Эбру что нужно. Техника рисования на воде. История рисования эбру

Анна Костылева

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер - класс.

Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Современный исследователь детского изобразительного

творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.


Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.

Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского - «случаться»). При том неизвестно, какое изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.

В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.

Более подробно остановлюсь на одной из нетрадиционных техник рисования «ЭБРУ».


«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.

Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.

В переводе слово «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли - «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые

школы по обучению технике рисования Эбру.

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью:

развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Она помогает решить следующие задачи:

1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;

2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;

3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;

4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

И в результате:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;

2. Находят не стандартные способы художественного изображения;

3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.

И сегодня я проведу мастер - класс «Нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ».

В начале, я расскажу, как работать в этой технике

шаг 1.

Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.


Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.

2 шаг.

Подготовка красок


Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.

3 шаг.

Подготовка ИЗО материала


Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.

4 шаг.

Рисование в этой технике


Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).


5шаг.

Перенос рисунка на бумагу

Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.


Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.


Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.


Вывод

С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.


Свою работу веду не только с детьми, но и провожу мастер – классы с родителями, знакомя их с нетрадиционными техниками. Оформляем стенды, выставки, сама провожу кружок по ИЗО деятельности.

Спасибо за внимание!

Эбру (Ebru) - новое удивительное направление творчества, уникальная техника рисования на воде . Чем-то напоминает марморирование, но имеет значительно больше возможностей. Это - не просто плучение цветных разводов, а, в полном смысле слова, - РИСОВАНИЕ на поверхности воды. Сам процесс творчества чем-то сродни медитации. Увлекательное и завораживающее искусство!

Как рисовать

Эбру - это рисунок одной жидкостью (краской) на поверхности другой (на воде). Это возможно только в том случае, если у жидкостей разная плотность. Поэтому воду в лотке, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.

С помощью порошкового загустителя раствор нужно подготовить заранее, примерно за 12 часов до начала рисования.

Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см. Для такого лотка Вам подойдет флакон 25 мл сухого загустителя. Он рассчитан на приготовление 2-х литров раствора.

Как приготовить раствор для Эбру:

1. Возьмите емкость (кастрюлю, банку и т.д.) с объемом 2,5-3 литра, налейте в нее 2 литра теплой воды.

2. Начните медленно засыпать в нее порошковый загуститель непрерывно помешивая. Загуститель хорошо растворяется в воде, но чтобы не образовывались комочки лучше не торопиться.

3. Продолжайте помешивать раствор в течении 30 минут . Сухой загуститель должен полностью раствориться в воде, чтобы в итоге вы получили хороший качественный раствор, на котором сможете долго и с удовольствием рисовать. Это очень важно.

4. После этого дайте раствору отстояться в течении 10-12 часов. Лучше сверху чем-нибудь накрыть емкость, чтобы в нее не сыпалась пыль и возможный различный мусор.

5. Через 12 часов раствор готов. Перед тем, как переливать его в лоток еще раз неспешно (чтобы не образовывать много воздушных пузырьков) перемешайте его в течении 10-20 секунд.

Внимание! Если раствор получился неоднородным и на дне емкости вы обнаружите осадок - это говорит о том, что при приготовлении вы не выдержали нужного времени размешивания! Если такое произошло - помешайте раствор в течение 3-5 минут и процедите его через капроновый чулок.

6. Перелейте раствор в лоток. Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см. Для такого лотка Вам подойдет флакон 25 мл сухого загустителя. Он рассчитан на приготовление 2-х литров раствора. Чтобы собрать микро-пузырьки воздуха с поверхности воды положите на раствор газету на 5 минут. Затем по одной из сторон лотка держа газету за края стаскивайте ее "на себя" через бортик лотка параллельно полу так, чтобы лишняя водичка с газеты осталась в лотке.

Полезно знать! Накрывать раствор газетой следует после каждого рисунка, если после переноса рисунка на бумагу часть красок осталось на поверхности воды. Также по окончанию работы положите газету на раствор и оставьте ее там до следующего "сеанса" рисования. Таким образом раствор будет меньше испаряться и на поверхности не образуется пленка.

Для рисования Эбру идеально подходят специальные готовые краски. В этом случае вся подготовка красок заключается просто в их интенсивном взбалтывании перед каждым использованием, чтобы пигмент оседающий на дно флакончиков хорошо перемешался с другими компонентами.

Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, как вода. Для изготовления красок используются только натуральные компоненты. Краски не имеют запаха и безопасны при использовании.

Полезный совет : Удобнее всего разлить краску перед работой по одноразовым пластиковым стаканчикам. НЕ ЛЕЙТЕ КРАСКУ ИЗ ПИПЕТОК ИЛИ ЧЕРЕЗ КРАЙ ФЛАКОНА ПРЯМО НА ЗАГУСТИТЕЛЬ!!! ЭТО ОЧЕНЬ ЧАСТАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩИХ. У ВАС НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ВЫ ИСПОРТИТЕ РАСТВОР И ПОТРАТИТЕ ВСЮ КРАСКУ ВПУСТУЮ!!!

Рекомендации : Такие краски как "металлик" нуждаются в более тщательном перемешивании, чем обычные и простым взбалтыванием хорошо перемешать все компоненты у вас скорее всего не получится. Рекомендуем Вам открутить крышку флакона, взять шило со стержнем среднего диаметра, погрузить во флакон и круговыми движениями перемешать краску в течении 15-30 секунд. Затем вытащите шило, оботрите его салфеткой, плотно закрутите крышку на флаконе и еще 5-10 секунд взбалтывайте флакон. Таким образом краска будет хорошо перемешана и порадует вас ярким результатом при рисовании. Но имейте ввиду, что примерно через 15-20 минут краска во флаконе в состоянии "покоя" опять разделится на компоненты - более тяжелые осядут на дно. Поэтому, если Вам опять понадобится данная краска в работе - интенсивно взболтайте флакон.

Для Эбру также вам потребуется

  • устойчивый стакан с обычной водой для споласкивания кисточек;
  • бумажные полотенца или салфетки или туалетная бумага для обтирания шила и кисточек после споласкивания.

РИСУЕМ ФОН:

Как правило, основные рисунки Эбру выполняются на предварительно нарисованном фоне. Для чего он необходим? Фон удерживает краску, которую вы наносите шилом сверху и не дает очень сильно растекаться краскам на поверхности воды.

Принцип рисования Эбру - это создание на поверхности воды круга, из которого затем с помощью его деформации создают неповторимые образы, удивительные по красоте рисунки, узоры и т.д . Для выполнения рисунка используется шило . Окуная кончик шила в стакан с краской, а затем касаясь воды, вы будете создавать на поверхности ровные четкие красочные круги (о технике рисования шилом мы расскажем ниже). Если вы будете это делать на "чистой" воде - без фона, то при каждом касании воды кончиком шила круг, образующийся на поверхности, будет слишком широко и неконтролируемо растекаться. Рисовать имея фон - проще, а конечный результат получается ярче и красивее.

Для создания фона вам потребуются кисти разного размера. Основная задача кистей - вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель.

Начинаем рисовать ЭБРУ

Возьмите кисть в руку и, придерживая стаканчик, погрузите ее в краску, затем слегка прижмите к стенке стакана, чтобы лишняя краска стекла в стаканчик. Затем, держа кисть в правой руке горизонтально воде, примерно на расстоянии 5-7 см от поверхности воды, левой рукой начните слегка постукивать сверху по кисти так, чтобы по воде разбрызгивались мелкие капельки краски. Не стучите сильно по кисти, чтобы избежать разбрызгивания краски мимо лотка. Фон не должен быть очень "жирный", т.к. при переносе рисунка на бумагу он может у вас смазаться. Как этого избежать, расскажем чуть позже.

Полезно знать! Краски, находясь на воде, всегда кажутся бледнее, чем получатся в итоге после переноса рисунка на бумагу.

Рекомендуем для фона использовать одновременно 1-3 цвета краски . Можно, конечно, и больше, но тогда основной рисунок может «потеряться» на слишком пёстром фоне. Кроме того, сложнее будет переносить рисунок на бумагу, т.к. краски будет много и он получится "жирным". Рисунок может смазаться или образуются подтеки.

После создания фона с помощью разбрызгивания краски вы можете оставить его в этом виде и приступить к рисованию основного рисунка. Однако, с помощью некоторых приспособлений (шило, гребни), можно сделать фон более эффектным. Как это сделать? Попробуем показать наглядно:

1. С помощью шила вы можете сделать линии фона зигзагообразными или также любой другой формы. Возьмите толстое шило (с диаметром стержня 3-4 мм), погрузите его на 1 см в раствор в левом, ближнем к вам углу лотка и двигайте вправо параллельно бортику лотка до края. Потом в обратную сторону на расстоянии 1 см от предыдущей линии.

2. Тоже самое можно сделать, двигая шилом от себя и к себе. См. рисунки с примерами:



Итак, фон готов. Переходим к основному рисунку Эбру . Это может быть все, что угодно: различные цветы, бабочки, рыбки. Фантазируйте!

Рисуем простой сюжет

Для начала давайте нарисуем какой-нибудь простой сюжет, например, бутон тюльпана, но пока без стебля.

Сам бутон тюльпана рисовать достаточно просто: возьмите шило среднего диаметра, погрузите в краску на 5-7 мм, а затем коснитесь воды. Протыкать шилом поверхность воды при этом не следует. Касайтесь поверхности. На поверхности воды образуется красочный круг. Чтобы сделать его диаметр больше, проделайте эту "операцию" несколько раз.

Круги можно сделать разных цветов: первый - красный, второй - желтый, третий - опять красный. Для этого касайтесь шилом с другим цветом центра предыдущего круга.

Не забывайте обтирать шило салфеткой каждый раз , когда меняете цвет! Также рисунок будет "чище" и четче, если обтирать шило после каждого касания воды.

Обратите внимание! Желтая краска значительно интенсивней растекается, чем красная. Поэтому, чтобы второй желтый круг не задавил первый красный, для желтого используйте шило в 2-3 раза тоньше.

Затем, слегка погрузив шило в раствор рядом с кругами, начинайте двигать его по направлению к центру кругов. Когда шило достигнет центра, остановите его и как бы поставьте "точку" - опустите шило еще на 3-5 мм внутрь раствора и тут же вынимайте его полностью из раствора. Так конец линии получится более четким и завершенным.

Потом, погрузив кончик шила справа или слева от образовавшегося разреза по центру, начинаем "вытягивать" им лепестки нашего тюльпана:

В дополнение к этому материалу предлагаем вам посмотреть несколько

С техникой эбру я познакомилась осенью во время работы в реабилитационном центре , где этот способ рисования по воде используют в качестве терапии для детей-инвалидов. Меня впечатлила реакция детей, их эмоции, простота исполнения и невероятная красота получающихся рисунков. Безусловно, для настоящего эбру нужен полный набор специальных средств: красок, раствора, гребней, жесткой кисти, шила (в центре работают с материалами от Artdeco). Но оказалось, что в домашних условиях тоже можно сотворить нечто подобное: эбру на молоке. В Инстаграме в последнее время много раз мелькали фотографии опытов с молоком, красками и средством для мытья посуды, именно они и натолкнули меня на мысль — совместить эту забаву вместе с идеей эбру-рисования.

Итак, берем большой поднос и наливаем молоко — у нас в холодильнике оказалось 2,5% жирности, думаю, что на более жирном молоке результат получится еще интереснее.

Затем мы с Агатой в отдельных емкостях немного развели водой икеевскую гуашь (другой краски дома нет, но, возможно, и обычная гуашь подойдет).

Вот и все приготовления. Из инструментов нам понадобились пипетка, обычная кисточка, зубочистка и палочка для суши. А дальше началось самое настоящее волшебство, остановить которое я была не в силах в течение почти 2 часов! Так долго дочь не увлекал ни один из способов взаимодействия с красками.

Особенно Агате полюбился процесс получения оттиска на листе бумаги. Она назвала это «типографией» и решила, что будет таким образом украшать все имеющиеся белые листы в доме. У нее отлично получалось самостоятельно выполнять все манипуляции по переносу красок: брать лист, класть его на молочный рисунок и потом вытаскивать для просушки.

После того, как краски перенесены на лист, можно творить еще бесчисленное количество раз. Очень красиво получается, если краску не только капать пипеткой, но и разбрызгивать с помощью кисти. Затем мы брали зубочистку или палочку и делали узоры.

Агата использовала не только плотные листы мелованной бумаги, но и самые обычные квадратики из блокнота: результат был хорош и в первом, и во втором случае. Вот только тоненькие листочки после высыхания пришлось прогладить утюгом, так как они немного покоробились. Дочь заявила, что на квадратных рисунках она будет писать мне письма, и у нее получилась довольно солидная пачка заготовок:-).

Как всегда после «официальной» части творчества в ход пошли дополнительные ресурсы))

В этот раз в качестве шила применялся хвост трицератопса, а молоко было решено заменить десертом (персикового цвета на фото). И что я могу заметить: техника рисования на молочном густом десерте совершенно отличалась от предыдущих опытов. На этом «киселе», как назвала его Агата, краски так не разбегались, и рисунки получались чуть более стабильными. Жаль, что долго нам не удалось поэкспериментировать, потому что следующим этапом было смешивание.

В этот момент мы и вспомнили про средство для мытья посуды. Агата набирала его на кисть и стряхивала на рисунок: ниже видно, как разбегается краска по поверхности молока-киселя. Потом эти же фокусы проделали все наши игрушки, заставляя мыльными хвостами краску сдвигаться к бортикам подноса.

Мы перенесли на бумагу очень много рисунков, и впечатлений у нас не меньше! После сушки и глажки пытались угадать, увидеть в причудливых узорах какие-то изображения, дать им названия. Агата предложила считать эти творения картами и рисовать на них ручкой лабиринты, писать названия островов и морей, прокладывать путь морякам и пиратам. И ведь она права: получился вид фантастической планеты из космоса с ледниками, реками, пустынями.

Волею судеб в истории человеческой цивилизации народам Востока отведена особая роль. Они подарили миру множество мистических и эзотерических учений, искусство врачевания и сохранили традиции возрастом в тысячелетия.
Именно с Востока - то ли из Турции, то ли из Индии, в Персию, а затем и в Османскую империю перешло искусство эбру– создание изображений на воде.

Суть технологии заключается в том, что вначале изображение создается красками на поверхности воды. Затем его можно переносить на другие поверхности – бумагу и ткань, дерево и стекло, а также на керамику. Персы этой технике дали поэтическое название «искусство облаков».

Удивительная роспись по воде

В Европу этот удивительный вид изобразительного искусства проник и стал активно использоваться с XVI века. На протяжении столетий техника эбру использовалась в основном для создания эффекта мраморной бумаги. Ее использовали для каллиграфического написания текстов, как материал для оформления обложек и форзацев при переплете книг. Дело в том, что каждый отпечаток рисунка можно получить лишь в единственном экземпляре. Поэтому книга, получившая переплет, выполненный этой техникой, имела поистине уникальное оформление.

Эффект мраморной бумаги

Для получения мраморированной бумаги поступают следующим образом. Неглубокую ванну, нужных размеров, наполняют водой. Подготавливают нужные краски. Обычно используют масляные или офсетные краски, растворенные в скипидаре. Для более стойкого удержания красок на воде, в нее добавляют конторский или казеиновый клей (это не обязательно). Каждая из подготовленных красок должна находиться в отдельном небольшом сосуде.

Основными цветами среди красок являются синяя, желтая и красная. Их можно применять по отдельности или смешивая между собой, получать разнообразные дополнительные тона. Если того требует фантазия художника можно использовать белую и черную краски. Готовое изображение можно посыпать «золотым» и «серебряным» порошком.

Процесс рисования картины на воде

На поверхность воды в ванночке капают по очереди подготовленные краски, которые, расплываясь, создают определенный узор. Если капли красок будут попадать в одну точку, они будут образовывать круги с живописными переходами. Слегка раскачивая ванночку, можно придать переходам волнообразную фактуру. Проводя по цветным пятнам на поверхности воды заостренной палочкой, можно получить совершенно фантастические элементы изображения.

Перенос изображения с воды на другие поверхности

Следующий этап требует определенной сноровки, терпения и аккуратности. На полученное изображение равномерно укладывается та поверхность, на которой предполагается сохранить изображение – бумага или ткань. Если этот процесс выполнен не достаточно корректно, на поверхности останутся непрокрашенные куски. Хотя иногда это делается намеренно, для размещения надписей.

В качестве основы для получения узора можно брать клеевой раствор или заваренный крахмал, вообщем вязкую слизь. Бумага должна быть достаточно прочной, чтобы после намокания на ней не появились разрывы.

Добрый день, дорогие читатели!

Знакома ли вам техника рисования эбру? Наверное, не все о ней слышали. В то же время это очень интересный и захватывающий процесс творчества. На Востоке для создания рисунков на бумаге применяют специальные экстракты растений и желчь.

К сожалению, заказывать материалы в других странах дорого и не выгодно. Но печалиться не стоит. Техника эбру рисования на воде в домашних условиях доступна каждому, причем стоить это занятие будет абсолютно недорого.

Эбру в переводе с персидского означает «похожий на облака». Первые найденные на территории Туркестана изделия в этой технике датируются 800 г н.э.

Смысл эбру состоит в том, чтобы рисовать на воде нерастворимыми красками, а затем переносить изображение на бумагу. Получается нечто среднее между рисованием акварелью и эстампом.

На Востоке краски получают путем смешения натурального пигмента, желчи и воды. Перед началом в воду добавляют экстракт горной колючки гевен, который делает жидкость более плотной. Краски же получаются водянистыми, очень жидкими, поэтому легко двигаются по поверхности.

С помощью тонкой кисти художник создает рисунок, перекатывая краски. Затем опускает бумагу под воду, выжидает 10 секунд и поднимает полотно с готовым изделием. Это самый ответственный момент: рисунок должен полностью сохраниться на бумаге.

Сегодня техника эбру стала не только достоянием избранных. Ее актвино применяют на уроках в детском саду. Конечно, это не значит, что в России заказывают для малышей дорогие краски. Все материалы можно найти дома под рукой.

Как рисовать дома?


Если вы не собираетесь заниматься эбру профессионально, а хотите лишь позабавить себя и немного разнообразить жизнь, стоит узнать, какие краски подойдут для домашнего пользования.

Сделать их нетрудно. Понадобится разбавитель и масляные краски. Возьмите цвета, которые вам по нраву и в отдельных емкостях с помощью разбавителя доведите их до жидкого состояния.

Теперь рассмотрим, как сделать жидкость, на которой мы будем рисовать. Для этих целей нужен будет крахмал. Разведите его в обычной воде до состояния жидкого клейстера. Это и будет наша основа для рисования.

А теперь самое главное: как правильно размешивать краски, чтобы получился рисунок. Возьмите посуду с широкой поверхностью. Чем шире будет поверхность, тем больше получится рисунок.

Вылейте в подготовленную посуду клейстер и капните на него немного краски. Тонкой кисточкой начинайте перемещать краски так, чтобы получился орнамент. Начать можно с самого простого – разводов и пятен. Затем усложняйте рисунок, добавляя контуры цветов, павлиньих перьев. Кроме кисточки, можно подключить и другие инструменты в виде ложек, лопаточек и т.д.

Вот тут можно посмотреть видео этого волшебного процесса:

Как рисовать и какие узоры выполнять, решать вам. Завораживает скорее не результат, а процесс, когда контуры узоров создаются на поверхности густой жидкости. Когда рисунок готов, кладем поверх него бумагу, ожидаем в течение нескольких секунд, затем поднимаем и даем воде стечь.

Нужно быть готовым, что результат может не совпадать с изображением на воде, поскольку краски могут расплываться под воздействием стекающей жидкости и менять очертания. Общий контур, конечно, сохранится, но тонких ценителей прекрасного первое время такое исполнение может не удовлетворить. Так что сосредоточьтесь на процессе выполнения, а результат придет в ходе тренировок.

Эбру для детей

Техника эбру в детском саду еще проще, чем описанный выше пример. Приобретать масляные краски для детского садика никто не будет: уж очень дорого они стоят.


А вот обычной гуаши в арсенале учителей достаточно. В качестве жидкости для нанесения красок используется обычное молоко: его могут принести на урок родители для каждого малыша в отдельности.

В широкую мисочку нужно налить немного молока. Лучше, если его жирность будет небольшая, не выше 2,5%. Гуашь следует слегка развести водой. Для нанесения красок на поверхность можно использовать пипетку, зубочистку, кисточки. Как только краски попали на поверхность воды, можно начинать творить.

Эта техника абсолютно безопасна для малышей. Даже если кто-то из них по незнанию решит попробовать цветной «коктейль», ничего страшного не случится. Некоторые экспериментаторы добавляют в краски моющее для посуды, но в случае с детками этого делать не надо. Обычная гуашь намного безопаснее.

Когда рисунок на молоке создан, можно приступать к оттиску. Подойдет как мелованная, так и обычная бумага из блокнота: результат будет одинаковый.


Если вы часто проводите в детском саду подобные уроки, устройте в конце года выставку и выберите самые лучшие работы! Если вы рисуете дома, вставьте в рамку самый удачный свой оттиск и повесьте на стену!