Культура междуречья кратко. Культура народов древней месопотамии. Что мы узнали

Древние цивилизации Бонгард-Левин Григорий Максимович

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали еще конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением.

Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н. э. в Вавилон, где он «короновался», принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи; в Вавилоне он и. умер 13 июня 323 г. до н. э., вернувшись из восточного похода. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г. до н. э., когда страну захватили парфяне. От разгрома, учиненного парфянами Вавилону за эллинистические симпатии его жителей, город так и не оправился.

Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем, что сознавали сами и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т. п.), в полную меру сказавшимися, очевидно, лишь в сасанидскую эпоху (227-636 гг. н. э.), сколько социально-политическими: отсутствием «национальной» центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками, а главное - глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский диалекты аккадского еще в первой половине I тыс. до н. э. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других древних городах). Подлинными ее носителями были ученые писцы и жрецы. Именно они на протяжении трех столетий сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и «открытом» мире. Однако все усилия вавилонских ученых спасти прошлое были тщетны: месопотамская культура отжила свое и была обречена.

В самом деле, что могла значить вавилонская «ученость» для людей, уже знакомых с творениями Платона и Аристотеля? Традиционные месопотамские представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов критического и динамичного сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом; средством «межнационального» общения, как и повсеместно на Ближнем Востоке, служили греческий и арамейский. Даже апологеты древних традиций из числа эллинизированных вавилонян вынуждены были писать по-гречески, если желали быть услышанными, как это сделал вавилонский ученый Берос, посвятивший свою «Бабилониаку» Антиоху I. Греки проявили поразительное равнодушие к культурному наследию завоеванной страны. Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, осталась незамеченной; искусство, следовавшее образцам тысячелетней давности, не импонировало греческому вкусу; местные культы и религиозные идеи были чужды эллинам. Даже прошлое Двуречья, судя по всему, не вызывало у греков особого интереса. Не известно случая, чтобы какой-нибудь греческий философ или историк изучил клинопись. Пожалуй, только вавилонская математика, астрология и астрономия привлекли внимание эллинов и получили широкое распространение.

В то же время греческая культура не могла не прельщать многих из неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего причастность к культуре завоевателей открывала путь к социальному успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация происходила (проводилась и принималась) сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уж распространялась на низы. Для вавилонской культуры это, очевидно, означало потерю немалого числа активных и способных людей, «перешедших в эллин-ство».

Однако импульс, данный греками, с течением времени и по мере распространения ослабевал, тогда как обратный процесс варваризации пришлых эллинов шел по нарастающей. Он начался с социальных низов переселенцев, был стихийным и вначале, вероятно, не очень заметным, но в конце концов греки растворились в массе местного населения. Одолел Восток, правда Восток уже не вавилонский, а арамейско-иранский. Собственно древнемесопотамское культурное наследие было воспринято последующими поколениями на Востоке и Западе лишь в ограниченном объеме, часто в искаженном виде, что неизбежно при всякой передаче через вторые и третьи руки. Это, впрочем, нисколько не умаляет ни нашего интереса к нему, ни важности изучения древнемесопотамской культуры для лучшего понимания всеобщей истории культуры.

Месопотамская цивилизация- одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первая, так и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и «гражданского общества», с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе. Существование какого-то рубежа, отделяющего первобытную культуру от древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю сущность различия между этими разностадиальны-ми культурами стали предприниматься только в последнее время. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место в обществе; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном подключении обучаемых к практике.

Мышление человека первобытной культуры можно определить как «комплексное», с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружен в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. Уровень развития первобытной личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации отмеченная сим-практичность преодолевается и возникает «теоретическая» текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление «гражданских» отношений в обществе создают условия для возникновения категориального мышления и понятийной логики.

По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии новый тип людей - носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и ученого писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены - будущих администраторов и «ученых», первыми вырвались из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического воспроизведения сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ним и задач требовались новые формы й приемы мышления.

На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная культура постоянно «ионизировалась», подвергалась преобразующему воздействию со стороны культуры древних городов, но тем не менее благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его. Жители отдаленных и глухих селений, многие племена и социальные группы оказывались не затронутыми ею.

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хра-нения-передачи информации и «теоретической», т. е. чисто интеллектуальной, деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретенная шумерами клинопись - самое характерное и важное (во всяком случае для нас) из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове «Египет» мы сразу представляем себе пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещренная клинописными значками, могла бы служить таким же символом древнего Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала-достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, подушко– или линзообразную форму древнейших табличек.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, т. е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Они служили «памятками» и вещественным подтверждением условий сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких-либо споров и разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты - это описи полученных или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи также по существу фиксируют передачу имущества, посвящение его богам. К числу древнейших относятся и учебные тексты - списки знаков, слов и т. д.

Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные «школьные» или «научные» тексты - списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, ее с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500 г. до н. э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно, также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись заимствуют урарты; персы также создают свое парадное клинописное письмо, хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое. Клинопись, таким образом, во многом определила культурный облик переднеазиатского региона в древности.

Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом II и царем хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов. 1400-600 годы до н. э.- время наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские и аккадские ритуальные, «научные» и литературные тексты переписываются и переводятся на другие языки во всем ареале клинописи.

Древнемесопотамская шумеро– и аккадоязычная литература известна сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло «основной поток традиции», т. е. изучалось и переписывалось в древних школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожженные, прекрасно сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет восстановлен весь корпус литературных и «научных» текстов. Обучение в Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного содержания - от образцов деловых документов до «художественных произведений», и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен по многочисленным ученическим копиям.

При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием: по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых и частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести экземплярах. Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты «исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т. п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения - «литературные» обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и произведения авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский «Эпос о Гильгамеше», в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько более поздних аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хурритский и хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана.

Огромный интерес представляют старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос «Энума элиш» («Когда вверху…»). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, трижды отомстившего своему обидчику. Этот сказочный сюжет хорошо представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе АарнТомпсона). Широко распространен в мировом фольклоре и мотив полета человека на орле, впервые встречающийся в аккадской «Поэме об Этане». Шумерские «Поучения Шуруппака» (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций, повторяющихся позже во многих ближневосточных литературах и у античных философов.

Из произведений нефольклорного, изначально письменного, авторского происхождения следует указать несколько поэм о невинном страдальце, так называемую «Вавилонскую теодицею» и «Разговор господина с рабом», предвосхищающих темы библейских книг Иова и Экклесиаст. Некоторые покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских псалмах. В целом можно утверждать, что древнемесопотамская словесность, ее тематика, поэтика, само видение мира и человека оказали значительное воздействие на литературы соседних народов, на Библию и через нее - на литературы Европы.

По-видимому, месопотамские истоки имела и арамейская «Повесть об Ахикаре» (древнейшая запись датируется V в. до н. э.), переведенная в средние века на греческий, арабский, сирийский, армянский и славянские языки («Повесть об Акире Премудром»).

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-ва-вилонская математика и астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятиричным счетом шумеров, деля круг на 360°, час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии.

Самый творческий период вавилонской математической астрономии приходится на V в. до н. э. В это время существовали знаменитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих астронома: Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, установивший продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха открывший солнечные прецессии. Большую роль в передаче грекам вавилонских астрономических знаний играла школа, основанная вавилонским ученым Беросом на о-ве Кос около 270 г. до н. э. Таким образом, греки имели прямой доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи раннего Возрождения.

Любопытно наследие месопотамской цивилизации в области политической теории и практики, военного дела, права и историософии. Сложившаяся в Ассирии административная система была заимствована персами (деление страны на сатрапии, разделение в провинции гражданской и военной власти). Ахемениды, а вслед за ними эллинистические правители и позже римские кесари усвоили многое из придворного обихода, принятого у месопотамских царей.

Родившаяся, по-видимому, на рубеже III-II тыс. до н. э. идея единой истинной «царственности», переходящей со временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в Библию (Книга Даниила) как идея смены «царств», она стала достоянием раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникшей на Руси в начале XVI в. теории «Москвы - третьего Рима». Характерно, что инсигнии византийских императоров и русских царей, согласно византийским и русским авторам, происходят из Вавилона. «Услышав же князь Владимер Киевский, что царь Василий (император Византии 976-1025 гг.-И. К.) получи (из Вавилона.- И. К.) такие великие царские вещи, и посла к нему своего посла, чтоб ево чем подарил. Царь же Василий ради чести своей посла князю Владимеру в Киев в дарех сердоликову крабицу да мономахову шапочьку. И с того времени прослыша великий князь Владимер Киевский - Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властяпоставление, тогда ради чину воскладывают ея на главу»,- читаем мы в «Сказании о Вавилоне-граде» (по списку XVII в.).

Несмотря на то что в ветхозаветной и христианской традициях к Вавилону и Ассирии было явно неприязненное отношение, Вавилон оставался в памяти многих поколений первым «мировым царством», наследником которого выступали последующие великие империи.

Ancient Civilizations of Asia Minor

Цивилизации Древней Малой Азии

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

РЕЛИГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Одновременно с древнеегипетской формировалась другая великая ближневосточная цивилизация - в Междуречье Тигра и Евфрата. Месопотамская (т. е. шумеро-аккадско-вавилоно-ассирийская) религия, основы которой заложили шумеры,

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 13 Мировоззрение и культура Древней Месопотамии

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Боги, судьба и люди в Древней Месопотамии Мировоззрение месопотамцев было типичным порождением ближневосточной языческой древности. Абсолютных начал для месопотамцев не существовало, как и противопоставления разных уровней бытия: естественного –

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Литература, наука и искусство древней Месопотамии Важнейшим культурным достижением шумеров была словесно-слоговая клинопись, основанная на «ребусном» принципе (знак, обозначавший односложное слово, использовался также для обозначения соответствующего слога в составе

Из книги Всемирная история сокровищ, кладов и кладоискателей [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Часть Третья Сокровища древней Месопотамии и земли Иудейской СодержаниеРассказ 1. Сокровища царских гробниц в Уре.Рассказ 2. Сокровища Мари.Рассказ 3. Сокровище Вавилона.Рассказ 4. Статуи дворца царя Ассирии АшшурнасирапалаРассказ 5. Библиотека Ашшурбанапала.Рассказ 6.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Культура древней Индии Культура древней Индии представляет большой интерес потому, что мы можем проследить её развитие на протяжении ряда веков и потому, что она оказала довольно сильное влияние на культурное развитие ряда древневосточных народов. Особенно хорошо

автора Гуляев Валерий Иванович

Глава 1 Вода, земля и жизнь (экология древней Месопотамии) Вероятно, нигде больше влияние географии на историю не проявляется так заметно, как в странах, которые занимают пространство от Средиземного моря до Персидского залива и от Иранского нагорья до Аравийского

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Глава 8 Космогония, теология и религия в древней

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Глава 10 Наука, культура и искусство древней Месопотамии Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства…

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Культура Древней Руси За время государственного единства Киевской Руси сложился единый древнерусский народ. Это единство выражалось в выработке общего литературного языка, заменившего местные племенные диалекты, в формировании единой азбуки и развитии грамотности, в

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 7. Культура Древней Руси Культура Древней Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней «две культуры» - культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в

Из книги Древний Восток автора

Мировоззрение и культура Древней Месопотамии Перед тем как повести речь о месопотамской культуре, нам придется обратиться к достаточно пространному описанию духовного облика, т. е. мышления и ценностей людей древнего Ближнего Востока, в чье цивилизационное «поле»

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Культура Древней Месопотамии Грамота и школы Как мы уже упоминали, грамотность в Месопотамии была распространена довольно широко и очень уважалась. В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров: произведения мифологического содержания, повествующие о

Из книги История Древнего Востока автора Деопик Дега Витальевич

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МЕСОПОТАМИИ В I ТЫС. ДО Р. Х. 1а. Религия. 2. Письменная культура и научные знания. 3. Литература. 4. Искусство. 1а. Когда вы будете знакомиться с религиозными представлениями Шумера и Вавилона, то увидите целый ряд черт, которым вавилонское

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. - с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V–IV тыс. до н. э. их вытесняют племена

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Месопотамией (или Междуречьем) древние греки называли земли между реками западной Азии (между Тигром и Евфратом). С 4 тысячелетия до н.э. здесь существовали, сменяя друг друга, и, словно бы передавая эстафетную палочку культурного развития несколько государств и этнических общностей: вначале – Шумер и Аккад, затем – Вавилон, Ассирия, Иран.

Территория Месопотамии была заселена примерно 40 тыс. лет назад, и уже к 4 тыс. до н.э. здесь сформировалась самобытная культура.

Древнейший период культурного развития Месопотамии связан с развитием Шумера и Аккада. Это – наиболее древние и развитые государства западной Азии, где складываются основы культуры Междуречья: принципы мировосприятия, основы мифологии и искусства. Все последующие государства, развивавшиеся до н.э. на территории Междуречья воспринимают в основном те характерные особенности, которые сложились в самый древний период, в культуре Шумеро-Аккадской.

Фактически Шумерское и Аккадское царства не представляли единства; существует предположение, что их населяли две совершено различные этнические общности – предки арабов (Шумер) и предки монголоидной расы (Аккад). Однако, их характеризует сходство в самых различных культурных феноменах.

В древнейших мифах Месопотамии главное место занимают божества – олицетворения природных сил (божества – податели земных благ) - такие, как Ан (бог неба и отец других богов), Энлиль (бог неба, воздуха, всего пространства от земли до неба) и Энки (аккадский Эа, бог океана и пресных водоемов). Известны так же бог луны Нанна (Аш)*, бог солнца Уту (Шамаш), богиня плодородия и плотской любви Инанна (Иштар), владыка мира мертвых и бог чумы Нергал, богини-матери Нинхурсаг и Мама (повитуха богов), богиня- врачевательница Гула (первоначально – богиня смерти). С развитием государственности этим богам все больше приписываются социальные функции, связанные с управлением обществом (Ан воплощает идею власти, Уту воспринимается как верховный судья и защитник притесняемых, появляется так же бог-«секретарь» и бог-«носитель трона владыки», покровитель воинов Нинурт).

Позднее в Вавилоне древнейшие верования существенно видоизменяются. В числе наиболее почитаемых здесь выдвигается городской бог Мардук, а так же личное божество «илу» (передается от отца сыну в момент зачатия). Вавилонские боги многочисленны, они очеловечены – как люди стремятся к успеху, обзаводятся семьями и потомством, едят и пьют, им свойственны разные слабости и недостатки (зависть, злоба, сомнение, непостоянство и т.д.)**.

Важнейшее место в мифологии древней Месопотамии занимают мифы (эпические сказания) о Гильгамеше. По сути, это сказания о первом культурном герое (прообразе более позднего древнегреческого Геракла, германского Зигфрида, русских богатырей и т.д.).



Гильгамеш - легендарный царь г. Уру, сын простого смертного и богини Нинсун, потомок солнечного бога Уту. Сохранилось 5 эпических сказаний о Гильгамеше:

-«Гильгамеш и Ага» (сказание о борьбе героя с Агой, правителем северного объединения шумерских городов);

-«Гильгамеш и гора бессмертных» (рассказ о походе во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе славного имени, борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой, убийство последнего и гнев бога Энлиля за этот поступок);

-«Гильгамеш и небесный бык» (об умерщвлении чудовища - небесного быка);

-«Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» (об изгнании по просьбе богини Инанны исполинской птицы Анзуда и умерщвлении волшебной змеи, поселившейся в божественном саду; описание картин царства мертвых; о дружбе с созданным богами диким человеком Энкиду, призванным убить Гильгамеша);

-«Гильгамеш в подземном мире» (или о смерти героя).

Человек в мифах Древней Месопотамии рассматривается изначально как существо и земное, и божественное, а предназначение его на Земле – труд. Иллюстрацией таких представлений может служить «Поэма об Атрахасисе», гдерассказывается о происхождении людей и их работе на благо богов (были времена, когда людей не существовало, и на Земле жили боги – «бремя несли, таскали корзины, корзины богов были огромны, тяжек труд, велики невзгоды…»; в конце концов боги решили создать человека – смешали глину с кровью одного из низших богов, которым пожертвовали ради всеобщего блага). С развитием культуры Месопотамии все большее значение приобретает представление о человеке, как о создании богов, вынужденном трудиться, почитать своих создателей, но при этом не забывать о земных радостях. Мировоззренческие интересы сосредоточены на реальной жизни (миф не обещает посмертных благ человеку: после смерти человек попадает в «страну без возврата», где все находятся примерно в одинаковых условиях).

Мифологическое мышление древнейшей месопотамской цивилизации вырабатывает и первые протонаучные знания, хотя, безусловно, последние невозможно рассматривать в отрыве от мифологического объяснения мира. В рамках сказаний, гимнов богам появляется первый календарь земледельца, первые медицинские книги (записи рецептов). В Вавилоне складывается шестидесятеричная система исчисления времени (часы, минуты, секунды), вычисляется повторяемость затмений. Огромное значение для развития культуры имело оформление и распространение в Месопотамии системы письменности. Изначально это пиктографическая письменность – рисуночное письмо, основанное на условных знаках-символах, затем клинопись. Уже к концу 2-го тысячелетия до н.э. клинопись, заимствованная в Сирии, Персии, Египте становится «международной» системой письменности, а затем постепенно перерастает в алфавитное письмо. (Так, в развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии исследователи обнаружили огромную библиотеку, включавшую древние шумерские глиняные таблички, на которых записаны древние мифы и сказания, законы и исторические притчи.) Важное значение для развития научных знаний, осмысления жизни человека в обществе и регуляции общественных отношений имел первый свод законов (знаменитый свод законов царя Хаммурапи, написанный клинописью на 2-х метровом каменном столбе). Создан он был во 2-м тысячелетии до н.э. в эпоху расцвета Вавилонского царства. Данный свод законов определял деление общества на свободных (авилум) и рабов, однако такое деление не предписывалось как раз и навсегда данное (например, раб мог жениться на свободной женщине, тогда дети от их брака считались свободными).

Искусство Месопотамии выделяется своей яркостью, жизненностью, реалистичностью (статуи и мелкая пластика), свободой. В более позднюю эпоху (искусство Ассирии, Вавилона, Ирана) распространяются фантастические изображения животных – крылатые быки, львы, грифоны. Интересно, что при всей фантастичности изображений, мастера Месопотамии всегда стремились к реалистичности и художественной конкретности изображаемого.

Еще в Шумерах и Аккаде формируются основные принципы, которым следует в последствии все искусство Междуречья. Так, в архитектуре складывается классическая форма храма – зиккурат. Зиккурат - высокая многоступенчатая башня, опоясанная выступающими террасами; она создавала впечатление множества башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом (количество уступов от 4 до 7). Верхняя башня зиккурата рассматривалась как святилище бога (его жилище); внутри верхней башни располагалась статуя бога, как правило, изготовленная из ценных пород дерева или покрытая пластинками золота, которая одевалась в пышные одежды и венчалась короной.

В целом, архитектурные сооружения Месопотамии, подчиняясь материалу, тяжеловесны, прямоугольны, важнейшими элементами архитектурных конструкций являются купола, арки и сводчатые потолки. К сожалению, архитектурные памятники Междуречья практически не сохранились до наших дней (основным строительным материалом служил недолговечный кирпич, высушивавшийся на солнце.). Главной достопримечательностью архитектуры Месопотамии считается Вавилонская башня (так же не сохранившаяся сегодня). По форме это сооружение представляло собой классический зиккурат, высота которого достигала 90 метров; отличительной особенностью этого сооружения стали озелененные террасы башни, позднее известные как «висячие сады Семирамиды» (седьмое чудо света)*.

В 6 в. до н.э.на территории Месопотамиивозвышается Иранское царство (это происходит при правящей династии Сасанидов). Здесь распространяется и развивается одна из первых древнейших религий – зороастризм. Основателем ее считался легендарный Зороастр (в греческой транскрипции Заратустра), живший предположительно в 12 – 10 в. до начала н.э. Зороастр проповедовал новое учение в восточном Иране, но не был признан. Уже после смерти проповедника зороастризм приобретает все больше сторонников и поддерживается государством. Впоследствии образ Заратустры был мифологизирован: согласно мифу он был создан в самом начале бытия, но не как реальный человек, а как духовная сущность и до времени был помещен в ствол дерева жизни.

Канон зороастризма – Авеста (собрание священных книг, содержащих религиозные и юридические предписания, молитвы, гимны). Сущность зороастризма заключается в поклонение огню и вере в справедливую борьбу добра и света со злом и тьмой. В Иране и сегодня существуют храмы огня, имеющие свою иерархию. Самый великий и почитаемый храм огня Бахрама - символа правдивости. Внутри храм представляет собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном постаменте-алтаре помещается священный огонь.

Наряду с общей идеей поклонения огню, символизирующей борьбу со злом, в зороастризме существует свой пантеон богов. Главное божество зороастрийского пантеона Ахурамазда, носитель злого начала – Азриман, символ плодородия - Сенмурава (существо, изображаемое в облике собаки-птицы), богиня любви - красавица Анахиту.

Нравственно-философской основой зороастризма провозглашается этическая триада: благие мысли – благие слова – благие дела. Выполнение ее – обязательное условие правильного образа жизни (по учению Заратустры душа человека уже через 3 дня после смерти идет к месту возмездия на суд, где все деяния человека взвешивают и решают его дальнейшую судьбу: праведников ожидает блаженство, грешников – страшные муки и ожидание окончательного наказания на последнем суде в конце мира)*.

Первые поселения на территории Месопотамии существовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата.

На рубеже IV-Ш тыс. до н.э. возникают первые города-государства -- Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада -- древнейшего семитского города в Месопотамии -- стал Саргон Древний (по-аккадски -- Шуррукен, что означает «Истинен царь»). По легенде он был не знатного происхождения, и сам говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал... Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке». При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. Шумеры слились с семитами, что оказало большое влияние на всю последующую культуру этого региона. Но борьба за власть между различными городами-государствами продолжалась.

В конце III тыс. до н.э. в страну началось проникновение кочевников -- западно-семитских племен (амореев) и ряда других народов. Амореи около XIX в. до н.э. создали несколько своих государств, самое знаменитое из них -- со столицей в Вавилоне, которое сыграло важнейшую роль в истории Месопотамии. Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II -- начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока.

Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности -- мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).

В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.

Вклад шумеров в развитие науки и в мировую культуру

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») -- древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее -- древневавилонское) царство объединило север и юг -- области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792--1750 до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья даёт пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это -- далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.

Шумеро-Аккадская культура

В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность. Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ". В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур, Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла. В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек. По сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность. На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы.

Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. В литературе и искусстве Аккада проявились новые веяния, образы и темы. Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Культура Старовавилонского царства

Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации была Вавилония, Центром ее был город Вавилон (Ворота Бога), цари которого во 2 тыс. до н.э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада. Важным новшеством в религиозной жизни Месопотамии 2 тыс. до н.э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Вавилона - Мардука. Он повсеместно стал считаться как царь богов. Согласно учению вавилонских жрецов, именно боги определяли судьбы людей и только жрецы могли знать эту волю - одни они умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Культ небесных светил становится исключительно важным в Вавилонии. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Была создана шестидесятиричная система, которая существует по сей день в исчислении времени. Вавилонские астрономы высчитали законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений. Религиозные верования обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. Классической формой храмов Вавилонии была высокая ступенчатая башня - зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, террасы - озеленены. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - "висячие сады Семирамиды". Архитектурных памятников вавилонского искусства до нас дошло не много, что объясняется отсутствием прочного строительного материала, но стиль зданий -прямоугольная форма, и массивные стены, и использованные архитектурные элементы - купола, арки, сводчатые потолки - явились теми архитектурными формами, которые стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка.

Влияние вавилонской культуры на ассирийскую

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки - ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако, эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерно изображение грандиозных и высокомерных быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Особенностью ассирийского искусства является изображение царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи. Это было фактами ассирийской обыденной жизни и эти сцены переданы без чувства жалости и сострадания. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью. В Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, также как в рельефах и росписях - светские сюжеты. Характерными были великолепно исполненные изображения животных, в основном, льва, верблюда, коня. В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными -- облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве -- отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными -- когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»; описательными -- в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги. Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того -- тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных.

Искусство Ирана 6-4 вв. до н.э. еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников. Оно более спокойное: в нем нет той жестокости, которая была свойственна искусству ассирийцев, но в то же время преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных - прежде всего крылатых быков, львов и грифов. В 4 в. до н.э. Иран был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

Религия и мифология Древней Месопотамии

Характерной чертой религии Древней Месопотамии является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов. Для Шумера типичным является культ местных богов, и прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) -- богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду -- Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе -- Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ан и Инанна (богиня любви и войны) и т.д. Богиней загробного мира, находившегося под землей считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей.

Божество, как правило, считалось присутствующим в своем изображении, если оно обладало определенными специфическими чертами и атрибутами, и ему поклонялись так, как было установлено и освящено традицией данного храма. Если изображение выносили из святилища, с ним вместе удалялся и бог, выражая таким образом свой гнев против города или страны. Богов облачали в пышные одежды особого стиля, дополнявшиеся тиарами и нагрудными украшениями (пекторалями). Одежды сменялись во время специальных церемоний в соответствии с требованием ритуала.

Мы знаем из месопотамских и египетских источников, что изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Во время ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались», чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал «омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость. Похожие обычаи были приняты и в Египте, где идолы божеств наделялись традиционно необходимыми качествами с помощью магических актов и формул. Тем не менее сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая неловкость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.

Богам в храме Урука, например, еда подавалась два раза в день. Первая и основная трапеза приходилась на утро, когда храм открывался, вторая -- на вечер, очевидно, на время непосредственно перед закрытием дверей святилища... Каждая трапеза состояла из двух блюд, называемых «основное» и «второе». Блюда различались между собой, по-видимому, скорее по количеству, чем по составу продуктов. Церемониал, характер и число блюд, входивших в божественную трапезу, приближаются к человеческим меркам, вообще характерным для месопотамских богов.

Письменность и книги

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-Ш тыс. до н.э. По-видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В VI-IV тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы -- маленькие глиняные шарики, конусы и т.п. В IV тыс. до н.э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала -- достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками -- рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших табличек.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизация и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные «школьные» или «научные» тексты -- списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, ее с середины III тыс. до н.э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н.э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500г. до н.э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты.

При школах-академиях (эддубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них -- библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием; по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты «исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т.п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии. Школа называлась в Месопотамии «эддубба», что означало «дом табличек», директора называли «отец дома табличек», а учителей -- «старшие братья»; были в школах и надзиратели, которых называли «владеющие хлыстом», что иллюстрирует некоторые особенности метода обучения. Ученики осваивали письменность путем копирования сначала отдельных знаков, а затем целых текстов. Обучение происходило с раннего утра до позднего вечера и длилось много лет. Учиться было трудно, но профессия писца была выгодной и почетной.

Кратко о культуре Междуречья (Месопотамии, Двуречья)

Клинопись (письменность) Междуречья (Междуречья, Двуречья)

Народы Месопотамии создали богатую культуру. Культура Месопотамии (Междуречья, Двуречья), а именно к примеру письменность - это одно из величайших культурных достижений того времени. Создание письменности способствовало развитию науки и искусства. Творцами письменности были шумеры. Древнейшее письмо было рисуночным. Трудность передачи рисунком отвлеченных понятий вызвала замену рисуночного письма клинописью.

Значки, состоящие из клиньев, стали обозначать не только отдельные слова, но и слоги.
Клинописная система письма была сложной и громоздкой. Один и тот же клинописный знак имел до десятка различных значений, всего же знаков было свыше 600.

Однако, несмотря на все неудобства, клинопись для своего времени имела большое значение и оказала влияние на развитие письменности народов Востока. Из клинописи вышли алфавитные системы 29. Клинописные таблички. письма.
Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины
лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек.

Наука Месопотамии (Междуречья, Двуречья)

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Медицина Месопотамии (Междуречья, Двуречья)

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.


Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э.
владевших всей Передней Азией и Египтом.

Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами. Возводились также храмы в виде поднимающихся уступами башен. Верхние площадки этих башен использовались для наблюдений за небесными светилами.

Миф о потопе в двуречье

В глубокой древности зародились легенды, в которых нашли отражение попытки человека понять природные явления, смену дня и ночи, происхождение вселенной, растительности и животного мира. В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.
Установлено, что когда-то огромное наводнение обрушилось на Междуречье, так что она оказалась под водой. Страх перед грозным и непонятным явлением природы породил миф, будто бы потоп послан богами, разгневавшимися на людей. Скудные познания в географии привели к тому, что наводнение в Месопотамии было воспринято как «всемирный потоп»,

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство.Высокого уровня достигла шумерская металлургия.Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.


В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося.

Высокого уровня достигла шумерская литература.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи - стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре(605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды»,ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука - главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии - как и во всем Двуречье - ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».