Насколько сильна родительская любовь аргументы из литературы. Проблема материнской любви сочинение. Л. Улицкая рассказ «Дочь Бухары»

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– К. Г. Паустовский, «Телеграмма»
– И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

В матери от природы заложено стремление оградить своего ребенка от всех бед и забот, окружить заботой и лаской. Материнское сердце бесконечно прощает и несмотря ни на что считает свое дитя самым лучшим. Проблема отношения к матери является актуальной по сей день, так как полноценно отвечать взаимностью на все проявления материнской любви способен не каждый.

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» мы можем проследить яркий пример невнимательного отношения к матери. Катерина Петровна проживает в селе Заборье, в старом доме, который построил её отец. Единственными гостями старушки являются знакомый сторож Тихон и дочь сапожника Манюшка, они помогают ей по дому и стараются как-то скрасить её одиночество. Катерина Петровна ценит их помощь, испытывает искреннюю благодарность, но ничто не может отвлечь её от тоски по дочери – единственному родному человеку. Настасья Семёновна живет в Ленинграде и уже три года не приезжает к матери. Настя периодически присылает деньги маме, но даже написать полноценное письмо у нее нет времени. Она работает в Союзе художников, устраивает конкурсы и выставки, обыденность и ответственная должность поглощают девушку целиком.

Безграничная любовь Катерины Петровны к своей дочери не позволяет ей обижаться на неё, она понимает новый склад жизни Насти и смиренно ждет писем. Но увидеться им больше не суждено – старушка вскоре умирает. Анастасия не успевает приехать даже на похороны матери и муки раскаяния преследуют девушку до конца дней.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» одним из второстепенных персонажей является Арина Власьевна. Она живет в своем имении вместе с мужем, Василием Базаровым, в глубинке России. Арина Базарова пожилая дворянка, набожная и мнительная, добрая и боязливая. Она очень любит своего единственного сына Евгения, одновременно боится его и старается во всем понять, даже в нигилистических взглядах. После долгой разлуки она плачет и обнимает “Енюшку”, не желает отходить от него, постоянно смотрит и вздыхает.

Отношение Базарова младшего к матери не назвать примерным, он не показывает своих чувств и редко обращается к ней. Проявление нежностей для него неприемлемо, он не выказывает бурных эмоций сам и запрещает это делать своей матери. Арине Власьевне тяжело сдерживаться, но она покорно слушается и старается никак не обременять сына своим вниманием и заботой.
Судя по словам Евгения своему другу Аркадию, он ценит своих родителей и уважает их, но проявить чувств не может, не считает необходимым. Его признанием в любви к ним можно расценить слова «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». К сожалению, показать свое искреннее отношение к матери и отцу Евгения заставляет лишь скорое приближение смерти.

Мама является самым близким и родным нам человеком, она чувствует нашу боль и переживания, смену настроения и все страхи. Сердце матери невозможно обмануть, но очень легко задеть. Она не покажет обиды, никогда не будет держать зла или обвинять своего ребенка. К сожалению, многие не замечают острых слов, что говорят матери, пользуются бесконечным пониманием, а со временем уделяют все меньше внимания. Мы не должны допускать этих ошибок, чтобы не жалеть когда станет слишком поздно.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема отношения к матери: сочинение ЕГЭ ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:

Проблема материнства

Проблема слепой материнской любви

Материнство как подвиг

Возможные тезисы:

Любовь матери - самое сильное чувство на свете

Быть хорошей матерью - настоящий подвиг

Мать готова на все ради своих детей

Иногда материнская любовь ослепляет, и женщина видит в своем ребенке только хорошее

Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Ярким примером слепой материнской любви является комедия Фонвизина «Недоросль». Простакова настолько сильно любила своего сына, что видела в нем только хорошее. Митрофану все спускали с рук, любые его капризы исполнялись, мать всегда шла у него на поводу. Итог очевиден - герой вырос избалованным и эгоистичным юношей, который не любит никого, кроме себя, и не равнодушен даже к собственной матери.

Л. Улицкая рассказ «Дочь Бухары»

Настоящий материнский подвиг описывается в рассказе Улицкой «Дочь Бухары». Аля, главная героиня произведения, была очень красивой девушкой. Став женой Дмитрия, восточная красавица родила девочку, но вскоре выяснилось, что у ребенка синдром Дауна. Отец не смог принять неполноценного ребенка и ушел к другой женщине. А Бухара, любившая дочку всем сердцем, не сдалась и посвятила свою жизнь воспитанию девочки, сделав все возможное для ее счастья, пожертвовав собственным.

А. Н. Островский пьеса «Гроза»

Не всегда материнская любовь выражается в ласке. В пьесе островского «Гроза» Кабаниха, свекровь главное героини, очень любила «воспитывать» своих детей, давая им наказания и читая морали. Неудивительно, что сын Тихон проявлял себя как безвольный, несамостоятельный человек и мямля, который не может и шагу ступить без «маменьки». Постоянное вмешательство Кабанихи в жизнь сына негативно сказалось на его жизни.

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» также прослеживается нескончаемая материнская любовь. Пульхерия Александровна больше всего беспокоилась о счастье сына Родиона и верила ему несмотря ни на что. Ради него женщина была готова жертвовать дочерью. Создается впечатление, что сын для Пульхерии был намного важнее Дуни.

А. Н. Толстой повесть «Русский характер»

В повести Толстого «Русский характер» подчеркивается сила материнской любви. Когда танкист Егор Дремов получил ожоги, обезобразившие его лицо до неузнаваемости, он побоялся, что семья отвернется от него. Герой навестил родных под видом своего друга. Но порой материнское сердце видит яснее чем глаза. Женщина, несмотря на чужой облик, узнала в госте своего родного сына.

В. Закруткин повесть «Матерь человеческая»

О том, насколько большим может оказаться сердце настоящей матери, рассказывается в повести Закруткина «Матерь человеческая». Во время войны главная героиня, потеряв мужа и сына, осталась одна со своим будущим ребенком на разграбленной фашистами земле. Ради него Мария продолжала жить, а вскоре приютила маленькую девочку Саню и полюбила ее как родную. Через некоторое время малышка умерла от болезни, героиня чуть не сошла с ума, но упорно продолжала свое дело - возрождать уничтоженное, для тех, кто, может быть, вернется. За все время беременная женщина успела приютить на своем хуторе еще семь сирот. Этот поступок можно считать настоящим материнским подвигом.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

Проблема материнского самопожертвования на примерах произведений Ч. Айтматова "И дольше века длится день" и В. Закруткина "Матерь человеческая".

Когда желание выжить уступает место отчаянной самоотверженности? На что готова пойти мать, чтобы защитить свое дитя от опасности? Над этими вопросами заставляет задуматься читателя В. Г. Короленко.

Не случайно, наблюдая за тем, как «бережно загораживая собой младшую», старшая коза пробежала мимо «большого хищного пса», один из героев текста говорит своим попутчикам: «Вот оно – желание спасти…» Люди, ставшие свидетелями того, как «умное животное» совершенно не боится того, что, может быть, его собственная жизнь висит на волоске. Автор вкладывает в уста рассказчика мысль о том, что «всякая мать» при таких обстоятельствах «сделает это», загородив своим телом, не задумываясь о грозящей ей опасности.

Авторская позиция такова: мать готова рисковать собственной жизнью, «бороться…до конца», преодолеть собственный страх ради своего ребенка. В критической ситуации она первая идет на риск, берет на себя самые важные решения.

Данная проблема волновала многих писателей, поэтов, публицистов. Так, например, Ч. Айтматов в романе «И дольше века длится день» посвятил одну из глав легенде о манкурте. В ней рассказывается о матери, которая, несмотря ни на что, отправилась на поиски пропавшего сына. Она понимала, что ее поиски могут не увенчаться успехам: сын или мертв, или лишен памяти. В таких случаях родственники, узнав об участи близкого человека, не пытались спасти пленников. Но мать решила во что бы то ни стало вернуть сына домой, вырвать из плена, спасти.

Вспомним и повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Главная героиня, Мария, оставшись в одиночестве в разоренном фашистами селе, на своих плечах выносит тяжкое бремя войны. Потеряв мужа и сына, она не опустила руки, не впала в уныние. Она взяла на себя ответственность не только за своего только что родившегося ребенка, но и за других детей, оставшихся без родительской опеки. Мария заботится о них, защищает, дарит свое тепло и ласку. Она становится для них матерью, той, под чьим крылом можно почувствовать себя в безопасности.

Таким образом, мать – единственный человек, который всегда заступится, поможет, защитит от великой беды. Она ни на секунду не задумается о том, что ее жизни может угрожать опасность. Потому что она – мать.