Как научиться зарабатывать на искусстве. Искусство за деньги, или как я начала зарабатывать на рисовании портретов

Коллекционирование – инструмент для снятия стресса, который психологи во всем мире все чаще используют в своей практике. Выяснилось, что микромир собирательного хобби отвлекает человека от повседневных проблем, расслабляет и делает жизнь интереснее.

Но одно дело собирать марки или открытки, и совсем другое – предметы искусства. Разница тут не только в цене, но и в самом подходе.

Существует ошибочный стереотип: искусство стоит дорого, поэтому оно по карману лишь богачам. Конечно, если речь идет о работах Пикассо или Ван Гога, так и есть – вряд ли подобную покупку может себе позволить "простой смертный".

Но есть так называемое молодое искусство, которое на этапе становления художника можно приобрести по очень доступной цене и потом заработать на нем. Доступной – это от 100 долларов за работу с потенциалом к росту. Рост этот может составить десятки и даже сотни раз.

Чтобы разглядеть неграненый алмаз среди неказистых камней, придется многому учиться. Для начала – привить себе хороший вкус. В этом помогут регулярные походы на выставки, в галереи, музеи. По возможности – не только в Украине. Постепенно и незаметно ощущение прекрасного начнет зарождаться внутри.

Параллельно необходимо постоянно читать много литературы об искусстве. Изучить историю искусств, проштудировать основные периоды. Начинать следует с классики – вначале научиться понимать ее, поскольку это – основа основ. Без нее никуда. Рекомендованной литературы очень много. Но чтобы новичку освоиться в мире коммерческого искусства, можно почитать хотя бы несколько. Например, "Введение в историческое изучение искусства" Бориса Виппера, "Искусство в собственность" Луизы Бак и Джудит Грир, "Продано" Пирошки Досси, "Как продать чучело акулы за миллион долларов" Дональда Томпсона, "Семь дней в искусстве" Сары Торнтон, "Современное искусство Украины. Портреты художников" Галины Скляренко. Дальше уже вы, скорей всего, определитесь, что вас привлекает больше всего, и можно будет переходить к более узкой литературе.

Полезным будет также следить за творчеством молодых художников – подписаться на них в социальных сетях, просматривать анонсы специализированных сайтов по искусству, посещать их персональные выставки. В общем, целиком погрузиться (в качестве хобби) в информационную среду арт-рынка. Это даст понимание того, что вообще там происходит и кто нынче в моде.

Настоящие таланты в искусстве иногда даже на дороге валяются – буквально. Мировой пример – Жан-Мишель Баския, которого в свое время нашел на улице Энди Уорхол и сделал из него идола нескольких поколений.

К слову, об идолах. Важно понимать, с кем именно работает молодой автор. Если за него взялся именитый арт-дилер или прославленный художник, это верный признак перспективности автора. И на его произведение стоит обратить внимание.

Не следует забывать интересоваться трендами в искусстве, понимать, что именно сейчас актуально – абстракция, pop-art, реализм и т.д. Есть масса СМИ, которые в этом помогут. Например, The Art Newspaper, Art World Magazine, Art in Ukraine, Коридор и многие другие.

Помощниками могут стать и профессионалы – в частности, дилеры. Они как никто другие разбираются в том, во что лучше инвестировать деньги, чтобы потом заработать на своей инвестиции. Так что завести дружбу с таким человеком – очень хорошая идея. Пусть даже виртуальную, через те же соцсети.

Изучив литературу, походив по выставкам, пообщавшись с экспертами, вы уже можете попробовать довериться себе. Собственному вкусу и внутреннему голосу. И, возможно, именно вы станете тем самым человеком, который поможет открыть миру великого художника. А потом заработает на этом очень, очень хорошие деньги.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Когда я решила заняться этой темой, то для начала просмотрела сайты и фейсбучные странички наших художников. Многие из них подчеркивают, что занимаются искусством не ради денег, а для души. В разговоре с нашими мэтрами искусства на вопрос: почем, часто можно было увидеть одну и ту же картину: боль в глазах и оскорбленное самолюбие. В такой реакции всегда читался ответ: “Мы с вами что, с баулами на барахолке стоим? Это моя выставка, а не базар!”.

Между тем всемирно известный арт-скандалист Дэмьен Хёрст почему-то никогда не стеснялся вывешивать ценники на свои произведения, и сегодня это самый богатый художник в мире. У него на счетах более миллиарда долларов.

Американец Джефф Кунс создал благодаря своему таланту целую арт-корпорацию. Сегодня на него работают 150 человек, и он никак не комплексует по поводу того, что духовное искусство приносит ему конкретные материальные блага.

Наша страна давно держит курс на рыночные отношения, но при этом искусство, похоже, застряло где-то в очень глубоком прошлом. Коммерциализация процесса идет с таким скрипом, что невольно задаешься вопросом: а возможно ли там вообще заработать? Несмотря на эти абсолютно неделовые настроения, в последние годы все-таки появились частные галереи - их можно насчитать с несколько десятков. Чем занимаются все эти люди? Об этом я решила поговорить с управляющим директором галереи Союза художников РК Юрием МАРКОВИЧЕМ , который по совместительству имеет похожую должность и в частной галерее.

Про комплексы из “совка”

- Почему у нас некоторые художники комплексуют, когда речь заходит о стоимости их работ?

У искусства всегда был коммерческий оттенок. Для кого-то это будет открытием. Однако все мировые шедевры, которыми сегодня восхищаются, были сделаны когда-то под заказ знати, королей и купцов, что подразумевает финансовую сторону сделки. Искусство - конечно, духовный мир, но оно не должно существовать вне финансовой плоскости. Оно также инструмент инвестиций и должно оцениваться в денежном эквиваленте. Стереотип, что искусство и деньги не могут быть рядом, возник в советское время. Тогда активно боролись с капитализмом, но в итоге он все равно победил. Были созданы художественные институты, они дали нам плеяду мастеров, которые не считали зазорным продавать свои работы. Возникло даже такое понятие, как “коммерческий художник”.

А сегодня как раз таки работы художников, которые были написаны не только в рамках советской системы искусства, являются наиболее востребованными и высокооплачиваемыми. Например, картины Сергея Калмыкова.

Художник жил впроголодь и умер в нищете, не сумев продать свои работы. Сегодня эти картины на аукционе стоят в пределах 20 миллионов тенге. И таких мастеров много. У нас были и есть гениальные художники. Сегодня их работы вошли в золотой фонд казахстанского искусства и популярны среди бизнесменов и коллекционеров.

Шальные 90-е…

- Когда в Казахстане все-таки начал зарождаться бизнес на искусстве?

Во время перестройки, в начале 90-х. Мы стали идти к рыночному формату, появились коммерческие институты в искусстве - галереи, салоны. Стали появляться ИП, ТОО. Это стало обычным бизнесом, с регистрацией, уплатой налогов. Очень интересное время - расцвет арт-бизнеса.

Возникла бешеная мода на художников - этот тренд задали иностранные посольства и консульства, которые активно открывались в то время. Они оценили казахстанское искусство и стали первыми потребителями и покупателями - украшали офисы, дома, покупали в подарок.

Тогда клиентская база казахстанского искусства выглядела так: 80 процентов - иностранцы и 20 процентов - местные бизнесмены . Сейчас ситуация на арт-рынке идет в обратную сторону. Интерес к казахстанскому искусству стали проявлять отечественные бизнесмены. У нас появились крупные коллекционеры. Например, Нурлан Смагулов и другие.

В этот период инвестиции в искусство были очень прибыльными. Сколько процентов роста давали такие вложения?

Первыми инвесторами, которые вкладывались в искусство, были галерейщики. Они рисковали, но инвестировали свои средства в тогда еще не раскрученных, не распиаренных художников. Первичный рынок начинался с небольших денег. Потом созданные коллекции выходили на продажу. И начинался рост прибыли. Те, кто угадал с выбором, получили хорошую прибыль. Тогда можно было купить работу Калмыкова за 35 тысяч тенге, а сегодня она оценивается, как я уже говорил, около 20 миллионов тенге . Вот и считайте, какой тут рост. В те времена было много наследников и владельцев произведений, но они не могли знать, кто из художников станет брендом, выстрелит и на какие картины будет глобальный рост. До сих пор у нас есть запас картин мастеров из 1950-1960-х, которые не стали еще брендами , но этого достойны. И вложения в этой нише вполне перспективные, так как больше всего ценится антиквариат.

Как сделать из художника бренд? Картина - это товар, как бы обидно ни было нашим художникам. Чтобы ее продать, нужна реклама. Как у нас с этим дела обстоят?

Этим как раз должны заниматься галерейщики. Они и продюсеры, и агенты, и маркетологи, и юристы в одном флаконе. Но художники - сложный народ. Не каждый из них понимает, что его работы нуждаются в продюсировании. Они не играют по тем экономическим правилам, которые были созданы еще сотни лет назад. Их отталкивает слово “контракт”, хотя во всем мире это нормальная форма сотрудничества.

Некоторые наши художники не любят отдавать проценты за услуги галереям, не хотят иметь агентов. Хотя в тех же Штатах, если у тебя нет агента, то ты никудышный художник.

Правила арт-бизнеса и менеджмента заложены еще французами Маршанами. Эти ребята начинали первыми делать серьезный бизнес на искусстве. Но в Казахстане эти правила до сих пор не работают. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом: художники - создавать произведения, а менеджер или продюсер - продвигать и продавать их на рынке. Это тоже сложная профессия, которая требует большого таланта и которой не так просто обучиться.

Есть такое. Это смешно и непрофессионально. Я могу говорить об этом долго. Шансы найти покупателя таким образом минимальны. Но за это не надо платить проценты. А галеристы, салонщики, агенты берут в среднем 20 процентов с продажи произведения . В этом бизнесе много дополнительной работы, сопутствующей раскрутке любого художника. Вопрос менеджмента в искусстве сегодня очень болезненный. У нас огромное количество художников, но единицы тех, кто может это продавать.

- А спрос вообще есть или так себе - от юбилея до юбилея?

Спрос должен рождать предложение, с этим у нас тоже есть проблемы. Есть спрос на реализм, этнические полотна, батыров и ханов. Но у нас художники бросаются из крайности в крайность. Сейчас все решили этим заняться разом, при этом качество не всегда соответствует ожиданиям. Мы иногда отбираем картины в Союзе художников для республиканских выставок и видим, что некоторые работы вообще лучше никому не показывать. У наших художников не хватает самокритики .

- Резюмируем. Бизнес идет или рынок спит?

В некоторых нишах процесс идет очень неплохо, и финансовая составляющая там интересная. Я не буду называть их - это коммерческая тайна. Сейчас в основном приходят разовые покупатели.

Время коллекционеров уходит, так как многие коллекции уже собраны и живут своей жизнью, а сами коллекционеры уже могут открывать музеи современного искусства.

Сейчас мы пытаемся развивать систему арт-подарков. Проблема в том, что нам надо искать и готовить новых покупателей. А это огромная работа - тут вам и образовательная система, и привитие духовных ценностей. В любом случае арт-бизнесом должны заниматься профессионалы.

Не любовь, а случайные связи

Несмотря на то что арт-рынок Казахстана все еще пребывает в зародышевом состоянии, попытки выносить это дитя предпринимаются. И занимаются этим не только наши соотечественники, но и приезжие заграничные эксперты. Значит, не все так плохо, подумали мы. А потом для надежности решили спросить у них самих. Несколько лет назад в Казахстане появился аукционный дом, его руководитель Максим ТКАЧЕНКО считает, что в Казахстане отношение к искусству похоже на случайные половые связи. О преданной любви на долгие годы говорить сложно. На нее способны крупные коллекционеры, а их единицы…

- Что происходит с арт-рынком страны?

В Казахстане как такового арт-рынка еще не существует, есть некий спрос на произведения искусства, но он очень периодический и связан с днями рождениями. А день рождения, как известно, только раз в году.

- Но все же вы решили начать бизнес в Казахстане?

Да, я решил попробовать свои силы, аукцион - это очень интересный инструмент. У нас появились люди, которым нравится покупать таким образом. Ведь это дает возможность приобрести качественное произведение живописи по приемлемой цене. Механизм работает. Динамика положительная, все больше людей увлекаются искусством.

- Стоит ли инвестировать в искусство?

Пока это не имеет массовой популярности. Но этот инструмент тоже работает. Меня часто спрашивают: как лучше это сделать? Нужно понимать, что речь идет о длинных инвестициях. Для того чтобы увидеть рост, иногда приходится ждать более пяти лет. Период дикого капитализма 90-х, когда картины взлетали в цене за короткое время, прошел и вряд ли вернется. Теперь мы работаем в стабильном режиме. Пока инвестициями в искусство занимаются только профессионалы.

Современные технологии разрушают стереотип о постоянно голодном и нищем художнике, работы которого видят только стены мастерской. В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Твори целый день» Лизы Конгдон , которая делится психологическими и практическими инструментами для последовательных шагов работы в сфере творческих индустрий: от поиска каналов продаж до выбора компании-экспедитора. T&P публикует несколько глав вместе с реальными историями людей, опровергающими миф о том, что невозможно делать деньги будучи художником.

Лиза Конгдон

художник и иллюстратор из Калифонии. Занимается дизайном книг, канцелярских принадлежностей, тканей и домашней утвари. Участвует во многих выставках, выступает на профессиональных конференциях, ведет популярный блог о жизни и работе.

Исследование различных источников дохода

Итак, ваш корабль отходит от пристани, увлекая вас в бурное море художественной карьеры. Очертания, которые примет ваш творческий бизнес, нужно определить с самого начала. У вас есть несколько вариантов, о которых мы и поговорим на страницах этой книги. Например, можно продавать оригиналы своих работ или оттиски, заниматься иллюстрированием и предоставлять права использования. Но с чего же начать? Мои слова могут прозвучать как избитая истина, но лучший совет, который я получила, когда сама начинала карьеру в искусстве, был таков: «Следуй велению сердца». Не существует единого пути, который сработает для всех и каждого; так что решение о том, что станет лучшим лично для вас, определяется неповторимыми обстоятельствами вашей собственной жизни, вашими сильными сторонами, целями, ресурсами и опытом.

Некоторые художники полностью обеспечивают себя, сосредоточившись на единственном источнике дохода, например на иллюстрировании или продаже произведений искусства. Но вообще в наше время принято иметь несколько таких источников. Диверсификация доходов - замечательный способ сделать ваше художественное предприятие интересным и динамичным, к тому же вы не будете зависеть от единственного способа заработать на жизнь. Когда один из источников начнет иссякать, на поверхность выйдет другой. Кроме того, на время обратиться к другому виду заработка можно и в том случае, если вы устанете от какого-то определенного способа продажи своих работ. После того как оригинал рисунка будет продан, вариант получения пассивного дохода, например такого, как предоставление права использования, не потребует большой дополнительной работы, при этом вы сможете на протяжении многих лет получать доход из этого источника и продолжать работать над новыми оригинальными произведениями.

Читая следующие главы этой книги и оценивая возможные источники дохода, подумайте, какие из них принесут вам больше удовольствия и будут лучше соответствовать вашей работе. Не позволяйте себе делать выбор в пользу того или иного потенциального варианта только потому, что он, по-вашему, выглядит более прибыльным. Если источник дохода не соответствует вашим ценностям или вызывает неудовольствие, то в результате он лишит вас вдохновения и оставит чувство неудовлетворенности.

Самый разумный подход - начать с чего-то небольшого, особенно если у вас помимо искусства есть другая работа. Если сразу взять старт со слишком большим количеством источников, они могут захлестнуть вас с головой. Поэтому лучше ограничиться одним-двумя, а нащупав основное русло и начав зарабатывать, уже думать о других. Возможно, вы обнаружите, что управление интернет-магазином отнимает слишком много времени, а общение с заказчиками, приобретающими ваши иллюстрации, мешает творческому процессу. Если какой-то из источников дохода у вас не работает - не волнуйтесь, это в порядке вещей. Процесс исследования различных способов реализации своих работ или получения дохода от своих талантов требует неоднократных по- пыток и большого количества времени, и ошибки неизбежны. Но вооружившись терпением и открывшись миру, вы в итоге найдете свою персональную нишу.

Составление маркетингового плана

Я советую составлять маркетинговый план на каждый квартал в течение года. В зависимости от сезона, ваших карьерных устремлений и того, над чем вы в данный момент работаете, маркетинговые планы для каждого квартала будут выглядеть по-разному. Например, в третьем квартале, когда вы активно работаете в преддверии отпускного сезона, можно сосредоточить свои маркетинговые усилия на получении новых заказов, а в четвертом - на повышении продаж в магазине. Если вы начинаете свою карьеру в качестве художника-иллюстратора, лучше всего заняться продвижением в первом квартале, чтобы ваши открытки не затерялись в отпускной суете в редакторских офисах. Мыслите стратегически, занимайтесь маркетингом каждый день, а не только во времена затишья - и ваши усилия в будущем дадут хорошие дивиденды.

Ваш маркетинговый план должен учитывать все составляющие рекламной кампании, в том числе пресс-релизы, публикации в вашем блоге - вплоть до крупной кампании в социальных сетях. Cоставьте таблицу на каждый квартал, распланировав в ней маркетинговые мероприятия по неделям. Укажите все действия, которые вам необходимо предпринять, и крайние сроки их выполнения. Чем лучше вы организуете свою рекламную кампанию, тем большую отдачу от нее получите.

Как найти свою нишу

Если вы размышляете, не заняться ли вам иллюстрированием, спросите себя: «Для какого сегмента этого рынка мои работы подойдут больше всего?» или «Какая из областей иллюстрирования мне более всего интересна?» Когда я только начинала, то завела себе специальную «доску вдохновения», где отметила, какие работы я хотела бы сделать, и области иллюстрирования, отвечавшие моим увлечениям. Поскольку в моих работах главное - это колорит и жизнерадостный настрой, а не концептуальное содержание, я понимала, что мне лучше всего работать над оформлением канцелярских товаров и предметов домашнего обихода. Кроме того, меня привлекало иллюстрирование книг, поэтому пришлось поработать над сюжетно-тематической составляющей моего портфолио.

Не пожалейте времени, чтобы изучить потенциальные сферы применения вашего таланта и понять, на чем бы вы хотели остановиться, - это поможет решить, какие области иллюстрирования вам возвести в разряд целевых и какие изменения понадобится внести в ваши произведения.

Как полноценно использовать время простоя

Ключевое слово, характеризующее карьеру свободного художника, - непредсказуемость. Но даже когда бизнес идет вяло, всегда есть возможность привести в порядок дела, чему-то научиться и заложить основы для будущего роста. В такие периоды важно регулярно проводить определенное время за работой и заниматься развитием своего художественного бизнеса по следующим направлениям:

Формировать портфолио. Это один из лучших способов использовать время простоя. Начните создавать новые произведения, которые впоследствии можно будет использовать в оформлении коммерческой продукции, например обложек ежедневников или кухонных полотенец. Таким образом вы пополните свое портфолио образцами работ, которые будущие клиенты, возможно, решат использовать в изготовлении своей продукции. Кроме того, вы сможете обратиться в галерею и договориться об организации показа ваших новых произведений.

Работать волонтером. В главе 4 говорилось о важности участия в жизни местного художественного сообщества как о средстве нетворкинга и установления контактов, которое впоследствии может оказать благотворное влияние на вашу художественную карьеру. Так вот, «низкий сезон» можно использовать для того, чтобы поработать в некоммерческой художественной организации, на художественной площадке или стажером в галерее. Работая в галерее, можно многое узнать: как произведения искусства продаются коллекционерам, как организуют и проводят выставки, что представляют собой взаимоотношения художников и владельцев галерей. Работая волонтером в некоммерческой художественной организации, вы узнаете, как получить грант, как добиться включения своих работ в запланированные выставки, как принять участие в крупных мероприятиях, например в аукционах.

Заниматься маркетингом. Используйте свободное время, чтобы «засветить» свое имя. Просмотрите свои маркетинговые материалы: не пришло ли время обновить информацию на сайте? Если да, то добавьте на сайт образцы новых работ, отзывы СМИ, сведения о полученных наградах, подумайте над улучшением дизайна. Вы давно общались в соцсетях? Уделите время общению в Facebook, Twitter и Instagram, изучите варианты расширения своего присутствия в сети. Вы давно не писали в своем блоге? Тогда начните новый персональный проект и напишите о нем. Когда вы в последний раз рассылали художественные открытки галереям своей мечты и арт-директорам? Воспользуйтесь появившимся временем, чтобы разработать дизайн открытки с изображением лучшей из ваших новых работ.

Никки Макклюр

Художник, мастер искусства бумажной пластики, Олимпия

В самом начале карьеры Никки принес известность «самиздатовский» календарь-ежегодник в фирменном черно-белом изобразительном стиле бумажной пластики - наилучшая практическая демонстрация ее достоинств, среди которых терпение, умение много работать и заботиться о том, что действительно для нее дорого. А еще Никки выпускает постеры, книги, открытки и футболки. Никки Макклюр - блистательный пример того, как реализовать свои ценности, чтобы процветать в искусстве и бизнесе, и как рассказать в своих произведениях всему миру о том, что вам дорого: о силе любви и надежды, о красоте повседневных вещей, о заботе об окружающей среде и о возможности изменить мир к лучшему.

Лиза Соломон

Художник, работает в стиле смешанной техники

Лиза имеет степени бакалавра прикладных искусств Калифорнийского университета в Беркли и магистра изящных искусств колледжа Миллс. Ее работы, отражающие интерес к сочетаниям стилей в ремесле и домашнем обиходе, представлены на выставках по всему миру - от музея искусств Сан-Хосе до музея Koumi-Machi Kougen в Японии. Работы Лизы выставлялись в различных галереях, среди которых галерея фотографий Дэвида Вайнберга в Чикаго и художественная галерея Гарсона Бейкера в Нью-Йорке. В настоящее время она сотрудничает с галереей Уолтера Масьеля в Лос-Анджелесе, известной в Сан-Франциско как Fouladi Projects. Работы Лизы изданы в виде монографии Hand/Made. Кроме того, она автор книги об искусстве вышивки «Узелки, нитки, стежки» (Knot Thread Stitch). Но, несмотря на активное занятие творчеством, Лиза находит время, чтобы вести блог и обучать студентов искусству в Государственном университете Сан-Франциско.

Эстер Перл Уотсон

Художник, иллюстратор, Пасадена

«Когда вы только начинаете карьеру художника или иллюстратора, стоит соглашаться на большинство заказов, которые вам предлагают, - именно так завязываются контакты и формируется портфолио. И, кроме того, только так и можно понять, какие занятия вам по душе, а какие - нет. Позже, когда вы это поймете, можно выбирать компании и проекты, в отношении которых вы будете уверены. Еще мы считаем, что важно получать хорошую оплату за свою работу. Если заказчик говорит: «Вы получите большую известность, а вот заплатить вам мы не можем», - для нас это как красный сигнал светофора! Если же мы уже работаем над каким-то заказом, то увеличиваем сумму вознаграждения. Лишний труд должен оплачиваться!»

Долан Гейман

Художник, работает в жанре смешанной техники, Чикаго

Долан Гейман рос в Шенандоа-Вэлли, где он бродил по окрестностям, забирался в заброшенные дома и собирал различные предметы. Детство, проведенное в сельской местности, наложило сильный отпечаток на его картины и коллажи, которые он создает в уникальном стиле поп-фолка. Долан учился в Университете Джеймса Мэдисона в Харрисонберге, а окончив его со степенью бакалавра изящных искусств, вскоре отправился в Чикаго на автомобиле, вооруженный кипой картин, небольшим запасом провизии и удочкой для рыбной ловли. Здесь он хотел заявить о себе как о художнике. Несколько лет спустя Долан создаст множество произведений и печатных репродукций. Помимо управления магазином Etsy и участия в жюри художественных ярмарок Долан сотрудничает с международными розничными компаниями, которые продают оригиналы его произведений, а также создаваемые им недорогие художественные сувениры и предметы декора. Кроме того, он предоставляет права на свои произведения таким компаниям, как Anthropologie, Fossil, Pendleton Woolen Mills и Urban Outfitters.

В начале марта на аукционе в Европе картина австрийского художника «Сельский сад» ушла с молотка за 60 миллионов долларов. Подобные баснословные суммы привлекают к арт-рынку немало проходимцев. О том, как в России торгуют подделками шедевров, рассказал юрист, специализирующийся на вопросах антиквариата.

Их нравы

О криминальности российского арт-рынка свидетельствует хотя бы то, что дилерам дают клички сродни воровским.

«Покойник, Мышонок, Гиена, Пятак, Прошка, Овцебык», - перечисляет юрист одной из столичных галерей Никита Семенов в беседе с «Лентой.ру».

«Это все очень уважаемые люди», - говорит он.

Вспоминает он и Славу Грузина с Димой Быком. Дружат с детства, и оба известны своей сомнительной деятельностью на арт-рынке. Бык, он же Дмитрий Кутейников, в настоящее время находится в Грузии, а в России объявлен в розыск как предполагаемый сообщник скандально известных супругов Преображенских, рассказывает Никита Семенов.

В 2001-2007 годах наш собеседник занимался расследованием уголовных дел в сфере искусства, а впоследствии стал одним из немногих юристов, специализирующихся на судебных разбирательствах, связанных с предметами антиквариата. «Проверка подлинности и происхождения картин, возвраты подделок, споры наследников, розыск похищенного - все это частые ситуации на нашем, увы, очень непрозрачном и проблемном арт-рынке», - говорит он.

По его словам, за последние 20 лет было всего четыре уголовных дела, связанных с продажами подделок предметов искусства. Столь скудная статистика, подчеркивает он, лишь подтверждает нелегальный характер российского арт-рынка. Практически все сделки проходят без оформления документов, а в случае выявления фальшивок стороны стараются урегулировать конфликт без огласки. Арт-дилеры, дорожащие репутацией, предпочитают вернуть деньги, чтобы сохранить богатого клиента. Впрочем, и среди них хватает проходимцев.

Серьезные игроки на рынке, как правило, предупреждают друг друга о сомнительных персонажах. Семенов зачитывает письмо, полученное недавно на электронную почту.

«Хочу вас предостеречь от сотрудничества с дилером N (собеседник не уточнил данные дельца - прим. «Ленты.ру» ). Моя галерея понесла большие убытки от так называемого сотрудничества с этим человеком. Он неоднократно брал у галереи картины для показа своим клиентам и для передачи другим арт-дилерам. Всегда на протяжении трехлетнего знакомства возвращал картины, но в 2016 году N, взяв в мае на показ три картины Колесникова "Чистый четверг", "Парный пейзаж", картину Рубо "Отряд черкесских всадников", до сих пор не вернул ни картины, ни сумму денежных средств, соответствующих оценочной договорной стоимости. Убедительная просьба, если у вас есть какая-либо информация относительно данных картин, сообщите мне, пожалуйста, любые сведения о них. После многочисленных требований вернуть картины в галерею, я был вынужден обратиться в ».

В письме описывается и схема, которую использует мошенник. Дилер назначает день и время возврата картин, потом звонит по телефону и переносит встречи. Далее у него возникают непредвиденные обстоятельства, он назначает новую дату возврата и так до бесконечности. «Мягко говоря, фантазия этого человека безгранична, он сочиняет все новые и новые истории. Две картины были лично моими, но две картины общей стоимостью 85 тысяч долларов Колесникова и Рубо находились в галерее по договору хранения. Мне не остается ничего другого как прибегнуть к помощи государственных органов, чтобы вернуть картины», - говорится в тексте письма.

Собеседник «Ленты.ру» приводит примеры того, что происходит ежедневно в среде торговцев антиквариатом.

Дилер под расписку взял у владельца картину стоимостью 50 тысяч долларов в октябре, и даже оставил в залог свой паспорт. «Где он сейчас неизвестно, ни денег, ни картины», - говорит юрист.

Другая схема: арт-дилер берет на продажу картину. Допустим, владелец оценил ее в 100 рублей (условно). Дилер продает ее за 50, потому что по дешевке она быстрее уходит, а собственнику возвращает всего 10 рублей и говорит, что это задаток. После этого мошенник начинает скрываться. И находит очередную жертву, так же продавая картину.

«Вот я упоминал Кутейникова - его бывшая жена занималась такой схемой. Сейчас она в тюрьме», - рассказывает юрист.

Семейный бизнес

В 2013 году прошел третий судебный процесс. На этот раз за мошенничество осудили отца и дочь Черновых, продававших подделки под русский авангард. Через «Измайловский вернисаж» они сбыли 800 фальшивок из якобы собрания 80-летнего сотрудника посольства Швеции в Ташкенте Михаила Нельсона, сообщала Газета.ру ».

«Там была придумана очень сложная история происхождения этих вещей. Сфальсифицировали переписку якобы коллекционера из Узбекистана с известнейшим коллекционером нашего авангарда Георгием Дионисовичем Костаки. Люди разыгрывали роли по телефону: якобы сиделка этого пожилого человека (Нельсона) продает какие-то вещи, потому что ему нужны деньги на операцию», - рассказывает Семенов.

Двое потерпевших, наивно поверивших в легенду о неизвестной коллекции, заплатили Черновым в общей сложности 18 миллионов рублей.

Дело Баснер

Еще один громкий процесс, касающийся липовых произведений искусства, связан с искусствоведом Еленой Баснер. В отличие от предыдущих примеров, в 2016 году суд ее оправдал, усомнившись в доказательствах следствия.

Суть дела: в июле 2009-го коллекционер приобрел картину «В ресторане» за 250 тысяч долларов. После сделки выяснилось, что это подделка, а оригинал хранится в Русском музее. Потерпевший утверждает, что Баснер продала ему полотно, заведомо зная, что это фальшивка. Она же, по данным Васильева, дала ложное заключение о подлинности.

«Деньги, полученные Баснер по сделке - 250 тысяч долларов - бесследно исчезли», - говорит представитель коллекционера Никита Семенов. «А для того, чтобы избежать ответственности, Баснер и ее неустановленные соучастники использовали некоего гражданина Эстонии Михаила Аронсона (неоднократного судимого, дальнобойщика по профессии), который якобы привез ей картину и получил денежные средства. Аронсон это подтвердил, но следствие выяснило, что он физически не мог передать Баснер картину и получить деньги. Его просто не было на территории Российской Федерации», - указал юрист..

Как «создать» шедевр

Существует пять известных способов придать весомость посредственной картине, говорит Семенов.

Способ №1: переделка картин европейских мастеров под русских художников.

Очень сложно технологически выявить такую подделку, потому что один и тот же период, те же пигменты, старые холсты и подрамники, старый лак. «Если применить хитрый лак, то места изменения подписи не будут видны на ультрафиолете», - отмечает он.

«Врубель, Филонов, художники русского авангарда использовали совершенно новую технику. А наша академическая живопись рубежа XIX-XX веков очень похожа на западную, - объясняет юрист. - Поэтому и различить их непросто».

Способ №2: статус шедевра средней руки полотно приобретает с помощью поддельной экспертизы. Можно заплатить эксперту, и он даст ложное заключение о подлинности, а можно сфальсифицировать сам документ.

«Есть, например, одно очень смешное заключение, подтверждающее подлинность одной работы якобы Пиросмани. Оно написано с таким грузинским акцентом, без склонения, не тот род употребляется, неправильные слова», - рассказывает Семенов.

Способ №3: изготовление новодела. Для этого берется старинный холст, с него снимается красочный слой, а затем с использованием старых пигментов наносится новый сюжет.

«На Западе ходит гигантское количество поддельного русского авангарда. И практически нет экспертов, которые бы хорошо разбирались в творчестве, например, Малевича, Кандинского. Есть, конечно, авторитетный искусствовед Александра Шацких, которая живет в Америке, но с ней не так-то легко встретиться и пообщаться», - говорит юрист.

Способ №4: придание значимости новоделу. Эту схему придумал галерист из немецкого Висбадена Эдуард Натанов, выходец из России. Он продавал картины под видом русского авангарда. В провинциальных музеях России Натанов устраивал выставки своей коллекции. А затем при продаже он показывал покупателю список экспозиций, на которых картина побывала.

«И это сильный аргумент. Музей ведь может показать у себя частную коллекцию, если ему заплатить, администрация не несет ответственности за содержание коллекции», - говорит Семенов.

Способ №5: поддельная подпись.

«У меня сейчас идет процесс по поддельной работе Клевера. Взяли старую вещь, которой более 100 лет, и на нее нанесли фальшивую подпись Клевера. Смешно, но фальшивая подпись не означает, что вещь поддельная. И это очень тяжело выявить. Это русская живопись, которая не имеет особого значения, но с подписью Клевера она продается уже за другие деньги. За 150 тысяч долларов», - объясняет Семенов.

Кто «липу» лепит

Исполнители подделок, как правило, талантливые живописцы. Они всегда находятся в тени, зачастую зарабатывая небольшие деньги. В деле Черновых был установлен художник, который делал поддельную графику русского авангарда. «Мошенники просили его делать не копии, а просто придумывать сюжеты из головы, но в стилистике определенных художников. Он получал за каждую такую работу пять тысяч рублей, а Черновы потом подписывали ее», - вспоминает Семенов.

По его словам, в этой ситуации в действиях художника нет состава преступления, поскольку он не знает, что его картина будет продаваться под видом подлинника известного автора за большие деньги. Еще один специалист-поддельщик, известный ему, снабжает западных дилеров русским авангардом, получает от пяти до 20 тысяч долларов, не скрывая, что это копии.

«В нашей стране не преследуют художников, которые на копию шедевра ставят авторскую подпись, скажем, Айвазовского. А, например, в Испании сам факт изготовления подделки считается преступлением», - отмечает юрист.

«Ведущий эксперт по Рериху Ольга Глебова так часто сталкивается с подделками, что уже различает "школы": это тбилисская школа подделки, а здесь - питерская. Специалист по работам Фаберже и владелец частного музея Фаберже в Баден-Бадене , глядя на тот или иной предмет, иногда даже узнает руку мастеров-поддельщиков по своеобразному "почерку", и называет фамилию автора», - подытоживает Никита Семенов.

История VLADEY, первого коммерческого аукциона современного российского искусства, началась летом 2012 года, когда владелец галереи «Риджина» Владимир Овчаренко организовал благотворительный аукцион «HELP КРЫМСК» для помощи пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. Свои работы тогда пожертвовали более 20 художников, включая звезд современного российского искусства — Олега Кулика, Павла Пепперштейна, Константина Звездочетова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. На вырученные деньги - около €300 000 - было устроено путешествие в Москву для 350 детей из Крымска.

«Мы остались довольны результатами торгов и чуть меньше чем через год решили организовать настоящий коммерческий аукцион. Вот так и стартовала компания, которая сегодня называется VLADEY, — рассказывает Владимир Овчаренко. — Значимость благотворительных мероприятий очевидна, однако объективным критерием цены произведения на арт-рынке все-таки следует считать готовность человека потратить на него ту или иную сумму в свое удовольствие, без желания кому-то помочь».

При оценке лотов, выставленных на торги VLADEY, учитываются истории художников: примерно половина из них, как правило, уже принимали участие в аукционах — как в отечественных, так и в зарубежных. Другие имеют опыт реализации своих работ через галереи и мастерские. На основании этих данных эксперты VLADEY назначают эстимейт — от двух-трех до нескольких десятков тысяч евро. Реже счет идет на сотни тысяч: на торгах в марте полотно Ильи и Эмилии Кабаковых из серии «Под снегом» ушло с молотка за €540 000 при нижнем эстимейте €500 000.

Овчаренко лично ведет переговоры с художниками: некоторым он напрямую предлагает выставить свои работы на аукцион, другие присылают заявки самостоятельно.

На первых коммерческих торгах VLADEY общая выручка составила €582 000, на вторых — €1,3 млн, на третьих — €1,22 млн. На чем зарабатывают организаторы аукциона? Победитель платит комиссию в размере 20% от фактической цены купленного лота. Учитывая, что на трех прошедших торгах VLADEY было продано более половины участвовавших объектов искусства, бизнес работает с прибылью, однако, как утверждает аукционер, ощутимого дохода он пока не приносит.

«Художник — это не та профессия, которая приносит доход через шесть месяцев. В искусстве карьеры и бизнес строятся долго, и ты должен изначально быть настроен на это. Тогда все получится», — отмечает основатель VLADEY.

Догнать и перегнать

До уровня западных аукционных домов VLADEY еще далеко. К примеру, в ноябре прошлого года на торгах Christie’s - «Собаку из воздушных шаров (Оранжевая)» - продали за $58,4 млн. В целом за один вечер торгов современным искусством Christie’s тогда выручил почти $692 млн. По словам Овчаренко, западный рынок современного искусства — гигантская индустрия. Через него проходят сотни миллиардов долларов в год — в том числе за счет аукционов.

Российская индустрия современного искусства относительно молода: ей всего 20-25 лет. В России меньше художников участвуют в открытых торгах и гораздо меньшие суммы тратятся на приобретение их работ. Да и сообщества коллекционеров современного искусства в стране фактически пока еще не существует.

Куратор специальных программ ЦСИ «Винзавод» Анастасия Шавлохова считает, что отечественный арт-рынок начнет по-настоящему набирать обороты, когда появится новое поколение покупателей. По ее словам, это случится, «когда в страну вернутся те, кто получил образование в зарубежных вузах и там приучился к мысли, что современное искусство — перспективный объект инвестиций, а признанные мастера в этой сфере не появляются сами по себе: их должно взращивать в том числе сообщество коллекционеров».

Интерес западных коллекционеров к российским художникам в последнее время заметно упал, говорит аукционер.

По словам Владимира Овчаренко, сейчас Россию нельзя назвать «модной» для арт-рынка, какой она считалась, например, в годы перестройки или в середине 2000-х на волне экономического подъема.

«Даже если у иностранного коллекционера нет априорного предубеждения против родины Константина Звездочетова (его картина «Мама и Родина — самое главное» была продана на аукционе VLADEY за €68 000) и Егора Кошелева («Встреча на митинге», €9600), он может просто не захотеть тратить время на то, чтобы отделить зерна от плевел — то есть специфический политический курс страны от культурной ценности работ представляющих ее художников, — говорит Овчаренко. — В этих условиях внутренний арт-рынок просто необходимо развивать».

Соруководитель русских торгов Christie’s Эвелин Хиткоат Амори тем не менее убеждена, что рынок современного искусства в России бурно разрастается — в первую очередь в Москве и в Санкт-Петербурге. Например, уже в июле этого года в Эрмитаже откроется «Манифеста» — европейская биеннале современного искусства, которая, с одной стороны, позволит россиянам приобщиться к работам всемирно известных художников, а с другой — привлечет в страну зарубежных коллекционеров. А тот факт, что площадки отреставрированного здания Главного штаба Эрмитажа решили отдать под экспозиции современного искусства, также указывает на признание отрасли, считает Хиткоат Амори.

«В России ниша аукционов на данный момент относительно свободна, но она будет заполняться — по мере роста арт-рынка в целом», — считает Маргарита Пушкина, коллекционер и директор международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.

Чем полезны аукционы для современного российского искусства? С одной стороны, они открывают художника для более широкой аудитории. «Как показывает мировая практика, аукцион — отличный способ популяризации», — считает художник Олег Кулик (его работа «Алиса против Лолиты» ушла с молотка за €18 000). С другой стороны, аукцион привлекает в индустрию новый капитал. «Когда мы имеем дело с современным искусством, каждому из нас предоставлена возможность быть судьей, — считает Марк Гарбер, председатель совета директоров финансовой группы GHP Group, дважды выступавшей в качестве генерального партнера VLADEY. — Арт-рынок финансами голосует за то, что имеет перспективу или оценено специалистами как достойное внимание». У GHP Group, кстати, есть коллекция современного искусства, которая 18 марта пополнилась еще тремя работами, включая акварель Павла Пепперштейна из серии «Гипноз» (€7200).

Что общего у искусства и недвижимости

По мнению Владимира Овчаренко, российские покупатели привыкли считать, будто с годами цена картины должна исключительно расти, а не оставаться на месте и уж тем более не снижаться.

Но на деле искусство — такой же актив, как акции или недвижимость, поэтому и его стоимость может падать или расти.

«Всегда стоит учитывать, что какие-то работы со временем «выстрелят», а какие-то — нет», — советует коллекционер Владимир Смирнов. — Кому-то повезет больше, кому-то — меньше. Это нормальный процесс».

У Владимира Овчаренко на этот счет есть четкое мнение: покупать нужно только ту картину, которая по-настоящему нравится. «Если через десять лет выяснится, что стоимость приобретенной работы осталась прежней, значит твои проценты — это удовольствие, которое ты получаешь от общения с ней. Если же она стала дороже, тебе повезло вдвойне».