Идиот спектакль театр наций. Спектакль идиот. Вышел Мышкин из тумана

Внимание! Внимание! Мистическая премьера в театре им. Моссовета!

Роман Фёдора Михайловича Достоевского "Идиот" был неоднократно экранизирован и сыгран на театральных подмостках и даже режиссер Юрий Еремин обращается к нему не впервые.

СЦЕНОГРАФИЯ

В "Идиоте" театра Моссовета очень интересная сценография, много символов, есть над чем подумать, например, вешалка-крест, на которую Мышкин вешает свои скромные наряды и пожитки в день первого посещения Епанчиных. И на нее же позже будет водружен портрет Настасьи Филипповны.

Оформление сцены минималистично, стены по сторонам венчаются полукуполами. Мебели мало и она очень незатейлива.

Несколько раз звучит звонок-колокол, в основном извещая о чьем-то приезде и изменениях в жизни героев.

Мышкин появляется из дыма и уходит в дым, его возникновение овеяно аурой мистики и чего-то внеземного.

Интересно обыграны цвета в одежде, букеты Настасьи Филипповны, задумка с поездом (первая встреча Рогожина, Мышкина и Лебедева) мне тоже понравилась.

АКТЕРЫ И РОЛИ

Спектакль с самого начала имеет два состава (на роль генерала Епанчина даже три). Подобное решение считаю очень правильным, т.к. подобный расклад позволяет свести к минимуму экстренные вводы и возможное снижение качества спектакля вследствие этого.

Режиссерская концепция - в видении Настасьи Филипповны как жертвы, а не демонической женщины, разрушающей чужие жизни. Настасья Филипповна не виновата с произошедшей с ней бедой в юности, но все окружающие (кроме князя Мышкина) осуждают исключительно ее (а не истинного виновника и даже не обстоятельства).

Пожалуй, центр спектакля смещен в сторону Настасьи Филипповны (я видела в этой роли Екатерину Гусеву , еще играет Юлия Хлынина). Не случайно даже первые сцены спектакля идут в иной последовательности, нежели в романе.

В роли князя Мышкина видела Дмитрия Подадаева (совсем иной образ, чем в "Морское путешествие 1933 года"), в другом составе - Антон Аносов. Подадаев трогателен, беззащитен и даже несколько вызывает жалость. Мне кажется, образ Мышкина в данной постановке имеет слишком много оснований, чтобы "добить" зрителя и "надавить на жалость". Несколько чрезмерно даже. Например, зачем ему еще заикаться? И да, слезу выжать у Дмитрия Подадаева почти получалось. В любом случае, жалко его было очень.

Рогожин в исполнении Захара Комлева, несколько простоват и мужиковат, нет в нем демоничности Рогожина-Машкова (из сериала "Идиот"). Но почему бы купцу и не быть просто пораженным страстью простым мужиком? Так что в вину актеру или режиссеру этот образ поставить не могу. Таково их видение и вполне имеет место быть.

Количество дочерей Епанчиных (Александр Бобровский и Галина Дашевская) в спектакле сократилось до двух - Александры (Кристина Исайкина) и Аглаи (Анастасия Пронина). Девушки мне вполне понравились. Передают характеры персонажей. Каких-то неожиданных трактовок их героинь не случилось.

Очень понравился Владислав Боковин в роли Фердыщенко, забавный и противный одновременно.

В роли Гани Иволгина видела Нила Кропалова, вполне нормальный образ симпатичного парня, одержимого тщеславием и рассматривающего возможность самоутверждения через неблаговидные поступки.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Спектакль "Идиот" в театре Моссовета смотреть! Ради Ф.М. Достоевского, ради невинной жертвы обстоятельств - Настасьи Филипповны и трогательного, практически святого Мышкина, ради интересной сценографии с режиссерскими находками.

«ИДИОТ» Ф.М.Достоевский
Сценическая композиция Г.А.Товстоногова.
Театр на Васильевском
Миф
Постановка — Владимир Туманов

«ВЗЯВШИЙСЯ НИОТКУДА»

«Идиот» Ф. Достоевского за последние несколько лет стал частым гостем петербургских театров. Театр «Мастерская», Молодежный на Фонтанке. Теперь премьерой по мотивам романа отмечает театр на Васильевском свой юбилейный, 25-й сезон. Постановщик спектакля — главный режиссер Владимир Туманов, в сентябре отметивший 60-летие. Автор оригинальных интерпретаций современных и классических драм будто вчера на минутку вышел из додинских «Бесов», где играл Шигалева, а чуть раньше, в 1978 году окончил ЛГИТМиК, класс профессора З. Корогодского и Л. Додина.

Традиционный вопрос перед премьерой – сможет ли на этот раз театр увлечь зрителя классическим сюжетом? Приехал в Петербург из швейцарского санатория не долеченный князь Мышкин, оказавшийся катализатором сразу нескольких драм случайных встречных на его пути и своей личной трагедии – возврата болезни. Актуальны ли сегодня те мытарства? Возможно ли сюжетом об «идеальном человеке», славянском Дон Кихоте кого-то увлечь, кроме нравственного миссионера или школьного учителя, решившего заменить домашнее чтение просмотром театральной вариации?! Ведь такая позиция не тешит амбиции, только обижает и настораживает. К тому же, планка спектакля высока – в основе не совсем роман, а его сценическая версия Г.А.Товстоногова, отсылающая ко второй редакции инсценировки (БДТ, 1966 год), по праву считающейся шедевром театрального искусства. В той версии Мышкин был то ли фронтовиком, то ли сидельцем, прошедшим все круги ада и вернувшимся в мир, дабы распознать-понять-полюбить людей. Совершенно неведомая для советского, войной и государством покалеченного народа-победителя миссия, заменяющая идеологически немыслимую тогда тему православного миссионерства. Обстоятельства трактовались с течением фатума. Жертва Мышкина, спасающего не верящих ни во что героев, производила терапевтический эффект в зрительном зале. Центральной темой спектакля становилось не нравственное разрушение, а самопожертвование, воплощающее в гуманистическом идеале и христианскую ценность, и советскую идеологию.

В спектакле театра на Васильевском вопрос присутствия Бога – центральный. Ставя вопрос ребром, художник спектакля Елена Дмитракова обрамляет сцену серой оштукатуренной гранью полукруглой стены, воспринимаемой как аналог базилики, с нишей – апсидой и пятью узкими арочными проемами в ней. Такие проемы делали и в царских палатах, и в торговых рядах. Но играть спектакль в храме, да еще в его алтарной части, пусть даже без атрибутов культа – приравнять сценическое действо к литургии. Неслыханная дерзость, не поддержанная далее самим характером действа, отчего остается только чертой образного решения пространства с сакральным потенциалом. Пусть храм не достроили, или, наоборот, на месте том кто-то намерен организовать базар, вокзал или бассейн. В зале отнюдь не прихожане, да и на сцене герои верят во что угодно, но не в Бога. В человека – да, в высшую силу – никто!

Не осветил светом веры Владимир Туманов человеческий глаз. Женщины все как на подбор такие улыбчивые, сочные, крепкие, готовые к продолжению рода. Только мир не продолжится. Мужичок пошел не тот. Мышкин признался в осознанном отказе от секса. Да и остальные как-то мимо. Главный растлитель Тоцкий уже лет пять в холостую платит. Разукрасивший себя орденами генерал Епанчин от семейного долга ретируется, меняя домашний матриархат на предвкушение тантрического секса в клубе чужих любовниц. Рогожин занят выбиранием позы, его ждет долгая сексуальная связь с деньгами. Трое молодых парней – Ганя, Птицын и Радомский – успели глубоко сесть на денежную иглу. Секс для них – так, побочный эффект денежной зависимости. Есть еще два беса – Фердыщенко и Лебедев, так они то пред золотым тельцом, то пред зеленым змием коленца выкидывают. Так что, все эти мужья деньгам служат – уж проще, приземленнее про современный люд и не скажешь.

Сюжет не extraordinary , а usual – обыденный, повседневный, простой. Все в нем рутинно и знакомо. В таком пространстве без дверей (у Товстоногова, наоборот, двери – ключевой элемент спектакля), личность слабеет, а не зреет. Даже в те мгновения, когда герой мог бы остаться в одиночестве, столь ему необходимом уединении, непременно появится кто-то: то девочка с распущенными волосами, ставшая расхожей формулой преследования героя, то не способные отыскать себе утешение другие персонажи. Словом, все вокруг одновременно и праздны, и нездоровы, отчего стремятся друг к другу, будто на прием к врачу. Все, кроме отдохнувшего в Швейцарии Мышкина. Он единственный оказался здоров, реагируя, как термометр, на высокую температуру окружения, в котором и мы с вами живем. Мир наживы, цинизма, безбожия, представьте себе, тоже может заболеть. С одной лишь оговоркой: не обогащением больны герои спектакля Туманова, а страхом публичного банкротства. Стабильны лишь два семейства – Епанчины и Иволгины – да и у тех свои проблемы. В космосе их семейных забот спутниками летают: Мышкин – Рогожин – Настасья Филипповна.

Такую планетную систему можно представить только в прошлом российской глубинки, скажем, в Нижнем Новгороде, Тамбове, Астрахани или Ирбите XIX века, где на ярмарке, после сделок, мены и торговли вдруг неожиданно, к вечеру зажигался очаг культуры в театре, собравшем таланты по всей России. Так и тут. Среди пришедших разными дорогами в театр на Васильевский исполнителей Владимир Туманов будто и не ищет единомыслия, а, наоборот, подчеркивает их отличие, вводя дополнительную сюжетную линию – способ их существования на сцене. Стало традицией – подмечать в его спектаклях разницу актерских школ, как театральных диалектов и оттенков манер. Так в каждой роли.

Князь Мышкин. Для выпускника С.Спивака Арсения Мыцыка, с одной стороны, это роль с прицелом на перспективу, могущая совсем скоро особо зазвучать. А, с другой стороны, неожиданным решением не назовешь. После Карандышева («Бесприданница», режиссер Д. Хуснияров), где актер играет неординарно и ярко инаковость программиста, айтишника, находящегося в самом центре «чужого бизнеса», обеспечивая его высокими скоростями технологий, при полной беспомощности в вопросах примитивной социализации. В «Идиоте» герой А.Мыцыка вновь «белая ворона », но решенная иными средствами: его суть в обнаженности чувств, остроте восприятия, которая разоружает актера, не позволяя ему защищаться от происходящего «толстой кожей» оценок.

В роли Рогожина зритель увидит трех актеров – Илью Носкова, Игоря Бесcчастнова и Андрея Феськова (к сожалению, видел только первого и второго). Оба играют опьянение от невесть откуда свалившегося наследства, и водоворот случайностей, ведущих к катастрофе. Только у Носкова Парфен цивилизован, крепок, с прямой спиной, а персонаж Бессчастнова – мужиковатее, грубее, первобытнее.

Исполнительниц роли Настасьи Филипповны две: одна – Елены Мартыненко – черноокая, южная, жгучая, другая – Екатерины Зориной – утонченная, солнцеликая, светлая. Обе играют перенесенную в прошлом травму сексуального рабства (за что Настасья теперь низвергает нормы общественного приличия, хладнокровно мстит мужскому миру). Единственное, что в них настораживает, – темпераментность сексуальных взрывов, неестественность которых, вероятно, уйдет вместе с премьерным волнением.

Из четырех представительниц женской половины Епанчиных только у двух сестер два состава. Старшую – Александру – Татьяна Калашникова играет строгой учительницей, наглухо закрывшей свой внутренний мир от сторонних вмешательств, а Анна Захарова – жизнерадостную, но прямолинейную девицу, гордо несущую свой бюст к счастливому браку. Вторая сестра Аглая – alter ego Настасьи Филипповны, также у каждой актрисы своя. У Марии Фефиловой она, как разорванный оголенный электрический провод, нерв, то вспыхивающий улыбками факел, то заливающийся слезами фонтан. Аглая же Екатерины Рябовой – кукольная героиня, переживающая горе от ума. Рядом с такими разными сестрами – Аделаида Анны Королевой, солнечной улыбкой освещает путь женскому кораблю Епанчиных, где капитаном давно служит маменька Лизавета Прокофьевна в исполнении Натальи Кутасовой – подарок критичному театралу. Мать из семейных будней устраивает целый ритуал, с юмором, жаждой и знанием жизни хозяйка положения, острым взглядом отмечающая приметы грядущих катастроф.

Вроде бы следовало описывать мужскую историю, а перед глазами стоят только красные-прекрасные Дамы, на чьих покатых плечах стоит мир и этого спектакля, и романа Достоевского. Тут трудится никто не желает. Ну-ка дай-ка побыстрее, дай полегче, и чтобы с удовольствием да с обрядами. А отдавать ничем не проси. Не платят нынче за нравственный блуд. Не принято. Принято негативными оценками разрушать любое единство, напоминая, кем наполнен этот мир – вольными охотниками, отстаивающими эгоистические позиции и не склонными к общественной солидарности. А солидарность ожидаема, причем не только в театре. Следует поспешить до назревающего кровавого месива уличных столкновений и оправдания жестокости расправ с инакомыслием.

На этом предзакатном фоне наших будней нелепо звучит стишок про «рыцаря бедного », читаный назубок, дабы скуку скрасить, маменьку порадовать и слезы сестриц пролить. Не быль, а чисто карамельно-лелейная песнь! О Рапунцель с торчащей из глазницы башни косой, или о Спящей красавице в гробе хрустальном, или еще о ком. Словом, рыцарь бедно-бледный, гремя доспехами, тут как леденец или детская погремушка. И надежда, и развлеченье, и собеседник в этом переполненном реминисценциями полотне.

В спектакле публику ждет калейдоскоп узнаваемых цитат из русской классической литературы. В сцене знакомства Рогожина и Мышкина будто «Царь Федор Иоанович» А.К. Толстого встретит Бориса Годунова. Затем прямо из озера чеховской «Чайки» дочери генерала выйдут тремя сестрами, хвостами юбок синих, русалочьих шурша, улыбками белозубыми маяком посветят и канут в проемах темных, чтобы во втором акте из пучин сценических всплыть и лебёдками пасторальными к Тургеневу с Буниным поманить. По Островскому герои суетятся вокруг векселей и закладных. Из «Живого трупа» Льва Толстого прозвучит зов поехать «к цыганам ». Епанчина старшая — воплощение горьковской Вассы. За ней Лебедев (Владимир Бирюков) из сологубовского текста тенью беса мелкого в присядку идет. Потом Фердыщенко (Михаил Николаев) – булгаковский кот Бегемот карточную партию с князем разыграет. Ганя Иволгин (Сергей Агафонов), одевшись во фрак, ну, точным потомком грибоедовского паркетного шаркуна Молчалина вышел. С прекрасным Чацким «на пенсии» в лице камердинера (Дмитрия Евстафьева) они составляют прекрасный дуэт.

Спектакль разнороден и в жанровом смысле: драма/мелодрама, водевиль/мюзик-холл. Тут веселят, поют и пляшут, делают гимнастику и показывают фокусы, сардонически хохочут и льют крокодиловы слезы. Сквозняк «студийных поисков» обдаст порывами вольностей мебель: по стульям будут бегать, их с грохотом ронять, на круглый чайный столик «на двоих» забраться с ногами читать стихи, и даже укладывать тело бездыханной Настасьи Филипповны. С музыкой случится невозможное для Достоевского — прозвучат две темы в стиле диско – аранжировки отрывка из католической литургии «Sanctus » и шлягера Стинга. Еще рефреном повторится мизансцена (режиссер цитирует свой спектакль 1997 г. «Бегущие странники» по пьесе А. Казанцева), где герои под музыку носились по кругу, увлекая друг друга за собой.

Словом, Театр на Васильевском, представив энциклопедию русской классики, играет с традицией пассеизма в культуре, признаваясь, что и в удалении от театральных маршрутов Петербурга, у такого фокуса своей зритель есть. Соглашусь, сторонники стабильности найдутся. Только каков при консерватизме источник роста? Большой вопрос. Да к финалу спектакля и сам режиссер лишает все вопросы риторической позы.

Вы еще хотите высокими целями победить золотого тельца? Тогда ваш символ таков: душа, как воск свечи, истомится в слабом колыхании пламени от случайных потоков воздуха. Никакого света. Тихое мигание бликов, всхлипы раскаяния после непрекращающегося грехопадения, да утешение от неизвестно откуда взявшегося брата.

И какая вам разница — пришел ли он с войны, иль из тюрьмы, иль от сумы?!

«ИДИОТ» Ф.М.Достоевский

Сценическая композиция Г.А.Товстоногова.

Режиссер — Владимир Туманов
Художник-постановщик — Елена Дмитракова
Художник по костюмам — Стефания Граурогкайте
Музыкальное оформление — Александр Закржевский
Художник по свету — Александр Рязанцев

Действующие лица

Мышкин Лев Николаевич , князь — Арсений Мыцык
Настасья Филипповна — Елена Мартыненко, Екатерина Зорина
Рогожин Парфен — Илья Носков, Андрей Феськов, Игорь Бесcчастнов
Тоцкий Афанасий Иванович — з.а. РФ Сергей Лысов
Генерал Епанчин — н.а.РФ Евгений Леонов-Гладышев
Елизавета Прокофьевна , его жена — н.а. РФ Наталья Кутасова
Аглая — Екатерина Рябова, Мария Фефилова
Александра — Татьяна Калашникова, Анна Захарова
Аделаида — Анна Королева
Иволгин Гаврила Ардальоныч (Ганя) — Сергей Агафонов Лауреат
Нина Александровна , его мать — н.а.РФ Татьяна Малягина, з.а.РФ Елена Рахленко
Варя , его сестра — Дарья Данилова
Лебедев — н.а. РФ Юрий Ицков, Владимир Постников
Фердыщенко — Михаил Николаев
Птицын — Александр Удальцов
Дарья Алексеевна — з.а.РФ Надежда Живодерова
Радомский — Никита Чеканов
Камердинер — з.а.РФ Дмитрий Евстафьев
Девочка — Валя Исаева

Премьера 29 ноября 2013 года.
Продолжительность — 3 часа 15 минут с одним антрактом.

Откуда пришел Мышкин-Смоктуновский?

Зерно роли князя Мышкина в спектакле БДТ — «пришедший из ниоткуда «. Для постановки Товстоногова «ниоткуда» означало три круга ада: фронт, лагерь и плен. Смоктуновский, фронтовик, побывавший в плену, снялся в фильме «Солдаты» по повести В.П.Некрасова. Актер сыграл роль интеллигента Фарбера, преподавателя математики, попавшего на фронт. По рекомендации Е.Лебедева, Товстоногов приехал на «Ленфильм» и посмотрел отрывки этого материала, после чего пригласил Смоктуновского на роль Мышкина. Как рассказывала в воспоминаниях сорежиссер второй версии (1966 г.) Роза Сирота, Товстоногов именно такого Мышкина и искал.

Кроме того, работа над ролью давалось с большим трудом до тех пор, пока И.Смоктуновский не повстречал случайно в ленфильмовской суете спокойно стоящего и читающего книгу Сергея Закгейма, человека, отсидевшего 17 лет в лагерях, и ставшего прототипом Мышкина-Смоктуновского. Роза Сирота рассказывала: «Смоктуновский страшно им заинтересовался, он почувствовал в этом какое-то рациональное зерно Мышкина. Он ведь тоже существует в этом сумасшедшем доме, Петербурге. Но он живёт в нём по своим законам. Смоктуновский заинтересовался этим человеком <…> и стал с ним дружить. Стал, так сказать, воровать у него - как тот ходит, слушает, смотрит… «
Из интервью Розы Сироты в ПТЖ. Публикация Л. МАРТЫНОВОЙ. 1974 год

В Театре им. Моссовета выпустили первую премьеру в сезоне. Юрий Ерёмин, работающий в этом театре более 15 лет, поставил спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» — это уже третья постановка режиссера по роману, и третья постановка по произведениям Достоевского.

Юрий Ерёмин ставит Достоевского так, что не пытается в нем искать “новые формы” или самовыражаться, он пытается искать то, что хотел сказать автор в своем произведении, и показать именно тех героев, о которых писал автор. Юрий Ерёмин работает с каждым актёром, пытаясь донести до него, а потом через него и до зрителей то, что сам прочел, открыл в романе, то, что, по его мнению, хотел сказать автор. И «Идиот» стал именно такой постановкой. Весь роман уложить в три часа с антрактом невозможно, поэтому жанр спектакля определен как «пьеса Юрия Ерёмина по мотивам Ф. М. Достоевского». Хотя сильных отступлений в постановке от романа нет, просто невозможно за такой короткий промежуток времени раскрыть всех персонажей, показать все переплетения сюжетов, но можно перелистать страницы романа, и показать жизненные пути героев, попытаться дать зрителю задуматься о том, кого из них ждет рай, а кого ад, и почему. Чем Юрий Ерёмин и занялся в своей постановке.

Режиссер спектакля выступил и сценографом. На сцене три уровня — три постамента, которые соединяют наклонные подиумы. Подиум от нижнего постамента уходит в пустоту, в пропасть, в ад, от верхнего – к раздвижным дверям, которые открываются, и за ними виден свет, рай, оттуда в начале спектакля и появляется князь Лев Николаевич Мышкин (Антон Аносов). И между раем и адом течет жизнь, где герои проходят через испытания, чтобы потом либо низвергнуться в огонь, либо уйти к свету. По окружности сцены расставлены уходящие вверх конструкции, которые похожи на разрезанные на четыре части столбы, увенчанные маковками-свечками, среди них и происходит действие. По центру висит колокол, в который герои звонят, перелистывая страницы своей истории.

В спектакле заняты два состава артистов: Антон Аносов / Дмитрий Подадаев (Мышкин), Екатерина Гусева / Юлия Хлынина (Настасья Филипповна), Захар Комлев / Владимир Андриянов (Рогожин), Анатолий Васильев / Александр Бобровский (Епанчин), Галина Дашевская / Нэлли Пшенная (Епанчина), Татьяна Храмова / Кристина Исайкина (Александра), Анна Михайловская / Анастасия Пронина (Аглая), Геннадий Коротков / Дмитрий Журавлев (Тоцкий), Нил Кропалов / Антон Поспелов (Иволгин), Марина Кондратьева / Татьяна Родионова (мать Иволгина), Яна Львова / Александра Кузенкина (Варя, сестра Иволгина), Владислав Боковин / Евгений Ратьков (Фердыщенко), Владимир Горюшин / Андрей Смирнов (Лебедев), Алексей Шмаринов / Сергей Зотов (Радомский).

Главные роли на премьерном показе доверили играть тем, кто поопытнее и поувереннее. Роль князя Мышкина исполнил Антон Аносов. Этот актер, в каких бы спектаклях не выходил, всегда обращает на себя внимание: не потому что он сам старается как-то выделиться, а потому что невозможно не выделить его, как увидишь. А здесь главная роль, да еще какая! Но именно об Антоне первый раз я и подумала, когда узнала, что в «Моссовета» будут ставить «Идиота». В «Идиоте» ему пришлось настолько измениться, что его невозможно узнать. Нет не внешне, — внешне он такой ж, не узнаешь его именно, как актёра, и удивляешься, что он может быть и таким. Он играет князя глуповатым, нездоровым, наивным, слегка заикающимся, верящим окружающим, пытающимся искать в них добро и видеть лучшее. Для него нет грешных, для него есть несчастные, которым он пытается помочь, как может. В роли Настасьи Филипповны Барашковой на сцену вышла Екатерина Гусева. Её Настасья Филипповна красива и горда. Но не сказать, что в этой постановке она надменна и играет людьми, здесь Настасья Филипповна просто женщина, которая пытается выжить в тех обстоятельствах, которые ей еще с детства определили окружающие люди. Поэтому князь и не видит в ней греха, а видит только то, что она несчастна, ведь как бы она не хотела вырваться из рамок, определенных ей обществом, — это невозможно. И Екатерине удачно удается передать и порочность, и страдания своей героини. На роль Парфёна Рогожина приглашен актер Захар Комлев. Это имя неизвестно московскому театральном зрителю, он актер Академического театра драмы им. В. Савина из города Сыктывкара, а в этом году окончил режиссерский факультет Щукинского театрального института (курс Юрия Ерёмина).

Костюмы (Виктория Севрюкова) в спектакле классические. Если в первом акте почти все одеты в серое и черное, выделяется только более светлый костюм Мышкин, и в одежде Настасьи Филипповны присутствует красный цвет, то во втором акте — в светлое одеваются все, как будто в их жизни Мышкин принес свет, давая надежду на спасение души, давая указания на верные пути и вбирая в себя их грехи.

Под удар колокала сцены сменяют одна другую, и в каждой показана драма, в каждой сцене люди несчастны, несчастны от стечения обстоятельства, от любви, от ревности, от безденежья, от своих взглядов. Герои проживают свою жизнь, качаясь как на качелях, которые в какой-то момент появляются на сцене, между раем и адом и ища свой путь.

Наталия Козлова

Фото предоставлены пресс-центром театра

Спектакль поставил режиссёр Максим Диденко , уже известный публике по громким постановкам в Москве и Санкт-Петербурге – «Чапаев и пустота» в театре Практика, «Хармс. Мыр» в Гоголь-центре, «Земля» на новой сцене Александринского театра, «Конармия» в ЦИМе.

Выдержанный в эстетике «черной» клоунады, спектакль с первых моментов переносит зрителя одновременно и в роман классика, и в кабаре 20-х годов. Тем, кто роман не читал, на первый взгляд, здесь делать нечего – режиссёр с быстротой мультфильма меняет картинки-сцены из произведения: первая сцена из романа – знаменитая сцена встречи: Рогожин, князь и Лебедев едут в Петербург (не на поезде, а на игрушечных красных лошадках), далее быстро сменяют друг друга сцены на даче у Епанчиных, дома у Рогожина. Уследить за действием зрителям, не освежившим в памяти роман, будет очень сложно.

Тем не менее потрясающая игра актеров (за которой стоит колоссальная подготовка – для выполнения некоторых пластических номеров требовались месяцы тренировок), великолепная музыка (композитор Иван Кушнир – постоянный соавтор Диденко), ярчайшая сценография и танцевальные номера – все это буквально собирает спектакль воедино, и даже неподготовленный зритель получит удовольствие при условии, что он открыт и готов к экспериментам.

Основных персонажей в спектакле четверо. Ингеборга Дапкунайте играет князя Мышкина, Роман Шаляпин – Настасью Филипповну и Лебедева, Артем Тульчинский – Аглаю и Ганю, Александр Якин – Парфена Рогожина. Стирая половую принадлежность изначальных героев романа, режиссёр выводит на первый план гиперболизированные чувства и переживания действующих лиц и фокусируется на своеобразном любовном четырехугольнике.

Почти все роли в спектакле в спектакле – роли-перевертыши. Сбросив черную шубу, Настасья Филлиповна одним движением превращается в Лебедева, Аглая же перевоплощается в Ганю Иволгина, оба героя по книге явно не положительные.

Усиливая эффект гиперболы космическим гримом в стиле клоунады, режиссёр делает акцент на определенных эмоциях. Вечно удивленный князь Лев Николаевич Мышкин, зловеще-томная Настасья Филипповна, карикатурно-мужицкий Рогожин.

Сценография спектакля заслуживает отдельного упоминания – художником по свету и сценографом выступил один из основателей инженерного театра АХЕ Павел Семченко . Свет, декорации, видеомэппинг, закольцованная сцена, которая кружится вокруг своей оси, – все это превосходно дополняет спектакль, собирая разрозненные детали в одну картинку.

Влияние театра АХЕ, который славится и физическим театром в том числе, чувствуется и в самой постановке. Герои практически лишены реплик (вспоминается «Тибетская книга мертвых» театра АХЕ) – все происходящее они выражают с помощью физики: в ход идут пластичность, движения, танцы. Ощущая пространство, каждый из них выражает то, что было вложено в них режиссером – хрупкость и детскость Мышкина, грацию Настасьи Филипповны, силу Рогожина.

В 2018 году у романа Федора Михайловича ожидается юбилей – 150 лет со дня первой его публикации. Много раз действие романа переносилось на театральные подмостки, и с помощью классического драматического языка, и с помощью музыки – в опере, языком танца – в балете. Произведение пережило и множество совершенно разноплановых кинопостановок, среди которых – фильмы: Акиры Куросавы (сюжет оставлен, изменены имена), Анджея Вайды (снят в стилистике театра кабуки), Романа Качанова (действие происходит в 90-х), Владимира Бортко (главную роль исполнил художественный руководитель Театра Наций – Евгений Миронов).

Каждую постановку – неважно, будь то кино, театр, или иные «новые формы», – отличает уникальный подход к тексту и поиск скрытых смыслов в словах и героях романа. За что и следует кричать «браво» режиссеру Максиму Диденко и всей команде, работавшей над спектаклем.

Столько эмоций и мыслей, что даже не знаю, с чего начать..
С начала, наверное.
Лена lenulja79 все удивлялась, почему я не вступлю в сообщество, где можно ходить на спектакли в качестве блогера. Вот. Решилась.
Первое сообщество, в которое я вступила - . Вступила. И забыла.
И тут в ленте вдруг увидела слова эмблему театра Моссовета. А потом спектакль "Идиот". И тут же решила участвовать. Оказалось, что надо не просто записываться, чтобы попасть. А участвовать в лотерее. Мне же никогда не везло! Я только один раз выиграла поход на спектакль в Театриум на Серпуховке.
Билась сутки, чтобы сделать все репосты. Спасибо Тине tina_luchina , которая все время была на связи, и помогала сделать доступным репост, который никто кроме меня почему-то не видел, на Фейсбуке. Что мы только не перепробовали. Тина, спасибо за терпение. Наши труды были не напрасны.
Достались мне номера 15,16,17,18. За каждый репост по номеру. Розыгрыш был 19 числа. Я благополучно о нем забыла. А тут вдруг приходит письмо на почту, что меня Тина упомянула в своем ЖЖ. Интересно же. Решила посмотреть. О том, что на календаре 19 число, я и забыла. А оказалось, что мой 15 номер был счастливым! Мое любимое число.
А потом я узнала, что Катя Гусева будет играть в спектакле "Идиот" в этот день! Сбылась мечта идиота моя мечта. Как сказала Тина:"Это судьба!"

Вот так сообщество исполнило три мои мечты сразу! "Идиот", в котором играет Катя Гусева и... после спектакля Катя пригласила нас на "Анну Каренину", на которую очень-очень хотела увидеть!

И к чему это я..
В субботу мы с Василисой по приглашению были на спектакле "Идиот".
Достались нам билеты в третий ряд амфитеатра. И, что удивительно, было видно. Но я со своим зрением плохо что видела. Лиц не вижу совсем. Но картинка превосходная.
Минимум декораций, которые соответствуют настроению, который создает спектакль. Очень интересно режиссер "рассказал" нам историю Настасьи Филипповны, с которой начинается спектакль. Именно биография Барашковой, рассказанная ей самой, погружает зрителей в атмосферу Ф.М. Достоевского. И уже определенное отношение к героине. И как бы она не поступила потом, зритель сочувствует, потому что... В этой роли в Кате есть что-то от Екатерины Второй и Люси Харис. В антракте я и мои "соседи" активно обсуждали артистов и роли. Одни считают, что Катя слишком мягкая и нежная и играет не свою роль, а другие говорят, что роль идеально подходит. Сколько людей, столько и мнений. Мне Катя очень понравилась. Сама героиня очень не однозначна. Ее тяжело понять, тяжело играть, тяжело принять. Очень непонятные чувства. Хочется пожалеть и высказать все, что думаешь. Такая героиня. Такой я себе ее представляла. Такую сыграла Катя: противоречивую - то мурашки по коже, то слезы на глазах, то дух захватывает.
Из всей "толпы почитателей" я сразу выделила господина Лебедева - (Андрей Смирнов). Самый колоритный персонаж. Вызывает бурю эмоций. Андрей играет замечательно.
Елизавета Прокофьевна (Галина Дашевская). Браво! Слов нет. Очень была рада увидеть Галину после спектакля и лично сказать спасибо за такого замечательного персонажа. Спасибо.
Фердыщенко (Владислав Боковин). Его появление на сцене почти всегда означало, что сейчас будет смешно. А в этом спектакле капелька юмора просто необходима. Замечательный артист. Спасибо.
Рогожин (Захар Комлев). Василисе в первом действии не понравился. Ей казалось, что переигрывает. А мне понравился с самого начала. Настоящий мужик. А вот в конце спектакля Василиса была, скорее, на стороне Рожина, чем Мышкина. Мне кажется, это заслуга не только режиссера, но и артиста.
Сестры Епанчины. Я не в восторге от обеих. Мне кажется, немного переигрывали иногда. Но это, скорее, видение режиссера. Вместе с сестрами почти всегда появлялась мама, которая играла за всех, поэтому тяжело сказать, как играла каждая из них.
И наконец, князь Мышкин (Дмитрий Пададаев). Он играл первый раз. Премьера актера. Для меня слабоват по эмоциям. Но в целом, сыграл хорошо. Только вот во многом, не вина актера, что многим он не понравился. Скорее, это видение режиссера.

О спектакле в целом.
Мне очень понравился минимум декораций. Яркий свет, темная фигура на белом фоне, шум подъезжающего поезда - появление князя Мышкина. Символично и эффектно. И тоже настраивает на Достоевского. Уходит князь в конце спектакля так же. Как будто и не было ничего. Колокольчик или колокол в конце каждого действия. Мне очень понравилась эта идея.
Но вот видение режиссера мне не очень нравится. И начну с конца.
Смазанный конец. Приступ эпилепсии у Мышкина за кулисами (только одни звуки), когда граф увидел тело княжны - это апогей. Даже я не сразу поняла, что это был припадок, не говоря уже о дочери. Отсутствие эмоций у того же князя, когда он увидел Настасью Филипповну мертвой. И пусть он изначально говорил, что Рогожин зарежет ее. Должен же он хотя бы сожалеть. Но равнодушие и разговоры о посторонних вещах. А на этом фоне слишком бурные эмоции Рогожина, который куда-то "бросается"... А Мышкин... А Мышкин не сошел с ума. Кажется, что он просто куда-то уходит. Я понимаю, что это такое видение режиссера. Но такой конец сбивает с толку, потому что испытываешь очень сильный эмоции, кульминация... и ждешь развязку... А результате пытаешься понять задумку режиссера, потому что на сцене что-то не то.
И мне не очень понравился образ князя Мышкина. В нем мало чувств. А может, артист так сыграл. Пока не поняла. Надо через какое-то время посмотреть еще раз с другим Мышкиным.
Вообще-то, несмотря на все минусы, спектакль мне очень понравился. Очень сильные эмоции, очень много мыслей.