна. В целом картина "Неравный брак" оставляет впечатление безысходности. В центре престарелый жених, облаченный в дорогой костюм, с неестественной осанкой, поддерживаемый тугим корсетом. Голова едва поворачивается, зажатая высоким воротником, тусклые глаза надменно оглядывают окружающих, на груди сверкает медаль, на шее орден. Награды эти явно неуместны для церковного венчания. Старик старается взглянуть на невесту с высоты своего генеральского чина, однако он жалок, хоть и старается держаться молодцом.

Трудно понять психологию одряхлевшего вояки, ведь, скорее всего, и у него когда-то была дочь, которую он стремился удачно выдать замуж. За плечами долгая жизнь, в которой было много хорошего, как у любого человека. Откуда же такая черствость, бездушность по отношению к юному созданию?

Невеста

Самый значимый персонаж картины - молодая девушка - написан художником особенно тщательно. Невеста - совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Священник

Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится. В левой руке раскрытая церковная книга, в правой зажато обручальное колечко, которое священник готов надеть невесте на палец. Возможно, и у него когда-то была дочь, которой кто-то пытался сломать жизнь. Священник растерян, однако свою обязанность он готов исполнить до конца.

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

"За" и "против"

Известный художественный критик, историк искусств, Владимир Васильевич Стасов, увидев полотно Пукирева, сказал: "Наконец-то появилось произведение на злобу дня, взятое из самой глубины современной жизни".

Однако его мнение разделяли далеко не все. У художника нашлось немало врагов, которые принялись упрекать его в недостаточно глубокой проработке темы. В прессе поднялась волна полемики, о творчестве Пукирева заспорили. В конце концов признали, что он создал картину, обреченную на успех. Обличительный сюжет никого не оставлял равнодушным. Виртуозная живопись, композиционность рисунка, отточенные психологические характеристики каждого персонажа - все это поднимало художественную ценность картины на небывалую высоту. В России появился новый талантливый художник - Василий Пукирев ("Неравный брак"). ее анализ, мнение критиков позволяли сделать вывод о своевременности появления шедевра. Российское общество было готово осудить браки по расчету за их аморальность.

Неравный брак! Горе и страдания, гибель для неокрепшей девичьей души. Сколько народных песен сложено о судьбе бесприданниц, о горькой доле простых русских женщин. Трагичность темы воплотилась и в других произведениях живописи и литературы, таких как пьеса А. Н. Островского "Бедная невеста", картина Ф. Журавлева "Перед венцом", полотно В. Маковского "К венцу". "Неравный брак", картина Пукирева, доминировала в этом списке. Таким образом, мотив бракосочетания по расчету вошел в изобразительное и театральное искусства.

Признание

Картина "Неравный брак" была признана за нее Василия Пукирева наградили званием профессора живописи. Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую? Картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории… Всех взволновала новая, современная тема власти денег и явно выраженная фигурой молодого человека, стоящего за спиной невесты. Однако об этом немного позже. После этого известность Пукирева стала всероссийской. Художник занялся преподавательской деятельностью, успешно создавал группы из одаренных юношей, старался развить в них природный талант, передавал свои знания и опыт.

Многих интересовало, кого изобразил художник в своей картине, по Москве поползли слухи. Одни считали, что в основу сюжета положена трагедия из жизни самого живописца - его невеста, мол, была выдана за богатого старика. Оснований для подобных предположений не было никаких, но эта версия всем понравилась. А поскольку слухи живучи, то придуманная кем-то история несчастной любви художника довольно долго занимала умы москвичей.

Как появился сюжет

На самом делекартина "Неравный брак" не имела столь романтичного происхождения. Дело в том, что у Василия Пукирева был близкий друг, художник Петр Шмельков, преподаватель рисования. Жил он в нужде и поэтому постоянно находился в поиске работы и сюжетов для своих картин. Иногда ему удавалось получить репетиторство в каком-нибудь богатом доме. Вращаясь в высшем обществе, Шмельков не раз наблюдал брачные альянсы стариков с молодыми невестами. Он даже сделал серию зарисовок на эту тему, надеясь в будущем использовать их при написании картины.

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Кроме самого Василия Пукирева и его друга Шмелькова, на картине присутствует еще один известный персонаж. Это Гребенский, мастер-рамочник. Когда он увидел картину, то сразу вознамерился изготовить для нее раму "какой еще не было". Получилось поистине украшенное тонкой изящной резьбой. Таким образом, "Неравный брак" (картина Пукирева) получил достойное обрамление. С тех пор Третьяковская галерея заказывала рамы для коллекционных картин только у Гребенского.

Деятельность художника

В свое время Василий Пукирев успешно работал для внутреннего убранства церкви Святой Живоначальной Троицы, в Грязях. Им были созданы девять иконописных образов. Кроме сакрального творчества, художник занимался портретной живописью, создал серию изображений известных людей. Помимо всего прочего, тридцатилетний Пукирев преподавал в московском училище живописи и ваяния.

Крах и кончина творца

Семьей талантливый художник так и не обзавелся, хотя по некоторым сведениям делал предложение Прасковье Матвеевне, женщине прекрасной души, той самой, которая позировала ему в роли невесты во время работы над картиной "Неравный брак". Признание в любви было безответным, и художник всю жизнь прожил в одиночестве. Это сыграло свою роль: дела постепенно пришли в упадок, новые картины спросом не пользовались. Пукирев стал выпивать, из училища пришлось уйти. Дальше - больше: художник потерял квартиру, все свои вещи распродал и стал жить на благотворительные подачки. Друзья чем могли помогали, но так продолжаться долго не могло. И 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.

"Неравный брак", картина художника Пукирева, находится в настоящее время в Третьяковской галерее, расположенной по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов.

"Неравный брак", картина, цена

В Интернете можно найти репродукции любых художественных полотен. Иначе обстоит дело с авторскими копиями шедевров, выполненных на достаточно высоком профессиональном уровне, таких работ единицы. На специализированных сайтах размещены как репродукции, так и художественные копии. Посетители часто задают вопрос, кто написал картину "Неравный брак"? Безусловно, всем хочется узнать побольше о легендарном полотне.

Аналогичные картины

Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется "Перед венчанием", она находится в Третьяковской галерее.

В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину "К венцу", также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в

Василий Владимирович Пукирев, «Неравный брак»

Родился В.В. Пукирев в крестьянской семье. Почувствовав призвание к живописи, Василий поступил в учебу к одному из могилевских иконописцев. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время (в 1847 г.) поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где по мере приобретения необходимых навыков становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов, а вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка.

В 1860 г. он получает звание академика за большой портретный этюд «Девушка». А в 1863 г. на академической выставке появляется «Неравный брак» (1862 г.), и имя Пукирева узнает вся Россия, поскольку картина вызывает бурную полемику в прессе. Художнику удалось создать картину, которая была буквально «обречена» на успех. Работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.

Неравный брак. Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. В заунывных, исполненных грустью народных песнях плакалась о своей горькой доле русская женщина.

Многих выдающихся мастеров слова, кисти, музыки захватывала эта тема своей трагичностью. А.С. Пушкин затронул ее в повести «Дубровский». С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского («Бесприданница», «Гроза»). И наконец, свое наиболее глубокое социальное осмысление тема эта получила в творчестве Н.А. Некрасова. Какой неизбывной болью звучат строки о тяжкой женской доле в таких произведениях, как стихотворение «Страда деревенская» или в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

Почерпнутый из самой жизни мотив неравного брака пришел в изобразительное искусство значительно позже, чем в литературу, в 1860-х гг., в эпоху бурного общественного подъема. Именно в эти годы и начал свой творческий путь Пукирев, принадлежавший к славной плеяде тех шестидесятников, которые заложили основы искусства критического реализма. Выходец из крестьянской семьи, Пукирев, хорошо знавший народную жизнь, был захвачен общим демократическим движением и отразил в лучших своих произведениях мысли и чувства, волновавшие передовых людей его времени. Картину «Неравный брак» можно назвать вершиной творчества художника.

Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника откуда-то слева, из-за пределов холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу - жениха, невесту и священника.

Все предельно ясно говорит о неравном браке. Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Он человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

В основу работы над картиной художником было положено действительное событие - история несчастной любви друга Пукирева СМ. Варенцова. За год до создания картины состоялось обручение богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, с молоденькой девушкой из бедной семьи, некой С.Н. Рыбниковой, возлюбленной СМ. Варенцова. По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

Взяв за основу реальное событие, художник не ограничился протокольным его изображением. Жизненный факт он подчинил своему творческому замыслу, основывавшемуся на социальном обобщении. Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее, чем тот был на самом деле, невеста же выглядит почти ребенком. Вопиющая несправедливость неравного брака стала восприниматься с наглядной убедительностью. Кроме того, стремясь передать отрицательные свойства героя, Пукирев превращает его из фабриканта в штатского генерала-чиновника, от которого так и веет чем-то казенным, сухим, чопорным. Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица! Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

С той же целью контрастного противопоставления Пукирев написал полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот - все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Лицо шафера было легко узнаваемым - Пукирев писал его с натуры. В другом же мужчине, справа от невесты, угадываются черты самого художника.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком. Картину купил П.М. Третьяков, Академия художеств присвоила Пуки-реву звание профессора живописи народных сцен.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.

На знаменитой картине Василий Владимирович Пукирев изобразил свою несостоявшуюся невесту, Прасковью Матвеевну Варенцову.

Девушку выдали тогда замуж за богатого князя Цицианова. Первым об этой любовной трагедии рассказал Гиляровский в своей книге "Москва и москвичи", точнее, пересказал историю со слов друга детства Пукирева – живописца Сергея Грибкова:"Этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий рядом со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой" ...

А в 2002-ом году в Третьяковку принесли рисунок 1907-го года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Это был карандашный портрет уже пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой.

Художник даже подписал его:"Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне" .

Судьба распорядилась так, что бывшая невеста Пукирева, а позже вдова Цицианова, закончила свою жизнь в Мазуринской богадельне...

Это одна версия истории создания картины, широко известная. В продолжении темы приведу более реальную версию, которую знают в основном искусствоведы и любители живописи и истории.)

Начнём с того, что раньше такой брак считался прекрасной партией. Почему? Даже если не было любви, то девушка, вышедшая замуж за старика, автоматически освобождается от опеки отца. Старичок умирает, молодая вдова полив слёзы положенное время, как правило, выходит замуж за кого ей хочется.

Потом, мы видим, что на купеческой дочке женится князь из очень древнего грузинского рода! И вот тут этот брак действительно неравный, ибо сословия разные. В этом случае оказана очень большая честь купеческой семье. Такой брак считался за счастьем, ибо давал больше возможностей и открывал двери в мир, куда ранее не было доступа.

Конечно сейчас тут же приведёте доводы, что старичок может прожить ещё достаточно долго, тем самым отравив жизнь своей молоденькой жене... Но я бы на вашем месте не торопилась. И вот почему.

Давайте по порядку. Начнём с князя. Самое интересное, что князь Цицианов к этой свадьбе не имеет никакого отношения. С него художник просто списал образ, а точнее лицо, и можно сказать, что сложил жениха: фигура и одежда - от Полторацкого (тверского предводителя дворянства), голова, с особенным выражением лица, - от Цицианова, венчик седых волос - от повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

Когда искусствоведы Третьяковки подняли архивные материалы, то они пришли к выводу, что на момент написания картины это мог быть Павел Иванович Цицианов, ибо из мужчин рода Цициановых только он один находился в Москве. Но к тому времени князь уже был женат. Кстати, у него с женой была ещё бОльшая разница в возрасте. Дальше я не копала, скажу только, что супруга у него была австриячка из Вены. Но это уже другая история и с нашей она никак не перекликается.

Изначально сюжет картины был связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, который был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого 37-летнего Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова - Николаем.
Нужно сказать, что этот брак оказался счастливым. Карзинкин не только был богат, но и обладал очень хорошим характером. Софья Николаевна в этом браке родила трёх детей: Леночку, через год Сашеньку, а через 5 лет Сонечку. Лена когда выросла, пошла учиться в то же самое училище живописи, которое закончил сам Пукирев и была ученицей Поленова. А Саша когда вырос, был дружен с Павлом Михайловичем Третьяковым.

Но, увидев своё изображение на картине, Сергей Варенцов устроил другу скандал, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. А в купеческих семьях не было принято выносить сор на всеобщее обозрение. В результате художник переработал портрет и изобразил на картине самого себя.

Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» рассказывал об этой истории так:
«Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню - дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, - Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.»

И вот тут мы подходим к самому интересному моменту. Картину Пукирев написал в 1862-ом. И исполнял он её как-то очень быстро, горячо, жарко. А на следующий год вдруг почему-то, без особых казалось бы причин, начинает проситься за границу для обозрения живописных галерей и живописных произведений, и уезжает в самый что ни на есть учебный год, в октябре, и возвращается только в январе. И отдаёт свою картину на выставку, где получает звание очень высокое по тем временам, за бытовой жанр он получает профессора, славу и почет.

Так почему же Пукирев так внезапно уезжает? Да потому, что он влюбился. А влюбился он в то время, когда писал картину. Позировала ему Прасковья Матвеевна Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Прасковья Матвеевна и друг художника были однофамильцами. И кстати, я нигде не нашла подтвержение тому, что любовь была взаимной. Тут я тоже подробно останавливаться не буду, скажу только ещё несколько слов о самом Пукиреве.

Одни исследователи утверждают, что он так и не женился, другие говорят, что он был женат на какой-то малограмотной женщине. И действительно, некий художник Неврев в записке, адресованной Павлу Михайловичу Третьякову, называет эту женщину, которая непонятно, в каком была она, так сказать, звании, госпожа Пукирева. Значит, у нашего художника был не венчанный брак. Это была мессианка Софья Петровна Терехова, она была младше его на 13 лет. И вот тут действительно настоящая драма и из всех действующих лиц пожалеть нужно именно Софью Терехову. Что такое не венчанный брак в то время? А это значит - нет колечка на пальчике, нужно всегда как-то очень робко себя вести. По существу ты никто и даже не имела права на наследство, а уж о каком-нибудь пособии, в случае смерти супруга, и говорить не приходится. Нужно отметить, что она приняла на себя очень непростую ношу, потому что ей пришлось тянуть по жизни очень больного человека. Он очень стал сильно болеть, так сильно, что ему пришлось оставить преподавание. Сначала он распродавал свои работы, но в конце концов всё же нужда навалилась на эту семью. Все говорили о том, что он всегда был, всегда(!) чисто одет, выглажен... А это значит, что она его любила всю жизнь, не докучала ему, не говорила, что ей очень больно и тяжело... А он ее получается не любил...

АФОРИЗМЫ.РУ - Литературный сайт Геннадия Волового
Лучшие авторы современной русской литературы, афоризмы, притчи, анекдоты.
www.aphorisms.ru

НЕРАВНЫЙ БРАК - ЛОЖЬ И ПРАВДА

"Лицемерие - это знание нашего общества.
Лицемерие - это заговор алчных.
Лицемерие - это знамя женщины..."
(Геннадий Воловой)

Картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» впервые появилась на выставке 1863 года, одновременно с «Тайной вечерей» Н.Н.Ге. Картина Пукирева сразу же привлекла к себе внимание публики, которая с восхищением оценила работу художника. В том же году художник получил звание профессора. И сегодня она привлекает внимание зрителей в Третьяковке, которые с удовольствием смотрят на великолепие красок ушедшей эпохи.

Картина написана с определенным смыслом. И на удивление этот смысл не выявляется ни критиками, ни зрителями. Все вступают в молчаливый заговор сокрытия истины и толкования картины в таком ключе, который бы понравится всем. В результате такого замалчивания уже сложилась дурная традиция говорить не о том, что реально изображенно, а о жестокости общества, принуждающего юную деву идти замуж за омерзительного старика...

Вот перед вами эта картина. Вглядитесь в нее, вдумайтесь, сделайте выводы... Освободите ваш разум от рутины, смотрите прямо в глаза истины и она расскажет вам всю правду о истинном замысле художника...

Что же вы увидели?.. Эгоистичного старика, котрый женится на бедной и несчастной девушке, силой обстоятельств вынужденной связать себя узами брака с нелюбимым? Убитого горем молодого человека, который потерял любимую в угоду косному обществу.. Какая красивая и сладкая ложь!.. Очередной миф, который создает общество, чтобы скрыть свои пороки!

Рассмотрим традиционный взгляд, который утвердился в общественном мнение, и который определяет идеологию картины.

"Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза. Невеста бледна, вероятно, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать. Судьбу девушки легко предугадать: она станет игрушкой в доме богатого и властного старика. "(сочинение по картине, интернет)

В воображении зрителя рисуются властные и алчные родители, которые заставили выйти замуж за богатого чиновника. Сразу вспоминается Пушкинский Дубровский... Бедная Маша, которую отлучили от благородного разбойника..

Дряхлый, но еще статный старик, женится на молодой девушке, почти ребенке. Жених важный вельможа, генерал-чиновник. На шее жениха орденский крест Владимира II степени и соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. А невеста, бледная, несчастная, после ночи выплаканых слез едва держится на ногах, и кажется, что она обессиленная сейчас просто лишится чувств или обессиленно сядет прям перед священником.

Налицо вопиющая несправедливость неравного брака!.. О зритель, ужаснись этой картиной несправедливости. Цветущее дитя связывает брачные узы с черствым и высохшим стариком! Священник услужливо склонился перед надменным чиновником и приторно прислуживает ему. Он видит, что молодая девушка не хочет замуж, но он не внимает установкам бога на свободное волеизъявлением, он подчинен тому же духу стяжательства. Примерно так же как Пушкинская Маша в Дубровском, которую буквально внесли в церковь и обвенчали со старым ловеласом, которого Пушкин вознес в благородного героя. Он хорош тем что богат, и тем что смел - стреляет в разбойников, когда те настигают на дороге. Но тем не менее и в этом и другом случае священник нарушает свои прямые обязанности и венчает людей, которые не согласовали свои желания, венчает людей, когда одна из сторон вынуждена соединять узы брака против своей воли...

Священник надевает обручальное кольцо на застывший палец мертвой руки убитой горем девушки, благославляя брак без любви, а иначе говоря по расчету, где все в выигрыше. Священник получит свой барыш, царедворец юную красавицу, родители хороший выкуп за невесту, единственно пострадавшими здесь выступает любовь, которую бросает в жертву злату.

"«Неравный брак» – зрелая и вполне законченная картина Пукирева. Мысль автора, его идея познаются сразу. Здесь все продумано, все взвешено".
Что же имено?.. Молодую девушку заставили против ее воли выйти замуж за старика, разлучив с любимым. Нам жалко девушку, нам жалко несчастного молодого человека, нам жалко, что любовь разрушилась этим жестоким и несправедливым миром, где царствует одна корысть и расчет!.. Занавес закрывается, зритель утирает слезы!..

"Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чужим ей, нелюбимым человеком". (с сайта www.rodon.org)

Примерно так же ждала Маша своего освободителя Дубровского, но вот незадача, он опоздал, вовремя не явился, (не без помощи автора, разумеется) и потому, увы, судьба разлучает их. А вот на картине ситуация другая. Любимый нашей героини стоит рядом и может воспрепятствовать бракосочетанию, сорвать его, а он же напротив выполняет роль шафера... Увы, не разбойник Дубровский, который бы выхватил кинжал и ударил бы им в самое сердце жениха, а то и священника. У нашего "Ромео" нет решительности до конца бороться за любовь. Это задумчивый в своем скорбном размышлении молодой человек, который выполняет роль шафера на свадьбе. Любимый же стоит рядом и ничего поделать не может. Он слишком интелегентен, чтобы драться за свою любимую, как и она слишком безвольная, чтобы отвергнуть сватовство генерала-чиновника и сказать решительное нет священнику.

В. В. Стасов справедливо назвал «Неравный брак» «одной из самых капитальных, но вместе и самых трагичных картин русской живописи». «Что может быть проще взятого тут сюжета? – вопрошал критик. – Продажа и покупка невесты – это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» .

Красивая история, которую изложили нам, не имеет никакого отношения к реальности изображенной на картине. Торг?.. Да, есть торг, но этот торг должен вызывать не сочувствие к невесте, а отвращение... Перед нами прямой факт, который не хотят осмыслить имено в его прямом значении. Зрители находят оправдание и понимание, находит сочувствие и сопереживания, но не находит здравый смысл, чтобы понять, что же означает сей факт?...

А означает он следующее. Девушка на картине предала любовь. Она предала молодого человека и продала себя за деньги. Не надо искать оправдания в ее поступке, что ее заставили или ее уговорили. Любовь не прощает предательства. Если мы соглашаемся с тем, что девушка не имела выхода, то тогда давайте Шекспира объявим шарлатаном, а Джульетту сумасбродной девицей, которая по откровенному идиотизму покончила жизнь самоубийством, вместо того, чтобы согласиться на брак с представителем своего клана...

Есть две правды. Это правда русской девушки, которая согласилась под давлением родителей выйти замуж за нелюбимого, и правда Джульетты, которая предпочла смерть. Но двух правд не бывает, как не бывает за окном одновременно дня или ночи... Если слушать сладкозвучные суждения отечественных критиков, то получается правда на стороне героини Пукирева. А если следовать суждениям Шекспира, то правда на стороне его героев. Для которых любовь оказалась выше смерти...

Что мешало русской героине бежать из дома?.. Что мешало преодолеть гнет родителей?.. Что мешало погибнуть за любовь?.. Слабость?.. Тагда эта девушка недостойна любви, если она ради любви не готова бороться, то как человек она ничтожна, она слаба, она незрела, она должна быть осуждена.. К чему же сочувствовать человеку, который так предательски слаб, который не хочет бороться за любовь, который не хочет преодолевать препятствия ради того, чтобы быть с любимым... Ничтожный типаж женщины, который может вызывать только брезгливое сочувствие...

У человека есть выбор, был выбор и у героини "неравного брака". Она могла убежать с любимым?.. Могла.. Могла не одеть на себя платье и не пойти в церковь?.. Могла.. Могла бы броситься в воду как Катерина?.. Могла... Но она ничего этого не сделала, она сделала выбор в пользу слабости. В пользу того, что любовь для нее меньше, чем ублажение окружающего мнения, родителей, самой жизни. Любовь для нее ничтожна. И хотя ей тяжело, но она готова преодолеть любовь...

Однако слабость и безвольно сть весьма редкое явление для женских типажей, это скорее исключение, а вот что является правилом, вот в этом надо разобраться. В чем была ошибка тех интерпретаторов, которые оправдывали героиню?.. В том, что они не смотрели в суть факта, хотя он на лицо. Вот он прямо изображен. Вот молодая девушка, вот ее любимый, вот сановный чиновник. Прямой факт говорит, что девушка отказалась от любимого ради сановника. То есть, она предпочла материальные выгоды. Так между двумя выборами материальным или духовным, она выбрала первое. Это грубая, материалистическая, беспощадная правда жизни. Женщина в реальной жизни жертвует любовью во имя меркантильности. Этот факт сложно принять, он вызывает возмущение. Все наше сочувствие идет к несчастной девушке, которая изображена с такой безысходностью и безвольностью. Тем не менее главным мотивом написания "неравного брака" стала эта грубая правда жизни.

А может быть действительно у нашей героине не было выбора? Ведь девушки той эпохи находились в подчинении родителей. А ослушаться их волю значило бы быть проклятым, и даже лишиться наследства. Но даже в те времена у девушки был все-таки выбор, она могла дать отказ нелюбимому и дать согласие любимому. Или же "бежать в темную ночь" с любимым, как это сделала Наталья из повести Карамзина "Наталья, боярская дочь"

«Как? Без ведома отца моего? Без его благословения?» - «Без его ведома, без его благословения, или я погиб!» - «Боже мой!.. Сердце у меня замерло. Уехать тихонько из дому родительского? Что же будет с батюшкою? Он умрет с горя, и на душе моей останется страшный грех. Милый друг! Для чего нам не броситься к ногам его? Он полюбит тебя, благословит и сам отпустит нас в церковь». - «Мы бросимся к ногам его, но через некоторое время. Теперь он не может согласиться на брак наш. Самая жизнь моя будет в опасности, когда меня узнают».

Что же мешало юной деве подобно Наталье с любимым убежать и обвенчаться?.. Только слабость и трусость, только просчет будущей наживы от чиновного мужа. Он и достаток нажил и пенсию в 300 рублей в год заслужил, немалый для того времени деньги... Вот и подалась девица уговорам родителей, вот и переступила через свою душу и сердце. Нелегко дается выбор девушке, но ведь преодолевает себя, идет под венец, отказывается от борьбы, пускает свою судьбу по течению, как челн, который несет река без весел... Наверно так уговорили и Татьяну Ларину, но та хоть была уверена, что не нужна любимому, а тут, вот он рядом стоит, покажи на него рукой и скажи священнику, вот он мой любимый, не хочу я выходить замуж за мерзкого старика, хочу с любимым жить, или венчай меня священник или забери мою жизнь! За любовь все отдам!.. Но нет.. молчит, безмолвствует, следует властной руке судьбы...

Главным источником идеи картины художника стало действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева С.М.Варенцова. За год до создания картины состоялось обручение богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, с молоденькой девушкой из бедной семьи, некой С.Н. Рыбниковой, возлюбленной Варенцова. По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе". Закончила Рыбникова печально. В богадельне.

" – И я должна сказать, что когда ко мне приходят, все спрашивают, а это правда, что справа этот молодой - это и есть сам художник... На наше счастье, мы недавно купили один рисунок, с надписью, Владимир Сухов, портрет Прасковьи Матвеевны Варенцовой, 1907 год, надпись, Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве в Мазуринской богадельне... Вот ее жизнь, да, она пережила, видимо, своего старика. У Мазуриных было помещение для таких купчих, бывших купеческих жен, примерно на 50 человек, там на Котельнической набережной, собственно, закончилась ее, видимо, жизнь, этой женщины.". (Л. ПОЛОЗОВА. (Эхо Москвы)

Вот она правда жизни. Главная правда заключается в том, что молодые женщины не только готовы выйти замуж за нелюбимых, но и пожертвовать любовью. Эта самое ужасное, что женщина, источник любви и вдохновения так цинично распоряжается собственной судьбой. Для нее ее молодость становится предметом торга. Это она продает себя, а общество лишь способствует. Если проститутка продает свое тело ради обогащения многим мужчинам, то обычная женщина продает не только свое тело, но и свою душу богатому мужчине. Браки по расчету стали столь циничны в российской обществе, что царь вынужден был запретить их. Вот так только запретом и можно было ограничить алчность молодых девиц.

"Отношения это торг - каждый выставляет свою цену и покупатель ищет продавца а продавец покупателя. Слова лишь оболочка для торга в основе которого лежат две вещи - сексуальность и деньги. Сексуальная женщина продается по самой высокой цене. Богатый мужчина покупает себе наиболее сексуальную женщину. В мире где все продается и покупается нет места любви - ведь любовь не купишь ни за какие деньги, а нежность не приобретешь никакими ухищрениями". (Геннадий Воловой)

Интересную ситуацию описал один писатель в своей книге о том, как завоевать женщину, к сожалению не помню ни автора, ни названия книги, поэтому привожу его рассказ по памяти. Автор решил поставить эксперимент, чтобы выявить меркантильность женщин. На заре перестройке, когда только начались появляться первые бизнесмены, расцветал рэкет, а девочки в школе мечтали стали стать валютными проститутками, он дал объявление в газету, где написал. Что "молодой человек, проживающий в общежитии, рабочий на заводе, крепкий, спортивный, без вредных привычек, любит животных и детей, хочет познакомиться с девушкой для создания семьи". Спустя некоторое время к нему пришли три приглашения. От женщины старше сорока лет, от матери трех детей, и от алкоголички.

Тогда спустя месяц он разместил новое объявление в котором изменил свой статус. Он написал. "Бизнесмен, имеющий прочный и солидный бизнес, лысый, маленького роста, с животиком, с непростым, если не сказать тяжелым характером, сорока лет желает познакомиться с целью иметь любовницу, замужество возможно, но не обещаю". На это предложение откликнулись... 400 писем!.. Кого только не было среди них. Совсем молоденькие девушки готовы были бросить к ногам свою невинность. Замужние женщины предлагали стать любовницами. Остальные просто рвались замуж за такого "удачного женишка". Классическая ситуация повторилась как и в сказке про "Цахиса", который был безобразен, но у которого на лысине было три волоска. И девушки влюблялись в него и не видели его уродства. Все закономерно, женщины выбирают злато и предают любовь.

"Если женщина хочет подцепить богатого мужчину с целью заработать деньги ей надо знать что в этой сфере существует жестокая конкуренция так деньги нужны всем. Тут вопрос состоит не в том где найти это не проблема а стоит ли женщина того чтобы ее искали? А для этого надо обладать красотой, веселым характером, стервозностью, умением порабощать мужчину, будить в нем страсть и интерес. Словом женщина должна быть такой чтобы вызывать у богатого мужчины желание покупать ее за деньги и отодвигать в сторону конкурирующую претендентку на кусочек его богатства". (Геннадий Воловой)

Сегодня времена изменились, но не изменились алчные желания женщин. Конечно, сегодня юные девушки уже не мечтают быть валютными проститутками, но страсть к наживе, к внезапному обогащению за счет мужчины ослепляет и манит к заманчивыми горизонтами. И сегодня экскурсовод Людмила Полозова перед картиной "Неравный брак" искушает юных дев каверзными вопросами. И слышит разные ответы от разных возрастных групп. Если это девочки-пятиклассницы, то они хором говорят, что никогда бы не вышли замуж за старика, если это девушки-восьмиклассницы, то они уже начинают сомневаться и не столь категоричны, а если это молодые женщины, то они уже открыто выражают возможность такого своего замужества... Вот, эволюция чистой души девочки, до замутненным корыстью души девушки.

"Демон который закрался в душу женщины нашептывает ей: «Тебе нужен сильный мужчина а сила в деньгах. Ведь мужчина умеющий зарабатывать привлекает к себе даже не самими деньгями а той уверенностью которая исходит от него. Ты должна быть тылом поддержка и опорой для этого мужчины. Тебе нужно думать о твоих детях а их счастье в богатстве». Как только женщина согласится с этими доводами - она предаст любовь". (Геннадий Воловой)

Есть пословица, которая как можно лучше характеризует лучшие качества мужчины и женщины, она своей краткостью проливает свет на подлинных людей и звучит она так. "Мужчину проверяют булатом, женщину - златом". Когда женщина освободиться от "оков" "злата", когда она будет обладать свободной душой и будет выбирать любовь, когда она преодолеет все прептятсвия и соблазны ради любви, только тогда женщина состоится как свободная личность. Вот тогда девушка и сможет выбрать подлинные ценности и обрести лучшую судьбу, которую можно найти в жизни!..

"Если девушка заглянет в глубину души, то она увидит, что ее душа жаждет не любви, а тщеславия. Если женщина заглянет в глубину души, то увидит, что ее душа жаждет не любви, а злато. Если старуха заглянет в глубины души, то увидит, что душа ее хочет только любви. Если бы разум старухи вложить в девушку и женщину, сколько бы ошибок они бы избежали?". (Геннадий Воловой)

И в заключении статьи я предлагаю читателю замечательное восприятие картины "Неравный брак" героем Геннадия Мартынова.(Живописные сны)

"Дрожащая рука священника с золотым колечком тянется к пальчику невесты. А ведь то, что делает этот дед в сверкающем золотом одеянии ничем иным, как богохульством, и назвать нельзя. А он как бы по праву, данному ему от Бога, совершает это противное Богу святотатство. Ведь он обручает молодость, красоту, жизнь с увяданием, дряхлостью и самой смертью. Вряд ли боженька сверху с одобрением смотрит на это противоестественное всей природе человеческой деяние. Неужели и все тесно стоящие позади люди не понимают этого. Любое живой создание – это творение божье. И соединение в нем всего живого предназначено прежде всего, чтобы жизнь не прекращалось. А это значит, что соединение по божественной мысли должно происходить только в том случае, и для того только, чтобы исполнить первый закон всего сущего на земле – продлить жизнь.
Невеста – еще совсем девочка-подросток – стоит вся подавленная тяжестью подневольного ритуального действия, в котором ей отведена главная роль. Зов юной плоти, еще насквозь пронизанный романтическими мечтами, грубо и безжалостно подавляется в этом Божьем доме. Это трогательное юное создание, которое, кажется, только-только отложило в сторону свои любимые куклы и все игры в дочки-матери, уже по выходу из этого наполненного запахом ладана пространства, должна отныне проникаться суровым чувством конца всей поэзии ожидания счастья под бдительным холодным взором старца, которого только что ей нарекли в супруги.
Андрей хорошо запомнил эту картину с самого детства, с того момента, как их третий класс впервые привели на экскурсию в знаменитый музей. Тогда он плохо понимал, кто и почему заставил эту всю в белом одеянии большую девочку с печальным лицом и глазами, из которых вот-вот польются слезы, лишенной сил до такой степени, что легкая свеча валится из ее рук, стоять рядом с этим противным стариканом, похожем на высохшую мумию, и огромной звездой, усыпанной брильянтами, на груди. Он явственно слышал его скрипучий голос. Суровый дед едва слышно наставительно, как школьницу, учит, как ей подобает вести себя в этот момент. В чем же она провинилась, и чем так недоволен дед со звездой? И за что ее сейчас непременно накажут? Он это не понимал. Но девочку ему было до слез жалко".

" – Картина Пукирева «Неравный брак» впервые была показана на академической выставке 1863 г. в Санкт-Петербурге. Сначала она была приобретена известным московским коллекционером Александром Борисовским, он был другом художника Пукирева и дважды финансировал их совместные поездки по Европе. В коллекцию Третьяковской галереи картина «Неравный брак» поступила в 1871 г., Павел Михайлович Третьяков купил ее у Борисовского, он покупал у Борисовского и другие картины. Третьяков заплатил Борисовскому 1 500 руб., по тем временам это достаточно высокая цена. Картина имеет уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которую сделал друг Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Михайловичу Третьякову так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других своих картин." (Г. ДОЛИНЧУК. Эхо Москвы)

Рецензии

Неточность. Не С.Н.Рыбникова закончила свою жизнь в богадельне, а модель с которой Пукирев писал свою картину - П.М.Варенцова. А Рыбникова жила богато и счастливо в своем доме до конца дней.

"В 2002 году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Наверное не найдётся ни одного человека,кто не видел бы иллюстрацию этой картины.

Неравный Брак...Это понятно зрителю с первого взгляда. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком.?..

…Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

Совершенно по другому написана невеста.Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

Тема эта трагичностью своей привлекала известных художников слова. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Бедная невеста» или стихи Н.А.Некрасова на эту тему.

Это лучшая картина В.Пукарева.За неё ему присвоили звание профессора живописи..И имя его стало известным на всю Россию.

Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

В 2002 году в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева поступили материалы, свидетельствующие о том, что в основу работы над картиной «Неравный брак» был положен действительный факт, связанный с другом В.В.Пукирева, купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой. Жениху было 37 лет, невесте — 24 года.

Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.

Это нашло своё отражение В картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой.она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской.Это была его давняя любовь.

Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.

Так вместе и оказались на полотне Прасковья Варенцова и Василий Пукирев.Только здесь они смогли быть вместе.

Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

Прасковья Варенцова похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак».

Какова же судьба людей,связанных с этой картиной?

В 2002году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Брак Купца Корзинкина с Софьей Рыбниковой оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей. Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым. Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.

Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине?...

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

Могила Пукирева.

Картина"Неравный брак" никого не оставляет равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «"Неравный брак" Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать её без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царём;
Сияет крест Владимира на шее,
И чин, и власть, и деньги – все при нём.
Сейчас священник, в ризу облачённый,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золочёной.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!(Г.Солодилов)