Хула на святого духа толкование. Особые смертные грехи: хула на Духа Святого

Вопрос: Что значит хула на Бога или святого духа? Как справится с Богохульными мыслями? Простит ли Бог оскорбления в свой адрес?
(Виктория)

Ответ: Это, пожалуй, самые болезненные из вопросов, которые задают себе христиане, столкнувшиеся с тяжелыми испытаниями. Из таких испытаний не всегда удается выйти с легкостью и(или) духовно неповрежденным, что доставляет пережившим их особо тяжкую боль. Наверное, в жизни каждого верного христианина бывало время, когда он задавал себе подобные вопросы и не находил ответа на них. И, несомненно, ты далеко не одинок в своих попытках найти на них ответ.

Как я понял из опыта, выпавшего на мою долю, и также из опыта тех, с кем сталкивался на своем жизненном пути, как правило, такие вопросы задают люди, столкнувшиеся с вопиющей несправедливостью. Или с каким-то иным ужасом или несчастьем, которые случились с ними или, возможно, с дорогими для них людьми. Когда такое случается с человеком, вполне возможно, что у него возникнут сомнения в Боге или даже гнев на Него. И впоследствии, всё это, вместе взятое, может вызывать у такого человека боль, не проходящую долгие месяцы и годы. Но ещё хуже, когда ситуация не исправляется и справедливость не восстанавливается, и когда кажется, что этому нет конца и что Бог будто бы отвернулся, а у тебя как будто не осталось никакой надежды.

К особому несчастью, обычно всё это испытывают люди с чуткой душой, с обострённым чувством справедливости и с ранимым сердцем. Однако, самое неприятное заключается в том, что твоей душе больно не только из-за происшедшего или происходящего. Нет, вдвойне больнее из-за того, когда кажется будто бы ты сам, по собственной вине оскорбил Дух Божий, отрезав себя и от Него, и от всякой надежды на прощение. Но действительно ли это так? Что такое хула на Святой Дух? И существуют ли библейские основания заключить, что тебе нет прощения?

В Библии описано очень много ситуаций, позволяющих понять точку зрения Бога на эти вопросы. Поэтому, забегая наперед и говоря очень кратко, нужно увидеть самое главное: Бог проводит существенную разницу между поступками разных людей, которые согрешили (в том числе своими устами) против Него . И, хотя в случае каждого согрешения право окончательного суда принадлежит только Божьей справедливости и Его милосердию, такие проступки можно разделить на две условные группы.

В первую группу проступков можно отделить случаи, когда человек находится и действует под руководством привитых ему ложных ожиданий или неточных представлений о Боге и Его замысле. Очевидно, что будучи неправильно обученным, человек не может абсолютно правильно оценить ни свои действия, ни Божьи. И, соответственно, не может поступать абсолютно безгрешно. Попадая в таком состоянии под давление непредвиденных обстоятельств, человек может придти в крайнюю степень отчаяния и даже согрешить против Бога. Но впоследствии он может горько раскаяться в сказанном или сделанном и прилагать все старания, чтобы не повторять своего греха.

Однако, совсем другое дело, когда с какого-то момента времени человек правильно осведомляется о Боге и Его замысле, но продолжает целенаправленно грешить против Бога постоянным и злонамеренным противлением, настаивая при этом на своей «праведности» (сравни Притчи 14:17,ПАМ).

Итак, теперь это можно рассмотреть на некоторых библейских примерах.

Что такое хула на Святой Дух?

Самое известное высказывание, нагоняющее страх неотвратимости наказания за хулу на Святой Дух, принадлежит Иисусу Христу. Чтобы понять, что именно Иисус назвал хулой на Дух, необходимо рассмотреть при каких обстоятельствах Он это сказал:

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: …если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие… Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:22-32).

Используемое вдохновенными апостолами греческое слово βλασφημία [бласфэмИа] , переведенное в данном тексте как «хула» имеет значения «хула, поношение, богохульство, злоречие, укоризненное злословие» . (см. также Марка 3:28, Луки 5:21, Иоанна 10:33). Например, в списке пороков, приведенных в Колоссянам 3:8 это же слово переведено как «злоречие», и это не то же самое, что «сквернословие», для обозначения которого в этом же списке использовано совершенно другое слово – αισχρολογίαν [айсхрологИан], имеющее значение «сквернословие, непристойная речь, грязный разговор» .

Т.е. «хула» это не обязательно «сквернословие» или «грязная речь». Нет, слово, переведенное, как «хула», обозначает, скорее, умышленное приписывание унизительных и отвратительных качеств объекту или лицу, против которого эта хула направлена. Т.е. это слово относится именно к унижающей сути сказанного, но не к форме слов, в которые эта суть облекается. Следовательно, «хула» не обязательно может или должна прозвучать в нецензурных выражениях - нет, точно так же она может прозвучать и в общепринятых выражениях и даже вполне литературных.

[В качестве примера можно привести пророка Исаию, который до начала своего служения был «человеком с нечистыми устами». Он был с детства посвящен Иегове, как член Его народа. Но, выражаясь языком современных понятий, Исаия, (до своего призвания) живя «среди народа с нечистыми устами», попросту матерился вместе со всем своим окружением. И когда ему явилось великое видение от Иеговы, Исаия до смерти испугался именно из-за этой своей грешной склонности. Однако, Иегова видел гораздо дальше, чем «нечистые слова», которые произносил этот человек. Под этой неприглядной оболочкой Бог увидел его доброе и отзывчивое сердце, и без всяких упреков повелел Своему ангелу «очистить» уста Исаии (Исаии 6:5-7). А затем Бог призвал Исаию служить одним из самых великих пророков, которых когда-либо знал этот мир (Исаия 6:8).

Этот пример помогает нам понять две утешительных вещи. Во-первых, «нечистая речь» не всегда является богохульством или хулой на Дух. И, во-вторых, в этом примере можно увидеть, что отношение Бога к человеку может сильно отличаться от отношения этого человека самому себе. Ведь, в первую очередь, Бог смотрит не на то, как человек себя повел, но на то, что этим человеком движет, и как он относится к своим проступкам. ]

Поэтому, возвращаясь к словам Христа из Матфея 12:22-32, становится очевидным, что в данном случае «хулой на Святой Дух» Иисус назвал именно умышленное приписывание нечистой силе дел, которые были сотворены силой Бога. Иными словами, сила Бога представлялась обвинителями Христа, как сила нечистая, демоническая.

Например, если бы какой-нибудь неосведомленный язычник не увидел, но услышал о чудесах Иисуса, которые тот творил в среде Своего народа, то, не зная тонкостей происходящего, мог бы и всерьез принять заявления противников Иисуса, будто бы Его чудеса являются демоническими. Более того, по своей неосведомленности, такой язычник мог бы и сам (вслед за противниками Христа) до какого-то времени повторять, что эти чудеса - от демонов. Однако, такое мнение было бы, скорее, вызвано невежеством, а не сознательным противлением, как это было в случае оппонентов Иисуса. Потому что противники Христа видели проявление силы Духа воочию. В связи с этим Иисус говорил, что если бы в языческих городах «в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в (Иудее), то давно бы они во вретище и пепле покаялись» . Этим Он тоже подчеркивал явную злонамеренность противления своих оппонентов.

Итак, почему Иисус отнёс этот проступок к грехам, которые не имеют прощения? Чтобы понять это, нужно ответить на два вопроса: к кому были адресованы эти Его слова? (1) И по какой причине? (2)

Во-первых, эти слова Христа были адресованы к закоренелым противникам Его деятельности.

Во-вторых, евангельские писатели сообщают, что противники Иисуса проявляли такой противящийся настрой постоянно . Да, Иисус явно не вписывался в их ожидания, связанные с появлением Мессии. Но ведь и чудеса, которые Он творил, были явно от Бога! Да и всё, чему Он учил, соответствовало справедливому Духу Писаний, которые они знали с детства. Это было настолько очевидным для всех участников событий, что у каждого из них были все возможности изменить свои неправильные представления о Боге и Его замысле. Но противники Иисуса упрямо отвергали всё это. В связи с этим очевидно, что в их противлении ясно прослеживалось злое и укоренившееся намерение отрицать все очевидные факты как из жизни, так и из Писаний.

Более того, весь контекст описанного показывает, что их негативный настрой был осознанным , а в его основе лежало абсолютное нежелание признавать свою неправоту перед Писаниями, а также гордыня, ненависть и зависть к чудесам Иисуса. Ведь в действительности эти чудеса выявляли черствость и злобу их сердец.

В самом деле, разве не было причин для радости, когда Иисус исцелял неизлечимые болезни, избавляя от мучений несчастных людей, страдавших до этого всю свою жизнь? Любой нормальный человек только порадовался бы за них! Но противники Иисуса приходили в еще большую злобу, приписывая сверхъестественной силе Иисуса демоническое происхождение, а самому Иисусу - мыслимые и немыслимые грехи (ср. Иоанн 9:18,19,24). Вот именно этот злой настрой и стал основой их оскорбительных высказываний, и не случайно, что Иисус назвал всё это не иначе как «хулой на Святой Дух». Наконец, Он прямо указал им на причину такого их поведения:

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матфея 12:34,35).

Таким образом, их богохульная и унизительная речь была не просто каким-то случайным порывом, высказанным под давлением какого-то ужаса, внезапного несчастья или иной вопиющей несправедливости. Нет, это было проявлением лютой ненависти, которой были наполнены их сердца , и они не боролись за то, чтобы раскаяться и очистить свои сердца от злобы. Поэтому они злобно хулили сделанное Иисусом в тот момент, когда им надлежало радоваться справедливым делам, сделанным во благо человеку и во славу Бога. Это и есть хула на Святой Дух. По сути это есть то же самое, что делали ропотники во дни Моисея, когда они в упор отказывались признавать все благодеяния, сделанные для них Святым Духом Бога (Евреям 3:16-19).

Не судите себя

К сожалению, читая слова Христа из Матфея 12:22-35, раскаивающийся человек, который согрешил против Бога своими устами, тоже может обвинять себя в том, что раз он в чем-то обвинил или оскорбил Отца, то его сердце непременно было злым, а сам он «похулил Дух» и теперь не заслуживает прощения. И если ты в чем-то оступился или погрешил устами, то разве это означает, что Бог уже считает тебя согрешившим против Святого Духа и достойным только смерти?

Дело в том, что древние израильтяне, которые тяжко грешили против Бога, тоже думали именно так. Им казалось, что после их грехов у них уже нет шанса ни на исправление, ни на прощение. На основании этого они были уверены, что теперь они достойны только смерти. Об этом записал пророк Иезекииль, и очень примечательно то, ЧТО Бог ответил им на это:

И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите такие речи: “на нас лежат преступления наши и грехи наши, и от них мы истаиваем: как же нам остаться в живых? ” Скажи им: жив Я, говорит Господь Иегова: не смерти беззаконника хочу, но того, чтобы беззаконник отстал от пути своего, и жил. Обратитесь, отстаньте от порочных путей своих; и к чему вам доводить себя до смерти, дом Израилев? (Иезекииль 33:10,11,ПАМ)

Как видно из этих слов, самое первое, на что Бог указал израильтянам через Иезекииля - это то, что они не знают Его в полной мере: ведь Иегова - это Бог жизни, а не смерти . Из этих слов следует, что для Бога есть вещи более важные, чем проступок человека. У Него нет ни цели, ни желания непременно умерщвлять всякого грешника. И если ты, внезапно оступившись, прилагаешь все усилия искать Божью справедливость, то у тебя есть и надежда на прощение. Бог ведь видит не только проступки, но и обстоятельства, которые к ним привели. Так же Он видит и сердца согрешивших. И для Него намного важнее, как в итоге человек относится к своему проступку, и имеет ли он готовность не повторять его.

[Нужно учесть, что в этой статье мы говорим, преимущественно о грехах против Бога, а не против людей. Понятно, что грех против людей тоже является грехом против Бога, однако такие грехи можно (и нужно) заглаживать, например, возмещая ущерб этим людям и/или попросив у них прощения. В случае же греха против Бога затрагиваются только личные взаимоотношения человека с Богом, и преимущественно таким случаям и посвящена эта статья. ]

Поэтому просто задумайся над тем, какие грехи в течении столетий терпел Иегова от Своего древнего народа. Над этим следует размышлять не для того, чтобы считать, будто бы наши грехи не так страшны, как грехи древних отступников. Нет, человек, ищущий Бога, не будет оправдывать себя проступками других людей (Галатам 6:5, сравни Луки 18:11, Бытие 3:12 ). Рассматривая отношение древних грешников к своим грехам, христианину, в первую очередь, следует задумываться о том, как милостив Бог ко всем, кто хочет найти Его благосклонность.

Ведь каких только ужасов не творили Его «поклонники», научившись этому от развращенных народов, которые жили вокруг Израиля! И каких только оскорблений эти грешники не отправили в Его адрес! (2я Паралипоменон 36:16). Тем не менее, на протяжении долгих столетий Бог терпеливо посылал к ним пророков с одной и той же вестью: раскайтесь и обратитесь от злых дел ваших !

И если их упорные грехи не имели прощения, то какой смысл было посылать к ним эти вести? Если их грехи были неисправимыми, то в чем смысл слов пророка Исаии, который тоже был послан к ним с такими же словами:

Омойтесь, очиститесь, удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте злодействовать. Учитесь делать добро; любите справедливость; восстановите угнетенного; защитите сироту; разберите дело вдовицы. Приидите, и станем судиться, говорит Иегова. Если будут грехи ваши, как алая ткань, все станет бело, как снег ; если будут краснеть, как багряница, все будет, как волна. Если хотите, и послушаетесь, то будете наслаждаться добром земли. (Исаия 1:16-19)

На эти слова нужно обратить особое внимание. Никогда не изменяющийся Бог как будто до сих пор указывает, что даже если ваши сердца кажутся вам безнадежно испорченными, а грехи – такими же неисправимыми, как крашенная ткань, то просто «обратитесь», и Он сделает вас чище белого снега. Этим Бог показывает, что Он Сам - лично - будет считать обратившегося грешника настолько чистым, как белый снег!

Задумайся, если бы не было прощения при раскаянии от самых тяжких грехов, то разве эти слова были бы правдой? Конечно, нет. Поэтому не суди себя. И, раскаиваясь перед Богом, позволь Ему простить тебя. Что бы ни случилось, каждому христианину следует прислушаться к словам апостола Петра: «смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1е Петра 5:6,7).

Ведь, отказывая Богу в прощении, мы бы свидетельствовали, что считаем наш суд на собой более праведным, чем суд Божий. И это было бы еще хуже, чем тот проступок, которым мы согрешили. Более того, этим мы показывали бы, что не знаем Его, и представляли бы Его неправедным и бесконечно жестоким. Но даже сами мысли, приводящие к таким выводам, являются невыносимо тяжкими, и, как видно из Библии, они явно исходят не от Бога. Поэтому не нужно давать им возобладать над собой. Бог видит сокрушенные раскаянием сердца и желает им помочь. Ведь, как писал псалмопевец, «сердца сокрушенного и удрученного не отвергаешь Ты, Боже» (Псалом 50:19,СинП; ср. Исаии 66:2).

«Примет ли Бог моё раскаяние?»

Но, конечно, всё выше рассмотренное касается тех, кто искренне раскаялся и полностью доверился Божьему суду, а также от всего сердца прилагает усилия, чтобы исправить своё поведение.

Но ты спросишь: разве может быть такое, что чьё-то раскаяние Он не примет? Примет ли Бог моё раскаяние?

Из древнего Закона мы знаем, что такое грех. Но так как в эпоху Нового Завета взаимоотношения с Богом зависят от поступков по Духу Закона, а не по самому Закону, то нам не нужно утруждать себя точным перечнем грехов, за которые не будет прощения. Суд по Духу подразумевает индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Нам лишь остаётся довериться Божьему милосердию и справедливости и прилагать старания, чтобы, раскаиваясь, держаться от греха подальше и стараться узнать Бога как можно лучше - тогда у нас не будет сомнений ни в чём.

Рассматривая следующие примеры Божьего мышления и Его судов, напомним себе, что в Библии есть лишь упоминание о «книге жизни», в которую не попадут упорно нераскаивающиеся грешники . Кроме того, в Писаниях описан и целый ряд случаев, когда люди совершали самые ужасные грехи против Него - грехи, за которые должно было выносить смертный приговор, - но Он прощал, когда они раскаивались, и даже активно им помогал.

Одним из таких самых вопиющих грешников против Бога был древне-иудейский царь Манассия. Он не только ввел себя и древний народ Бога в разврат и кровопролитное беззаконие, но и в упрямое идолопоклонство, что является, пожалуй, наиболее тяжким грехом против Бога (4я Царств 21:1-18). Однако, впоследствии, когда Манассия, будучи наказанным Богом, попал во вражеский плен, он глубоко раскаялся и был прощен Богом. Причем Бог даже помог ему – до такой степени, что Манассия был возвращен на царский трон* (2я Паралипоменон 23:10-13). Это, пожалуй, один из наилучших примеров того, что, видя в сердце грешника искреннее раскаяние, Иегова поступает по духу - прощает полностью и бескорыстно. То есть на примере раскаяния Манассии видно, что даже его тяжкие грехи не были расценены как непростительная хула на Святой Дух и, в случае искреннего раскаяния, прощались.

Поэтому, если ты от всего сердца раскаиваешься в сделанном и стараешься исправить свои пути, то у тебя есть все основания для уверенности, что Бог простит тебя и будет к тебе благосклонен. Ведь Он желает тебе только добра, и если ты это понимаешь, то у тебя нет причин лишать себя сил непосильным беспокойством.

[*– Правда, в случае с Манассией Иегова так и не отменил уже провозглашенное наказание всему народу, хотя и отсрочил срок его наступления (4я Царств 23:26). Но это наказание не было отменено, в том числе и из-за того, что (в отличие от Манассии), большая часть народа так и не раскаялась в своих богохульных грехах и в идолопоклонстве - и это хорошо видно из других книг Библии, например, из книги Иеремии. ]

Еще одним примером Божьего прощения является случай с Давидом, который подлежал смертельному приговору за своё прелюбодеяние с Вирсавией и за убийство её мужа. Давид искренне раскаялся и смертный приговор был отменен, хотя некоторое время Давид еще пожинал тяжкие последствия своего согрешения (2я Царств 12:13,14). Однако, наилучшим подтверждением того, что после наказания Давида Иегова не вынашивал планы мести против него, является факт, что второй ребенок Давида от Вирсавии (Соломон) стал прародителем Иисуса Христа.

Таким образом, Писания показывают, что Бог готов не только прощать раскаивающегося грешника, но прощать бескорыстно и навсегда.

Простит ли Бог Иуду Искариота?

Как было рассмотрено выше, бывают настолько упрямо совершаемые грехи, что они не будут прощены никогда. И некоторых согрешивших христиан волнует: что же это за грехи, раскаяние в которых не помогает?

Обычно при этом вспоминают пример греха Иуды Искариота, о котором Иисус сказал, что «лучше бы ему и не родиться». С уст Христа это звучит как приговор Бога, Который видел сердце этого предателя.

В ситуации с Искариотом для многих непонятно лишь то, действительно ли он раскаялся, и если да, то простит ли Его Бог? Но еще вопрос, раскаялся ли он на самом деле, и перед Богом ли? или лишь перед обществом, от которого зависела его жизнь? Мы этого не знаем, потому что, в отличие от Бога, не можем увидеть, что было в его сердце.

Поэтому, учитывая сказанное об Иуде Христом, мы не можем добавить ничего более конкретного. Мы не Бог и не можем принимать судебное решение по Искариоту. Ведь на это имеет право только Он.

Никто из нас не видел и не слышал воочию всего того, что видел и слышал Искариот. Ведь Иуду обучал Сам Иисус, и у него были все шансы смягчить своё сердце, чтобы не согрешить. Идя на предательство, Иуда явно шел против ясно выраженной воли Бога и против явных проявлений силы Его Духа. Как иудей, Он знал Писания с детства. И он лично получил просвещение от Иисуса и, как подтверждение этому, воочию видел Его потрясающие чудеса. Поэтому он просто должен был понимать, Кто за Иисусом стоит. Кроме того, Иуда был вместе с апостолами, которые находились под прямой опекой Сына Божьего (Деяния 1:16,17, Иоанн 17:12), а не под действием обмана, насилия или вопиющей несправедливости. Поэтому Он сам дал себя обмануть (Иакова 1:14).

Однако, после предательства, он, казалось бы, раскаялся в сделанном и пришел в Храм, стараясь вернуть тридцать сребреников, за которые он предал Господа. А затем просто повесился.

И некоторые согрешившие христиане настолько мучаются из-за своего поступка, что пытаются сравнить свой грех с грехом Иуды, пытаясь на его примере понять простит ли их Бог и примет ли их раскаяние или нет. И нужно сказать, что это совершенно неразумно. И вот почему.

Любой грех оскорбляет Дух Бога!

Как следствие обучения, полученного от своих религиозных учителей, некоторые христиане пытаются понять, за какие именно грехи не последует прощения. Они пытаются это понять, чтобы не повторить эти грехи или чтобы вынести себе «правильное судебное решение». Но, во-первых, такие христиане берут на себя роль Судьи. И, во-вторых, они пытаются оценивать свои поступки не по Духу, но как бы по заповеди, забывая, что в эпоху служения по Духу нет особого перечня грехов, за которые непременно последует т.н. «смерть вторая»! В том-то и дело, что суд по Духу - это суд Бога по рассмотрению состояния сердца конкретного человека, т.е. по отношению его сердца к проступкам, которые он совершил.

И самое главное, чего еще не понимают такие христиане, это то, что любой грех оскорбляет Дух Бога! Это можно понять из ряда библейских высказываний.

Например, это видно в следующем отрывке из послания к Евреям:

Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим , то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ? (Евреям 10:26-29).

Здесь следует обратить особое внимание на слово, переведенное как «произвольно [грешить]»: в этой фразе на языке оригинала это слово несло значение «[грешить] добровольно, произвольно, охотно ». Например, это же слово прямо противопоставляется поступкам под принуждением в 1м Петра 5:2. Таким образом, такое охотное и добровольное действие прямо противоположно поступкам, совершенным не вполне осознанно, например, из-за обмана при обучении в собрании (ср. Луки 12:47,48 ). Как показывают дальнейшие слова апостола, такая наглая добровольность, лежащая в основе осознанного греха, считается «оскорблением» Святого Духа (10:29). Это становится тем более верно, если такой грех осознанно и с желанием повторяется человеком снова и снова.

Более того, слово, переведенное в Евреям 10:29 как «оскорблять », имеет значение «издеваться, оскорблять, глумиться ». Такое значение во многом совпадает со значением слова βλασφημία [бласфэмИа] – «хула, поношение, укоризненное злословие ».

Таким образом снова подтверждается вышеприведенная мысль, любой грех, совершаемый вполне «охотно» и по «доброй воле» может стать таким глумлением над Святым Духом, что оно в свою очередь может быть признанным как «хула на Святой Дух». И в итоге может привести к тому, что более «не останется жертвы за грехи» и ничего, кроме смертного приговора.

Однако и здесь библейские примеры показывают серьезные различия в Божьем суде даже по отношению к сознательно грешащим. Это, например, показывают вышеприведенные примеры сознательных и добровольных грехов Давида и Манассии, которые, раскаявшись, были оправданы, хотя и потерпели некоторое наказание.

Еще один пример касается Анании и Сапфиры, которые, продав дом, принесли деньги в общую кассу, и решили утаить часть суммы. Будучи попросту жадными и лживыми, они при этом хотели выглядеть щедрыми и искренними. И солгали, говоря, что отдали всё, что имели. За что тут же были признаны, как солгавшие против Святого Духа, и умерли – сразу же после своей добровольной и сознательной лжи. (Деяния 5:1-10). При этом нужно обратить внимание, что грех Анании лежал именно там, где его мог видеть только Святой Дух, – в СЕРДЦЕ этого человека! (Деяния 5:3)

Другой пример касается брата из Коринфского собрания, который впал в разврат до такой степени, что «спал с женою своего отца». Сам факт, что при этом собрание «возгордилось» собой, показывает, что грех этого брата тоже был вполне осознанным и добровольным . За что Павел строго отчитал братьев и призвал их более не считать грешника членом своего собрания и братом (1е Коринфянам 5:1-5). Однако тот же Павел в своем 2м письме к Коринфянам писал, что брата, который осознал свой грех и глубоко раскаялся в содеянном, нужно простить и с радостью принять назад в любящую семью апостольского собрания (2е Коринфянам 2:6-11, 7:9-11). Более того, Павел написал, что это прощение исходит от имени Христа (2е Коринфянам 2:10), а значит и от Святого Духа.

Также то, что любой грех оскорбляет Дух Бога, видно, например, из ситуации перед потопом, когда земля наполнилась злодеяниями. Вот как Бог охарактеризовал происходящее:

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть… И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… (Бытие 6:3-7)

Как видно из этих слов, грехи людей оскорбляли Дух Бога ! Причем оскорбляло Иегову именно то, чем были наполнены их сердца !

О чем это говорит? Дух Бога, который пронизывает всю Вселенную, – это Дух Любви, Истины и Справедливости. Пронизывая всю Вселенную, этот Дух пронизывает и каждое сердце, видя и чувствуя, что в нём происходит. По-другому быть не может, ведь всё созданное Богом - это как бы частица Его Самого, Его необъятной силы и энергии, как и написано: «ибо [будучи родом Божиим] мы Им живем и движемся и существуем…» (Деяния 17:28,29). Поэтому всякий раз, когда кто-нибудь где-то попирает справедливость или истину, Дух Божий чувствует эту «боль» как бы «внутри Самого Себя» и оскорбляется такими поступками, ведь они противны самой Его Сущности. Вот почему христиане настоятельно призываются:

«облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте… и не давайте места диаволу… И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам 4:24-30).

Особое внимание нужно обратить на греческое слово λυπειτε [люпЭйтэ] , которое переведено в данном тексте как «[не] оскорбляйте ». А в языке оригинала это слово несет значение «стеснять, тяготить, опечалить, огорчать, терзать, мучить» .

Это лучше всего доказывает, что, всякий раз согрешая, люди «тяготят, терзают и мучат» Дух Бога. Причем это происходит в случае любого неправедного поведения, а не только тогда, когда человек вслух обижается или гневается на Бога из-за того, чего не понимает.

Поэтому помни, что и у Него есть чувства и «боль», которая всякий раз утихает, когда Он видит сердца, стремящиеся к праведности и раскаивающиеся в своих грехах. Помни, что Иегова видит каждое «движение» твоего раскаивающегося сердца, и оно приносит невероятную радость и в Его «сердце».

Бог, как видно из всего перечисленного, невероятно долготерпелив и «не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» . Иегова очень ценит сердца людей, готовых признать свою неправоту и раскаивающихся в своих проступках . И в результате их искреннего раскаяния Бог готов их простить. Поэтому, раскаявшись, возложи свои заботы на Бога и уповай на Него. Не огорчай, и не терзай впредь ни себя, ни Дух Бога. И, тем более, не делай впредь свои грехи сознательными, чтобы не довести Дух Божий до такого гнева, чтобы в нем не осталось места для прощения (Евреям 10:26-29). И в этом тебе поможет знание о Его любви, и обо всем, что Он сделал для тебя и на какие жертвы пошел.

БОГ ЛЮБИТ ТЕБЯ!

Но, что если тебя продолжают терзать мысли, из-за которых ты обвиняешь себя и думаешь, будто твой грех против Бога самый особенный и самый тяжкий из всех грехов, какие только можно себе представить? Что, если такие мысли угнетают тебя настолько, что ты невольно начинаешь считать, что Бог жестоко отверг тебя и обрек на неминуемую смерть? Постарайся молиться об этом. Даже самая короткая молитва будет услышана Богом, который знает о твоей нужде прежде твоего прошения у Него. «…И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:7).

Если тягостные мысли о Боге не уходят от тебя, то, скорее всего, у тебя было нелегкое прошлое, или ты был обучен неправильному представлению о личности Бога. Помни, что чаще всего такое происходит в результате обучения, полученного от своих религиозных учителей (например, в стенах Сторожевой Башни), которые приписывают свои собственные учения и дела Божьему влиянию. Такое обучение может крепко укорениться в уме доверчивых христиан, подменяя справедливость Бога заповедями и представлениями человеческих лидеров собрания. В итоге, проблемы и трудности, происходящие с человеком под воздействием такой среды, могут казаться ему, как исходящие от Самого Бога! Неудивительно, что в таком состоянии человек может обвинить и Самого Всевышнего.

В такой ситуации важно лишь вовремя остановиться и подумать: всё ли ты понимаешь правильно? Спроси себя: «А при чём здесь Бог? Имеет ли Он, вообще, отношение конкретно к этой ситуации?» Молись, или попроси кого-то, кому ты очень доверяешь, поговорить с тобой. Обязательно задавай себе логические вопросы, и попытайся с их помощью выяснить действительно ли Бог выглядит таким, как тебе кажется, или это следствие неправильного обучения твоей религии или боли, которая мешает тебе жить. И обязательно вспоминай записанное Иаковом:

Пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: “Это Бог меня искушает”. Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает (Иакова 1:13,РБО)

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1е Коринфянам 10:13).

Бог, как никто другой, понимает боль предательства и Ему понятны чувства человека, который думает, что Бог несправедлив по отношению к нему. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, Он невиновен в происходящем и обязательно поддержит тебя, чтобы ты смог перенести этот тяжелый для тебя период. Ведь Он понимает, что все наши беды исходят из-за влияния на нас, исходящего от нашего окружения, и частично из-за нас самих.

Но если ты по-прежнему испытываешь тягостные мысли, то подумай, как бы ты реагировал если бы против тебя кто-нибудь согрешил устами, но потом раскаялся и попросил прощения? Например, что если бы тебя оскорбил близкий человек, твой собственный ребенок или младший братишка (сестренка)? Стал бы ты, несмотря на его раскаяние и мольбы о прощении, требовать немедленной казни для него? Любому нормальному человеку даже сама мысль об этом может показаться омерзительной и кощунственной. Ведь настоящая любовь не только справедлива, но и готова прощать, надеясь на лучшее. И если ты, будучи грешным человеком, готов поступить по любви и простить раскаивающегося грешника, то какие есть основания думать, что Вечный Бог поступит менее справедливо, чем ты? Неужели ты более справедлив и более милосерден, чем Он?

Также, сожалея о сделанном, подумай и о том, что твоя боль вызвана твоим собственным отношением не только к этому греху, но и к самому себе . Но ведь это твоё отношение, а не Божье ! Если тебе неприятна сама мысль о собственном грехе, о собственной неправде, то неужели Всевидящий этого не видит и не ценит? Бог, Который смотрит на сердца, прекрасно знает не только происшедшее и что к нему привело, но и всё, что происходит в твоем сердце. И уже сам факт, что ты знаешь и любишь Его справедливость, говорит, что ты ходишь в истине и должен прислушаться к словам апостола Иоанна:

По этому мы узнаем, что мы – от истины и успокоим пред Ним сердце наше, в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1е Иоанна 3:19,20, перевод Кассиана).

Поэтому нет причин думать, что Бог отвернулся от тебя навсегда. Как можно видеть из всех вышеприведенных примеров, Бог всегда остаётся верным ко всем, чье сердце стремится к Нему и к Его справедливости. И если, несмотря на твой прошлый грех, твое сердце по-прежнему любит Его и стремится к Нему, то ничто, никто и никогда не сможет отлучить тебя от Его вечной любви.

Аноним: В чем заключается хула на Духа Святаго и в чем она проявляется?

О.Серафим: Хула на Духа Святаго - это грех нераскаянности в грехах, это противление очевидной Истине.

Если посмотреть в Евангелие, то там Господь говорит: “Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Мф. 12, 31-32). Потому что любой грех, в котором человек кается, простится, а хула на Духа Святаго, т. е. грех нераскаянности, - не простится.

Видели Христа евшим и пившим с мытарями и грешниками, которые были на то время в презрении общественного мнения. Но Он и ел и пил, по словам Св. Отцов, как прилично святым, т. е. в меру. А цель его была - привести этих грешников к покаянию, чтобы они оставили пороки и грехи. Вот о тех, которые не понимая намерения и цели Христа, видя, что Он ест и пьёт с мытарями и грешниками, соблазнялись, Господь и сказал: “если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему…” - о таких и подобных им. И за всю историю Церкви, часто происходило подобное. Как, например, случилось это со свт. Кириллом Александрийским. Он услышал клевету, поверив ей, участвовал в соборе, на котором лишили сана свт. Иоанна Златоуста, и вычеркнул его даже из помянников. Но этот грех относится к грехам против Сына Человеческого. Так как свт. Кирилл Александрийский действовал против нечестия, которое приписали свт. Иоанну Златоусту по клевете, т. е. это не было упорством против учения свт. Иоанна Златоуста, не было упорством против очевидной Истины, - это не было хулой на Духа Святаго.

Противоположность свт. Кириллу - царица Евдоксия. Она упорно не желала слышать поучения св. Иоанна Златоуста, потому что не хотела оставить свои страсти, прихоти и похоти. Так и умерла в нераскаянии, в упорстве против явной Истины, проповедуемой святым, по причине ненависти и ожесточения. По той же самой причине погубили и св. Иоанна Предтечу. Так и книжники с фарисеями за всё время проповеди Иисуса Христа постоянно противились Истине. Они видели необычайные чудеса, которые творил Господь. Они слышали слово, исполненное силы и власти, вяжущее совесть человеков и вполне удовлетворяющее самые высокие потребности духа и ума человеческого. Вот об этих и подобных им, Господь и сказал: “если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему” . Вот и дошли книжники и фарисеи до крайнего ожесточения: сотворили самый большой грех - Богоубийство.

Постоянное противление Истине, приводит человека в ожесточение и совершенной неспособности к раскаянию, и доходит до той грани, на которой человек остается в таком состоянии - окончательно и бесповоротно . Это и есть грех хулы на Духа Святаго.

Если человек просто заблуждается, но когда познает Истину, раскаивается, - это простится. Но если человек слушает наставления, восхищается, а потом, по причине нежелания жить по этим наставлениям, т. е. бороться со своими страстями, начинает поносить проповедника и его наставления, клевещет на него, то это уже - хула на Духа Святаго. А если проповедник не то проповедует, и кто-то по этой причине будет его поносить, - то это простительно, а в каких-то случаях и даже похвально. Но если поносят проповедуемую Истину, то это уже - грех хулы на Духа Святаго. Правда степень его бывает различная.

Современное духовенство или даже простые миряне, верующие из МП (и других подобных ей церквей), живя по духу мира сего, ссылаются на Христа, - что он ел и пил с мытарями и грешниками. То поэтому и они, мол, спокойно едят и пьют с современными мытарями и грешниками: с бизнесменами, с представителями налоговой инспекции и т. п., не считая это за грех. Но это - лукавство! Ибо Господь пил и ел, давая лишь понять, что пища и вино сами по себе не грех, и брак сам по себе не грех, а что грех - в невоздержании; грех - в удовлетворении человеками своих страстей. Господь вел себя так, как прилично святым, имея одну единственную цель - вывести человеков на путь спасения. Современные же иерархи пьют и гуляют, заигрывая с сильными мира сего: не для того, чтобы их обратить к Истине, на путь покаяния, на путь правильной борьбы со страстями; и не так, как прилично святым: а как гуляки и сластолюбцы, - ради удовольствия и наслаждения, ради удовлетворения своих телесных и душевных страстей. Цель у них: имея пособников власти, бизнесменов и прочих, иметь власть над народом и все блага мира сего; одним словом, жить на широкую ногу, удовлетворять страсти властолюбия, тщеславия и прочего самоугодия. И эти все свои поступки и действия они оправдывают словами Евангелия, что мол и Христос пил и ел с мытарями и грешниками; еще и обвиняют тех, кто их обличает. Словами Евангелия оправдывают грех, оправдывают жизнь по духу мира сего. Это разве не извращение смысла Евангелия и не попрание ли Евангельской Истины?!! И разве это не хула на Духа Святаго?!

Аноним: Ересь - это тоже хула на Духа Святаго?

О.Серафим: Любое еретическое учение - богохульство. Но есть сознательное заблуждение и несознательное.

Сознательное - когда люди заблуждаются не по причине незнания, необразованности, а по причине одержимости ума самомнением, высокоумием, гордыней. И по той причине, что не хотят оставить услаждение в уме, - которое приносит их еретическое учение, питая страсть самомнения и высокоумия, а в духе гордыню, - не хотят от него отстать. Такое состояние души человека, - состояние нераскаянности, - есть грех хулы на Духа Святаго.
Несознательное - если человек заблуждается по причине неведения, невежества. Это еще не явный еретик, потому что его заблуждение не основывается на страсти гордости, высокоумия, самомнения, и он может постепенно исправиться. Об этом есть еще .

Явный, сознательный еретик поступает, как дьявол: знает, слышит Истину и упорствует в своем зле, омраченный сатанинской гордыней. Ибо гордыня приносит тонкое услаждение, от которого ни сатана, ни закоренелый еретик никак не хотят отказаться.

Добрый вечер, пастор Василий! Благодарю вас за внимание, и что вы уделили внимание моим предыдущим вопросам и дали мне ответ. У меня есть страх, который очень сильно мучает меня, и я очень прошу вас ответить на этот вопрос. Я прочёл ваши статьи о ХУЛЕ НА ДУХА СВЯТОГО. Мне хотелось бы, чтобы вы объяснили мне просто и понятно, как совершается этот грех, потому что я не знал и не понимал этого раньше. Я прочёл ваши статьи и послушал некоторые видео проповеди, и всё ещё не понимаю. Я знаю Писание, читаю, слушаю проповеди, у меня было несколько моментов покаяния, и я покаялся, после чего старался не грешить, но снова падал. Я хочу сказать вам, что я не крещён, и не принимал причастия, не посещаю церковь, смотрю проповеди дома по компьютеру, у меня есть некоторые соседи христиане, с которыми я беседую о многом… Я не могу знать, был ли я действительно рождён свыше и получил ли Святого Духа. Я говорю вам, что в 2009 году у меня был момент покаяния, после чего примерно год я старался не грешить. Затем я снова упал и, на протяжении многих лет, меня преследовала мысль, у меня не было состояния спосокойствия… Прошло время с 2009, и сейчас, прошлым летом, у меня снова было состояние самоанализа и покаяния, и я почувствовал ещё больше освобождения на душе. Хочу отметить, что я не покаялся в церкви перед братьями или с возложением рук, это было не так, я был дома один. У меня был период спокойствия, и я ходил с Богом, но, что самое ужасное, я снова упал, и я чувствую себя так плохо, чувствую печаль и боль, до нынешнего момента я не знал о ХУЛЕ НА СВЯТОГО ДУХА. Недавно я узнал и ужаснулся, и сейчас я в состоянии страха. Вообще-то, это я и хотел бы у вас спросить — моей деятельностью и жизнью до нынешнего момента я хулил Духа? Пастор Василий, прошу вас прислать мне ответ, потому что я обеспокоен, и мне страшно, я не знаю, что делать… Спасибо!

Перед тем, как ответить на вопрос, я хочу дать остальным читателям ссылки на статьи, опубликованные мной ранее о хуле на Духа Святого:

Мне кажется, что я достаточно объяснил в предыдущих статьях, чем является хула на Духа Святого, но я сделаю это ещё раз. Итак…

Что такое хула на Духа Святого?

В Евангелии от Матфея 12:22-37 описано столкновение Господа Иисуса с фарисеями, которые, увидев, как Иисус исцелил глухонемого одержимого бесами, сказали, в присутствии свидетелей: “Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского!”. Господь Иисус ответил, что Сатана не может изгонять Сатану, и добавил, что Он изгоняет бесов с помощью Духа Божьего и, в заключение, сказал, что хула на Духа Святого не будет прощена ни в этом веке, ни в грядущем, давая фарисеям и всем остальным людям понять, что слова, сказанные фарисеями, когда они присвоили Сатане работу Святого Духа, как раз были хулой на Духа Святого. Кстати, они не сказали ничего о Святом Духе, но хулили на Духа Святого, так как отрицали личность Христа и его работу по спасению, когда ясно это видели. Они совершили много плохих вещей, как эта, так как их переполняла горькая зависть. Точно также они поступали, когда искали всевозможные объяснения, лишь бы не сказать, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Затем, когда Господь Иисус воскрес, явив самое большое доказательство того, что Он — Мессия, они всё таки предпочли прийти к стражникам и заплатить им денег, чтобы те солгали, сказав, что ученики пришли и украли тело Христа.

В Евангелии от Марка 3:20-30 описан другой случай, когда родственники пришли забрать Иисуса, так как думали, что он сошёл с ума. Тогда же книжники, которые спустились из Иерусалима, говорили, что Иисус одержим Вельзевулом и изгоняет бесов с помощью господина бесов. Это утверждение рассматривалось Господом Иисусом как хула на Духа Святого, и Спаситель ещё раз сказал, что этот грех не будет прощён им. Последние стихи объясняют, почему Иисус сказал эти слова, и что значит хула на Духа Святого:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. (Марка 3:28-30)

Были ли твои грехи хулой на Духа Святого?

У меня нет дерзновения сказать это. Из того, что ты мне написал, я не вижу, чтобы ты отрицал когда-либо , и тот факт, что он — Спаситель мира. В то же время, я не думаю, что ты испытал истинное покаяние и рождение свыше и, следовательно, ты не был . У тебя есть желание жить святой жизнью, но у тебя нет сил, так как эту силу мы получаем тогда, когда крещены Святым Духом.

Как освободиться от страха, что ты хулил на Духа Святого?

Если ты не покаялся и не испытал , ты ещё под тяжестью всех своих грехов и идёшь в вечную погибель. Ты должен принять конкретное решение перед Богом и не допускать больше никаких компромиссов. Я не знаю, что за компромиссы ты делал до этого, но очевидно, что ты не решился умереть для себя и воскреснуть для Христа, чтобы жить полностью для Него. Я призываю тебя принять это решение прямо сейчас. Склони колени перед Богом и скажи Ему о своём решении. Затем, прийди завтра в церковь и скажи пастору, что ты решил креститься и стать членом церкви, так как крещение — это не выбор, а заповедь Господа Иисуса Христа для всех тех, кто решил быть Его учениками. Тот, кто не хочет креститься, пусть не считает себя учеником Господа Иисуса, потому что он им не является. Затем, посредством крещения ты станешь членом Церкви Христа. Господь Иисус даёт нам Духа Святого тогда, когда мы твёрдо решаем жить полностью для Него. Есть много тех, кто заблуждается, полагая, что они стали христианами, лишь повторив молитву на евангелизации или в христианском лагере и т. д., но которые не хотят покаяться и живут дальше так, как им нравится. Нет, мои дорогие, не заблуждайтесь. Вы не ученики Христа и не достойны Его. Вы не спасены, и ваши грехи остались на ваших плечах, как это было до нынешнего момента. Те, кто приходит в Церковь Благая Весть в Кишинёве , наверное заметили, что, с некоторых пор, я даже не вызываю людей вперёд для покаяния, а приглашаю лишь тех, кто решил креститься. Кто не принял этого решения, не решил жить для Бога, а заблуждается. Если ты тоже так делал, прекрати так делать. Пойди к пастырю и скажи ему, что ты хочешь креститься и следовать во всём учению Христа, что бы это не включало в себя, до конца свой жизни. Только так ты будешь истинным учеником Христа.

Не откладывай больше покаяние…

Не заблуждайся, как это делают другие, как ты, думая, что шансы на спасение никогда не исчерпаются. В Послании к Евреям написано:

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне «, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. (Евреям 3:12-13)

Диавол тот, кто обманывает тебя и постоянно убеждает тебя отложить покаяние, поразвлекаться ещё, взять от жизни то, что ещё успеваешь. Чем больше ты откладываешь покаяние, тем больше благословений, которые Бог приготовил для тебя, ты теряешь, а диавол выигрывает время, чтобы сделать две вещи, которые уничтожат тебя.

  1. Обманывает тебя, чтобы ты откладывал…
  2. Использует эту задержку, чтобы ожесточить тебя, сделать тебя нечувствительным к призыву и к Слову Божьему.

Поспеши покаяться, креститься и присоединиться к церкви, чтобы служить всеми своими духовными дарами. Поспеши спасти свою душу.

Перевод: Елена Столерь.

Все знают фразу, что хула на Духа Святого не простится ни в сем веке ни в будущем. Боясь совершить этот грех, многие обходят десятой дорогой тему о Духе Святом, чтобы вдруг какие-то мысли их и слова не оказались бы хулой. Но разве Господь говорил о том лишь, что опасно сказать или подумать что-то не так о Духе Святом?

Согласно словарям, значение слова «хулить» – это резкое осуждение, порочащие слова, «вызывающее неуважение». Определение хулы на Духа Святого – упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека.

Также – хула на Святого Духа – это, когда идет явное проявление Божьей Благодати, но человек амбициозно отрицает это и называет Божье проявление бесовским. Так было, когда священники, книжники и фарисеи утверждали, что Иисус творит Свои чудеса силой вельзевула. Это полная слепота души, возведшей свой земной разум на пьедестал.

«Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются (Ему)» (Евр.6:4-6).

Хула на Духа Святого это то, когда человек уверовал, но не живет согласно слову Божьему: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил (...) так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (...) Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд.1:5,8,12). Самое страшное то, что это написано о верующих, о христианах. Об этом говорят слова дважды умершие, то есть сначала они были мертвы во грехах, но потом, получив освящение и жизнь от Господа, опять умерли, не живя по слову, и для них нет надежды. Хула на Святого Духа в том состоит, когда человек верит в Бога и знает, что не должен он делать зло – но делает его сознательно, ибо в душе у такого человека такая злоба, что он не в состоянии обратиться к Господу с покаянием.

Хула против Святого Духа – это не греховный поступок и не словесное кощунство, а такое состояние души, при котором покаяние становится невозможным. А по этой причине становится невозможным и прощение. Хула против Святого Духа есть сознательное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине, о которой человек внутри себя знает, что это истина.

Хула на Святого Духа – это окончательная и необратимая победа самости и гордыни над духом.

В глубине себя мы ведь знаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Отвержение от себя этого знания, противление ему, отрицание в угоду хотения страстей и похотей, самовластия, славолюбия, сребролюбия (в широком смысле) – есть хула на Святого Духа.

Итак, в чем проявляется «упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека»? В определении подчеркивается, что хула на Духа Святого совершается сознательно, это вызревшее решение, которое возникает, когда душа упорно отвергает Духа Святого, Божью Благодать и Милость, и этим доходит до такого состояния, в котором невозможно покаяние.

Все, кто встал на путь Божий, путь спасения души, путь служения Богу, по сути, стремятся к добру, к Свету и не хотят плохого. Вырвавшись из греховного состояния, войдя в светлый Божий мир, человек счастлив. Все вокруг преображается, наполняет радостью и верой в лучшее. Душа клянется Богу в верности, в том, что она никогда не предаст, что Господь – это суть ее жизни. И кому-то кажется, что все далеко позади, жизнь станет другой, счастливой, беззаботной, все плохое уйдет само собой. Бог все Сам устроит. Но Господь сказал «берите свой крест и следуйте за Мной». Т.е., теперь с Божьей помощью мы должны навести порядок в своей жизни, увидев и осознав, освободившись от многих пут, мы можем исторгнуть, убрать причины, которые привели нас в такое состояние. Но часто человеком гораздо больше движет желание иметь, чем желание отблагодарить Бога, отдавать, жертвовать чем-то ради спасения себя и других. В результате, видя, что проблемы из жизни не уходят – начинается разочарование. Человек как бы выставляет Богу претензию – что все то, что Он дал ему не имеет ценности и смысла. Чаще всего, та причина, грех, что вызвал кризис в жизни человека – так и не был убран. У кого-то обида, у кого-то блуд, у кого-то тщеславие и гордыня, страх и ложь, зависть и ревность – самый страшный враг не побежден, но разъярен воздействием Божьей Благодати. Хуже нет тех, кто был воскрешен Богом от грехов, но возвращается на свою блевотину и умирает, но уже навсегда...

Мы имеем возможность слышать Божью Волю, знать то, что Он хочет. Но насколько понимаем, что это – Святыня! Нам всем хочется знать, что нас ожидает, хочется знать правильные решения наших ситуаций, чтобы не попасть в ловушку, не потерпеть фиаско. Мы просим – и Господь открывает нам Свою Волю. Исполняем ли мы ее? Мы просим о спасении и Господь дарует нам путь к нему. Идем ли мы по нему или увлекаемся своими страстями? Просим о благах, о хлебе насущном и Бог дает нам все необходимое. Ценим ли мы это? Мы просим о служении и Господь благословляет нас. Все ли мы делаем, чтобы это благословение принять и реализовать данные нам дары?
Нам очень много дано и мы привыкли к этому состоянию, Господь так много проявляется в нашей жизни, что это становится часто обыденным. Обычные чудеса, которые постоянно присутствуют в наших путях мы воспринимаем как должное, и не замечаем как уходит благоговение при Встрече с Богом. Постепенно, по отношению к Богу мы начинаем проявлять качества, присущие нам в обычной жизни, которые проявляем ко всем людям. Претензии, ропот, недовольство, обиды, возмущение, ложь. Здесь, конечно, обнаруживается наша настоящая суть. По отношению к Богу люди стараются показывать лучшие качества, часто буквально «встают на носочки», стараясь быть лучше, чем они есть. Но с привыканием эта грань становится все более расплывчатой и, в конце концов, если полного осознания и изменения себя не произошло, – то как человек относился к своему ближнему, так он проявляет себя и по отношению к Богу. Господь многое, очень многое нам прощает, Он долготерпит, но всему есть своя мера. Что мы чувствуем, когда Господь открывает нам Свою Волю, если мы ожидали совсем другого? Принимаем ли всем существом, смиряемся, покоряемся ей? Или пусть внешне принимаем, внутри себя создаем стену и остаемся при своем мнении, или делаем как желает того Господь, но остаемся крайне недовольны, что впоследствии обязательно сказывается на наших поступках. Или вроде бы соглашаемся, но все медлим с исполнением, ждем подходящего времени и обстоятельств, которые никогда не придут. Ведь, когда Бог открывает какой есть грех в человеке – это означает, что Он желает, чтобы человек его исторг из своей жизни. Реакция человека обычно довольно пассивная, вроде такой – «да, конечно, надо все это убрать, но только пока это нереально, потому что... » (здесь множество причин, которые мешают все это сделать). Это – начало конфликта, начало неприятия Духа Святого, Который, нам во благо, ведет нас сквозь земные тернии. Это – ложь между человеком и Богом. Тело склоняется перед Богом, мысли и желания – нет. Недовольство, неприятие – это начало хулы. Не от страха, не фанатично, но всей душой, пониманием и сердцем желает Господь, чтобы мы исполняли Его Волю. И не марионетками были, но творческими самостоятельными людьми. Люди же, порой, не желают принимать на себя никакой ответственности, и только ждут, когда Господь Сам все устроит, сделает за них выбор и решит все задачи. И если пока человек находится в начале своего духовного пути, ему прощаются многие его пороки, то если он за отведенное ему время для исправления, через ситуации, что давались для этого – не захотел менять себя, – это также расценивается как противление Духу Святому. Так человек становится источником серьезных духовных вирусов.
Для того, чтобы зерно, брошенное в землю, проросло – ему необходимо приложить огромные усилия. Сначала оно как бы умирает по отношению к своему начальному состоянию, теряет прежнюю форму и стабильность. И все это для того, чтобы родилась новая жизнь, чтобы дать путь множеству новых плодов. Оно пробивается сквозь пласты земли, пускает корни, чтобы найти воду и питание, пускает росток, который уязвим и для холода, и для зноя, и для воздействия других факторов. Зачем все это нужно ему? Ведь будучи семенем, он ни в чем не нуждался, и почти ни от чего не зависел. Но жизнь, движение, что заложены в маленьком зародыше внутри зерна толкает его на то, чтобы расти, чтобы постигать новое, раскрываться, цвести и, наконец, дать плод, который будет началом новой жизни, нового мира. Так и человек, когда в него попадают лучи Божьей Благодати – зародыш духа внутри его сердца начинает расти, желает пробиться сквозь толщу мира, раскрыться и принести плод. Тому, кто противится этому, не дает плодоносить своей душе, не заботится, не прилагает всех усилий для того, чтобы дать Духу Святому преобразить свою душу – тот, в конце концов, оказывается противником Божьим, его зерно может умереть. Ибо если оно уже начало расти – надо делать все возможное, чтобы оно укрепилось и стало самостоятельным плодоносящим деревом. Мы же часто относимся к этому очень легкомысленно. Господь открывает наши грехи, указывает на то, что Ему неугодно в нас, мы же часто не прилагаем всех усилий, чтобы этот грех искоренить, чтобы пожертвовать своими страстями, привычками, желаниями. В то время, как Дух Святой прилагает силы к нашему спасению, согревая и взращивая в нас огонь новой жизни, человек относится к этому без должного усердия, будучи поглощен иными целями. Находясь в состоянии прозябания, он рискует тем, что Божье зерно в нем может завянуть или загнить. И как когда-то Господь проклял бесплодную смоковницу, так это может постигнуть и того человека, который не исполнил Божью Волю о себе. Когда проходит отведенное время, а человек не навел порядок в своей душе, не принял должным образом даров, данных Духом Святым, не реализовал их для служения, не нашел, не выстроил пути для этого, не подготовил пути Богу – то на этих незаполненных Светом пустотах разрастаются невырванные им плевела пороков и заглушают зерно.

Дух Святой приходит и уходит, как того желает, проявляется и ведет, испытывает и оставляет наедине с самим собой – нам нужно ждать воздействия Ее с благоговением, с огромной жаждой, уметь отличать Ее голос от всех других голосов, стать послушными Ей, следовать за Ней беспрекословно, хоть и «замучает Она Своим водительством» – но это во благо нам, ибо Дух Святой прозревает самую суть души и сердца, и знает нас изначально, и ведает все наши пути. Она – Мать, и наш Исток, и наша Жизнь. Вверимся же Ей, и отбросим все то, что мешает этому, забудем про себя и все силы положим на то, чтобы Огонь, зажженный в нашем сердце не угас, но разросся и поглотил собой все наше существо. Ничего важнее этого нет.

Хула на Духа Святого (богохульство).

В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины, ересь,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Святитель Афанасий Великий :

«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.
…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».

Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:

"Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?"

Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:

"Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.

Святитель Димитрий Ростовский:

"Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние".

Святитель Феофан Затворник , ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.

От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин , как от лукавства перед Богом:

«Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели».

Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов) :

«Величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу».

Архим. Рафаил (Карелин) пишет:

«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:

1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.

2) Отчаяние, отсутствие надежды. Человеку кажется, что жизнь бессмысленна, что ему нет прощения, что все пути для него закрыты. Отчаяние переходит в ненависть к Богу как виновнику зла. Человек в таком состоянии не может и не хочет ни молиться, ни каяться, сердце у него окаменело. Высшая степень отчаяния - самоубийство.

3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.

4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.

Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено".

И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:

"Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)".